УАЗ по бездорожью

УАЗ — подготовка для офф-роуда

Как правильно доработать «козла» для бездорожья

В прошлом номере нашего журнала (ОРД № 11/2011) мы начали разговор об УАЗе и нюансах его выбора и приобретения. Теперь мы обсудим следующую стадию — доработку для эксплуатации на бездорожье. Ведь грамотная подготовка значительно увеличит проходимость, а неправильная лишь израсходует денежные средства.

Перед тем как приступить к подготовке УАЗа, следует определиться с концепцией. Потому как построить одновременно экспедиционник, «проходимец» и гоночный болид не получится. Разные марки и модели подходят для определенных условий в большей или меньшей степени. УАЗ 469 и его модификации — машины для тяжелого бездорожья, их стихия минимум асфальта, максимум грязи. В этой статье я дам несколько советов, какие именно доработки следует делать и в какой последовательности. По степени важности разобьем их на несколько групп.

То, без чего никак
Первое, что нужно установить на внедорожник, это грязевые колеса и лебедка. Если вы много путешествуете одной машиной, а возможности сразу купить и колеса, и лебедку нет, лучше начните с лебедки, потому как именно она в состоянии извлечь застрявший внедорожник, колеса же помогают меньше застревать, но не исключают этой возможности, скорее наоборот, провоцируют проехаться по более грязной дорожке, что, как правило, и приводит к необходимости использования лебедки.

Но в окончательном варианте нужны и лебедка, и колеса. С лебедкой все просто — оптимальным для УАЗа будет электромотор мощностью 9,5 л. с. C колесами несколько сложнее, но тоже есть готовые рецепты. Для обычных мостов (спайсер, «колхоз») максимальный размер колес, которые они будут без труда крутить, — 33 дюйма; при установке понижающего кита в трансмиссию можно ставить колеса до 36 дюймов. Военные мосты легко справляются с 36-ми колесами в стоке, а с понижающим рядом запросто крутят колеса размером до 38 дюймов и даже больше.

Шины 33 дюйма ставятся без резки кузова, достаточно боди-лифта в 6 см или аналогичного лифта подвески. Для установки колес большего размера помимо лифта потребуется еще и резка арок. Можно этим не ограничиваться и также подрезать пороги (на половину высоты ступеньки), а штатные топливные баки демонтировать, заменив на один увеличенного объема, установленный в задней части внедорожника.

Также в список необходимого оборудования входит шноркель (выведенный воздухозабор) — без него о маломальски серьезной езде и речи быть не может. Подробнее о выборе и установке шноркеля можно почитать в ОРД №9/10 или на сайте нашего журнала (Хобот для внедорожника).

Хорошо бы сделать
Использование электролебедки повлечет за собой дополнительные расходы электроэнергии, так что желательно установить на автомобиль второй аккумулятор. Места под капотом у УАЗа достаточно, так что, изготовив несложный крепеж, вторую батарею можно расположить рядом со штатной.

Чтобы при движении через броды вода не попадала в трансмиссию, сапуны лучше вывести наверх (в подкапотное пространство или полости кузова).

Штатный свет УАЗа не выдерживает никакой критики, а при движении по бездорожью в темное время суток без хорошей светотехники все может закончиться нехорошо. Поэтому стоит озаботиться установкой дополнительных фар и (или) модернизацией существующих.

Чтобы обезопасить лобовое стекло от веток и сучьев, так и норовящих его разбить при движении по лесу, между крыльями и крышей или, если планируется силовой обвес, между кенгурином и верхним багажником можно натянуть леера (веткоотбойники) из металлического троса. Если на машине изначально отсутствует гидроусилитель рулевого управления, то его обязательно надо поставить при переходе на колеса увеличенной размерности, потому что вращать на бездорожье спущенные до минимального давления грязевые покрышки обычной физической силы может и не хватить. Также не помешает рулевой демпфер. На потолке машины можно сделать несколько сетчатых карманов для снаряжения, боящегося влаги, чтобы наверняка обезопасить его при прохождении глубоких бродов. (Если вы думаете, что УАЗ достаточно герметичен, чтобы не допустить попадания воды в салон, то вы фатально заблуждаетесь.)

И конечно же, туристическому автомобилю не помешает радиосвязь и навигационная система.

Полезные излишества
Если вы поставили перед собой задачу превратить свой УАЗ не только в суперпроходимый, но и в мегакомфортабельный внедорожник и готовы положить на алтарь этой цели внушительные денежные средства, то вот список дополнительных переделок, которые уж точно не окажутся лишними в борьбе с бездорожьем.

Тормозные барабаны удалить и заменить на дисковые тормоза — это поможет сохранить эффективность тормозной системы после прохождения водных преград и избавит от постоянной подводки колодок. Штатные сидения заменить на спортивные со средневыраженной боковой и нижней поддержкой, пол и борта лодки кузова обшить алюминиевым листом через шумо- и теплоизоляцию. Так в салоне будет гораздо комфортнее находиться и к тому же не придется тратиться на пылесос и химчистку салона, пол после поездок по грязи запросто моется керхером. Машину можно оборудовать пневматической системой с подкачкой колес и возможностью использования пневмоинструмента. Задние фонари и габаритные огни переделать на диодные — это поможет избежать постоянного стрясания лампочек и потери контакта — болезни УАЗов.

Столько всего можно сделать, прямо глаза разбегаются, но не стоит спешить со строительством, начните ездить на стандартной машине. Во-первых, это позволит вам отточить навыки внедорожного пилотирования, а во-вторых, вы сможете принимать решения о необходимости тех или иных переделок, исходя из собственного опыта.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: автор

Чтобы ездить на УАЗе, именно ездить — по горам и лесам, а не тошнить в пробках, нужна грязевая резина (Mud Terrain, MT, «муды» и т.д.) Она прочная, ее сложно разрезать острыми камнями или пробить ветками, она хорошо цепляет щебенку и гребет в грязи.

Чем больше диаметр колес, тем дальше можно заехать. Но с выбором размера возникли сложности.

Мой Патриот шел с завода на 18 дюймовых дисках. Но муды лучше ставить на 16 дюймовые. Их можно сильнее сдувать, меньше вероятность пробить резину до диска, да и грязевых шин на R18 мало и стоят они дорого. Так что с пафосными дисками «Сахара» пришлось попрощаться.

Самые ходовые размеры для Патриота — 265/75/R16 и 235/85/R16. Оба 32 дюйма, но один широкий, а другой узкий. Какой из них выбрать — хорошая тема для холивара. Я остановился на 265/75, потому что так красивее и пятно контакта больше.

Остался один вопрос — влезут ли? В интернете куча противоречивых мнений. Постараюсь закрыть этот вопрос. Итак:
1. MT 265/75/R16 на стоковый УАЗ Патриот 2017 встает.
2. Вылет диска должен быть не родной 35, а 20 или меньше (у меня 20), иначе будет цеплять амортизатор.
3. За арки цепляет самую малость только при полном вывороте руля.
4. Ездить можно — я проехал больше 5000 км, в том числе по горным плато с большими ходами подвески.
5. Машину вы в итоге все равно лифтанете.

Проблема в том, что как только я посадил в горах 6 пассажиров, забил багажник рюкзаками и поехал по камням, колеса начали разносить арки. Чтобы УАЗ стал УАЗом, чтобы можно было нагрузить его до отказа и ломануться по азимуту, нужно делать лифт.

Саму резину я выбирал недорогую, проверенную и тихую — на экспедиционнике едешь тысячи км по асфальту. В итоге остановился на Hankook DynaPro MT. Стоит в 2 раза дешевле Гудрича, не шумит, по грязи едет.

Диски я брал с вылетом 20 мм. Больше 20 будет цеплять, меньше — нагрузка на ступицу и грязь по всей машине. Дисков ET 20 на УАЗ не так много. Я взял SKAD Титан.

Съездив в Крым, погоняв по серпантину и горным плато, я вернулся в Москву и поехал лифтовать подвеску.

Обязательные доработки УАЗ Патриот для жесткого бездорожья

Часть доработок не сложно сделать своими руками. Под жестким бездорожьем здесь предполагается, что ваш УАЗ Патриот не сможет ни при каких условиях двигаться по бездорожью со скоростью 100 км/час и более.

— Лифт кузова.
— Лифт подвески с заменой пружин, рессор и амортизаторов.
— Усиленный бампер передний.
— Усиленный бампер задний.
— Силовые пороги.
— Защита топливных баков, КПП и раздатки.
— Расширители колесных арок (фендеры).
— Грязевые шины.
— Шноркель.
— Лебедка.
— Хабы (колесные муфты).
— Блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов.
— Изменении передаточного числа раздаточной коробки.
— Защита рулевой тяги и двигателя.
— Буксировочные кольца для домкрата в бамперах.
— Доработка системы охлаждения.
— Замена сцепления.
— Усиление подвески.
— Рулевой демпфер.
— Переделка подвески передка. Изменение угла наклона шкворней (кастор), установка шкворней на бронзе.
— Механический тюнинг двигателя.
— ЧИП-тюнинг двигателя

Только сделав первичную подготовку УАЗ Патриот и все перечисленные выше доработки УАЗ Патриот вы можете с уверенностью утверждать, что готовы ездить по любым дорогам.

Доработки для жесткого бездорожья для максимального эффекта

— Дисковые задние тормоза.
— Крышка переднего и заднего мостов усиленная.
— Усиленный генератор защищенный от воды вынесенный выше штатного.
— Система выпуска отработанных газов с выводом на крышу.
— Усиление подвески дополнительно приваренными железными вставками.
— Спаренные задние амортизаторы вертикальные.
— Спаренные передние амортизаторы вертикальные.
— Военные редукторные мосты с увеличенным клиренсом, широкой колеёй и увеличенным передаточным числом.

Доработки в зависимости от решаемых задач

— Экспедиционный багажник на крыше.
— Люстра — оптика на экспедиционный багажник или рампу на крышу.
— Лестница на крышу.
— Тросы-веткорезы.
— Лебедка на заднем бампере.
— Вывод отработанных газов над крышей.
— Обшивка алюминием снаружи и внутри .
— Кренометр — прибор, показывающий углы наклона автомобиля.
— Дополнительные внешние замки на капот для быстрого и безопасного открытия.

Редкие доработки на УАЗ Патриот

— Каркас безопасности.
— Пневматическая подвеска.
— Пружинная подвеска на заднем мосту.
— Замена двигателя на более мощный.
— Дополнительные подушки крепления кузова к раме.
— Проваривание сваркой швов мостов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *