Змз 406 дроссельная заслонка

Иногда бывает, руки чешутся что-нибудь покрутить и куда-нибудь влезть без особой на то нужды. Вот одним из таких объектов моего внимания стал дроссельный узел.
Снял патрубок, чтобы глянуть на заслонку — все чистое. К стати, многие жалуются, что там частенько бывает много грязи, но я почему-то ни разу на своем двигателе не замечал чего-либо подобного. И даже не совсем понимаю, откуда там может браться грязь, если есть фильтр и патрубки не дырявые? Но на всякий случай протер ветошью, смоченной в бензине.
Трос не перетянут, даже имеется небольшое провисание. Пружина нормально возвращает заслонку в закрытое состояние. Вроде бы все нормально и тут. Зазора между заслонкой и «диффузором» в закрытом состоянии вроде бы не видно, а снимать дроссель, чтобы посмотреть на просвет — лень. Решил просто проверить-подрегулировать положение упорного винта.
Я обычно это делаю следующим образом: Отпускаю гайку и выкручиваю винт до тех пор, пока между его торцом и кочергой оси не появится зазор. В таком случае у меня заслонка закрывается насколько, что упирается в тело дросселя и при попытке ее приоткрыть ощущается подклинивание. Потому я очень потихоньку начинаю заворачивать винт до тех пор, пока его торец не коснется упора. Проверяю наличие закусывания при повороте. Если оно есть, еще немного заворачиваю (обычно на 1/8 — 1/4 оборота). Снова проверяю и при достижении «легкого старта» затягиваю гайку. Снова проверяю. И так до тех пор, пока не станет все как положено. Логика при этом следующая: при ненажатой педали заслонка должна быть максимально возможным образом закрыта, но не должна в этом положении клинить. Соответственно, количество воздуха, которое может просочиться через дроссельный узел в этом положении должно быть минимальным. А все для обеспечения холостого хода сделает электроника, в распоряжении которой есть в том числе такой орган управления, как РХХ. Если неправ, поправьте.
Так то оно, вроде бы, все так, но иногда, как водится, не без изъянов. Холостые обороты с положенных 850 об/мин могут на две-три секунды снизиться до 720 — 790 об/мин при различных переходных режимах. Например при сбросе газа, если перед этим доводилось двигаться на малых оборотах, преодолевая ухабы. Или просто при выключении вентилятора, когда нагрузка на вал двигателя уменьшается, а в прошивке количество шагов РХХ возвращается к исходным значениям. Как я могу себе представить, такие качели возникают ввиду изначально неправильной настройки режима холостого хода, с которой успешно справляется электроника, но ей для этого необходимо определенное время. В принципе, это обстоятельство не особо то и напрягает, но все же пока нахожусь в состоянии поиска правильного решения. Пробовал в прошивке немного увеличивать число шагов на малых оборотах уставкой, что-то особой разницы не заметил. Там вообще есть куча параметров, с которыми можно «поиграться», но плохо, что пока нет понимания, что на это дело влияет. Например пропорциональный и интегральный коэффициенты. На что они влияют, я пока себе не представляю…
В общем простым и действенным методом победить этот недуг является небольшое приоткрывание заслонки дросселя, что, судя по информации из интернета, многие с успехом и применяют. Хотя, как по мне, это в корне неправильное решение. Даже как-то проводил эксперимент, в ходе которого выяснилось, что обороты не проседают, однако появляется другой эффект — обороты значительно медленнее падают после педалирования. В общем, то х длинный, то рубашка короткая… Потому пока еще продолжается мозговой штурм.
Надо бы еще RCOK и RCOD крутнуть попробовать…

Главная » Статьи » Дроссель ГАЗ-3302: главный по воздуху

В актуальных модификациях «ГАЗель-Бизнес» устанавливаются инжекторные бензиновые и дизельные двигатели, в системах питания которых за подачу воздуха отвечают дроссельные узлы. О «ГАЗелевских» дросселях, их существующих типах, устройстве и работе, а также об обслуживании и ремонте читайте в статье.

Общий взгляд на систему питания двигателей ГАЗ-3302

На актуальные модификации автомобилей ГАЗ-3302 «ГАЗель-Бизнес» устанавливаются современные инжекторные бензиновые двигатели отечественного производства и дизельные агрегаты Cummins. Все они имеют похожую по устройству и принципу действия систему питания, важное место в которой занимает дроссельный узел, или просто дроссель.

Несмотря на различие двигателей, системы питания у них построены по единым принципам. Она включает в себя две подсистемы:

  • Подсистему подачи воздуха;
  • Подсистему подачи топлива.

В первую подсистему входят воздушный фильтр, воздушный патрубок, дроссельный узел (со всеми датчиками и приводами) ресивер и впускная труба. Также в эту систему входят регулятор холостого хода, с ней же связаны система отвода картерных газов и система продувки адсорбера.

Подсистема подачи топлива бензиновых и дизельных двигателей отличается. В бензиновых моторах ЗМЗ и УМЗ она состоит из бензобака со встроенным в него топливным насосом, топливопроводов, топливных фильтров, общей топливной рампы и четырех форсунок (на каждый цилиндр). Сюда же включаются и различные датчики. В дизельном моторе Cummins присутствуют все эти элементы, однако подача топлива к топливной рампе осуществляется двумя насосами — низкого давления (топливоподкачивающим) и высокого давления (ТНВД).

Как нетрудно заметить, все двигатели принципиально похожи, поэтому их дроссельные узлы выполняют одинаковые функции и имеют схожую конструкцию.

Назначение дросселя

Дроссельный узел, или просто дроссель — компонент системы питания двигателя, отвечающий за регулировку количества поступающего в цилиндры воздуха. Главная деталь дросселя — подвижная дроссельная заслонка, которая изменяет сечение воздушного канала. Управление заслонкой обеспечивает изменения объема поступающего в цилиндры воздуха, что при одновременном регулировании подачи топлива изменяет обороты двигателя.

Важно понимать, что дроссель работает не так, как карбюратор. Изменение положения заслонки карбюратора одновременно приводит и к изменению количества топлива, которое распыляется сразу за заслонкой. В итоге одним нажатием педали газа регулируются обороты двигателя. В инжекторном двигателе дроссель отвечает только за подачу воздуха, поэтому педаль газа также связана и с подсистемой подачи топлива, а совместная работа дросселя и топливных форсунок обеспечивается электронным блоком управления.

Также дроссель выполняет еще две важных функции:

  • Подача воздуха в цилиндры на холостом ходу;
  • Подогрев воздуха в холодное время года.

Если же говорить о бензиновых двигателях ЗМЗ и УМЗ, то заслонка дросселя участвует и в образовании завихрений воздуха, которые способствую лучшему образованию топливно-горючей смеси.

Типы и модификации дросселей автомобилей ГАЗ-3302

Все дроссели для двигателей автомобилей ГАЗ-3302 можно разделить на две больших группы по типу привода заслонки:

  • Механический привод — с помощью тросика от педали газа;
  • Электронный привод — с помощью электронного блока по положению электронной педали газа.

Сегодня наиболее распространены простые по конструкции и недорогие дроссельные узлы с механическим приводом. Они устанавливаются на бензиновые двигатели экологических классов «Евро-2» и «Евро-3». Применение таких дросселей снижает количество необходимой электроники в двигателе, упрощает диагностику и ремонт.

Дроссели с электронным приводом применяются только на «ГАЗелях» с двигателями «Евро-4» — бензиновым УМЗ-4216 и дизельным Cummins. Эти дроссельные узлы как минимум вдвое дороже своих механических собратьев, требуют более сложной электроники и при этом сами сложны в настройке и диагностике. Однако широкое применение электроники позволяет повысить эффективность работы двигателя на всех режимах работы, снизить потребление топлива и повысить экологическую безопасность.

Сегодня рынок предлагает много моделей дросселей для ГАЗ-3302 и других авто «ГАЗель-Бизнес», поэтому при покупке следует выбирать деталь той модели и каталожного номера, что установлена на двигателе, либо рекомендована производителем. Только так можно гарантировать нормальную работу двигателя и достижение им заявленных характеристик.

Устройство и особенности дросселей ГАЗ-3302

Независимо от типа и модели, все дроссели имеют принципиально одинаковое устройство.

Основу дроссельного узла составляет корпус (обычно изготавливается из алюминиевых сплавов), в котором выполнен большой воздушный канал. В этом канале на оси устанавливается круглая воздушная заслонка, которая может поворачиваться на 90°, то есть — полностью перекрывать или открывать канал. Ось заслонки выходит с обеих сторон канала, с одной стороны она соединяется с приводом заслонки (механическими или электрическим), а с другой — с датчиком положения дроссельной заслонки.

Внутри корпуса дросселя выполнен водяной канал, который проходит вокруг дроссельной заслонки и завершается двумя штуцерами — подводящим и отводящим. Через эти штуцеры дроссельный узел соединяется с системой охлаждения двигателя и во время работы имеет температуру охлаждающей жидкости. Это необходимо для нормальной эксплуатации мотора в зимнее время года — подогрев дросселя предотвращает обмерзание его канала и внутренней поверхности ресивера. Кроме того, подогретый воздух обеспечивает более эффективное образование и сгорание горючей смеси.

В верхней части дросселя воздушный канал переходит в «стакан», который необходим для соединения с патрубком от воздушного фильтра. В дросселях для двигателей УМЗ этот стакан выполнен в виде отдельной пластиковой детали. В дросселях для двигателей ЗМЗ стакан отлит заодно с корпусом.

В дросселях для двигателей «Евро-3» в нижней части этого стакана выполнено два штуцера, которые с помощью патрубков соединены с регулятором холостого хода и ресивером. Так как на холостом ходу дроссельная заслонка полностью закрыта, то воздух для работы двигателя отбирается именно через эти патрубки и направляется сразу в ресивер. В дроссельных узлах двигателей «Евро-4» таких патрубков нет, так как в них полностью упразднен регулятор холостого хода.

В дросселях «Евро-3» механический привод заслонки реализован в виде сектора, который непосредственно или через простейший рычаг связан с осью заслонки. В секторе предусмотрено крепление для конца тросика, идущего от педали газа. В приводе имеется одна или две пружины для автоматического закрывания заслонки при отпускании педали газа. В дросселях «Евро-4» привод заслонки реализован в виде отдельного блока, которые подключается к электронному блоку управления двигателем.

Монтаж дроссельного узла осуществляется на торце ресивера с помощью четырех шпилек, для этой цели в корпусе дросселя предусмотрены отверстия. Монтаж обязательно выполняется через прокладку. Соединение всех патрубков (воздушного, водяных, для подачи воздуха на регулятор холостого хода) с соответствующими штуцерами выполняется с использованием хомутов.

Вопросы обслуживания и ремонта дросселя

Современные дроссели — это довольно сложные узлы, неумелое вмешательство в которые может изменить работу двигателя в худшую сторону, или даже привести к неисправности. Поэтому двигатели ГАЗ-3302, особенно «Евро-4», рекомендуется обслуживать и ремонтировать только в условиях сервисного центра. Сам автовладелец может лишь определить, что возникла какая-то неисправность, и обратиться за профессиональной помощью.

Обычно дроссельные узлы редко создают проблемы и не нуждаются в специальном техническом обслуживании. Единственное, что с течением времени вследствие работы системы вентиляции картера двигателя на дроссельной заслонке может образовываться нагар и появляться маслянистые отложения, которые имеет смысл удалять с применением специальных средств. Однако в ряде случаев после чистки заслонки может потребоваться новая настройка электронного блока управления двигателем, что тоже производится в автосервисе.

Так как дроссельный узел связан с системой охлаждения двигателя, то при регламентном ТО проверяется герметичность соединения патрубков с фланцами дросселя.

В числе неисправностей дросселя — заклинивание дроссельной заслонки, обрыв или заклинивание тросика привода заслонки, образование трещин в корпусе или воздушном патрубке (стакане) дросселя, поломка электронной части, в том числе датчика положения заслонки, потеря контакта с электронным блоком управления. Во всех этих случаях дроссель либо перестает работать, либо изменяет работу двигателя. Неисправность устраняется либо ремонтом, либо полной заменой дросселя. Если дроссельный узел меняется полностью, то необходимо проведение новой настройки электроники двигателя в условиях автосервиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *