Ява, это где?

Ява (Jawa) — марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) одноимённым концерном. Мотоциклы Jawa были доступны в продаже на территории СССР.

Название мотоциклов «Ява» является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява».

История

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырёхтактный двигатель объёмом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объёмом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырёхтактная Ява с объёмом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объёмом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако, разработка новых моделей мотоциклов на нём продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище «Перак» (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250—623 и 350—633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350—634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3 млн шт.

На совместном предприятии «Ява-Индия» под маркой «Езди» с 1960 года выпускались модели Ява-250, а с 1983 года Ява-350.

После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Мотоцикл в СССР

СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский Союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.

Постоянная проблема с приобретением запчастей, в некоторой степени решалась с помощью заказов через «Посылторг».

Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х — «Ява 350—638». Первая Ява 638 появилась в 1984 году и носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634-7. Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в чёрный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло-серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic).

В 1986 появилась Ява 350-638-00, за характерную форму задней части её ещё называли «Пенал». Ещё её называли «Банан» или «Белка» из-за заднего спойлера. В 1989 появилась Ява 350—638 с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634) и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также место металлических шильдиков, расположенных на бензобаке и боковых крышках заняли наклейки. В том же году появилась модель 638-1-04 (Twin Sport), с другими наклейками и амортизаторами Cezet.

Мотоспорт

Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырёхтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.

Мотоциклы

Jawa 25

50 ROBBY

50 — 20 / YEZDI — COLT

Robot 100

125 Travel

125 Sport Jawa

125 CHOPPER

125 typ 355

125 Dandy

Jawa 125 Sport

125 Dakar

CZ 150 typ 352 (mezityp)

175 Villiers

175 typ 356

250 CALIFORNIA

250 Travel

250 typ 559

250 Kývačka typ 559/03 Automatic

250 typ 590

250 typ 559/05 Automatic

250/350 (353/354)

250/350 (559/02 и 354/06)

250 Duplex Blok

250/350 Perak

250 Special

250 ENDURO CITY 593

250 MASTER/TEMPO

330 STYLE

350 T

350 TS WITH SIDECAR

350 PREMIER

350 TRAMP

350 STYLE

350 SV

350 OHV

350 (Ogar) typ 12

350 Chopper 2001

350 Kývačka Automatic typ 360/01

350 Road King typ 361

350 Californian IV typ 362, 363

350 UR typ 633/1 Bizon

350 typ 634

350 typ 634.4

350 typ 634.5

350 typ 634.6

350 typ 638.0

350 typ 638.5.00

350/639.2 Chopper

350 typ 640

350 REPLICA

350 Retro Solo

350 LUX

350 OHC

350 OHC Scrambler

350 OHC Special

350 OHC Prima

350 TS

500 R

500 OHC typ 15

500 OHV Rumpal

640 CLASSIC

660 Vintage

640 WHITE STYLE

640 BLACK STYLE

650 typ 836

650 Classic

650 BISON (STYLE)

650 BIZON

JJawa 350 ОНС — это фактически китайский мотоцикл Shineray XY400, вольная интерпретация на тему Honda CB400SS (в Европе он уже продается под марками Mash и Romet). Одноцилиндровый четырехтактный 397-кубовый двигатель воздушного охлаждения оснащен электростартером и развивает 27,7 л.с. при 6500 об/мин. Мотор сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач. Оригинальные бензобак и «бардачки» живо напоминают отлично известную нашим мотоциклистам модель 350/634 образца 70-х годов. Машина весит 160 кг и разгоняется до 130 км/ч, цена в Чехии — 99 300 крон (около 225 000 рублей).

Вторая новинка — Jawa 660 Vintage – выполнена на основе известной и на нашем рынке, но не слишком популярной модели 660 Sportard. От нее машине достались одноцилиндровый 660-кубовый двигатель жидкостного охлаждения Minarelli, мощностью 49 л.с. при 6500 об/мин, стальная трубчатая рама, передняя вилка Paioli и задняя подвеска с моноамортизатором Bitubo. Но внешность с помощью бензобака, круглой фары и облицовок стилизована под «Явы» полувековой давности. Сухая масса мотоцикла 198 кг, цена в Чехии — 179830 крон (около 410000 рублей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *