Вы троллейбус

В редакцию нашего «Энергодиспетчера» пришло письмо от неравнодушного читателя. Он стал свидетелем неполадки в контактной сети троллейбусной линии. И задался вопросом безопасности пассажиров, стоящих на остановке, а также вопросом взаимодействия диспетчерских служб по чрезвычайным ситуациям и служб Горэлектротранса. Приводим текст письма и ответы «Энергодиспетчера» на вопросы читателя.
«В пятницу 16.01.2015 в. 17.55 в Минске на остановке общественного транспорта метро «Каменная горка» (со стороны строймаркета «Материк») произошёл обрыв растяжки контактной троллейбусной сети. Таким образом, растяжка, поддерживающая контактные провода, лопнула, скорее всего, возле столба на противоположной стороне улицы и замкнула линию на этой стороне.

Я видел, что растяжка осталась закреплённой на столбе с моей стороны, но провисла и периодически замыкала провода линии, что сопровождалось спецэффектами типа искр и громкого треска. Где находился оборванный конец растяжки, я не увидел. Возможно, на проезжей части).

Наблюдая периодические замыкания с возникновением искр в течение минуты, стало понятно, что линия остается под напряжением. Поразительно то, что люди на остановке не придали этому факту особого значения и продолжали стоять чуть ли не под падающими искрами. И чуть позднее заходили в подъехавший автобус. Понимая, что линия под напряжением представляет опасность, я через примерно одну минуту набрал 101. И тут я был очень неприятно удивлен тем, что оператор, даже не дав мне объяснить, в чем суть ситуации, стала уточнять в каком районе это произощло. Услышав, что во Фрунзенском, сказала звонить в районный отдел МЧС. Номер телефона мне пришлось у нее еще и спрашивать. Телефон, кстати говоря, обычный городской номер, оказался занят. Короче, не дали мне мой гражданский долг выполнить. В общем, еще минут 10 периодически сыпались искры, под них подъезжали автобусы, в которые садились пассажиры.

И только когда ближайший к остановке троллейбус проехал зону обрыва (водитель сложил токоприёмники, вроде, звонил с мобильника куда-то, я еще у него уточнил, знает ли он, куда в такой ситуации надо сообщать) и остановился. Дальше троллейбусы не ходили, но линия все еще не была обесточена около 10 минут от начала ситуации, как я уже отмечал выше. Потом уже не было возможности наблюдать за происходившим, но, по крайней мере, напряжение с линии сняли, т.к. больше искр не наблюдалось.

В общем, интересно услышать комментарии специалистов:
1. Есть ли у вас официальные подробности произошедшего?
2. Чем могла грозить данная авария пассажирам и проезжающему транспорту?
3. Есть ли какая-то автоматическая защита при КЗ и как она должна срабатывать?
4. Куда, если не в 101, звонить в подобных ситуациях. Хотя это дурдом форменный, если по единому номеру тебя посылают на городской телефон (ещё на ходу запомнить и набрать нужно), который может быть занят не известно какое время.
С уважением, Андрей.»

Редакции «Энергодиспетчера» удалось выяснить некоторые подробности этого случая и ответить на вопросы читателя.

  1. Да, данное событие имело место быть (как уточнили в Горэлектротрансе). Обрывы троллей (это провода, по которым идет ток, питающий троллейбусы) или элементов их подвески – не редкий случай (прим.- не только в Минске, а вообще). Они могут происходить как из-за износа поддерживающей арматуры, так и из-за действий третьих лиц, например, при ДТП, когда участники ДТП «сносят» опору подвески троллейбусных линий.

Управляет электрохозяйством городского электротранспорта энергетическая служба. В Минске контактную сеть троллебусов и трамваев обслуживает . Диспетчеры этой службы координируют плановые и аварийные работы в контактной сети и на тяговых подстанциях. В процессе своей работы они взаимодействуют с диспетчером электросетей города, но только по вопросам внешнего электроснабжения тяговых подстанций.

2. Такие повреждения потенциально опасны и угрожают людям поражением электрическим током. Любой обрыв проводов нужно считать потенциально опасным. Поэтому оказавшись в зоне такого обрыва, не следует приближаться к оборванному контактному проводу или элементам подвески. А находясь на безопасном расстоянии, набрать именно 101 ( в Республике Беларусь) или номер вызова МЧС в любой другой стране (01, 112…). Однако в описанном случае мы видим, что замыкание происходило между троллеями, а на землю замыкания не было. Но лучше не гадать, и не приближаться к месту возможного падения троллей или элементов их подвески.

3. Защиты фидера, питающего троллейбусную линию постоянного тока 600 В, конечно, есть. И они работали. Но есть такой важный момент: при удаленных замыканиях (далеко от тяговой подстанции) или при неустойчивом замыкании через высокое сопротивление, защиты могут «не чувствовать» это замыкание. Потому что ток замыкания может не превышать уставку срабатывая защиты. Уставки рассчитываются при множестве условий, и, естественно, защита не должна срабатывать, когда одновременно начинают движение несколько троллейбусов и потребляется большой пусковой ток. Поэтому ток удаленного замыкания может быть меньше пускового, и защита, отстроенная на пусковые токи, на него не будет реагировать.

Вот выписка из ПТЭ (правил технической эксплуатации) Троллейбусов (РФ):
«Оборудование 600 В подстанции должно иметь защиту, действующую при повреждениях с замыканием на заземленные металлоконструкции на отключение выпрямителей и линейных выключателей, контакторов соединительных с другими подстанциями питающих линий с блокированием АВР и АПВ».

Блокировка АВР и АПВ означает, что если защита сработала на устойчивое повреждение, то питающий фидерной автомат троллейбусной линии на тяговой подстанции не должен включаться повторно действием автоматики повторного включения (АПВ).

4. Звонить нужно обязательно в МЧС (101 – в Республике Беларусь). Ведь гражданин не может знать телефон службы энергохозяйства Горэлектротранса. А диспетчер МЧС как раз и выполняет функцию координирования и поиска необходимой энергослужбы, экстренной службы, которая займется устранением повреждения. Ситуацию с перенаправлением гражданина при звонке по номеру «101» в РОЧС редакция «Энергодиспетчера» прокомментировать не может. Мы думаем, что ее сможет прокомментировать представитель МЧС. Возможно, у диспетчеров МЧС есть какие-то внутренние инструкции, которые предписывают действие в данной ситуации.

Вот как выглядит это место контактной сети, сфотографированное автором письма уже после ликвидации повреждения:

Стоит отметить, что аварийные службы контактной сети городского электротранспорта всегда довольно оперативно в любых погодных условиях устраняют повреждения.
Будьте внимательны и неравнодушны!

В Москве появилась первая скоростная троллейбусная стрелка


Теперь троллейбусы маршрутов, проходящих по Электрозаводскому мосту, могут проходить её без снижения скорости.
В цивилизованных странах все уже давно забыли, что спецчасти у троллейбусов когда-то выглядели совсем по-другому и проходить их надо было со скоростью не более 15 км/ч, а у нас такие древние стрелки и крестовины изготавливаются до сих пор. Поэтому, водители 2-го троллейбусного парка ничего не подозревают о новой плавной скоростной стрелке и с непривычки проходят её всё также медленно. Кроме того, в качестве площадки для установки первой такой стрелки было выбрано не самое удачное место: через 50 метров после неё находится остановка…
Собственно стрелки крупным планом.

Пересечение. Как можно видеть по маркировке, стрелка изготовлена чешской фирмой «Elektroline».

И, как это ни удивительно, Москва уже не первый город России, в котором появились такие стрелки. Год назад несколько современных спецчастей разных типов были установлены в Вологде, однако не смотря на громкие планы по замене всех стрелок Вологды на современные, на данный момент их количество пока остаётся прежним.
Для Мосгортранса это уже не первый опыт сотрудничества с чешской компанией. Так именно ей принадлежит разработка и реализация централизованной автоматизированной системы перевода стрелок в Краснопресненском (Строгинском) депо Москвы.
Как говорится на сайте «Elektroline», специализация компании — создание новой инфраструктуры контактной сети и путевых устройств трамвая, троллейбуса и железной дороги. На сайте компании можно посмотреть другие её работы в разных странах и увидеть продукцию: скростные крестовины, кривые, цепные подвески проводов…
К сожалению пока Москва выбрала для установки только сходную стрелку — покупать расходные стрелки пока возможности нет. Дело в том, что для них используется совершенно другой принцип перевода — по радиоканалу, для чего необходимо оснастить кабину каждого троллейбуса специальным устройством, передающим на стрелку направление движения.

ГРОДНО, 26 янв — Sputnik. По Гродно стали ездить троллейбусы, которые могут опустить штанги и продолжать движение по маршруту, где не проложены специальные провода, сообщает корреспондент Sputnik. Первый в Беларуси маршрут для бесконтактных электромашин запустили в областном центре в среду.

© Sputnik / Виктор Толочко

Новый маршрут свяжет Девятовку и Вишневец. Благодаря бесконтактным троллейбусам не пришлось тратиться на строительство контактных линий — их нет на половине маршрута.

Они такие же, как обычные троллейбусы, только дополнительно оборудованы накопителями электрической энергии. За счет этого мест для пассажиров в троллейбусе меньше, зато теплее. Заряда аккумуляторов хватает на 15 километров. Батарея заряжается по ходу движения троллейбуса, так что дополнительных подстанций не требуется.

© Sputnik / Инна Гришук С виду это обычный троллейбус, но он может опустить штанги, отключиться от сети и 15 км ехать по городской улице, где не построены троллейбусные линии

Чтобы аккумулятор зарядился полностью, достаточно 25 минут, рассказал водитель службы организации движения УГП «Гродненское троллейбусное управление» Руслан Муслицкий.

Длина всего маршрута — 25 километров. Часть пути троллейбусы едут с поднятыми штангами, от контактной сети, и почти 14 километров — на автономном ходу.

Кабина водителя оборудована дополнительной кнопкой, так что опускает и поднимает штанги водитель на остановках во время посадки-высадки пассажиров, не выходя из троллейбуса. Это займет не более 15 секунд. Кроме того в кабине установлен индикатор, чтобы определять процент заряда батареи.

© Sputnik / Инна Гришук Новый маршрут свяжет Девятовку и Вишневец

К слову, бесконтактные троллейбусы собирали на «Белкоммунмаше», «начинка» — российского производства, накопитель электрической энергии — японской фирмы Toshiba, рассчитан на 10 лет эксплуатации. Всего в городе пять автономных троллейбусов, но по маршруту поедут только четыре, пятый — резервный.

По словам генерального директора ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимира Короля, интерес к бесконтактным троллейбусам проявляют страны-соседи — Россия и Украина. Пока в качестве эксперимента один автономный троллейбус курсирует в Гомеле. Но Гродно — первый, где создан целый маршрут.

© Sputnik / Инна Гришук Первыми пассажирами гродненского бесконтактного троллейбуса стали мэр Гродно Мечислав Гой (слева) и генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король

Идея создания бесконтактных троллейбусов возникла еще полтора года назад. Ее инициатором выступил мэр города Гродно Мечислав Гой. В будущем из центра города планируется убрать контактные троллейбусные сети и запустить еще несколько маршрутов для автономных троллейбусов.

Недавно The Village Беларусь рассказывал, что эксперимент с гибридным автобусом в Минске провалился: транспортников не устроила его экономичность и поломки. Теперь город решил закупать троллейбусы с увеличенным автономным ходом (УАХ): заряда аккумуляторов в этих машинах хватает на 15 км, батарея заряжается по ходу движения троллейбуса, так что дополнительных подстанций не требуется. Подробности сообщают «Минск-Новости».

В конце августа Мингорисполком принял решение о закупке до конца 2019 года по 70 автобусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом (до 15 км). Что касается автобусов, в нынешнем году это не первое пополнение парка подвижного состава «Минсктранса». А вот таких троллейбусов в белорусской столице еще не было. Тендер на поставку выиграл МАЗ. На 2020 год запланировано приобрести еще 150 таких машин.

Планируют вернуть троллейбусный маршрут № 1, вместо которого сейчас работает 921-й автобусный «Зеленый Луг – 6 — станция метро «Московская» через станцию метро «Восток». В свое время вместо троллейбусного № 28 по просьбам пассажиров организовали автобусный маршрут № 133, продлив его до диспетчерской станции «Карбышева». После получения новых троллейбусов с автономным ходом восстановится движение по маршруту № 28 «Карбышева — Веснянка», только на некоторых участках не будет контактной сети.

Есть троллейбусные маршруты, где регулярно случаются сбои графика в результате ДТП, обрыва контактной сети. На выручку могут прийти троллейбусы с автономным ходом.

Но сначала новая техника, скорее всего, поедет по обычным троллейбусным маршрутам, чтобы пройти обкатку, и лишь потом придет туда, где есть проблемы с контактной сетью. Возможно, очень скоро дойдет очередь и до Каменной Горки, и до новых микрорайонов в Лошице. В Каменной Горке с 2012 года планировали построить троллейбусную линию. Не сложилось. Троллейбусы с автономным ходом до 15 км могли бы стать хорошей заменой контактной сети в этом жилом районе: до диспетчерской станции «Кунцевщина» контактная сеть имеется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *