ЗАЗ 968 А

Новый 1985 ЗАЗ 968М — 1 хозяин, Пробег 200 км

 
Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-968А

У советских граждан к "Запорожцу" особое отношение. Все в этой машине было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен сзади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах "бардачок" — туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, — на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

И в то же время "Запорожца" любили!

Пользовательское соглашение

Благодаря доступной цене для многих он оказывался первой собственной семейной машиной, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится.
Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности "Запорожцев" до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался "на коленке".

Что особенно важно, "запорожцы" обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости "Запорожцев" способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса машины). И только "Запорожец" из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда "Запорожец" все же застревал, вытолкнуть легкую машину не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость двухдверного кузова "Запорожца" позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях "Запорожцы" числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров… да практически у всех!

Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода "Коммунар". 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой. Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы.

В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант — ЗАЗ-968А "Запорожец". ОТ базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, "мягкой" панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри "Запорожец", несмотря на некоторые детали, унифицированные с "Жигулями", напоминал настоящую машину лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная "загрузка" — два человека.

Неопытного водителя в "Запорожце" могли удивить некоторые органы управления, которые благодаря заднемоторной схеме находились не на своих привычных местах. Так ручка "подсоса" спряталась….между передними сиденьями, а рычажок замка капота — за средней стойкой кузова.

Много справедливых нареканий вызывал у автомолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на "Запорожце" крайне неприятно. А жарким летом возникла другая проблема — из-за недостаточного охлаждения двигатель машины был склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос машины отказывался прокачивать топливо. Машина глохла в самый неподходящий момент и выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного четырехцилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими — например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах.

Интересный момент — поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя "Запорожца" не был уравновешен, в его конструкцию, внутрь, ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

Двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора — такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и "Запорожец" можно было быстрее услышать, чем увидеть.

Еще одна удивительная способность автомобиля — постоянно нарушающиеся углы установки колес, из-за чего "Запорожцы" постоянно колесили по дорогам "вразвалочку". Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих машинах.


Эмблема

Достопримечательность города Запорожье — плотина ДнепроГЭС, которая находится фактически прямо в центре города. Это массивное гидросооружение, построенное на волне энтузиазма первых советских пятилеток, являлось в СССР символом индустриальной эпохи и нашло отражение в эмблеме "Запорожца". В надкапотном пятиугольнике, над каскадом гидроэлектростанции, изображены стилизованные буквы ЗАЗ — Запорожский автомобильный завод. Фон эмблемы красный.

Схема автомобиля ЗАЗ-968A "Запорожец"

Технические характеристики ЗАЗ-966 "Запорожец"

Число мест 4     Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
Максимальная скорость 118 км/ч без нагрузки общий 840 кг
Расход топлива при скорости 80 км/ч 6,2 л/100 км с нагрузкой 4 человека общий: 1160 кг
Электрооборудование 12 V на переднюю ось 470 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-55 на заднюю ось 690 кг
Генератор Г-502А Дорожные просветы:
Реле-регулятор РР-310-Б под передней осью 203 мм
Стартер СТ-354 под задней осью 190 мм
Прерыватель-распределитель Р-114Б Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А-23 по колее переднего колеса 5,5 м
Размер шин 6,15-13 внешний — по наиболее выступающей части 5,9 м

Двигатель
МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 66 мм
Литраж двигателя: 1,197 куб.см.
Степень сжатия 7,2
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Карбюратор К-127
Максимальная мощность: 41 л.с. при 4200-4400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 7,6 кНм при 2700-2900 об/мин

  • Подвеска передняя: независимая, рычажно-торсионная
  • Подвеска задняя: независимая, пружинная
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик, передаточное отношение 17
  • Тормоза: барабанный, на все колеса с раздельным гидравлическим
    приводом и автоматической регулировкой зазоров
  • Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, II, III и IV передачах
  • Передаточные числа: I — 3,80; II — 2,12; III — 1,409; IV — 0,964; задний ход — 4,156
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Главная передача: одинарная со спиральными зубьями — 4,125

Пять вещей, за которые любят и ненавидят ЗАЗ-968

Эволюция "ушастых" Запорожцев

Начать можно с 1969 года, так как именно в этом году стабильно выпускался стандартный 966-ой запорожец, никаких наворотов, и так отличался он от своего собрата 966-ого 1970 года цветом руля, в 1969 году он был белый и к концу того же 1969 его начали делать из другого пластика, и он стал чёрным,
бампера вместо двухсоставных стали 4-х составными,
появились отдельные боковые клычки,
в 1971 году бампер потерял соединительную площадку по середине, 

так же ещё в 1968 году на эти автомобили спереди ставили по одному рабочему цилиндру на передние колеса,
вентилируемые задние барабаны и присутствовали рассекатели в ушах,
а так же кольцевая кнопка сигнала и другой материал салона,
в 1969 году пришли к стандартному дермантину,
от 1968 года остались только карманы в обшивках передних дверей, сзади их уже не было, так же изменились крепления заднего сидения, изменена конструкция личинки открывания воительской двери,
изменены резинки стекол,убраны замки,
в 1971 году замки вернулись но только на экспортных вариантах,
в 1974 году резинки с замками шли серийно на ЗАЗ968А.
В период с 1968 по 1972 год включительно на автомобилях с силовым агрегатом 40 л.с. вместо датчика заднего хода ставилась шлицевая заглушка,
в 1971 году появилась выштамповка на задней панели кузова, но дырок под фонари не было, они появились немного позже тоже в 1971 году,
появились брызговики,
машины выпускавшиеся в тот же периуд только с 30 сильными агрегатами оснащались заглушками, так как датчик заднего хода для 30-ти сильного мотора нашел свое место только в 1980 году на силовом агрегате МеМЗ-966г, и МеМЗ-966гэ.
Заглушки на задней панели шли до конца выпуска "ушастых" запорожцев, по этому заглушка является показателем того какой двигатель стоит на машине.
В 1971 году комбинация передних поворотникови габаритов изменилась, ещё в 1970 году габариты в решётке имели как функцию габаритов, так и основных поворотников, на крыльях стояли повторилели от предшественника ЗАЗ 965,
в 1971 году сначало машина обрела небольшую выемку на переднем крыле под фарой, затем функция основных поворотников перешла к тем что начали устанавливать под фарой,они были оранжевого цвета, с крыла пропал повторитель 965-того, который уже позже появился в 1974 году но уже свой, одно типный с москвичём 408-412, на опытных образцах он имел место так же как и штатно устанавливался на москвич 412, в серийное производство он вернулся на свое место.
В 1971 году в свет вышел ЗАЗ 968, который паралельно выпускался с 966-ым, отличить их можно было по мелочам, так как внешне они были практически одинаковы и имели много общего.
На Запорожце 968 появилась другая панель приборов,пепельница была пластмассовой до 1974 года,
переключатели света фар и указатели поворотников нашли свое место под рулем,
зеркало заднего вида стало пластмассовым,
в 1976 году начали ставить такое же как на жигулях, появились механизмы открывания дверей однотипные с ВАЗ 2101,
на 966-ых до конца выпуска ставились механизмы однотипные с Москвичём 408, это первое и не мало важное отличие, хотя первые 968 ими тоже оснощались но не долго, от них быстро ушли,
укоротили воздухо заборники и изменили их крепления,
в 1972 году они так же ставились на ЗАЗ-966,
в 1973 году появилась иная задняя панель,на ней увеличили место под задний номер, но на инвадлидных запорожцах панель осталась старая до 1974 года,
обшивки передних дверей отличались от обшивок 1974 года вышивкой,
другой бензобак,
багажное отделение за спинкой заднего сидения убрали, произошло это практически сразу с наступлением 1973 года, хотя в 1973 году попадались машины со "старыми" бензобаками. Так же в периуд с 1970 по 1973 гг были разные коврики салона, в1970- 72 году на тонеле коврик имел вставку.

«Чебурашка» ЗАЗ-968

В 1973 году на машинах экспортного варианта появилась двухконтурная тормозная система, в этом же году ушли от нижнего расположения тормозного цилиндра.
В 1974 году у запорожца изменилась передняя панель, появились круглые поворотники, а оранжевые подфарники(поворотники) стали белыми габаритами, на старое место вернулся повторитель,фальш решётку сменили "крылья коммунизма", появился стояночный свет на задних крыльях, фонари заднего хода стали пластмассовыми, так же появились отдельные катафоты под решетками на задней панели,изменились кнопки дверных ручек, они стали более округлыми,
появился жигулячий замок зажигания с противоугонным устройством, воздуховод печки остался старый так как и на запорожцах выпускавшихся с 1972года,
ручки выключателей получичи информационные картинки,
в 1975 году появился новый воздуховод, без подвода тепла и обдува к ногам, который устанавливался до конца выпуска запорожцев, так и только так можно отличить 1974 год от 1975,
в 1976 году изчезли катафоты из стекол стоп сигналов, катафоты могли устанавливаться вверху задней панели в хромированных пластмассовых корпусах, чаще такая комбинация встречалась на экспортных вариантах, начиная с 1971 года но в паре с катафотами в стопах,
появился новый спидометр,
появилась "аварийка",
на моделях ЗАЗ968а ставились сидения однотипные с сидениями ВАЗ 2101, так же на моделях 968А появился электрический стеклоомыватель,
появились хромированные клычки бамперов, в январе 1977 года с машины убрали фонари стояночного света,
на машинах марки ЗАЗ-968а появилась новая торпеда, травмобезопасная, с шильдиком на бордачке "968А",
В период с 1977 по 1978 модели 968а могли встречаться как со старой торпедой так и с новой травмобезопасной.
В период с 1976 по 1979 на машинах с травмо безопасной торпедой могли иметь разное расположение выключателей.

(источник неизвестен)

    На базе модели ЗАЗ-968М одновременно с ней в 1980 году начали выпускаться следующие модификации для инвалидов:
    ЗАЗ-968МБ — автомобиль с ручным управлением дл ялюдей, у которых повреждены ноги, но здоровые руки. ЗАЗ-968МБ имел ручной гидравлический привод выключения сцепления, ручные приводы тормозов и дроссельной заслонки.
    ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД — автомобили с ручным управлением для людей, у которых одна нога, но здоровые руки.

ZAZ 966, 968 — обзор и технические характеристики

Эти автомобили были снабжены ножным гидравлическим приводом сцепления и имели ручной привод дроссельной заслонки карбюратора, ручной привод для гидравлических тормозов и ножную педаль для привода сцепления. Различий между этими двумя моделями практически не было, за исключением одной — модель "968МГ", единственная из всех инвалидных модификаций базовой модели "968М", комплектовалась двигателем МеМЗ-966Г рабочим объемом 887 куб.см и мощностью 27 л.с.
    ЗАЗ-968МР предназначался для людей с одной поврежденной рукой и одной ногой. Автомобиль комплектовался автоматическим электровакуумным приводом выключения сцепления, также был предусмотрен также ножной привод педали сцепления. Управление гидравлическим тормозом и акселератором ножное, педаль акселератора можно переставлять под левую или правую ногу. Управление коробкой передач ножное, специальной вилкой.

    Внешних отличий от обычных «Запорожцев» эти модификации не имели, но в соответствии с «Правилами дорожного движения», введенными с 1 января 1973 года, их владельцами на ветровом и заднем стеклах устанавливался опознавательный знак автомобиля с ручным управлением –жёлтый круг диаметром 160 мм с вписанным равносторонним треугольником чёрного цвета, вершина которого обращена вниз (п.28.9). Нынешний же знак (жёлтый квадрат с инвалидной коляской) появился с новыми "Правилами…" в 1993 году.
    Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" было принято решение о предоставлении инвалидам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, вместо автомобиля марки "Запорожец" (в связи с прекращением его выпуска) автомобилей марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. Как и ранее, автомобили выдаваись без права капитального ремонта и по истечении семилетнего срока автомобиль должен был быть заменен социальными органами.

    (Информация подготовлена с использованием материалов Тимура Бахмутова. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)

9 июля 2014  |  Автомобили

Вот такой небольшой фотосет автомобиля из советского прошлого, заботливо восстаноленного умелыми руками. Что я могу сказать, автомобильчик очень неординарный, привлекает внимание и никого равнодушным не оставит, пока снимал сет собрал много зрителей которые живо интересовались авто.

ЗАЗ-968 (жарг. «ушастый», «чебурашка (ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А), «мыльница» (ЗАЗ-968М)) — советский малый автомобиль I группы, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Производился с 1972 по 1994 годы.

С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а в 1979 году в серию пошёл ЗАЗ-968М с обновлённым внешним оформлением. Экспортировался под брендом «Yalta».

Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения в едином блоке с трансмиссией, автономный отопитель.


ЗАЗ-968М
Задние фонари (у 968А круглые, у 968М — усовершенствованные, прямоугольные).
Модернизированная панель приборов (как ранее на ЗАЗ-968АЭ).
Панель передка поменяла форму, стала выпуклой (за счёт этого дополнительно увеличен объём багажника), на ней появились прямоугольные — вместо круглых — указатели поворотов, окантовка фар — из черного пластика, орнамент спереди заменён на чёрную полосу с надписью «968М». Бамперы обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу. Таким образом, у ЗАЗ-968М намного меньше хромированных деталей.

Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя.
На ЗАЗ-968М устанавливались двигатели МеМЗ-968 мощностью 40 л.

ЗАЗ-968М — последний представитель семейства "Запорожцев"

с., МеМЗ-968А с увеличенной степенью сжатия мощностью 45 л. с., МеМЗ-968Г с карбюратором ДААЗ, мощностью 50 л.с. и МеМЗ-966 мощностью 30 (нетто 27) л. с. Модификация 968МР оснащалась вакуумным полуавтоматом управления сцепления.
Изменена схема охлаждения двигателя. Воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решётку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решеточки для вентиляции моторного отсека.














   Просмотры: 4 665

Метки:автомобильзаз

Не забудьте проголосовать за пост. Нам важно Ваше мнение:

  • +45

Проголосовало 53 человек(а)

Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Регистрация займет пару минут и позволит Вам принимать активное учатие в жизни сайта: комментировать новости, выставлять рейтинги, общаться с другими посетителями сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *