ЗИС 5 АВТОМОБИЛЬ

    Автомобиль ЗИС-5 (1933-1941 г.г.), ЗИС-5В (1941-1947 г.г.), ЗИС-50 (1948), УралЗИС-5 (1947-1955г.г.), УралЗИС-355 (1956-1957г.г.), УралЗИС-355В (1957-1958г.г.).
    Появлению ЗИС-5 предшествовали несколько последовательных моделей АМО: АМО-2 (1930-1931г.г.), собиравшийся из американских узлов, поставлявшихся компанией Autocar, и АМО-3 (1931-1933г.г.), незначительно отличавшийся конструктивно от АМО-2 (был модернизирован задний мост, изменена форма передних крыльев, размеры грузовой платформы), но собиравшийся из деталей, изготовленных в СССР.

Легендарный Зис-5

    Здесь представлены фотографии автомобилей АМО-3, участвовавших в "каракумском" пробеге 1933 года (названному так по самому "экстремальному" этапу).
    Необходимо отметить, что конструкция АМО-3 постоянно модифицировалась и машины АМО-3 последних выпусков внешне (а частично и "внутренне") не отличались от ЗИС-5. Интересно также, что наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (4420мм против 3810мм) базой. Кроме того, на базе ЗИС-5 был создан ряд модификаций: седельный тягач ЗИС-10, шасси для пожарных автомобилей ЗИС-11, длиннобазные шасси ЗИС-12 и ЗИС-14, газогенераторные автомобили ЗИС-13, полугусеничные ЗИС-22 и пр.
    Все автомобили, не отправлявшиеся на экспорт, окрашивались только в стандартный зеленый цвет. Цвета кабины и кузова несколько отличались, поскольку для их окраски использовали красители на разной основе (для металла — масло, для дерева — глифталь). Они имели разные марки и, судя по выкраскам, отличались по тону.
    ЗИС-5 бамперами не комплектовались, исключение — экспортные автомобили и автомобили, предназначавшиеся для участия в рекламных автопробегах вроде каракумского. На ЗИС-5 устанавливались стандартные универсальные платформы ЗИС-5А или (значительно реже) ЗИС-5У с высокими бортами.
    На второй фотографии слева — оформление автомобиля начиная с 1942 года. Важно отметить, что после войны ЗИС-5 внешне вернулся к своему довоенному оформлению, но форма крыльев несколько изменилась (с 1949 года).
    На двух фотографиях справа представлены трофейные ЗИС-5, один из которых приспособлен немцами для использования в качестве дрезины.
    В общей сложности ЗИС-5 и развитых из него моделей за все годы разными заводами было выпущено около миллиона экзепляров.

В Архангельской области, на одном из островов Белого моря, чудом сохранился ЗИС-5, брошенный там ещё в 60-е годы в связи с полным отсутствием дорог. Таким мы его увидели.

Силовой агрегат оказался полностью родным, а вырез в моторном щите сделал водитель, который когда-то      ездил на этом ЗИСе зимой. Нужен этот вырез для того, чтобы тёплый воздух от коллектора шёл прямо в кабину.

Кабина на этом ЗИСе в конце 50-х была заменена на новую от автомобиля УралЗИС-355. Об этом говорит«поздний» кронштейн крепления рулевой колонки, торпеда без воздухозаборного лючка и характерной отбортовки.

Задний мост с механическим приводом тормозов, карданный вал, тормозные тяги сохранились в очень хорошем состоянии. Кузов, естественно, не сохранился, но позже мы нашли его точные чертежи.

До войны кронштейн запасного колеса устанавливался сзади под рамой, что было крайне не удобно для эксплуатации. С 1943 года на автомобили ЗИС-5В стали устанавливать уже другие кронштейны, они крепились под кузовом с правой стороны.

На двигателе чётко видна маркировка месяца и года выпуска – март 1941 года, что подтверждается аналогичной отливкой на коллекторе. Крылья тоже в неплохом состоянии, сохранились даже замки капота.

На автомобиле сохранилась даже заводская защита двигателя. Обычно же такие защиты не сохранялись по двум причинам: во-первых, за время эксплуатации они сильно ржавели и гнили, а во-вторых, если двигатель снимали с машины, то эти щитки обычно на место уже не ставили.

Перед тем как вытащить ЗИСа, его пришлось откапывать из снега и чистить дорогу.

Особая благодарность виртуозному трактористу рыболовецкого колхоза«Красное знамя» Сергею Ивановичу. Он очень аккуратно вытащил ЗИСа с дальнего острова на большую землю.

За моторным щитом, соответствующем году выпуску машины, пришлось идти а район деревни Луги Ленинградской области. При отступлении в 1941 году из Пскова в Ленинград в болотах было брошено много техники, и до сих пор можно найти некоторые зап. части. На фото Павлов Александр Олегович, знаток автомобиля ЗИС-5. Благодаря его участию наши ЗИСы по степени реставрации одни из лучших в мире.

Поскольку у нашего ЗИСа не было капота и ещё многих деталей, нам нужно было где-то      их найти. Неоценимую помощь в этом оказал Вадим Игоревич Матвеенко – главный«идеолог» нашего проекта, кандидат исторических наук, автор книги«Забытые и знаменитые».

Поскольку довоенные зап.

ЗИС-5 «Захар»

части возможно найти только глубоко в лесу, то приходилось их вытаскивать таким вот способом.

Двигатель пришлось серьёзно ремонтировать и комплектовать недостающими зап. частями.

Кабина восстановлена по заводским чертежам и найденным ранее образцам.

Кузов — деревянный, изготовлен по чертежам и найденным металлическим элементам. Окрашивался в такой же цвет, как и кабина.

Замки, петли кузова и гайки установлены раннего типа(до 1938 года). Такие замки не очень нравились шоферам – из-за них борта открывались на ходу, и впоследствии были заменены на замки«американского типа», которые до сих пор устанавливаются на русских грузовиках.

Генератор 3-щеточный марки ГБР-4600, карбюратор МКЗ-6 образца 1938 года, воздушный фильтр МААЗ-5, бензонасос интересной конструкции – оригинальная«обвеска» мотора.

Масляный фильтр имеет набор войлочных колец(можно вырезать из старого валенка, промыть и ехать дальше).

Рулевое управление типа«Росс-Гир» передавало усилие от рулевой колонки к поворотному механизму. На блоке двигателя виднеется треугольник с надписью ЗИС, а под ним – год выпуска.

Насос для накачки шин устанавливался на коробку переключения передач и работал от её шестерен.

Карданный вал не имеет эластичных шарниров. Оба шарнира — металлические типа«Спайсер № 500». Задние колеса имеют механические барабанные тормоза с двумя парами колодок, из которых одна приводится в действие от рычага ручного тормоза, а другая — от тормозной педали.

Привод передних тормозов тоже механический. Передние тормоза очень редко встречаются на ЗИСах, они практически не работали и требовали постоянных регулировок. Многие водители просто их снимали и выбрасывали.

Сложности с восстановлением кронштейна запасного колеса на возникло, а фаркоп тоже пришлось достать из леса.

Электрооборудование на нашей машине 6-вольтовое — оригинальный щиток приборов со спидометром, манометром, амперметром и достаточно сложным в ремонте центральным переключателем света. Снизу видна кнопка включения стартера.

КПП автомобиля ЗИС установлена оригинальная, представляет собой модернизацию КПП фирмы«Браун и Лайп» с увеличенными размерами шестерен. Бензиновый бак объемом 60 литров находился под сиденьем водителя — логику конструкторов понять современному человеку сложно, ведь для заправки необходимо открыть дверь и снять сиденье! Очевидно, это было нужно для того, чтобы водитель делал зарядку ежедневно и не курил за рулем.

Машина готова к ходовым испытаниям. Комплект родной резины марки Я-1 размером 34х7(соответствует современной маркировке 200х508) производства Ленинградского завода«Красный треугольник» 1938 года выпуска устанавливается только на время экспозиции. Для ходовых испытаний используется более современная резина аналогичного размера.

Касымов Алим Джуманазарович – главный инженер, технолог, моторист, агрегачтик, жестянщик, маляр. В машине нет деталей, которые не побывали в руках этого гениального человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *