ЗИЛ бычок

Семейство малотоннажных грузовых автомобилей, выпускающихся на Заводе имени Лихачева с 1996 года. Забавное прозвище «Бычок» было дано грузовичкам по инициативе тогдашнего мэра Москвы Ю. Лужкова. Изначально семейство составляли только цельнометаллические фургоны различной конфигурации, базовым считался трехсекционный фургон с объемом грузового пространства 15,5 куб.м. Чуть позже появились грузопассажирские версии, оснащенные 6-местной кабиной. С 1998 года на базе «Бычка» начали выпускаться и небольшие автобусы, рассчитанные на 15-20 пассажиров. В 2000-е годы ЗИЛ переживал не лучшие свои времена, из-за стремительно возросшей конкуренции, объем заказов на автомобили начал стремительно снижаться. В 2010 году производство всех модификаций «Бычка» было перенесено из Москвы в Саратовскую область, на Петровский завод автозапчастей, где автомобили производятся и в настоящее время.
Ходовая часть для нового ЗИЛа была изначально позаимствована от Mercedes Benz T2. В качестве силовой установки на «Бычки» устанавливалась автомобильная версия дизельного тракторного двигателя ММЗ. В последующие годы он не раз подвергался модернизации, что позволило увеличить его мощность до 136 л.с. Все автомобили семейства оснащаются 5-ступенчатой механической коробкой передач, гидроприводом тормозов и сцепления, а также гидроусилителем руля.
Автомобили ЗИЛ 5301 предназначены для эксплуатации преимущественно в городских условиях, сравнительно небольшой дорожный просвет заметно осложняет их передвижение по дорогам с грунтовым покрытием. Из преимуществ стоит отметить небольшую погрузочную высоту и довольно комфортабельную кабину с удобными сиденьями и отличной шумоизоляцией.

В начале 1990-х годов на ЗИЛе начались работы над созданием нового семейства малотоннажных автомобилей. При разработке машины использовались некоторые узлы и агрегаты от других машин завода, а в «прототипом» для новой модели стал грузовик Mercedes-Benz T2.

В 1994 году были готовы первые ходовые образцы нового грузовика — с кабиной от модели ЗИЛ-4331, оригинальным оформлением капота, элементами ходовой части от «Мерседеса» и «мерседесовским» же турбодизелем OM364 (4,0 литра, 115 л. с.) Первоначально машина называлась ЗИЛ-3301М, но впоследствии заводской индекс был заменен на 5301 (этот индекс не соответствовал ГОСТу и, как считается, был присвоен модели из-за опечатки в документации).

Первая опытная партия грузовиков ЗИЛ-5301 была выпущена 1995 году, а в 1996 году началось массовое производство автомобиля, получившего еще и имя собственное «Бычок». Полная масса машины составляла семь тонн, грузоподъемность — три тонны.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»

Под капотом «Бычка» разместился доработанный тракторный турбодизель ММЗ-Д-245: изначально это рассматривалось как временное решение, пока не будет найдет более подходящий силовой агрегат, но в итоге другого двигателя машина так и не получила. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал 109 л. с., но после нескольких модернизаций его отдача выросла до 136 сил, кроме того двигатель стал соответствовать экологическим нормам «Евро-3». Все машины комплектовались пятиступенчатой коробкой передач от ЗИЛа-4331.

ЗИЛ-5301 «Бычок» выпускался в различных исполнениях: шасси, бортовой грузовик, цельнометаллический фургон. Были в модельном ряду и варианты с двойной кабиной, специальные версии, а на базе фургона в небольших количествах делали автобус ЗИЛ-3250.

Фургон ЗИЛ-5301 «Бычок»

В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы. Такая машина должна была получить иное оформление передка, новый интерьер, дизель Cummins, коробку передач ZF, дисковые тормоза, а грузоподъемность модели предполагалось увеличить до 4,5 тонн. В итоге проект так и не был реализован.

В девяностых годах «Бычок» пользовался неплохим спросом, несмотря на невысокое качество сборки и не самую удачную конструкцию. Однако к середине двухтысячных интерес покупателей к модели стал снижаться: с одной стороны, завод не улучшал качество и практически не работал над усовершенствованием модели, с другой стороны, в этом классе появились конкуренты, прежде всего, «Валдай» и китайские малотоннажные грузовики.

Испытывающий постоянные финансовые проблемы завод постепенно снижал объемы производства автомобилей, многочисленные попытки реорганизации предприятия ни к чему не привели, и в 2010 году главный конвейер ЗИЛа был остановлен. Еще несколько лет грузовики собирали в небольших количествах, а в 2014 году завод окончательно прекратил выпуск машин.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *