Зимний кондиционер

Автовладельцы, которые еще не сталкивались с ремонтом кондиционера, даже не представляют, насколько дорогостоящей может быть эта процедура. Именно поэтому мы сразу хотим акцентировать внимание на стоимости ремонта, чтобы стало понятно: лучше своевременно обслужить кондиционер, чем его ремонтировать в дальнейшем.

Стоимость обслуживания автомобильного кондиционера (системы «климат-контроль») на специализированной СТО, например, Мастер Сервис, в зависимости от марки и модели авто для систем с фреоном R134a с определенным объемом дозаправки может колебаться от 500 до 1000 грн. А вот ремонт намного дороже. Эта операция, как правило, включает в себя замену компрессора, осушителя и радиатора-конденсора (если конструкция с очень тонкими каналами с размером в человеческий волос и поэтому не подлежит мойке). Плюс мойка всей системы и заправка свежим маслом и хладагентом (фреоном). В итоге это обходится минимум в 15 тыс. грн для бюджетных авто. Для моделей премиальных марок в зависимости от производителя компрессора и радиатора ценник на такой ремонт стартует от 20 тыс. грн и может финишировать на 50 и даже 60 тыс. грн.

Если автомобиль с фреоном R1234yf (на некоторых самых современных моделях авто), то его обслуживание с дозаправкой может обойтись в 3000-7000 грн. Обусловлено тем, что в этих машинах применяется экологически более чистый, не хлорсодержащий фреон, который стоит очень дорого. Ремонт таких систем также стоит еще больше. Если сравнить стоимость обслуживания и ремонта, то любой поймет, что эти затраты не соизмеримы. И экономически выгоднее своевременно обслуживать эту систему автомобиля.

С помощью ведущих специалистов компании Мастер-Сервис мы определили 10 основных ошибок автовладельцев, которые становятся причиной многих проблем в эксплуатации автомобильных кондиционеров.

Кроме больших расходов на ремонт, автомобильный кондиционер может быть источником и других неприятностей, например, приводить к распространению болезней.

Ошибка №1

Игнорирование процедуры ежегодного обслуживания системы кондиционирования. Это ошибка, так как для всех резиновых шлангов ввиду их пористости преду­смотрен допуск на утечку фреона до 10%. Поэтому несложно подсчитать возможные ежегодные потери фреона в кондиционере машины. В каждом ТС с кондиционером в моторном отсеке находится табличка, где указан тип фреона и его количество в системе автомобиля. Если это, например, 525 г, то ежегодно утечки могут составлять до 50 г. То есть, если не дозаправляли кондиционер четыре года, хладагента там может остаться около 300 г. Это опасно, так как ухудшается эффективность охлаждения, система работает при большей нагрузке, в ней циркулирует меньше смазки.

Ошибка №2

Невключение кондиционера в профилактических целях в зимнее время. Эта процедура необходима, так как при работе кондиционера происходит смазка всех внутренностей системы кондиционирования. Таким образом исключают пересыхание резиновых уплотнителей, шлангов и т.д., что позволяет сохранить герметичность системы, минимизировать утечку хладагента, а также смазать все внутренние детали компрессора и предотвратить коррозию. Включить кондиционер зимой в мороз можно только в теплом помещении, так как при минусовой температуре на улице это не сработает. Теплым помещением для авто могут быть СТО, некоторые автомойки, крытые парковки. На данную операцию для системы кондиционирования достаточно 15 минут.

В зимнее время «прокачивать» всю систему кондиционирования желательно каждые две недели. На это уходит 15 минут.

Ошибка №3

Ненадлежащее обслуживание кондиционеров по принципу «ближе», «дешевле», но только не у профессионалов на проверенных или рекомендованных специализированных СТО. А ведь последние имеют спецоборудование, включая заправочные станции и газоанализаторы определения состава фреона. При ТО может быть множество нарушений, которые выведут кондиционер из строя. Например, вам заправили некачественный фреон, в составе которого – разные его типы. Хотя эта смесь в целом может соответствовать температурным требованиям (температура кипения или конденсации) того же фреона R134а, но может быть не совместима с применяемым в системе маслом. Как результат – значительно ухудшится смазка системы, компрессор быстро выйдет из строя.

Прибор для определения состава и типа фреона в автомобиле должен быть на каждой профессиональной специализированной СТО по ремонту и обслуживанию кондиционеров.

Фреон R134а применяется с маслом, которое растворяется в ее составе и циркулирует по системе. Если фреона будет мало, то и смазка будет в малом количестве, а это очень опасно, особенно для поршеньков компрессора кондиционера. Кроме того, даже на одной модели авто в зависимости от производителя компрессора кондиционера может применяться разное масло. Информация об этом доступна в основном только тем, кто профессионально занимается ТО, ремонтом этих систем и может содержать соответствующий склад расходных материалов. Гаражным мастерам не по карману иметь весь спектр необходимых расходников под разные модели авто и компрессоров.

Применение несоответствующего масла и фреона способно привести к быстрой поломке компрессора кондиционера и всей системы в целом.В результате задиров на поршне компрессора кондиционера металлическая стружка попадает в тонкие каналы радиатора-конденсора, которые не промываются. / Применение несоответствующего масла и фреона способно привести к быстрой поломке компрессора кондиционера и всей системы в целом. В результате задиров на поршне компрессора кондиционера металлическая стружка попадает в тонкие каналы радиатора-конденсора, которые не промываются.

Ошибка №4

Игнорирование антибактериальной обработки радиатора-испарителя в салоне авто. Это приводит к тому, что кондиционер не только становится источником неприемлемого и неприятного запаха, но и может спровоцировать заболевания пассажиров. Профессиональную антибактериальную обработку кондиционера оптимально проводить два раза в сезон его эксплуатации: в начале (весной), и в конце (в октябре). Попутно при этом следует заменить фильтр салона. Он также засоряется, поэтому его пропускная способность снижается и сидящему за рулем приходится устанавливать максимальную скорость обдува. Это не только акустический дискомфорт, но и низкая эффективность охлаждения салона.

Ошибка №5

Установка перед радиатором-конденсором мелкозернистой антимоскитной сетки , которая ухудшает охлаждение радиатора. При этом снижается эффективность работы системы кондиционирования, а компрессор кондиционера начинает работать в режиме большой нагрузки. Из-за этого, естественно, сокращается ресурс компрессора и многих элементов системы кондиционирования. Подобные проблемы возникают и в случаях, если радиатор-конденсор не чистят от мусора, особенно после весны, когда он забивается тополиным пухом.

Применять антимоскитную сетку для защиты радиатора-конденсора от мусора и грязи опасно, хотя и не делать этого также нежелательно, поскольку грязь ухудшает теплообмен.

Тополинный пух и другой муссор также способны снизить эффективность теплообмена не долько для радиатора-конденсора системы кондиционирования, но для основного радиатора охлаждения двигателя автомобиля.

Ошибка №6

Отсутствие проветривания авто после стоянки на солнцепеке (с открытыми дверями или окнами и люком). На солнце температура в салоне поднимается до 60-70°С. Если всю ответственность за охлаждение салона возложить на кондиционер, то можно получить два негативных фактора. Во-первых, у вас будет тепловой удар, поэтому включите кондиционер на полную мощность. Если система кондиционирования в полной исправности, начнется интенсивное снижение температуры. А это очень опасно для здоровья пассажиров. Такое охлаждение может спровоцировать различные заболевания (простудные, воспалительные). Если в системе недостаток фреона, салон будет охлаждаться не так интенсивно, но в перегруженном режиме будет работать компрессор кондиционера, что негативно скажется на его долговечности.

Ошибка №7

Самостоятельная дозаправка системы фреоном из аэрозольного баллончика (встречаются в продаже на рынках). Дозаправка системы самостоятельно, наугад (без откачки и контроля фреона в системе) может привести к его переизбытку. В результате он не будет успевать испаряться в радиаторе-испарителе и может попасть в компрессор в жидком виде. А это приведет к гидроудару, разрушению компрессора кондиционера.

На авторынках можно встретить вот такой хладагент в аэрозоли. Он предназначен для профессиональных мастеров, но ни как не для автовладельцев для самостоятельного использования.

Ошибка №8

Включение кондиционера после стоянки на солнце на полную мощность и подача потока холодного воздуха на лобовое стекло. На стекле, особенно при наличии сколов и микротрещин, могут образоваться трещины. Обусловлено это тем, что вклеенное лобовое стекло современного автомобиля является элементом, повышающим жесткость кузова, т.е. оно находится под нагрузкой. А резкие перепады температур не по всей поверхности, а фрагментарно, способны вызвать в стекле критичные скачки внутреннего напряжения. Это и провоцирует образование трещин.

Ошибка №9

Езда с открытым люком или окнами при включенном кондиционере. При таком режиме езды в салон попадает большое количество теплого воздуха, поэтому система охлаждения все время будет работать в режиме максимальной нагрузки. А это, собственно, также снижает ресурс кондиционера.

Ошибка №10

Частая мойка радиатора автомобиля с использованием активной пены. В некоторых моделях авто это может привести к ускоренной коррозии и потере герметичности радиатора-конденсатора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На вопрос, что собой представляет прибор под названием датчик Холла, можно ответить просто – это радиоэлемент, созданный для измерения характеристик магнитного поля в токопроводящих носителях. Основой работы датчика служит эффект, открытый учёным физиком Холлом. Суть его в том, что при помещении проводников или полупроводников в магнитное поле, в них образовывается электрическое поле. При этом следует отметить, что направление возникающих заряженных частиц электрического поля не хаотично, а строго перпендикулярно магнитному.

Фиксирование появления магнитного поля и определение изменения его значений – основное предназначение датчика Холла. В область измерений контролируемых датчиком попадает как переменный, так и постоянный токи. В этом его отличие от других измерительных приборов, таких как, допустим, трансформатор, способный выполнять похожую функцию, но ограниченный наблюдением за значениями только переменного тока.

Как датчик Холла выполняет свою функцию

Работа датчика заключается в том, что он подаёт электрический сигнал для прибора, считывающего и обрабатывающего полученную информацию. Сигнал образовывается за счёт изменения напряжения существующего в датчике магнитного поля, созданного встроенным постоянным или электрическим магнитом. Изменяется напряжение поля в тот момент, когда через него или рядом с ним проходит проводник электрического тока.

Применение датчика в электронной начинке автомобилей заключается в выработке им импульсов, которые через коммутатор попадают на катушку зажигания, преобразовываются в высокое напряжение и передаются на свечи зажигания.

Принципиальное отличие, а также главное преимущество датчика Холла перед другими измерительными приборами – в отсутствии электромеханического контакта с диагностируемым объектом. Он получает данные о напряжении в полупроводнике бесконтактным путём.

Объективная проверка работы Датчика Холла

Оценить работу прибора можно, не демонтируя его с места установки. Для проверки работоспособности датчика, установленного на автомобиле, существуют несколько доступных способов:

  • самый точный – это диагностика его показаний при помощи тестера. Но следует иметь в виду, что для уверенности в правильной оценке работоспособности необходимо знать точные показатели конкретного датчика. На разных марках авто установлены датчики с разными номинальными данными. Поэтому напряжение на выходе в исправном датчике системы зажигания должно варьироваться в пределах, указанных именно в его электрической характеристике;
  • способ чуть сложнее – использовать самодельный «тестер», который состоит из проводов светодиода и сопротивления. Последовательно соединяются провод, светодиод, сопротивление и снова провод. Затем при включенном зажигании проводами нужно коснуться крайних клемм датчика. Загоревшийся светодиод указывает на то, что в цепи есть напряжение. Убедившись в наличии тока, следует перекинуть провод с крайней клеммы на среднюю и провернуть распредвал. Мигание светодиода подтвердит работоспособность датчика. Следует отметить, что распредвал нельзя проворачивать при помощи стартера во избежание включения мотора автомобиля;
  • убедиться в том, что датчик вышел из строя, можно бесконтактно, не касаясь его корпуса. Для этого к 3-му и 6-му контактам штекера выдернутого из гнезда трамблёра присоединяется провод. Затем включается зажигание. Появившееся между контактами искрообразование свидетельствует о необходимости замены датчика в связи с его неисправностью;
  • есть ещё один «народный» метод проверки, при котором выкрученная, но подключенная к трамблёру свеча укладывается на металлическую часть двигателя. После включения зажигания в прорезь открученного с трамблёра и подключенного к своему разъёму датчика вставляется плоский предмет. Если при этом возникает импульс и между контактами свечи появляется искра, значит, датчик полностью справляется со своей функцией.

Где устанавливаются датчики Холла

Перечисление автомобильных агрегатов, дополнительно оснащённых датчиком Холла, не ограничивается только системой распределения зажигания. Благодаря способности считывать электромагнитные импульсы этот прибор может устанавливаться в спидометрах и тахометрах. В отличие от карбюраторных авто в машинах с дизельным двигателем датчик Холла служит для определения положения поршней в цилиндрах.

Видео: как работает датчик Холла

Температурный режим оказывает непосредственное воздействие на функционирование климатической техники, а правильно подобранная модель позволяет выставить наиболее комфортный температурный режим в помещении в районе 18-28 градусов по Цельсию, поддерживая его на должном уровне.
Несколько труднее обстоит дело с показателями окружающей среды: предельной отметкой для режима охлаждения будет -5 и +18 градусов в зависимости от марки, предельная верхняя точка составит около +43 градусов; для правильного функционирования при обогреве предельная шкала составит от -5 до +5 градусов, верхняя — порядка 21 градуса.

Для полноценного функционирования в большом диапазоне температур понадобится оснащение климатической системы датчиками и микросхемами, в значительной степени повышающих цену. Следует учесть, что работа при температуре ниже допустимого предела может привести к нестабильному функционированию, следствием которого станет обмораживание радиатора, появление конденсата. К примеру, если понадобится включить прибор на охлаждение, когда столбик термометра опустился ниже 15 градусов, то нужно обратить пристальное внимание на предельно допустимый температурный разброс понравившейся модели. Исключительно при дорогой и высококачественной системе управления становится возможным обеспечение стабильной работы при большом разбросе температуры от -5 до +40 градусов. Но подавляющее большинство моделей не рассчитаны для подобных экстремальных условий.

Обязательно нужно помнить, что при опускании столбика термометра за окном на отметку -5 градусов эксплуатировать его ни в коем случае нельзя, поскольку можно спровоцировать выход сложной техники из строя. Причина поломки — под влиянием минусовой температуры меняются непосредственно физические характеристики компрессионного масла и фреона, приводя при запуске к заклиниванию компрессора. Если при старте вы не заметили ничего подозрительного, работу компрессора нельзя признать правильной, так как его износ будет на порядок выше допустимых пределов. При неправильной эксплуатации климатической техники компрессор потребует замены не позднее, чем через пару лет. Дренажный шланг тоже не выдерживает отрицательной температуры: отверстие для слива может обледенеть, а весь конденсат скапливается внутри помещения. Именно поэтому стоит обратить внимание на кондиционеры, хорошо приспособленные к условиям эксплуатации при морозе.

Основное время эксплуатации кондиционера – лето, так как это и есть самое жаркое время года. В других странах, расположенных на южных широтах, где практически круглый год высокая температура, они работают круглогодично. Но в России это время ограничено от 90 до 120 дней, в самый теплый сезон. Кроме того, еще одним препятствием для работы вне лета является то, что им противопоказано работать при низких температурах. Это может привести к порче оборудования, снижению эффективности и выходу кондиционера из строя.

Однако и эта проблема решается. Существуют как «арктические» системы, так и возможность установить на простые, бытовые модели, «зимние комплекты». Они состоят из оборудования, с помощью которого можно обогревать некоторые узлы кондиционера зимой и позволять ему спокойно работать при более-менее умеренных холодах.

Рассмотрим же, какие температуры может создавать сплит-системы, и при какой погоде за окном он может работать. В первую очередь это касается режима охлаждения. Оптимальный температурный режим – от 22 до 25 градусов Цельсия. Если модель вашего кондиционера достаточно мощна (например, это установка предназначена для охлаждения серверной), то можно выставить и более низкие показатели. Но для слабых бытовых моделей это может грозить снижением долговечности работы машины. Минимальная температура за окном в режиме охлаждения для установки стандартных кондиционеров составляет обычно -5 градусов Цельсия, а для инверторных до -15. Установка зимнего комплекта увеличивает минимальный показатель до -20 или -25.

Режим обогрева кондиционера предназначается для обеспечения комфортной температуры в комнате в межсезонье или в теплые зимы. В случае включения этого режима сплит-системы работают так, как и при охлаждении, но внешний и внутренний блоки меняются местами. Особенно часто так используют кондиционеры в Японии (не обладающей собственным газом или нефтью) и в Германии (где оценили экономическую выгоду, так как КПД отопления такими сплит-системами выше, чем у батарей центрального отопления или масляных радиаторов). Минимальная температура работы режима обогрева для большинства моделей – от минус 15 до минус 25 градусов Цельсия. Для более сильных холодов существуют специальные, «арктические» модели кондиционера.

Можно ли пользоваться кондиционером зимой в квартире – вопрос, который интересует многих, кто приобрел кондиционер или планирует его приобрести.

Большинство существующих кондиционеров работают как на охлаждение, так и на обогрев помещения (при покупке это нужно уточнять). Допустимые рабочие температуры в разных режимах отличаются.

Почему нельзя включать кондиционер зимой:

  • при работе «на охлаждение» внешний блок отдает тепло. Конденсат (вода) образуется во внутреннем блоке и по дренажу отводится наружу.
  • при работе «на тепло» внешний блок отдает холод. В нем же и образуется конденсат (вода), которая стекает с поддона его корпуса.

Можно ли пользоваться кондиционером зимой в квартире

Для работы при больших отрицательных температурах «на охлаждение» – можно поставить так называемый «зимний комплект». Задача его заключается в том, чтобы подогревать дренаж и картер компрессора; регулировать температуру конденсации. Некоторые (более дорогие) кондиционеры уже имеют все опции для работы при отрицательных температурах. Это актуально для помещений, в которых происходит постоянное, круглогодичное выделение тепла (серверные, станции и пр.)

Исходя из вышесказанного — «на тепло» сплит-систему можно включать выше 0 градусов по Цельсию (если иное значение не установлено изготовителем, или не установлен дополнительный комплект). Такое ограничение предусмотрено во избежание обледенения вентилятора и конденсатора внешнего блока. Кроме того, при дальнейшем понижении температуры – значительно понижается эффективность кондиционера (КПД).

При какой минусовой температуре можно включать кондиционер на охлаждение

«На охлаждение» допускается использование сплит-системы до небольших низких температур (-3 — -5˚С) (необходимо уточнять в инструкции по эксплуатации). Связано это ограничение с тем, что

  1. масло в компрессоре густое, и включение кондиционера может привести к выходу его из строя.
  2. может замерзнуть вода на выходе дренажа, что приведет к «течке» внутреннего блока.

Режим «обогрева» при положительной температуре очень эффективен в осенне-весенний период (когда не включили основное отопление). Работа кондиционера «на тепло» недопустима при температурах ниже нуля . Для этих целей необходимо использовать уже другие устройства. Например, тепловые насосы, конвекторы, обогреватели и т.д.

Полезно знать: Поломка кондиционера из-за несоблюдения температурных параметров не относится к гарантийному случаю. В зимний период лучше отключить кондиционер от «сети». А при вероятности попадания на внешний блок сосулек (или схода большого количества снега) -обязательно нужно защитить кондиционер козырьком или хотя бы чем-то накрыть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *