Все правила дорожного движения

Основным понятием в правилах дорожного движения (ПДД) является дорога, вокруг которой и строятся все нормы. Статья расскажет о классификации дорог, основных частях и элементах и их назначении.

Какие бывают дороги

В ПДД дано чёткое определение дороги как полосы земли или поверхности искусственного сооружения, которые приспособлены для движения транспортных средств (ТС).

Дороги классифицируются на основе многих факторов следующим образом:

  • материалы;
  • расположение и функции;
  • объём и тип движения;
  • ширина;
  • жёсткость;
  • топография.

Знаете ли вы? По степени отражения света белые дороги имеют хорошую видимость ночью, но вызывают блики в дневное время, на чёрных трассах нет бликов, но плохая видимость ночью. Лучшими считаются бетонные дороги — хорошая видимость и мало бликов. На основе используемых материалов:

  • земляные — выложенные грунтом. Они дешевле всех типов дорог и предназначены для менее интенсивных транспортных зон или для сельской местности. При их проектировании и строительстве необходима хорошая дренажная система, которая сохранит качественное состояние пути в течение длительного периода;
  • гравийные — также являются дорогами низкого качества, но они выигрывают по сравнению с земляными. В качестве материала для дорожного покрытия используется уплотнённая смесь гравия и земли;
  • битумные — являются самыми популярными и широко используемыми дорогами в мире. Они дёшевы и обеспечивают хорошие условия для вождения. Толщина покрытия зависит от состояния почвенного слоя в зоне прокладки пути следования;
  • бетонные — такие покрытия считаются самыми дорогими среди других типов. Они прокладываются стыками, на что тратится больше времени при строительстве, но требуют меньших затрат на обслуживание. Бетонные покрытия подходят для районов с интенсивным движением.

На основе местоположения и финансирования:

  • международные — включены в европейскую и азиатскую сеть маршрутов ТС;
  • федеральные — являются основными трассами страны. Они соединяют все крупные города со столицей;
  • региональные или межмуниципальные — соединяются с федеральными сообщениями и подчиняются регионам;
  • местные — находятся в пределах одного района
  • частные — с ограниченной пропускной способностью, расположены на частных территориях юридических (негосударственных) или физических лиц.

Ознакомьтесь с описанием и особенностям знака «Неровная дорога».

По условиям перемещения, доступа и объёма движения:

  • автомагистрали — нет доступа ТС на одном уровне:
  • скоростные — может быть доступ потока в одной плоскости;
  • обычные — установлен более низкий скоростной режим, чем на первых двух, и допускается пересечение с велосипедными, автомобильными и пешеходными путями на одном уровне;
  • регулируемые (светофорные);
  • с небольшим движением — 400 авто в день;
  • со средним потоком — 400–1000 авто в день;
  • с плотным потоком — свыше 1000 ТС за день.

По типу сообщения:

  • пешеходные — служат исключительно для пешеходного сообщения, перемещение и парковка ТС здесь запрещены;
  • велосипедные — для безопасного порядка следования велосипедистов;
  • магистрали — для высокоскоростного движения ТС.

По условиям топографии местности:

  • равнинные;
  • на холмистой и горной местности — пути следования проложены обычно вокруг холмов в форме серпантина;
  • пустынные;
  • зимние (через замёрзшие водоёмы);
  • гати и гребли;
  • полевые и лесные.

Дорога, её основные элементы и составные части

Правильное планирование, проектирование и обустройство транспортных путей сообщения направлено на обеспечение оптимальной скорости, комфорта и максимальной безопасности для участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров) при минимальных эксплуатационных затратах.

Дорога представляет собой расположенный в зоне движения объект с дорожно-инженерными и транспортными сооружениями (тоннели, эстакады, путепроводы, виадуки, мосты, остановочные площадки, заграждения), оборудованием и приспособлениями (мачты осветительных приборов, опоры троллейбусных сетей), которые объединены в единое целое с целью обеспечения транспортного и пешеходного сообщения.

Дорога состоит из отдельных элементов, которые могут быть в наличии или отсутствовать:

  • проезжая часть — основная часть дорожного полотна, которая может иметь несколько полос;
  • разделительные зоны:
  • обочина;
  • тротуар;
  • вело- или пешеходные дорожки;
  • пути для рельсовых ТС, встроенные в полотно, идущие вдоль центра или по краю;
  • остановки, парковки, зоны безопасности.

Видео: элементы дороги

Полоса проезжей части

Проезжая часть — это полоса движения, на которой ТС не ограничено какими-либо физическими препятствиями или разъединениями для бокового маневрирования. Она состоит из нескольких полос движения вместе с обочиной, но может представлять собой единственную полосу (например, выезд на шоссе).

Узнайте также о парковке по чётным и нечётным дням по правилам ПДД. Полоса — это область проезжей части, вдоль которой в один ряд свободно передвигаются безрельсовые ТС, движущиеся в одном направлении. Её ширина устанавливается российскими Государственными строительными нормами (ГСН РФ) в зависимости от плотности потока, пропускной способности, категории и назначения путей следования.

Когда проезжая часть достаточно широкая, чтобы вместить несколько ТС, движущихся бок о бок, сообщение обычно организуется в полосы — параллельные коридоры движения. Некоторые дороги имеют одну полосу движения для каждого направления, а другие — несколько (2–4 и больше на автомагистрали).

На проезжей части с помощью разметки чётко указаны границы каждой полосы и направления. Если разметки нет или она неразличима (смыта, занесена снегом), то полосу движения водители ТС выбирают интуитивно, держась правого края дорожного полотна, которое условно разделяется линией строго посередине. Другая сторона — это зона встречного движения.

На дорогах с несколькими полосами, идущими в одном и том же направлении, водители могут перестраиваться между полосами по своему усмотрению, но при этом не причинять неудобства другим водителям и не создавать аварийные ситуации. Уступить отъезжающему автомобилю место в ряду и пропустить или нет соседнее ТС на другую полосу зависит от культуры вождения водителей и условий перестройки в другой ряд.

Ширина полосы движения

Ширина проезжей части (дорожного полотна) зависит от количества полос движения, ширины полосы и ширины обочины. Ширина полосы зависит от размеров ТС и дорожного просвета — бокового интервала, который улучшает рабочую скорость ТС и безаварийное перемещение. Максимально допустимая ширина ТС составляет 2,6 м для рефрижераторов, 2,55 м — для остальных автомобилей.

Боковой интервал не является постоянной величиной и зависит от условий перемещения и ситуации на пути следования:

  • скоростного режима ТС;
  • порывов бокового ветра;
  • неровностей дороги;
  • увода ТС при торможении;
  • технического состояния автомобиля.

В среднем безопасный боковой интервал составляет 0,7–1,2 м.

Исходя из ширины ТС и величины интервала, минимальная ширина полосы устанавливается в зависимости от категории дороги:

Для каждой полосы 2-полосной дороги требуется не менее 3,5 м, поскольку необходим боковой интервал с каждой стороны и в центре. Важно! При введении ограничений скоростного режима (30–40 км/ч при ремонте дороги и 20 км/ч — в городской черте) допускается уменьшать ширину полосы движения ТС до 2,75 м. При меньшей ширине полосы движение по ней опасно и запрещено, поскольку ТС не смогут разъехаться.

В настоящее время ГСН РФ пересматриваются, поскольку практика строительства дорожных сетей показывает, что уменьшение ширины полосы до 3–3,25 м заставляет водителей двигаться осторожней, что позволяет обеспечить безопасность движения и уменьшить аварийность в общем потоке.

Для сравнения — размеры дорожных полос в других странах:

  • Япония — 3,2 м:
  • США — 2,7–3,7 м;
  • Великобритания — 2,5–3,25 м;
  • страны Европы — 3,5 м.

Продольная полоса

В контексте управления движением продольная полоса является частью проезжей части и предназначена для перемещения в одном направлении ТС, движущихся в один ряд.

Большинство дорог общего пользования имеют как минимум 2 продольные полосы сообщения, по одной в каждом направлении, разделённые разметкой. На многополосных трассах и более оживлённых 2-полосных дорогах полосы обозначены линиями разметки. На основных автомагистралях часто есть 2 многополосные дороги с разделительной полосой.

Некоторые дороги и мосты с малой интенсивностью движения и шириной менее 4,6 м имеют одну продольную полосу. ТС, движущиеся в противоположных направлениях, должны замедляться или останавливаться, чтобы объехать друг друга. Городские и пригородные однополосные дороги часто используются для организации одностороннего движения.

Тротуар и обочина дороги

Обочина — необходимая часть всех дорог, расположена по краям полотна и отличается материалом покрытия или выделена линиями разметки. Она предназначена для размещения ТС при остановке, служит аварийной полосой и обеспечивает боковую поддержку движения. Обочина должна выдерживать вес полностью загруженного грузовика даже во влажных условиях и иметь ширину в зависимости от категории трассы:

  • I–II — 3,75 м;
  • III — 2,5 м;
  • IV — 2 м;
  • V — 1,75 м.

Обочина выполняет несколько функций:

  • служит боковой опорой для дорожного покрытия;
  • обеспечивает сток поверхностных вод и защиту полотна дороги от проникновения воды, одного из самых разрушительных факторов магистралей;
  • обеспечивает безопасность, предоставляя место для остановки ТС в случае аварийных и чрезвычайных ситуаций, позволяет избежать столкновения при потере контроля над управлением ТС;
  • служит зоной, куда сгребают снег при расчистке дорог в зимнее время;
  • широкая обочина может обеспечивать временную парковку и временный съезд ТС при разъезде с другим ТС на узком полотне дороги;
  • в некоторых сельских районах при отсутствии тротуаров пешеходам и велосипедистам разрешено передвигаться по обочине;
  • ТС экстренных служб (скорая помощь, пожарные, полиция) могут использовать обочину для объезда пробок.

Знаете ли вы? В 1911 г. Эдварду Хайнсу (Мичиган) пришла в голову идея нарисовать линию посередине дороги, чтобы разделить движение противоположных направлений. В 1935 г. он был награждён премией Джорджа С. Бартлетта за выдающийся вклад в развитие безопасности на шоссе. И сегодня это изобретение считается самым важным в обеспечении безопасности дорожного движения.

Обочина часто состоит из земли, поскольку связана с окружающей местностью и укреплена дернованием или посевом трав. Но может быть укреплена гравием, щебнем, шлаком, вымощена камнем или плитами, выполнена из материалов, стабилизированных или удерживаемых вместе связующими веществами, таким как битум или цемент. При этом она должна иметь хороший дренаж, чтобы не было застоя воды под покрытием.

Дорожный элемент — тротуар является, как правило, фрагментом обочины и служит для передвижения пешеходов. Чаще всего он облицован бетонными плитами, блоками или каменными тротуарными плитками.

Основная функция тротуаров — обеспечить безопасное и комфортное пешеходное сообщение и отделить его от дорожного сообщения на дороге. Тротуары могут выступать в качестве прогулочной зоны в черте города, быть продолжением дорожного полотна или отделяться от него газонами. За пределами городской черты необходимости в тротуарах нет, и пешеходы перемещаются по обочине.

Важно! Согласно закону, по тротуару нельзя проезжать на колёсном ТС, включая велосипеды, и нельзя парковаться. Сейчас тротуары строятся во всех городах с пандусами и утопленным бордюром для облегчения перемещения инвалидных и детских колясок, грузовых тележек. При въезде автомобильного транспорта в городскую черту кончается дорога и начинается улица.

Ширина тротуара устанавливается с учётом категории и назначения путей следования, плотности пешеходного сообщения, от размещения в пешеходной зоне опор, мачт, зелёных насаждений:

  • 4,5 м — на магистральных улицах;
  • 3 м — для районных;
  • 2,5 м — для местного сообщения;
  • 0,5–1,5 м — специальные тротуары, на промышленно-складских территориях, в проездах, на поселковых улицах.

Декоративная мозаика и разноцветная тротуарная плитка могут превратить тротуар в произведение искусства.

Назначение элементов дорог

Помимо перечисленных основных элементов, дорога имеет ряд других, не менее важных в обеспечении удобства и безопасности движения, элементов:

  1. Парковочные зоны предусмотрены для остановок ТС в пределах города. Параллельная парковка предпочтительнее, поскольку безопасна для ТС, движущихся по дороге. Минимальная ширина параллельной парковочной области — 3 м.
  2. Остановки маршрутных ТС (автобусов, троллейбусов) — организованы так, чтобы не мешать движению по пути перевозок и входу/выходу пассажиров. Располагаются они на расстоянии не менее 20 м от перекрёстка, чтобы не влиять на основное движение вблизи перекрёстков, и на расстоянии 5 м от перехода.
  3. Служебные проезды обеспечивают выезд на автомагистрали и скоростные трассы. Они изолированы, и доступ к ним есть только в выбранных точках, что позволяет не снижать скорость при переезде и исключает образование заторов.
  4. Велосипедные дорожки — организованы в городской черте с интенсивным велосипедным движением. Минимальная ширина —1,2 м по направлению потока ТС и 1,5 м — при встречном перемещении.
  5. Пешеходные дорожки (в отличие от тротуара, могут размещаться не параллельно дороге) предназначены исключительно для пешеходного сообщения, особенно в городских районах. Минимальная ширина —1,2 м для одностороннего, 2 м — для двухстороннего пешеходного потока, и может быть увеличена при высокой плотности перемещения (у магазинов, рынков, гостиниц, больниц).
  6. Ограждения (отбойники) по краю обочины служат для предотвращения аварийных ситуаций в результате съезда ТС за границы дороги, когда высота полотна превышает 3 м. Это могут быть металлические конструкции, чёрно-белые защитные столбы, которые хорошо видны ночью под фарами автомобиля на кривых участках трассы.
  7. Бордюры — это линии из камня или бетона, образующие границу между тротуаром, обочиной, островками или пешеходными дорожками и проезжей частью. Тротуар располагается примерно на 15 см выше уровня дороги.
  8. Разделительные полосы являются зарезервированной областью, по которой запрещено перемещение ТС. Они отделяют противоположные направления на разделённых шоссе с двусторонним движением, автострадах и автомагистралях. Эти участки могут быть просто вымощены или заасфальтированы, иметь срединный барьер, использоваться для прокладки трамвайных путей или ландшафтного дизайна и украшения шоссе (клумбы, газоны). Они часто строятся в центре широких городских многополосных трасс, где их можно использовать для остановки пешеходов, пересекающих дорогу в небезопасных местах. Решение о том, какой тип разделительной полосы следует использовать, должно основываться на нескольких факторах, включая объём потока, скорость движения, состав ТС, средние размеры и количество полос, выравнивание дорог, статистику аварий, а также затраты на установку и обслуживание. Разделительные полосы должны быть приподняты над проезжей частью на 15–20 см. Благодаря разделительной полосе автомобилям на магистралях разрешается двигаться с повышенной скоростью.

Видео: назначение элементов дорог

Знание определения дороги и назначение её элементов способно расширить кругозор водителей и гарантировать более внимательное отношение к правилам дорожного движения и соблюдению культуры вождения.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Темы занятий по ПДД на классных часах с учащимися 1-4 классов

1 КЛАСС

  1. Дорога в школу и домой.
  2. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт.
  3. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
  4. Светофор.
  5. Правила поведения на тротуаре.
  6. Что такое проезжая часть дороги.
  7. Пешеходный переход.
  8. Дорожные знаки.
  9. Я – пешеход. Экскурсия.

2 КЛАСС

  1. Почему дети попадают в дорожные аварии.
  2. История появления автомобиля и Правил дорожного движения.
  3. Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.
  4. Новое о светофоре.
  5. Правила безопасного перехода улиц и дорог.
  6. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.
  7. Правила перехода перекрестка.
  8. Мы – пассажиры.
  9. Я – пешеход и пассажир. Экскурсия.

3 КЛАСС

  1. Причины дорожных аварий.
  2. Светофор и дорожные знаки.
  3. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.
  4. Безопасный переход проезжей части.
  5. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
  6. Железная дорога – зона повышенной опасности.
  7. Правила безопасной езды на велосипеде.
  8. Правила безопасного поведения в транспорте.
  9. Я – пешеход. Итоговое занятие.

4 КЛАСС

  1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
  2. Светофор и дорожные знаки.
  3. Типы перекрестков.
  4. Правила перехода проезжей части дороги.
  5. Остановочный и тормозной путь автомобиля в разных погодных условиях.
  6. Правила безопасного перехода железной дороги.
  7. Умей предвидеть опасность при езде на велосипеде.
  8. Правила поведения пассажиров на остановках и в транспорте.
  9. Я – пешеход. Итоговое занятие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила дорожного движения. М.: ЭКСМО, 2013.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

3. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса/ Под общ.ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

4. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 2-го класса/ Под общ.ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

5. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 2-го класса/ Под общ.ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

6. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 2-го класса/ Под общ.ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

Темы занятий по ПДД на классных часах с учащимися 5-9 классов

5 КЛАСС

  1. Дорожно-транспортные происшествия.
  2. «Дорожные ловушки».
  3. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.
  4. Дорога – зона повышенной опасности.
  5. Безопасность пешеходов на тротуаре.
  6. Безопасность пешеходов на пешеходном переходе.
  7. Безопасность пассажиров в метро.
  8. Безопасность пассажиров после выхода из транспорта.
  9. Итоговое занятие. Зачет.

6 КЛАСС

  1. Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности.
  2. Регулирование дорожного движения. Транспортные светофоры.
  3. Регулирование дорожного движения. Пешеходные светофоры.
  4. Регулирование дорожного движения. Сигналы регулировщика.
  5. Опасность на дороге. Как ее избежать.
  6. Формирование положительных привычек – залог безопасности пешехода.
  7. Работа водителя и поведение пешехода.
  8. О культуре поведения пешехода.
  9. Итоговое занятие. Зачет.

7 КЛАСС

  1. Движение пешеходов.
  2. Движение пешеходов в жилых зонах.
  3. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами.
  4. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.
  5. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей.
  6. Сигналы светофора и регулировщика.
  7. Дорожные знаки и дорожная разметка.
  8. Опасные бытовые привычки на дороге.
  9. Итоговое занятие. Зачет.

8 КЛАСС

  1. Пути повышения безопасности дорожного движения.
  2. Опасность на дороге видимая и скрытая.
  3. Активная и пассивная безопасность.
  4. Пассивная безопасность водителя и пассажира.
  5. Безопасность движения на велосипедах и других двухколесных транспортных средствах.
  6. Проезд перекрестка велосипедистом.
  7. Велосипедист и пешеходы.
  8. Велосипедист и другие транспортные средства.
  9. Итоговое занятие. Зачет.

9 КЛАСС

  1. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
  2. Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах.
  3. ДТП, их возникновение и последствия.
  4. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.
  5. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в шоке или в коме.
  6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в состоянии клинической смерти..
  7. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении.
  8. Оказание первой медицинской помощи при переломах и ожогах.
  9. Итоговое занятие. Зачет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила дорожного движения. М.: ЭКСМО, 2013.

2. Дорожная безопасность.Методические рекомендации для учителя по ПДД (для 5-9 классов) общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. С.П.Данченко – СПб.: издательство Лики России, 2008.

3. Дорожная безопасность: Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5-го класса/ С.П.Данченко, М.Л.Форштат–СПб.:издательство Лики России, 2008.

4. Дорожная безопасность: Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 6-го класса/ С.П.Данченко, М.Л.Форштат– СПб.: издательство Лики России, 2008.

5.Дорожная безопасность: Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 7-го класса/ С.П.Данченко, М.Л.Форштат– СПб.: издательство Лики России, 2008.

6.Дорожная безопасность: Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 8-го класса/ С.П.Данченко, М.Л.Форштат– СПб.: издательство Лики России, 2008.

7.Дорожная безопасность: Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 95-го класса/ С.П.Данченко, М.Л.Форштат– СПб.: издательство Лики России, 2008.

Темы дополнительных занятий по ПДД на классных часах 10-11 класс

10 КЛАСС

1. Культура дорожного движения.

(Повышение культуры транспортного поведения – источник снижения аварийности на дорогах России).

2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

(Статистические данные по городу и району. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей.).

3. Правила дорожного движения. Изменения и дополнения в действующие ПДД.

4 – 5. Изучение ПДД с учетом осбенностей движения на велосипеде, мопеде, скутере.

6. Особая категория участников дорожного движения.

(Пожилые люди и дети в условиях современного Мегаполиса).

7. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

(Мужская профессия. Романтика и будни.).

8. Подготовка водительских кадров.

(Условия обучения в автошколе. Сдача экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения.).

9. Итоговое занятие.

( Повторение пройденного материала).

11 КЛАСС

1. Правила дорожного движения. Изменения и дополнения в действующие ПДД.

2– 3. Ответственность за нарушение ПДД.

(Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения. Гражданская ответственность за причиненный вред.).

4. Город твоими глазами.

(Достоинства и недостатки в организации дорожного движения в микрорайоне.).

5. Агрессия на дорогах.

(Причины, вызывающие агрессию на дорогах у всех участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии: отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников дорожного движения.).

6. Современный водитель и пешеход.

(Скоростной автотранспорт. Физические и психологические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности участников дорожного движения для обеспечения безопасности на дорогах.).

7-8. Изучение правил дорожного движения с учетом особенностей движения на мотоцикле.

9. Итоговое занятие.

( Повторение пройденного материала).

Литература:

* Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2012 с иллюстрациями (со всеми изменениями). – М.: Эксмо, 2012.

* Николаев А.Я. Правила дорожного движения для велосипедистов, водителей мопедов и скутеров – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

* Штрафы за нарушение ПДД. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей с 21 ноября 2012 г. – М.: ООО Атберг, 2011

3.1 При работе на линии водитель автомобиля должен:
3.1.1 Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале ¬дополнительно — только при опущенном кузове.
3.1.2 Перед выходом из кабины:
-выключить зажигание или перекрыть подачу топлива;
-затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях;
-не прыгать из кабины, кузова автомобиля.
3.1.3 После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колёса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.4 Своевременно очищать грязь, снег и лёд с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.
3.1.5 Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.
3.1.6 Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.1.7 Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.
3.1.8 Открывать пробку радиатора на горячем двигателе — в рукавице или накрыв её тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.9 Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.10 Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.11 В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.12 При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.13 Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля — прибегать к помощи другого лица.
3.1.14 Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель автомобиля обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.
3.1.15 Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля — запрещается.
3.1.16 Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нём не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.
3.1.17 Проверять соответствие укладки и надёжность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов — потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
3.1.18 Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной паковке, причём она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.1.19 При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом — следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.
3.1.20 Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, верёвками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.
3.1.21 Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплён и увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.1.22 Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.
3.1.23 Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.
Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.
3.1.24 Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
3.1.25 Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами ¬роспусками, к которым грузы должны надёжно крепиться.
При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины — следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.
3.1.26 Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, брёвен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперёд при торможении и движении под уклон — груз должен быть надёжно закреплён.
3.1.27 Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
3.1.28 Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.
3.1.29 Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п..
3.1.30 При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.
3.1.31 Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.
При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.
При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.
3.1.32 В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя и грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.
3.1.33 При остановке и стоянке на неосвещённых участках дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
3.1.34 При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.1.35 При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.1.36 В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

3.1.37 При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.1.38 Перед началом работы автокрана, автомобиль с монтажным подъёмником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.
Запрещается:
-устанавливать автокраны, монтажные подъёмники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно оползание грунта;
-работать при невыдвинутых и незапертых опорах;
-использовать в качестве подкладок случайные предметы;
-передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;
-сидеть на бортах поднятой люльки;
-устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъёмниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;
-производить работы в тёмное время суток без достаточного освещения.
3.2 Водителю автомобиля запрещается:
-выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно¬-разгрузочных механизмов;
-на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
-курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
-перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
-загораживать грузом двери кабины;
-грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
-во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъёмного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);
-перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
-перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
-перевозить людей на безбортовых платформах на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
-перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;
-перевозить людей на подножках, крыльях и бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
-перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
-подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;
-ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
-допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

Вы подошли к первому этапу экзамена на получение водительских прав. В этой части экзамена вам преподадут теоретические знания по вождению автомобиля и скажут выучить правила дорожного движения.

Быть может, вы уже приступили к изучению ПДД, но никак не можете запомнить хоть что-либо. И зазубренная вчера информация на завтра уже вылетает у вас из головы. Что же делать? Где найти ключевой момент в обучении, чтобы быстрее заполнить пробел знаний по ПДД.

Начнем с того, что вам надо сразу понять, кто на дороге играет главную роль. Самый важный регулировщик на дороге – это инспектор ГИБДД. На втором месте светофоры и временные знаки, на третьем постоянные знаки, а далее уже действует «правило правой руки» и приоритет дороги с покрытием, перед грунтовой.

Как быстро выучить билеты ПДД

Для начала вам нужно запомнить порядок дорожных знаков по степени их важности. Итак, зафиксируйте эти сведения в своей памяти:

  • инспектор (появляется в том случае, если надо отрегулировать ситуацию на дороге; имеет преимущество перед светофорами);
  • светофор (регламентирует проезд автомобилей; регулирует движение потока);
  • временные знаки (обозначают ремонт на участке дороги; указывают на изменение обстановки на дороге);
  • постоянные знаки (устанавливают неизменяющийся порядок движения, в отсутствие светофора);
  • разметка (устанавливает определенные режимы и порядок движения транспорта и пешеходов).

Описывать знаки, подаваемые инструктором, мы не будем, они есть во всех учебниках, лучше запомните самое главное правило – не трогайтесь с места, пока регулировщик стоит к вам спиной!

Расписывать сигналы светофора, также не станем, принцип их действия прозрачен и понятен. Инцидентов не случается.

Знаки дорожного движения

Знаки сложнее всего запомнить, узнать и научиться воспринимать, особенно, если еще нет практики вождения. Для начала просто выучите картинки в пособии и постарайтесь запомнить их обозначение. Еще задолго до того, как начнете водить машину, идя пешком или катаясь на машине в роли пассажира, обращайте свое внимание на различные дорожные знаки. Про себя проговаривайте, что означает, предписывает, требует или запрещает каждый встреченный указатель. Введите в практику узнавать знак, заметив его боковым зрением.

Запоминание при помощи визуализации

Не зацикливайтесь на образцовой классификации ПДД, лучше заострите внимание на форме и цвете знаков. Так вам будет легче визуально их запомнить, тем более эта методика не противоречит логике ПДД по определению.

В первую очередь запомните запрещающие и предписывающие знаки. Они имеют круглую форму. Есть исключения в виде пары круглых знаков, попавшие в другую группу, но все равно, вы должны заучить, что, то, что изображено в кружке нарушать нельзя. Самыми главными знаками являются белый круг с красным ограничением, он означает запрет движения и красный круг с белым прямоугольником (кирпичом) посередине, он запрещает въезд.

Запрещающие знаки

Знак запрета имеет всегда белый фон (кроме знаков, запрещающих стоянку и остановку, обладают синим фоном) с красной линией по кругу. Они запрещают то действие, что изображается в круге и могут иметь перечеркивающую линию. Отменяет запрет начало или конец населенного пункта, перекресток, а также другой круглый знак с белым фоном и черным окаймлением.

Предписывающие знаки

Также имеют круглую форму, но фон у них синего цвета. Изображенные на них стрелки указывают, в каких направлениях следует двигаться автомобилям сразу за знаком на перекрестке. Знак, который разрешает поворот налево, разрешает и разворот, в том случае, если нет запрещающего знака.

Это две основные группы круглых знаков, строгие по своим указаниям, остальные не столь серьезны.

Треугольники

Знаки, в форме треугольника, подразделяются на два типа. С виду они похожи, как по содержанию, так и по информации, что в себе несут, только одни знаки являются предупредительными, а другие уже регламентируют проезд перекрестков, если отсутствуют светофоры.

Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных дорожных участках и сигнализируют водителям, что впереди находится туннель, спуск, подъем, сужение дороги, гололед и т.д.

Второй тип знаков также является предупреждающим, но только он сигнализируют водителям об очередности проезда на перекрестке, пересечении проездных путей или зауженных дорожных участках. На самом перекрестке должны быть установлены следующие знаки – главная дорога (квадрат с белым фоном и желтым окаймлением) и уступи дорогу (перевернутый треугольник).

Квадраты и прямоугольники

Эти знаки имеют квадратную или прямоугольную форму, они вводят или отменяют режимы движения на определенном дорожном участке. Стрелками или другими графическими символами квадратные знаки указывают направление движения по полосам, а также обозначают пешеходные и жилые зоны, автомагистрали, остановки общественного транспорта, начало и окончание дороги с односторонним движением. Знаки этого типа не имеют требовательного характера, но если вы проигнорируете их предписание, то, скорее всего, на небольшом расстоянии обнаружите запрещающий знак, исполнение которого обязательно. Поэтому лучше сразу выполняйте команды предписывающих знаков.

К этой группе можно отнести и информационные знаки. Они дают сведения о местоположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных режимах движения. Они показывают расстояние до населенных пунктов, обозначения дорог, а также содержат наименования рек и информируют о маршрутах движения при ремонтных работах. Эти знаки не требуют от водителя каких-либо действий, они всего лишь информируют о том, что будет впереди.

Знаки обслуживания относятся также к этой группе. Они дают информацию о местоположении заправок, автомоек, кемпингов, туалетов и пр. Эти знаки ничего не требуют и не запрещают, они служат для удобства автомобилистов, указывая расстояние до нужного объекта. Устанавливаются такие знаки перед соответствующим объектом или на некотором расстоянии перед ними.

Особняком стоят знаки дополнительной информации. Эти регуляторы движения устанавливаются вкупе с постоянными дорожными знаками, обычно показывают ограничение или уточнение знака, с которым стоят в паре. Они указывают направление действия главного знака, расстояние, тип транспорта или день недели. Обычно интуитивно понятны.

Знаки, прикрепляемые к автомобилю

Категория этих знаков носит информативный характер и ни к чему не обязывает. К примеру, желтый квадрат с изображением восклицательного знака обозначает, что за рулем водитель, стаж которого меньше 2х лет.

Еще есть знаки – инвалид, глухой водитель, учебный автомобиль, шипы. Таблички об автопроезде или о перевозке огне или взрывоопасных грузов.

Стикер о «гражданстве» машины овальной формы с международным кодом страны (RUS в России) обязателен, если вы выезжаете за пределы РФ.

Линии разметки

Еще один вид дорожных знаков, который организует движение и правильное расположение автомобилей на дороге.

Бывает двух видов: горизонтальная и вертикальная, нанесенная белым (постоянная) или желтым (временная) цветом. Горизонтальная устанавливает определенные режимы движения; вертикальная встречается гораздо реже, на более опасных дорожных участках; она предупреждает о существующей опасности и наносится в виде сочетания черно-белых полос.

Вот, те основные моменты, на которые следует полагаться при изучении ПДД. Надеемся, что они помогут вам понять и выучить правила дорожного движения.

Нестандартный подход

Отвечая на экзаменационные билеты по ПДД заучивать только правильные ответы. Это значит отметить на бумажном варианте сразу карандашом только правильные ответы и только их запоминать. Этот способ на подсознательном уровне искореняет другие варианты.

Дорожные правила тесты онлайн

Предлагаем попробовать бесплатно пройти тесты по правила дорожного движения. Здесь подобраны вопросы которые задают на экзаменах в ГИБДД. Проверить свои знания можно ответив на вопросы в течении 20 минут. Каждодневная онлайн практика по изучению билетов поможет пройти компьютерное тестирование и легко решать тесты ПДД. Как правило достаточно запомнить основные экзаменационные вопросы и будет просто пройти экзамен по билетам гаи. Свежие экзаменационные билеты по ПДД 2020 постоянно обновляются и дополняются новыми вопросами и изменениями которые вступают в силу.

Проверь свои силы и пройди бесплатные тесты по ПДД 2020 онлайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *