Период развития высоких технологий затронул практически все направления деятельности человека, включая автомобилестроение. На смену карбюраторным двигателям приходят, так называемые, инжекторные двигатели, работу которых контролируют различного рода датчики. Современные автомобили с инжекторной системой контроля содержат в себе их большое количество.
Данная статья будет посвящена одному из таких датчиков, а именно датчику уровня топлива (ДУТ). Для интересующихся данным устройством автолюбителей я попытаюсь кратко изложить ответы на такие вопросы как:
- Особенности устройства ДУТ.
- Принцип работы.
- Основные признаки неисправности.
- Возможно ли отремонтировать ДУТ.
Датчик располагается непосредственно в бензобаке автомобиля. Рассмотрим из каких элементов состоит ДУТ на большинстве автомобилей марки Лада. Датчик крепится к основанию бензонасоса и состоит из следующих элементов:
- считывающее устройство с подключенным к нему поплавком;
- разъемы для питания и подключения к бензонасосу.
Идея работы заключается в соответствии уровня бензина в баке определенному сигналу датчика. Измеряя уровень топлива, датчик передает данные на приборную панель автомобиля. Существует несколько вариантов таких датчиков, но цель работы у них одинакова.
Основными признаками выхода из строя ДУТ являются: стрелка на панели приборов постоянно перемещается; при полной заправке бака стрелка находится в нулевом положении; независимо от уровня топлива вовсе не перемещается. Перед заменой датчика следует проверить предохранитель, отвечающий за его работоспособность, и провода на обрыв.
ДУТ является довольно-таки надежным устройством и служит долгое время. Конечно, ремонт данного датчика возможен, но не факт, что после него он прослужит вам еще много времени. Учитывая его труднодоступное расположение, я считаю целесообразным заменить датчик на новый, чтобы в последующем он не отнимал у вас время и силы. Стоимость датчика для отечественных автомобилей, на данный момент, колеблется в районе 400-450 рублей.
В заключении хотелось бы предостеречь автовладельцев от возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с выходом из строя каких-либо элементов электрооборудования автомобиля. При замене различных электрических устройств будь-то датчики или лампы освещения в целях полной безопасности я советую отсоединять клеммы от аккумулятора автомобиля.
Надеюсь после прочтения данной статьи вы получили достаточное количество информации о том, как устроен датчик уровня топлива и принципы его работы.
Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке указателя уровня топлива УБ193-3806010 в комбинацию приборов ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121, в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.
Перед отправкой мы проверяем все электромеханические приборы на работоспособность, исключая вероятность брака.
Все контрольные приборы автомобилей ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 объединены в комбинацию приборов.
Электро – механическая комбинация приборов ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 выполняет функцию отображения всех необходимых водителю параметров автомобиля.
Указатель уровня топлива (типа УБ-193) показывает водителю, уровень топлива в топливном баке автомобилей ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121, располагается на приборной панели. Работает совместно с датчиком БМ-892 (891), установленным в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки.
Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь лампы сигнализатора, когда в баке остается 4-6,5 литров топлива.
Указатель уровня топлива типа 19.3806 для автомобиля ВАЗ 2107 слегка отличается от корпусных указателей для ВАЗ 2101-2106, 2121. Главные отличия: не имеет своего корпуса, зонная шкала окрашена в желто-зеленый цвет, входит в комбинацию приборов 151.3801 и ее модификации.
На автомобилях ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 в качестве датчика уровня топлива используется потенциометрический датчик перемещения. Преимуществами потенциометрического датчика являются простота конструкции, надежность измерений, низкая стоимость. К недостаткам можно отнести наличие подвижных контактов, подверженных со временем износу и окислению.
В топливной системе автомобилей ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 применяются потенциометрические датчик рычажного типа. Чувствительным элементом датчика является поплавок, который всегда находится на поверхности топлива. Поплавок изготавливается из пенопласта, полой пластмассы или тонкого металла.
В датчике уровня топлива автомобилей ВАЗ 2101-03, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 поплавок соединен металлическим рычагом с подвижным контактом потенциометра. Сам потенциометр представляет собой электрическое устройство, работа которого заключается в создании сопротивления току. Потенциометр выполнен в виде сектора, на который нанесены полосы резистивного материала. В качестве основы потенциометра могут использоваться долговечные толстопленочные резисторы.
Датчик уровня топлива рычажного типа используется в составе блока подачи топлива (кроме датчика блок включает топливный насос с топливозаборником) или отдельно. В силу своей конструкции датчик уровня топлива рычажного типа универсален, т.е. может использоваться на всех топливных баках без ограничений.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива:
Количество топлива в баке Сопротивление датчика, Ом
Пустой бак 315-345
Половина бака 100-135
Полный бак 7 и меньше
Технические характеристики датчиков:
Датчик уровня топлива 2101-2107 кроме 2102, 2104, модель — БМ892
— Номинальное напряжение 12 В.
— Радиус рычага 290 мм.
— Полное сопротивление реостата 345 Ом.
— Масса 0,2 кг.
Датчик уровня топлива 2102, 2104, модель — БМ891
— Номинальное напряжение 12 В.
— Радиус рычага 183 мм.
— Полное сопротивление реостата 345 Ом.
— Масса 0,154 кг.
Стрелка прибора постоянно показывает полный бак
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод от датчика. Если стрелка вернется к началу шкалы — датчик неисправен. В противном случае либо не работает прибор, либо провод замкнут на «массу». Для проверки снимаем комбинацию приборов, отсоединяем от указателя серый провод с красной полосой и включаем зажигание. Если стрелка вернулась в начало шкалы — указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод.
Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак
При включенном зажигании отсоединяем провод от вывода «Т» датчика и соединяем его с «массой». Если стрелка отклонится — датчик неисправен. Если стрелка не отклонилась, снимаем комбинацию приборов и отсоединяем от вывода указателя уровня топлива серый провод с красной полосой и соединяем его с «массой». Если стрелка отклонилась — прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем уровня топлива.
Установка указателя уровня топлива УБ193-3806 может производиться самостоятельно, не обращаясь в специализированные сервисы обслуживания.
Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21030380601000, УБ193-3806010.
ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121.
Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !
Как самостоятельно заменить указатель уровня топлива в комбинации приборов у автомобилей ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121.
С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.