Устройство для зарядки автомобильного аккумулятора

Тип

Простое – самое дешевое ЗУ. Главный недостаток – отсутствие функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора. Это значит, что пользователь должен постоянно контролировать время заряда, что неудобно и увеличивает риск порчи элементов питания из-за перезаряда.

Простое ЗУ или «убийцу батарей» приобретать не стоит: экономия обернется затратами на приобретения новых аккумуляторов.

Автоматическое – отключается по достижении аккумулятором полного заряда. Такое ЗУ обойдется дороже, но зато предотвратит преждевременный выход из строя аккумулятора. В некоторых автоматических ЗУ предусмотрена функция разряда.

Автоматическое ЗУ – хороший вариант для пользователей, которым требуется качественная зарядка батарей и не нужен широкий функционал (измерение напряжения, емкости).

К автоматическим устройствам относятся из ЗУ с таймером, которые отключаются через определенное количество времени. Однако такие модели имеют тот же недостаток, что и простые – они не защищают батарею от перезаряда, поскольку их отключение никак не связано с достижением батареи максимального заряда.

Интеллектуальное – имеет ряд дополнительных функций, позволяющих оценить состояние аккумулятора и продлить срок его эксплуатации. Функционал: выбор режима для каждой батареи по отдельности, предварительная разрядка, тестирование, измерение (тест) емкости, тренировка, регулировка силы тока заряда, капельная зарядка. Минус – самая высокая цена.

Интеллектуальное ЗУ рекомендуется пользователям, имеющим несколько комплектов аккумуляторов, необходимых для работы (фотографы), освещения и других нужд.

  • Интеллектуальное комбинированное ЗУ
  • Автоматическое ЗУ
  • Автоматическое ЗУ

Типоразмер

Аккумуляторы на 1.5В:

  • АА (пальчиковые) – длиной 50 мм и диаметром 14 мм, встречаются чаще всего;
  • ААА (минипальчиковые, мизинчиковые) – длиной 44.5 мм и диаметром 10.5 мм, используются в небольших приборах;
  • АААА – длиной 43 мм и диаметром 8 мм, используются редко;
  • C (R14) – длиной 50 мм и диаметром 26 мм, имеют форму бочонка, отличаются большей емкостью по сравнению с АА той же длины;
  • D (R20) – длиной 61 мм и диаметром 34 мм, применяются в устройствах, потребляющих большое количество энергии.

Аккумуляторы на 3.7В – обозначаются как 18650, 18490, 18350, где первые две цифры указывают на диаметр, а остальные – длину. 18490 – диаметр 18 мм, длина 49.0 мм. Форма – цилиндрическая.

Важно: некоторые батареи на 3.7В совпадают по размерам с аккумуляторами на 1.5В (14500 – АА, 10440 – ААА), но их нельзя использовать в качестве альтернативы друг другу из-за разного напряжения.

Аккумуляторы на 9В – R22 (Крона). Габариты – 48.5х26.5х17.5 мм. Форма – прямоугольная с двумя контактами на боковом торце.

Комбинированное ЗУ – предназначено для зарядки аккумуляторов разного типа, например, АА+ААА+Крона.

Электрохимическая система

Li-Ion (Li+) – широко распространенный тип аккумуляторов. Преимущества: большая удельная емкость, высокий разрядный ток, низкий саморазряд, отсутствие «эффекта памяти». Недостатки: высокая цена, чувствительность к холоду, возможность возгорания при перегрузках.

  • LiFePO4 – усовершенствованная версия Li-Ion. Достоинства: долговечность, безопасность, надежность, устойчивость к низким температурам, стабильность напряжения разряда. Недостаток – сравнительно малая емкость.
  • Li-Mn (IMR) – модернизированный вариант Li-Ion. Достоинства: безопасность, низкий саморазряд, работа с высокими токами во время зарядки и разрядки. Недостатки: меньшая емкость и чувствительность к холоду. Для Li-Mn рекомендуется использовать специализированное ЗУ.

Li-Pol – инновационная модель аккумулятора. Обладает всеми преимуществами Li-Ion, но выполняется в любой форме, что позволяет изготавливать компактные приборы.

Важно: аккумуляторы Li-Pol зачастую несовместимы между собой. Это усложняет подбор ЗУ, так как для каждой батареи оригинальной формы и размера требуется специализированное устройство.

Ni-Cd – устаревший вид аккумуляторов, который используется все реже. Достоинства: дешевизна, высокий разрядный ток, устойчивость к низким температурам, безопасность при перегрузках. Недостатки: сравнительно малая удельная емкость, подверженность «эффекту памяти» (сокращение емкости при заряде недоразряженной батареи), токсичность.

Важно: специализированные ЗУ для Ni-Cd в продаже почти не встречаются.

Ni-Mh – лишен недостатков предыдущего вида аккумуляторов. Минусы: более высокая цена и саморазряд, меньшее число циклов заряда-разряда, чувствительность к низким температурам, сложность хранения. Аккумуляторы Ni-Mh встречаются чаще всего.

Важно: ЗУ для Ni-Mh используется и для заряда батарей Ni-Cd, но не наоборот.

Ni-Zn – отличается от Ni-Mh большей емкостью и способностью обеспечивать номинальное напряжение почти до полной разрядки. Недостаток – короткий срок эксплуатации. Встречается редко.

Универсальное зарядное устройство – рассчитано на зарядку аккумуляторов Ni-Cd, Ni-Mh, Li-Ion. Отличный вариант для большинства случаев, так как поддерживает типоразмеры АА, ААА, 18650, 18490 и другие. Встречаются ЗУ, которые помимо АА и ААА подходят для батарей C, D, Крона.

Характеристики

Количество заряжаемых аккумуляторов – число слотов под батареи. Этот параметр показывает, сколько батарей способно одновременно зарядить ЗУ и варьируется в пределах 2-16 слотов. Чаще всего встречаются модели на 4 аккумулятора.

Более вместительные и дорогие ЗУ стоит приобретать пользователям, имеющим много батарей, которые необходимо зарядить за короткое время, не прибегая к быстрой зарядке большим током.

Независимые каналы заряда – дают возможность полностью зарядить все установленные в ЗУ аккумуляторы. В моделях, где независимых каналов нет, полностью заряжается в лучшем случае только одна батарея, а другие остаются недозаряженными, что приводит к сокращению их срока службы. Выбирайте ЗУ с независимыми каналами заряда – они встречаются во всех ценовых сегментах.

Сила тока – напрямую влияет на время полной зарядки аккумулятора:

  • зарядка слабым током 0.1С (10% от номинальной емкости)– самый безопасный вариант для аккумулятора, при котором не сокращается срок его службы, однако процесс зарядки очень медленный (14-16 часов и более);
  • зарядка средним током 0.3С (30% от номинальной емкости) – оптимальный вариант для большинства случаев (3-6 часов), почти не влияющий на срок эксплуатации;
  • зарядка сильным током 1С (100% от номинальной емкости) – очень быстро заряжает аккумулятор (в течение часа), но на порядки уменьшает срок его эксплуатации.

Ток разрядки и зарядки – чем больше разница между минимальным и максимальным значением этого параметра, тем точнее настройка значения силы тока, необходимого для конкретной батареи.

Чем выше максимальная величина тока разрядки и зарядки, тем быстрее произойдут соответствующие операции. В то же время мощные ЗУ нужны далеко не всегда, а при работе с некоторыми типами аккумуляторов превышение параметров, установленных производителем, приведет к перегреву и даже возгоранию.

Время полной зарядки – при одной и той же силе тока зависит от емкости аккумулятора. Поэтому данный параметр указывается отдельно исходя из емкости батареи. Например, АА (2300 мА/ч – 8 часов, 2050 мА/ч – 7 часов, 1800 мА/ч – 6 часов), ААА (750 мА/ч – 5.5 часов).

Входное подключение ЗУ – представлено тремя вариантами:

  • от сети (220В) – самый распространенный способ подключения;
  • от прикуривателя (12В) – позволяет использовать ЗУ в автомобиле;
  • с помощью USB-порта – хороший выбор для путешественников. Такие ЗУ способны заряжать аккумуляторы вдали от электрической сети при наличии внешнего аккумулятора (Power Bank). Кроме того, через USB предусматривается зарядка планшетов, смартфонов и другой техники.

Функции

Выбор режима для каждой батареи по отдельности – позволяет программировать работу ЗУ с конкретной батареей (разрядка, зарядка, тестирование, тренировка, измерение емкости).

Защита от перегрева и неправильного подключения полярности – ЗУ отключается, предотвращая поломку и даже взрыв аккумулятора. Некоторые модели автоматически меняют полярность на контактах.

Предварительная разрядка – полностью разряжает батарею перед ее зарядкой. Подобная опция существенно продлевает срок службы аккумуляторов, подверженных «эффекту памяти».

Тренировка – производит серию циклов разряда-заряда, что позволяет частично восстановить емкость батареи.

Тестирование – проверяет исправность аккумулятора перед зарядкой. Также существует функция обнаружения обычных не перезаряжаемых батареек. Данная функция позволяет избежать повреждения ЗУ или возгорания нерабочего элемента питания.

Регулировка силы тока заряда – дает возможность изменять время зарядки в зависимости от ситуации. Такая опция серьезно увеличивает цену ЗУ и встречается в высококлассных интеллектуальных приборах. Зачастую этих настроек четыре – 200, 400, 800, 1000 мА/ч. Чем больше настроек, тем точнее регулировка тока зарядки.

Измерение емкости – показывает фактическую емкость батареи. С помощью такой функции можно собрать наиболее емкие аккумуляторы в один комплект и какое-то время пользоваться ими, не приобретая новые элементы питания. Для более быстрого определения емкости батареи используется тест емкости, правда его результаты менее точны.

Капельная зарядка – зарядка малым током (десятки миллиампер) для восполнения саморазряда. Такая опция пригодится для аккумуляторов Ni-Cd и Ni-Mh, склонных к высокому саморазряду. Капельная зарядка дает возможность всегда иметь под рукой полностью заряженные и готовые к работе батареи. Используется при продолжительном хранении заряженных элементов питания.

Подвижной минусовой контакт – дает возможность установить в ЗУ для зарядки аккумуляторы разных типоразмеров.

Использование в автомобиле – посредством специального адаптера, который подключается к прикуривателю. Хороший вариант для пользователей, часто находящихся в дороге.

Оснащение

Аккумуляторы – проще приобрести ЗУ с аккумуляторами, чем покупать их отдельно.

Индикация работы – представлена двумя способами:

  • светодиоды (LED) – дешевые, но недостаточно информативные;
  • дисплей – обойдется дороже, зато отображает обширную информацию о работе ЗУ: ток зарядки, напряжение, текущую емкость и время зарядки. Это повышает комфорт при использовании ЗУ. Экраном обычно оснащаются интеллектуальные устройства.

Важно: выбирайте ЗУ с индикатором зарядки для каждого слота.

Адаптеры аккумуляторов – дают возможность устанавливать в ЗУ аккумуляторы типоразмеров, на которые устройство изначально не рассчитано. Прибор для батарей АА или ААА снабжается переходниками на аккумуляторы С и D. Тем самым достигается баланс между универсальностью и компактностью ЗУ.

Встроенная вилка – непосредственно подсоединена к ЗУ и выполнена в виде выступа с двумя штырями. Подобные модели более компактны из-за отсутствия кабеля. Недостаток – занимает лишнее место возле розетки.

Сумка – облегчает хранение и транспортировку ЗУ.

Советы по выбору

  • Приобретайте ЗУ в специализированных магазинах. Не экономьте на качестве – плохое ЗУ прослужит недолго и может испортить батареи.
  • Оцените вес прибора. Качественное ЗУ обычно тяжелее менее добротного аналога за счет использования дорогих материалов, прежде всего, меди.
  • У ЗУ должна быть инструкция.

Производитель

Отличным сочетанием цены и качества будут обладать зарядные устройства марок Ansmann, Duracell, Energizer, Panasonic, Varta, Technoline. Они долго и надежно служат даже при интенсивной эксплуатации, а также соответствуют заявленным характеристикам. Например, вовремя отключаются при полной зарядке и др.

Неплохими устройствами будут Camelion, Philips, PowerPlant. Могут стоить чуть дешевле первой группы продукции. Среди недостатков можно отметить огрехи в сборке и креплениях (например, иногда аккумуляторы сидят неплотно), меньшая скорость зарядки, чем заявлена производителем. Самыми дешевыми являются ноунейм зарядные или недорогих брендов, типа UFO. Лучше немного увеличить бюджет и купить более надежную продукцию.

К группе изделий очень популярных брендов можно отнести зарядные Apple и Sony. Они всегда будут стоить дороже, чем аналоги у других марок. Переплачивать за известное имя или нет, решать только вам.

Каждый автомобилист сталкивается с ситуацией, когда необходимо зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Потому что никто не застрахован от случаев, когда батарея села и двигатель не заводится. Рекомендуем заранее подумать над покупкой — это поможет сэкономить время.

В каталоге представлено больше сотни различных зарядных устройств (ЗУ) российского и китайского производства от Telwin, Maxinter, Вымпел, Орион, Aurora, Bosch и других известных производителей.

Виды

В зависимости от конструкции, ЗУ для автомобильных АКБ бывают трансформаторными и импульсными. Оба варианта обеспечивают достойное качество заряда. Реальное отличие для потребителя только в размерах, стоимости и наборе опций. Так, трансформаторные модели имеют большие размеры, чем импульсные, но при этом дешевле.

По степени автоматизации работы предпусковые ЗУ бывают:

  • Настраиваемые. С ручной настройкой напряжения на 6v, 12v, 24v и др. и силы тока;
  • Программируемые. Зарядка по пользовательским алгоритмам;
  • Автоматические. Зарядка по встроенным алгоритмам без тонкой настройки.

В зависимости от назначения различают пусковые, зарядные и пуско-зарядные устройства. Первые предназначены для запуска двигателя, последние — только для заряда АКБ. Пуско-зарядное устройство для автомобиля сочетает функции первых двух типов.

Функции зарядных устройств

Дополнительные функции пуско-зарядных устройств помогают не только упростить процесс заряда, но и продлить срок службы АКБ. Наиболее интересными являются режим десульфатации и заряд в холодном состоянии. Например, устройства с температурной компенсацией позволяют сократить время зарядки батареи, принесенной с улицы.

ЗУ с функцией десульфатации обеспечивают очистку пластин аккумулятора от накопившегося на их поверхности сульфата свинца. Последний снижает рабочую площадь электродов, что негативно сказывается на их работе и долговечности. За счет коротких циклов заряда и разряда спустя какое-то время удается восстановить емкость.

В интернет-магазине Аккамулик вы можете купить зарядное устройство для аккумулятора любого типа. Наши специалисты помогут определиться с выбором.

Устройство автоматической подзарядки аккумулятора

Исаев Александр
Адрес Email —
isaev51 (at) bk.ru (замените (at) на @)

Устройство предназначено для подзаряда аккумуляторной батареи 12В в системах с автономным питанием и циклическим периодическим характером работы. Устройство разработано для питания квартирной сигнализации с мощной сиреной и (или) радиоканалом. Во время охраны сигнализация питается только от аккумулятора, а в неохранный период аккумулятор подзаряжается от данного устройства и всегда поддерживается в полностью заряженом состоянии. Такой режим питания охранной сигнализации наиболее предпочителен, так как питание чисто от аккумулятора сводит к минимуму уровень помех, воздействующих на систему, что обеспечивает минимум вероятности ложной тревоги.

Схема принципиальная:

Рис.1. Принципиальная схема источника питания (щелкните мышью для увеличения)

Устройство расчитано на заряд аккумуляторной батареи емкостью до 4АЧ. В режиме заряда напряжение на коллекторе VT1 должно быть +22 — +24 В, на эмиттере +18 В. Устройство имеет маломощный трансформатор Т1, обеспечивающий ток вторичной обмотки до 500 мА и маломощный балластный резистор R3. Устройство не предназначено для зарядки полностью разряженных аккумуляторов, а предназначено для компенсации разряда в процессе эксплуатации охранной системы.

На транзисторах VT5, VT6 собран триггер Шмитта — схема, имеющая гистерезис. VT4 — ключ индикации. Когда идет зарядка — VD8 горит. На транзисторах VT1 — VT3 собран ключ коммутации источника напряжения зарядного устройства. R12 — регулятор порога отключения аккумулятора от источника напряжения зарядки. Диод VD4 отсекает аккумулятор от источника питания при разомкнутом тумблере B1. Настройка устройства: полностью заряженый аккумулятор подключить к устройству. Включить сеть еумблером B1 и, вращая R12, добиться чтобы светодиод VD8 горел. Затем измерить напряжение на аккумуляторе цифровым вольтметром. Если оно больше или равно 14, 85 В то, медленно вращая R12, добиться погасания светодиода VD8. Если напряжение на аккумуляторе меньше 14,85 В, то пусть аккумулятор заряжается от устройства до тех пор, пока это напряжение на аккумуляторе не будет достигнуто, после чего вращением R12 добиться погасания светодиода VD8. Потенциометр R12 обязательно должен быть многооборотный — СП5-2 или аналогичный. Транзистор VT1 установить на радиатор 200 кв. см. В качестве тумблера B1 удобно использовать выключатель питания охранной системы. При включении системы в работу, один контакт В1 подключает систему к аккумулятору, а другой контакт в это время отключает устройство подзарядки от сети. При выключении системы происходит обратная коммутация: система отключается от аккумулятора, а устройство подзаряда подключается к электросети.

Номинал и мощность резистора R3 зависят от емкости аккумулятора:

R3=6/0.15C
P(R3)=0.9C
где C — емкость аккумулятора.

Расположение деталей на печатной плате:

Plot-файлы PCAD 8.5 схемы и печатной платы: aps1.zip 120 кб

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора предназначается для того, чтобы быстро и качественно зарядить севшую автомобильную батарею. Зарядные устройства делят на трансформаторные и импульсные по принципу работы. Классические трансформаторные зарядные устройства сейчас повсеместно заменяются более современными импульсными, которые гораздо компактнее по размеру и оснащены целым рядом защит от перегрузки. Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора при его небольших габаритах можно постоянно держать под рукой.
Купить зарядное устройство KOTO, CTEK, BLACK&DECKER можно через корзину на нашем сайте, что очень удобно, или же по телефону, сделав заказ нашим менеджерам. Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов сможет очень быстро зарядить разрядившийся аккумулятор, причем сделает это совершенно без усилий.
Как выбрать зарядку? Покупая, обращайте внимание на силу тока той модели, которую собираетесь брать. Лучше всего, чтобы купленное вами зарядное устройство имело чуть большую силу тока, чем ваш АКБ, по двум веским причинам. Во-первых, если зарядка вашего аккумулятора не будет находиться на пределе возможностей зарядного устройства, оно будет работать гораздо эффективнее. К тому же, более мощным устройством можно заряжать и аккумуляторные батареи помощнее.
После того, как вы купите зарядное устройство, внимательно изучите его инструкцию по эксплуатации. В ней сообщаются основные характеристики прибора, и общие правила его использования. Перед началом работы рекомендуется проверить зарядку на полное соответствие правилам противопожарной безопасности.

Мы также советуем Вам приобрести старт кабель для возможного «прикуривания» Вашего аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *