Транспортный налог в регионах России

Время чтения: 2 минуты Дата обновления: 10 декабря 2019 г. Евгения Иванова, юрист Развернуть

Размер транспортного налога (ТН) зависит от налоговой ставки, а так как регионы РФ устанавливают ее самостоятельно, то автоналог на идентичные автомобили в разных частях страны может существенно отличаться. Самый маленький транспортный налог в России платят в Крыму и в Ингушетии. Низкие ставки на авто установлены в Томской и Магаданской обл., а также в Севастополе.

Подробнее о регионах с самыми низкими налогами на ТС, читайте в статье ниже.

Почему автоналог в некоторых регионах ниже, чем в других?

Базовая формула расчета автоналога едина на всей территории РФ:

  • ТН = (Кол-во л.с.) х (Налоговая ставка).

Несмотря на общую формулу, ТН в разных частях страны может существенно отличаться. Происходит это по той причине, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать ставки автоналога.

К примеру, владелец легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с., проживающий в Санкт-Петербурге, ежегодно уплачивает автоналог в размере 2400 руб. А владелец точно такой же машины в Севастополе платит почти в 5 раз меньше — всего лишь 500 руб. в год. Все потому, что ставка в Санкт-Петербурге равна 24 руб. за лошадиную силу, а в Севастополе — 5 руб.

Так, жители городов, где установлен низкий транспортный налог, выплачивают суммы в разы меньше, чем автовладельцы с высокими ставками. А иногда не платят налог вовсе, как, например, владельцы легковых машин мощностью менее 100 л.с. в Оренбургской области, где ставка на такие авто равна нулю.

В каких регионах России наименьший ТН в 2020 году?

Для наглядного сравнения, в каком регионе России самый низкий транспортный налог, мы составили таблицу. Здесь вы можете посмотреть, как отличаются ставки на легковые автомобили мощностью до 100, от 100 до 150 и более 250 л.с..

Регион Налоговая ставка (руб.) за единицу лошадиных сил
Мощность до 100 л.с. 101 — 150 л.с. Более 250 л.с.
Оренбургская обл. 0 15 150
Республика Крым 2,5 — 5 (в зависимости от года выпуска) 3,5 — 7 (в зависимости от года выпуска) 25 — 50 (в зависимости от года выпуска)
Республика Ингушетия 5 7 40
Севастополь 5 7 100
Томская обл. 6 10 85
Республика Хакасия 6 15 100
Магаданская обл. 7 10 45
Забайкальский край 7 10 65
Еврейская АО 6 (до 80 л.с.)8 (80 — 100 л.с.) 14 110
Республика Тыва 7 11 98
Чеченская Республика 7 11 91
Республика Дагестан 8 10 105
Г. Москва 12 25 150
Г. Санкт-Петербург 24 35 150

Посмотреть актуальные ставки автоналога других областей России .

Таким образом, в 2020 году самый маленький автоналог установлен в Крыму. Здесь за автомобиль менее 100 л.с., с года выпуска которого прошло более 20 лет, автовладельцы выплачивают налог по ставке всего лишь в 2,5 руб.

Минимальная ставка за авто мощностью более 250 л.с. действует в Ингушетии — одна лошадиная сила такого авто обойдется в 40 руб., что почти в 4 раза меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? x

За какой транспорт нужно платить?

Практически за любой – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, снегоходы, мотосани, корабли, катера, яхты и лодки, гидроциклы, самолеты и вертолеты. Владельцы всех этих транспортных средств должны уплачивать налог. Однако есть и исключения.

Кто не должен платить налог?

Так, на основании ст. 357 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками транспортного налога UEFA и его дочерние организации (до 31 декабря 2020 г.), FIFA и дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (например, Российский футбольный союз), поставщики товаров (работ, услуг), производители медиа для UEFA (до 30 декабря 2020 г.) и FIFA, производители медиаинформации FIFA, организаторы вещания FIFA, коммерческие партнеры UEFA (до 31 декабря 2020 г.), но только в отношении принадлежащих им на праве собственности транспортных средств, используемых исключительно для осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Льготы по транспортному налогу

Также законодательство устанавливает льготы для отдельных видов транспортных средств.

Исходя из положений ст. 358 НК РФ, не нужно платить налог за:

  • весельные и моторные лодки, если мощность двигателя не превышает 5 л.с.;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами (имеются в виду только специально оборудованные автомобили);
  • легковые автомобили, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, если мощность двигателя такого автомобиля менее100 л.с.;
  • промысловые речные и морские суда, а также морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, комбайны и специальные автомашины, используемые в сельском хозяйстве и зарегистрированные на сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба (армия, полиция и т.п.);
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медслужбы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, а также стационарные и плавучие морские платформы, передвижные морские буровые установки и буровые суда;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также те, розыск которых прекращен.

Если у вас угнали автомобиль, то начиная с месяца, в котором произошел угон, вы не должны платить транспортный налог. И только с месяца, в котором автомобиль возвращен владельцу, налог снова подлежит уплате. Как следует из данной нормы НК РФ, если автомобиль так никогда и не найдут, то налог за него платить не придется.

Как видно, некоторые льготы по налогу зависят от мощности двигателя транспортного средства. И это неслучайно – именно мощность двигателя является налоговой базой для исчисления налога. Мощность двигателя для целей налогообложения определяется по регистрационным документам. Правда, и здесь есть исключения – для самолетов, оборудованных реактивными двигателями, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя, а для несамоходных водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах. Если же водное или воздушное транспортное средство не попадает ни в одну из вышеописанных категорий (например, планер), то налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сколько нужно платить?

Итак, теперь, когда налоговая база определена, для расчета налога нам остается узнать лишь величину налоговой ставки. Однако НК РФ содержит лишь базовые ставки налога. Почему так? Транспортный налог, как мы помним, – налог региональный. А это означает, что у субъектов Федерации должно быть право как-то влиять на величину налога. И такое право установлено в ст. 361 НК РФ. Законом субъекта РФ допускается увеличение или уменьшение базовой ставки налога не более чем в 10 раз. А если речь идет о легковых автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, то законом субъекта РФ налоговая ставка на такой автомобиль может быть уменьшена до нуля.

Также региональные власти могут ввести разные ставки налога для транспортных средств разных лет выпуска, разных экологических классов. Это позволяет в каких-то регионах поддержать, например, небогатых владельцев старых автомобилей путем применения пониженной ставки налога, а в других – наоборот, установить на старые автомобили повышенный налог, побуждая тем самым владельцев быстрее менять автомобиль на более новый и современный.

Помимо этого, с 2014 года существует так называемый налог на роскошь — владельцы автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. платят транспортный налог с повышающим коэффициентом, причем чем дороже автомобиль – тем этот коэффициент выше.

Отдельно стоит упомянуть о том, что НК РФ не предусмотрены льготы по налогу для пенсионеров, правда, такие льготы могут быть установлены законами субъектов Федерации.

Таким образом, для расчета транспортного налога, например, на автомобиль, необходимо знать налоговую ставку, установленную в том регионе, где зарегистрирован владелец автомобиля. Сам налог за календарный год (а именно год является налоговым периодом по данному налогу) рассчитывается путем умножения налоговой ставки на величину налоговой базы.

Примеры расчета налога

Если у вас в собственности находится легковой автомобиль мощностью 149 л.с., а ставка в вашем регионе для такого автомобиля составляет, допустим, 3,5 руб., то сумма налога за год владения автомобилем составит 149 х 3,5=521,5 руб.

А как рассчитать налог, если автомобиль был приобретен, скажем, в сентябре? Для этого нужно обратиться к п. 3 ст. 362 НК РФ. В этом случае необходимо разделить сумму налога, рассчитанную за год, на 12, и умножить на количество месяцев, которое вы владели автомобилем. Если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно, то месяц постановки на учет учитывается в количестве месяцев владения в соответствующем году, а если после – то не учитывается.

Продолжим наш пример. Допустим, автомобиль поставлен на учет 14 сентября 2019 г. Тогда сумма налога за 2019 год составит 521,5/12 х 4=173,83 руб. Четыре – это количество месяцев владения автомобилем в 2019 году (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Если же автомобиль поставлен на учет 16 сентября, то для целей налогообложения учитывается только три месяца – октябрь, ноябрь и декабрь. Если же вы продали автомобиль в течение года (или он снят с регистрации по каким-то иным причинам), то действует обратное правило – если снятие с регистрации произошло после 15-го числа, то этот месяц учитывается для целей налогообложения, а если до 15-го числа – то не учитывается.

Ставки

Иногда возникают споры относительно применения той или иной налоговой ставки. Базовая ставка за легковой автомобиль мощностью свыше 100 и до 150 л.с. составляет 3, 5 руб., а для грузового автомобиля той же мощности – 4 руб. И некоторые автовладельцы уверены, что если в свидетельстве о регистрации указана категория «В», то данный автомобиль является легковым. Однако это не так. Категории транспортных средств (А, В, С, D, прицеп) установлены в соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении, принятой на Венской Конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 г. И к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили. А для целей налогообложения учитывается не только категория, но и тип, и назначение автомобиля. Поэтому, например, автомобиль «Газель» с бортовым кузовом, предназначенный для перевозки грузов, должен облагаться по ставкам для грузовых автомобилей (см., в частности, письмо ФНС России от 08.06.2017 № БС-3-21/3923@).

Как и когда уплачивается транспортный налог?

Граждане и юридические лица платят его по-разному.

  • Юридические лица

Организации самостоятельно рассчитывают налог и авансовые платежи, которые подлежат уплате ежеквартально (если иное не установлено законом субъекта РФ), а по окончании налогового периода, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют в налоговый орган декларацию по налогу и (не ранее 1 февраля) уплачивают налог, сумма которого определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммой, уплаченной за этот же год в качестве авансовых платежей.

  • Физические лица

Для граждан все проще. Они уплачивают налог на основании налогового уведомления, которое раз в год присылается налоговым органом. Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который этот налог исчислен. Например, налог за 2019 год необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2020 г. Отдельно стоит отметить, что в налоговом уведомлении может быть указана сумма налога лишь за три налоговых периода (года), предшествующих году, в котором такое уведомление направлено (см. п. 3 ст.363 НК РФ). Это означает, что если уведомление направлено в 2019 году, то в нем могут быть указаны суммы налога лишь за 2016, 2017 и 2018 годы. И только эти суммы подлежат уплате налогоплательщиком. Неправомерно включать в уведомление суммы налога за 2015 и предшествующие годы.

Отменят ли транспортный налог в 2020 году?

Несмотря на то что во многом порядок обложения налогом несправедлив (не имеет никакого значения, в первую очередь, пробег того же автомобиля), и об этом постоянно ведутся дискуссии, вряд ли стоит ожидать неких принципиальных изменений в порядке расчета и взимания транспортного налога в 2020 году.

ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О транспортном налоге в Кировской области

Принят Законодательным Собранием Кировской области 28 ноября 2002 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» от 24.07.2002 N 110-ФЗ устанавливает и вводит в действие транспортный налог на территории Кировской области.

Статья 1. Общие положения

Транспортный налог (далее — налог) устанавливается главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и настоящим Законом, вводится в действие настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Кировской области.

Средства транспортного налога направляются в территориальный дорожный фонд Кировской области в соответствии с нормативом отчисления, установленным законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Для целей настоящего Закона применяются понятия «Налогоплательщики», «Налоговая база», «Налоговый период», «Отчетный период», «Налоговая декларация» в том значении, в котором они установлены в соответствующих статьях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил:

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

8) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 3. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая
ставка в руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каж-
дой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

9,5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до
183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до
25,74 кВт) включительно

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошади-
ной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каж-
дой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до
183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с
каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каж-
дой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспорт-
ные средства с мощностью двигателя (с каждой ло-
шадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лоша-
диной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых оп-
ределяется валовая вместимость (с каждой регист-
ровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, име-
ющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого
килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства,
не имеющие двигателей (с единицы транспортного
средства)

Статья 4. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу организациями:

1.1. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями (далее — налогоплательщики-организации), устанавливаются первый квартал, второй квартал, третий квартал, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящей статьи.

1.2. Для налогоплательщиков-организаций, исчисливших сумму налога за прошедший налоговый период в размере менее 5 тыс. рублей, отчетные периоды не устанавливаются.

1.3. Налогоплательщики-организации, исчислившие сумму налога за прошедший налоговый период в размере 5 тыс. рублей и более, по итогам каждого отчетного периода уплачивают авансовые платежи по налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября).

1.4. Транспортный налог, исчисленный по итогам налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.

2. Порядок и сроки уплаты налога физическими лицами.

2.1. Исключен.

2.2. Сумма налога определяется налоговыми органами на основании представленных регистрирующими органами сведений о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства по состоянию на 31 декабря истекшего налогового периода с учетом всех изменений, произошедших за предыдущий календарный год, и с учетом льгот, права на которые заявлены налогоплательщиками.

В случае возникновения в течение года у физических лиц права на льготу по транспортному налогу они освобождаются от уплаты налога, начиная с месяца, в котором возникло право на льготу.

Для получения льгот физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

При утрате в течение года права на льготу исчисление транспортного налога производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

2.3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств согласно налоговому уведомлению не позднее 1 июля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 5. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы. Льготы предоставляются на основании соответствующих книжек названных Героев и орденских книжек (в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода);

Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 части 1 статьи 5 данного документа см. решение Кировского областного суда от 17.02.2006.

2) организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси) по установленным городским, пригородным, междугородным и межреспубликанским маршрутам, кроме транспортных средств, переданных в аренду;

3) инвалиды I группы, имеющие легковые автомобили (в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода) и мотоциклы;

4) сельскохозяйственные товаропроизводители.

В целях применения настоящего Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов за налоговый период.

Доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший налоговый период:

если за прошедший налоговый период доля доходов составила 70 и более процентов, то в текущем налоговом периоде налог не уплачивается, но если по результатам работы за текущий налоговый период эта доля будет менее 70 процентов, уплата налога за текущий налоговый период производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год;

в случае, если в течение прошедшего налогового периода налог уплачивался, но по результатам работы за этот налоговый период доля доходов составила 70 и более процентов, налогоплательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке;

если за прошедший налоговый период доля доходов составила менее 70 процентов, то в текущем налоговом периоде уплата налога производится в общеустановленном порядке.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих торговую деятельность, в общем доходе учитывается разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Основаниями для предоставления льготы являются:

— для организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных как юридические лица, — данные годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

— для крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, — копия свидетельства о государственной регистрации в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства и выписка из книги учета доходов и расходов;

5) государственные и муниципальные учреждения здравоохранения области в части специализированного и санитарного транспорта;

6) организации, имеющие мобилизационные задания, в части транспортных средств, являющихся мобилизационным ресурсом, не используемым в производственном процессе и находящемся на хранении.

Основанием для предоставления льготы являются выписка из приказа по предприятию о зачислении указанных транспортных средств в штат автоколонны войскового типа и приказ по предприятию о постановке этих транспортных средств на хранение, согласованные с военным комиссариатом и головным исполнителем мобилизационного задания;

7) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального образования.

Основанием для предоставления льготы является устав образовательного учреждения;

8) организации противопожарной службы Кировской области, финансируемые из областного бюджета.

2. Уплачивают налог в размере 30 процентов от установленной ставки:

1) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также иные категории граждан, на которых распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации действие указанного Закона Российской Федерации (в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода).

Основанием для предоставления льгот перечисленным в настоящем подпункте лицам являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, удостоверения единого образца, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 30 «О порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче им удостоверений единого образца», удостоверения, выданные Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах со штампом (надпечаткой) «летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях»;

2) организации жилищно-коммунального хозяйства, выполняющие областной и (или) муниципальный заказ, финансируемые за счет областного и (или) местного бюджетов (за исключением легкового автотранспорта). Основанием для предоставления льгот организациям, перечисленным в настоящем подпункте, является заказ, оформленный в Правительстве Кировской области и (или) органах местного самоуправления, на выполнение работ по эксплуатации и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

3) инвалиды 2 и 3 групп, имеющие легковые автомобили (в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода) и мотоциклы;

4) органы местного самоуправления в части транспортных средств, находящихся в муниципальной казне и переданных по договору аренды организациям жилищно-коммунального хозяйства.

Основанием для предоставления льгот является договор аренды.

3. Уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной ставки:

1) мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, не пользующиеся льготами по другим предусмотренным настоящим Законом основаниям, в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода.

Основанием служат документы, удостоверяющие личность;

2) физические лица в отношении одного катера, моторной лодки или другого водного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно в течение налогового периода;

3) организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, у которых удельный вес выручки от осуществления этой деятельности составляет 70 процентов и более от общей суммы их выручки.

К автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, в целях настоящего Закона, относятся автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся соответственно собственностью Российской Федерации и собственностью Кировской области, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.

Удельный вес выручки от осуществления работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования определяется по результатам работы за прошедший год:

если за прошедший год удельный вес указанной выручки составил 70 и более процентов, то в текущем году налог уплачивается в размере 50 процентов, но, если по результатам работы текущего года удельный вес выручки этих хозяйствующих субъектов будет менее 70 процентов, уплата налога за текущий год производится в размере 100 процентов не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации по транспортному налогу за текущий год;

если в течение прошедшего года налог уплачивается в размере 100 процентов, но по результатам работы за истекший год удельный вес указанной выручки составил 70 и более процентов, налогоплательщику по его заявлению производится возврат излишне уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке;

если за прошедший год удельный вес указанной выручки составил менее 70 процентов, то в текущем году уплата налога производится в размере 100 процентов.

Для организаций, также осуществляющих торговую деятельность, при расчете удельного веса в общую сумму выручки включается разница между продажной и покупной стоимостью товаров;

4) организации, исполняющие военно-транспортную обязанность, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента РФ от 02.10.1998 N 1175, в части транспортных средств зачисленных в состав автомобильных колонн войскового типа.

Основанием для предоставления льготы является согласованный с головным исполнителем мобилизационного задания и военным комиссариатом список транспортных средств, включенных в состав автомобильной колонны войскового типа, по форме согласно приложению к настоящему Закону. Согласованный список транспортных средств представляется в налоговые органы до наступления налогового периода, в котором организация претендует на налоговую льготу, установленную настоящим подпунктом.

В случае изменений в составе транспортных средств организации должны произвести переоформление ранее представленных в налоговые органы списков транспортных средств.

Статья 6. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования и вводится в действие с 1 января 2003 года.

Губернатор
Кировской области
В.Н.Сергеенков

г. Киров
28 Ноября 2002 года
№ 114-ЗО

Текст закона в формате Word (doc, 32 кб)

Календарь материалов

Размер ставки зависит от мощности двигателя. Так, для машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил установлена ставка в 25 рублей за лошадиную силу, мощностью от 100 до 150 л. с. — ставка в 35 рублей, мощностью от 150 до 200 л.с. — 50 рублей, мощностью от 200 до 250 л.с. — 75 рублей. А для самых мощных автомобилей (более 250 л.с.) — ставка налога составляет 150 рублей за одну лошадиную силу.

Существующая градация ставок транспортного налога подразумевает, что владельцы дешевых автомобилей должны платить меньше, чем владельцы люксовых иномарок. «Люксовость» законодатель, как правило, определяет через количество лошадиных сил в двигателе автомобиля, отмечают в «ФинЭкспертизе». В целом, максимально допустимой законодательством ставкой в 150 рублей за л.с. самые дорогие автомобили (с двигателем мощностью более 250 лошадиных сил) облагаются в 43 регионах.

«Основным показателем, маркирующим транспортный налог в том или ином регионе как налог на роскошь или социально ориентированный, является разница в размере ставок на самую мощную и самую маломощную категорию транспортных средств. Чем больше эта разница, тем с большей долей вероятности можно назвать налог в регионе налогом на роскошь», — отмечают авторы исследования.

По этому критерию основными регионами, воспринимающими транспортный налог, как налог на роскошь, стали Оренбургская, Свердловская и Калининградская области. В Оренбургской области ставка транспортного налога на самые бюджетные автомобили составляет 0 рублей, а на самые дорогие — максимальные 150 рублей. В Свердловской области также минимальная ставка налога составляет 0 рублей, а максимальная — 99,2 рубля. В Калининградской области минимальная и максимальная ставки транспортного налогов различаются в 59 раз (от 2,5 рубля до 147 рублей).

А вот Пермский край, напротив, одно время был регионом с маленькой разницей между ставками на разные классы автомобилей. Там ставка на автомобили с мощностью двигателя свыше 251 л.с. всего в два раза превышала ставку на авто мощности до 100 л.с. Правда, это уже в прошлом. Вообще, налоговые ставки не менялись в Прикамье с 2010 года. Но в октябре 2018 года с подачи краевого Минэкономразвития депутаты Законодательного собрания региона приняли новые ставки, включив детальную градацию по мощности автомобиля и годам выпуска авто. В результате для 45 процентов владельцев легковых автомобилей налоговая нагрузка снизилась (к ним относятся авто с мощностью до 100 л.с. старше 5 лет, авто с мощностью двигателя от 150 до 175 л.с. независимо от возраста автомобиля, и авто с мощностью двигателя от 175 до 200 л.с. старше 5 лет). Если же говорить о корректировке в целом, то для автомобилей мощностью до 150 л.с. повышение ставки произошло примерно на 10 процентов, а для автомобилей свыше 300 л.с. — на 130 процентов.

«В Налоговом кодексе установлены базовые ставки, и регионам разрешено увеличивать или уменьшать эти ставки, но не более, чем в десять раз», — поясняет «РГ» замдиректора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская. При этом ограничение размера уменьшения налоговых ставок регионами не применяется в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, уточняет она.

Также регионы могут варьировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска автомобиля, или его экологического класса. В результате регионы устанавливают ставки транспортного налога в зависимости от своей бюджетной обеспеченности, говорит эксперт.

Для примера авторы исследования предлагают сравнить суммы налога на автомобиль Lada Granta (классик) мощностью в 87 л.с. и Kia Rio мощностью 123 л.с., которые занимают первые строчки в рейтинге самых продаваемых авто в России.

Предположим, что Lada Granta — новый автомобиль, Kia Rio — в возрасте от 5 до 10 лет. При таких условиях, в Оренбургской области владельцы Lada Granta вообще не будут платить транспортный налог, а в Башкортостане заплатят 2175 рублей в год. Собственники Kia Rio в Магаданской области заплатят 1230 рублей, а в Вологодской области — 4305 рублей транспортного налога в год.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *