Тонар 4525

Карьерные самосвалы «Тонар-4525» имеет максимально упрощенную конструкцию, в которой на раму смонтирована одноместная бескапотная кабина, кузов, двигатель Ярославского моторного завода, рулевое управление с импортным гидроусилителем, 9-и ступенчатая КПП. Для эксплуатации на бездорожье предусмотрен огромный клиренс и кроме того имеется блокировка ведущих задних мостов включаемая кнопкой в кабине водителя. Самосвал оборудован системой автоматической подкачки шин с развитым протектором в движении с устройством контроля давления TireBoss. Топливный бак имеет емкость 360л.

Фото карьерный самосвал «ТОНАР»

Фото карьерный самосвал «Тонар-4525».
Рядом с кабиной конструктора разместили дополнительный радиатор охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ. Для страховки основного тормозного контура имеется вспомогательный тормоз двигателем при спуске с горы. Гарантийный срок эксплуатации составляет почти 1,5 года. Ближайший реальный аналог данной техники Минские БелАЗы.

Фото карьерный самосвал «ТОНАР-45251»

Назначение самосвалов «ТОНАР».

Самосвалы «Тонар» предназначены для перевозки песка, щебня, камня, угля, торфа, удобрений на малые расстояния в карьерах, складах, перевалочных базах. Могут с успехом применятся на строительстве автомобильных и железных дорог, отсыпке грунта на промышленных объектах, тепловых станциях.

Технические характеристики самосвалов «ТОНАР».

Ниже приведены основные технические характеристики самосвалов «Тонар» при которых получается минимальный расход топлива, который сильно зависит от условий эксплуатации.

Технические характеристики карьерного самосвала «ТОНАР-4525»:

Модель двигателя ЯМЗ 650.10 Евро3 (P6, клапана 24, V11,12л, турбина, интеркулер)
Мощность 412л.с. (1900об/мин)
Момент 1870Нм (1200об/мин)
Колесная формула 6х4
Масса полная 63т
Грузоподъемность Тонар-4525: 42т
Габаритная ширина 3м
Габаритная высота 3,8м
Габаритная длина 8,35м
Объем кузова 37 или 25 куб.м.
Скорость максимальная 40км/ч
Шины 14.00-24
Количество осей 3шт.
Гарантия завода 2400 м/ч или 60000 км.

Технические характеристики карьерного самосвала «ТОНАР-4525»:

Грузоподъемность, кг 45000
Объем кузова, м3 до 45 («с шапкой»)
Масса конструктивная, кг 23500
Модель двигателя Cummins QSZ13-C450-II / Cummins QSX15-G8
Мощновть, кВт 335/ 451
Крутящий момент, Нм 2100/ 2400
Модель КПП — Allison 4500 (передачи 6/1) или Allison 4700 (предачи 6/1)
Колесная схема — 6х4
Скорость макс., км/ч 50
Разворот, м 11,5
Кузов из стали 09Г2С, толщина борт/днище 7/12мм
Кабина двухместная
Топливный бак емкость, л — 500

Карьерные самосвалы «ТОНАР» — кабина, салон.

Кабина как и положено для карьерной машины одноместная, изготовлена в Китае. Приборная панель салона имеет вполне современный вид, рулевое колесо удобно ложится в руки. Сиденье водителя с пневматической подвеской и регулировками. Комфорт в салоне обеспечивают отопитель, кондиционер, аудиосистема.

Фото салона кабины карьрного самосвала «Тонар».

Трансмиссия карьерных самосвалов «ТОНАР».

Крутящий момент от двигателя на задние ведущие колеса передает механическая коробка передач 9JSD180 с 9-ю ступенями, произведенная так же в Китае. Задний мост HANDLE 25Т с тормозной системой и перднюю балку HANDLE 13Т поставляет именитая европейская компания.

Кузов самосвалов «ТОНАР»

Кузов, так же как и рама самосвала «ТОНАР» изготовлены в России с использованием высокопрочных сталей. Конструктора предусмотрели два варианта кузовов, один объемом 37 куб.м. выпускается с задним бортом и служит для транспортировки сыпучих материалов, второй емкостью 25 кубов без заднего борта предназначен для эксплуатации в каменоломнях. Обе модели имеют защитные козырьки и систему подогрева днища и бортов выхлопными газами. Вид кузова самосвала определяет индекс модели, это «Тонар-4525» (макс. 37 куб.м.) или «Тонар-45251» (20 куб.м. вровень с бортами). Для задней разгрузки кузова используется итальянский гидроцилиндр Penta HFC 4280.149.3

Карьерные самосвалы «ТОНАР-4525» и «ТОНАР-45251» — цена.

Завод-изготовитель предлагает купить карьерный самосвал «Тонар-4525» или «ТОНАР-45251» по цене около 6000000 руб., что ниже цен на карьерные самосвалы подобной грузоподъемности произведенные в Китае или Белоруссии. Кроме того производитель предлагает за эту стоимость приличное сервисное обслуживание максимально приближенное к месту эксплуатации и готов решать любые возникающие проблемы по первому звонку в минимальное время. Так же говоря о цене, всегда надо иметь ввиду гарантийные обязательства завода, которые в данном случае очень привлекательные.

Тонар

Тонар, ООО МЗ

Организованное в 1990 году в подмосковной деревне Губино ООО ПКФ «Тонар» начинало с легких прицепов и автолавок и настолько преуспело на данном поприще, что слово «Тонар» едва не стало нарицательным в нашей стране при обозначении передвижных прицепов-ларьков. За 1990-е годы фирма обновила станочный парк, с 1999 года начала выпуск собственных осей, а с 2002 года – самосвальных кузовов. Запуск в 2005 году новых цехов позволил «Тонару» кардинально нарастить объемы производства. Площадь предприятия возросла до 15 га, а число работающих – почти до 700 человек. В настоящее время в производственную программу входит прицепная техника нескольких десятков наименований, самой разной размерности и назначения. Это вывело подмосковную фирму в число лидеров национального прицепостроения, объем производства которого достигает двух десятков единиц в день. Компания самостоятельно производит рамы и подвески прицепов, самосвальные и прочие кузова, поэтому неудивительно, что, начав с оснащения чужих автомобильных шасси своими кузовами, фирма еще в 2006 году решила разрабатывать собственный грузовой автомобиль. Основной расчет строился на пакетном принципе обслуживания клиентов, которые одновременно покупали бы нужный им подвижной состав в виде комплектного автопоезда. Рецепт автопроизводства был выбран достаточно традиционный: рама и подвеска собственные, а наиболее сложные узлы и агрегаты (кабина, двигатель, коробка передач и мосты) – покупные (китайского происхождения). В 2009 году появились первые собственные седельные тягачи Тонар-5422 (4х2) и Тонар-6428 (6х4), а также самосвал 6528 (6х4), специально рассчитанные на работу с прицепным составом собственного изготовления «Тонар». Их кабины типа MAN F2000 (с 2014 года типа F3000) изготовляются китайским производителем Shaanxi. Начиная 2011 года начались продажи и сторонним покупателям. С 2013 года на грузовики «Тонар» устанавливают отечественный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-651.10 Евро-4 мощностью 412 л.с. Освоена уникальная для отечественных машин индивидуальная задняя подвеска осей на пневмобаллонах, впрочем, для более тяжелых перевозок существует и традиционная версия с балансирной подвеской. Особенностью и преимуществом грузовых автомобилей «Тонар» стала их реализация исключительно в комплекте с полуприцепом той же марки. Это облегчает эксплуатацию автопоезда, так как конструкция и сервис тягача и прицепа/ полуприцепа максимально адаптированы друг к другу.

В феврале 2013 года был показан первый отечественный специализированный карьерный самосвал с одноместной кабиной, основанный на китайских комплектующих. В 2013-м начался выпуск четырехосного 30-тонного дорожного самосвала Тонар-65281 с колесной формулой 8х6 и боковой разгрузкой 24-кубового кузова. В 2014 году компания представила 45-тонную углевозную версию карьерного самосвала Тонар-45251 с 37-кубовым кузовом и отечественным дизелем ЯМЗ-650.10; 5-осный самосвал Тонар-652803 с задней разгрузкой (колесная формула 10х4), оснащенный 412-сильным дизелем ЯМЗ-651.10 Евро-4. В 2016-м новинкой стал капотный тягач ТОНАР-45252 в составе автопоезда с двухсекционным полуприцепов-самосвалом ТОНАР-95405 грузоподъемностью 116,7 т, который был заказан алмазодобывающей компанией АЛРОСА.

Карьерный капотный тягач ТОНАР-42252 под 117-тонный автопоезд был изготовлен
в единственном экземпляре

В 2017-м очередной новинкой стали карьерные 45-тонные самосвалы капотной компоновки серии 45251 – ТОНАР-45253 (с кузовом под руду) и дизелем ТМЗ-8437.10 мощностью 425 л.с. и ТОНАР-45251ОН (под уголь) с дизелем Cummins QSZ13-C450-II мощностью 450 л.с.

В 2016 году «Тонар» произвел 19 автомобилей (–13,6%).

Весной 2017 года «Тонар» показал новый 45-тонный капотный карьерный самосвал серии 45251
в версиях под руду (42253) и уголь (45251ОН)

Тонар-5422, 6428 (4х2, 6х4)

Седельные тягачи для работы в составе самосвального автопоезда (в том числе тандемного) полной массой до 40 000 кг (двухосный) и до 80 000 кг (трехосный). Снаряженная масса тягача 5422 составляет 6900 кг, длина – 6220 мм и база – 3520 мм, а снаряженная масса трехосника 6428 – 8480 кг, длина и база соответственно 6710 и 2960+1360 мм. Высота ССУ производства Jost – 1150 мм на модели 5422, 1200 мм на модели 6428. Кабина снабжена полноценным спальным местом, что позволяет использовать тягачи на «дальнобойных» перевозках. Оба тягача оснащают российским 6-цилиндровым рядным 11,1-литровым дизелем ЯМЗ-651.10 мощностью 412 л.с. экологического класса Евро-4. Коробка передач – 12-ступенчатая механическая. Передняя подвеска рессорная, задняя – пневматическая, индивидуальная для каждого моста или рессорно-балансирная. Тормозная система двухконтурная пневматическая с ABS. Тягачи могут эксплуатироваться с тандемным самосвальным автопоездом строительного назначения Тонар-95233+95231 объемом 45 м3 и грузоподъемностью 49 т или в составе сельскохозяйственной трехзвенной сцепки Тонар-95233 общим объемом 55 м³ и грузоподъемностью 57 т.

Тонар-45252 (6х4)

Седельный тягач для работы в составе самосвального автопоезда (в том числе тандемного) полной массой до 116 700 кг. Снаряженная масса тягача составляет 20 000 кг, нагрузка на ССУ – 43 000 кг. Длина тягача – 9740 мм, база – 5290+1550 мм. Кабина двухместная дневного типа. Тягач оснащают 6-цилиндровым рядным 18,9-литровым дизелем Cummins QSK19-C600 мощностью 600 л.с. Коробка передач – 7-ступенчатая автоматическая. Передняя и задняя подвески с пневмогидравлическим элементами и реактивными штангами. Рулевое управление с основным и вспомогательным гидроусилителями. Тормозная система двухконтурная пневматическая с ABS и ретардером. Тягач может эксплуатироваться с тандемным самосвальным автопоездом строительного назначения Тонар-95233+95231 объемом 45 м3 и грузоподъемностью 49 т или в составе сельскохозяйственной трехзвенной сцепки Тонар-95233 общим объемом 55 м³ и грузоподъемностью 57 т.

Тонар-6528, 652803 (6х4, 10х4)

Трех- и пятиосные самосвалы с кабиной от тягача 6428 со спальным местом, модернизированной под двигатели Евро-4. Самосвалы, как и седельные тягачи, оснащают дизелем ЯМЗ-651.10 мощностью 412 л.с. Коробка передач – 12-ступенчатая механическая. Подвеска всех мостов рессорная, сзади – балансирная. Тормоза пневматические двухконтурные, с ABS.

Тонар-6528 6х4. Оснащен самосвальной платформой задней разгрузки объемом 16 м³ скругленного в плане профиля, производимой непосредственно фирмой «Тонар». На новой версии 6528-11-40 установлена коробчатая платформа с боковой разгрузкой. Самосвал перевозит 21 000 кг, а его полная масса составляет 33 500 кг. Возможна эксплуатация с самосвальным прицепом объемом 10,5 или 12,3 м³.

Тонар-652803 10х4. Самосвал с коробчатой 26,5-кубовой платформой с задней разгрузкой, с электрическим тентом. Самосвал перевозит 34 500 кг, его полная масса составляет 40 000 кг.

Тонар-4525, 45251 (6х4)

Серия трехосных карьерных самосвалов с одноместной кабиной. Самосвал оснащают дизелем ЯМЗ-651.10 мощностью 412 л.с. Коробка передач – 9-ступенчатая механическая. Подвеска всех мостов рессорная, сзади – балансирная. Тормоза пневматические двухконтурные, с ABS.

Тонар-4525 и 45251 6х4. Оснащен самосвальными платформами задней разгрузки объемом 25 м³ скругленного в плане профиля или 37 м³ прямоугольного профиля производства непосредственно фирмы «Тонар». Самосвал перевозит 45 000 кг, его полная масса составляет 67 000 кг. Двигатель – ЯМЗ-650.10 мощностью 412 л.с. Коробка передач – 9-ступенчатая механическая. Максимальная скорость – 41 км/ч.

Тонар-5422, 4х2, седельный тягач

Параметр Значение
Длина, мм 8150
База, мм 3800+1340
Снаряженная масса тягача, кг 8480
Полная масса автопоезда, кг 75 000–88 000
Нагрузка на ССУ, кг 20 000
Двигатель дизельный (Евро-4) 11,1 л/ 412 л.с.

Тонар-6428, 6х4, седельный тягач

Параметр Значение
Габаритные размеры, мм 6910х2550х3050
База, мм 3160/ 1360
Снаряженная масса тягача, кг 8480
Полная масса автопоезда, кг 73 000
Нагрузка на ССУ, кг 17 960
Двигатель дизельный (Евро-4) 11,1 л/ 412 л.с.

Тонар-6528, 6х4, самосвал

Параметр Значение
Длина, мм 8400
База, мм 4000/ 1400,
разгрузка назад
Полная масса, кг 33 500
Грузоподъемность, кг 21 000
Объем кузова, м3 16
Двигатель дизельный (Евро-4) 11,1 л/ 412 л.с.

Тонар-652803, 10х4, самосвал

Тонар-4525, 45251, 6х4, самосвал

Параметр Значение
Длина, мм 7870
База, мм 3830/ 1550 мм,
разгрузка назад
Полная масса, кг 67 500
Грузоподъемность, кг 45 000
Объем кузова, м3 25 или 37
Двигатель дизельный 11,1 л/ 412 л.с.

В местах, где по условиям погрузки либо разгрузки затруднительно или невозможно использовать седельные автопоезда «Тонар», хорошо зарекомендовали себя самосвалы Тонар-6528, объём кузова 16 м3. Они работают почти на любых площадках, при этом могут использоваться как самостоятельно, так и с прицепом Тонар-85792 с поворотным кругом, объёмом также 16 м3.

Гидрофицированный седельный тягач для буксировки полуприцепов-самосвалов — не единственный вариант тягача. В более простом, негидрофицированном, варианте трёхосный Тонар-6428 может работать с любыми полуприцепами Тонар, если этого требует нагрузка на седло или дорожные условия. В условиях заснеженной дороги в пересечённой местности тягач 6х4 обеспечивает серьёзные преимущества перед машинами 4х2.

Автопоезда «Тонар» с трёхосными тягачами летом 2010 года совершили благополучный пробег во Владивосток и обратно. При этом в сторону Тихого океана они ехали с загрузкой. Обратный путь предусматривал проведение презентаций, а программа в целом была рассчитана на месяц. И это стало единственным препятствием для обратной загрузки. Пробег показал высокую надёжность и работоспособность автопоездов Тонар: он прошёл без задержек по техническим или иным причинам.

Тонар-95236 – трехосный полуприцеп-самосвал со сцепным устройством седельного типа (ССУ) и кузовом, вмещающим до 61-го м³ сыпучих грузов различных фракций, включая крупнокомковой уголь. Данная модель полностью адаптирована к российским дорожно-климатическим условиям и может использоваться как на дорогах технологического назначения, так и на трассах общего пользования, рассчитанных на соответствующую весовую нагрузку.

Тонар-95236 изготовлен в привычной для марки ТОНАР стилистике с преимущественно прямоугольными формами, сглаженными нижними углами кузова и синей окраской. В задней части кузова установлен усиленный металлический бампер, по краям которого расположены прямоугольные фонари и вынесенные на небольших стойках габаритные светоотражатели. Под бампером смонтирован противоподкатный брус, а металлические крылья дополнены брызговиками. По всему контуру прицепа нанесены светоотражающие наклейки.

Общая габаритная длина полуприцепа с учетом передней защитной балки достигает отметки 13 620 мм, из которых 12 680 мм отведено на кузов. Габаритная ширина Тонар-95236 вписывается в пределы 2550 мм, а высота не выходит за рамки 4000 мм.

При подъеме кузова в максимальное верхнее положение габаритные высота и ширина увеличиваются соответственно до 4760 и 4400 мм.

Расстояние между осями трехосной колесной тележки составляет 1360 мм, задний свес равен 1270 мм, расстояние от передней оси до центра ССУ – 7735 мм. Колея колес полуприцепа равна 1860 мм. ССУ в зависимости от пожеланий заказчика монтируется на высоте 1350 или 1550 мм.

Снаряженная масса Тонар-95236 не превышает 20 000 кг, при этом полная масса не должна выходить за рамки 85 000 кг с учетом технически возможной грузоподъемности в 65 000 кг. Весовая нагрузка при полной массе полуприцепа должна распределяться по формуле: 25 000 кг на ССУ и 60 000 кг на колесную тележку.

Полуприцеп-самосвал Тонар-95236 комплектуется металлическим кузовом с боковой разгрузкой на левый борт по ходу движения и вместимостью 61 м³. Для удобства разгрузки на ограниченном пространстве, левый борт полуприцепа состоит из двух откидных половин с гидравлическим приводом. Нижняя часть опускается на угол 90 градусов, образуя ровную поверхность с днищем кузова. Верхняя часть поднимается на угол почти 90 градусов, увеличивая пространство для сброса груза. Сам кузов поднимается влево на максимальный угол в 44 градуса, а за его подъем отвечают два вынесенных гидроцилиндра Penta, расположенных на опорных площадках спереди и сзади. Управление подъемом/опусканием кузова осуществляется за счет двухконтурной гидравлической системы с максимальным рабочим давлением 200 бар.

Тонар-95236 построен на мощном рамном шасси с центральной лонжеронной балкой из лонжеронов швеллерного типа. В районе крепления кронштейнов подвески рама получила дополнительные ребра жесткости, кроме того, в конструкции подвески также использованы дополнительные раскосы усиления, повышающие выносливость конструкции. Вместо классических рессор трехосная тележка опирается на упругие резиновые элементы, гораздо эффективнее переносящие повышенные эксплуатационные нагрузки.

Как и на других моделях крупной прицепной техники от ТОНАР, полуприцеп Тонар-95236 оснащается тремя независимыми тормозными системами: основная с пневмоприводом и электронным управлением EBS, стояночная с механическим приводом от пружинных энергоаккумуляторов и аварийная с механическим приводом от энергоаккумуляторов непосредственно к барабанным тормозным механизмам колес.

Цена полуприцепа Тонар-95236 на российском рынке в 2018 году стартует с 4 700 000 рублей.

Базовая заводская комплектация полуприцепа-самосвала модели Тонар-95236 предполагает наличие: ступиц с высокотемпературной смазкой, крана растормаживания, комплекта противооткатных башмаков, комплекта брызговиков, съемного тента, запасного колеса и 2-проводного жгута электрооборудования.

Отзывы

Семейка рыжих монстров – II Даниил Минаев, Юрий Петров, фото авторов

В 2013 году появление первого тяжёлого самосвала ТОНАР-4525 подмосковного предприятия удивило и обнадёжило. Не напрасно. Чуть позднее концепцию пересмотрели и специально для алмазодобывающей компании «Алроса» построили многозвенный автопоезд капотной компоновки с собственной кабиной. Продолжение следовало…

В мае 2017 года технологический самосвал ТОНАР-45251 продолжил развитие нового модельного ряда. Через год семейство пополнилось ещё одним носатым грузовиком, полной массой 87 тонн модели 750100…

Скальник и углевоз

Счёт выпуска карьерных самосвалов на «ТОНАРе» перешагнул седьмой десяток – нам на тест достался 68-й автомобиль, выпущенный в Губино, – модель 452510. При этом похожие внешне близнецы внутренне очень индивидуальны, даже двух одинаковых автомобилей в этой династии не существует. Причины тому обыденные, но их немало: отзывы и пожелания, иногда требования эксплуатантов, доводка и оптимизация конструкции, приведение конструкции в соответствие с часто меняющимся требованиями всевозможных стандартов и директив, смена поставщиков некоторых компонентов и, наконец, естественный и непрерывный процесс модернизации машин самим заводом-изготовителем.

ТОНАР-452510 с кузовом для перевозки скальной породы полной массой 67 т 2018 модельного года и первенец модели 750100 с кузовом для перевозки угля стали предметами нашего детального разбирательства. Поскольку 45251-ю модель мы откатали в прошлый раз при благоприятных условиях, то в этот раз столкнулись с дефицитом времени. Событие было приправлено неотвратимо надвигающимся стихийным бедствием в виде грозы. Поэтому оперативно штурмуем лестницы, словно горный пик: пять ступеней и шины размерности 16.00R25, клиренс в самой низкой точке почти 40 см и сразу же изучаем кабину углевоза.

Первый круг не комом

В принципе, иностранные многотонные специализированные «карьерники» и «технологи» конструктивно сильно отличаются от классических грузовиков и силовыми схемами, и органами управления, но ТОНАР-750100 шириной около 3,5 м, длиной почти 12 м, высотой под 6 м и полной массой под 87 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Водителю в комнате кабины вполне комфортно. Но на дорогах общего пользования это будет слон в аптечной лавке. Внутри никакой экзотики причудливых органов управления, но нет и зверских усилий на педалях и рулевом колесе: доработанный по сравнению с прошлым годом педальный узел и мощное гидростатическое рулевое управление позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. Единственное, что нужно отметить – узкий коридор разворота: крути баранку быстрее и не стесняйся! Четыре оборота руля от упора до упора и выполняешь разворот за один приём на пятачке шириной примерно в два таких самосвала.

Разворачиваемся, встаём на курс и попробуем разогнаться. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и усик ретардера, кран стояночного тормоза переехал под правую руку водителя рядом с сиденьем, раньше он был на центральной консоли. Заранее нужно подготовить передачу и сразу стартовать «в пол». Взвизгнула турбина, и через сотню-другую метров на спидометре честный полтинник, ещё через пару минут скорость выросла до 60 км/ч, большего достичь не удалось – закончился наш импровизированный «полигон». Если осадить самосвал ретардером, то машина замедляется мгновенно. Нужно только чуть скорректировать рабочими тормозами окончательное место остановки.

Разгон порожней машины более чем уверенный, но ходовая часть, заточенная под 87 т полной массы вполне предсказуемо козлит. На скорости отмечается привычное отсутствие для крупнотоннажной техники обратной связи на рулевом колесе.

Вибрация не то чтобы сильная, но правая нога скачет на электронной педали акселератора, сбивая с толку контроллер. Чтобы к этому приспособиться, надо уловить частоту этих колебаний и подстроить под неё ногу. Вспоминается парковый аттракцион «родео», где предлагается удержаться на крупе быка, который норовит всё время скинуть своего потенциального наездника. Бесполезно, приложив все силы, вцепляться ему в холку или обнимать шею. Надо поймать такт колебаний этой скотины и скакать вместе с ним, только так можно удержаться какое-то время. Здесь полная аналогия! Впрочем, водители карьерных машин тоже незаурядные «чайники». К слову сказать, заводские испытатели самосвалов ТОНАР под стать испытуемым машинам – двухметровые богатыри…

Как и прежде, у гиганта 750100 по правую руку обычный селектор АКП Allison, кран стояночного тормоза, чуть выше «усик» управления ретардером, АКП изготовлена в Венгрии, в городе Сентготтхард

На песчаных и зыбких грунтах не хватает сцепного веса: при выполнении очередного разворота машина забуксовала. Выехать на твёрдый грунт помогли лишь блокировки. Возможно, уже при частичной загрузке машины это явление пропадает. Вспоминаем азбуку: автомобиль с грузом из-за повышения координат точки центра тяжести менее устойчив, особенно в повороте, но вместе с тем увеличение коэффициента сцепной массы значительно компенсирует этот факт…

Немного о чувстве габарита. За ветровым стеклом – двухметровый капот, увенчанный фигуркой медведя с поднятой лапой. Он (капот) и требует постоянного контроля, но в этом успешно помогают такие габаритные усы на крыльях, знакомые не одному поколению водителей КрАЗов. Задний свес короткий, поэтому в повороте корма легко контролируется. Не вызвало сложностей и движение задним ходом, к тому же теперь вовремя заметить препятствие поможет камера заднего вида, монитор которой примостился возле правой оконной стойки.

Экскаваторная зона

В кабине уют можно ощутить, если только сидишь в сталеварке или полушубке. Повсюду, как в вагончике прораба, стёганные обивки немарких серых оттенков, и лишь в тёмном отливе полированного металла панели приборов блуждают пятна солнечных зайчиков. Но это куда лучше, чем полированный металл на моделях, испытанных нами в 2017 году. Впрочем комфорт был бы недостаточным не будь под рукой пары подстаканников. Кондиционер же входит в базовую комплектацию. Оригинальный интерьер в брутальном стиле с кожаными обивками стен и потолка, хромированными панелями, в которые вписаны круглые приборы с аналоговыми шкалами и мощными, тяжёлыми дверями на массивных петлях убедительно свидетельствует о неординарности этого гигантского грузовика. Так себя чувствует только мотоциклист на чоппере. Сиденье здесь фирмы Grammer, оно уже стало привычным на российских грузовиках. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Но в целом от интерьера возникает странное ощущение: как будто едешь на быстроходном экскаваторе.

С миру по нитке

Глядя на происхождение узлов, агрегатов, приборов и компонентов этого эксклюзивного самосвала, кажется, что весь мир постарался что-либо сделать для «ТОНАРа». Двигатели марки Cummins, это модель QSZ13-450-II (13 л, 450 л.с. для модели 452510) или Cummins QSХ15 (15 л, 540 л.с. для самосвала 750100). АКП – американский Allison (6 ступеней для 452510 и 7 ступеней для 750100). Передняя балка и ведущие мосты Shaanxi Hande Axle из Поднебесной, но имеющей, как и многое в Китае, немецкие корни. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Оттуда же прибыли пневмоподушки подвески Continental, их прислал главный город немецких рабочих – Ганновер. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер сделало белорусское НП ООО «Таспо» из Смолевичей, а вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer, были сработаны уже в городе Елабуга (Татарстан).

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала примерно в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин.

Отличия в кузовах

У модели 750100 кузов официально именуется «для перевозки сыпучих грузов». Он оборудован задним откидным бортом с верхней осью вращения. Грузоподъёмность 60 т. Насыпной объём 45 м3 с «шапкой» 2:1. У ТОНАР-452510 кузов для перевозки скальной породы изготовлен из листов увеличенной толщины, не имеет заднего борта. Насыпной объём составляет 27 м3 с «шапкой» 2:1.

Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов.

О матчасти и жизни

Главные достоинства этого специфического самосвала кроются не в кабине и не в кузовах. Наиболее интересна здесь ходовая часть. Передняя балка на пневморессорной подвеске. Карданные валы вращают два ведущих моста закреплённой на задней балансирной тележки с резиновыми упругими элементами. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только для карьерного или технологического, а вполне даже и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Подобная техника производится малыми сериями, увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть, но мне повезло, когда в декабре прошлого года на дорогах Кемеровской области вблизи шахты «Распадская» мы тестировали новые «уазы», навстречу мне проследовал апельсиновый ТОНАР. Этот «малотоннажный» карьерный самосвал (87 т полной массы для «карьерника» на самом деле немного) по набору конструкторских решений похож на серийный грузовик гигантских размеров, который как будто мультивитаминов объелся. Ещё плюс ко всему у ТОНАРа в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатели сцепной массы позволят более безопасно работать на рудных спусках, да и просто на обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для такой техники.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такой конструктив свойствен тяжёлой специальной технике, а здесь этого нет. Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию.

Техническая характеристика самосвалов ТОНАР

Модель ТОНАР–452510 (скала) ТОНАР–75010 (уголь)
Полная масса, кг 67 300 86 500
Грузоподъёмность, кг 45 000 60 000
Допустимая нагрузка на 1, 2 и 3 оси, кг 17 300/ 25 000/ 25 000 16 500/ 35 000/ 35 000
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Cummins QSZ13-450-II,
турбодизель, I-6
12 981
450 при 2300 мин-1
2100 при 1300 мин-1
Cummins QSХ15,
турбодизель, I-6
14 948
540 при 2100 мин-1
2400 при 1100 мин-1
Коробка передач

  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
Allison 4500,
гидромеханическая
6/1
Allison,
гидромеханическая
7/1
Передаточное число главной пары 12,87 или 14,298 12,87
Колёсная формула 6х4 6х4
Передний мост HANDLE 13T на пневморессорной подвеске (малолистовые рессоры) HANDLE 20T на пневморессорной подвеске (пакет 11 листов)
Задний мост HANDLE 25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах HANDLE 25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах
Вместимость самосвального кузова, м3 27,0 45,0
Шины 14.00R25, бескамерные 16.00R25, бескамерные

Тяжёлая жизнь тонара

Вершиной модельного ряда губинских машиностроителей на начало 2019 года стал многозвенный автопоезд в составе тягача ТОНАР-7502 с колёсной формулой 6х6. Он рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 198,5 т (г/п 127 т) с двумя разгружаемыми на сторону полуприцепами. Габаритная длина кузова каждого полуприцепа ограничена 9,4 м из-за размеров приёмного устройства на ГОКе. Привод на все колёса осуществляется от раздаточной коробки ZF VG2700/400 и ГМП Allison 6620. Рядная турбодизельная «шестёрка» Cummins QSK19 рабочим объёмом 18,9 л развивает мощность 760 л.с. и максимальный крутящий момент 3084 Н·м при 1500 об/мин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *