Завод москвич сегодня

История московского завода по производству автомобилей берет начало 6 ноября 1930 года. Именно в этот день состоялся запуск первого главного конвейера завода. Планируемая мощность составляла 24 тысячи автомобилей в год. В первые годы существования, завод собирал модели Форд А и Форд АА из машинокомплектов, присылаемых из Америки и Нижнего Новгорода. 26 декабря 1930 года заводу было присвоено имя КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи). В 1932 году завод начал производство двигателей для комбайнов «Коммунар». С 1 августа 1933 года заводу был присвоен статус филиала завода ГАЗ. Продолжался выпуск автомобилей ГАЗ АА и двигателей для сельскохозяйственной техники. С 1935 до 1937 проходила реконструкция завода с целью повышения производства до 60000 автомобилей в год.
С 1 февраля 1939 года завод стал самостоятельным предприятием. Приказом Народного Комиссара Машиностроения СССР завод был выведен из состава ГАЗ. 5 марта 1939 года вышел приказ о переоборудовании завода на выпуск малолитражных автомобилей. Был организован собственный конструкторско-экспериментальный отдел. Было решено продолжить проект малолитражного автомобиля, начатый в НАТИ. Модель получила название КИМ 10-50, а версия с открытым верхом — 10-51.
1 мая 1939 года последний автомобиль модели ГАЗ АА выехал из ворот завода. Началась глобальная реконструкция завода, которая должна была занять от 8 до 9 месяцев, но сроки постоянно откладывались. 5 апреля 1940 года реконструкция была завершена. Началось производство узлов для малолитражных автомобилей. 25 апреля был собран первый автомобиль модели КИМ 10-50. Он был создан по обходной технологии, поскольку завод еще не был готов к массовому производству малолитражек. В августе 1940 года руководством страны состоялся смотр автомобилей марки Opel, специально закупленных в Германии. И.В. Сталин, осмотрев также и советскую малолитражку, пожелал внести некоторые изменения в конструкцию. Главным было то, что все малолитражки СССР должны были стать четырехдверными. Пожелания Сталина были выполнены в модели КИМ 10-52. Массовое производство должно было стартовать в конце 1940 года. Реально же, к концу года было собрано всего 16 автомобилей КИМ 10-52. В апреле 1941 было собрано уже 100 автомобилей. Однако, все планы по производству сорвала начавшаяся Великая Отечественная Война.
В военное время завод был переоборудован под производство снарядов для военной техники. Их выпуск продолжался вплоть до эвакуации предприятия в 1941 году. В цехах завода с 1941 до 1942 занимались лишь ремонтом военной техники. В 1943 году было принято решение о производстве на заводе в Москве запчастей для иностранной техники, предоставленной по ленд-лизу. В 1944 году появился приказ, по которому заводу надлежало продолжать производство модели КИМ 10-52. 24 мая 1945 года вышел новый приказ о достройке завода и присвоении ему названия МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).
В августе 1945 года на заводе началось освоение новой модели, получившей название Москвич-400. Производство стартовало в 1946 году. Модель продержалась на конвейере до 1954 года. В марте 1954 началось производство обновленной модели М-401. Тогда же был выпущен 150-тысячный автомобиль М-400. 20 апреля 1956 года последний автомобиль семейства 400/401 покинул стены завода.
Завод без остановки производства начал выпуск новой базовой модели Москвич-402. В 1957 году появился первый в стране автомобиль с типом кузова универсал — Москвич 423. В феврале того же года состоялся запуск производства полноприводной версии 402-го, получившей индекс 410. В июне 1958 года завод прекратил выпуск модели М-402 и перешел на выпуск более свершенной модели Москвич 407.
Москвич 407 считается одной из самых удачных моделей завода. На всемирной Выставке автомобилей в Брюсселе в 1958 году автомобили моделей 407 и 423 были награждены дипломами и золотыми медалями. В августе 1958 года состоялся дебют МЗМА в автоспорте — автомобили приняли участие в ралли «Тысяча озер». Дебют получился удачным — команда заняла 3 место.
В июне 1958 года начался выпуск модернизированной версии 410-го — Москвич 410Н. В августе 1958 года был выпущен полноприводный универсал М-411, на базе узлов и агрегатов М-410. Несмотря на успешность моделей семейства 410, их было решено снять с производства в 1961 году ради увеличения числа экспортных Москвичей 407.
В октябре 1963 года завод собрал последний Москвич 407. На замену ему была выпущена так называемая «переходная» модель 403, которая сочетала в себе агрегаты М-407 и несколько уже готовых к производству узлов новой перспективной модели завода — 408.
1 августа 1964 года начался выпуск новой модели Москвич 408. К июлю 1965 года был собран последний Москвич 403 и завод полностью сосредоточился на модели 408. В 1966 году появилось несколько модификаций 408-го, в их числе фургон и универсал на его базе.
В 1967 параллельно с производством М-408 стартует производство Москвича 412. Производство двигателей для моделей передается на Уфимский завод. 18 мая 1967 года из ворот завода выехал миллионный Москвич 408.
В 1968 году завод был награжден первым орденом в своей истории — орденом Трудового Красного Знамени. В том же году стартует очередная реконструкция завода. Возводятся новые корпуса, и производство расширяется. 25 октября 1968 года заводу было присвоено имя АЗЛК (Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола).
В 1968 году автомобиль АЗЛК, Москвич 412, принял участие в гонке Лондон – Сидней. В общекомандном зачете наша команда оказалась четвертой. В 1970 году Москвич участвовал в гонке Лондон — Мехико. Результат был блистательным — второе, третье и четвертое места в личном зачете. Заводская команда участвовала и в гонке Тур де Европа, заняв в 1971 и 1974 годах первое место.
Начало 1970-х годов — это без сомнения «золотое» время московского завода. Достаточно сказать, что половина всех производимых заводом машин шло на экспорт. В 1974 году на заводе произвели двухмиллионный автомобиль. 30 декабря 1975 года заводу был присвоен второй орден — Октябрьской Революции.
К середине 1970-х становится ясно, что заводу нужна принципиально новая базовая модель. Работы по данному направлению безусловно велись, достаточно вспомнить перспективное семейство 3-5 или семейство серии «С», но было принято решение, которое пагубно сказалась на судьбе завода АЗЛК.
В конце 1975 года семейство автомобилей 408/412 на конвейере сменили модели 2138/2140. По сути это были лишь немного измененные, морально устаревшие машины. Данный шаг позволил сэкономить много средств при их постановке на производство, но крайне негативно отразился на конкурентоспособности моделей, как за рубежом, так и на внутреннем рынке. К началу 1980-х годов «Москвичи» можно было найти в свободной продаже даже в СССР. Снизилось и качество сборки автомобилей.
В 1986 новая базовая модель завода АЗЛК — Москвич 2141 встала на конвейер. Модель отличалась передним приводом и была полностью новой разработкой московского завода. Тем не менее, существовали определенные проблемы с двигателями для этой модели. В качестве базового, на первое, как предполагалось, время, был выбран мотор от ВАЗ 2106. На АЗЛК начали разработку собственных двигателей, которые имели высокий потенциал. Моторы были разработаны, а для их производства было закуплено оборудование и начато строительство специального отдельного цеха. К началу 1990 строительство было практически завершено (разные источники оценивают готовность цеха в 85-95%). Но в 1990-е, из-за экономического кризиса и неспособности завода вернуть долг в 800 миллионов долларов за оборудование, строительство так и не было закончено. Цех был опечатан, а оборудование вывезено и утрачено.
К началу 1990-х у завода имелись амбициозные планы по производству многих модификаций и новых моделей на базе М-2141. Но из-за экономических проблем разработка практически всех перспективных моделей завода была прекращена. В 1994 предприятие АЗЛК было акционировано и отныне стало именоваться ОАО «Москвич». Тяжелое экономическое положение завода и страны в 1990-е в целом, привело к тому, что в 1996 году конвейер завода был остановлен. Несмотря на это, были проведены работы по адаптации двигателей «Рено» для модели М-2141. Впоследствии данная модификация даже серийно производилась.
В 1995 году генеральным директором завода стал Р.С.Асатрян. Он считал, что будущее завода кроется в производстве дорогих люксовых автомобилей. Последними моделями, разработанными на заводе, стали машины «бизнес-класса» на базе М-2141. Но последний, сокрушительный удар по заводу нанесли отнюдь не низкие продажи, а дефолт, разразившийся в 1998 году. ОАО «Москвич» практически лишилось оборотных средств, а к началу 2001 году на предприятии «висел» долг в 500 миллионов рублей. К концу 2001 году производство автомобилей было окончательно прекращено, а в 2006 завод был официально признан банкротом.

Среднестатистический москвич — мужик далеко не бросовый. Не великан, конечно, но и не сявка какая-нибудь: он сантиметров на десять выше среднестатистического мужчины планеты. Перегнали москвича по росту только прибалты и скандинавы. Наш мужчина поджар, весит до семидесяти пяти килограммов, носит одежду 48 — 50-го размера. Размер головы — пятьдесят седьмой. Правда, с головой москвича стали происходить интересные вещи: год от года его черепушка становится все длиннее. К чему бы это? Ведь известно, что долихоцефалами, то есть длинноголовыми, были первобытные люди. Они, первые хомо сапиенс, были и повыше сантиметров так на пять. — Тридцать лет назад средний рост москвича был 170 сантиметров, — говорит научный сотрудник Института антропологии Татьяна Дунаевская, — а нынешняя молодежь стала на пять сантиметров выше. Но, достигнув в ближайшие десятилетия отметки 180 см, рост человека снова начнет уменьшаться. Такова эволюция. Кстати, высокий рост — далеко не благо для мужчины. Те, кто быстро растет, обычно мучаются проблемами определенного свойства. Дело в том, что половые гормоны находятся в вечном антагонизме с гормонами роста, и чем выше человек, тем, как правило, меньше его половая сила. К середине нашего века пропорции тела москвича должны измениться. Он вырастет, причем преимущественно за счет ног. Размер стопы тоже увеличится, плечи станут шире, а руки — длиннее. Антропологи говорят, что «удлинению» человека способствует белковая пища. Чем больше мы едим мяса, рыбы, яиц, тем заметнее увеличиваются продольные размеры тела. Но лет через шестьдесят рост должен остановиться — ведь все имеет свой предел. Человека весом больше полутонны не бывает. Кстати, о весе. Сильно поправиться мужчинам не грозит. Ожирение — это скорее женская проблема. Между прочим, полвека назад большинство москвичек носили одежду 46-го размера, а сейчас среднестатистическая жительница столицы покупает 50-й. И главным вопросом мужчины нового тысячелетия станет: как носить такую красавицу на руках? Анастасия ПЛЕШАКОВА. Мы лысеем, слепнем и обрастаем рогами И хотя это еще не весь перечень, мы по-прежнему веселы и довольны жизнью Выхлопные газы автомобилей, чад миллионов сигарет, насквозь искусственная еда и разгул шизофрении сформировали совершенно уникальный биологический тип — «хомо московикус» (homo moscoviсus). То есть жителя столицы без страха, упрека и царя в голове. Это млекопитающее разительно отличается от обитателя, допустим, Рязанской или Костромской области. По данным биологов аспирантуры Академии наук РФ, любезно предоставивших «Комсомолке» пухлые отчеты, «хомо московикус» буен, завистлив и не выходит на улицу без запаса этого… как его… «2,3,7,8-тетрахлорбензо-n-диоксина» в крови. Головенка У некоторых гуманоидов эта часть называется головой. Прощения просим. Москвич все-таки обходится головенкой. Термин хотя и категорически ненаучный, но зато выразительный. Если кому нужны умные слова, то вот вам загадка: сколько среди москвичей анацефалов? Правильный ответ: 0,0 процента. Потому что анацефалия — это отсутствие черепной коробки вообще. Съели? Ну вот тогда читайте и не задавайтесь слишком сильно. По подсчетам ученых, москвич лысеет в среднем на 4,2 процента быстрее, чем среднестатистический россиянин. И никакие супершампуни, на которые он выкидывает 1375,2 рубля в год, не помогают. Потому что хитрым фирменным формулам противостоят неизменно кислотные московские дожди. Сядьте, а то упадете: чистая нейтральная вода — это 7 pH; веселый столичный дождичек обладает показателем 4,5 pH. Химики утверждают, что такая кислотность очень бойко разрушает «произведения искусства из известняка и мрамора»! А мы с вами далеко не каменные. Кислотные дожди дивно сочетаются с классическим московским смогом (мегаполис традиционно теплее и сырее, чем провинция, что дает в сумме особую активность ядовитых веществ). Плюс жесткая водопроводная вода из бассейна Москвы-реки — повышенное содержание солей кальция и магния усугубляется довольно небрежным хлорированием на очистных сооружениях. Зрение Здравствуй, брат-очкарик! Мы, москвичи, делаем остальную Россию по зрению, как хотим. Мы эту Россию, можно сказать, в упор не видим, потому что страдаем близорукостью. Провинциалы тоже, прямо скажем, не орлы, у них среднестатистическое зрение — 0,06 диоптрии. А у москвича оно — 0,21 диоптрии. Все оттого, что средний москвич работает в офисе, где до офонарения вглядывается в экран компьютерного монитора, телевизора и так далее. С дальнозоркостью проще: это проблема возраста. Ногти, зубы и рога Строго говоря, ногти и рога — это роговые образования, а зубы — костяные. Но для удобства восприятия мы их будем рассматривать в одной главе. Сухие цифры статистики гласят, что к 30 годам у москвича: своих зубов — 26,4 штуки (из 32 возможных); искусственных — 4,6 штуки; оставшийся 32-й зуб отсутствует. Совсем. Как правило, это зуб мудрости, что символично. Выбитые в драках единицы не в счет. Стройную картину нарушают постоянно проживающие в Москве лица кавказской национальности, цыгане и мелкие уголовники — у них процент зубов из драгметаллов достигает 26 процентов, не считая золотых коронок, надетых на здоровые резцы. Кариесом страдают абсолютно все. Про пародонтоз говорить не будем — страшно. По ногтям у нас в России полная демократия и равенство — растут они у всех одинаково быстро. В чем мы разнимся, так это в заболеваемости различными типами грибков. Тут москвич на 5,2 процента здоровее провинциала. Просто потому, что редко занимается физическим трудом тяжелее поднятия ложки и почти не ходит в баню. У некоторых вместо ногтей — когти, но это относится в основном к брокерам бирж и топ-менеджерам крупных корпораций. К сожалению, точных цифр по рогам в Академии наук нам не дали. Но, исходя из общей атмосферы разнузданной сексуальной жизни столицы, количество пар рогов должно соответствовать количеству женатых мужских особей старше 40 лет с доходом выше 24 тысяч долларов в год, несмотря на Канары и виагру. Кровь Классические группы крови у москвича: I (Rh+) и II (Rh+). Тут никто не виноват — регион такой. У американцев, например, самая распространенная — III (Rh+). Содержание гемоглобина у нас, разумеется, пониженное. Но главная достопримечательность московской крови — это процент алкоголя. По данным ВЦИОМ, житель столицы потребляет в сутки такое количество спиртного (от пива до денатурата), что постоянный средний показатель составляет 0,12 промилле. Много это или мало, спросите у сотрудников ГИБДД, они на этом живут. Справедливости ради надо отметить, что средний показатель по России — 0,19 промилле. Трудно сказать, в чем дело: то ли в провинции больше пьют, то ли мы плотнее закусываем. Легкие У кого-то, может, они и легкие, а у нас, москвичей, — довольно тяжелые. Виной тому все тот же смог, автомобильные выхлопы с содержанием угарного газа со свинцом и безудержное курение. Среднестатистический москвич высмаливает в сутки около 16 обезличенных сигарет, а это 5 мг смол и 0,6 мг никотина. Относительный риск таким макаром заболеть раком легких — 59 процентов. Промышленные предприятия бескорыстно дарят нам: углеводороды вкупе с прочими летучими органическими соединениями, оксиды азота, диоксид серы и сернистый газ, тяжелые металлы типа свинца плюс серную и азотную кислоты (капельная взвесь в воздухе). В результате имеем перманентную усталость, хронические заболевания и прочие «прелести» на 3,1 процента больше, чем по стране. Правда, в этом смысле Москве далеко до Екатеринбурга, Магнитогорска и прочих флагманов отечественной металлургии. Но поправку вносят необозримые буколические пространства, скупо засеянные никому не нужными больными зерновыми и злаками. Прочий ливер Что ни говори, а статистика знает не все. Но кое-что можно вычислить путем простой логики. Брюкву и свеклу москвичи на балконах не выращивают и коров на балконах не держат. Значит — питаются продуктами из магазинов как отечественного, так и импортного производства. Вместе с провизией в московский организм попадают: пестициды, тяжелые металлы и синтетические органические соединения (они же ядохимикаты). Игнорируя победные реляции пресс-служб агропромышленных комплексов, химики АН РФ и экологи всех сортов заявляют: ничего мало-мальски съедобного в подмосковных хозяйствах произрасти физически не может. Основных причин четыре: обилие вечно пылающих крупных свалок вокруг мегаполиса, исправно снабжающих грунтовые воды неописуемой дрянью; промышленные соли против гололеда, которые свозят вместе со снегом за город; сливы фабрик и заводов Подмосковья; протекающие резервуары автозаправочных станций. На чем все это растят? А не знаем, только добрые США присылают нам каждый год 51 тысячу тонн пестицидов, больше половины которых запрещены для использования в Америке. По данным Всемирной организации здравоохранения, от отравления пестицидами ежегодно умирают более 500 тысяч человек. Выводы делайте сами. Размножение Качественно размножаться и даже пытаться это делать москвичу непросто: мешают жилищная проблема, нервотрепка на работе, бедлам в общественном транспорте и автомобильных пробках, прочие стрессы. Как следствие — средний женатый москвич занимается сексом не чаще 2,6 раза в неделю. Впрочем, остальные россияне тоже не сексуальные гиганты — они вообще ложатся в постель не только для того, чтобы поспать, 2,3 раза за семь суток. Но самая захватывающая цифирь касается московской рождаемости. Существует десятибалльная шкала Апгара, по которой вычисляют физическое состояние новорожденного. Так вот, до 6,4 по этой шкале мало какой московский младенец дотягивает. 30 процентов детей рождаются аллергиками, да еще с так называемой желтушкой. Все это приводит к торможению умственного развития. К сожалению, тут Москва — абсолютный чемпион по России. Обгоняем регионы чуть ли не на 20 процентов по количеству умственно отсталых. Константин БЛАГОДАРОВ. КСТАТИ Конкретный пример насчет продуктов. Домохозяйки! Записывайте рецепт очень популярного в последнее время кетчупа в пластиковых бутылках емкостью 1 литр (продается на оптовых рынках): соль, подсластитель, уксус, революционного цвета копеечный краситель, крахмал. Томаты не нужны. Варить на манер киселя. Приятного аппетита!

Весной с крыши административного корпуса бывшего Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) на Волгоградском проспекте были демонтированы гигантские буквы — «МОСКВИЧ». Это был один из последних атрибутов, напоминавших о когда-то работавшем здесь предприятии. «Ъ» решил узнать, во что были превращены заброшенные цеха легендарного «Москвича», и заодно вспомнить его почти 70-летнюю историю.

Ведь предупреждали, «Москвича» на Волгоградском проспекте уже давно нет. Не верилось. Неужели от существовавшего с 1930 года громадного автомобильного завода, выпускавшего в лучшие годы около 200 тыс. машин в год, мало что осталось? С 1995 года предприятие работало с перебоями, в 2001-м окончательно встало. Потом банкротство в 2006-м, и в том же году распродажа имущества на торгах.

У административного здания АЗЛК нас встречает бывший начальник цеха прессового корпуса завода Анатолий Гресев. Рядом стоит его припаркованный «Москвич-2141» — гордость и напоминание о прошлом, когда вся жизнь крутилась вокруг этих машин и была простой и понятной.

— Мы же здесь и учились, и занимались спортом, и рожали детей — и все без отрыва от производства. А какая у нас была самодеятельность, какие концерты, знали бы вы! — он широко улыбается.

Истории заводчан — «Москвич» это или ЗИЛ, или «Серп и молот» — часто похожи между собой: многие работали на московских предприятиях династиями, здесь же находили себе жен, мужей. Приходили совсем молодыми и дорабатывали, как правило, до самого закрытия производства — даже в кризисные годы не веря, что близится конец. Так и Анатолий Гресев пришел на АЗЛК сразу после армии и из простого штамповщика превратился в начальника цеха нового прессового корпуса.

Вид на здание бывшего музея «Москвича» и административный корпус за ним

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Тогда у меня в подчинении было 1200 человек, после объединения прессового и кузовного цехов я уже руководил 3 тыс.— вспоминает он, пока мы поднимаемся на крышу административного здания АЗЛК. Отсюда открывается лучший вид на бывшую территорию завода. Недалеко от станции метро «Текстильщики» стеклянным фасадом бликует дворец спорта «Москвич», за ним на Волгоградское шоссе смотрит культурный центр «Москвич», чуть подальше теряется за зеленью и домами стадион — он тоже «Москвич». Переходим на другую сторону — вдалеке слева на огромной заставленной парковке переливаются на солнце теснящиеся автомобили. Когда-то это были цеха «Москвича», сегодня здесь собирают машины Renault. Ближе к нам по земле стелятся еще два огромных корпуса — это уже «Технополис «Москва”», в котором сегодня главным администратором и работает Анатолий Гресев. На территории этих цехов московское правительство с 2010 года создает центр инновационного производства.

Раньше в административном корпусе сидело руководство АЗЛК, были своя столовая и даже небольшой концертный зал, а сегодня здесь хаос: двери сорваны с петель, на полу валяются обвалившийся потолок и мусор. Искать следы истории уже бесполезно: кроме сложенных на первом этаже букв «МОСКВИЧ» и одного плаката, об автомобильном прошлом здесь ничего не напоминает. По соседству с административным зданием парит похожий на летающую тарелку бывший музей АЗЛК. Но коллекции старых «Москвичей» здесь не найти: через несколько лет после объявления завода банкротом они были перевезены в Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу. Руководство «Технополиса» и столичные власти обещают, что через несколько лет в эти здания вновь вернется жизнь: к 2017 году они будут объединены в офисно-гостиничный комплекс.

Теперь нас ждут производственные цеха. Первый на очереди — прессовый, в котором, как раз и работал Анатолий Гресев. Его реконструкцию руководство «Технополиса» планирует начать этим летом. Цех необъятен и пустынен. В полу чернеют огромные проемы, потолок подпирают раскрашенные яркой краской железные колонны, шумит какая-то строительная техника. Никакого оборудования здесь давно нет.

— Наши прессы были вывезены в Китай, Индию, Турцию, Иран, где до сих пор продолжают работать. Ни один из них не ушел в Россию. Это был 2005 год,— вспоминает господин Гресев.

Скоро и эти цветные колонны, и эти темные проемы исчезнут, а старый прессовый цех займут инновационные компании, уже освоившие 220 тыс. кв. м соседнего корпуса АЗЛК, где о «Москвиче» уже ничего и не напоминает. Теперь здесь вовсю развиваются совсем иные производства — чипов, светодиодов, композитных материалов. В этом январе сюда была перевезена библиотека Политехнического музея, закрытого на реконструкцию до 2018 года.

Так сегодня выглядит прессовый корпус АЗЛК

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Но перестраиваемые московскими властями цеха АЗЛК и производство «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») — это еще не вся территория «Москвича». Около 22 га земли, а с ними и 15 бывших заводских зданий общей площадью почти 250 тыс. кв. м, но уже внутри Третьего транспортного кольца, принадлежат группе «Метрополь». Именно «Метрополь» в 2006 году на торгах выкупил всю недвижимость банкротящегося завода. Позже часть зданий, среди которых был и дом культуры «Москвич», компания продала правительству Москвы. В 2007 году группа анонсировала планы по строительству на месте старых цехов 1,5 млн кв. м, но из-за кризиса проект был заморожен. В 2013 году «Метрополь» обнародовал новые параметры стройки, за прошедшие годы уменьшившиеся до 640 тыс. кв. м жилых и торгово-офисных площадей.

— Проанализировав ситуацию, мы сделали вывод, что принять в этом месте 1,5 млн кв. м недвижимости не смогут ни улично-дорожная сеть, ни сложившийся рынок недвижимости. Сейчас мы готовим проект редевелопмента территории и планируем, что в этом году оформим необходимую градостроительную документацию,— пояснил генеральный директор УК «Метрополь Девелопмент» Денис Фокин. Как будет выглядеть район, который должен появиться на месте полуразрушенных корпусов «Москвича», в «Метрополе» пока не раскрывают — концепция еще дорабатывается.

Прошлое

«Мы продолжали выпускать машины, но они скапливались мертвым грузом»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Главный администратор «Технополиса «Москва”», в прошлом начальник цеха прессового корпуса АЗЛК Анатолий Гресев

В каждом цехе была своя столовая. Все было шикарно, играла музыка. Во вредных цехах — свое особенное меню: сметана, всякие вкусности. Наш завод, кстати, не только автомобили выпускал, но и жилье строил. Дома в Печатниках, Люблино — это наши дома. У меня четыре сына, сначала я получил комнату, потом квартиру, затем как многодетный отец еще одну квартиру, и все это было бесплатно, от завода,— только работай хорошо. Если хотел купить машину, давали кредит. Мой «Москвич», на котором я вас возил, я так и купил.

Поэтому когда у АЗЛК начались проблемы и нам почти три года не платили зарплату, многие все равно не могли себе представить, что в итоге завод будет закрыт. Наверное, уже тогда было негласно решено, что все тяжелые производства из Москвы будут выводиться, но нам, работникам, некогда было вникать в эту историю: весь день мы проводили в цехах. Мы продолжали выпускать машины, но они скапливались мертвым грузом. Во-первых, спроса почти не было, во-вторых, и наши поставщики столкнулись с серьезными проблемами: они не поставляли нам комплектующие, а мы как результат не могли дособрать автомобили. В итоге оборудование было законсервировано, потом на уровне правительства приняли решение распродать его на аукционе. Я получал приказы: «Петрович, должны приехать китайцы, демонтируйте то-то и то-то».

«Даже когда у завода появились проблемы, дворец никогда не пустовал»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Заведующий постановочной частью культурного центра «Москвич» (раньше ДК АЗЛК) Владимир Заикин

Я работаю здесь с 1977 года, с момента основания дворца. Пришел сюда сразу после школы заниматься технической связью, и, когда сдавался дворец, мне сказали: «Ты хороший парень. Приходи, может, займешься звуком». Так я разобрался, что такое микрофон, научился паять, а потом стал звукорежиссером, а сейчас руковожу всей постановочной частью. Таких, как я, долгожителей у нас в коллективе много. Удивительно, но почти все сотрудники остались. Если и уходят, то, как правило, на пенсию.

Во времена расцвета у АЗЛК было все — и собственный дворец спорта, и культурный центр (на фото). В отличие от завода, им удалось выжить. Как и раньше, в культурном центре «Москвич» работают многочисленные детские студии, а на сцене выступают труппы столичных театров

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда АЗЛК был жив, он всегда подкидывал какие-то средства, но потом пришлось выживать самим. Было время, что жили за счет сдачи площадей в аренду. Но, даже когда у завода появились проблемы, дворец никогда не пустовал: всегда проходили какие-то мероприятия. Заводчане к нам ходят до сих пор. Был момент, когда они нам даже помогли отстоять дворец: это было в тот момент, когда у завода образовались большие долги и нас хотели продать. Люди собрали подписи и отстояли.

Эти стены такое количество артистов видели и во времена АЗЛК, и сейчас. Почти все московские театры проводили и до сих пор проводят у нас свои мероприятия, здесь проходили рок-фестивали. Как и во времена завода, у нас очень много детских студий. Интересно смотреть, как взрослые тетеньки приводят сюда своих детей, а ведь сами когда-то были такие же маленькие и посещали те же самые кружки. Единственное чего здесь сейчас нет, так это заседаний партийных и комсомольских организаций. Это да, а все остальное живет и здравствует.

Настоящее

«Наше счастье, что территория, выделенная под «Технополис «Москва”» меньше, чем у ЗИЛа»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Гендиректор «Технополиса «Москва”» Игорь Ищенко

Наше счастье, что территория, выделенная под «Технополис «Москва”» меньше (32 га.— «Ъ”), чем у того же ЗИЛа (280 га) или «Серпа и молота» (60 га), да и расположены мы не так хорошо, поэтому участь девелоперского проекта строительства обычных офисов или жилья эту площадку миновала. К тому же мэр поставил перед нами задачу развивать здесь производство. Сейчас на площадке работает около 1 тыс. человек, к 2017 году, мы рассчитываем, что их число вырастет до 10 тыс. Реконструкция зданий должна быть завершена к 2016 году. Здесь появится круглосуточно функционирующий город в городе, откроется гостиница, так как уже сегодня 50% наших резидентов — это иностранные компании. Логистический центр уже есть, работает таможня, конгресс-центр.

Основные отрасли, которые мы поддерживаем,— это микроэлектроника и робототехника, биофармацевтика, новые композитные материалы, и, конечно же, интернет-технологии. Для нас это не коммерческий проект ради коммерции. Поэтому у нас есть особый институт поддержки наших резидентов: компании получают определенные налоговые льготы — редуцированная ставка налога на прибыль 15,5%, обнуленная ставка налога на собственность, а также бесплатные техусловия: канализация, электричество, склад химреактивов.

Что теперь происходит на территории завода «Москвич»

Будущее

производство чипов

«У нас ушел почти год на поиск подходящего места для создания производства»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Финансовый директор «Крокус Наноэлектроника» (СП «Роснано» и Crocus Technology) Сергей Сундуков

Мы одни из первых резидентов, кто пришел сюда. Наше СП производит магниторезистивную память, по-простому чипы, поэтому у нас очень серьезные требования к площадке. Из-за этого у нас ушел почти год на поиск подходящего места для создания производства. Не поверите, но мы изучили около 30 вариантов в Центральной части России: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Москве. Наше оборудование очень чувствительно к перепадам напряжения, поэтому нам нужны не только основные 8 МВт, но и резервные мощности. Оказалось же, такие мощности редкость: мы приходим в город, и вроде власти готовы нам дать все, но говорят, с электричеством придется подождать — реконструкция ТЭЦ только в планах. Еще один важный пункт для нас — это квалифицированный персонал. Мы смотрели площадку в 120 км от Калининграда. Там были все условия, но это было чистое поле, и сразу возникли дополнительные вопросы: поедут ли туда люди? где они будут жить? во сколько это все обойдется?

«Еще было бы неплохо, если бы здесь появился детский сад»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Генеральный директор ООО «Маппер» Мауриц Вееда

Mapper Lithography была основана в Голландии и уже более десяти лет занимается разработкой и производством литографического оборудования. В 2012 году мы получили инвестиции в размере €40 млн от «Роснано», и одним из условий сотрудничества была организация производства в России. И именно «Роснано» показала нам «Технополис «Москва”». Мы изучали несколько площадок, но, сравнив их, выбрали технополис: главные причины – отличные технические условия и «московская прописка». В Нидерландах мы работали на чужом оборудовании, а инвестиции «Роснано» позволили нам приобрести собственное, что повысило нашу производительность. Я видел планы развития «Технополиса» и понимаю, что по окончании всех работ он станет уникальной площадкой. Еще было бы неплохо, если бы здесь появился детский сад: 40% наших инженеров женщины, у них есть дети, и такая опция просто необходима.

производство светодиодов

«В Корее не принято сдавать производственные площадки в аренду»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Инженер корейской компании Powerful LED Кеннет Джанг

Наше предприятие занимается сборкой лампочек и светодиодных панелей. Мы работаем на этой площадке с 2012 года, и сейчас в цехе у нас занято 11 человек. Первыми в «Технополис «Москва”» пришла Powerful Beverage, как и мы, входящая в группу Powerful Group, но занимающаяся производством напитков. В Корее не принято сдавать производственные площадки в аренду, поэтому компаниям приходится строить свои заводы с нуля, а это очень и очень дорого. Здесь как раз все наоборот: у нас есть и площадка, и мощности, и коммуникации, как результат затраты минимальны, к тому же мы имеем все возможности расти вместе с «Технополисом». Сейчас по соседству с нашим цехом мы планируем построить еще один: там будет налажена сборка, потому что все комплектующие все-таки пока производятся в Корее. Мы только осваиваем ваш рынок.

библиотека

«Мы как будто живем на борту космической станции»

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Замдиректора библиотеки Политехнического музея Светлана Кухтевич

Перед тем как переехать сюда, мы сами спланировали свое внутреннее пространство, ведь библиотека — очень сложная система: наш основной фонд 3,5 млн книг, еще 30–40 тыс. мы ежегодно комплектуем из новых поступлений. Все это надо не только хранить, но и выдавать нашим читателям. Единственное, что тяжеловато, так это то, что у нас нет окон на улицу: мы как будто живем на борту космической станции. Честно, на время реконструкции мы могли совсем закрыться, но решили, что читатель главнее. Жалко, что вы не видели, как мы готовились к переезду. На то, чтобы упаковать книги, у нас ушло полтора года. Сейчас все они хранятся в коробках, разложенных, как на складе, на паллетах. Конечно, поиск изданий усложнился, но мы точно знаем, где лежит какая книга, и очень быстро обслуживаем наших читателей.

Маргарита Федорова

Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (жарг. АЗЛК, Москвич, Автозавод) — один из самых популярных баянов Москвы и МО. Автомобильный завод, заброшенный в 2001 году, окончательно остановивший все производство в 2003 году. АЗЛК также является один из первых запаленных объектов на сайте caves.ru. Однако АЗЛК горячо любим не только школьниками, но и вполне адекватными и трушными диггерами и сталкерами, и на это есть ряд причин. Во-первых, АЗЛК — по-настоящему культовый объект, который заслуживает хотя бы памяти и уважения. С него многие начинали, на нём некоторые заканчивали, кто-то унёс оттуда огромное количество фотографий, кто-то в сотый раз спалился, кто-то сделал базу в бомбаре под старой территорией, а для кого-то АЗЛК это целая жизнь.

Завод делится на две территории: старая и новая. Старая территория находится в Южнопортовом районе и была основана в 1929 году. Новая же территория располагается не столь далеко от старой, в районе Текстильщики, основана в 1970 году. Обе территории были заброшены почти одновременно.

История Править

История завода АЗЛК растягивается на целых 90 лет, что, конечно, не сравнится с ЗИЛом, однако богатство истории АЗЛК не меньше.

Начало Править

Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект). Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых машин Ford. В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ). Уже в 1933 году завод вошел в состав ГАЗа, затем быстренько наладил собственное производство, и вскоре на свет появляются легковые советские малолитражные автомобили под маркой КИМ.

Золотая середина Править

В мае 1945 года принято постановление Совета народных комиссаров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Завод был переименован в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА), позднее — «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

Наиболее успешными в истории завода были вторая половина 1950-х и 1960-е годы.

В 1956 году начат выпуск нового «Москвича-402», а уже в июле 1958 была проведена его модернизация. Конструкторами завода были созданы двигатели «407Д», «407Д1» и «408», устанавливавшиеся на модели «Москвич-407», «Москвич-403» и «Москвич-408». На МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы Так появились открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным четырёхкарбюраторным 60-сильным двигателем, купе на базе «Москвича-402», гоночные «Формулы», на которых заводские гонщики не раз становились чемпионами страны. Велись даже работы по созданию настоящего болида «Формулы-1» для международных соревнований.

В мае 1967 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич», им стал «Москвич-408».

В октябре того же 1968 года завод получил новое имя: вместо «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА) он стал называться «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

На реконструированном заводе продолжался выпуск устаревшего «408-го» семейства и устаревавшего «Москвича-412», хотя и в обновлённых кузовах. Те же автомобили сходили и с конвейера в Ижевске, причём для этого завода пришлось заказать полный комплект новой производственной оснастки, растягивая выпуск на тот момент уже устаревающих моделей на весь срок её службы, то есть ещё как минимум на 10 лет.

В 1974 году с главного конвейера завода сошёл двухмиллионный автомобиль «Москвич», он был модели «Москвич-412».

Москвич-412

В 1975 году было решено отказаться от конвейерного производства образцов серии «3-5», и на заводе была начата работа по обновлению текущего модельного ряда. Результатом стали модели «Москвич-2138» (бывший «408») и «Москвич-2140» (бывший «412»).

Гонка за увеличением объёмов производства на АЗЛК привела к существенному падению качества комплектующих, окраски и сборки.

Печальный конец Править

В начале 1990-х годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных советских предприятий. Однако с развалом СССР и с возникшей в связи с этим хозяйственно-экономической неразберихой завод, как и вся отрасль, оказался в состоянии глубокого кризиса. В 1996 году его конвейер в первый раз встал. Попытка правительства Москвы оживить производство не увенчалась успехом. В том же году генеральным директором ОАО «Москвич» стал Рубен Асатрян, деятельность команды которого признают одной из главных причин краха предприятия. Работы по созданию перспективных автомобилей Москвич АЗЛК-2131 «Круиз», Москвич АЗЛК-2139 «Арбат», Москвич АЗЛК-2143 «Яуза», Москвич 2144 «Истра» и Москвич АЗЛК-3733 «Тонник» — фактически остановились, уступив место новой концепции руководства завода, предполагавшей переход на мелкосерийный выпуск дорогих автомобилей бизнес-класса на существующей платформе М-2141 — «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита», «Дуэт» и «Дуэт-2», то есть, по сути, превращение завода в тюнинг-ателье.

Мертвые манипуляторы в цехе главного сборочного конвейера, новая территория.

Данная программа вполне закономерно потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей, не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных «люксов», к тому же созданных на устаревшей платформе непрестижного массового автомобиля.

В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал. В последующие годы всё технологическое оборудование, технологическая документация и даже инфраструктурное оснащение предприятия, несмотря на введённое внешнее управление, были полностью утрачены. В 2006 году ОАО «Москвич» официально было объявлено банкротом.

АЗЛК как заброшенный завод Править

Как уже изветсно, АЗЛК был заброшен с 2001 года формально, окончательно же информация среди ранних сталкеров и диггеров подтвердилась в 2003 году. Зимой 2003 года с завода были унесены первые плёночные фотографии, которые уже сегодня многими считаются уникальным исторически-документальным достоянием. На фото тех лет был показан всем известный моторный корпус, который в народе назвали прессовым из-за одного немецкого трофейного пресса «ERFURT» модели 250, стоящего в данном цеху. Постепенно на новорожденном сайте caves.ru поднимались обсуждения завода, залазов, вопросов охраны и в особенности бомбоубежища, поскольку на тот момент основной костяк сайта был из диггерской тусовки. Вот самое первое упоминание АЗЛК на caves.ru довольно спорного содержания.

«к сведению бомбарь не АЗЛК разносил не я, а один очень известный на этом форуме товарищ.
а в том, что я взял несколько комбезов под звон бъющегося стекла в мед. шкафах и свист пролетающих регенерационных патронов я ничего зазорного не вижу» (с) dragon999, 2003 год.Фактически, сначала АЗЛК не подвергался набегам кавеситов, но уже начиная с 2004 года АЗЛК почти каждую неделю кем-то посещался. В связи с этим усилилась и охрана, правда это не остановило поток ни капли, эффект скорее всего был даже обратным. Вскоре АЗЛК обретает звание баяна, caves.ru все чаще пополняется отчетами с завода. Параллельно с наплывом на завод диггеров и сталкеров, цеха АЗЛК, в особенности моторный, на постоянной основе терпели дестрой, а в 2007 так вообще случился пожар в лакокрасочном отделении. Однако завод стоял, и вплоть до 2009 года ничего не предвещало беды.

Для сталкеров Москвы за все эти 8 лет АЗЛК стал образцовым баяном на пару с ХЗБ и Неглинкой. Но назвать АЗЛК баяном с плохой точки зрения язык поворачивался лишь у неискушенных.

Завод поистинне был прекрасен, причём сочетал в себе типичные элементы заброшенного предприятия — обшарпанные стены, битые стёкла, кирпич, почерневший рубероид, мох и лужи на пару с молодыми деревцами на крышах цехов, раздестроенные лаборатории и КБ, сырая библиотека, ржавые станки (хотя их на АЗЛК почти никогда и не было, большая их часть исчезла в период 2004-2005 годов), капель по весне и осени, летом прохладные, пыльные цеха, скрывавшие обывателя диггсталка от жары, промасленные полы, технологические провалы, бомбоубежище, коммуникации, огромные пространства со своей атмосферой ржавого тлена и даже гармония природы с заброшенной промышленностью — особенно данная картинка наблюдалась после того, как в перссовом отделении моторного корпуса случился обвал перекрытий, и одна из стен оголилась, запустив внутрь буйную растительность.

Буйная зелень в моторном корпусе после обрушения части крыши, 2005

Более того, АЗЛК долгое время являлся объектом интенсивной фотодрочки, отсюда и пошли все эти художественные снимки и красиво обработанные фотографии. Отчасти так получилось из-за того, что люди хотели красивых фотографий, но не могли найти чего-либо стоящего на АЗЛК — что тут пофоткаешь, когда всё разрушено и унесено? Как оказалось, фоткать было что. Причем этого было очень много, ведь АЗЛК был в первую очередь привлекателен эстетически, его целью не было поражение наповал своим невероятным сохраном (на раннем этапе, конечно же). АЗЛК, как и многие другие объекты ранних 2000-ых являлся уникальным для многих. Каждая деталь, каждый цех, винтик, стёклышко, металлическая закорюка — на этом заводе всему можно было удивляться. Особенно в фотодрочерстве отличились небезызвестный Руссос, Алекс Клочков и неизвестный сталкер под псевдонимом SkyFi.

В целом тусовка продолжалась, завод покорял сердца новичков, всплывал в ностальгических влажных снах бывалых, писались новые истории, новые люди. При этом не забывалось и старое — некоторые сталкеры приходили почтить старичка АЗЛК, помянуть завод, поскольку уже к 2009 году старая территория заметно подустала и морально израсходовала себя, извратилась. Впрочем, мучениям настал скорый конец, и в середине 2009 года моторный цех, будучи некогда купленным, был частично восстановлен, а само механосборочное производство в цеху вместе с крышей было полностью снесено, оставив от цеха таким образом лишь окружную часть из фасадных пристроек к основному, уже снесённому цеху. Так умер моторный. После этого основная часть сталкеров и кависов ринулась в соседние цеха: литейный алюминия, автоматный, СИП (станко-инструментального производства). Также, после смерти моторного цеха, перссовые №1 и №2, а также сварочный корпуса раскрыли свой потенциал, и туда также ринулись толпы. Вскоре и эти цеха были варварски раздестроены мародёрами и кависами, поскольку с годами контенгент сталкерского движения пополнялся отнюдь не лучшими личностями и культурами.

Впрочем, и южным цехам оставалось жить не особо долго, основная часть была снесена в начале 2010-ых, зато прессовые простояли вплоть до 2017 года, а сварочный до сих пор остатками и руинами стоит на своём месте, хоть от него и осталось около 20%.

Таким образом АЗЛК постепенно умирал, и в конце концов канул в лету, как и многие баяны Москвы. Будучи диким баяном, АЗЛК был есть и будет одним из самых знаковых объектов когда либо посещённых ногой сталкера и диггера вообще в истории Москвы и России. Как ни странно, но некоторые до сих пор пилят темы на caves.ru, посвященные заводу.

Генплан АЗЛК лично от меня

Фотосессия Руссоса, 2005

Главное помещение моторного корпуса

Участок обрушения

Самая первая фотка моторного цеха и АЗЛК в целом, плёнка, зима 2003

Невероятная атмосфера тех лет

Завод «Москвич», основанный в 1930 году, окончательно встал еще в 2001 году, а в 2006-м был признан банкротом. В том же году недвижимость «Москвича» — 54 объекта площадью около 750 тыс. кв. м — ушла с молотка за 5,6 млрд руб. группе «Метрополь». Впоследствии некоторые здания выкупило правительство Москвы, решив на территории части из них, включая административный корпус АЗЛК, организовать «Технополис «Москва”»

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев купить фото

Сегодня об автомобильном прошлом зданий, входящих в «Технополис «Москва”», почти ничего не напоминает: из атрибутики завода остались только демонтированные и сложенные буквы «МОСКВИЧ», пустые еще не отреставрированные цеха и редко попадающиеся старые плакаты. В будущем буквы будут отреставрированы и вписаны в архитектурный облик «Технополиса»

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

История «Москвича» началась с выпуска легковых и грузовых автомобилей Ford. Первый автомобиль «Москвич» предприятие стало серийно собирать только в 1947 году: это был «Москвич-400». Четырехмиллионный «Москвич» сошел с конвейера завода в сентябре 1986 года, но уже тогда из-за претензий к качеству сборки со стороны покупателей часть машин АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола до 1992 года, после ОАО «Москвич») оставалась на складах

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

В бывшем цеху прессового производства АЗЛК сегодня царит разруха: никакого оборудования давно здесь нет, уже лет как десять назад оно было продано в Китай, Индию, Турцию, Иран. Этим летом власти Москвы планируют начать реконструкцию цеха: через год его смогут занять резиденты «Технополиса «Москва”» — компании, занимающиеся микроэлектроникой, робототехникой, биофармацевтикой

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Первый раз конвейер АЗЛК остановился в 1996 году. До выпуска последнего автомобиля оставалось пять лет

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Рядом с бывшим музеем «Москвича» располагается административный корпус АЗЛК. Вместе со зданием музея он войдет в состав отельно-офисного комплекса, который должен быть открыт к 2017 году. Пока он пустует: только на первом этаже лежат снятые с его крыши буквы «МОСКВИЧ»

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Когда-то этажи административного корпуса АЗЛК занимали руководство завода, бухгалтерия и другие непроизводственные отделы. Сегодня здание закрыто для посетителей: кабинеты завалены осыпавшейся штукатуркой и всяким хламом

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

В административном корпусе была не только собственная столовая, но и концертный зал

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Выкупив у группы «Метрополь» здания АЗЛК, правительство Москвы решило организовать на их месте технопарк. Проект стартовал в 2010 году, а в декабре 2012 года получил название «Технополис «Москва”»

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Одним из первых были реконструированы цех гальванопокрытий и сварочно-кузовной цех общей площадью 220 тыс. кв. м. В 2013 году на территории «Технополиса «Москва”» был открыт научно-инновационный таможенный пост

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Сегодня на территории «Технополиса «Москва”» уже разместили свои производства 26 компаний: среди них корейский производитель светодиодов Powerful LED, российско-французская компания «Крокус наноэлектроника» (чипы) и ХК «Композит» (композиционные материалы). Общее число сотрудников, работающих здесь, достигает 1 тыс. человек. В планах руководства «Технополиса» увеличить эту цифру к 2017 году до 10 тыс.

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

В «Технополис «Москва”» переехала библиотека Политехнического музея, который до 2018 года будет закрыт на реконструкцию. На упаковку книжного фонда, который насчитывает около 3,5 млн экземпляров, ушло полтора года. Сегодня книги хранятся нераспакованными, но это не мешает библиотеке обслуживать читателей

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

В бывших цехах АЗЛК свое производство автомобилей разместило «Рено Россия», когда-то «Автофрамос» — в прошлом совместное предприятие, созданное в 1998 году французским концерном Renault и правительством Москвы. В 2012 году Renault стал единственным владельцем предприятия, выпускающего в год около 160 тыс. автомобилей — модели Renault Logan, Renault Sandero, Renault Fluence, Renault Duster, Renault Latitude и Renault Koleos

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Во времена расцвета у АЗЛК было все — и собственный дворец спорта, и культурный центр (на фото). В отличие от завода, им удалось выжить. Как и раньше, в культурном центре «Москвич» работают многочисленные детские студии, а на сцене выступают труппы столичных театров

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Найти хоть какую-то атрибутику, оставшуюся в культурном центре «Москвич» от АЗЛК, как и в пустующих цехах завода, сегодня практически невозможно

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов купить фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *