Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Продажи новых автомобилей в России в 2014—2017 гг.
Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3—8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.
Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5—10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 311588 | 266296 | +17% |
Kia | 181947 | 149567 | +22% |
Hyundai | 157927 | 145326 | +9% |
Renault | 136682 | 117225 | +17% |
Volkswagen | 96459 | 80621 | +20% |
Toyota | 94238 | 94568 | 0% |
Nissan | 76000 | 70464 | +8% |
Skoda | 62302 | 55386 | +12% |
ГАЗ | 58617 | 55803 | +5% |
Ford | 50360 | 42528 | +18% |
Mercedes-Benz | 43312 | 43216 | 0% |
УАЗ | 41632 | 48848 | –15% |
Chevrolet | 32071 | 30463 | +5% |
BMW | 30018 | 27507 | +9% |
Mazda | 25910 | 21543 | +20% |
Datsun | 24510 | 18772 | +31% |
Mitsubishi | 24325 | 16769 | +45% |
Lexus | 23693 | 24117 | –2% |
Lifan | 16964 | 17460 | –3% |
Audi | 16878 | 20705 | –18% |
Ravon/Daewoo | 15078 | 10385 | +45% |
Land Rover | 8883 | 9122 | –3% |
Volvo | 7011 | 5585 | +26% |
Subaru | 6080 | 5638 | +8% |
Chery | 5905 | 4758 | +24% |
Suzuki | 5001 | 4520 | +11% |
Infiniti | 4972 | 4517 | +10% |
Peugeot | 4931 | 3602 | +37% |
Porsche | 4578 | 4961 | –8% |
Citroen | 4377 | 3803 | +15% |
Honda | 2435 | 1747 | +39% |
Fiat | 2323 | 2159 | +8% |
Geely | 2234 | 4473 | –50% |
Jaguar | 2173 | 2073 | +5% |
Haval | 1894 | нет данных | нет данных |
Mini | 1580 | 1360 | +16% |
Changan | 1411 | 540 | +161% |
Cadillac | 1365 | 1274 | +7% |
Jeep | 1274 | 1269 | 0% |
Zotye | 1088 | 301 | —* |
Genesis | 1031 | 46 | —** |
smart | 934 | 696 | +34% |
Dongfeng | 913 | 1152 | –21% |
Isuzu | 736 | 617 | +19% |
FAW | 553 | 829 | –33% |
Foton | 534 | 75 | +612% |
IVECO | 469 | 518 | –9% |
Brilliance | 219 | 863 | –75% |
SsangYong | 123 | 1141 | –89% |
Hawtai | 99 | нет данных | нет данных |
BAW | 91 | 171 | –47% |
Chrysler | 9 | 30 | –70% |
Alfa Romeo | 0 | 100 | — |
Acura | 0 | 163 | — |
Haima | 0 | 114 | — |
* Продажи начались в марте 2016 года | |||
** Продажи начались в октябре 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 96689 | 87662 | +10% |
Лада Гранта | 93686 | 87726 | +7% |
Лада Веста | 77291 | 55174 | +40% |
Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | –24% |
Hyundai Creta | 55305 | 21929 | —* |
Volkswagen Polo | 48595 | 47702 | +2% |
Renault Duster | 43828 | 44001 | 0% |
Лада Ларгус | 33601 | 29341 | +15% |
Лада XRAY | 33319 | 19943 | —** |
Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | +8% |
Chevrolet Niva | 31212 | 29844 | +5% |
Renault Kaptur | 30966 | 13926 | —*** |
Renault Logan | 30640 | 29565 | +4% |
Renault Sandero | 30210 | 28557 | +6% |
Skoda Rapid | 29445 | 25931 | +14% |
Лада 4х4 | 29091 | 27274 | +7% |
Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0% |
Volkswagen Tiguan | 27666 | 10660 | +160% |
Kia Sportage | 24611 | 19003 | +30% |
Skoda Octavia | 22648 | 21759 | +4% |
Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | +15% |
Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | +8% |
Лада Калина | 19989 | 20982 | –5% |
Datsun on-DO | 19712 | 14565 | +35% |
Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | +19% |
* Продажи начались в августе 2016 года | |||
** Продажи начались в феврале 2016 года | |||
*** Продажи начались в июне 2016 года |
Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в 2017 году в России продано 1,6 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11,9% больше чем в 2016 году. Этот год показал положительную динамику впервые с 2012 года.
Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: «Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году до уровня 1 596 млн. штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан».
На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании «Автостат», перепродажи в 2017 году составили 5,3 млн. авто, это на 2,1% больше 2016 года.
Oб автомобилях и ценах:
Место | Марка | 2017 год | 2016 год | +– % |
1 | Lada | 311588 | 266296 | 17,0 |
2 | KIA | 181947 | 149567 | 21,6 |
3 | Hyundai | 157858 | 145254 | 8,7 |
4 | Renault* | 136682 | 117225 | 16,6 |
5 | Toyota* | 94238 | 94568 | -0,3 |
6 | VW | 89469 | 74221 | 20,5 |
7 | Nissan* | 76000 | 70464 | 7,9 |
8 | Skoda | 62302 | 55386 | 12,5 |
9 | ГАЗ ком.авт.* | 58617 | 55803 | 5,0 |
10 | Ford* | 50360 | 42528 | 18,4 |
11 | УАЗ* | 41632 | 48848 | -14,8 |
12 | Mercedes-Benz | 36808 | 36888 | -0,2 |
13 | Chevrolet | 32071 | 30463 | 5,3 |
14 | BMW | 30018 | 27507 | 9,1 |
15 | Mazda | 25910 | 21543 | 20,3 |
16 | Datsun | 24510 | 18772 | 30,6 |
17 | Mitsubishi | 24325 | 16769 | 45,1 |
18 | Lexus | 23693 | 24117 | -1,8 |
19 | Lifan | 16964 | 17460 | -2,8 |
20 | Audi | 16878 | 20705 | -18,5 |
21 | Ravon | 15078 | 1811 | 732,6 |
22 | Land Rover | 8883 | 9122 | -2,6 |
23 | Volvo | 7011 | 5585 | 25,5 |
24 | VW ком.авт. | 6990 | 6400 | 9,2 |
25 | Mercedes-Benz ком.авт | 6504 | 6328 | 2,8 |
26 | Subaru | 6080 | 5638 | 7,8 |
27 | Chery | 5905 | 4758 | 24,1 |
28 | Suzuki | 5001 | 4520 | 10,6 |
29 | Infiniti | 4972 | 4517 | 10,1 |
30 | Peugeot* | 4931 | 3602 | 36,9 |
31 | Porsche | 4578 | 4961 | -7,7 |
32 | Citroёn* | 4377 | 3803 | 15,1 |
33 | Honda | 2435 | 1747 | 39,4 |
34 | FIAT* | 2323 | 2159 | 7,6 |
35 | Geely | 2234 | 4473 | -50,1 |
36 | Jaguar | 2173 | 2073 | 4,8 |
37 | Haval | 1894 | — | — |
38 | MINI | 1580 | 1360 | 16,2 |
39 | Changan | 1411 | 540 | 161,3 |
40 | Cadillac | 1365 | 1274 | 7,1 |
41 | Jeep | 1274 | 1269 | 0,4 |
42 | Zotye | 1088 | 301 | 261,5 |
43 | Genesis | 1031 | 46 | 2141,3 |
44 | smart | 934 | 696 | 34,2 |
45 | DFM | 913 | 1152 | -20,7 |
46 | Isuzu* | 736 | 617 | 19,3 |
47 | FAW | 553 | 829 | -33,3 |
48 | Foton* | 534 | 75 | 612,0 |
49 | Iveco* | 469 | 518 | -9,5 |
50 | Brilliance | 219 | 863 | -74,6 |
51 | SsangYong | 123 | 1141 | -89,2 |
52 | HTM | 99 | — | — |
53 | Baw | 91 | 171 | -46,8 |
54 | Hyundai ком.авт. | 69 | 72 | -4,2 |
55 | Chrysler | 9 | 30 | -70,0 |
56 | Alfa Romeo | 0 | 100 | — |
57 | Daewoo | — | 8574 | — |
58 | Acura | — | 163 | — |
59 | Haima | — | 114 | — |
Всего | 1595737 | 1425786 | 11,9 |
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если LCV
Место | Модель | 2017 год | 2016 год | +– % |
1 | KIA Rio | 96689 | 87662 | 10,3 |
2 | Lada Granta | 93686 | 87726 | 6,8 |
3 | Lada Vesta | 77291 | 55174 | 40,1 |
4 | Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | -24,1 |
5 | Hyundai Creta | 55305 | 21929 | 152,2 |
6 | VW Polo | 48595 | 47702 | 1,9 |
7 | Renault Duster | 43828 | 44001 | -0,4 |
8 | Lada Largus | 33601 | 29341 | 14,5 |
9 | Lada XRAY | 33319 | 19943 | 67,1 |
10 | Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | 7,6 |
11 | Chevrolet NIVA | 31212 | 29844 | 4,6 |
12 | Renault Kaptur | 30966 | 13926 | 122,4 |
13 | Renault Logan | 30640 | 29565 | 3,6 |
14 | Renault Sandero | 30210 | 28557 | 5,8 |
15 | Skoda Rapid | 29445 | 25931 | 13,6 |
16 | Lada 4×4 | 29091 | 27274 | 6,7 |
17 | Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0,5 |
18 | VW Tiguan | 27666 | 10660 | 159,5 |
19 | KIA Sportage | 24611 | 19003 | 29,5 |
20 | Skoda OctaviaA7 | 22648 | 21759 | 4,1 |
21 | Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | 15,3 |
22 | Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | 8,0 |
23 | Lada Kalina | 19989 | 20982 | -4,7 |
24 | Datsun on-DO | 19712 | 14565 | 35,3 |
25 | Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | 18,6 |
На основе данных Association of European Businesses

- Прогнозы и перспективы. Насколько оправдались прогнозы по итогам продаж за 2017 год смотрите ниже. Напомним, в 2017 году было продано 1,6 млн. новых автомобилей, это на 11,9% больше чем в 2016 году.
- В департаменте ЦентроБанка РФ ожидают рост продаж легковых автомобилей в России в 2017 году минимум на 12%.
- По прогнозам АЕБ автомобильный рынок страны имеет потенциал завершить четырёхлетнее снижение и вернуться к росту. Общий объем продаж в 2017 году ожидается на уровне 1.48 млн. автомобилей, что будет на 4% выше результата 2016 года.
Уточнённый прогноз АЕБ изменён в сторону увеличения и равен 1,58 млн. автомобилей или +10,8%. - По мнению специалистов Российской ассоциации дилеров следует ожидать дальнейшего падения продаж до 1,2 млн.
«Никаких позитивных тенденций в целом дилеры не наблюдают. И 1.2 млн. автомобилей будет продано только при условии господдержки, — комментирует глава РОАД Владимир Моженков. — Иначе продажи рухнут ещё ниже – 1,0 – 0,9 млн. единиц, что обернётся закрытием тысяч дилерских центров».
Впервые за четыре последние года в России выросли продажи новых автомобилей. Всего в 2017 году было продано 1 595 737 легковых и легковых коммерческих машин. Эти данные представили на ежегодной конференции Комитета автопроизводителей АЕБ.
Таким образом рост на авторынке по сравнению с 2016 годом составил 12%.
А декабрь 2017 года стал десятым «растущим» месяцем подряд по продажам — в последний месяц года было продано 166 тыс. автомобилей, что на 14% выше аналогичного периода прошлого года.
Реклама
«Несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9%. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», — отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Какие марки и модели чаще всего покупают
Лидерство по итогам года удерживает российски бренд Lada, показав с результатом 311 588 единиц уверенный 17-процентный рост. При этом, как ранее рассказывал «Газете.Ru» исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек, около 45% автомобилей марки продали с использованием государственных программ субсидирования спроса.
Чаще всего дилеры продавали модели Granta (93 686 шт.) и Vesta (77 291 шт.), кроме того эти две модели стали лидерами продаж в декабре, опередив Kia Rio.
На втором месте по предпочтениям россиян в 2017 году – Kia с результатом 181 947 единиц и выдающимся приростом в 22 процента, который стал результатом агрессивной политики бренда по наращиванию объемов продаж. Безусловным лидером стал Rio (96 689 ед.), который пережил обновление и занял первое место среди самых популярных в России моделей. На втором месте по популярности моделей бренда – кроссовер Sportage.
Третье место в 2017 году занял Hyundai — 157 858 единиц (+9%). Самые популярные модели марки — Solaris и Creta. На четвертой позиции – Renault, который продал 136 682 машин (+17%). Лучше всего у французского бренда покупали Duster и Kaptur. Замыкает пятерку лидеров Toyota со стабильным результатом 94 238 единиц (0%). Любимой моделью бренда в 2017 году стал внедорожник Rav4. Далее следуют Volkswagen (89 469 ед.,+ 21%), Nissan (76 000 ед.,+ 8%), Skoda (62 302 ед.,+12%) – локомотивами продаж у чехов стали Rapid и Octavia. Также в первой десятке – ГАЗ и Ford.
Автопроизводители надеются обойтись без стресса
Однако росту продаж радоваться пока рано, ведь до резкого падения спроса на авторынке, автокомпаниям удалось продавать почти по 3 млн машин в год, как это было еще пять лет назад, но с 2014 года продажи рухнули до 2, 491 млн единиц и с тех пор лишь продолжали катиться вниз.
В настоящее время Россия удерживает пятое место среди европейских рынков вслед за Германией, Великобританией, Францией и Италией.
Кроме того, в АЕБ впервые за 11 лет отказались делать свой прогноз на новый год – главная причина тому неопределенность, вызванная недавними изменениями планов правительства касательно увеличения утилизационного сбора в 2018 году. Также в числе причин – рост акцизов и отсутствие финальной версии стратегии развития автопрома. Пожаловались в АЕБ и на то, что действующие программы господдержки недостаточно прозрачны. Безо всех этих «отягчающих» моментов в АЕБ планировали назвать цифру +5-10%.
Тем не менее, среди автоэкспертов и участников рынка звучат цифры от +5 до +15%.
«Рынок вырастет в любом случае на 5-7%, — заявил «Газете.Ru» директор по маркетингу российского подразделений Kia Валерий Тараканов. – Этому главным образом будет способствовать отложенный спрос.
После кризиса те, кто покупали машины в 2011-2012 годах, решили подождать. Но они ничего не добились – цены выросли, их машины уже достигли возраста 5-6 лет, их пора менять.
Были и те, кто переключились на вторичный рынок, но без притока свежих машин парк стареет, и выбора нет. Приходится переключаться на новые модели и, возможно, переключаться на более дешевые сегменты. Мы верим в будущее – стабильный 2017 год позволил сформировать планы, и мы ожидаем плавного, постепенного и стабильного восстановления российской экономики». Генеральный директор Suzuki Россия Кэиити Сумида прогнозирует 10-процентный роста продаж в России. «Авторынок в 2017 году был стабильным, и мы думаем, что этот тренд продолжится в 2018 году, — отметил он в беседе с «Газетой.Ru». – Мы ожидаем, что российская экономика в 2018 году будет стабильной и люди будет готовы потратить деньги на новые машины. В компании Hyundai прогнозируют, что в 2018 году будет продано 1,75 автомобилей. В свою очередь глава марки Skoda в России Ян Прохазка также ожидает, что 2018 год будет оптимистичным, однако признает, что цены на автомобили продолжат расти. Кроме того, по его словам, важный фактор при покупке автомобиля – это уверенность в росте зарплат.
В аналитическом агентстве «Автостат» наиболее вероятным считают сценарий (при цене на нефть $65 за баррель), согласно которому продажи автомобилей в 2018 году могут вырасти не более чем на 10% до уровня 1,6 млн единиц. Глава «Автостата» Сергей Целиков заявил «Газете.Ru», что говорить о полном оздоровлении российской экономики на фоне автомобильных продаж еще слишком рано.
«В России живет около 145 млн человек, — сказал Целиков «Газете.Ru», однако только около 20% из них могут позволить себе покупку нового автомобиля, а «внизу» пока все обстоит куда хуже».
По оценке аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, в 2018 году нет предпосылок для повторения рекордного по своим темпам прошлогоднего роста.
«Беспрецедентная по своим масштабам и стоимости программа поддержки отечественного автопрома, которая только в прошлом году обошлась казне в 62,3 млрд рублей, судя по всему, готовится к сворачиванию, — сказал Яковенко «Газете.Ru». — Как минимум на это указывает почти двукратное сокращение финансирования: в этом году выделят всего 33 млрд рублей, при это 17 млрд из них пойдут на финансирование программ «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», которые не вызывают энтузиазма у дилеров. Выходит, мы говорим об урезании финансирования даже не вдвое, а вчетверо, а именно на господдержке и базировался успех прошлого года».
По оценке эксперта, главными рисками для потребления в этом году остается по-прежнему высокая степень неопределенности в отношении дальнейшего роста в экономике.
«Несмотря на рост доходов государства от экспорта нефти, которая уже сейчас вплотную приблизилась к психологически важной отметке в $70 за баррель, вероятность возвращения нисходящего тренда по нефти и, как следствие, по рублю, остается крайне высокой, особенно с учетом вероятности сворачивания договоренностей о сдерживании уровня добычи в формате ОПЕК+, — отметил эксперт. — Несмотря на то, что в прошлом году бизнес действительно разморозил часть инвестиционных программ по обновлению основных средств производства и автопарков, этот процесс развивается очень осторожно, с оглядкой на изменение макроэкономических показателей».
В ноябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке выросли на 10,1%, что составляет 15 326 проданных машин, об этом сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ. Примечательно, что все «легковушки» из первой десятки рейтинга продаж оказались российского производства.
На первой строчке списка обосновалась Lada Granta с показателем 13 324 проданных автомобиля (+5 850 автомобилей в сравнении с продажами за ноябрь 2017 года). «Серебро» у Lada Vesta — 9906 машин (+1840 машин). «Бронза» — у Kia Rio, которая разошлась тиражом 8356 единиц (+356 машин).
На четвертой позиции в рейтинге ноябрьских продаж обосновалась Hyundai Creta (6800 единиц, +1042 автомобиля), на пятой — Hyundai Solaris (5413 единиц, +114 машин), на шестом — Volkswagen Polo c показателем 5307 проданных машин (+401 единица), на седьмом — Skoda Rapid — 3732 проданных автомобиля (+1000 машин), восьмое место — у Lada Largus, немного просевшего в продажах — 3680 единиц (-596 машин), на девятом месте — также сбавивший темп Renault Duster (3618 машин, — 704 автомобиля).
Замыкает десятку лучших Renault Sandero, который также начал терять популярность, но все еще пользуется хорошим спросом (3542 единицы, — 488 автомобиля).