Водитель спит за рулем

Сложно сказать, сколько белорусов страдают от храпа. Однако за последние семь лет в РНПЦ оториноларингологии пролечили около трех тысяч пациентов с подобными проблемами. Часто человек не считает храп чем-то из ряда вон выходящим и не обращается с жалобами к врачу. Но храп может оказаться признаком опасного и порой смертельного заболевания — синдрома обструктивного апноэ во сне. Жанна Колядич, доктор медицинских наук, врач оториноларинголог высшей категории, ученый секретарь РНПЦ оториноларингологии, не только помогла многим белорусам справиться с болезнью, но и в этом году защитила по апноэ диссертацию.

Апно́э (др.-греч. ἄπνοια, букв. «безветрие»; отсутствие дыхания) — остановка дыхательных движений.

«Чем выше вес храпящего человека, тем больше вероятность, что у него синдром апноэ»

— Вы согласны с тем, что многие не считают храп болезнью?

— Да, потому что храп — это звуковой феномен, который возникает во время прохождения воздуха по дыхательным путям. Если говорить просто, то это дребезжание тканей.

Когда семь лет назад мы начинали заниматься этой проблемой, тоже считали, что это просто храп. Но в процессе выяснилось, что он может быть симптомом очень опасного заболевания — болезни остановок дыхания во сне или синдрома обструктивного апноэ во сне. По статистике нашего центра, у 75% обратившихся с жалобами на храп был именно этот синдром, и только у 25% диагностировали неосложненный храп. Чем выше интенсивность храпа, тем выше вероятность, что у человека синдром апноэ.

— Когда можно говорить о синдроме апноэ?

— Если в час у человека 5−15 эпизодов остановки дыхания свыше 10 секунд — это легкая степень заболевания, 15−30 эпизодов — средняя степень, свыше 30 в час — тяжелая. К нам в центр приходят пациенты, у которых и по 70 эпизодов в час.

— Как вы это выясняете?

— Это можно проверить только во время ночного сна. Некоторые записывают видео, как ночью спят. Это хорошо, но нам надо объективно оценить длительность эпизодов, и самое главное, как работают различные системы в организме, как снижается уровень кислорода. Это можно сделать только с помощью полисомнографии. Человек спит у нас в центре в лаборатории сна, а в это время к нему подключены датчики.

Такие датчики подсоединяют к пациенту во время полисомнографии.

— Достаточно ли одной ночи, чтобы сделать какой-то вывод?

— Да. Но бывают случаи, когда человек не может уснуть на чужом месте. А чтобы судить о данном заболевании, длительность сна должна быть не менее четырех часов. Если человеку не удалось уснуть у нас в центре и он просто пролежал, то нужна повторная диагностическая ночь.

— Многие говорят, что люди храпят из-за лишнего веса. Действительно ли это имеет значение?

— Безусловно, ведь происходит отложение жира в области глотки и шеи. Из-за этого сужается просвет дыхательных путей, и воздушной струе тяжелее проходить.

При тяжелой степени апноэ у около 60% пациентов превышение индекса массы тела. И самое опасное ожирение по типу «яблока», когда у человека формируется живот и толстая шея.

Американцы для скрининга этого заболевания и определения возможностей хирургического лечения измеряют окружность шеи. Если она превышает 43 сантиметра, то эффективность хирургического лечения значительно снижается. Чтобы уменьшить интенсивность храпа, человек должен снизить индекс массы тела до нормальных значений — до 30 кг/м2. Индекс массы тела высчитывается по специальной формуле, когда показатель массы тела делят на показатель роста в метрах, возведенный в квадрат. (То есть если при росте 164 сантиметра человек весит 75 килограммов, то его индекс массы тела около 27,9 кг/м2. — Прим. TUT.BY).

При увеличении массы тела на 10% количество эпизодов остановки дыхания вырастает на 32%, в то время как при снижении массы на 10%, сокращается на 26%.

— Но часто храпят и худые люди…

— Да. Потому что синдром апноэ — это многофакторное заболевание. Он может возникнуть из-за патологий ЛОР-органов, щитовидной железы, челюстно-лицевых аномалий, гормональных нарушений у женщин.

Болезнь остановок дыхания может быть вызвана нарушениями кровоснабжения в продолговатом мозге, где находится центр, регулирующий дыхание. Такое бывает, например, после инсульта.

Интересно, что признаком синдрома апноэ в том числе считается частое ночное мочеиспускание — больше двух раз за ночь. Люди лечатся у уролога, а на самом деле — у них болезнь остановок дыхания во сне.

«Мужчины храпят чаще женщин»

— Человек может умереть от храпа во сне?

— Не от храпа, а от болезни остановок дыхания во сне. Смертность от апноэ составляет в среднем 6−8%, а с учетом последствий различных осложнений этот показатель может достигнуть 37%.

— Пациентов с храпом к вам часто приводят родственники?

— Чаще всего — да.

— При этом мужчины чаще храпят, чем женщины?

— Конечно, соотношение 3/1. То есть на одну храпящую женщину храпят трое мужчин. Как правило, это связано с тем, что мужчины чаще пьют алкоголь, курят, у них чаще встречаются челюстно-лицевые аномалии.

Когда человек пьет алкоголь на ночь и курит, это химически воздействует на слизистую оболочку тканей — и в итоге люди храпят.

— Бывает, что храп влияет на личную жизнь пациента?

— К нам приходили такие пациенты — и не раз. Ведь операции по поводу храпа начали проводить с 1952 года, когда врач удалил девушке, которая из-за этого не могла выйти замуж, часть мягкого и твердого неба.

К нам часто приходят пациенты и рассказывают, что из-за храпа спят в разных комнатах. В таких случаях, как правило, жены приводят мужей.

— С чего началась ваша работа по диагностике и лечению синдрома апноэ?

— Бывший директор нашей клиники поручила заняться проблемой храпа из-за большого количества таких пациентов. И мы заинтересовались, как наши коллеги за рубежом оказывают им помощь. Мы связались со специалистами ведущей американской клиники Мэйо, написали им письмо по электронной почте. В ответ нам предложили пообщаться по скайпу. Все, что рассказали врачи, было для нас ново, так как на тот момент у нас в стране помощь таким пациентам не была организована — просто удаляли небный язычок, отсутствовала этапная диагностика.

Нас удивило, что у них существовал большой и трудоемкий алгоритм по диагностике и лечению, и мы начали внедрять каждый из этих этапов у нас в центре.

Болезнь может быть вызвана не только изменениями мягких тканей верхних дыхательных путей, а также нарушением костных взаимоотношений из-за челюстно-лицевых диспропорций. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с ортодонтами. Учитывая, что у пациентов практически всегда есть гипертония или какие-то другие сердечно-сосудистые проблемы, нас поддержали кардиологи. Также у людей с синдромом апноэ очень часто есть рефлюксная болезнь, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, поэтому совместно с нами начали работать гастроэнтерологи.

Помимо полисомнографии, когда во время сна мы определяли эпизоды остановки дыхания, мы начали выполнять слип-эндоскопию верхних дыхательных путей. Это нужно, чтобы определить места спадения. В этом случае человека вводят в сон, это не наркоз, при этом пациент спит пять-семь минут, а в это время врач гибкой оптикой осматривает через нос пациента его дыхательные пути.

Жанна Колядич выполняет слип-эндоскопию верхних дыхательных путей пациентке, которая по совету своего врача прилетела лечиться от апноэ в Минск из Хабаровска.

— А как на Западе диагностируют и лечат это заболевание?

— Когда некоторые пациенты со скепсисом задают этот вопрос, я отвечаю, что в нашей стране это проводится точно так же, как в лучших клиниках Европы и Америки. Это я вам могу сказать с достоверностью. Мы были в Кембридже, во многих городах Германии и обменивались опытом с докторами. Уровень оказания помощи у нас ничуть не уступает.

— Наши врачи проводят уникальные операции людям с синдромом апноэ?

— В стране, в том числе в регионах, проводят все виды операций по лечению храпа и апноэ. Но есть операция, которую проводят только в нашем центре. Это фиксация подъязычной кости. Ее разработали в Америке и внедрили у нас около пяти лет назад. Это единственная эффективная операция, которая помогает устранить эпизоды спадения дыхательных путей за счет западения языка.

— Что конкретно делают во время этой операции?

— Мы устанавливаем шурупы в нижнюю челюсть и нитями к ним подтягиваем подъязычную кость. Это фиксирует корень языка. Язык смещается вперед, и дыхательные пути расширяются.

«Приходят и с порога заявляют: «Отрежьте мне в горле, у меня западает…»

— Все ли пациенты готовы долго лечиться от апноэ?

— Многие считают, что мы занимаемся чем-то лишним, ненужным, что мы их долго обследуем. Вероятно, им кажется, что мы не можем принять решение. Но это сложная болезнь, и она имеет сложный диагностический алгоритм и не один этап лечения с привлечением различных специалистов. Конечно, это мало кому нравится. В основном пациенты приходят и с порога заявляют: «Отрежьте мне в горле, у меня западает…» Объясняешь, что здесь горло вообще ни при чем и вам бы надо похудеть, но многие считают, что этот вес у них не лишний.

Когда мы начинали работать с пациентами с апноэ, я собирала людей и практически каждую неделю читала для них лекции. Мы разъясняли суть заболевания, чтобы люди понимали, что это опасно не только для них, но и для окружающих. Почему? Из-за неконтролируемой дневной сонливости человек может уснуть за рулем автомобиля и попасть в ДТП. Например, в Америке, чтобы получить водительское удостоверение, люди должны пройти полисомнографию.

Болезнь остановок дыхания во сне в каждом отдельном случае имеет свое лицо. Обследуем пациентов мы одинаково, но лечение в каждом случае подобрано персонально. Нет одной операции, которая помогла бы всем. Может быть, одному человеку нужно сделать несколько операций и помимо них применять СИПАП-аппараты. Это такая специальная маска, которую человек надевает каждую ночь. И если мы прописываем такую терапию, то бывает, что с этой маской придется спать до конца жизни. Ведь есть случаи, когда хирургическое вмешательство человеку противопоказано.

— СИПАП-терапия эффективна?

— Это золотой стандарт лечения заболевания. Но есть понятия эффективности и удовлетворенности методом лечения. Эффективность СИПАП-терапии — 98%, а вот удовлетворенность среди пациентов низкая. Ведь многим не нравится, что аппарат нужно использовать регулярно на протяжении всей жизни. Поэтому они пытаются решить проблему хирургическим путем.

— Храп — это проблема людей в возрасте?

— Нет. Первому моему пациенту было 23 года. Это молодой худой парень, которого привела мама со словами, что он задыхается во сне. До консультации ему уже устранили обструкцию (препятствие) на уровне носа, мягкое небо, миндалины, но он все равно задыхался. Оказалось, что у него редкое строение надгортанника. И во время сна происходили западения надгортанника на голосовую щель. Парень просто не дышал.

В таких случаях операции не проводятся, потому что они крайне опасны из-за высокого риска удушья. Таким пациентам и показана СИПАП-терапия.

— Вы сказали, что лечение продолжительное. Сколько времени проходит от первой консультации до того момента, как человек выздоровеет?

— Это индивидуально в каждом конкретном случае. Например, у пациента тяжелое апноэ, при этом у него ожирение второй степени, воспалительная патология дыхательных путей. Мы начинаем разбираться в причинах воспаления, уточняем микрофлору полости носа и рта. Помимо этого обследуем пациента по поводу количества эпизодов остановки дыхания и выполняем слип-эндоскопию, где фиксируем признаки заброса содержимого желудка в пищевод. В таком случае параллельно отправляем человека на ФГДС (исследование внутренних органов с помощью введения зонда в рот и пищевод) к гастроэнтерологу.

По итогу обследований видим, что у пациента есть многоуровневая обструкция: на уровне носа, глотки, западение корня языка, отложение жира в окологлоточной области.

Затем мы подбираем СИПАП-аппарат и планируем дальнейшую стратегию лечения. Ведь нужно выполнить несколько операций на разных уровнях. Эти все операции будут растянуты во времени и могут занять год-полтора. При этом на протяжении всей жизни человеку нужно будет приходить на осмотры раз в год, так как синдром апноэ — хроническое заболевание.

P. S. 5 октября в актовом зале РНПЦ оториноларингологии в Минске на улице Сухой, 8 в 15.00 начнется лекция о том, как вовремя распознать апноэ и чем может быть опасен обычный храп. Вход свободный.

Сразу несколько трагических ДТП произошли 12 и 13 января на дорогах страны. В Челябинской области в результате столкновения автобуса «ПАЗ» и грузового автомобиля Volvo с пропаном погибли два человека, еще шестеро, в том числе и водитель Volvo получили ранения. Одна из пассажирок автобуса находится в тяжелом состоянии.
По предварительной версии, озвученной сотрудниками ГИБДД Челябинской области, «произошло касательное столкновение грузовика MAN и автобуса «ПАЗ», в результате чего автобус съехал в кювет». Авария произошла примерно в шесть часов утра по московскому времени на 27−м километре автодороги село Аргаяш – город Кыштым. По словам сотрудников МЧС Челябинской области, удар грузовика по автобусу был настолько сильным, что кабину «пазика» смяло, сиденья снесло, а сам салон вскрыло, как консервную банку. Грузовик также снесло в кювет.
Служебный ПАЗ, принадлежащий ЗАО «Уралбройлер», вез сотрудниц птицефабрики, возвращавшихся с ночной смены. Все пострадавшие госпитализированы в центральную районную больницу Аргаяшского района.
Утечки газа из цистерны с пропаном не выявлено, движение на трассе Аргаяш – Кыштым не перекрывалось. Прибывший кран перегрузил цистерну с шестью тоннами пропана на подоспевшую автоплатформу. В настоящее время на месте происшествия работает следственная группа, обстоятельства ДТП устанавливаются.
По информации главного управления МЧС по Челябинской области, ДТП произошло по вине водителя грузовика, который уснул за рулем и выехал на встречную полосу движения. Однако сам шофер цистерны уверяет, что не заснул, а просто не справился с управлением на обледеневшей трассе в условиях сильного снегопада и плохой видимости.
Через полтора часа – примерно в 07.35 в результате столкновения легкового автомобиля с КамАЗом погибли 5 человек. Водитель КамАЗа не пострадал.
«На 57 километре автодороги Казань-Оренбург в Лаишевском районе Татарстана в результате выезда автомобиля Renault Megane, который двигался в Казань, на встречную полосу произошло столкновение с автомобилем КамАЗ. В легковом автомобиле находились пять человек, все они погибли», — сообщает пресс-служба Главного управления МЧС по республике Татарстан.
По предварительной версии причиной аварии также стала ошибка водителя: Renault Megane выехал на встречную полосу. Удар была настолько сильным, что извлекать тела погибших из деформированных конструкций автомобиля спасателям и пожарным, прибывшим на место аварии, пришлось при помощи аварийно-спасательного спецоборудования. В ликвидации последствий аварии принимали участие девять сотрудников МЧС и три единицы техники.
Обстоятельства происшествия и личности других погибших устанавливаются. Кроме спасателей на месте аварии работают сотрудники РОВД, прокуратуры, администрации района.
Накануне в соседней Самарской области ДТП с участием трех автомобилей в Самаре стало причиной гибели супружеской пары. По информации ГИБДД при ГУВД по Самарской области, столкновение произошло вечером 12 января на обледеневшем участке Обводной дороги в Самаре.
«Водитель автомобиля ВАЗ-21093, следуя со стороны автодороги Самара-Бугуруслан в сторону трассы М-5, выехал на встречную полосу, где столкнулся с двигавшимся во встречном направлении автомобилем Volkswagen Tiguan. После столкновения с иномаркой машина продолжила движение по встречной полосе и столкнулась с «Газелью». В результате ДТП погибли водитель ВАЗ-21093 и его пассажирка, сидевшая на переднем пассажирском сидении.
Их 2-летний сын в момент аварии сидел в детском кресле на заднем сидении и выжил, но в данный момент находится в тяжелом состоянии в больнице с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, перелом левого бедра».
Также 12 января в Иркутской области пассажирский автобус налетел на фуру.
Автобус «Гран Берт» столкнулся с грузовиком MAN на федеральной трассе М-53 «Байкал». В автобусе находились 15 пассажиров. Прибывшим на место происшествия спасателям и сотрудникам ГИБДД пришлось с помощью специальных средств разблокировать переднюю часть автобуса. В результате ДТП пострадали шесть человек, находящихся в автобусе, в том числе один ребенок.
Напомним, что во второй половине 2009 года на дорогах страны произошла серия аварий с участием пассажирских автобусах. Причиной многих ДТП стали ошибки водителей, повлекшие гибель пассажиров.

Вождение автотранспорта требует предельной концентрации внимания и бдительности. Рассеянность, усталость, сонливость водителя делают поездку небезопасной, повышают риск не справиться с управлением автомобиля и могут стать причиной дорожного происшествия. Полезные советы, как должен вести себя человек, которому предстоит длительная поездка, подобраны в материале.

Советы и средства

Уставший водитель, которого клонит в сон при управлении, несёт опасность для себя и для других участников движения. Согласно статистическим данным органов дорожного порядка, примерно 25% всех аварий происходят по этой причине.

Риск уснуть повышается в ходе длительных рабочих или туристических поездок, а также передвижения в ночное время. Уже спустя 4–5 часов пребывания за рулём, реакция водителя снижается в 2 раза, через 8 часов — в 6 раз. Монотонное созерцание перед собой серого полотна дороги и размеренное покачивание машины способствуют убаюкиванию сидящего за рулём.

Конечно же, в идеале в долгую поездку нужно ехать с человеком, который может подменять водителя и предоставлять ему возможность отдохнуть, либо планировать передвижение по трассам с длительными остановками в местах отдыха. Однако не всегда это представляется возможным. В таком случае водителям следует знать способы, каким образом можно бороться с сонливостью, сохранять бодрость и не уснуть в движущемся авто. Среди них — как современные приспособления, так и проверенные временем народные средства.

Знаете ли вы? По данным исследований, человек, не спавший 17 часов, реагирует с такой же скоростью, как и лицо, в крови которого содержится 0,4 промилле алкоголя. Пребывание водителя без сна в течение 22 часов приравнивает его к гуляке, употребившему дозу спиртных напитков, приводящую к подъёму уровня промилле в крови до единицы.

Выспаться заранее

Поскольку лучшим лекарством против сна является, собственно, сон, один из верных способов не клевать носом за рулём — накануне поездки дать отдохнуть организму вволю. Также стоит хорошо питаться, чтобы зарядиться энергией подольше. Следует понимать, что на полное выведение спиртного из организма требуется не менее 18–19 часов, поэтому ни в коем случае нельзя за 1–2 дня до запланированного передвижения в авто употреблять любой алкоголь, даже с низким содержанием спирта.

Беседа

Верный способ не уснуть — без умолку общаться с пассажирами. В ходе интересного разговора мозг будет в постоянном напряжении. К тому же сидящий рядом по манере ведения беседы может вовремя определить, что водитель засыпает — он будет отвечать невпопад, медлить с ответом, путаться и т. п.

Интересный разговор также не позволит заснуть пассажирам, что будет несомненным плюсом, так как если в машине все спят, водитель непременно захочет к ним присоединиться. Если человеку приходится ехать в одиночку, то заменить разговоры ему поможет громкая динамическая музыка, захватывающая аудиокнижка и т. п. Некоторые советуют включать музыкальные композиции, которые не нравятся, а раздражают. Это позволит вызывать негативные эмоции и поддерживать мозг в деятельности.

Важно! В современных автомобилях, если тот пребывает в действии длительное время, на панели инструментов появляется символ в виде чашки с горячим напитком. Он напоминает водителю о необходимости отдыха.

Охлаждение воздухом или водой

Духота и тепло способствуют тому, что человек хочет спать. В таком микроклимате ухудшается снабжение мозга кислородом, замедляются различные функции организма. При пребывании в душном и тёплом помещении человек обязательно в скором времени начнёт чувствовать сонливость. То же можно сказать и по поводу холода. Если человеку слишком холодно, ему хочется согреться и уснуть, поэтому важно, чтобы в салоне автотранспорта было в меру прохладно и обеспечивалась нормальная циркуляция воздуха.

Комфортной температурой для поездки является +19…+21°С. Устранить сонливость помогает и хорошо известный метод — умыться прохладной водой. Когда нет возможности остановиться и произвести умывание, можно воспользоваться влажными салфетками, которыми надо обтирать лицо, шею и запястья. Если поездка проходит в тёплое время, то можно снять обувь и походить босиком по росе.

Полезно вообще осуществлять управление авто босыми ногами. Это охладит их и позволит делать массаж с помощью педалей, что также поспособствует бодрствованию. Прогнать сон помогает не только умывание, но и вождение с полным ртом воды. В таком состоянии заснуть практически нереально. И даже если водителя сморит сон, он прольёт на себя воду и проснётся.

Пение

Не дать расслабиться мозгу позволит громкое пение. В ходе этого процесса активнее работают лёгкие, кровь насыщается кислородом, а значит, бодрится весь организм. Пение песни по памяти заставляет работать мозг. К тому же замечено, если дорога проходит под любимые песни, то она кажется короче.

Знаете ли вы? В 1964 г., чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, 17-летний юноша по имени Рэнди Гарднер не спал в течение 264 часов 12 минут или 11 суток. За это время он переживал галлюцинации, у него развилась паранойя, тряслись руки, стала невнятной речь.

Таблетки от сонливости

В состав энергетических препаратов входят кофеин, таурин, витамины. Плюсы таких таблеток — в удобстве применения, доступности. Минусы — в побочных эффектах при длительном и частом приёме. Также все они оказывают побочные действия. Если о поездке известно задолго до её старта, то перед её осуществлением следует принимать курсами витамины, которые приводят в тонус организм и позволяют избежать сонливости.

Физическая разминка

Любое изменение физического состояния человека приводит к его бодрости. И, наоборот, выполнение монотонных действий провоцирует сонливость. Поэтому, пребывая за рулевым колесом, следует периодически производить напряжение мышц, делать движения головой, плечами, шеей, спиной. Желательно вообще остановить машину, выйти из неё и сделать зарядку, произвести резкие приседания, прыжки, движения руками. Такую разминку в идеале необходимо проводить через каждые 200–300 км пути.

Кофе или энергетики

Употребление тонизирующих напитков является проверенным способом взбодрить тело. К самым популярным относятся крепкий кофе, чай, горячий шоколад. В их состав входит природный стимулятор кофеин, который у большинства людей снижает чувство усталости, повышает внимание, улучшает настроение, избавляет от сонливости, совершенствует реакцию, стимулирует выделение адреналина.

Кофеин выводится из организма спустя 3,5–6 часов, но бодрящее действие его прекращается примерно через 2 часа после употребления. Эффективность кофе повышает смешивание его с «Кока-колой» (на 0,5 л 3–4 ложки растворимого кофейного порошка) или добавление ломтика лимона, лимонного сока. Действие напитка обычно наступает спустя 20–30 минут.

Важно! Употребление большого количества кофеина негативно сказывается на здоровье человека. Оно приводит к проблемам с сердечно-сосудистой системой, повышению артериального давления, нарушению сна, повышенному беспокойству, кофеиновой зависимости.

Большинство энергетиков также имеют в своём составе кофеин либо другие стимуляторы — гуарановый экстракт, таурин, женьшень и др. Действие таких напитков дольше, чем обычного кофе, и может наступать быстрее. Следует понимать, что энергетики по типу Burn, Red Bull действуют на различных людей по-разному, поэтому перед поездкой следует поэкспериментировать и выпить какой-либо из напитков, чтобы узнать, есть ли от него эффект.

Употреблять энергетики небезопасно для здоровья. Как правило, производители предупреждают об этом на упаковке. Пить такие напитки можно не больше, чем 3 порции в сутки. В противном случае может возникать чрезмерное перевозбуждение, нарушение ритма сердца, головная боль, повышение давления и уровня глюкозы.

Перекусы

В дороге периодически следует делать перекусы. Однако употреблять еду можно не всякую — есть продукты бодрящие, а есть такие, после употребления которых клонит в сон. Чтобы не хотелось спать, нужно кушать блюда, насыщенные жирными кислотами. В первую очередь речь идёт о морепродуктах — морской рыбе, бутербродах с икрой.

Помогают несколько повысить активность и овощи с фруктами, например, сладкий перец, томаты, спаржа, кислые зелёные яблоки, киви, грейпфрут. В процессе перекусов нельзя переедать, поскольку состояние сытости обычно провоцирует желание поспать. Кушать необходимо часто, но малыми порциями. Многие водители предпочитают брать в дорогу семечки, орешки, сухофрукты, сухарики, чипсы, жвачки. Такие перекусы позволяют отвлечься от монотонной дороги и задать организму дополнительные задачи, которые отвлекут его от сна.

Нюхательный табак или лимон

Некоторые запахи действуют на человеческий организм бодряще. К таким относятся табачный, лимонный, хвойный, кофейный. В долгую поездку можно брать нюхательный табак, лимон, чтобы периодически вдыхать их аромат. Лимонную или апельсиновую цедру, табак также советуют раскладывать вблизи водительского кресла. Такой способ можно применять в сочетании с каким-либо более действенным, например, между употреблением кофе, перекусами и т. д.

Сигнализаторы усталости

Производители множества современных автомобилей позаботились о том, чтобы бортовой компьютер мгновенно реагировал на смену стиля вождения, выезд на встречную полосу и сигнализировал водителю о его усталости. В некоторые модели устанавливаются датчики, которые следят за состоянием глаз человека, пребывающего в водительском кресле, и предупреждают его о том, что он на грани засыпания.

Среди современных средств для автомобилистов есть и специальные приспособления «Антисон», которые сигнализируют об усталости. Такие аппараты вполне доступны по цене. Выглядят они как обычная гарнитура Bluetooth.

Датчик, вмонтированный в них, издаёт резкий звук, если почувствует, что человек совершает движения головой, характерные для засыпания, наклоняет её ниже, чем на 15–20°. Сигнал поступает непосредственно к уху водителя, для пассажиров он не такой громкий.

Плюсами сигнализаторов являются:

  • компактный размер;
  • простота и удобство в применении;
  • отсутствие дискомфорта при использовании.

Такими устройствами пользуются дальнобойщики, таксисты, водители, осуществляющие дальние рабочие поездки ночью.

Народные средства

Восточные целители утверждают, что на теле человека есть точки, надавив на которые можно взбодриться и на некоторое время забыть о сне. Так, считается, что нажатие ногтями на подушки соседних пальцев приводит именно к такому эффекту. Процедуру следует проводить в течение 1–2 минут. Подобного эффекта можно достичь и если растирать ушные раковины, разминать мочки ушей, нажимать и массировать основание переносицы.

Предлагаем узнать, можно ли ездить без включённых ближних фар.

Опытные водители утверждают, что действенным является такой способ:

  1. Потереть поочерёдно каждую из ушных мочек 1–2 секунды.
  2. Произвести быстрое моргание глазами.
  3. Вытянуть вперёд шею и зафиксировать её в таком положении на 5 секунд.
  4. Повторить упражнения 10 раз.

Видео: как не уснуть за рулем

Как определить сонливость

На приближение перехода организма в состояние сна указывает несколько характерных симптомов, которые может заметить как сам человек, так и окружающие. Сигналами сонливости являются:

  • потяжелевшие веки;
  • частое зевание;
  • резкое непроизвольное опускание головы (клевание носом).

На то, что водитель не может дальше управлять транспортом, ему должны указать такие признаки:

  1. Машина несколько раз съехала со своей полосы движения.
  2. Нет сил сконцентрироваться.
  3. Пропускает без внимания дорожные знаки.
  4. Замечает, что моргает.
  5. Допускает мелкие ошибки при вождении либо нарушает ПДД.
  6. Несколько раз подряд уводит руль вправо.

Засыпающий водитель, как правило, долго производит подсчёты, не может запомнить показания на приборной панели, невольно отпускает педаль газа.

Что нужно делать пассажиру

Если ехать придётся долго, а пассажир один, его лучше усадить на заднее сиденье. Задача этого человека — следить за состоянием водителя, особенно за поведением глаз, в зеркало заднего вида. Важно всё время поддерживать беседу, желательно интересную, но не отвлекающую от дороги. При наличии нескольких пассажиров в салоне следует договориться о поочерёдном засыпании. Один из них должен бодрствовать и следить за состоянием управляющего авто.

Если пассажир отмечает сильную усталость водителя, он должен убедить его остановиться для отдыха. Нередко достаточно всего 20 минут, чтобы на какое-то время восстановить организм и привести его в тонус. Следует знать, что по окончании указанного временного промежутка наступает фаза глубокого сна, поэтому дольше спать не рекомендуется, поскольку человек в этом случае всё равно будет разбитым и не выспавшимся.

Итак, в статье рассмотрены несколько способов, как прогнать сон за рулём. Их можно применять по отдельности или в комплексе. Главное — понимать, что все они кратковременные и, если борьба с сонливостью становится невыносимой, то лучше прервать поездку, остановить машину на стоянке либо заправке и поспать 20 минут, предварительно выпив кофе. Даже после кратковременного сна и проведённой зарядки организм почувствует себя намного лучше.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Сильная сонливость у меня появилась еще в школе, в одиннадцатом классе: это был самый расцвет сил, я тогда и спортом занимался, и учился. Как-то раз я заснул в ночном клубе, оперевшись на огромную колонку, из которой орала музыка. Вокруг все думали, что я сильно устаю, или предполагали, что я очень ленив от природы. Меня часто ругали — сначала за сон на уроках, потом за сон на лекциях. На последних я даже как-то приспособился спать и одновременно шевелить ручкой по бумаге, чтобы преподаватель ничего не заметил. Вообще, в институте милиции нарколепсия начала проявляться особенно остро. Там казарменное положение, приходилось стоять в нарядах и на посту. Я засыпал, меня ругали — и через какое-то время перестали ставить в наряды с оружием. Когда засыпаешь во время любого движения, продолжаешь автоматически делать то, что выполнял до этого. Если я засыпал на ходу, то обязательно во что-нибудь врезался.

Сонливость всегда чувствуешь заранее. Думаешь: «Мне бы еще пятнадцать минут продержаться», но все равно эти пятнадцать минут не протянешь, тебя выключит, как выключатель — чик. Минут за пять до отключения начинают краснеть глаза. Пытаешься сам себя обмануть, приседать, умыться, делать какие-то движения, чтобы кровь по телу разогнать, пить чай, кофе — ничего не спасает, эффекта от этих действий хватает максимум минут на пять. А потом все равно сон, только после пробуждения будет еще сильная мигрень. Поэтому проще не мучиться и сразу поспать пятнадцать минут.

Еще важный момент: если я засыпаю, а мне в этот момент мешают — у меня включается жесткая агрессия. Причем неважно, к кому и как. Я по характеру очень спокойный, а в такой ситуации могу нагрубить, нахамить — потом мне самому неловко.

Я выстроил свой день: мне нужно три коротких сна. Просыпаюсь в 6 часов, на работу приезжаю к 8. Начальство у меня либеральное — «делай что хочешь, но чтобы работа не страдала». Я работаю в сфере ЖКХ, сижу за компьютером. В 10 часов у меня стабильно краснеют глаза и «садится батарейка». Я сажусь в кресло, закрываю глаза и сплю от 15 до 40 минут. Следующий сон после обеда, где-то в час дня. И домой возвращаюсь с работы в 6 часов — и по-любому до 7 нужно поспать. И потом уже ночью.

Постоянная потребность во сне — не единственный признак заболевания. Например, у меня, когда я испытываю положительные эмоции, подкашиваются ноги. Представьте: бежит ко мне племянница, я хочу ее взять на руки и подкинуть вверх, но не могу контролировать мышцы и падаю. И падение, как мне кажется, происходит очень долго, а на самом деле занимает миллисекунды. То же самое во время просмотра фильма с захватывающим сюжетом происходит: у меня внезапно отключаются мышцы шеи и падает голова, при этом я остаюсь в сознании. Причем от испуга или злости такого не бывает. Эти внезапные мышечные расслабления бесят меня больше всего, потому что я их не могу контролировать.

СИМФЕРОПОЛЬ, 14 июл – РИА Новости Крым. На востоке Крыма халатность водителя привела к аварии, в результате которой серьезно пострадали два человека, в том числе 15-летний пассажир. Об этом сообщили в Управлении ГИБДД МВД по Республике Крым.

Авария произошла накануне, около восьми утра на участке трассы «Таврида» между Керчью и Феодосией. По данным правоохранителей, водитель, управлявший легковым Mercedes-Benz С180, уснул за рулем. Из-за потери управления автомобиль вылетел с проезжей части и врезался в металлическое ограждение.

В результате аварии 28-летний водитель получил закрытую черепно-мозговую травму, закрытый перелом левой ключицы и костей таза и травматический шок. Несовершеннолетний пассажир с закрытой черепно-мозговой травмой, переломом ребер и грудного отдела позвоночника и пневмотораксом также был госпитализирован. По факту ДТП правоохранители проведут проверку.

Тройное ДТП заблокировало выезд из Симферополя на ЮБК – фото >>
Ранее, как сообщал РИА Новости Крым, сразу несколько детей пострадали в аварии в районе села Приветного.

Причиной аварии стало то, что водитель, будучи подшофе, выехал на встречную полосу и допустил столкновение с другим автомобилем.

Тройное ДТП заблокировало выезд из Симферополя на ЮБК – фото>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *