Транспортный налог когда отменят

За неделю появилось сразу несколько предложений об отмене или уменьшении транспортного налога. Идеи высказывали депутаты Госдумы и представители экспертного сообщества. Координатор комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук рассказал «ФедералПресс», что за 16 лет водительского стажа ни разу не заплатил этот налог и вот уже почти 10 лет активно выступает за его отмену. Куда уходят деньги автовладельцев и как добиться обнуления налога на транспортное средство – в видеоинтервью «ФедералПресс».

«Я поддерживаю любые предложения, которые хоть как-то освободили бы автовладельцев от налогов. У нас топливо практически на 80 % состоит из акциза. Поэтому-то у нас цена на топливо и не меняется при изменении стоимости нефти. Напомню, когда вводили акциз на топливо, изначально речь была о том, что мы введем акциз на топливо и уберем транспортный налог. Президент много раз об этом говорил. Я жду, когда же его уже отменят.

Сейчас появилась перспектива послабления, но я не представляю, как с технической точки зрения это будет сделано. Предлагают отменить транспортный налог для россиян, которые не пользуются автомобилем дольше полугода. При этом необходимо сдать номерные знаки в ГАИ.

Куда человек поедет? В какую ГИБДД? А если ГИБДД далеко, на чем он поедет? А надо ли инспекции хранить номера, делать у себя склад? А если человек сделает дубликаты номеров? Хотя дубликаты будут равноценны многим машинам и самому транспортному налогу за год или больше. Я считаю, что администрировать такую систему – это просто ужас. Пока я думаю, что нереализуема инициатива в таком виде.

Налог давно обещали отменить

Я думаю, государство могло бы само освободить население от транспортного налога на этот год. Тем более что уплачиваться он будет в следующем году. Если брать масштабы Свердловской области, то это примерно 2–3 млрд рублей, что в принципе даже меньше размера дорожного фонда. Это звучит как большая сумма, но в общей массе доходов бюджета она не большая.

В 2011 году в Екатеринбурге была большая конференция «Народного фронта». Я тогда задал вопрос на тот момент премьер-министру России Владимиру Путину. Спрашивал, когда уже отменят транспортный налог. Мне нынешний президент ответил «скоро». Видим, что «скоро» еще не наступило, Госдума сопротивляется воле президента, не хочет отменять транспортный налог.

Транспортный налог уже был перенесен в стоимость топлива, когда вводили акциз. Налог уже 13-14 лет находится в акцизе. До недавнего времени юридические лица помимо транспортного налога на автомобиль еще платили налог на имущество, что вообще какой-то сюр. То есть было два налога на одно транспортное средство.

Куда попадают средства от транспортного налога

Когда человек платит налоги государству, он, наверно, может только рассчитывать на то, что они пойдут в нужное место, а не пропадут, мягко говоря. Есть определенное недоверие к тратам. Счетная палата каждый год рапортует о триллионах-триллиардах рублей, которые куда-то в непонятном направлении испарились.

Конкретно транспортный налог в последние несколько дней стал целевым. Он наполняет дорожный фонд субъекта, в котором собирается. За это тоже долго бились, потому что раньше он попадал в общий бюджет. Однако, если учесть, что у нас стоимость дороги одна из самых высоких в мире, дороже чем в условиях вечной мерзлоты в Норвегии, остается сожалеть.

«16 лет не плачу налог»

У меня первое транспортное средство появилось в 2004 году, и я ни разу не заплатил транспортный налог, уже почти 16 лет. Напомню, есть налоговая амнистия: если в течение трех лет не был взыскан налог с вас, он автоматически амнистируется. Это можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru или скачать мобильное приложение. Я захожу и смотрю, каждый год он у меня обнуляется.

Периодически налоговая подает в суд, я, конечно, стараюсь это отменить, сужусь, что-то доказываю. По факту с меня взыскали пару раз какие-то незначительные суммы. У меня задолженность порядка 140 тысяч. Я за это абсолютно не переживаю, поскольку в текущей системе и при текущей расторопности налоговых органов они просто не смогут выдержать все установленные процессуальные сроки, чтобы обратиться за взысканием. Если уж взыщут – ну что делать. Пеня там небольшая.

Моя гражданская позиция такая: когда мне президент десятки лет обещает, что налог надо отменить, что он несправедлив, я не нахожу в себе моральных сил платить налог, который должны давно-давно отменить.

Регион может обнулить ставку

Ставки транспортного налога утверждаются региональными властями. И если законодательное собрание какого-то субъекта захочет заботиться о своих гражданах, оно может поставить ставку ноль. По такому пути пошли наши северные соседи– ХМАО, которые одними из первых на транспорт до 100 лошадиных сил обнулили транспортный налог. Также сделали некоторые другие субъекты. В Чечне – до 150 лошадиных сил не платили какое-то время.

У нас в стране зарегистрировано порядка 50 млн автомобилей. И пенсионеров примерно столько же. Но почему-то пенсионерам государство регулярно делает реверансы и как-то о них все время вспоминает и заботится. Об автовладельцах не вспоминает вообще никто. ОСАГО растет, бензин растет, транспортный налог есть, НДС в запчастях есть, платные парковки есть. Один геноцид автовладельцев».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Сюжет по этой теме

Минфин выступил против упразднения транспортного налога, отметив при этом, что замещение этого налога акцизом может привести к росту цен.

Напомним, вчера в Госдуму поступил законопроект, который предлагает отменить транспортный налог. По мнению автора поправок в НК РФ, полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране.

В Минфин отмечает, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Кроме того, транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.

Данный налог показывает высокий коэффициент собираемости. Так в 2019 году на начисленные по транспортному налогу 179,6 млрд рублей поступления составили 175,1 млрд рублей.

Соответственно, отмена транспортного налога приведет к снижению поступлений региональных бюджетов, направляемых на формирование дорожных фондов, что потребует соответствующей компенсации из федерального бюджета.

«В свою очередь, идея с компенсацией выпадающих доходов за счет акцизов на топливо может привести к негативным последствиям. Значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары», — считают в Минфине.

БУХПРОСВЕТ

Транспортный налог уплачивается организациями в сроки, установленные региональными нормативными актами. Налоговые льготы и пониженные ставки по транспортному налогу для организаций также устанавливаются региональным законодательством. Физлица обязаны уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом транспортный налог можно оплатить заранее, не дожидаясь срока уплаты, путем внесения на счет ИФНС единого налогового платежа.

Транспортный налог не уплачивается в отношении промысловых и пассажирских морских и речных судов, тракторов и специальных автомашин, зарегистрированных на сельхозпроизводителей. Не уплачивается налог в отношении автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами.

Также не облагаются налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона. Обязанность по уплате налога приостанавливается с месяца начала розыска транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Обязанность по уплате налога прекращается с момента снятия транспортного средства с учета в органах ГИБДД.

По мнению Леонида Хазанова, оснований для подорожания бензина нет; промышленный эксперт считает, что опасаться стоит других последствий.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов заявил, что оснований для подорожания бензина в связи с принятием законопроекта об отмене транспортного налога в России нет. Слова эксперта приводит издание «АиФ».

Депутат Госдумы Андрей Барышев предложил отменить в России транспортный налог. Соответствующий законопроект внесён в нижнюю палату парламента. Заменить транспортный налог хотят акцизами с продажи топлива.

Россияне выразили беспокойство по поводу нового законопроекта и опасения, что бензин в стране может значительно подорожать.

Однако промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что это маловероятно.

«Я не вижу оснований для подорожания бензина и дизельного топлива после отмены транспортного налога, ведь речь не идёт о том, чтобы после этого увеличить ставки акцизов с нефтепродуктов», — заявил эксперт.

Хазанов отметил, что есть иные опасения. Ликвидация транспортного налога может привести к потерям доходов дорожных фондов, из которых финансируется прокладка и ремонт автомобильных магистралей по всей территории страны.

Он подчеркнул, что всё будет зависеть от правильности распределения налоговых поступлений из консолидированного бюджета России и в грамотности расходования его средств на местах.

По мнению эксперта, было бы логично уменьшить налоговые ставки для «так называемых народных машин», но сохранить неизменными для «люксовых».

«У богатых людей всегда найдутся деньги на уплату налога на их дорогостоящие автомобили», — сказал Леонид Хазанов.

Против нового законопроекта уже выступили в Министерстве финансов. В ведомстве подчеркнули, что это приведёт к снижению поступлений в дорожные фонды.

Кроме того, транспортный налог является региональным, то есть он формирует часть доходов региональных и местных бюджетов. В каждом субъекте федерации ставка налога, порядок и сроки его уплаты формируются самостоятельно.

Напомним, 23 июля объявили об отмене в России фиксированного налога на бизнес.

Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России

Идея отмены транспортного налога в России появилась в 2017 году. Периодически всплывает она в 2019 году и, по всей видимости, продолжит это делать в 2020-м. Такие предложения рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.

Первое обусловлено его плохой собираемостью. Она составляет всего 40–50%.

Второе связано с установленным порядком расчета. Сейчас основным фактором, от которого зависит размер налога, является мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.

Все это и порождает различного рода инициативы по отмене транспортного налога (ТН) и его замене более эффективным инструментом. Не сомневаемся, что когда-то это все же произойдет, но в настоящий момент когда отменят транспортный налог в России,не ясно.

О том, как различаются принципы уплаты налога на транспорт для юр- и физлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты транспортного налога в 2019 — 2020 годах».

Отмена транспортного налога в 2020 году: чем предлагается заменить ТН

Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин.

Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».

Также есть вероятность того, что в жизнь воплотятся оба предложения, и тогда вместо одного транспортного налога мы получим два новых.

Последние новости об отмене транспортного налога в 2020 году

Сдвигов в вопросе об отмене транспортного налога в 2019 году не было, т. е. для 2019 года в расчете налога на транспорт все остается по-прежнему. Вероятность того, что транспортный налог отменят в 2020 году, тоже крайне мала.

По мнению законодателей, полностью отказаться от транспортного налога невозможно и необходимо искать альтернативные пути его замены. Связано это с тем, что данный налог эффективно наполняет бюджеты регионов, в т. ч. тех, которые испытывают трудности с финансированием.

О том, что нового в расчете налога на транспорт появилось в последнее время, читайте в материалах нашей одноименной рубрики.

Итоги

Транспортный налог пока не отменили, и его необходимо по-прежнему уплачивать, хотя он считается неэффективным и несправедливым.

Налог предлагают заменить экологическим сбором или включить его сумму в акцизы на бензин с уплатой его автовладельцами прямо на АЗС при заправке бака топливом.

Правительством высказывалось предложение вообще освободить от транспортного налога владельцев электромобилей. Но пока эта инициатива не нашла поддержки у депутатов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Битва за отмену этого налога длится уже более десяти лет. При каждой заправке автовладелец платит акциз за топливо, который идет на содержание дорог. Но, помимо этого, с него еще берут транспортный налог. Кроме того, он платит за проезд по платным дорогам и за парковку своего автомобиля. А ведь и дороги строятся, и парковки организуются из тех средств, которые он уже заплатил в виде акциза и транспортного налога.

— Сегодня, по сути, имеет место двойное налогообложение собственников транспортных средств, — объясняет один из авторов законопроекта депутат Борис Пайкин. — Они платят акциз и еще ежегодно уплачивают транспортный налог. При этом последний исчисляется с учетом мощности двигателя. В результате транспортный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно, и те, кто использует его лишь изредка. В этом состоит главная несправедливость, которую необходимо устранить.

Напомним, что акциз вводили как раз для отмены транспортного налога. Предполагалось, что водители будут платить так, как они ездят. Сам налог планировали упразднить, когда собираемая сумма станет меньше, чем бюджет получает от акцизных сборов. Этот момент уже давно наступил, но отмены налога не случилось.

— Ценообразование на рынке топлива, которое дорожает и при растущей, и при падающей нефти, увеличивает нагрузку на владельцев машин за счет постоянно растущего акциза, — поясняет еще один автор законопроекта глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. — Фактически двойное налогообложение бьет по карману водителей и повышает градус социальной напряженности. Отмена транспортного налога представляется уместной и своевременной. Регионам крайне сложно отменить этот налог, поскольку они будут автоматически лишены субсидий из федерального бюджета, поэтому это надо сделать на федеральном уровне.

Двойное налогообложение бьет по карману водителей. А в свое время акциз вводили как раз для отмены транспортного налога

Правительство не поддержало отмену транспортного налога. В отзыве, приложенном к законопроекту, говорится, что транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты — один из источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

«Реализация изменений, предлагаемых законопроектом, приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов, — поясняется в документе. — Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов на сумму не менее 160 млрд рублей в год, а компенсировать их предлагается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Однако авторы не указали конкретные источники для финансирования таких трансфертов».

Напомним, что с момента появления акциза чуть ли не каждый год предлагается отменить налог, но дальше разговоров дело не идет.

Однако в этот раз отмену налога не поддержали даже некоторые защитники прав автомобилистов.

Так, например, председатель рабочей группы по защите прав автомобилистов при Общероссийском народном фронте Петр Шкуматов напомнил, что помимо автомобилей с традиционным топливом по нашим дорогам ездят еще машины с газобаллонным оборудованием, а также электромобили. И в ближайшей перспективе, особенно при поддержке правительства, их количество будет только расти.

Так вот, владельцы таких автомобилей сейчас платят транспортный налог. Но не платят акциз. Если убрать транспортный налог, они вообще не будут вносить свой взнос в заботу о дорогах.

По экспертным подсчетам, на строительство и содержание дорог требуется около 4 триллионов рублей в год. Эти деньги складываются из акциза и транспортного налога. Но если акциз идет целенаправленно в дорожные фонды, то транспортный налог поступает в региональные бюджеты, где размывается вместе с другими доходами.

В итоге поступления от транспортного налога идут не на содержание дорог, а на проведение различных фестивалей, утверждает Петр Шкуматов. Поэтому необходимо этот налог реформировать. В первую очередь сделать его целевым. Также необходимо пересмотреть шкалу, в отношении каких транспортных средств и в каком размере он назначается. Все это требует долгой и серьезной работы.

Транспортный налог необходимо реформировать. В первую очередь сделать его целевым, чтобы деньги направлялись в дорожные фонды

По мнению Петра Шкуматова, если отказаться от транспортного налога и пополнять дорожные фонды за счет акциза, то стоимость топлива у нас станет на уровне Европы. Если отказаться от акциза, оставив транспортный налог, то бензин подешевеет, но каждому автовладельцу придется ежегодно платить в бюджет по 65 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *