Все трассы формулы 1

Содержание

Гран-при Венгрии 2015 года, 0% голосов

Редкий выходной для «Мерседеса» в 2015 году. Феттель всю гонку лидировал, а позади при этом творился хаос. Хэмилтон и Росберг столкнулись с Риккардо и тд. На подиум впервые в карьере приехал Квят!

Гран-при Турции 2010 года, 2.2% голосов

В Турции можно было наблюдать за ярким противостоянием «Ред Булл» и «Макларен». Себастьян Феттель и Марк Уэббер самоустранились, врезавшись в друг друга. Казалось, что вот-вот Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон повторят это, но обошлось. Они смогли оформить дубль.

Гран-при Бразилии 2016 года, 2.2% голосов

Можно смело сказать, что в этой гонке Макс Ферстаппен продемонстрировал лучший пилотаж за эти десять лет среди всех пилотов. Стартовал он четвертым, но после череды событий было откатился на 16-е место.

Но это не помешало голландцу обогнать 13 болидов и выйти на третье место. Руководитель команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер сказал: «Это была одна из лучших гонок в Формуле-1, которую я когда-либо видел». Многие с ним согласятся. Это было нужно видеть.

В дождевой гонке произошло очень много интересных событий. Безупречный пилотаж Льюиса Хэмилтона, а также борьба с Нико Росбергом за чемпионство. Эмоциональный сход Фелипе Массы, который едва сдерживал слезы, так как думал, что проводит последний домашний этап в карьере. Когда он шел по пит-лейну, то ему все аплодировали.

Гран-при Бразилии 2019 года, 2.2% голосов

Битва колесом к колесу между Хэмилтоном и Ферстаппеном. Столкновение Феттеля и Леклера в «Феррари». Столкновение Хэмилтона и Албона в конце гонки, которое позволило Пьеру Гасли приехать на «Торо Россо» вторым, а Карлосу Сайнсу завоевать первый подиум в карьере. Для «Макларена» же он первый с 2014 года.

Я уверен, что можно спорить бесконечно. Думаю, стоить выделить Гран-при Абу-Даби 2010 года, когда впервые в истории «Формулы-1» на титул претендовали в финальной гонке сезона сразу четыре пилота.

Да простят меня фанаты Фернандо Алонсо. Эта гонка, возможно, стоила ему третьего титула чемпиона мира в одной из самых напряженных гонок в истории. Алонсо был фаворитом, учитывая отрыв в восемь очков от Марка Уэббера. В то время как на титул еще претендовали Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон. Это был первый и последний раз, когда сразу четыре пилота могли выиграть титул.

Алонсо квалифицировался третьим, опередив Уэббера, но уступил Хэмилтону и Феттелю. Ему было достаточно финиша на третьем месте. Медленный старт испанца отбросил его обратно в глубь пелетона. Стратеги «Феррари» проявили себя во всей красе. Когда Алонсо вернулся на трассу после пит-стопа, то застрял за пилотом «Рено» Виталием Петровым. Привет DRS!

Целых 40 кругов фанаты Алонсо и «Феррари» верили, что он пройдет россиянина и выиграет титул. Но этого не произошло. Алонсо финишировал седьмым, а Феттель выиграл гонку и стал самым молодым чемпионом мира в истории. При этом немец ни разу не лидировал в личном зачете в течение сезона!

Гран-при Европы 2012 года, 6.7% голосов

Возможно, самая известная победа в карьере Фернандо Алонсо. В целом Гран-при Европы 2012 был невероятным во многих отношениях. Алонсо стартовал 11-м и пробился на четвертое место, прежде чем первая машина безопасности появилась на трассе. Вскоре он поднялся на третье место после того, как у Льюиса Хэмилтона возникла проблема на пит-стопе. Затем он обогнал пилота «Лотус» Романа Грожана и вышел на второе место.

Когда лидер гонки Себастьян Феттель сошел из-за технических проблем, то домашний любимец взял инициативу в свои руки. Алонсо даже заплакал, выиграв гонку. Он стал первым пилотом того сезона, которому удалось выиграть более одной гонки.

Гран-при Бразилии 2012 года, 6.7% голосов

Бразилия? Да сколько можно уже! Алонсо стремился превзойти Феттеля в Интерлагосе, чтобы завоевать свой третий титул наконец-то. Это было возможно. Даже очень. После первого круга, где Феттеля развернуло и отбросило в глубь пелетона. Но немец доказал всем, что он чемпион, финишировав шестым. Хоть Алонсо и приехал вторым, но ему не хватило три очка, чтобы выиграть титул. Все это произошло в хаотичных погодных условиях. Аварии, пит-стопы, ошибки, машины безопасности…

Гран-при Азербайджана 2017 года, 6.7% голосов

Кто бы мог подумать, что герой стен Лэнс Стролл может финишировать вторым в гонке? Но в этой гонке было очень много интересных моментов. Аварии, хитрые стратегии и, конечно же, обгоны!

Кто мог забыть тот момент за машиной безопасности между Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем на 19-м круге, когда Феттель врезался в заднюю часть болида Хэмилтона. Немец сразу же заявил, что тот устроил ему проверку тормозов. Феттель в бешенстве поравнялся с болидом «Мерседеса» и боднул его! За это он получит 10-секундный штраф стоп-энд-гоу. Хэмилтону же плохо прикрутят подголовник, что стоит ему времени. Этим всем воспользуется пилот «Ред Булл» Даниэль Риккардо и выиграет гонку.

Стролл до самого клетчатого флага шел вторым, где его смог обойти Валттери Боттас. Стролл приехал на подиум, что показало не только его крутость, но и безбашенность всей этой гонки.

Гран-при Германии 2019 года, 22.2% голосов

Такие гонки проходят раз в пять, а то и десять лет. Эта гонка не могла не удивить любого фаната «Формулы-1». Льюис Хэмилтон спокойно шел к шестому титулу и победе, но на 27-м круге «Мерседес» допустил очень редкую ошибку. В таких погодных условиях это было легко сделать, поэтому британец был не одинок.

Долгий пит-стоп почти стоил ему очков. Шарль Леклер мог выиграть первую гонку в карьере, но врезался в барьеры. Нико Хюлькенберг также стал жертвой условий, в которых могла бы состояться гонка, которая положила бы конец его серии без подиумов. Серхио Перес, Карлос Сайнс и Валттери Боттас тоже не справились с условиями и заставили зрителей гадать, как все это обернется.

Макс Ферстаппен был лучше всех. Голландец одержал вторую победу в сезоне. Себастьян Феттель, который стартовал последним, смог финишировать вторым. Даниил Квят принес «Торо Россо» второй подиум в истории впервые за 11 лет. Лэнс Стролл также был великолепен, чтобы финишировать четвертым, в то время как Роберт Кубица в итоге набрал заветное очко для «Уильямса» после того, как оба гонщика «Альфа-Ромео» были оштрафованы после гонки за техническое нарушение.

Это был невероятный Гран-при, который выдержит испытание временем.

Гран-при Канады 2011 года, 46.7% голосов

Я не сомневался, что эта гонка победит. Здесь было абсолютно все. Гонка длилась четыре часа в режиме «старт-стоп». Переменчивые погодные условия, обгоны, аварии и самый выдающийся пилотаж в карьере от Дженсона Баттона. Баттон участвовал в двух авариях и шести пит-стопах и все же каким-то образом выиграл гонку. Как? Как он это сделал?

Британец, конечно, победил благодаря ошибки Себастьяна Феттеля на последнем круге, но ведь для этого надо было всю гонку поддерживать темп и принимать смелые стратегические решения. Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон определенно не были довольны Баттоном в гонке, так как они оба были вовлечены в две аварии с гонщиком «Макларена», но именно общий уровень волнения и острые ощущения от наблюдения за Баттоном делают эту гонку лучшей.

Представьте, что вы встали в 3 часа ночи на восточном побережье Австралии, чтобы сидеть без дела четыре часа и ждать, ждать и ждать. Если вы не смотрели эту гонку, то сделайте это прямо сейчас. Каждая минута этой гонки бесценна.

«Жизнь — это череда мгновений. Прожить каждое из них — значит преуспеть»

Гонки «Формулы-1» — необыкновенно притягательное зрелище: неимоверные скорости, захлестывающие эмоции и всегда живописные трассы. В нынешнем году их 20. Каждая сложна по-своему, легких вариантов нет. Итак, немного об истории и особенностях автодромов (порядок соответствует календарю проведения гонок серии «Формула-1» 2017 года).

Albert Park (Мельбурн, Австралия)

В этом году чемпионат «Формулы-1» начался с Гран-при Австралии в Мельбурне на трассе «Альберт-Парк». Впервые гонщиков знаменитого соревнования автодром принимал в 1996-ом, 21 год назад. Общая дистанция, которую практически пролетает болид, равняется 307,574 км. В ней 58 кругов по 5,303 каждый. На трассе гонщиков ожидают 16 поворотов и довольно скользкий асфальт. Автодром временный и отнимает любимый парк у австралийцев всего на неделю.

Идея строительства автодрома принадлежит Рону Уокеру. Несмотря на протесты местных жителей, проводивших акции в защиту «Альберт-Парка», бизнесмен при поддержке правительства построил и открыл трек. Дебют новой трассы съехались смотреть более 400 000 зрителей. С тех пор Мельбурн регулярно преподносит «Формуле-1» сюрпризы. В 1998 году гонщики «Макларен» договорились между собой, и Дэвид Култхард пропустил вперед Мику Хаккинена. После этого случая устроители гонки запретили командную тактику, теперь каждый выступает сам за себя. Трасса знаменита не только скандальными случаями и трагичными столкновениями (одно из них в 2001 году привело к гибели маршала Грэма Бевериджа), но и тем, что на ней начали выступать в «Формуле-1» знаменитые гонщики Кими Райкконен, Жак Вильнёв и др.

Этапы «Формулы-1» в Мельбурне всегда отличаются непредсказуемостью побед и поражений.

Shanghai Internationai Circuit (Шанхай, Китай)

Трасса, автором проекта которой стал Герман Тильке, немецкий архитектор, в прошлом автогонщик, напоминает своим строением очертания иероглифа «Шан», означающего «выше», «всходить». Общая протяженность — 305,066 км (56 кругов по 5,451 км). Первое Гран-при Китая состоялось на этом автодроме в 2004 году, выиграл тогда Рубенс Баррикелло на феррари. Посмотреть гонку в Китае могут 200 000 зрителей, причем сделать это с большим комфортом, что было предусмотрено при строительстве автодрома нового тысячелетия.

На трассе 16 поворотов, есть сложные извилистые участки, поэтому для ее прохождения требуется большое мастерство и прекрасное техническое состояние гоночной машины. Один из самых опасных участков расположен перед шпилькой: заканчивается длинный прямой отрезок, на котором набирается огромная скорость, и надо резко затормозить, чтобы на вираже не вылететь с трассы.

Международный автодром Шанхая видел много побед и ярких событий. Кими Райкконен в 2007 году праздновал свою двухсотую победу, выиграв Гран-при Китая, а Джонсонс Баттон — сотое Гран-при в 2005. Шанхайский трек интересен тем, что именно здесь расположилась самая длинная — 1300 м — прямая. По статистике, 49 % трассы гонщики едут с максимальной скоростью.

Bahrain Internationai Circuit (Сахир, Бахрейн)

В 2004 году гонка «Формулы-1» впервые проводилась на Среднем Востоке. Всего за две недели до нее был достроен Международный автодром Бахрейна по проекту мастерской Германа Тильке. Уникальная площадка состоит из 5 трасс:

  • внутренней,
  • внешней,
  • предназначенной для гонок Гран-при,
  • отдельной для заезда специальных гоночных автомобилей,
  • овала для проведения испытаний.

С удобством расположиться и смотреть состязание болидов могут 50 000 зрителей. На строительство ушло примерно 150 млн долларов. Первое Гран-при Бахрейна выиграл Михаэль Шумахер.

Протяженность гоночной трассы Бахрейна составляет 308,238 км, каждый круг по 5,406 км. На маршруте 15 крутых поворотов. От болида требуется высокая динамика разгона, эффективные тормоза и хорошая система охлаждения.

Одна из особенностей трассы в том, что гонка проводится при искусственном освещении и начинается в шесть часов вечера. И еще один интересный момент: пенящаяся жидкость, которой обливают победителей в Бахрейне, — вовсе не шампанское, это газировка из розовой воды и гранатового сока. Связано такое новшество с традиционными для этого региона ограничениями.

«Сочи Автодром» (Сочи, Россия)

В 2014 году в Сочи, вокруг Олимпийского парка, завершилось строительство единственной в России трассы, предназначенной для гонок «Формулы-1». Проектировал ее Герман Тильке, как и в Бахрейне. Трек рассчитан на использование в любое время года. Автодром имеет городскую часть и стационарную, что делает гонки особенно интересными.

За гонку болид преодолевает почти 310 км, то есть 53 круга длиной 5,848 км каждый. Максимальная ширина трассы достигает 15 м. Большинство из 18 ее поворотов очень крутые, оставляют не так много места, чтобы разогнать автомобиль, однако максимальная скорость достигает 334 км/ч. Напротив главных трибун находится наиболее скоростной участок трассы, где есть возможность красиво обогнать соперников. Потрясающее зрелище обещает третий поворот, имеющий форму греческой буквы «омега». Разогнаться на нем можно до 305 км/ч, что позволяет пилотам проявить все свое мастерство. Это одна из уникальных особенностей сочинского автодрома.

Те, кто посетил российский автодром, знают, что в здании главной трибуны находится музей. Ретро-автомобили, классические и спортивные, модели механизмов Леонардо да Винчи и многое другое ожидает посетителей в экспозиции.

Circuit de Barcelona-Catalunya (автодром Барселона-Каталунья, Испания)

Автодром построен в 1991 году, расположился в Монтмело. На этой трассе и проходит Гран-при Испании. Длина круга 4 км 655 м, всего кругов 66, а общая протяженность маршрута — чуть более 300 км. Строился трек под руководством Луиса Переса Сала. Вместимость трибун — свыше 100 000 зрителей. Трек спроектирован так, что предоставляет болельщикам прекрасный обзор.

Гонщикам надо преодолеть 16 скоростных поворотов. При прохождении трассы многое зависит не только от мастерства пилота, но и от сбалансированности автомобиля. Кроме того, трек отличается абразивным асфальтовым покрытием, а это означает высокий уровень износа резины и частые пит-стопы.

Автодром Барселона-Каталунья запомнился любителям гонок многими интересными случаями и знаменательными победами. Именно здесь в 1996 году впервые стал триумфатором в составе «Феррари» Михаэль Шумахер, а двумя годами ранее он финишировал в Испании вторым, несмотря на то что ехал на пятой передаче — на середине дистанции в его болиде сломалась коробка передач. Можно сказать, что для Михаэля эта трасса, как минимум, очень удачная. Например, в 2001 году лидировал Мика Хаккинен, не оставляя никому шансов, но… в самом конце у него выходит из строя сцепление, и победителем вновь оказывается Красный барон (это прозвище Шумахера)!

Circuit de Monaco (Монте-Карло, Монако)

В «Формуле-1» трасса дебютировала в далеком 1950 году. За прошедшее время ее конфигурацию изменяли 9 раз, но новшества всегда были незначительными. Длина круга 3 км 337 м, всего кругов 78, так что маршрут — 260,5 км. Трек включает в себя 16 поворотов.

Трасса в Монте-Карло считается одной из самых трудных и опасных, так как проходит она по городу, автодром очень узкий, а зрители слишком близко от болидов. На время гонки трек заключают в стальные барьеры. Даже незначительная авария на этом этапе «Формулы-1» может привести к очень серьезным последствиям, что неоднократно и случалось, несмотря на то что здесь скорости намного ниже, чем в Гран-при других стран. Автогонщики трассу Монте-Карло прозвали «Дьявольская карусель». Часть ее проходит над морем, от которого летящие болиды отгорожены весьма ненадежно, машины два раза за историю гонок перелетали через ограждение и падали в море. К счастью, при этом никто серьезно не пострадал.

Автомобили настраивают на большую прижимную силу, так как их ожидает множество разгонов, а повороты на городских улицах достаточно медленные.

Любимцем трассы в Монако был Айртон Сенна, гениальный гонщик, шесть раз завоевывавший здесь победу. Первый раз — в 1987, а потом… невероятно, но пять лет подряд — с 1989 по 1993. И наверняка были бы еще победы, если бы Сенна не разбился в 1994 году во время Гран-при Италии.

Монте-Карло — город азарта, поэтому и трасса не может быть здесь другой. Она для самых лучших, для тех, чье мастерство способно преодолеть немыслимые виражи.

Circuit Gilles Villeneuve (Монреаль, Канада)

Гран-при Канады проходит на автодроме им. Жиля Вильнёва. Трасса очень живописна, расположена на искусственном острове Нотр-Дам. Она проходит между озерами и построенными в 1967 году к Всемирной выставке павильонами. В качестве составной части трека задействованы дороги общего пользования. Посмотреть канадскую часть «Формулы-1» могут 100 000 человек.

Общая протяженность гонки чуть больше 300 км, длина круга — 4361 м, всего кругов 70. Трасса быстрая, в некоторых местах очень узкая. 15 крутых поворотов невозможно пройти благополучно, если болид не оснащен хорошей тормозной системой. Трек гладкий, для него подходит более мягкая, чем на многих других автодромах, резина. Трасса предоставляет множество возможностей для обхода соперников. Резкие разгоны и торможения обуславливают большой расход топлива, поэтому необходимы частые пит-стопы.

Самая знаменитая особенность этого автодрома — «Стена чемпионов». В 1999 году Михаэль Шумахер, Жак Вильнёв и Дэймон Хилл разбили свои автомобили, не сумев пройти изгиб дороги, которым заканчивается длинный прямой отрезок. Тогда это место и получило свое название.

Baku City Circuit (Баку, Азербайджан)

Разработанная Германом Тильке трасса проходит по городу в районе Бакинского приморского бульвара. Открыта она в 2016 году. По задумке устроителей, автодром должен пройти по самым красивым улицам города, из-за этого трек местами очень узкий, на старых улицах его ширина доходит до 7,6 м, максимальная — всего 13 м. Все объекты автодрома сборные, между чемпионатами «Формулы-1» город приобретает привычный для бакинцев вид. Посмотреть гонку смогут 30 000 зрителей.

Стартовая прямая проходит мимо Дома правительства, с другой стороны трассы — Каспийское море. Трек поворачивает по городу 20 раз, причем на первом повороте пилотов ждет очень жесткое торможение: на прямой перед ним болиды разгоняются до 340 км/ч. Чрезвычайно сложный участок трассы ожидает пилотов на улицах старого города, в двух местах даже приходится укладывать на брусчатку временный асфальт. Разогнаться здесь более чем до 80 км/ч, скорее всего, не получится. Длина одного круга — 6 км 6 м, но на этом расстоянии успевают смениться несколько эпох.

Первым победителем этапа «Формулы-1» в Баку стал Нико Росберг, он же автор первого рекорда круга — 1 : 46,485.

Red Bull Ring (предыдущее название А1-Ring, Шпильберг, Австрия)

На автодроме, принадлежащем сейчас компании Red Bull, австрийский этап «Формулы-1» проводился 28 раз. Скоростной трек построен еще в 1969 году, назван «Остеррайхринг». Через несколько лет признали, что его условия не соответствуют требованиям безопасности, и соревнования проводить перестали. В 1996 году трасса была модернизирована на средства сотового оператора А1, после чего поменяла свое название. В 2008 автодром выкупила фирма «Ред Булл» и у него появилось новое имя «Ред Булл Ринг». Во время реконструкции была несколько изменена конфигурация трека, из-за чего снизилась скорость его прохождения. Однако гонки «Формулы-1» здесь в 2014 году возобновились.

Длина круга трассы 4 км 326 м, в последнем варианте конфигурации рекорд прохождения — 1 : 06,228 — был поставлен Льюисом Хэмильтоном в 2016 году. Общая длина маршрута составляет 307 км (71 круг).

С трассой «А1-Ринг» связаны разные истории, одна из них достаточно скандальная. Михаэлю Шумахеру долго не удавалось покорить австрийский этап. И в 2002 году Рубенс Баррикелло пропускает его вперед, делая это по требованию начальства. Так как речь шла о первом месте, это вызвало у всех недовольство и довольно бурную реакцию на поведение команды «Феррари».

Silverstone Circuit (Сильверстоун, Великобритания)

Автодром Сильверстоун принимает «Формулу-1» с 1950 года. В 1943-ем, во время Второй мировой войны, был построен военный аэродром, на основе которого впоследствии открыли автодром. Первое время его использовали для проведения гонок взлетно-посадочные полосы, позднее трек расположился по периметру летного поля. Длина всей гонки — около 308 км, протяженность круга (всего их 52) — 5 км 891 м.

За прошедшие годы трассу несколько раз перестраивали. Серьезная модернизация прошла в 1991 году. Целью ее был более высокий уровень безопасности. Первым победителем на обновленном автодроме стал англичанин Найджел Мэнселл. Следующее обновление трассы произошло уже в нашем веке, закончено в 2011 году.

Средняя скорость здесь превышает 235 км/ч, этап в Великобритании — один из самых скоростных в «Формуле-1». Из-за нескольких резких виражей (всего поворотов 18) и особенностей покрытия резина быстро изнашивается, что приводит к частым пит-стопам. Проблем гонщикам нередко добавляют ливни и ветер, свойственные английской погоде.

Один из самых забавных случаев на этой трассе связан с Михаэлем Шумахером. В 1998 году знаменитый гонщик перед последним кругом, как он считал, заехал в боксы — отбыть наказание, но пересек линию финиша, так как уже промчался всю дистанцию. Однако победу ему засчитали, поскольку предупреждение о штрафных 5 секундах поступило слишком поздно в нарушение правил.

Hungaroring (Будапешт, Венгрия)

Гран-при Венгрии проходит в маленьком городке Модьород, неподалеку от Будапешта, с 1986 года. Небольшая долина определила длину трека — 4 км 381 м. Всего кругов 70, в итоге болиды проезжают 306,5 км. Автодром узкий, медленный, обгонять друг друга пилотам негде. Поэтому решающую роль играет квалификация, не менее важно правильно рассчитать пит-стопы.

В 2003 году трассу перестроили, удлинив прямой отрезок, на который приходятся старт и финиш, а также кардинально переделав первый поворот. Появившаяся в результате шпилька обеспечивает возможность обгона, что делает состязание болидов более интересным. Но даже после всех новшеств обгон может закончиться плачевно, и только прекрасная система безопасности автодрома не дает большинству участников разбиться.

Казалось бы, выиграть гонку, если стартуешь не в первой десятке, на этом треке нереально. Однако были два опровергающих это рекорда. Первый — победа Найджела Мэнселла в 1989 году после старта с 12 места, второй — выигрыш Дженсона Баттона при старте с 14 места в 2006.

Посмотреть «Формулу-1» в Модьороде могут 120 000 болельщиков.

Circuit de Spa-Francorchamps (Спа, Бельгия)

По общему признанию, Бельгийская трасса одна из самых интересных в мире. Делает ее такой серия поворотов, всего их на Спа-Франкоршам 21. Гонщики должны пройти 44 круга по 7,004 км, общая длина состязания составляет чуть более 308 км. Впервые «Формулу-1» бельгийский автодром принял в 1950 году. С тех пор его посетили сотни тысяч болельщиков, каждый раз их ожидают 53 000 зрительских мест.

Скоростная трасса с большими перепадами высоты и поворотами, требующими от пилотов полной концентрации сил и внимания, так как пройти их можно, не снижая скорости. Интересной особенностью гонок в Спа-Франкоршам является то, что ясная погода возле боксов вовсе не обещает сухой трассы на всем ее протяжении: на отдаленных участках в это время может идти дождь, погода в Бельгии переменчива.

Изначально длина трассы была 15 км, использовались общественные дороги. В 1972 году признали, что она не соответствует нормам безопасности. Серьезная реконструкция сократила длину круга до 7 км, но причудливые повороты все равно остались, а высокие скорости сохранились. «Формула-1» вернулась на автодром в 1983 году. Гонка началась с конфуза. Несколько машин вышли из строя, еще не успев стартовать, поэтому сигнал начала гонки дан не был. Однако де Чезарис помчался вперед, видимо, от нетерпения. За ним погнались Прост и Тамбэ, спохватившись только после середины круга и заметив сигналы остановиться. Был повторный старт, гонку сократили на 2 круга. Но она состоялась! Как и прежде, нынешняя трасса Спа-Франкоршам обещает эмоциональные и непредсказуемые соревнования.

Autodromo Nazionale Monza (Монца, Италия)

Длинные прямые и медленные повороты (их всего 11) — одна их старейших в мире гоночных трасс расположена в Италии, возле Монца. Высокие скорости требуют мощного двигателя и низкого аэродинамического сопротивления от машины. При этом многие считают, что нет необходимости в особом мастерстве пилота на гонке в Монце: ни перепадов высоты, ни узких улиц. Зато высокие поребрики на поворотах.

Протяженность круга около 5,793 км, количество кругов 53, общая длина гонки составляет приблизительно 307 км. Максимальная скорость, которой можно достигнуть при прохождении трассы, — примерно 370 км/ч. При разгоне на старте болиды набирают скорость до 350 км/ч, но перед первым же поворотом ее приходится сбрасывать, причем до менее чем 100 км/ч. Это означает большие перегрузки и для машины, и для пилота. Не менее интересны и опасны другие повороты. Изменения в конфигурации трека были связаны с ростом скоростей автомобилей и с необходимостью обеспечения безопасности пилотов и зрителей. В итоге появлялись новые ограждения, шиканы и шпильки, замедляющие автомобили.

На автодроме в Монце не единожды случались катастрофы с гибелью пилотов и даже зрителей. В 1955 году здесь разбился итальянец Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс погиб в 1961, а в 1970 — Йохен Риндт, влетевший в отбойник. Несмотря на это трасса не утратила своей популярности.

Marina Bay Street Circuit (Сингапур)

В Сингапуре гонщиков ожидает еще одна городская трасса «Марина Бей». Гран-при Сингапура начали проводить с 2008 года. Автодром уникален для Азии сразу по двум причинам:

  • он стал первой азиатской трассой, пролегающей по улицам города;
  • гонка проходит в ночное время, полностью при искусственном освещении, чего раньше в «Формуле-1» не случалось.

На круге, длина которого 5,065 км, расположились 23 поворота, что сразу же сделало трассу очень непростой. Длина маршрута более 308 км, это 61 круг. Максимальная ширина трека — 15 м. Если на прямых болиды разгоняются до 300 км/ч, то на некоторых поворотах надо сбросить скорость, сделав ее менее 100 км/ч. Поэтому от машины требуется не только сильный двигатель, но и хорошая тормозная система.

Наибольшее количество побед — четыре — на автодроме «Марина Бей» принадлежит Себастьяну Феттелю. Он же стал автором рекорда круга — 1 : 42,841 в 2015 году.

Обогнать на этой трассе автомобиль соперника сложно, бывают конфигурации треков поинтереснее, но жара, высокий уровень влажности — и перед нами один из тяжелейших маршрутов, постоянно испытывающих выносливость пилотов.

Sepang F1 International Circuit (Селангор, Малайзия)

Еще одна работа Германа Тильке. Гран-при Малайзии — это 56 кругов по 5 км 543 м каждый, общая длина гонки превышает 310 км. На трассе 15 поворотов. Это длинные прямые, на которых набирается высокая скорость, и опять же скоростные повороты. Трасса очень современная, ее минимальная ширина — 16 м, максимум — 22 м. Наверное, лучших условий для обгонов не предоставляет никакой другой трек, а более 60 % гонки пилоты удерживают максимальную скорость. Посмотреть захватывающее состязание болидов в Малайзии могут 130 000 зрителей.

Достаточно непростые погодные условия — жара и высокая влажность — обуславливают особые требования к двигателю. Кроме того, характер покрытия способствует быстрому износу резины и, соответственно, частым пит-стопам, число которых доходит до трех за гонку.

Возможность обгонять друг друга сыграла плохую шутку с Михаэлем Шумахером и Хуаном-Пабло Монтойей в 2002 году. Никто не хотел уступать — ни секунды, ни миллиметра — в итоге машины столкнулись, оба потеряли время, а Монтойя был наказан судьями, ему пришлось проехать через боксы. Выиграл тогда гонку Ральф Шумахер.

Suzuka Circuit (Судзука, Япония)

Сложная трасса, рассчитанная на высокие скорости и дающая хорошие возможности для обгонов, выстроена в форме цифры 8. Двигаться по ней можно сразу в двух направлениях — по часовой стрелке и против. Проект этого автодрома разработал Джон Хугенхольц, причем не для проведения «Формулы-1», а для тестовых пробегов компании «Хонда». Открытие трека — 1961 год. Гран-при Японии на трассе Судзука проводится с 1987 года.

Популярность трассы у зрителей обеспечивают хороший обзор, обгоны и соревнования, проходящие в дождь, что всегда добавляет остроты. За историю своего существования конфигурацию трасса меняла 4 раза, но незначительно, все свои уникальные особенности она сохранила. Длина круга — 5,807 км, всего кругов 53. Поворотов 18, и некоторые из них очень опасные. Рекорд круга установил в текущей конфигурации Кими Райкконен, а больше всех побед завоевал Михаэль Шумахер — он 6 раз финишировал первым.

Одно из самых трудных мест трассы — поворот 130R с радиусом 130 градусов. Проходить его надо на максимальной скорости, стараясь не снижать ее. Но даже у прекрасных пилотов бывают ошибки. Лукас ди Грасси однажды разбил на этом повороте машину, даже не успев начать гонку (2010 год).

Circuit of the Americas (Остин, США)

«Трасса Америк» дебютировала в «Формуле-1» совсем недавно, в 2012 году. Выиграл Гран-при США тогда Льюис Хэмильтон. Единственный в Америке автодром, спроектированный специально для проведения этапов «Королевской гонки» (автор проекта Герман Тильке), его вместимость — около 100 000 зрителей.

Трек похож по форме на вытянутый треугольник, на котором расположились повороты (всего их 20), длина одного круга составляет 5 км 513 м, гонщикам надо преодолеть 56 кругов, это чуть больше 308 км. Интересная особенность трассы — расширение на поворотах, что дает больше вариантов пилотам, в том числе для обгонов. Максимальная скорость автодрома — 315 км/ч.

При строительстве использовали природный ландшафт, трасса вписана в него очень естественно. Благодаря этому у каждого ее отрезка свои требования к гонщикам и автомобилям. Необходимы высокая концентрация внимания, точность пилотирования, мощный двигатель, хорошая система торможения и идеальная сбалансированность болида. Сам Тильке отметил, что из всех спроектированных им автодромов «Трасса Америк» наиболее сложная для пилотов. Алекс Вурц сравнил ее с «Американскими горками», так как она то поднимается на холм, то сбегает с него.

Из пяти Гран-при США, прошедших на этом автодроме, четыре выиграл Льюис Хэмильтон.

Rodríguez Brothers Racetrack (Мехико, Мексика)

Автодром носит имя братьев Родригес, Рикардо и Педро, самых известных мексиканских пилотов «Формулы-1». Оба разбились: один в 1962, другой в 1971 году. Трасса построена в 1962 году, «Формула-1» дебютировала на ней в 1963.

Гоночный маршрут считается сложным не только из-за своей конфигурации с опасными поворотами, но и из-за расположения. Трасса находится в районе геологической активности на высоте 2285 м над уровнем моря. Разреженный воздух значительно уменьшает мощность двигателей автомобилей, сама трасса весьма неровная.

Длина круга автодрома имени братьев Родригес — 4 км 421 м, на каждом из них 14 поворотов. Общая протяженность гонки 305 км.

В 1962 году на трассе состоялась внезачетная гонка, в которой приняли участие многие звезды «Формулы-1». Не сумев преодолеть поворот Перальтаде, Рикардо Родригес погиб еще во время квалификации, врезавшись в ограждение. Выиграл ту гонку Джим Кларк. Его дисквалифицировали, но он занял автомобиль Тревора Тейлора, своего напарника, и пришел к финишу первым.

Autodromo Interlagos (Сан-Паулу, Бразилия)

«Автодром им. Жозе Карлуса Пасе» («Интерлагос») способен вместить до 120 000 человек, которым будет доступно интереснейшее зрелище. Прямые участки трассы рассчитаны на огромные скорости, а вот повороты очень медленные. Длина одного круга — 4 км 309 м, всего их в дистанции гонки 71, что составляет почти 306 км. Максимальная скорость достигает 340 км/ч. Рекорд круга в действующей конфигурации поставил Хуан Пабло Монтойя — 1 : 11,473.

«Формула-1» дебютировала на автодроме в 1973 году, но из-за недостатков системы безопасности, устаревшего покрытия в 1980-ом от проведения «Королевской гонки» на нем отказались. Долгое время власти Сан-Паулу не хотели реконструировать аэродром. Но… этот город — родина Айртона Сенны, а у Рио-де-Жанейро на исходе были финансовые возможности (Гран-при Бразилии после отказа от «Интерлагоса» проходили именно там). Средства на реконструкцию исторического автодрома нашли, и в 1990 году он снова был включен в календарь чемпионата.

Скоростная трасса по-прежнему остается очень опасной. С ней связаны многие аварии, исход которых был смертельным для пилотов. Однако регулярно происходят просто забавные случайности, которые запоминаются надолго своей несуразностью и безобидностью. Так, в 2014 году Филипе Масса заехал к чужим механикам во время пит-стопа, и ребята из McLaren показали ему, куда нужно было двигаться.

Yas Marina Circuit (Абу-Даби, ОАЭ)

Автором проекта автодрома «Яс Марина» на искусственном острове стал Герман Тильке. Идея заключалась в создании аналога трассы в Монако. 21 поворот, движение против часовой стрелки, что встречается нечасто, делают «Яс Марина» далеко не самой простой для прохождения трассой. Трибуны вмещают 50 000 болельщиков.

Автодром используется для проведения Гран-при Абу-Даби с 2009 года. 55 кругов по 5 км 554 м составляют общую длину гонки в немногим больше 305 км. Максимальная скорость трассы — 317 км/ч. Самое большое число побед на ней досталось Себастьяну Феттелю, он становился победителем этого этапа трижды. Рекорд круга принадлежит Льюису Хэмильтону и составляет 1 : 38,434 (2011 год).

Самый интересный случай с автодромом «Яс Марина» произошел еще во время строительства. Протяженность трассы должна была составить 5555 м, ведь на Востоке число 5 считается счастливым. Однако, когда трек сдали, выяснилось, что один метр… потерялся.

Страна Италия Полное название Scuderia Ferrari Прозвища Красная конюшня, жеребцы Год основания 1950 Официальный сайт http://formula1.ferrari.com/ Основные цвета красный Модель болида SF70H Двигатель Ferrari 062 Владелец Арривабене Маурицио Руководитель Арривабене Маурицио Технический директор Бинотто Маттиа

Статистика

Сезон Очки Место Гонок
2018 571 2 42
2017 522 2 40
2015 428 2 38
2013 354 3 38
2016 398 3 42
2014 216 4 38
2020 74 6 20
2012 400 2 40
2019 504 2 42

История

«Феррари» – самая титулованная команда в Формуле-1. На счету итальянской конюшни шестнадцать побед в кубке конструкторов, а её пилоты пятнадцать раз становились чемпионами мира.
Сама конюшня «Феррари» была основана Энцо Феррари ещё в 1929 году, который стал одним из первопроходцев в строительстве гоночных автомобилей. «Феррари» дебютировала в первом чемпионате Формулы-1 в 1950 году, правда не на дебютном гран-при Великобритании, а на второй гонке сезона в Монако. Пилот «Скудерии» Альберто Аскари занял второе место, проиграв победителю Хуану-Мануэлю Фанхио один круг. Аскари пришлось подождать два года, чтобы стать чемпионом мира.
Свой первый кубок конструкторов «Феррари» удалось завоевать в 1961 году. Причем борьба за звание чемпиона развернулась как раз между двумя гонщиками итальянской команды : Филом Хиллом и Вольфгангом фон Трипсом. В самом конце сезона во время гран-при Италии случилось страшное – фон Трипс погиб в аварии. Чемпионом в том сезоне стал Хилл. Через три года «Феррари» удалось повторить золотой дубль, тогда чемпионом стал Джон Сертис.
После этого «Феррари» несколько ушёл в тень, и только с приходом молодого менеджера Луки ди Монтедземоло «жеребцам» удалось выйти из кризиса. Первым звёздным сезоном стал сезон 1975 года, когда Ники Лауда стал чемпионом, одержав восемь побед, а «Феррари» завоёвывает долгожданный кубок конструкторов. В 1976 году Лауда должен был стать чемпионом, но попал в страшную аварию на «Нюрбургринге», когда он около минуты находился в пылающем болиде. Несмотря на серьёзные ожоги, Ники вернулся в гонки и до последнего сражался за звание чемпиона, но уступил это звание Джеймсу Ханту в последнем гран-при сезона.
По-настоящему золотые годы «Феррари» начались с приходом в команду Михаэля Шумахера. Его тандем с Рубенсом Баррикелло долгие годы первенствовал в Формуле-1. В период с 1999 года по 2004 «Феррари» неизменно выигрывал Кубок Конструкторов, и только в 1999 Михаэль Шумахер не стал чемпионом, исправив эту ошибку уже в 2000.
С уходом Михаэля Шумахера «Феррари» впал в некий ступор, который продолжался до 2007 года, когда Кими Райкконен в драматичнейшем финальном гран-при сезона сумел вырвать чемпионское звание, подарив заодно «Феррари» и кубок конструкторов. Этот кубок достался конюшне из Маранелло и в следующем году, однако Фелипе Масса не стал чемпионом из-за обгона Льюиса Хэмильтона Тимо Глока в одном из последних поворотов гран-при Бразилии. В 2012 году Фернандо Алонсо был невероятно близок к чемпионству, но, в итоге, уступил Себастьяну Феттелю всего три очка.
В 2013 году Фернандо повторил успех вице-чемпиона, в то время как Феттель досрочно стал чемпионом в четвёртый раз, оставив испанца по очкам далеко позади — 397 против 242 у Алонсо. «Феррари «заняла третье место в Кубке конструкторов. В конце сезона стало известно, что Фелипе Масса покинет Феррари, уйдя в «Уильямс», а на его место в команду вернулся Кими Райкконен.
Вопреки ожиданиям сезон 2014 года оказался для Скудерии провальным. Обновленный состав гонщиков не выиграл ни одной гонки. Руководство команды досрочно прекратило контракт с Алонсо, который истекал только в 2016 году, и подписало контракт с 4-кратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем. По ходу сезона команду покинул Стефафано Доменикалли, а 10 сентября 2014 года Лука де Монтеземоло объявил о своей отставке с поста президента «Феррари».
К началу сезона 2015 в «Феррари» сменилось практически всё руководство. На тестовых заездах было объявлено, что в команду вернулся Рори Бирн. Тот самый Рори Бирн, который вместе с Жаном Тодтом, Россом Брауном и Михаэлем Шумахером творили одну из самых ярких страниц в истории Скудерии Феррари в Формуле 1. Дела команды пошли на поправку, но всё же на равных конкурировать с «Мерседесами» не получалось. Себастьян Феттель делал всё что мог, но сумел выиграть лишь 3 гонки в чемпионате. Практически до самого конца сезона он боролся за второе место в чемпионате пилотов, однако сход на гран-при Мексики поставил крест на этих перспективах. Тем не менее, команда более чем уверенно финишировала на втором месте в Кубке конструкторов, опередив «Уильямс» и «Ред Булл».
В 2016 году «Феррари» серьёзно разочаровала своих поклонников. Ожидалось, что команда постарается прервать гегемонию «Мерседес» в чемпионате, но в итоге «красная конюшня» проиграла не только немецкой команде, но и «Ред Булл», оставшись лишь на третьем месте в Кубке конструкторов.
Но в 2017 году «Феррари» планирует прорваться на вершину, возлагая надежды на новый технический регламент. На предсезонных тестах в Барселоне машины «Феррари» выглядели очень быстрыми. Себастьян Феттель надеется побороться за чемпионский титул в чемпионате пилотов, а Кими Райкконен может помочь команде победить в Кубке конструкторов.

Награды и достижения

Это будет феноменальный год.

13 марта «Формула-1» впервые покажет новые болиды на официальной сессии – их выкатят на трек в рамках первых тренировок на Гран-при Австралии. А уже 15-го откроется новый сезон – 70-й по счету в истории серии.

И новый чемпионат обречен запомниться навсегда: просто в 2021-м «Формуле-1» предстоят радикальные перемены в регламенте. Современные машины (быстрейшие в истории) вместе с безлимитными тратами на них останутся в прошлом, а серия шагнет в будущее вместе с новыми грандиозными правилами.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Но старые болиды и порядки не уйдут просто так: судя по всему, напоследок они заберут с собой сразу 34 всевозможных рекорда. И здесь мы рассмотрели их все.

18 лучших времен трасс

В 2019-м сезон стартовал с важного изменения регламента: Международная автомобильная федерация вместе с «Формулой-1» предписала упростить передние антикрылья для решения проблемы турбулентного воздуха, мешающего обгонам. Теоретически конструктивные изменения должны были снизить прижимную силу и тем самым замедлить машины в поворотах и по общему времени на круге – но вместо этого команды побили 14 рекордов трасс в календаре из 21 гонки.

В 2020-м никаких изменений в аэродинамическом обвесе нет: на болиды лишь добавился лишний килограмм топливных датчиков. В итоге инженеры получили шанс спокойно развивать технику и дальше – и довести ее практически до совершенства: новые машины генерируют рекордное количество прижимной силы и выдают в поворотах невиданную доселе скорость. Сразу два виража на трассе в Барселоне (где проходили тесты) впервые в истории проезжали с полным газом, а большинство зон торможения сократилось в разы по сравнению даже с 2016-м – теперь пилоты сбрасывают скорость как никогда поздно.

Секундомер тоже выдает очевидный прогресс: Валттери Боттас установил лучшее время испытаний с результатом в 1.15,732 – всего в 0,3 секунды от лучшего времени квалификации 2019-го. Причем финн явно не атаковал на полную: технические эксперты уже рассчитали, что как минимум новый «Мерседес» способен проехать испанский трек быстрее психологического порога в 75 секунд.

Пилоты тоже с энтузиазмом воспринимают скорость болидов.

«В последние пару лет наши машины одни быстрейших за всю историю чемпионата, если не быстрейшие вообще, – рассказал после тестов Даниил Квят. – А в этом году они еще быстрее. Ощущения от пилотирования в быстрых поворотах просто невероятные, от торможений – тоже. Думаю, круто будет потом говорить, что я пилотировал эти машины».

«Скорость машин действительно впечатляет, – поделился после первого же дня тестов новичок «Рено» Эстебан Окон. – Я еще никогда не проходил повороты с такой скоростью. А ведь по ходу года машины станут еще быстрее! В предстоящем сезоне мы побьем все рекорды кругов».

В календаре на 2020-й изначально стояли 21 Гран-при – заезд в Китае уже выбыл из-за коронавируса, а гонки во Вьетнаме и Нидерландах пройдут впервые (конечно, в Зандворте они уже были, но под «Ф-1» сделали новый трек – так что сравнивать с предыдущими достижениями было бы неправильно). Следовательно, у пилотов осталось 18 мест для вписывания своего имени в историю – можно начать уже в Австралии 14 марта..

И судя по новому вектору развития из 2021-го, скорость машин не вернется до нынешнего уровня как минимум десятилетие. Рекорды трасс, установленные в 2020-м останутся на страницах википедии надолго.

Быстрейший круг в истории «Формулы-1»

В 2018-м весь гоночный мир потряс феноменальное достижение 38-летнего Кими Райкконена: финн пролетел круг по Монце за 1.19,119 и стал самым быстрым в истории «Ф-1» по средней скорости (263,587 км/ч), перебив достижение Хуана-Пабло Монтойи 2004 года.

Райкконен проехал самый быстрый круг в истории «Формулы-1». И растрогал жену до слез

В 2019-м ракета «Феррари» имела все шансы еще раз обновить рекорд, обеспечив место в истории Себастьяну Феттелю или Шарлю Леклеру, но квалификацию сломал эффект слипстрима. Он появляется, когда болид следует в воздушной подушке другой машины и в Италии может достигать 0,5-0,6 секунды выигрыша с круга.

Эффект, который сломал квалификацию в «Формуле-1». Он дает машинам слишком большое преимущество

И в 2019-м ни одна команда не захотела бороться в решающей попытке третьего сегмента без него, превратив квалификацию в фарс.

It was a crazy end to qualifying…#ItalianGP 🇮🇹 #F1 pic.twitter.com/tF93FfXT2c

— Formula 1 (@F1) 7 сентября 2019 г.

Только поэтому «Формула-1» осталась без нового рекорда. Если в 2020-м стратеги подойдут к вопросу с более хитрым подходом – достижение Кими гарантированно побьют.

Старты и завершенные Гран-при

Однако Райкконен точно не останется совсем без рекордов: он близок к установлению лучшего достижения среди долгожителей в Гран-при.

В данный момент гонщиком с самым обширным портфолио стартов является Рубенс Баррикелло – бывший напарник Михаэля Шумахера с 1993-го по 2011-й выступил в 322 заездах «Ф-1». Его рекорд держался девять лет – но сейчас у Айсмена 312 стартов в Гран-при и целый сезон с 20 гонками. Поднятие планки выглядит неизбежным – вот только в мире бушует эпидемия коронавируса, уже снявшая заезд в Китае из расписания. На данный момент теоретически Райкконен превзойдет Баррикелло 19 июля в Великобритании, но если ситуация с болезнями ухудшится и вызовет новые отмены, то переписывание рекорда отложится на конец сезона. Сдержать Кими может только вылет сразу половины Гран-при – кто бы мог подумать об этом в 2009-м в момент ухода финна из «Формулы-1»?

Также №7 вот-вот отнимет еще один ветеранский рекорд: на данный момент лучшим по количеству финишей является Фернандо Алонсо с 245 завершенными гонками. У Райкконена 244 – он выйдет на первое место уже в Бахрейне к концу марта. По классификациям в итоговом протоколе ситуация примерно такая же: у Алонсо 254, а у Кими 251 – 3 мая финн отнимет и этот рекорд. Причем Льюису Хэмилтону потребуется как минимум два сезона на преследование Райкконена в этой сфере – и только в случае завершения карьеры финна после 2020-го.

Самый молодой чемпион мира

В последние сезоны Себастьян Феттель чаще предстает в роли посмешища, чем рекордсмена – однако именно немец удерживает рекорд юности среди завоевавших титул пилотов. В 2010-м на момент победы в общем зачете №5 было всего 23 года и 134 дня.

И в 2020-м уходит последний шанс для современной волны молодых пилотов на переписывание достижения Себа: Шарлю Леклеру и Максу Ферстаппену (которого, кстати, готовили к роли самого молодого чемпиона чуть ли не с 2016-го) сейчас по 22 года. На момент возможного завоевания титула в конце сезона обоим уже теоретически исполнится 23 – но оба еще будут моложе Феттеля-рекордсмена.

В 2021-м фокус уже не прокатит: даже несмотря на смену регламента трудно представить, чтобы кто-то вроде Ландо Норриса из «Макларена» всерьез зарубился бы за титул. У Джорджа Расселла тоже нет шансов: даже в случае перехода в «Мерседес» Себу повезло родиться летом, а не в феврале. Теоретически шанс останется лишь у Ланса Стролла, но…

Так что побить рекорд Феттеля можно только в 2020-м. Могут ли Леклер и Ферстаппен это сделать? По чистому уровню пилотажа – вполне: №33 уже второй сезон подряд считается одним из лучших (если не лучшим) гонщиков «Ф-1», а №16 в дебютный год гонял не хуже Себа, выиграл 2 гонки и семь поулов и побил напарника по очкам. Они оба готовы.

Уровень техники же пока не позволяет сделать достаточно точный прогноз: «Феррари» на тестах и близко не показала реальной силы, но босс Скудерии Маттиа Бинотто разослал по команде внутреннее письмо с заявлением об отсутствии шансов на победу в первых Гран-при. «Ред Булл» же после первых заездов по Барселоне объявил о намерении побороться за победу в Австралии – похоже, Макс все-таки впервые в карьере реально приблизился к новому рекорду.

Победы в Гран-при и еще три рекорда Шумахера

Льюис Хэмилтон уже не первый год собирает всевозможные достижения Шумахера, Сенны и прочих легенд автоспорта.

Хэмилтон в погоне за рекордами Шумахера

Только в 2020-м №44 грозит сравняться с Михаэлем по чемпионским титулам и побить легендарного немца по победам, подиумам, вторым местам, поулам в одном Гран-при и подиумам за одну команду.

Рекорд Шумахера по выигранным Гран-при (91) казался вечным еще 6-7 лет назад – тогда у Хэмилтона было всего 22 победы, а Феттель после периода мегадоминирования даже не вошел в топ-3 (у него было 39). Турбоэра принесла Льюису 62 первых места – только их хватило бы для превращения в №2 рейтинга самых побеждающих пилотов всех времен. Теперь лидер «Мерседеса» уступает Шумахеру всего 7 выигранных гонок – при этом за последние 6 лет №44 становился первым в среднем в 10 Гран-при за сезон. Льюису достаточно выдать еще один такой сезон, чтобы опрокинуть рекорд.

С рекордом по подиумам все будет еще проще: у Михаэля их сейчас 155, в то время как Хэмилтон уже 151 раз финишировал в топ-3. Если с рекордом по победам еще может не сложиться из-за уровня конкурентов, то с подиумами точно будет проще. «Мерседес» сейчас безумно хорош – у достижения Шумахера нет просто ни единого шанса. Все-таки в карьере №44 вообще не было сезонов, в которых он бы поднимался на подиум меньше пяти раз.

Кстати, если Льюис очень постарается, то сможет даже побить сразу два подиумных рекорда за раз. В данный момент Красный барон лидирует по числу вторых мест – у него их скопилось аж 43 штуки. Хэмилтон же финишировал сразу за победителем 39 раз – правда, шестикратный с 2015-го не выбирал больше четырех «серебряных» кубков за сезон. Но все может измениться, если Боттас, Леклер или Ферстаппен включатся в рубку за титул по-настоящему.

Также Хэмилтон на грани отъема еще одного достижения у Шумахера: Михаэль 116 раз поднимался на подиумы в красном комбинезоне с черным жеребцом, а №44 102 раза закончил Гран-при в тройке лучших в серебряном. До рекорда Красного барона вроде бы далеко – целых 15 подиумов, но в новом сезоне запланирован 21 заезд, а Хэмилтон с 2014-го в среднем 16 раз за год получал кубки хотя бы за третьи места. Шестикратному достаточно сохранить былую результативную форму, чтобы и здесь вскорости оказаться сильнейшим.

Причем Льюис может стартовать с укатывания очередного рекорда Михаэля уже 14 марта: завоевание поула в Мельбурне станет для него уже девятой победой в квалификации в Австралии. Пока еще никто не выбирался за пределы восьми поулов на одном Гран-при: Шумахер 8 раз выносил всех в Японии, а Сенна – иронично – на Имоле (там он и разбился насмерть).

Гонки с набранными очками и завершенные круги

На рекорды Красного барона претендует не только Хэмилтон: Кими Райкконен тоже может отобрать у Михаэля еще одно достижение. Сейчас бывший мессия «Феррари» лидирует по количеству финишей в очковой зоне – у семикратного их 221. Ближайший преследователь – как раз чемпион 2007 года: Айсмен уже 213 раз пополнял лицевой счет команды. Улучшение рекорда Шумахера выглядит вполне достижимым – если машина позволит бороться с «Макларенами», «Рейсинг Пойнт» и «Рено» за топ-10.

Вот только главная проблема даже не в скорости «Альфа Ромео», а в конкуренте: те же 213 финишей в очках есть и у Хэмилтона. И в первой половине сезона Кими по сути зарубится с Льюисом за право первым побить рекорд легендарного немца – понятно, что к концу года №44 окажется впереди, но почетное звание победителя Шумахера от этого менее престижным не станет.

Но если у №7 не выйдет обставить Хэмилтона по финишам в очках, то Айсмен может удовлетвориться другим рекордом Красного Барона. Сейчас именно семикратный находится на первом месте по преодоленным кругам (16825) перед Фернандо Алонсо (16778) и Рубенсом Барикелло (16631). Райкконен совсем близко – он за карьеру проехал уже 16551 круг. От сдвига легендарного немца на второй план Кими отделяет всего 275 кругов – 10 мая на Гран-при Испании (если без новых отмен гонок и без сходов) финн должен взять планку наката. Главное – уворачиваться от таранов конкурентов.

И здесь уже Хэмилтону потребуется еще много сезонов для достижения нужного для рекорда числа кругов – а ведь Льюису уже 35 лет.

Кубки конструкторов, завоеванные подряд

После эпичного разноса конкурентов в 2019-м «Мерседес» сравнялся с «Феррари» Шумахера по длине доминирующей эпохи: у обоих команд теперь по 6 трофеев подряд (Скудерия – с 1999 по 2004-й, «Мерседес» – с 2014 по 2019-й). И теперь у коллектива, построенного сперва Михаэлем и Россом Брауном, а потом Ники Лаудой и Тото Вольффом теперь есть шанс стать самой успешной организацией в истории «Формулы-1». Для этого ребятам из Бракли и Бриксоурта даже необязательно делать Хэмилтона семикратным – достаточно вновь сохранить первенство в Кубке конструкторов.

Более того, новая победа среди команд сделает «Мерседес» еще и самым успешным поставщиком моторов в истории – до этого шесть раз подряд с пилотами выигрывали титулы только в «Феррари» и в «Форде-Косуорте» (с 1968-го по 1974-й).

Может ли команда Вольффа и Хэмилтона добиться седьмого Кубка? Вполне: новый W11 выглядит самым сбалансированным в пелотоне с точки зрения и скорости на прямых, и темпа в поворотах, а оба пилота все еще держат высочайший уровень и редко допускают результативные ошибки. Победить «Мерседес» может только низкая надежность их же моторов (шесть отказов на предсезонных тестах) – но и даже постоянные поломки не гарантируют конкурентам победу с учетом неясного уровня Алекса Албона в «Ред Булл» и постоянных ошибок в стратегии и цирка с командной субординацией у «Феррари».

Похоже, уж в Кубке конструкторов чемпионов точно никто не остановит.

Большие шлемы и лидирование от старта до финиша

Один из самых сложных рекордов в «Формуле-1» – для него надо собрать поул, быстрейший круг и пролидировать от старта до финиша. Удивительно, но ни доминирование «Макларена» в 80-х, ни уничтожение всех подряд от эпичной «Феррари» в 2000-х, ни современный «Мерседес» оказались бессильны против гения их 60-х – двукратный чемпион мира Джим Кларк до сих пор удерживает первое место с восьмеркой Больших шлемов. У Сенны их всего четыре, у Шумахера – пять.

Однако Льюис Хэмилтон завершил 2019-й новым Большим шлемом на Гран-при Абу-Даби и превзошел Михаэля – теперь у шестикратного их шесть. Он стал №2 в истории и подобрался к Кларку ближе, чем кто-либо в истории – достаточно еще трех великих заездов для обновления самого вечного рекорда чемпионата (ему уже 52 года, между прочим!).

Всего же в карьере Хэмилтона 19 Гран-при с лидированием от старта до финиша – в точности, как и у рекордсмена Сенны. Если уж с Большими шлемами не сложится, то достижение Волшебника Льюис точно должен побить.

Быстрейший пит-стоп

В 2019-м «Формула-1» поразила всех прокачкой пит-стопов: 8 раз команды обслуживали машины быстрее двух секунд, а рекорд скорости замены шин обновляли сразу трижды!

В «Формуле-1» трижды за год побили рекорд пит-стопа руками одной команды. Чемпионы отстали на 0,3 секунды

Сейчас лучшее время принадлежит «Ред Булл» – болид Макса Ферстаппена выпустили на трассу спустя всего 1,82 секунды.

— Formula 1 (@F1) 22 декабря 2019 г.

В 2020-м правила остановок в боксах не поменялись: команды отказались от новых покрышек, масса колес осталась прежней, оборудование для смены резины тоже не изменилось. Можно ожидать новых рекордов – и они, скорее всего, сохранятся в истории надолго, если не навечно.

Все опять из-за нового регламента в 2021-м: «Формула-1» перейдет на более тяжелые 18-дюймовые колеса, а аппаратура для пит-стопов станет стандартизированной для всех команд. Механикам придется тренироваться еще больше, и ни одна бригада не сможет вырваться вперед за счет инноваций в разработке домкратов или шуруповертов. В прошлый раз после смены массы колес на обновление рекорда ушло три года – но теперь, похоже, командам будет намного тяжелее искать новшества в условиях потолка бюджетов и постоянного сокращения расходов.

Так что именно в 2020-м мы, скорее всего, увидим самые быстрые пит-стопы в истории «Формулы-1» – и участники чемпионата уже продвигают старт сезона с помощью этой же мысли. К примеру, рекордсмены из «Ред Булл» – с видеоанонсом о тренировках механиков.

И да, потому моргать во время остановок в боксах – не лучшая идея. Еще все пропустите.

Самая посещаемая гонка в истории

В среде олдскульных фанатов «Формулы-1» принято за истину мнение, будто в 80-х и 90-х гонки были интереснее и популярнее: за ними следили больше человек, а каждое событие на треке становилось новостью мирового масштаба. Однако реальность приберегла для них огромный сюрприз: в 2019-м Гран-при Великобритании побил рекорд посещаемости гоночного уик-энда всех времен, собрав 351 тысячу зрителей за три дня и 141 тысячу – в день главного заезда (тоже рекорд, кстати).

Пока в мире бушует эпидемия карантинов из-за коронавируса, возможность обновления достижения кажется минимальной, но все-таки в ее пользу говорит множество объективных факторов. Во-первых, разгул болезни в мире по оценке главы комиссии госкомитета Китая по здравоохранению Чжун Наньшаня утихнет уже в июне, а заезд в Сильверстоуне запланирован на 19 июля. Во-вторых жители острова точно захотят поддержать рвущегося к седьмому титулу Хэмилтона – а фактор Брексита еще не успеет сдержать наплыв посетителей из Европы. Без форс-мажорных обстоятельств Льюиса на родине однозначно встретит рекордная толпа – и «Формуле-1» позавидуют даже сверхпопулярные американские «Инди-500» и «Дайтона-500».

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

1964

Джон Сертиз, Ferrari 158, Джим Кларк, Lotus 33 Climax, и Дэн Герни, Brabham BT7 на Гран При Германии-1964

Фото: Дэвид Фиппс

Александр Кабановский, ответственный редактор Motorsport.com: Современные болельщики Формулы 1 избалованы информацией. Им в мельчайших подробностях известны детали гонок и биографии пилотов, а при умелом использовании интернета можно быть в курсе последних сплетен из паддока и узнавать важнейшие новости задолго до их официального объявления. В сравнении с этим великолепием старые гонки кажутся блеклыми – особенно те, от которых остались лишь несколько черно-белых фотографий и пара сухих абзацев в редких отчетах.

Разумеется, такое впечатление обманчиво. История спорта богата множеством невероятных историй, которые можно отыскать практически в каждом сезоне. И среди них есть такие, которые дадут серьезную фору большинству нынешних баек. Чтобы убедиться в этом, давайте вспомним события 1964 года.

Это был романтический период в истории Ф1, когда едва ли не каждый год происходили подлинные революции в технике, а тон на трассах задавали британские пилоты и команды, которым по мере сил противостояла Ferrari.

Чтобы сдержать рост скоростей, в начале шестидесятых спорт перешел на 1,5-литровые моторы. В результате машины стали миниатюрными и обтекаемыми, получив прозвище «сигар на колесах». Благодаря Колину Чепмену в Формуле 1 уже появился кузов-монокок, но до дебюта антикрыльев и сликов оставалось еще несколько сезонов.

В сезоне-64 за титул сражались три пилота: три британца из трех разных команд. Джим Кларк, ставший сильнейшим годом ранее, отлично начал, выиграв несколько первых гонок на Lotus 25. Но затем команда перешла на более новую модель 33 и шотландец стал терять очки из-за ее «детских болезней». Лидер Ferrari Джон Сертиз мог рассчитывать на мощь мотора V8, а козырем Грэма Хилла была надежность BRM. Возможно, его машина была и не самой быстрой, но позволяла стабильно добиваться хороших результатов.

На финал чемпионата в Мексику Хилл приехал с 39 очками, у Сертиза было 34, у Кларка – 30. Джим, которого устраивала только победа, с самого начала уик-энда демонстрировал потрясающий темп. Он на секунду опередил всех в квалификации, а со старта гонки лишь наращивал отрыв.

Сертиз из-за перебоев с зажиганием откатился поначалу во второй десяток, а Хилл спокойно удерживал третье место, которое гарантировало ему общую победу. Однако Ferrari не готова была смириться с поражением, и ее молодой пилот Лоренцо Бандини начал активно наседать на Грэма, в итоге спровоцировав аварию и долгий ремонт в боксах BRM.

Тем временем Кларк мчался к победе и титулу. За несколько кругов до финиша в моторе его машины стало заканчиваться масло. Джим лидером отправился на финальный круг: судьбу всего сезона должны были решить две следующие минуты. Шотландцу не повезло – двигатель все же заклинило, когда до клетчатого флага было рукой подать. С мостика Ferrari стали отчаянно сигнализировать Бандини, и на выходе из финального поворота тот резко замедлился, пропустив Сертиза на второе место.

Этого хватило, чтобы именно пилот Ferrari стал чемпионом мира 1964 года. Несложно представить, что творилось бы в социальных сетях после такой концовки в наши дни. А полвека назад Грэм Хилл просто отправил Лоренцо Бандини в качестве подарка к Рождеству книжку «Основы управления автомобилем и безопасной езды».

1976

Гран При Японии 1976 года, финальная гонка чемпионата

Фото: LAT Images

Антон Погорельский, шеф-редактор Motorsport.com: На мой взгляд, лучший сезон – тот, что способен создать новых болельщиков. И вдохновить Голливуд на съемки фильма. Обоим критериям в полной мере удовлетворяет чемпионат 1976 года.

О противостоянии Ханта и Лауды в том сезоне сняли фильм «Гонка»: тот самый случай, когда поход в кино стимулирует зрителей больше узнать о Формуле 1. После просмотра этого фильма несколько моих знакомых, далеких от автоспорта, начали интересоваться гонками.

Кинематографичность сюжета – прямое следствие того, каким получился сезон-76. Яркие гонки с красивой борьбой. Авария Ники Лауды, которая перевернула с ног на голову расклады в чемпионате. Неожиданное восхождение темной лошадки Джеймса Ханта. Исключительная упертость и целеустремленность Лауды.

Возвращение в гонки как преодоление себя и физических возможностей. Формула 1 как лучшее место в мире: предел мечтаний для каждого, кто причастен.

И, конечно, два харизматичных героя. Протагонисты, которым сопереживаешь одновременно – или выбираешь сторону и яростно поддерживаешь одного из них. Хант или Лауда? Драматичная развязка оказалась достойной такого сезона. Если вы еще не видели фильм и ничего не знаете о чемпионате мира 1976 года, я не буду портить вам праздник – спойлеров не будет. Просто поверьте: это был удивительный сезон.

1982

Старт Гран При США-Запад 1982 года

Фото: LAT Images

Сергей Беднарук, комментатор «Моторспорт.ТВ»: В начале периода самоизоляции я воспользовался бесплатным периодом доступа к архиву F1 TV и посмотрел все гонки сезона-1982. Тот чемпионат вошел в историю, прежде всего, «гражданской войной» пилотов Ferrari в Имоле. За ней последовала гибель Жиля Вильнева в Зольдере и две крупных аварии с участием бывшего напарника Вильнёва Дидье Пирони.

Сначала француз стал участником трагического столкновения с Риккардо Палетти на старте гонки в Монреале, а затем сам получил серьезные травмы в Хоккенхайме. Последняя авария не только лишила Дидье и Скудерию титула в том сезоне, но и поставила крест на дальнейшей карьере Пирони в Больших Призах.

В 1982-м Формула 1 под влиянием захватившего власть Берни Экклстоуна начала превращаться в коммерческую серию. Возможно, это вообще был последний сезон по-настоящему романтической эпохи гонок Гран При. Отважные гонщики за рулем опасно быстрых машин на классических трассах выжимали из себя все соки и действительно рисковали своими жизнями.

Инженеры могли экспериментировать с самыми разными решениями – одновременно на старт выходили автомобили с атмосферными и турбированными моторами, применялись различные подходы в области аэродинамики.

А еще это был очень разнообразный сезон. Достаточно взглянуть на статистику: 11 разных победителей из семи команд и 18 призеров гонок из девяти коллективов. Возвращение в Формулу 1 Ники Лауды, тут же устроившего забастовку пилотов на стартовом этапе в Кьялами, знаменитая победа напарника австрийца по McLaren Джона Уотсона с 17-й стартовой позиции на улицах Лонг-Бич.

Невероятная концовка Гран При Монако, где до финиша дотянули всего три машины, а организаторы долго соображали, кого же из пилотов отправлять на награждение в княжескую ложу. Не прошедший квалификацию в Детройте и выигравший следующий этап в Монреале действующий чемпион мира Нельсон Пике, который еще изобразил подобие приемов кунг-фу с выбившим его круговым Элисио Салазаром в Хоккенхайме.

Дебютный успех Элио де Анжелиса с преимуществом в 0,05 секунды в Шпильберге. Внедрение командой Brabham по ходу сезона дозаправок на пит-стопах. Наконец, неожиданный чемпион Кеке Росберг, который за весь сезон лишь раз побывал на вершине подиума – и это совсем не полный перечень эпизодов удивительного сезона-1982.

1994

Старт Гран При Австралии-1994

Фото: LAT Images

Кирилл Качнов, главный редактор Motorsport.com: О лучшем сезоне в Формуле 1, думаю, можно говорить исключительно субъективно. Личное восприятие тут порой значит гораздо больше, чем плотность борьбы и количество обгонов. А личное восприятие зависит от многого.

К примеру, от того, как складывается личная жизнь. Бывало, складывалась очень хорошо – и я случайно узнавал результаты гонок из газет, расклеенных на специальных стендах на улице. Ну, а когда не складывалась – сидел у телика, обложившись журналами «Автомотоспорт», и старался запомнить каждую рекламную наклейку на каком-нибудь «Ляруссе» какого-нибудь Эрика Кома.

Поэтому объективно 1994 год, может быть, был и не самым фееричным. Но субъективно…

Как и многие россияне я начал смотреть Формулу 1 в 1992-м. Соответственно, целых два года все было в целом предсказуемо – Williams выигрывает в одни ворота. В конце 1993-го туда еще и Сенна переходит. Кажется, что интригу сейчас завернут в упаковочную бумагу, перетянут скотчем, положат в сундук, заколотят крышку гвоздями и отнесут в самый дальний и темный угол глубокого погреба.

И вот тебя совсем недавно подташнивало от славословий в адрес Сенны – а он внезапно даже добраться до финиша не может. Трагическая Имола была третьей гонкой, а до этого Сенна сам ошибся на первом этапе и был выпихнут в гравий на втором. Шумахер одерживает победу за победой – и теперь тебя подташнивает уже от его успехов.

Потом Шумахера и Benetton начинают наказывать и отстранять от гонок – и тебя подташнивает от того, как мелочно щемят претендента на титул (не забываем, это все субъективная история!) Тут же похороны Сенны, тут же Вендлингер в коме после аварии в Монако, Ферстаппен в огне на пит-стопе в Хоккенхайме, два гонщика Ligier на подиуме, какие-то бесконечные смены пилотов разве что не по ходу гонки. За Ferrari и McLaren в том сезоне выступило по три гонщика, за Benetton и Williams – по четыре.

И в конце будущий семикратный чемпион завоевывает титул, сначала сломав свою машину об отбойник, а потом сломав машину Хилла о свою. А комментирует это иногда светлой памяти Лев Шугуров – и рассказывает голосом дедушки-сказочника, что из-за стартового завала в Хоккенхайме не все успели открыть свои холодильники с холодным пивом.

Одним словом, тебя как будто из читального зала резко забросило на самую угарную дискотеку (это слово еще в ходу, кстати?), напичкав по пути какими-то сомнительными препаратами. Все воспринималось как-то особенно эпично.

Это сейчас у меня в памяти 2008-й на 1999-м сидит и 2010-м погоняет. А когда прожитая тобой история Формулы 1 состояла всего из трех сезонов, казалось, что более могучего и более величественного сюжета просто быть не может. Что это просто какая-то война миров и битва титанов. И даже гибель в этой битве выглядела событием, безусловно, печальным – но в целом созвучным происходящему.

Квинтэссенция сезона-1999: Ferrari борется с McLaren, Jordan Френтцена очень близко

Фото: LAT Images

Сергей Иванов, руководитель проекта InsideEVs: Я должен сразу признаться. Выбор в пользу сезона 1999 года для меня очень субъективен. С одной стороны сам формат этой серии материалов подразумевает субъективность. За что вы нам навешали пинков в нашем прошлом материале про самые скучные гоночные серии. Хотя заставить меня смотреть гонки машин на солнечной энергии вы все равно не сможете.

Ну да ладно, я отвлекся. Итак 1999 год. Новый ВАЗ 21093, на котором тогда не стыдно подкатить к ночному клубу, благодаря дефолту августа 1998 года стоит $3400. Астрологи прогнозируют очередной конец света: 999 – это перевернутые три шестерки. А команда Ferrari готовится праздновать вместе со мной 16-летие: только я с рождения, а они с последней победы в Кубке конструкторов.

Солнечным мартовским днем, совершенно случайно, я впервые смотрю прямую трансляцию Гран При Формулы 1. Гонку в Австралии, старт чемпионата, где неожиданно побеждает Эдди Ирвайн на Ferrari. И влюбляюсь в Формулу 1 на всю жизнь.

Это был год, когда Формула 1 уже не была архаичной, как в 60-е и даже 80-е. Но оставалась технически честной без всей этой гибридной составляющей, турбомоторов и прочей показухи. Атмосферные V10 – в чем-то, например в звучании, это даже круче, чем V12.

Это был сезон возвращения Ferrari.

Это был сезон, когда Михаэль Шумахер мог завоевать титул, что в будущем сделало бы его восьмикратным чемпионом. Невероятное было бы достижение, но Сильверстоун, авария, перелом ноги.

Это был единственный сезон, в котором красава (простите мне это слово) Эдди Ирвайн до последней гонки боролся за звание чемпиона мира.

И это был сезон, когда я воочию увидел величие McLaren, о котором сейчас все труднее вспоминать. Мой любимый сезон из эпохи, когда деревья были выше, а ноги девушек – длиннее.

2008

Денис Хохлов, ведущий «Моторспорт.ТВ»: 2008-й был шикарным чемпионатом как минимум по трем причинам. Во-первых, это был реальный шанс для Массы стать чемпионом мира. Вспомните старт сезона — за первые шесть гонок дважды на верхней ступени подиума побывали Масса, Хэмилтон и Райкконен. При том, что Фелипе сошел в Австралии и Малайзии.

Если бы Экклстоун продавил свою инициативу по внедрению «олимпийской» системы определения чемпиона, то на Гран При Бразилии мы бы увидели настоящую рубку. В таком случае Хэмилтону недостаточно было бы просто приехать пятым или выше. Для получения титула Льюису пришлось бы обгонять Фелипе.

В итоге одно очко решило исход всего сезона. И это при том, что у Массы больше побед: 6 против 5 у Льюиса. Но у британца три подиума на третьем месте, а у бразильца всего два, плюс два схода в начале сезона. У Хэмилтона, к слову, сход был только один.

Во-вторых: победы Кубицы, Феттеля и Ковалайнена. Причём Кубица победил на седьмой гонке сезона в Канаде — как раз после того, как по два раза выигрывали Масса, Райкконен и Хэмилтон, что добавляло интриги. Победа Феттеля в Италии вообще заслуживает отдельного сценария для фильма. Да и для Ковалайнена переход из Renault в McLaren тоже был отдельным подарком судьбы. А тут ещё и победа.

В-третьих: появление ночного Сингапура. Таких трасс должно быть больше. Закатный Абу-Даби и вечерний Бахрейн проводят в темное время суток из-за климата. А вот если тот же Сочи, Баку или Монако примут ночной образ, это добавит лоска Формуле 1.

2010

Снимок, который болельщики Формулы 1 знают как «ту самую фотографию». Классический кадр с Берни Экклстоуном и пятью претендентами на титул. В 2010 году чемпионом мог стать любой из них. Кроме Берни

Фото: XPB Images

Ману Чаподзе, главный редактор Motor1: Я слежу за Формулой 1 с 1997 года. Яркие сражения между Жаком Вильнёвом и Михаэлем Шумахером заставили 9-летнего меня полюбить гонки. Позже, в двухтысячных, большая часть сезонов шла по одному сценарию: доминированию той или иной команды. В 2010-м всё изменилось.

Сейчас, когда мы знаем, что Феттель выиграл четыре титула подряд, а Red Bull завоевал столько же Кубков Конструкторов, их достижения не кажутся такими удивительными. Но в 2010-м мало кто мог поверить, что изготовитель энергетических напитков может стать настолько успешным в конкуренции с автопроизводителями.

Вопреки распространенному мнению далеко не все четыре победных сезона в руках Феттеля была доминирующая машина. Да, Себастьян выиграл девять последних гонок с атмосферными двигателями, но в 2010-м и 2012-м все было не настолько безоблачно. В 2012-м году первые шесть гонок выиграли шесть разных пилотов, а Феттель свою вторую победу одержал аж через 10 гонок после первой.

Ну а в 2010-м Ньюи построил действительно быструю, но крайне ненадежную машину, которая часто подводила Себастьяна. Так получилось, что к последней гонке у Формулы 1 осталось 4 математических претендента на титул. Феттель занимал в этом сравнении позицию аутсайдера: он не просто был третьим из четырех, он еще и ни одной гонки не провел в качестве лидера чемпионата.

Я никогда не забуду, как Кристиан Хорнер по радио назвал Себа weltmeister – то есть чемпионом по-немецки. Феттель не мог сдержать эмоций и пытался что-то ответить. В этот момент я заново полюбил Формулу 1.

Лучший сезон впереди

Иван Матушкин, редактор Motorsport.com: Честно сказать, просьба выбрать любимый сезон Формулы 1 поставила меня в тупик. Потому что никаких любимых сезонов у меня никогда не было, да и не мыслю я сезонами. Ф1 для меня – страсть и эмоции, а не подсчет очков в таблице. Поэтому события одной гонки с легкостью перевешивают целый чемпионат.

Говорить о сезонах, которые не застал вживую, я смысла не вижу. Из тех, что видел, мне запомнились и разборки Алонсо с Хэмилтоном в 2007-м, и сумасшедшая потеря титула Массой в 2008-м, и невероятная борьба чуть ли не десятка пилотов за победы в 2010-м.

Вот только хоть убей, ни один из этих сезонов я от начала до конца не вспомню. Не состоит же чемпионат из одних хайлайтов. А статистика? Что она против эмоций?

Под дулом пистолета я мог бы выбрать любой из названных сезонов. И еще из полудесятка ярких чемпионатов. Но этот выбор мог бы измениться уже через час. А потому кривить душой и называть любимый сезон не стану. Буду надеяться, что он еще впереди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *