Тосол с водой

Рецептура антифриза: тайна за семью замками?

В статье представлена рецептура антифриза – вещества, предназначенного для охлаждения в современных автомобилях и других транспортных средствах.

Еще с давних времен водители заливали воду в радиатор своего автомобиля. Для того, чтобы она не замерзла, предварительно добавляли специальное вещество – этиленгликоль. Полученная смесь не представляла опасности блоку цилиндров и радиатору, поскольку превращалась в вязкую кашицу с мелкими льдинками, не склонными к разрыву автомобильного оборудования. Для старых автомобилей, которые имели чугунные моторы и латунные радиаторы, данное вещество казалось почти идеальным вариантом, поскольку было безопасным еще и в плане коррозии. Так и появился антифриз, что в дословном переводе значит «против мороза».

Первые проблемы

Вместе с совершенствованием автомобилей появились и первые неприятности. Во время циркуляции по новым системам охлаждения нагретый антифриз поглощал металл. Так без целых кусков оставалась крыльчатка и стенки каналов головки блока. Научно-исследовательские институты тут же принялись решать эту проблему и предложили для снижения коррозионной активности использовать добавки в виде неорганических солей. Они способствовали появлению на стенках металлических поверхностей слоя, устойчивого к воздействию этиленгликоля.

В это же время возникает еще одно название антифриза – тосол. Появилось оно достаточно интересным образом. Первый три буквы пошли от отдела при институте, занимавшемся проблемами совершенствования антифриза – «Технология органического синтеза». Окончание –ол – как дань химической терминологии. Так страна впервые и познакомилась с тосолом!

Так есть ли различия?

Повторимся – любая охлаждающая жидкость является антифризом. Тосол – так же антифриз. У большинства продавцов тосолом принято называть жидкость, больше предназначенную для отечественных автомобилей. Хотя и под вывеской «антифриз» можно купить некачественный товар. Чтобы быть уверенным в своем выборе рекомендуем приобретать антифризы только от известных и проверенных производителей. Желательно со ссылкой на одобрения товара признанными автомобильными торговыми марками.

Подробная рецептура антифриза

Безусловно, не каждый водитель может позволить себе покупать дорогие антифризы от известных производителей и поставщиков. Скорее всего, именно поэтому многие владельцы автомобилей начали искать рецептуру антифриза с целью экономии финансовых ресурсов. На деле оказалось все не так просто. Большие компании не выдают коммерческих секретов, к которым, без сомнения, относится рецептура товара. Это их прибыль – тут все логично и понятно. Долгое время приходилось экспериментировать.

Но с развитием информационных технологий данные стали более доступными. В частности, в Интернет были выложены базы патентов времен Советского Союза, где и можно найти рецептуру антифриза. Здесь мы приводим лишь несколько вариантов. Любой желающий при наличии выхода в сеть может существенно расширить данную базу

Номер патента

Наименование компонента

На многих интернет-форумах, часто можно встретить вопросы, касающиеся охлаждающей жидкости: Какую лучше выбрать? В чем разница между антифризом и тосолом? Можно ли смешивать эти жидкости? Подходит ли для использования, в целях охлаждения двигателя, обычная вода? и т.д. В данной статье, мы попробуем ответить на некоторые из них, а также, напомним об отдельных особенностях системы охлаждения силового агрегата автомобиля.

Немного о системе охлаждения: что заливать в радиатор автомобиля

Принцип работы любого двигателя внутренного сгорания, предусматривает наличие последовательных мини-взрывов смеси воздуха и топлива, которые вызывают поступательные движения поршней и вращение коленчатого вала. Затем, с помощью системы трансмиссии, возникшая энергия передается на колеса, заставляя их вращаться с определенной скоростью. Таким образом, транспортное средство приходит в движение.

Конечно, это очень упрощенная схема работы автомобиля и на самом деле, все происходящие под капотом процессы, намного сложнее, тем более-что с развитием технологий, они постоянно развиваются и совершенствуются. Однако, вне зависимости от используемого типа двигателя или применяемого вида топлива, возгорание смеси сопровождается выделением огромного количества тепла. Если это тепло не будет вовремя отводиться, то все металлические элементы силового агрегата довольно быстро придут в негодность.

Исходя из этого, вполне логичным будет предположить наличие системы, которая бы и занималась подобным отводом. Естественно, она существует, при чем, так и называется – «система охлаждения двигателя». Обычно, выделяют следующие ее виды: жидкостный, воздушный, смешанный (комбинированный).

Наиболее эффективным и часто используемым способом охлаждения, считается применение жидкости. Функционирование такой системы не только обеспечивает качественный отвод тепла, но и имеет значительно меньший уровень шума. Воздушное охлаждение, в настоящее время, используется очень редко, а ярким примером данного вида можно назвать отечественный Запорожец. Третий вариант (смешанная система охлаждения) объединяет в себе предыдущие два вида, но на сегодняшний день, практически не используется.

Поскольку, в данной статье, нас интересует больше жидкостная охладительная система, то на ее составляющих мы и сосредоточим сейчас свое внимание. И так, к основным элементам относят:

— радиатор (представлен в виде набора тонких металлических трубок и небольших емкостей для собранной жидкости);

— термостат;

— расширительный бачок (в нем скапливаются резервные запасы охладителя);

— помпу, отвечающую за передвижение жидкости под напором;

— вентилятор (также, за счет потока воздуха, принимает участие в снижении температуры);

— патрубки для движения жидкости;

— рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока;

— пробки для слива охлаждающей жидкости из блока и с радиатора;

— водяной центробежный насос.

Когда двигатель находиться в рабочем состоянии, помпа заставляет жидкость начать движение, после чего та проходит по замкнутому кругу сквозь все каналы и радиаторы. В ходе данного действия, существенная часть тепла отводится от металлических деталей и охлаждается в трубках радиатора. На снижение температуры самого радиатора, дополнительное воздействие, оказывает встречный поток воздуха.

Роль охлаждающей жидкости в улучшении работы двигателя

Как мы уже говорили: главное предназначение любой автомобильной системы охлаждения – это отвод тепла от деталей мотора, которые в процессе его работы существенно нагреваются. Однако, на современных автомобилях, данная задача далеко не единственная и помимо функции охлаждения описанная система несет ответственность и за некоторые другие, к ним относятся:

1. Нагревание воздушных потоков в системе отопления, кондиционирования и вентиляции;

2. Охлаждение смазочных материалов;

3. Охлаждение отработанных газов в системе их рециркуляции;

4. Охлаждение воздушных потоков в системе турбонадува;

5. Охлаждение рабочей жидкости в АКПП (автоматической коробке передач).

В процессе сгорания топливной смеси, температура в цилиндрах двигателя может достигать 2000 Со и даже больше. В задачу охладительной системы, входит снижение и поддержание этого показателя на уровне 80-90 Со, что является оптимальным тепловым состоянием двигателя. В некоторых моделях транспортных средств, для дополнительного охлаждения смазочных материалов в системе смазки мотора, устанавливают масляный радиатор. Основным рабочим элементом интересующей нас жидкостной системы охлаждения есть соответствующая жидкость (антифриз или тосол), которую заливают в радиатор автомобиля. В отличии от воды, она не замерзает на морозе (пусть даже температурные показатели будут доходить до -40°С или -65°С) и кипит при температуре +108°С и выше. Кроме того, такая жидкость обладает смазывающими и антикоррозийными свойствами, что предотвращает коррозию металлических деталей мотора и обеспечивает смазку подшипника помпы.

Как видите, используя для охлаждения работающего двигателя обычную воду, Вы не сможете добиться выполнения всех перечисленных функций, кроме того, это не только не улучшит работу силового агрегата, но еще будет способствовать ускоренному износу всех его деталей (мотор заржавеет и помпа выйдет из строя). В экстренных случаях, когда под рукой нет специального охладителя, использовать воду в качестве заменителя можно лишь на кратковременный срок, после чего все каналы необходимо промыть и залить тот раствор, который и предназначается для этих целей.

Правильное и эффективное функционирование системы охлаждения, требует проведения регулярной диагностики, а особенно в межсезонный период – в конце весны или в конце осени. Учитывая важность применения охлаждающей жидкости, совсем не удивительно, что вокруг нее возникает столько вопросов. На просторах интернета, Вы можете найти ответ практически на любой из них, но в нашей статье, мы решили уделить больше внимания лишь одному : «Что лучше заливать в машину антифриз или тосол?», ведь как показывает практика, именно он интересует посетителей многих интернет-форумов.

Разница между антифризом и тосолом: что лучше использовать?

На самом деле, практически никакой особой разницы и нет: и то и другое является охлаждающей жидкостью, просто в результате исторического развития, данные понятия начали разделять. Конечно, с точки зрения химического состава разница есть, но определять эти два вида как «бесспорно плохой» или «несомненно хороший» – будет неправильным.

Что бы лучше вникнуть в особенности тосола и антифриза – обратимся к истории. Изначально, когда только появилась необходимость в охлаждении автомобильного двигателя, для этих целей, в радиатор машины заливали воду, а что бы она не замерзала на морозе – к ней добавляли специальное вещество этиленгликоль. Используя такое средство, владелец мог не беспокоится о разрыве блока цилиндров или радиатора, ведь смесь быстро приобретала вязкое состояние и обладала мелкими кристаллами льда.

Кроме того, для автомобилей того времени, которые имели чугунные двигатели и радиаторы из латуни, такой состав был безопасным и в плане коррозийного влияния, а значит казался идеальным вариантом решения проблемы. Так мир увидел первый антифриз (в переводе с англ. «против мороза»). Все было бы ничего, если бы не одно «но»… С появлением новых, более современных транспортных средств, условия их обслуживания значительно изменились. Проходя по новой, усовершенствованной системе охлаждения, разогретый антифриз существенно разъедал металл, напрочь уничтожая целые куски стенок каналов головки блока и крыльчатки.

Поэтому, сотрудники института «ГосНИИОХТ» разработали новый состав охлаждающей жидкости, который смог решить проблему коррозийной активности стандартного антифриза. Особенностью новинки стали добавки на основе неорганических солей, способные создавать на поверхности металлических деталей устойчивый к этиленгликолю слой. Над названием своего открытия ученные думали недолго и первые три буквы позаимствовали с обозначения своего отдела («Технология органического синтеза»), а окончание, состоящие из двух букв «о» и «л» — досталось из химической терминологии.

В результате, отечественные автолюбители узнали о «ТОСОЛе». Такое название пришлось им «по вкусу» и спустя некоторое время, им стали пользоваться как нарицательным именем. Учитывая, что в те времена, самой высококлассной отечественной машиной считался «Жигуль», то и «Тосол» сразу перешел в разряд элитных жидкостей. Возможно, именно тогда, в головах автовладельцев и зародилась мысль о пригодности данной жидкости только для этой марки автомобилей.

Спустя несколько десятилетий, такое положение вещей резко изменилось: из элитного класса, «жигулям» пришлось переместится чуть ли не на самые нижние ступеньки, а любой компонент этих машин начали считать низкопробной халтурой. Соответственно, «Тосол», который связывали именно с этими автомобилями, в глазах тысячи автовладельцев, также, перешел в разряд некачественной продукции. Больше того, любой антифриз, предназначенный для «наших» машин, по инерции начали называть «Тосолом», забыв на время о том, что вся охлаждающая жидкость – это антифриз.

Конечно, современные антифризы существенно отличаются от своих предков (смеси воды и этиленгликоля), однако, эти два термина («Тосол» и «Антифриз») уверено заняли позицию нарицательных имен, являясь чуть ли не синонимами понятий «плохой» и «хороший».

На появление терминологической путаницы, серьезное влияние оказывали и сами торговцы охлаждающих жидкостей: начиная от оптовиков и заканчивая обычными базарниками. Они особо не вникали в состав своей продукции, а если и знали об ее особенностях, то по привычке продолжали называть вещи не своими именами. Так, при производстве «Тосола», в него добавляют присадки, способные обеспечить лишь минимальный уровень антикоррозийных свойств, что, в принципе легко объясняется: во-первых – это намного дешевле обходиться; во-вторых – лучше будет продаваться (низкая себестоимость отображается в сравнительно невысокой цене), а в-третьих – для «жигулей» и этого хватит.

Что касается многочисленных жидкостей с надписью «Антифриз», то здесь ситуация обстоит еще хуже. Дело в том, что некоторые производители не заморачиваются на счет новых разработок и их внедрения, а под красивым названием скрывается все тот же «Тосол» 70-х — 80- х годов ХХ века. Что внутри такой канистры – остается только догадываться.

Так как же сделать правильный выбор? Ответ один: покупать антифризы известных и уже «продвинутых» производителей. Лучшим подтверждением этого, будет посылание на одобрение продукта каким-то серьезным автопроизводителем, как, например, «БМВ», «Мерседес» или «Фольксваген». Все сомнительные, малоизвестные бренды — лучше пропускать мимо своего внимания, а что бы избежать подделки, обратитесь на официальный сайт любого крупного автопроизводителя, где точно есть информация о том, каким фирмам выдавалось его одобрение.

В общем, лучше всего приобрести тот антифриз, который будет содержать в себе все необходимые компоненты для охлаждения деталей силового агрегата, смазки подшипника помпы и предотвращения коррозии металла, а во всем остальном – выбор за Вами.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Что покажут артисты Белорусского государственного цирка своим зрителям в новом сезоне? Чем примечательная новая программа? Сколько сейчас стоит билет в цирк? Об этом – в материале «АиФ».

ФЭНТЕЗИ ПАРК

2019 год был особенно знаменателен для Белорусского государственного цирка, которому исполнилось 60 лет. На протяжении всего юбилейного сезона жизнь цирка была наполнена интересными событиями. На манеже представили программы «Чудесный дом», «Парад оле-оле-оле!», «Цирки мира», а кульминацией сезона стал ІІ Минский международный фестиваль циркового искусства, который собрал свыше 100 артистов из 18 стран и заслужил высокую оценку экспертов.

Нынешний сезон хоть и не юбилейный, но обещает быть не менее насыщенным. Первое громкое событие – стартующая с 1 февраля новая программа «Водная феерия. Фэнтези парк». В разговоре с «АиФ» представитель «Белгосцирка» Татьяна УЛАСИК отметила, что новое представление сочетает яркие цирковые номера разнообразных жанров, шоу фонтанов и лазерную инсталляцию. Это 200 тонн воды, сотни водных струй под самым куполом цирка и фееричные водопады.

Водные «процедуры» на манеже белорусского цирка – не в новинку. Зрители наверняка помнят шоу гигантских фонтанов, которые с успехом проходили в Белгосцирке несколько лет назад. Теперь появилась возможность вновь окунуться в водную феерию.

ЛЬВЫ И МЕДВЕДИ

В новом представлении примут участие белорусские и зарубежные артисты. Большое внимание уделено дрессированным животным. Андрей Ильин представит номер с умными собачками, Анна Бакаева постарается удивить публику дрессированными обезьянами, на манеже появятся медведи, а также морские львы под руководством Алексея Гаврилова.

Традиционно будут представители воздушной гимнастики (Роман Кронжко и Ангелина Прохорова), эквилибристики (Мария Бакалкина, Владимир Ерофеев), акробаты (Александра Полунчукова), силовые атлеты (Богдан и Дмитрий Казаковы) и другие артисты различных жанров.

И какой же цирк без клоунов? На этот раз в Минске выступят знаменитые Александр и Бэлла Червоткины. Это продолжатели знаменитой династии цирка, которые некоторое время жили в США, участвовали в создании многих популярных американских шоу на Бродвее и в Лас-Вегасе, а теперь радуют своими номерами публику СНГ, в том числе белорусских зрителей.

ЦЕНА ВОПРОСА

Представители Белгосцирка отмечают, что в последние несколько лет цены на билеты в цирк существенно не меняются. Ценовой диапазон – на любой кошелек. Стоимость билета на представление «Водная феерия. Фэнтези парк» составляет от 7 до 102 рублей. Самый дорогой вариант – места в центральной ложе. Цена на первые ряды основных секторов – около 30 рублей. Дети до трех лет допускаются на представления бесплатно, но без предоставления отдельного места. Программа будет демонстрироваться публике до 10 мая.

КСТАТИ

С 16 по 26 января 2020 года в Монте-Карло проходил 44–й Международный Фестиваль циркового искусства. Это мероприятие считается одним из самых выдающихся цирковых фестивалей в мире. Завоевание одной из его наград – показатель высокого уровня мастерства и престижа артиста. В этом году в Фестивале принимали участие артисты цирка разнообразных жанров из 16 стран – Китая, России, Японии, Швейцарии, Бельгии, США, Японии. Среди участников – артист Белгосцирка, дрессировщик Сергей Нестеров, который покорил жюри и завоевал «Серебряного клоуна».

Закулисье цирка. Что скрывается за занавесом «Белгосцирка»? Подробнее

Автомобили ВАЗ разных годов выпуска являются самыми распространенными на дорогах Украины. Секрет их популярности кроется в дешевизне автомобиля, его запасных частей, и простоте, благодаря которой многое в плане ремонта и технического обслуживания можно сделать самостоятельно. К примеру, заменить масло в двигателе или тосол в его системе охлаждения. Сделать это достаточно просто, главное знать несколько важных нюансов об особенностях процедуры замены на каждом конкретном автомобиле. Самый главный вопрос: «Куда заливать тосол?».

Как правильно заливать тосол в «классику» ВАЗ (2101, 2107, 2106, 2105 и т.д.)

В первую очередь необходимо отметить, что согласно регламентам производителя, в систему охлаждения этих машин заливается чуть меньше десяти литров антифриза: 9.75 литра. Далее стоит определиться с типом жидкости: тосол или антифриз. Какого-то одного мнения на этот счет нет, и каждый владелец автомобиля решает сам, что ему больше подходит. Еще один важный нюанс, касающийся замены жидкости в ВАЗ 2101, 2105, 2107, 2106 – перед сливом и заливом тосола нужно обязательно открыть кран печки. Если этого не сделать, то в радиаторе печки останется старый тосол, который потом смешается с новым.

Заливается антифриз непосредственно в горловину радиатора, так как расширительный бачок здесь используется исключительно для того, чтобы расширяющаяся при нагреве жидкость не выдавила пробку. При выполнении замены также нужно обязательно выпустить все воздушные пробки. Для этого следует запустить мотор с открытой заливной пробкой и подождать пока выйдут все пузырьки воздуха. В процессе можно немного придавить педаль акселератора, однако следует помнить, что крышка радиатора открыта и антифриз под давлением помпы может пойти через верх.

Как заливать тосол в ВАЗ 2114, 2108, 2110, 2115?

Правильно заменить тосол в этих автомобилях несколько сложнее. Здесь заливка тосола осуществляется сразу в расширительный бачок, а, чтобы хорошо слить старый антифриз, нужно не только выкрутить пробку для слива в нижней части радиатора, но еще и вынуть специальный болт в блоке цилиндров. При этом стоить помнить о разнице по количеству жидкости в автомобилях ВАЗ 2109-2115 в зависимости от двигателя:

· 16-ти клапанными силовыми установками – 7.8 литра

· с 8-ми – 8.7 литра.

При этом необходимо учитывать, что правильный процесс замены ОЖ предполагает полный слив охлаждающей жидкости. Однако отмечено, что в 16-ти клапанных двигателях без продувки системы остается до 2-2.5 литров старого тосола. Поэтому перед тем, как сливать из системы новый антифриз следует поставить машину на максимально ровную поверхность. Также желательно продуть систему охлаждения сжатым воздухом, чтобы точно выдуть остатки старой жидкости и правильно провести замену тосола на новый.

А потом, в процессе замены, необходимо не забыть выпустить воздушную пробку, иначе двигатель очень быстро закипит. Делается это немного не так, как в предыдущих рассмотренных моделях. В этих машинах нужно сжимать руками резиновый патрубки, буквально выжимая воздух из охлаждающей жидкости. При этом мотор машины обязательно должен быть запущен. После выполнения всех манипуляций следует плотно закрутить крышку расширительного бачка и прогреть силовую установку транспортного средства до рабочей температуры, чтобы проверить свойства тосола – он не должен закипеть.

Охлаждающая жидкость (антифриз) — ключевой элемент системы охлаждения двигателя закрытого типа. Она представляет собой герметичную конструкцию, состоящую из каналов, трубок, термостата, расширительного бака, вентилятора, насоса, радиаторов (масляный, рециркуляции, охлаждения) и теплообменника отопителя. По этой системе в период работы двигателя циркулирует антифриз — за его подачу отвечает центробежный насос (помпа). Объемы подачи регулируются в зависимости от текущей температуры двигательного агрегата.

Пока он не достиг рабочего температурного режима (прогревается), то помпа направляет жидкость по малому кругу — по рубашке охлаждения (трубкам, огибающим двигатель). Когда требуемые температуры достигнуты (80-90 градусов), то термостат реагирует на это изменение — открывается клапан и антифриз отправляется по большому кругу, включающему:

  • малый круг;
  • радиатор;
  • вентилятор.

Таким образом начинается охлаждение жидкости, за счет чего уменьшается температура двигателя. Если температурный режим спадает, путь к большому кругу перекрывается.

Оптимальный уровень антифриза

Определяют объем охлаждающей жидкости с помощью расширительного бачка, через который она и заливается в систему. На нем присутствует две пометки — «Min» и «Max». Нормальный уровень — когда антифриз находится между этими полосками. Если никаких пометок нет, то придется определять «на глаз» — жидкости должно быть примерно пол бачка. Если его не получается увидеть, то измерьте глубину бачка предметом продолговатой формы (обязательно чистым) и залейте антифриз до предполагаемой середины. Антифриз должен быть строго той же маркировки и цвета, что уже залитый в систему (то есть предписанный производителем автомобиля).

Последствия отклонений от оптимального уровня

Не рекомендуется допускать опустошения расширительного бака ниже минимума или его чрезмерное наполнение (превышение максимума). Поскольку каждый из вариантов потенциально способен обернуться неблагоприятными последствиями:

  • слишком мало — антифриза будет недостаточно для заполнения малого круга, что приведет к перегреву двигательного агрегата и нарушению температурного режима. Примеры первоначальных последствий — повысится расход топлива, каналы или трубки начнут растрескиваться. Без восстановления уровня антифриза все закончится преждевременным износом двигателя и его выходом из строя (заклинивания). У поездки на автомобиле вовсе без охлаждающей жидкости итог аналогичный;
  • слишком много — может показаться, что превышение отметки Max позволит отстрочить доливание в дальнейшем, если не знать о расширение охлаждающей жидкости при нагреве. Соответственно, большой объем станет причиной повышения давления внутри системы, который спровоцирует срыв крышки бачка или иное нарушение герметичности. То есть — образуется протечка. Из-за нее уровень антифриза быстрее обычного упадет ниже минимального значения. А это чревато, как мы указали выше, серьезной поломкой двигателя.

Проверяйте объем охлаждающей жидкости не реже раза в неделю. Это поможет избежать серьезных поломок двигателя, если в его системе охлаждения имеется брешь и антифриз вытекает.

Примечание! Антифриз, как и любая другая жидкость, постепенно испаряется. Так как абсолютно герметичных контуров не бывает, со временем уменьшается её уровень. Температура кипения антифриза составляет более 120 градусов, если система охлаждения не работает, то из-под капота может начать идти пар, что свидетельствует о серьезной поломке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *