Wartburg 1300

Содержание

Немецкий Wartburg – редкость в украинской столице, однако в городах поменьше он все еще встречается. Стоит покупать этот автомобиль или предпочесть близкие ему по характеристикам «Жигули» и «Москвичи»?

Немецкий Wartburg – редкость в украинской столице, однако в городах поменьше он все еще встречается. Стоит покупать этот автомобиль или предпочесть близкие ему по характеристикам «Жигули» и «Москвичи»?

Wartburg 353 W/S

Wartburg 1,3L

Wartburg353/1,3L 1966–1991 г. в. от $800 до $3000. Цены по данным «Автобазар»

Это может показаться странным, но большинству советских автомобилистов почти ничего не было известно об иномарках из социалистических стран. Ни Skoda, ни Trabant, ни Wartburg, ни Warszawa в СССР практически не завозились. Бывшие «социномарки» попали к нам только после распада Союза. В те времена впавшие в эйфорию от западного изобилия восточные немцы частенько отдавали Wartburg по символическим ценам, а то и вовсе «за спасибо». Впоследствии оказалось, что эти автомобили – довольно прочные, надежные и неприхотливые. Wartburg даже сейчас нередко встречается на дорогах Украины – конечно, если отъехать хотя бы на 100 км от столицы.

Итальянско-английские корни

Первый Wartburg 353 появился еще в 1966 году. Он представлял собой продукт глубокой модернизации довоенной модели DKW F9. К слову, в Западной Германии этот удачный автомобиль выпускался до начала 60-х. Различались следующие модификации: 353, 353 W (1974 г.), 353 S (1985 г.) и 1,3L (1988 г.). Главная особенность всех этих машин – мощная рама оригинальной грушевидной формы. К ней крепился симпатичный угловатый кузов, дизайн которого разработала итальянская фирма «Мичелотти».

Выпускалось три основных варианта: седан, универсал с задней пластиковой дверью и пикап (c 1983 г.). Все они отличались хорошей защитой от коррозии (на раму давалась гарантия 25 лет!), а также отсутствием проблемных деталей – порогов.

Если вы эксплуатируете двухтактный двигатель на дешевом масле от «Жигулей» или МС-20, собирайте 300 евро на новые коленвал, поршни и подшипники.

В салоне Wartburg достаточно места для ног водителя и переднего пассажира – не в последнюю очередь за счет ровного, как в современных минивенах, пола. А вот заднее сиденье подкачало. Оно узковатое, да и ногам неудобно. Особенности эргономики – приемник, установленный почти напротив пассажирского сиденья, и оригинальная прорезиненная ручка в вырезе приборной панели. В интерьере выделяются необычные дверные ручки, работающие на сдвиг. При этом Wartburg довольно часто комплектовался вполне современным люком в крыше и сиденьями с симпатичной полосатой многоцветной обивкой (модификация DeLuxe).

Салон Wartburg 353 W даже в модификации DeLuxe не отличается роскошью. Зато ломаться нечему.

Двухтактный трехцилиндровый мотор надежен и долговечен. Если, конечно, не экономить на масле и заливать его в пропорции 1:50.

Недостатков немного. Во-первых, недолговечные уплотнители дверей. Во-вторых, на многих экземплярах, выпущенных после 1985 года, крышка багажника прилегает неплотно. Кроме того, если предыдущий хозяин убрал обивку крышки, в багажном отсеке появляется конденсат, что приводит к коррозии. Из других «ржавоопасных» мест назовем пол салона под ногами водителя и переднего пассажира (частенько он прогнивает до дыр!), а также задние и передние крылья. К счастью, они установлены на болтах, и при необходимости их можно быстро снять и заменить. У универсалов провода, ведущие к фонарям задних дверей, со временем переламываются. Зато передние фары взаимозаменяемы с фарами от 412-го «Москвича».

Масло масляное

Автомобиль оснащался двумя типами силовых агрегатов: необычными для легковых автомобилей 2-тактными 3-цилиндровыми моторами объемом 991 и 992 см3 (версии с индексом 353) и привычным 4-тактным 4-цилиндровым двигателем от Volkswagen объемом 1,3 л (версии 1,3L).

Двухтактный мотор был слишком дефорсирован, что положительно сказалось на ресурсе. При соблюдении всех правил эксплуатации «двухтактник» легко выхаживал 150–200 тыс. км – примерно столько же, сколько четырехтактные конкуренты из СССР.

Условие здесь одно. Смешивать бензин (А-92) можно только со специальным «двухтактным» маслом, в пропорции 1:50. Применение любого другого масла приводит к быстрому износу цилиндро-поршневой группы вследствие образования большого количества нагара. Из-за этого залегают поршневые кольца и ухудшается теплообмен, что приводит к перегреву, последствия которого – снижение компрессии, задиры на стенках цилиндров и, соответственно, неизбежность ремонта. В итоге пробег до расточки цилиндров под следующий ремонтный размер часто не превышает 60 тыс. км. Но неприятнее всего, что некачественное масло выводит из строя роликовые подшипники коленчатого вала, да и сам коленвал при этом едва выхаживает 90–100 тыс. км. К тому же некондиционное масло вместе с частичками сажи постепенно забивает выхлопную систему, что приводит к уменьшению мощности двигателя. Кроме того, на плохом масле двигатель сильно дымит.

Все Wartburg от первой до последней модели отличались очень прочной и хорошо защищенной рамой грушевидной формы.

Обратите внимание на внутренюю ретро-ручку двери в стиле DKW F9 (1940 г.).

Задние крылья крепятся на болтах, поэтому их можно быстро заменить.

Задние сиденья не отличаются комфортом. Подушка узкая, места для ног маловато.

Багажник Wartburg по объему и практичности сравним с жигулевским.

К быстрому износу по причине нагарообразования может привести и смешивание в баке различных сортов двухтактных масел. Но самой большой проблемой является заправка. Нельзя просто залить масло в бак – оно осядет на дно. Впрочем, если энергично потрясти машину, проехавшись по колдобинам, дело пойдет на лад. Но гораздо проще приготовить смесь в канистре. А затем вылить в бак и добавить чистого бензина. Главное – выдержать пропорцию, точно представляя, сколько топлива осталось в баке и сколько надо долить бензина и масла. Нальете меньше масла – мотор «умрет» намного раньше. Нальете больше – образуется нагар, что также приведет к снижению ресурса. Поэтому при покупке двухтактного Wartburg сразу же начинайте собирать деньги на новую цилиндро-поршневую группу. Увы, все это придется заказывать либо в Польше, либо в Венгрии, либо в Германии, где детали стоят дороже всего. Неплохим подспорьем могут стать интернет-аукционы, на которых запасливые немецкие автовладельцы все еще распродают «дефицит», припасенный на всякий случай во времена развитого социализма.

Сразу же обзаведитесь каталогом запчастей (можно скачать в Интернете), дабы не купить похожие детали от унифицированного с Wartburg микроавтобуса Barkas. К слову, если не удастся найти «родной» стартер, можно установить с небольшими переделками деталь от «Запорожца» с 40-сильным мотором. От него же подходит и втягивающее реле. А при ремонте очень помогает быстросъемная передняя часть облицовки.

До воссоединения Германии Wartburg считался одним из самых надежных и долговечных автомобилей не только в странах социалистического блока, но и во всей Восточной Европе.

С 1988 года машина оснащалась современным «четырехтактником» от VW с гидротолкателями клапанов. Соответственно, было подкорректировано название модификации – 1,3L. Мотор расположили не продольно, как раньше, а поперечно. Правда, немецкие инженеры несколько изменили конструкцию в сторону увеличения надежности. Например, поставили карбюратор Weber, который работал стабильнее, особенно в холодную погоду. При объеме 1,3 литра мотор развивал 58 л. с. Распредвал приводится в движение зубчатым ремнем. При необходимости двигатель с небольшими переделками крепления можно поменять на фольксвагеновский. Стартер можно поставить от «Таврии».

Недостатков, на удивление, немного. Во-первых, «старческие глюки» электрики. Обычно проблемы возникают с реле переключения ближнего-дальнего света. Во-вторых, у 353 S постоянно текут алюминиевые радиаторы. Различить разные модификации легко. В модификации W радиатор устанавливался позади мотора, у S – впереди.

Кузов не оцинкован, но склонен к коррозии меньше, чем ВАЗы. Крышка багажника универсала изготовлена из пластика, поэтому не страдает от коррозии, как у многих универсалов.

Только на полу

Привод Wartburg – передний. Коробка передач – 4-ступенчатая. Для модели 353 различают модификации с напольным рычагом переключения или ручкой на руле. Последний вариант – не особо удачный. Механизм регулировки переключения передач (расположен в моторном отсеке) со временем изнашивается, и в результате некоторые передачи не включаются. Исправить положение регулировкой невозможно. Придется заказывать новый узел за $100–150. К тому же его еще нужно найти. Но для модели 353 можно использовать накладки на диск сцепления от «Таврии». Тем более что оригинальные стоят около 15 евро.

Проблему решит «Запорожец»

Подвеска – классическая для европейских автомобилей 70-х. Спереди – «двухрычажка» на пружинах, сзади – треугольные рычаги и пружины (как на «Запорожце»). Конструкция надежная и при нормальной эксплуатации практически неубиваемая. Тормоза не хуже, чем у других. Правда, добраться до главного тормозного цилиндра непросто – мешает напольная педаль тормоза. Подвеска очень прочная. Рулевое – реечное. Работает хорошо, если, конечно, машина не ездила исключительно по плохим дорогам. Тогда рейку после покупки придется подтягивать, а в некоторых случаях и менять. При этом рейки от модели 353 W не подходят к модели 353 S и 1,3L, и наоборот. Зато можно приспособить передние амортизаторы (с переделками) от «Запорожца» ЗАЗ-968.

На ходу машина – нечто среднее между вазовской «классикой» и переднеприводными «восьмерками-девятками». Рулевое достаточно легкое, подвеска настроена примерно так же, как и на советских машинах 70-х годов – не слишком мягко, не слишком жестко.

Wartburg 353 W Tourist (слева) выпускался в 1974 –1984 гг. Wartburg 353 S Tourist (справа) производился до 1988 года.

Для фанатов и не только

До воссоединения Германии Wartburg считался одним из самых прочных, надежных и долговечных автомобилей не только в странах социалистического блока, но и во всем мире. Но в наших условиях это неожиданно обернулось проблемами. Отечественные владельцы данного чуда восточногерманской инженерной мысли обычно ничего не делают с ним до тех пор, пока машина не встанет. Масло в него заливают в лучшем случае «жигулевское», в худшем – «отработку» от сельхозтехники. Увы, это не шутка. Тем более что «двухтактник» необычайно живуч и способен перемещать машину в пространстве даже на двух цилиндрах с компрессией 5 в обоих и с прогоревшим поршнем в третьем. И если вы нацелились именно на двигатель в два такта, сразу же готовьтесь к капитальному ремонту. Правда, этот вариант больше подходит для фанатов, ибо специальное масло нынче недешево – от 50 гривен за литр.

Четырехтактный мотор VW эксплуатировать проще, так как многие запчасти можно купить на разборках.

История Wartburg 353

1966 Начало производства модели 353
1969 Двигатель 991 см3 (45 л. с.) уступает место 992 см3 (50 л. с.)
1974 Рестайлинг. Модификации 353 W
1985 Начало производства модификации 353 S
1988 Окончание производства двухтактных моторов. Начало производства модели с четырехтактным мотором Wartburg 1,3L
1991 Окончание производства Wartburg

До и после

История Warburg началась в 1940 году с появления DKW F9. После войны, в 1949 году, появилась модификация IFA F9. С 1956 по 1964 год выпускался Wartburg 311, а с 1964 по 1966-й – Wartburg 312, отличавшийся от модели 353 только формой кузова, а рама, подвеска, двигатель и трансмиссия были точно такими же. После модели 353 производство Warburg было остановлено.

DKW F9

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Хорошая обзорность
  • Вместительный багажник
  • Прочная подвеска
  • Высокая ремонтопригодность
  • Спартанский салон
  • Трудности с заправкой двухтактного мотора
  • Высокая стоимость двухтактного масла
  • Неудачный механизм переключения передач на руле
  • Сложности с поиском новых запчастей
  • Малый ресурс двухтактного двигателя при работе на дешевом масле
  • Много изношенных экземпляров

Цены на оригинальные запчасти, грн.

Коленвал в сборе

1100–2700

Набор поршней в сборе (3 шт.)

1100–1600

Прокладка головки блока

50–110

Стартер

650–1600

Генератор

650–1100

Воздушный фильтр

60–160

Датчик мгновенного расхода топлива

50–110

Сцепление, комплект

550–1400

Амортизаторы передн./задн.

300–850/300-850

Шаровая опора

100–330

Тормозные колодки передн./задн.

100–160/100–270

Тормозные диски передние

550–850

Юрий Голубовский
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выпуск легкового автомобиля Wartburg 353 начался в 1966 году на заводе VEB Automobilwerk в Айзенахе — бывшем предприятии компании BMW, после войны оказавшемся в ГДР. Машина имела рамную конструкцию и передний привод, а в качестве основы при ее проектровании использовался автомобиль DKW F9 образца 1940 года.

Wartburg 353 имел версии с кузовами седан, универсал, в небольших количествах делали и вариант с кузовом пикап. Машина экспортировалась из ГДР в страны Восточной Европы, а также в некоторые государства Западной Европы и даже в ЮАР. На британском рынке модель была известна под именем Wartburg Knight.

Универсал Wartburg 353W Tourist, 1985–1988

Под капотом автомобиля стоял двухтактный трехцилиндровый двигатель объемом 1,0 литра и мощностью 45 л. с. Коробка передач — механическая, четырехступенчатая. В 1975 году на конвейер встал модернизированный Wartburg 353W с передними дисковыми тормозами и двигателем, развивающим 50 сил. Еще одно обновление модели произошло в 1985 году: автомобиль получил немного измененный дизайн, а мощность мотора выросла до 55 л. с.

В 1988 году, после того, как началось сближение Восточной и Западной Германии, устаревший двигатель «Вартбурга» был заменен силовым агрегатом Volkswagen объемом 1,3 литра. Такие машины получили новое название Wartburg 1.3 и выпускались до 1991 года. Всего было выпущено 1 миллион 224 тысячи экземпляров модели 353.

Малолитражный автомобиль Wartburg (ГДР). Мир непрерывно изменяется—одни государства разделяются на несколько, а другие предпочитают объединиться в одно. К числу последних можно отнести ФРГ и ГДР, слившиеся в конце минувшего века в единую Германию. Процесс воссоединения этих государств оказался непростым—уровень промышленного потенциала восточной части новой страны оказался существенно более низким по сравнению с западной, и процесс модернизации производства потребовал гигантских финансовых инвестиций. Разумеется, радикальное обновление потребовалось и автомобильной промышленности, поскольку восточногерманские заводы производили в то время лишь далеко не самые современные автомобили — в основном малолитражки Trabant и Wartburg.

Впервые автомобили с названием Wartburg появились на автомобильном рынке в далеком 1898 году—они были выпущены небольшой германской компанией Fahrzeugfabrik Eisenach AG, причем название «Wartburg» издавна принадлежало местной горе и построенному на ней старинному замку. Однако нас интересует более поздний период существования автомобилей с таким названием, начавшийся после завершения Второй мировой войны, когда Германия была разделена на два государства. Уже в октябре 1945 года советская военная администрация во главе с маршалом Г.К.Жуковым издала приказ № 93 от 13.10.1945 г. «Об организации производства автомобилей и мотоциклов на бывшем заводе БМВ в городе Айзенах». При этом имелся в виду выпуск мотоциклов BMW R-35 и автомобилей BMW 321. Позднее на базе автозавода в Айзенахе было создано совместное советско-германское предприятие Sowjetische AG Maschinenbau Autowelo Werk BMW Eisenach, специализировавшееся на выпуске довоенных моделей фирмы BMW.

В их числе были популярные в конце 1930-х годов BMW с индексами 321, 326 и 327, причем эти машины выходили из ворот завода в Айзенахе с аббревиатурой BMW и сине-белой эмблемой, что вызывало законное негодование фирмы BMW, восстанавливавшей производство в западном секторе страны.

В 1949 году конструкторы автозавода подготовили к серийному производству новую модель BMW 340, напоминающую довоенную машину BMW 326. Одновременно был организован выпуск автомобиля-кабриолета BMW 327/2.

Автомобиль EMW 340

Wartburg 1.3 — автомобиль, выпускавшийся с 1988 по 1991 год

Тяжба с фирмой Bayerische Motorenwerke (BMW) закончилась лишь в 1952 году, при этом предприятию Autovelo пришлось уступить владельцу известного бренда — как в названии завода, так и в марке выпускавшихся автомобилей вместо BMW появилась аббревиатура EMW (Eisenacher Motorenwerk), а эмблемой машин этого завода стал красно-белый круг, практически такой же (кроме цвета), как у BMW.

В 1953 году партийно-правительственное руководство ГДР распорядилось перепрофилировать завод в Айзенахе на производство более дешевых малолитражек IFA F9 (довоенная модель DKW F9) с 3-цилиндровым 900-кубовым двигателем мощностью 37 л.с.

Автоконструкторы из Айзенаха за время существования завода сумели создать немало автомобилей-прототипов, которым, к сожалению, в силу ряда причин — как экономических, так и политических, — было не суждено попасть на конвейер предприятия.

Выпуск модели автомобиля Wartburg 353, дошедшей практически до конца минувшего века, начался в 1966 году. Существовало два варианта этой машины—четырехдверный седан и пятидверный универсал модели Tourist. Переднеприводная машина, чем-то похожая одновременно на «Москвич-2140” и 966-й ‘’Запорожец”, имела пружинную подвеску с телескопическими амортизаторами, новое рулевое управление, 13-дюймовые колеса. На машине практически полностью исчезли пресс-масленки, что позволяло проводить сервисное обслуживание ходовой части только через каждые 50 тыс.км. Тормозная система была одноконтурной, с клапаном-регулятором давления в гидросистеме задних барабанных тормозов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *