Зачем антифриз?

Содержание

Все современные автомобильные охлаждающие жидкости (антифризы) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля применяют менее токсичный пропиленгликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны пропиленгликоля и из-за ухудшения теплоотводящих свойств жидкости. Базовые компоненты, вода и этиленгликоль составляют 93-97% объема жидкости, остальное – присадки.
Именно присадки (точнее, пакет присадок) определяют «лицо» антифриза, его антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации, стоимость. Именно присадками отличаются друг от друга антифризы разных компаний-производителей: Total, Chevron, BASF, Arteco, Honeywell, «Техноформ», «Тосол-Синтез» и так далее.
Антифризы реализуются либо в виде концентратов, либо в виде готовых к применению жидкостей. Концентрат антифриза (иногда для него используется аббревиатура «ОЖ-К») содержит только один базовый компонент – этиленгликоль. Предполагается, что воду потребитель добавит самостоятельно, а оптимальное соотношение концентрата и воды составляет для наших широт 50:50. Готовые к применению жидкости уже содержат нужное количество деминерализованной воды и рассчитаны на температуру начала кристаллизации либо -36°С по европейским стандартам, либо -40°С (ОЖ-40) и -65°С (ОЖ-65) по российским стандартам.
По составу пакетов присадок современные антифризы делятся на три типа – «карбоксилатные», «гибридные» и «традиционные». Отдельную группу составляют специальные антифризы для «тяжело нагруженных» двигателей, которые устанавливаются на карьерных грузовиках и бульдозерах.
Карбоксилатные антифризы составляют «элиту» охлаждающих жидкостей, они считаются лучшими, как по своим свойствам, так и по огромному сроку эксплуатации. С конца 90-х годов они используются на большинстве мировых автозаводов для первой заправки автомобилей, в сервисных центрах при техническом обслуживании. С удовлетворением можно отметить, что российские автозаводы «КАМАЗ», «ЛиАЗ», «АВТОВАЗ» (с переменным успехом) начали с 2005-2006г. применять карбоксилатные антифризы. Безусловно, практически все сборочные производства «российских иномарок» – Ford, Renault, GM-Opel, Hyundai, KIA, Chevrolet, Volvo, Fiat, тоже используют карбоксилатные антифризы.
Карбоксилатные антифризы отличаются от других антифризов по технологии производства пакета присадок, основу которого составляют соли карбоновых кислот (карбоксилаты). В технической литературе и в названиях антифризов встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий: OAT (Organic Acid Technology), LLC (Long Life Coolant), XLC (eXtended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774D). Принципиальное отличие карбоксилатной технологии от других технологий состоит в том, в ней отсутствуют неорганические присадки, характерные для «традиционных» антифризов.
Лучшие образцы карбоксилатных антифризов, такие как Havoline XLC, CoolStream Premium, Glysantine G30, AWM G12, DexCool, GlasElf Supra, Prestone, способны эксплуатироваться в течение длительного периода времени – не менее 5 лет, с пробегами 250 тысяч км в легковых и 650 тысяч км в грузовых автомобилях. Более того, Ford дает им срок замены 10 лет, а GM-Opel – бессрочно (fill for life).
Гибридные антифризы – тоже великолепные охлаждающие жидкости, однако, срок их службы меньше, чем у карбоксилатных – в среднем 3 года. В состав их пакетов присадок также входят соли карбоновых кислот и небольшие добавки силикатов (европейская технология) или фосфатов (японская и корейская технологии). В технической литературе гибридные антифризы обозначают: Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774C).
Традиционные антифризы – это так называемые неорганические ОЖ, в настоящее время в основном устаревшие. Пакеты присадок таких антифризов состоят из различных комбинаций неорганических веществ – силикатов, фосфатов, боратов, аминов, нитритов. Уже в 90-х годах они перестали представлять собой научную и коммерческую тайну, их составы начали публиковать в открытой печати (например, в SAE Technical Paper Series, 900804, 1990). Сегодня они используются в старых моделях автомобилей и в автомобилях, отслуживших свой срок, для которых все равно, что заливать – лишь бы подешевле.
К традиционным антифризам относится наш классический «Тосол А40», разработанный 40 лет назад, и всевозможные вариации на тему «Тосола» – антифризы с названиями «Тосол Север», «Тосол Феликс», «Тосол Торса», и тому подобное. Большинство антифризов, выпускаемых в России, тоже относится к традиционному типу. В подавляющем большинстве это, так называемые «силикатные» антифризы и «Тосолы», то есть жидкости, содержащие соединения кремния (силикаты) в сочетании с перечисленными выше неорганическими присадками. Основной недостаток силикатных антифризов – малый срок эксплуатации, не более 60 тысяч км, и возможность выпадения силикатных гелей («сгустков»), силикатных осадков, нарушающих тепловой отвод. Силикатные антифризы также не защищают от кавитации. Применение силикатных антифризов запрещено в большинстве зарубежных автомобилей: Ford, GM, Hyundai-KIA, Volvo, VW и других. В российских и китайских автомобилях их применение пока не запрещено.
Температуре замерзания и «размораживании» двигателя.
В отличие от воды, водно-этиленгликолевый раствор и соответственно антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть, при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С – уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше и больше (это состояние называется «шуга», по-английски – slush ice, «что-то наподобие манной каши»), и, наконец, при некоторой более низкой конечной температуре эта «шуга» затвердевает.
Начальная температура образования первого кристалла называется «температура начала кристаллизации», по-английски – freezing point. Конечная температура перехода из жидкого в твердое состояние называется «температурой потери текучести» или «температурой застывания», по-английски – pour point.
Для антифризов «ОЖ-40» разница между freezing point и pour point составляет около 10°С. То есть, антифриз, который начинает кристаллизоваться при минус 40°С, затвердеет лишь при минус 50°С. В промежутке между минус 40°С и минус 50°С он будет находиться в состоянии «манной каши» – более или менее густой.
В России, при описании и тестировании антифризов, обычно пользуются «температурой начала кристаллизации», благодаря тому, что именно этот показатель описан в единственном нормативном документе ГОСТ 28084-89. В Европе, однако, чаще используют понятие «температура защиты от замерзания», по-английски – frost protection level. Она определяется как среднее арифметическое между «температурой начала кристаллизации» и «температурой застывания». На наш взгляд, именно frost protection level наиболее адекватно характеризует «температуру замерзания» антифриза, так как это середина фазового перехода из жидкости в твердое тело.
Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет трубы», антифриз при замерзании не «размораживает» двигатель. Водно-этиленгликолевый раствор при переходе из жидкости в твердую фазу не расширяется, точнее его расширение составляет менее 1%. Это относится к антифризам с содержанием концентрата антифриза (ОЖ-К) не менее 30%.
Таким образом, при наступлении сильных холодов не следует опасаться каких-либо серьезных последствий (трещин или протечек) от антифриза, замерзшего в автомобиле. Антифриз превратится в застывшую «манную кашу», а при ослаблении холодов, или если вы все-таки сумеете завести машину на морозе, снова станет жидким.
На сборочных производствах «российских иномарок», например Ford или Renault, концентрат антифриза разбавляют водой 50:50. Это соответствует температуре начала кристаллизации минус 37°С и обеспечивает защиту от замерзания до минус 42°С. Такого антифриза достаточно для всех широт России, включая заполярье.
Исключение составляют автомобили, оснащенные предпусковыми подогревателями типа Hydronic или Webasto. Для штатной работы таких подогревателей необходимо, чтобы охлаждающая жидкость оставалась в жидкой фазе, а не в виде кристаллической «шуги» (похожей на «манную кашу»). Слабый циркуляционный насос этих подогревателей не может прокачать «кашу» по всему контуру, жидкость застаивается, локально перегревается или даже кипит, автоматика отключает подогреватель. В принципе, можно попытаться «покачать» систему, включая-выключая Hydronic несколько раз, но это уже нештатная работа. Аналогичная ситуация у подогревателей типа «Северс-М» без циркуляционного насоса. Такие подогреватели работают по принципу естественной циркуляции, когда нагретая охлаждающая жидкость, поднимаясь вверх, заставляет жидкость двигаться по контуру.
Поэтому надо иметь антифриз с температурой замерзания, соответствующей характерным температурам зимы вашего региона, вплоть до -50°С. Конечно, теплоотводящие свойства концентрированного антифриза будут похуже, чем у стандартного (50:50), но чем-то надо поступиться. Да и сильной жары на севере не бывает.
Другое дело, когда предпускового подогревателя нет. Если двигатель удалось запустить на сильном морозе, то его мощная помпа прокачает и «кашу», которая быстро расплавится в работающем греющемся двигателе. К моменту срабатывания термостата «каша» расплавится и в радиаторе.В этом случае достаточно иметь стандартную концентрацию антифриза 50:50, в какой бы климатической зоне вы ни находились. Главной помехой для запуска двигателя является не кристаллизовавшийся антифриз, а застывшее масло.
Меряем температуру
Вопрос измерения температуры замерзания ОЖ в лабораторных и в «полевых» условиях особенно важен для покупателей антифриза, которые желают убедиться, что купленный товар точно соответствует заявленной «температуре начала кристаллизации». Также он важен для производителей антифриза при проведении выходного контроля. Поэтому остановимся на нем подробнее.
Поскольку процесс замерзания антифриза происходит в достаточно большом интервале температур, измеряют обычно «температуру начала кристаллизации», то есть момент, когда в образце жидкости появляются первые кристаллы в виде помутнения или «облачка». Этот показатель можно измерить достаточно точно, до десятых долей градуса, и повторяемость результатов измерений высока.
Для измерения «температуры начала кристаллизации» существует общепринятая лабораторная методика, в России это ГОСТ 28084-89, п. 4.3, за рубежом – ASTM D1177. Обе методики предполагают охлаждение образца жидкости до ее кристаллизации или, проще говоря, до «заморозки», однако момент начала кристаллизации в них определяется по-разному.
По ГОСТу этот момент фиксируется визуально, «на глазок». Цитируем: «…При приближении температуры испытуемой жидкости к ожидаемой температуре начала кристаллизации (за 5-10°С) прибор из охлаждающей смеси периодически (через каждые 3-5 мин) вынимают и наблюдают в проходящем свете состояние испытуемой жидкости…».
По ASTM определяется горизонтальный участок на графике зависимости температуры охлаждаемой жидкости от времени, то есть момент, когда все отводимое тепло «расходуется» на образование кристаллов, а температура остается постоянной.
В лабораториях с нормальным оснащением и квалифицированным персоналом обе методики дают одинаковый результат с точностью до 1°С. Кстати, в России выпускается отличный лабораторный электронный прибор АТКт-01, который позволяет измерять «температуру начала кристаллизации», в автоматическом режиме и по ГОСТ 28084-89, и по ASTM D1177.
Существует также множество «лабораторно-бытовых» приборов для измерения «температуры начала кристаллизации» в «полевых» условиях. При использовании таких приборов антифриз не замораживается до появления кристаллов, а измеряются другие характеристики – плотность или показатель преломления, которые связаны с концентрацией этиленгликоля в растворе и соответственно с температурой замерзания. Считаю необходимым прокомментировать такие приборы во избежание ошибок, неточностей и неправильных выводов, связанных с их применением.

Итак, первый тип таких «лабораторно-бытовых» приборов – это погружной ареометр («поплавок»). Он опускается в жидкость, и по глубине его погружения можно судить о плотности, а следовательно и о температуре замерзания данной жидкости. Иногда измерительную шкалу таких ареометров (их также называют «ареометр-гидрометр») градуируют не как обычно в граммах на кубический сантиметр, а сразу в градусах Цельсия, или в процентах содержания этиленгликоля в растворе. Типичным представителем этого класса приборов является «Ареометр-гидрометр АЭГ /тосол, антифриз/», который выпускается нашей промышленностью. Следует иметь в виду, что каждый такой ареометр-гидрометр градуирован под определенную жидкость, например на «Тосол АМ» или на водно-этиленгликолевый раствор, и при измерении другого антифриза он будет давать ошибку до пяти градусов.
При пользовании ареометром-гидрометром следует учитывать три обстоятельства. Во-первых, этот прибор реально измеряет плотность жидкости, а не температуру замерзания. Поэтому замер, сделанный ареометром-гидрометром, может служить только индикатором, оценкой температуры замерзания, но не квалификационным тестом. К примеру, вы можете насыпать в антифриз соли, в результате чего его плотность увеличится, и ареометр-гидрометр, покажет отличную «низкую температуру замерзания», которая, правда, не будет совпадать с истинной температурой замерзания.
Во-вторых, все антифризы (и тосолы) содержат в своем составе, кроме воды и этиленгликоля, пакеты присадок, которые отличаются друг от друга по количеству и по плотности. Поэтому различные антифризы при разбавлении водой имеют различные зависимости плотности от температуры замерзания, хотя и похожие друг на друга. Типичный пример: карбоксилатный антифриз CoolStream Standard и классический Тосол. При одной и той же температуре замерзания, минус 40°С, Тосол будет иметь более высокую плотность (1.078 г/см3), чем карбоксилатный антифриз (1.070 г/см3). Это связано с составом присадок – у «Тосола» присадки неорганические, «тяжелые», а у карбоксилатного антифриза органические, «легкие». Соответственно, ареометр-гидрометр покажет карбоксилатному антифризу более высокую температуру замерзания, чем «Тосолу», хотя реально эти температуры одинаковы.
В-третьих, при измерениях ареометром-гидрометром следует строго соблюдать заданную температуру измеряемой жидкости. Известно, что все тела при нагревании расширяются, в том числе антифриз. Поэтому один и тот же антифриз будет иметь разную плотность на улице и в теплом помещении. Соответственно показания ареометра-гидрометра будут разными: на улице антифриз окажется «хорошим», а в помещении этот же антифриз уже станет «плохим». Для подавляющего большинства таких приборов предполагается проведение измерения при температуре жидкости строго плюс 20°С.
Наилучший, на мой взгляд, способ оценки температуры замерзания антифриза в «полевых» условиях связан с применением обычного ареометра в сочетании с термометром. Вы наполняете прозрачную емкость, например обрезанную пластиковую бутылку, антифризом, опускаете в жидкость термометр, доводите жидкость до температуры плюс 20°С, обливая емкость снаружи горячей или холодной водой и постоянно помешивая, и измеряете плотность жидкости ареометром. Желательно применять лабораторный ареометр с точностью деления 0,001 г/куб см. Затем определяете температуру начала кристаллизации антифриза по таблице или графику зависимости этой температуры от плотности, составленному для данной марки антифриза. Точность такого замера может составить ± 2°С, но не выше. Все добросовестные производители антифризов публикуют такие таблицы и графики зависимости плотности, температуры начала кристаллизации, температуры застывания от степени разведения концентрата антифриза водой.
Второй тип «лабораторно-бытовых» приборов – это рефрактометр. Фактически этот прибор измеряет оптическую характеристику антифриза – показатель преломления, который тоже связан со степенью разведения концентрата антифриза водой и его температурой начала кристаллизации. Поскольку рефрактометр более точный (прецизионный) прибор, чем ареометр, точность определения температуры начала кристаллизации антифриза с его помощью может составить уже ± 1°С. Типичными представителями рефрактометров являются лабораторный «Рефрактометр ИРФ 454Б2 М» или карманный «Refraktometr VBC4T».
При пользовании рефрактометром следует соблюдать правила и предосторожности, описанные выше. Измерения проводить при температуре жидкости строго плюс 20°С. Пользоваться таблицей перевода показателя преломления в температуру начала кристаллизации для данной марки антифриза. Если у карманного рефрактометра измерительная шкала уже задана в градусах Цельсия, иметь в виду, что эта шкала адаптирована к какому-то конкретному антифризу, скорее всего к смеси этиленгликоля и воды. Такой прибор может служить только для индикации (оценки) температуры начала кристаллизации.
О сроке замены
Этот срок определяет производитель автомобиля, а не производитель антифриза. При этом он руководствуется своими собственными соображениями, не исключаю, что иногда даже и коммерческими. Например, антифризу Havoline XLC (он же CoolStream Premium) компании GM и VW дают «пожизненный срок» (fill for life), Ford уже дает 10 лет или 240 000 км пробега, грузовики MAN – 4 года или 500 000 км пробега, Mercedes-Benz – 5 лет, грузовики Deutz – 2 года, грузовики MTU – 3 года или 9000 моточасов, «АВТОВАЗ» – 75 000 км пробега и так далее.
Срок замены определяется, исходя из типа антифриза, конструктивных особенностей автомобиля и, главное, результатов ходовых испытаний. Так, компания Ford (спецификация WSS-M97B44-D) требует, чтобы после испытаний с пробегом в 160 тыс. километров антифриз оставался в кондиционном состоянии и сохранил в своем составе не менее 85% ингибиторов. При этом радиатор, помпа и головка блока цилиндров должны остаться в идеальном состоянии.
Производители антифриза тоже часто указывают срок эксплуатации на этикетках канистр и в документации. Добросовестный производитель определяет эту величину, усредняя рекомендации автомобильных компаний, проводивших испытания данного антифриза. Недобросовестный производитель, который и ходовых испытаний не проходил, берет эту цифру «с потолка», по принципу «чтобы не хуже, чем у других». Первичным, безусловно, является срок замены, определенный производителем автомобиля. Только в случае, если производитель автомобиля не дает никаких указаний о сроке замены антифриза, можно воспользоваться рекомендацией производителя антифриза.
Подготовлено по материалам компании ОАО «Техноформ»

Внушительная доля автомобильных поломок приходится на неисправность системы охлаждения. Однако многие водители продолжают игнорировать качество того, что залито в их авто. А среди тех, кто уделяет внимание качеству, нередко встает вопрос, какой из охладителей выбрать: антифриз или тосол? И как не ошибиться при покупке? В этих вопросах команда TAM.BY разбиралась вместе со специалистами компании «АзотХимФортис”.

Зачем нужны охладители и из чего они состоят?

Все охладители создаются из двух основных элементов: воды и этиленгликоля. Второй — это двухатомный спирт, который сейчас все чаще заменяют на более экологичный пропиленгликоль. Именно спирт способен поддерживать определенную температуру замерзания. Но этих двух компонентов для полноценного охладителя недостаточно. Тогда производители дополняют состав различными присадками. И уже они влияют на различия между охладителями.

Система охлаждения нужна для того, чтобы исключить перегрев двигателя. Водяной насос распространяет охладитель по двигателю, который поглощает тепло и выводит его в радиатор, откуда излишки тепла выходят наружу. Температура хладагента регулируется термостатом.

Чем отличается тосол от антифриза?

Вообще, «Тосол” — это торговая марка, под которой выпускалась, разработанная в СССР, охлаждающая жидкость. Со временем это название стало нарицательным.

Присадками к тосолу служат соли неорганических кислот: нитриты, нитраты, фосфаты, амины, бораты и силикаты. Эти элементы замедляют коррозию на деталях двигателя. Правда, тосол особой популярностью не пользуется. Он расходуется быстро и неравномерно, а двигатели современных авто изготавливают в основном из алюминиевых деталей, для защиты которых традиционная присадка тосола не подходит.

Антифриз тоже состоит из двух основных компонентов, но в качестве присадок в него добавляют карбонаты (соли органических кислот). Он выгодно отличается от своего «коллеги”. Антифриз с карбоксилатной присадкой эффективнее охлаждает, защищает цилиндры двигателя от кавитации, сохраняет свои свойства даже после долгой эксплуатации, позволяет водяному насосу работать в щадящем режиме, увеличивая таким образом срок его службы. А главное, надежно защищает алюминиевые детали при нагреве.

Как следить за системой охлаждения?

Главные процедуры по уходу за системой охлаждения — ее мытье и своевременная замена хладагента. Чтобы не сделать все вовремя, достаточно прочесть инструкцию на упаковке антифриза. Там все будет написано. В среднем антифриз с карбоксилатной присадкой меняют раз в 4-5 лет.

Также не забывайте регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в резервуаре. При этом горячую крышку радиатора открывать запрещено. Если уровень хладагента низкий, необходимо добавить его, размешав с дистиллированной водой в пропорции 1 к 1.

Периодически осматривайте шланги, ремни и радиатор, чтобы избежать возможных проблем системы охлаждения. Вздутые шланги, изношенные и поврежденные ремни, протечка радиатора — повод забить тревогу.

Как выбрать надежную охлаждающую жидкость?

Лучший способ — воспользоваться рекомендациями производителя. В паспорте автомобиля будет указана марка антифриза. Если по тем или иным причинам купить такую или аналогичную жидкость нет возможности, то подбираем ее самостоятельно.

Для начала внимательно изучаем упаковку с антифризом. На ней увидите букву «G” или слово «CODEG”, а рядом цифру. Они означают классификацию антифриза. Чем моложе авто, тем больше цифра для него нужна. Например, «G11” подходит для машин, выпущенных до 1996 года, а вот «G12” подойдет для авто не старше 2001 года.

Также обратите внимание на дату изготовления и срок хранения антифриза. Некоторые производители указывают, возможно ли смешивать данную жидкость с аналогами других марок. Упаковка должна внушать доверие. А если ее перевернуть, то жидкость не должна проливаться через крышку.

Осмотрите внешний вид жидкости. На дне тары не должно быть осадка или посторонних частиц. Встряхните канистру. Если антифриз качественный, то пена исчезнет через 3-5 секунд.

Материал подготовлен редакцией каталога компаний TAM.BY совместно с компанией «АзотХимФортис”.

Летом в городах и за их пределами часто можно увидеть «закипевшие» автомобили. Нередко оказывается, что двигатель начал стучать из-за забитого радиатора или вышедшей из строя помпы. В этом случае можно только посочувствовать человеку, которому предстоит выложить приличную сумму за ремонт мотора только потому, что он забыл, что необходимо вовремя менять антифриз в машине. В этой статье мы расскажем о том, когда стоит это делать и какие «тревожные звоночки» могут предупредить вас о риске.

Зачем нужен антифриз?

Его основная цель — это охлаждение двигателя. Не секрет, что при сжигании топлива он сильно нагревается, особенно при длительной работе на максимальных оборотах. Без должного охлаждения некоторые детали могут достигать температуры каления, а в этом случае они неизбежно выходят из строя.

Раньше для этих целей использовались воздушные системы, однако автовладельцы быстро поняли их несостоятельность. Их место заняли жидкостные системы, в которых для охлаждения применялась вода, однако от нее тоже отказались, ведь при 100 ℃ она превращается в пар, а при температуре меньше нуля застывает и начинает расширяться, что также приводит к повреждениям элементов двигателя.

В результате были разработаны специальные составы, которые назвали антифризами. Их основным преимуществом является большой температурный диапазон — они не замерзают даже при сильном холоде, поэтому одинаково полезны даже зимой. Со временем в антифризы стали добавлять присадки, которые обеспечили им дополнительные качества: они защищают систему охлаждения от пены и коррозии.

Охлаждающая жидкость (далее — ОЖ) омывает двигатель в процессе его работы, понижая его температуру и забирая тепло. В результате мотор не нагревается. Нагретая жидкость поступает в радиатор охлаждения. Здесь она отдает тепло, а затем возвращается. Пластины радиатора быстро остывают естественным образом, поэтому тепло выводится из двигателя. Это позволяет продлить срок службы всех его составляющих и избежать поломок.

Почему нужно менять антифриз?

Многие ошибочно считают, что, так как система охлаждения является закрытой, то есть не контактирует с внешней средой, ОЖ не может портиться сама по себе, ведь в нее не попадают грязь и мусор. Это не так.

Важно!

Основными причинами ухудшения качеств антифриза являются старение и разрушение присадок, которые обеспечивают антикоррозийную защиту. В результате в систему охлаждения попадают частички металла и другие вещества, ее узлы забиваются, и она начинает хуже справляться со своей задачей.

Именно поэтому антифриз нужно регулярно менять. Другой вопрос — насколько часто следует это делать? Логичным решением может показаться замена жидкости при первых признаках неисправности, однако мы рекомендуем делать это раньше.

Как часто стоит менять антифриз в машине?

Принимать меры необходимо в одном из двух случаев: когда подошел срок, указанный производителем средства (об этом позже), или когда есть явные причины полагать, что система охлаждения стала работать хуже. В первом случае у вас есть возможность не торопиться (на свой страх и риск), так как обычно антифриз может обеспечивать эффект еще некоторое время. Во втором случае следует действовать незамедлительно.

К признакам, по которым можно определить ухудшение качества хладагента, относятся следующие:

  1. ОЖ меняет свой цвет, становится мутной.
  2. Появляется большое количество пены.
  3. Жидкость становится густой, желеобразной.
  4. Количество антифриза резко снижается.
  5. В жидкости появляется осадок, металлические частицы, хлопья.

Вывод 1:

Если вы заметили один или несколько признаков в системе охлаждения своего автомобиля, незамедлительно поменяйте антифриз. Это поможет вам избежать серьезной поломки.

Еще один важный момент, который стоит учитывать:

Важно!

Доливать и смешивать можно только антифриз одного класса.

Если по какой-то причине вы залили в систему ОЖ другого стандарта, мы рекомендуем полностью слить жидкость и залить только одну. Насколько это критично? Антифризы делятся на несколько классов (силикатные, карбоксилатные и другие), которые несовместимы между собой. Это значит, что при смешивании большинство их полезных свойств пропадает из-за разницы в составах, а в некоторых случаях жидкость может загустеть или дать осадок, который отрицательно скажется на работе системы охлаждения.

Вывод 2:

Если в системе охлаждения есть жидкость, доливайте только антифриз такого же класса. Если по какой-то причине вы не можете этого сделать, слейте его полностью, но не смешивайте.

Стоит отметить и еще один момент: по мере того как охлаждающая жидкость борется со ржавчиной, ее защитные свойства слабеют. Это значит, что в старых авто, которые подвержены воздействию коррозии в большей степени, антифриз будет стареть быстрее, соответственно, и менять его придется чаще. Внимательно следите за оттенком жидкости: если он становится «ржавым», пора залить новый.

Как часто производители рекомендуют менять антифриз в машине?

Срок эффективной работы хладагента указывается на упаковке. Разумеется, эти данные не являются гарантией, что в указанный момент жидкость перестанет действовать, но проверить признаки из прошлого пункта определенно стоит.

Срок замены ОЖ зависит от стандарта жидкости, то есть состава и способа ее производства. Проблема в том, что далеко не все производители используют единую классификацию. В рамках данной статьи мы будем придерживаться стандартов концерна «Фольксваген», которые сегодня распространены более других.

G11

В эту группу входят традиционные силикатные антифризы. Они образуют пленку на внутренней поверхности деталей, которая и защищает их от ржавчины. Однако именно этот слой, если вовремя не заменить ОЖ, будет откладываться в осадок, что негативно скажется на защите, а выпавшие частицы могут забить узлы и вызвать поломку. Менять антифриз G11 следует примерно раз в 2 года. Отметим, что похожими свойствами обладает ТОСОЛ, поэтому его следует сливать с такой же периодичностью.

G12

Эти антифризы производятся с применением карбоновых кислот. Они не создают защитного слоя, так как в этом нет необходимости: ингибиторы точечно воздействуют на очаги коррозии и не дают им распространяться. Теплообменные свойства этих ОЖ также достаточно высоки. Срок службы хладагента такого типа, а также антифризов G12+ и G12++ — 5 лет.

G13

Наиболее современное поколение хладагентов, в основе которых лежит пропиленгликоль — более надежная и экологичная база. Лобридные антифризы обладают длительным сроком службы — до 10 лет, а некоторые производители не рекомендуют менять жидкость на протяжении всего времени службы автомобиля.

Стоит ли придерживаться значений, указанных производителем? Принимать их за непреложную истину не стоит, но внимания они определенно заслуживают. Дело в том, что за основу для их вычисления взяты средние значения, то есть на одних автомобилях антифриз старел раньше, а на других — позже. Стоит учитывать и то, что некоторые машины используются регулярно, а другие работают со сравнительно небольшими нагрузками. Соответственно, во втором случае ОЖ прослужит значительно дольше.

Вывод 4:

По достижении срока, указанного производителем, мы рекомендуем проверить состояние хладагента. Если есть возможность, его стоить заменить для профилактики проблем.

Большинство производителей наряду со временем также указывают примерное значение пробега автомобиля, после которого рекомендуется слить старый антифриз. Если транспортное средство активно используется, то на этот показатель стоит обращать особое внимание.

Для хладагентов G11 показатель составляет от 60 до 120 тысяч километров, для G12 — до 250 тысяч, для G13 — от 250 тысяч.

Вывод 5:

Менять антифриз в машине нужно, когда одно из значений (время или пробег) достигнет максимума.

Рекомендации производителей автомобилей

Заводы поставляют машины с уже залитым антифризом. Многие из них дают гарантию на жидкости, которые они используют. Например, на антифриз, используемый концернами Volkswagen и General Motors, действует пожизненная гарантия, то есть менять его не потребуется.

Предложения других производителей скромнее. Менять ОЖ в автомобилях Ford придется каждые 240 000 км, в продуктах отечественного АвтоВАЗа — каждые 75 000 км, в машинах BMW, Mercedes и Mitsubishi — каждые 4–5 лет.

Вывод 6:

Если вы купили новый автомобиль с завода, ориентируйтесь на те данные, которые указывает производитель.

При этом мы рекомендуем регулярно проверять состояние хладагента в машине на предмет признаков старения. Это поможет вам избежать неприятных ситуаций на дороге. Для точности вы можете использовать специальные тестовые полоски, которые можно найти везде, где продаются жидкости. Стоят они дешево, для определения состояния хладагента достаточно опустить их в жидкость, а затем сравнить цвет по прилагающейся шкале.

Греется двигатель. Падает уровень антифриза в бачке причины

Не секрет, что для продуктивной работы силового агрегата необходимо обеспечить ему постоянное охлаждение. Специально для этих целей на современных транспортных средствах устанавливается двухконтурная система циркуляции жидкости охлаждения. Поскольку работа мотора всегда характеризуется большим количеством выделения тепловой энергии, охлаждающая жидкость нагревается до более чем стоградусной температуры, по этой причине применение обыкновенной воды в системе охлаждения силового агрегата абсолютно не пригодно. Поэтому в качестве основной жидкости для охлаждения двигателя сегодня широко применяется антифриз.

Антифриз и его характеристики

Итак, понятием «антифриз» называют охлаждающую силовой агрегат жидкость, которая имеет повышенную температуру кипения и практически не замерзает. Различают три основных цвета антифриза – красный, синий и зеленый. Менее распространен, но все же встречается антифриз оранжевого, желтого и фиолетового цветов.

В основе этой охлаждающей жидкости лежит водно-гликольная смесь, позволяющая антифризу сохранять свое агрегатное состояние при низких температурах.

В основе большинства, производимых у нас антифризов, лежит этиленгликоль, поэтому такой состав «охлаждайки» негативно отражается на состоянии всей системы, и чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону, в антифриз дополнительно добавляют различные присадки, которые обладают антикоррозионными, противовспенивающими и очищающими свойствами. Однако с ними стоит обходиться осторожно, поскольку вместо ожидаемой пользы можно получить непоправимый вред в виде полного выхода из строя всей системы охлаждения.

Одна из самых популярных неисправностей системы охлаждения

Почему система охлаждения двигателя работает некорректно? В большинстве случаев, причиной этому является низкий уровень рабочей жидкости. Определить это можно по следующим признакам:

— выхлопные газы имеют белый окрас;

— двигатель начинает дымить;

— не работает или плохо работает печка;

— на панели приборов горит сигнал, оповещающий о перегреве силового агрегата;

— повышена температура и давление масла.

Стоит отметить, что зачастую все описанные выше признаки проявляются одновременно, поэтому не стоит эксплуатировать мотор на неприемлемом для него режиме работы, а лучше сразу заглушить его и заняться диагностическими мероприятиями с последующим ремонтом системы охлаждения.

Почему охлаждающую жидкость необходимо все время доливать?

К сожалению, эта проблема сегодня носит массовый характер, и среди факторов, влияющих на уровень антифриза в системе охлаждения можно выделить следующие:

  1. При минусовых температурах антифриз теряет часть своего объема. Именно поэтому рекомендовано постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости зимой, и доливать ее в случае необходимости.
  1. Возможно, на бачке появились трещины, через которые протекает антифриз. Кстати, выявить подобные повреждения практически невозможно, поскольку своим внешним видом они больше похожи на обыкновенные царапины. Но все же, для того чтобы охлаждающая жидкость покинула пределы расширительного бачка достаточно одной незначительной трещины, которую невозможно определить при визуальном осмотре.
  1. Наличие течей в системе, в результате чего она потеряла свою герметичность. Часто причина кроется в повреждении патрубков и соединительных шлангов системы, поэтому без полной ревизии трубопроводов здесь не обойтись. Может быть и так, что повреждена прокладка термостата, либо в радиаторе образовалась течь.
  1. Поскольку основной составляющей антифриза является вода, которая имеет свойства испаряться, соответственно объем охлаждающей жидкости в системе уменьшается. Необходимо дополнить, что потери антифриза в пределах двухсот грамм между регламентными сроками его замены принято считать нормой.

Как видно, для уменьшения уровня охлаждающей жидкости вовсе не обязательно наличие течей в системе. Небольшой объем жидкости, попросту может испариться из системы, хотя она и является полностью герметичной.

Однако, если уровень тосола стремительно падает, и самостоятельно не получается выявить причину этого, не стоит грешить на его испарение, а отправиться в ближайший пункт технического сервиса автомобилей.

Самостоятельная диагностика неисправности

Бывает, что не всегда получается обратиться на СТО для диагностики охлаждающей системы и последующего ремонта, поэтому необходимо знать основные признаки ее неисправностей.

Не запуская силовой агрегат, проверяем состояние находящегося в нем масла. Для этого необходимо достать масляный щуп и внимательно его осмотреть. В норме на нем не должно быть никаких следов наличия посторонней жидкости, кроме моторной смазки.

На следующем этапе проверки запускаем мотор, и ждем, пока вентилятор включится в работу. Тем временем продолжаем контролировать состояние системы охлаждения, особенно следует обратить внимание на стыки магистральных шлангов, обычно в этих местах чаще всего образовываются течи жидкости. Возможно, что потек радиатор, но найти место протечки на нем самостоятельно вряд ли удастся.

Переходим к проверке герметичности бачка. Очень часто его крышка прилегает неплотно, из-за чего жидкость покидает его пределы. При этом замечается появление пара из-под капота, а на бачке и в месте его расположения отчетливо определяются следы испарения антифриза.

Различные неисправности, в результате которых нарушается герметичность головки блока цилиндров, также являются причиной утечки большого количества охлаждающей жидкости. Естественно, что сделать здесь самостоятельно вряд ли что-то получится, поэтому идеальным решением проблемы станет посещение ближайшей СТО.

Пожалуй, к самым простым способам проверки утечки антифриза относится следующий: достаточно на ночь положить в подкапотное пространство лист плотного картона, который и соберет антифриз на своей плоскости в случае его утечки.

И, напоследок, не стоит забывать, что антифриз постоянно испаряется из системы, поэтому периодический контроль его уровня с последующей доливкой, должен стать вынужденной необходимостью для каждого автовладельца.

Охлаждающая жидкость- важный элемент системы охлаждения автомобиля

Существует ряд жидкостей в автомобиле, где охлаждающая жидкость для двигателя играет существенную и не последнюю роль, чтоб ваша машина работала без перебоя и постоянно была исправна. К сожалению многие автолюбители уделяют антифризу недостаточного внимания, что в итоге рано или поздно приводит к серьезным проблемам в двигателе. Поэтому каждому владельцу авто следует периодически отслеживать уровень охлаждающей жидкости и в случае необходимости подливать ее. А также важно старый антифриз менять на новый. Только так вы сможете контролировать работоспособность системы охлаждения и предотвращать начинающиеся проблемы с двигателем.

Частота проверок уровня охлаждающей жидкости всегда зависит от типа транспортного средства, а также от возраста автомобиля и от его общего технического состояния.

Каждый автолюбитель должен понять одно, что игнорируемая вами регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости в двигателе, может привести к возникновению проблем с силовым агрегатом. Вы должны помнить, что охлаждающая жидкость в своем принципе дает жизнь двигателю, и от ее уровня, а вместе с тем и от ее химических свойств зависит главное, как долго прослужит мотор в вашем автомобиле.

Почему охлаждение двигателя так важно?

Охлаждающая жидкость двигателя представляет собой жидкую смесь воды и антифриза, которая заливается в систему охлаждения. Благодаря этой жидкости предотвращается перегрев двигателя в жаркую погоду. В том числе благодаря свойствам антифриза, который не замерзает при экстремальных отрицательных температурах на улице.

Обычно антифриз продается в концентрированном виде, который, прежде чем залить в систему охлаждения автомобиля смешивают с водой, в пропорции 50 / 50. Но эта концентрация воды и антифриза может быть изменена в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Например, в северных регионах, где в зимнее время наблюдаются низкие отрицательные экстремальные температуры, соотношение воды к антифризу может быть уменьшено. Антифриз может быть залит в концентрированном виде. Все зависит от того при какой температуре воздуха вы собираетесь использовать свою машину. Помните, что чем больше вы добавляете антифриза, тем больше делаете точку замерзания жидкости.

В том числе вы также на оборот сможете уменьшить пропорцию антифриза добавив в систему охлаждения большее количество воды. Этим вы конечно уменьшаете предел точки замерзания охлаждающей жидкости, но с другой стороны, увеличиваете пределы температуры кипения. Например, таким образом вы сможете избежать закипания антифриза при эксплуатации машины в жарком климате.

Так что, как вы сами видите, антифриз залитый в систему охлаждения должен обладать не только хорошими свойствами в жаркую погоду, но и выдерживать сильные морозы. А в какой концентрации смешивать антифриз с водой будет зависеть от того, в каком регионе вы проживаете.

Почему нельзя игнорировать обслуживание системы охлаждения

Ни что не вечно в нашей жизни. В том числе и антифриз, который со временем может испаряться из системы и может терять со временем свои химические свойства. Естественно, в связи с потерей физических и химических свойств антифриз перестает справляться со своей задачей и двигатель вашей машины перестает охлаждаться, как ему подобает. Это может привести к катастрофическим последствиям в двигателе. Причем многие последствия могут быть необратимыми.

Вот почему так важно не только регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, но и своевременно периодически менять жидкость на новую.

Что происходит с антифризом со временем? Как мы уже сказали, с течением времени при эксплуатации машины охлаждающая жидкость начинает терять свои свойства. Например, в антифризе может появиться большее содержание воды, что приведет к излишней влажности в системе охлаждения. К сожалению вода по сравнению с антифризом имеет низшую точку кипения и в итоге антифриз, в котором со временем увеличилось количество воды, может начать закипать раньше положенного времени. В результате этого в системе охлаждения может образовываться пар, который может перегревать металлические компоненты двигателя.

А что, если заливать концентрированную охлаждающую жидкость? В этом случае конечно жидкость прослужит в системе охлаждения дольше, так как в концентрате содержание воды будет минимальным и для того, чтобы антифриз потерял свои свойства понадобится больше времени. Но все-же рано или поздно вам придется заменить и сам концентрат на ту же новую жидкость, чтобы обеспечить своей машине нормальное охлаждение.

В последние годы на рынке и это правда появился новый тип антифризов, которые не содержат воду и имеют большую температуру точки кипения, что позволяет им выдерживать экстремальные морозы. Такие антифризы, как правило, значительно дороже традиционных водных аналогов. Чаще всего подобные охлаждающие жидкости выпускают сами автопроизводители под собственным брендом и не редко используют их в своих технических центрах при плановых ТО.

Например, для сравнения: большинство этиленгликолевых антифризов закипают при температуре 106 градусов по Цельсию. Безводные же, более дорогие антифризы закипают чаще всего при температуре 190 градусов по Цельсию.

Соответственно, при такой высокой температуре точки кипения вероятность того, что жидкость закипит в вашей машине, равна практически нулю.

Но кроме всего этого, при такой точке кипения безводный антифриз фактически сводит на нет вероятность образования пара внутри самой системы охлаждения, что позволяет быть уверенным, даже по прошествию времени двигатель вашей машины не будет испытывать экстремальных температур.

И еще, благодаря отсутствию воды безводные антифризы предотвращают коррозию в системе охлаждения. Ведь именно коррозия является главным виновником повреждения радиатора охлаждения и других металлических деталей в системе охлаждения.

Причем остановить коррозию при использовании водных антифризов практически невозможно, даже если регулярно проводить очистку системы охлаждения. Сами понимаете, где вода — там ржавчина.

Как часто нужно менять антифриз

Каждый владелец автомобиля должен обязательно знать график плановой замены охлаждающей жидкости. Если вы недавно купили подержанный автомобиль и, если вы даже знаете дату последней замены антифриза о которой вам сказал сам продавец авто, то советуем вам после покупки автомобиля сразу заменить жидкость на новую, записав для себя новую дату замены. Ведь сами должны понимать, что проверить точно менялся ли антифриз в машине, вы ни как не сможете. Таким образом, лучше самому заменить жидкость на новую и спать спокойно (если конечно продавец авто не ваш близкий друг, которому вы полностью доверяете).

Многих владельцев автомобилей всегда интересует один существенный вопрос, который связан с системой охлаждения: «Как часто нужно менять антифриз?».

Однозначно и однобоко на него ответить нельзя, даже, если в руководстве по эксплуатации автомобиля автопроизводитель указал сроки или километраж по плановой замене антифриза. На самом деле мы не рекомендуем полностью прислушиваться к рекомендациям автопроизводителя. Дело в том, что в списке регламентных работ, которые, как правило содержаться в сервисной книжке для автомобиля, сроки и километраж по плановым ТО указаны в усредненных значениях.

Но на самом деле эти сроки могут как и увеличиваться, так и умещаться. Все зависит от условий эксплуатации машины. Например, в жаркое лето 2010 года когда Московский регион накрыла африканская жара +42 градуса, все автомобили испытали на себе экстремальные нагрузки. И вы сами понимаете, что если тем летом машина ездила много, то антифриз в системе охлаждения значительно потерял свои свойства. Именно поэтому опытные автомобилисты после окончания жары 2010 года предпочли заменить старую охлаждающую жидкость на новую.

Так что регулярность замены антифриза в первую очередь зависит от того, как много ездит автомобиль и в каких погодных условиях он находится.

К счастью автомобилистов современные антифризы заметно отличаются от охлаждающих жидкостей, которые выпускались в начале 2000-х годов. Например, в начале 2000-х годов многие автомобильные компании рекомендовали менять антифриз каждые 40 000 — 45 000 км пробега. Сегодня же нередко можно заметить от производителей, когда антифриз рекомендуется менять каждые 160 000 км. Особенно, что касается безводных охлаждающих жидкостей, которые уже не нужно смешивать с водой.

А когда же тогда менять антифриз, если пробег у автомобиля небольшой? Это еще один распространенный вопрос, который часто задают неопытные автолюбители.

Естественно, чтобы ответить на этот вопрос надо сначала обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, к списку регламентных работ, которые обычно указываются в сервисной книжке. Но, если там и у вас такая информация отсутствует, то тогда меняйте жидкость каждые 2 или 3 года.

Правда стоит обратить свое внимание на следующее, не все автопроизводители указываю большие сроки использования антифриза в своих автомобилях. Например, некоторые автофирмы выпускающие определенные марки машин (особенно премиальные), чаще всего рекомендуют автовледельцам менять антифриз каждые 30 000 км пробега.

Какой антифриз можно заливать в свой автомобиль

При выборе охлаждающей жидкости владельцы автомобилей должны обратить внимание на руководство по эксплуатации машины, где, обычно автопроизводитель указывает разрешенный тип охлаждающей жидкости.

Также, при покупке антифриза вы должны внимательно прочитать на самой емкости приобретаемой вами жидкости, что там указано, где, как правило производитель указывает различные допуски использования ее по времени.

В том числе все антифризы различаются и по цветам, которые нельзя смешивать. К примеру. Если в вашей машине залит зеленый антифриз, то вы не должны доливать в систему охлаждения жидкость другого цвета. Если же вы хотите заменить тип используемого вами в двигателе антифриза, то после слива старой жидкости из двигателя, обязательно проведите промывку системы. Затем уже можете залить новый антифриз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *