Свет ПДД

Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать те или иные световые приборы или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать. Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.

Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Правила делят сутки на следующие части:

– Светлое время суток.

– Вечерние сумерки.

– Темное время суток.

– Утренние сумерки.

Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».

С целью обеспечение большей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём!). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).

Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:

– Лучше распознаются.

– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.

– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.

– Продлевают срок службы обычной системы освещения.

Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:

Правила. Раздел 1. «Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!

И в светлое время суток это абсолютно правильно.

Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.

Ученики. Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.

Учитель. Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Резюмируем:

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:

– либо фары ближнего света;

– либо дневные ходовые огни;

– либо противотуманные фары.

Как включаются дневные ходовые огни?

1. Для этого на панели приборов предусмотрена специальная клавиша.

2. Они включаются автоматически одновременно с запуском двигателя.

Дневные ходовые огни расположены…

1. Только в передней части автомобиля.

2. Только в задней части автомобиля.

3. И там, и там.

Правила обязывают водителей во время движения обозначать своё транспортное средство с помощью внешних световых приборов. Но что именно должно быть включено на автомобиле или мотоцикле во время движения по любой дороге в светлое время суток?

1. Только дневные ходовые огни.

2. Только фары ближнего света.

3. Только противотуманные фары.

4. Разрешается любой из этих вариантов.

Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.

Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.

И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).

В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:

1. Фары ближнего света или габаритные огни.

2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.

3. Фары ближнего или дальнего света.

Комментарий к задаче

Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!

Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.

Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.

Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар,

можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.

Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.

Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.

Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.

Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.

Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).

Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.

Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.

Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!

То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).

Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.

Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).

Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!

Вот тут-то самое время перейти на ближний и подключить противотуманки. Плоский и широкий пучок света противотуманных фар бьет под пелену тумана, высвечивая не только проезжую часть, но и обочину.

Посмотрите, как хорошо стало видно логотип «автошколадома».

Только не вздумайте двигаться на одних противотуманках. Противотуманные фары высвечивают дорогу в 5-10 метрах от автомобиля. Движение в условиях недостаточной видимости на одних противотуманках опасно и потому Правилами запрещено.

Правила разрешают использовать противотуманные фары в условиях недостаточной видимости. Но как именно разрешается их использовать?

1. В условиях недостаточной видимости противотуманные фары разрешается использовать как вместе с фарами ближнего или дальнего света, так и отдельно.

2. В условиях недостаточной видимости противотуманные фары разрешается использовать только вместе с фарами ближнего или дальнего света.

Комментарий к задаче

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.

Как видим Правила категоричны – в условиях недостаточной видимости использовать противотуманные фары разрешено только совместно фарами ближнего или дальнего света.

Но есть ещё одна проблема.

В условиях недостаточной видимости задние габаритные огни уже на расстоянии 10 метров превращаются в малозаметные точки, а то и вообще становятся невидны.

В этом случае водителя выручат задние противотуманные фонари. Они горят несравненно ярче, чем габаритные огни.

Именно поэтому Правила разрешают применять задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости!

Если включить их при прозрачной атмосфере, вы будете слепить едущих сзади водителей.

В Билетах есть одна задачка про задние противотуманные фонари. Она откровенно провокационная, и вы частенько делаете здесь ошибку:

Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно:

1. Только в тумане.

2. В условиях недостаточной видимости.

3. В условиях ограниченной видимости.

Комментарий к задаче

Первый ответ неполный, а потому верный только отчасти. Туман – один из случаев недостаточной видимости. Полностью правильный ответ – второй: «В условиях недостаточной видимости» (в том числе и в тумане).

Сумерки плавно перетекли в ночь. Наступило темное время суток.

Но туман рассеялся. Атмосфера абсолютно прозрачна.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тёмное время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

Подчёркиваю! – если Правила говорят: «В тёмное время суток», и ничего не добавляют, значит, на дворе тёмная непроглядная ночь, но и только. Никакого тебе тумана, дождя, снегопада и проч.

Поскольку мы уже с наступлением сумерек двигались с включенными фарами ближнего света, то с наступлением тёмного времени суток нам и делать-то ничего не надо. Правда, остались неясными два момента. Во-первых, разрешается ли пользоваться ночью противотуманными фарами? И, во-вторых, в каких случаях можно использовать фары дальнего света?

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом.

Как видим ночью ездить на одних противотуманках Правила категорически запрещают (так же, как и в условиях недостаточной видимости). Но можно добавить противотуманки к фарам ближнего или дальнего света, если дорога неосвещена.

Теперь о том, когда можно использовать дальний свет и когда нельзя.

Мы уже знаем, что и ближний, и дальний свет можно использовать, во-первых, при движении в тоннеле, во-вторых, при движении днём в условиях недостаточной видимости и, в-третьих, при движении ночью, независимо от того, какая тут видимость (достаточная или недостаточная). Осталось только понять, когда можно использовать ближний свет, а когда дальний.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний:

– в населённых пунктах, если дорога освещена;

– при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Разберёмся с каждым из этих требований по отдельности.

1. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в населённых пунктах, если дорога освещена.

Оставим это требование Правил без комментария. Тут вроде бы и так всё понятно – по городским улицам ночью ездим с ближним светом (если, конечно, они освещены).

Но если заберёмся в такое место, где не видно ни зги, то даже в городе разрешается включить дальний.

2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.

Дальний свет (если он правильно отрегулирован) достигает полотна дороги на расстоянии 90 – 100 метров от автомобиля. Правила с запасом установили минимальное расстояние между сближающимися транспортными средствами – 150 метров. К этому моменту водители обоих транспортных средств обязаны переключить дальний свет фар на ближний, дабы не ослепить друг друга.

Но может случиться так, что у одного из автомобилей фары не отрегулированы, и дальний свет бьёт, что называется, «в небо». В этом случае встречные водители ещё издалека будут просить (мигая своими фарами) перейти на ближний свет. И Правила обязывают водителя это сделать, даже если расстояние между сближающимися транспортными средствами более 150 метров.

3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств.

Дальний свет может создавать проблемы не только для тех, кто едет навстречу, но и для тех, кто двигается впереди в попутном направлении. Для этой ситуации Правила не установили никакого минимального расстояния, но грамотный водитель всегда переключит фары на ближний свет, приближаясь к транспортному средству, едущему впереди.

А кстати! Как должен вести себя водитель при ослеплении светом фар?

Мы уже поговорили об этой ситуации в седьмой теме. Повторим ещё раз. Тёмное время суток.

Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – вы не видите полотна дороги, вы не видите разметку, вы не видите обочину. Это же смертельно опасно!

Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак аварийной остановки выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Последний абзац. При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Ну и, наконец, самые сложные условия движения!

Мало того, что ночь на дворе, так ещё и недостаточная видимость!

На этот случай Правила не придумали ничего нового, ибо все возможности современного транспортного средства уже исчерпаны.

Поэтому в условиях недостаточной видимости порядок пользования внешними световыми приборами один и тот же в любое время суток. Можно включить дальний свет, можно включить ближний, можно добавить противотуманные фары, можно зажечь задние противотуманные фонари.

Другое дело, что опытные водители при движении в сильном тумане, дожде или снегопаде никогда не используют дальний свет. Они прекрасно знают, что в таких условиях дальний свет неэффективен – он попросту не долетает до поверхности дороги, и водитель ничего не видит, кроме тумана, снега или дождя.

В таких условиях самое правильное – это ближний свет плюс противотуманные фары. И, конечно, скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Особый случай – буксировка!

При буксировке два транспортных средства двигаются как одно целое на близком расстоянии друг от друга. В таком случае и обозначать себя они должны как одно целое.

Буксирующий – впереди, и у него включены фары, буксируемый – сзади, и у него включены габаритные огни.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

– на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);

– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

Правила запретили буксируемому включать фары даже в темное время суток и даже в условиях недостаточной видимости (только габаритные огни!). И в этом есть своя логика. Ведь у буксируемого ещё и будет включена аварийка:

Правила. Раздел 7. Пункт 7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Чтобы обозначить своё транспортное средство этого вполне достаточно, а освещать ему ничего не нужно – впереди максимум в 6-ти метрах едет буксирующий.

В Билетах есть одна такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

Какие внешние световые приборы должны быть включены в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых транспортных средствах?

1. Дневные ходовые огни.

2. Габаритные огни.

3. Задние противотуманные фонари.

Комментарий к задаче

Ещё раз хочу вам напомнить! Чтобы не сделать глупую ошибку, всегда до конца читайте текст вопроса. В этой задачке спрашивают про буксируемые транспортные средства!

А у буксируемых транспортных средств никаких фар! Даже в тоннеле, даже в условия недостаточной видимости и даже ночью – только габаритные огни! Ну, и конечно, одновременно должна быть включена аварийка.Так требуют наши Правила.

Мы разобрались с тем, как надлежит пользоваться внешними световыми приборами во время движения.

А как нужно ими пользоваться при остановке или стоянке?

Если водитель совершает преднамеренную остановку или стоянку в светлое время суток при ясной погоде, ничего включать не требуется. Наоборот, не забудьте выключить все, что было включено! Иначе, если долго будете стоять, можете потом и не завестись – аккумулятор разрядится.

Если на дворе ночь, но участок дороги хорошо освещён, тоже можно ничего не включать.

А если дорога не освещается? Или освещается, но, допустим, туман или дождь, или снегопад? Или даже на дворе день, но видимость недостаточная?

Правила. Раздел 19. Пункт 19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Если дорога не освещается, тогда в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости даже при остановке-стоянке без световых приборов никак не обойтись.

Фары, конечно, не нужны, но габаритные огни должны быть включены обязательно.

Ну, кажется, о световых приборах всё. Вроде бы, несложная тема, но коротко её никак не расскажешь.

А ведь ещё нужно поговорить о порядке пользования звуковыми сигналами.

В середине прошлого века машин на дорогах было существенно меньше, но гул на улицах Москвы стоял невообразимый. Водители жали на клаксон чаще и сильнее, чем на педаль тормоза. Причём все одновременно.

Правила очень просто решили эту проблему – взяли, да и запретили подачу звукового сигнала. То есть не совсем, конечно, запретили, а ввели жёсткое ограничение – в населённых пунктах разрешается сигналить только в опасных ситуациях, когда реально возникает угроза ДТП. Во всех остальных случаях разрешается привлекать внимание других участников движения только светом, то есть, мигая фарами.

Вне населенных пунктов скорости движения существенно выше, и здесь Правила разрешили использовать звуковой сигнал не только в случаях, когда надо избежать ДТП, но и ещё и перед началом обгона.

В Правилах всё это изложено следующим образом:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

– для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населённых пунктов;

– в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Что может позволить себе водитель, приступающий к обгону в населённом пункте?

1. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только светом.

2. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только звуком.

3. Разрешается предупредить одновременно и светом, и звуком.

Что может позволить себе водитель, приступающий к обгону вне населённого пункта?

1. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только светом.

2. Разрешается предупредить водителя обгоняемого автомобиля только звуком.

3. Разрешается предупредить и светом, и звуком.

В сборнике ГИБДД есть одна задачка на эту тему, которая традиционно вызывает у вас трудности.

В зоне действия каких знаков Правила разрешают подачу звуковых сигналов только для предотвращения дорожно-транспортных происшествий?

1. Только А.

2. Только Б.

3. А и Б.

4. А и В.

Комментарий к задаче

Многие здесь почему-то задумываются. А что здесь думать? В Липецке можно использовать звуковой сигнал только для предотвращения ДТП, а в Орлово – не только (здесь ещё и можно давить на сигнал перед началом обгона).

Вас смущает знак Б – «Подача звукового сигнала запрещена»? Да, запрещена, но не в случаях, когда необходимо предотвратить ДТП. Этого никакие Правила не станут запрещать нигде и никогда.

Так что правильный ответ – третий.

Это въезд в санаторий, и расположен этот санаторий в лесу, то есть за пределами населённого пункта.

Перед въездом установлен знак «Подача звукового сигнала запрещена». Таким образом администрация этого санатория «просит» водителей зря не тревожить отдыхающих.

Правила. Приложение 1. Знак 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена». Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подаётся для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

К внешним световым приборам автомобилей относятся габаритные огни, фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, дневные ходовые огни, указатели поворота, сигналы торможения, фонари заднего хода, задние противотуманные фонари, световозвращатели, лампы освещения номерного знака.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Дальний свет может ослепить не только водителя, движущегося навстречу, но и едущего в попутном направлении, так как отраженный свет в зеркалах заднего вида помешает нормально видеть дорожную обстановку.

При ослеплении, следует остановиться не меняя полосы. Это нужно для того, чтобы не столкнуться со встречным транспортом, не наехать на препятствия, пешеходов, избежать съезда с дороги и т.д.

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Выбирая место для остановки или стоянки, следует учитывать указания раздела 12 ПДД Остановка и стоянка.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Противотуманные фары за счет своего низкого расположения и широкого светового пучка могут освещать не только проезжую часть, но и ее кромку, что особенно важно в условиях плохой видимости. Рассеиватели фар могут быть желтыми и бесцветными.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

Фары-прожекторы и фары-искатели имеют узконаправленный пучок света гораздо большей силы, чем у обычной фары. Это чревато ослеплением других участников движения. Самовольная установка фар-прожекторов и фар-искателей запрещена.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

По своим конструктивным особенностям задние противотуманные фонари имеют большую яркость, чем задние габаритные огни. Их нельзя применять вместо стоп-сигналов, так как они могут вызвать ослепление водителей, которые движутся сзади в попутном направлении.

19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

Опознавательный знак «Автопоезд» представляет собой три фонаря оранжевого цвета, расположенные на крыше кабины с промежутком между ними 15-30см. Он подсказывает, что по дороге движется или остановилось ТС большой длины. Необходимо учитывать его длину и быть осторожным при обгоне, объезде и встречном разъезде.

19.9. Исключен Постановлением Правительства РФ с 1 июля 2008г.

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

  • для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
  • в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

В населенных пунктах для снижения общего шума и чтобы не дезориентировать других участников движения звуковой сигнал можно подавать только для предотвращения ДТП. Водители оперативных и специальных служб могут пользоваться специальным звуковым сигналом при выполнении неотложных заданий.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Предупреждение об обгоне миганием светом фар используется, если водитель обгоняемого ТС по каким-то причинам не слышит звуковой сигнал. В любом случае, начинать обгон следует тогда, когда водитель обгоняемого ТС поймет, что его собираются обогнать.

Время включения фар автомобиля – не прихоть водителя, а четко прописанный в правилах дорожного движения пункт. В специальном разделе описаны все условия, в которых нужно зажигать ходовые огни, дальний и ближний свет и противотуманки. Мы расскажем, какой свет фар должен быть включен днем и что нужно знать водителю, чтобы не возникло спорных моментов на дороге.

Пункты правил ПДД про ближний свет фар днем

Правила дорожного движения, пункт 19.5, сообщают нам, что любое движущееся транспортное средство должно обозначать себя БС или дневными ходовыми огнями. Пункт 19.4 разрешает использовать для обозначение ТС противотуманые фары.

За нарушение этих правил предусмотрено письменное предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф по одной из двух статей Кодекса административных правонарушений РФ:

  • статья 12.20 говорит, что если водитель просто забыл обозначить свое ТС световыми сигналами, то он может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
  • статья 12.5 говорит, что такой же штраф в размере 500 рублей водитель обязан уплатить, если одна или обе фары неисправны. В таком случае эксплуатация автомобиля запрещена до устранения неисправности. То же самое относится к слишком грязным стеклам и перегоревшим лампочкам.

Полный список документов, необходимых для оформления карты.

Также есть спорный момент, который многими автолюбителями забывается или не принимается во внимание.

Днем водитель использует противотуманки и въезжает в тоннель, а на выезде получает штраф за не включенные согласно правилам ПДД фары. Его останавливает сотрудник ГИБДД по причине того, что водитель нарушил пункт правил дорожного движения 19.1, который устанавливает, что при въезде в тоннель необходимо переключиться с противотуманок на ближний свет. То же самое касается и ДХО.

Кроме этих правил, правилами дорожного движения разрешается использовать БС в качестве дополнения к габаритным огням (но не вместо них) в условиях недостаточной видимости. Это не так важно, так как опасность такой автомобиль представляет в первую очередь для попутных транспортных средств.

С каким светом фар нужно ездить днем

В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.

Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.

Нужно ли включать ближний свет днем

В сумме лампочки БС, габариты и подсветка номера автомобиля требуют около 150 Вт мощности. Диодные лампы ДХО – примерно 15 Вт. Для сравнения, кондиционер требует 4500 Вт, приблизительно в 30 раз больше. Поэтому экономный автолюбитель в первую очередь должен отказываться от воздуха комфортной температуры в салоне, а не от включенных лампочек. Если переводить мощность в расход топлива, то лампы БС и остальная подсветка повышает расход приблизительно на 100 мл бензина в час.

Цены на карты для тахографов можно узнать .

Зачем включать фары днем

Получается, что автолюбитель практически ничего не теряет от включенных ходовых огней, поэтому стоит поговорить о том, что он приобретает, кроме сэкономленных на штрафе 500 рублей.

Есть несколько ситуаций, когда автомобиль без обозначения светом фар практически не видно, даже при включенных ДХО или противотуманках. Они не так редки, как кажется.

  1. В лесу на фоне деревьев автомобиль теряется уже на расстоянии в 150-200 метров – таково восприятие человеческого глаза. Особенно такой эффект можно заметить зимой, когда деревья и землю покрывает ровный слой снега – тогда все объекты на белой простыне кажутся шумом. Конечно, нечасто можно встретить другой автомобиль в густом лесу, и обычно скорость ТС в такой местности невысока. Но все же не стоит экономить 100-300 миллилитров бензина и пренебрегать безопасностью.
  1. При езде по трассе в пасмурную погоду автомобиль еще заметен на расстоянии 200-300 метров, особенно если он на дороге один. Но стоит появиться другим автомобилям, но с включенными фарами, то он теряется и почти не выделяется на фоне. При увеличении дистанции до 700-900 метров даже ДХО не помогут различить автомобиль.

В целом, включенные огни БС помогают не потеряться в автомобильном потоке и быть увиденным другими водителями при перестроениях. Для пешеходов же время обнаружения автомобиля имеют решающее значение из-за разницы в скорости движения.

Если все же кажется, что не нужно включать фары днем в городе, то вот исследование специалистов, которое поддерживает включение ближнего света. В среднем, вероятность ДТП для водителя снижается на 13 процентов. Эта цифра складывается из множества других: в том числе, шансы наезда на пешехода снижаются на 15%, на велосипедиста – на 10%, лобового и бокового столкновений – на 10%.

Единственное, чем включенный БС плох – сложнее заметить сигналы тормоза в плотном потоке. Этого можно избежать, установив дополнительный стоп-сигнал на заднее стекло.

Оформить заказ на карту для тахографа.

Выводы

Дневные ходовые огни потребляют минимальное количество энергии и практически не влияют на достаток автолюбителя. Примерно такая же ситуация и с фарами ближнего света – постоянно включенные, они обойдутся водителю в 100 миллилитров бензина каждый час, что равно приблизительно 4 рублям.

Но потратив эти четыре рубля на каждый час езды, водитель экономит нечто более существенное – метры и секунды, которые позволяют вовремя принять верное решение и безопасно маневрировать в потоке. Особенно это важно для пешеходов и в условиях недостаточной видимости: в пасмурную погоду, туман, дождь или в лесу.

Для автовладельцев, разбирающихся в технике, и специалистов в автосервисах индикация на панели приборов может многое сказать о состоянии узлов и агрегатов транспортного средства. Если знаний и опыта эксплуатации авто недостаточно, лучше всего воспользоваться инструкцией или советами профессионалов. Одной из сложностей является отличающееся обозначение одних и тех же дефектов для различных марок и моделей авто. Отдельные индикаторы оповещают о поломках в работе узлов и агрегатов, другие несут информационную нагрузку.

Все лампочки на панели приборов делятся на три категории:

  • Индикаторы красного цвета всегда предупреждают владельца автомобиля об опасности. Оперативное принятие мер, обращение в автосервис, самостоятельная диагностика и ремонт автомобиля требуются немедленно. При этом в некоторых случаях необходимо прекратить движение и заглушить двигатель. В других ситуациях можно своим ходом добраться до сервиса.

  • Лампочки, горящие желтым цветом, предупреждают о поломке или дефекте в работе узлов техники. Задачей индикаторов является предупреждение владельца о необходимости определенных действий или о плановом техническом обслуживании.

  • Индикаторы зеленого цвета говорят водителю о различных сервисных операциях, активности той или иной функции.

На панели приборов могут загораться различные индикаторы. При этом часть из них является типовыми для любых марок и моделей техники. Расшифровка кодов индикаторов также является одинаковой. Самыми распространенными являются следующие виды датчиков.

Значок на панели приборов в форме эмблемы или силуэта транспортного средства может иметь несколько вариантов расшифровки. Чаще всего значок загорается вместе с дополнительными элементами. Стандартными вариантами расшифровки являются:

Если силуэт автомобиля на панели приборов перечеркнут разводным ключом, скорее всего в работе силового агрегата зафиксированы дефекты. Чаще всего подобная индикация указывает на проблемы с датчиками мотора или электронными блоками трансмиссии. В подобных ситуациях необходимо производить полную диагностику двигателя на современном стенде.

В ситуациях, когда на фоне эмблемы автомобиля загорается замок, поломки имеются в противоугонной системе, установленной на заводе. Запустить мотор и начать движение невозможно до устранения неисправности. В штатном режиме значок замка моргает при закрытых дверях автомобиля. Такая ситуация является нормой.

Для транспортных средств с гибридными моторами восклицательный знак на фоне значка транспортного средства, горящий желтым цветом, говорит о сбоях в работе электропривода. Некоторые владельцы отключают аккумулятор и сбрасывают ошибку. Такая мера помогает на короткий промежуток времени. Собственнику необходимо обратиться в сервис.

Практически на любой панели приборов имеется индикатор в форме машины, указывающий на открытые двери. Если автомобиль закрыт при одновременной работе лампочки, требуется проверить концевые датчики на дверях и крышке багажника. Чаще всего достаточно почистить или заменить данные элементы.

Если транспортное средство, оснащенное системой стабилизации курсовой устойчивости, движется по сколькой трассе, загорается соответствующий индикатор желтого цвета. Система автоматически пытается выровнять автомобиль исключить пробуксовку и заносы. Поэтому беспокоиться за постоянное загорание лампочки не стоит. Если же рядом периодически появляется ключ, перечеркнутый занос, треугольник, необходимо обратиться в сервис для ремонта системы стабилизации.

На многих современных авто автоматически определяется интервал до прохождения ТО. Если время техобслуживания подошло, на панели загорается желтый гаечный ключ. При проведении регламентных работ в сервисном центре счетчик сбрасывается.

Указанные индикаторы являются типовыми для большинства марок и моделей транспортных средств. Размеры, расположение, форма значков на приборной панели могут отличаться, при этом расшифровка остается неизменной и понятной для автовладельцев.

Знаки, содержащие предупреждающую информацию

Кроме информационных, большое значение для владельцев техники имеют предупреждающие значки на приборной панели. Рулевое колесо желтого цвета сигнализирует о необходимости адаптации системы. Если цвет меняется на красный и одновременно появляется восклицательный знак, имеется неисправность гидро- или электроусилителя. В таких ситуациях для поворота руля требуется прикладывать значительные усилия.

На большинстве современных авто присутствует индикатор иммобилайзера. При закрытом автомобиле значок мигает, белый цвет говорит о штатном режиме встроенной противоугонной системы. В ситуациях, когда значок горит постоянно, причина может заключаться в неактивированном иммобилайзере, проблеме считывания метки, поломке противоугонного устройства.

Когда владелец ставит автомобиль на ручной тормоз, загорается соответствующая индикация на приборной панели. Такой же значок постоянно горит, если тормозные колодки или диски сильно изношены, уровень тормозной жидкости не соответствует заводским параметрам. При наличии электронной системы ручного тормоза лампочка горит при поломках или дефектах датчиков, концевиков.

Индикация в виде бачка с охлаждающей жидкостью может появляться в нескольких случаях. Если загорается красная лампа со шкалой градусника, в системе охлаждения силового агрегата температура слишком высокая. Желтый цвет индикатора с бачком говорит о низком уровне тосола или антифриза в системе. В некоторых случаях лампочка загорается произвольно, при сбоях в работе поплавков или датчиков.

Характерный для любых авто и понятный значок омывателя загорается при низком уровне жидкости в расширительном баке. Кроме минимального уровня жидкости, индикация может говорить о поломке датчиков уровня, если контакты окислились и покрылись налетом. Для отдельных марок и моделей авто индикация срабатывает при использовании некачественной жидкости, не соответствующей требованиям производителя.

Для техники с антипробуксовочной системой значок ASR свидетельствует о ее неисправности. Электроника данной системы работает в связке с АБС. Горящая постоянно лампочка говорит о поломках антипробуксовочной системы. Изображение и надписи индикатора могут выглядеть по-разному. Стандартными являются лампочки в форме надписи ASR, значки автомобиля на скользкой дороге, треугольник, обведенный стрелкой.

Излишне высокая температура катализатора сообщается владельцу загоранием соответствующей лампочки на панели приборов. Автомобиль реагирует на такую ситуацию резким снижением мощности. Причины перегрева определяются плохой работой зажигания, а также засоренностью сот катализатора. При выходе модуля из строя расход бензина или дизельного топлива существенно возрастает.

Поломка системы отвода выхлопных газов также имеет свой индикатор на панели приборов. Чаще всего индикация появляется после заправки топливом низкого качества, а также при наличии ошибки датчика лямбда зонда. Топливо сгорает в двигателе не полностью, пламя проникает в выхлопную систему, увеличивается содержание вредных веществ, появляется индикация. Для выявления причины поломки и ее устранения требуется диагностика в сервисном центре.

Индикация на приборной панели, обозначающая неисправности

На приборной панели каждого автомобиля имеется значок в виде аккумулятора. Фигура загорается при падении напряжения электросети. Чаще всего причина заключается в отсутствии зарядки от генератора. Если на транспортном средстве установлен гибридный силовой агрегат, ниже индикатора имеется надпись «Main».

Появление масленки красного цвета свидетельствует о низком уровне смазки в силовом агрегата. Чаще всего индикация появляется при запуске холодного мотора и через несколько секунд пропадает. Также лампочка может загораться при движении автомобиля. Сбои в работе системы смазки двигателя, снижение давления и уровня масла инициируют появление масленки. На разных марках и моделях авто значок может быть дополнен каплей, различными надписями, в некоторых случаях присутствуют символы L и Н. Цвет индикации желтый или красный.

Подушки безопасности присутствуют практически во всех модификациях транспортных средств. На панель приборов выведены значки в нескольких вариантах исполнения. Это может быть простая надпись, силуэт пристегнутого ремнем безопасности человека. Если загорается подобная лампочка, в системе безопасности возникли проблемы. При ДТП подушки не сработают. Для устранения поломок необходимо выполнить диагностику в специализированном сервисном центре.

Индикация в виде восклицательного знака в треугольнике, круге, других формах практически всегда говорит о поломке техники. Если горит восклицательный знак в круге, необходимо проверить тормозную систему, стояночный тормоз, колодки, диски. Дефект может быть в снижении уровня жидкости в системе, износе тормозных колодок, поднятом ручном тормозе.

Опасность представляет снижение уровня жидкости, так как возможными причинами являются обрывы и повреждения шлангов, потеря герметичности. В некоторых случаях индикатор появляется при выходе из строя датчика расширительного бака. Для части транспортных средств значок загорается одновременно с надписью Brake.

В режиме «Внимание» восклицательный знак имеет желтый, в некоторых случаях красный цвет. Для владельцев такая индикация означает необходимость проверки электронной системы стабилизации. На некоторых приборных панелях имеется поясняющий текст или другие информационные сообщения.

Появление поломок в антиблокировочной системе также сопровождается индикацией на приборной панели. Обозначение на разных марках и моделях техники примерно одинаковое. Для владельца наличие горящей желтой лампочки с надписью ABS говорит о том, что система вышла из строя. Тормоза продолжают работать, но электроника автомобиля перестает им помогать. Соответственно машина может уйти в занос на скользкой и мокрой дороге.

Автомобили, оснащенные системой электронной стабилизации, также имеют соответствующий значок на приборной панели. При дефектах оборудования индикация мигает или горит постоянно. Чаще всего поломки связаны с выходом из строя датчика угла поворота, реже при поломке датчика стоп-сигнала. Более серьезные проблемы появляются при поломках датчика давления тормозной системы. Устранять дефекты необходимо в сервисе.

Индикатор в виде инжектора имеется на панели каждого автомобиля. При запуске и работе силового агрегата лампочка может светиться желтым цветом. Наличие сбоев в работе мотора обязательно сопровождается подобной индикацией. Самостоятельно определить причину поломки сложно. Необходимо обратиться в сервисный центр и выполнить диагностику оборудования на стенде.

Для дизельных транспортных средств характерно наличие индикатора состояния свечей накаливания. Лампочка аналогична значку инжектора на бензиновых авто. При запуске мотора индикатор загорается и через несколько минут тухнет. Если после прогрева силового агрегата на приборной панели присутствует ошибка, необходимо проверить силовой агрегат в сервисном центре.

Полностью описать значки и индикаторы приборных панелей всех марок и моделей транспортных средств невозможно. Часть лампочек являются типовыми и присутствуют на всех автомобилях. Некоторые индикаторы имеются только на определенной технике. В большинстве случаев в комплекте с машиной идет инструкция по эксплуатации, в которой индикация на приборной панели расписана детально.

Основными видами информирующих и предупреждающих значков являются:

  1. Противотуманные фары (передние).

  2. Неисправность усилителя рулевого управления.

  3. Противотуманные фары (задние).

  4. Низкий уровень жидкости стеклоомывателя.

  5. Износ тормозных колодок.

  6. Значок включенного круиз-контроля.

  7. Включены поворотные сигналы.

  8. Датчик дождя и света.

  9. Зимний режим.

  10. Индикатор информационного сообщения.

  11. Индикация работы свечи накаливания.

  12. Мороз.

  13. Индикация обнаружения бесконтактного ключа.

  14. Ключ не обнаружен.

  15. Батарея ключа нуждается в замене.

  16. Опасное сокращение дистанции.

  17. Нажмите педаль сцепления.

  18. Нажмите тормозную педаль.

  19. Блокировка рулевой колонки.

  20. Дальний свет.

  21. Низкое давление в шинах.

  22. Индикатор включения наружного освещения.

  23. Неисправность наружного освещения.

  24. Не работает стоп-сигнал.

  25. Предупреждение сажевого фильтра.

  26. Предупреждение прицепного устройства.

  27. Предупреждение пневматической подвески.

  28. Смена полосы движения.

  29. Перегрев катализатора.

  30. Не пристёгнут ремень безопасности.

  31. Активирован стояночный тормоз.

  32. Неисправность аккумулятора.

  33. Система помощи при парковке.

  34. Требуется техническое обслуживание.

  35. Адаптивные передние фары.

  36. Неисправность автоматического наклона фар.

  37. Неисправность заднего спойлера.

  38. Неисправность крыши в кабриолете.

  39. Ошибка подушки безопасности.

  40. Неисправность ручного тормоза.

  41. Вода в топливном фильтре.

  42. Подушка безопасности деактивирована.

  43. Неисправность.

  44. Фары ближнего света.

  45. Загрязнение воздушного фильтра.

  46. Режим экономии топлива.

  47. Система помощи спуска с горы.

  48. Повышенная температура.

  49. Неисправность антиблокировочной системы тормозов.

  50. Неисправность топливного фильтра.

  51. Открыта дверь.

  52. Открыт капот.

  53. Низкий уровень топлива.

  54. Неисправность автоматической коробки передач.

  55. Автоматический ограничитель скорости.

  56. Амортизаторы подвески.

  57. Низкое давление масла.

  58. Обогрев лобового стекла.

  59. Открыт багажник.

  60. Система стабилизации отключена.

  61. Датчик дождя.

  62. Неполадка двигателя.

  63. Обогрев заднего стекла.

  64. Автоматическое очищение лобового стекла.

У многих функция «отключение всего света одной кнопкой» плотно ассоциируется с умным домом, так как это самый понятный его элемент. Самый простой сценарий — это выключить весь свет сразу при уходе из дома. Для того, чтобы сделать себе такую возможность, система Умный Дом совершенно не нужна, всё можно сделать гораздо проще.

Для этого нужно в электрощиток поставить контактор, который по внешнему сигналу будет отключать свет квартиры или дома. При желании можно поставить контактор ещё и на отключаемые розетки (вот отдельная статья на эту тему).

Контактор, он же пускатель — элемент, который ставится на DIN рейку и позволяет по управляющему сигналу включать и выключать мощную нагрузку. Вот, например, контактор ABB EN20-20N-06.

Стоит порядка 2.5 тысяч рублей, управляет током до 20 ампер, чего, как правило, достаточно для света небольшой квартиры. Удобный плюс — наличие на нём переключателя для того, чтобы вручную его включить или выключить.

Вот вариант ABB EN25-40N-06 для трёхфазной сети, такой же контактор с четырьмя полюсами коммутации:

Максимальная мощность коммутации каждой из 4-х групп контактов 25 ампер. Такого контактора вполне достаточно в большинстве случаев, чтобы полностью отрубить весь свет квартиры или загородного дома с трёхфазным питанием.

На верхние контакты подаётся ввод питания, с нижних оно идёт на освещение. Можно наоборот, не важно. На контакты А1 и А2 надо подать управляющее напряжение. У контакторов ABB есть модели с управляющим напряжением 24, 48, 110, 230 и 400 вольт постоянного или переменного тока.

У всех других производителей вы тоже без труда найдёте аналогичные контакторы. Лучше искать с переключателем на корпусе: дороже, но удобнее.

При работе с промышленным контроллером, который обычно напряжение на выходах 24 вольта, лучше использовать контактор с управляющим напряжением 24 вольта. Если контроллера и какой-либо автоматики нет, то удобнее использовать питание 230В.

Кстати, большинство контакторов нормально-открыты, то есть, при отсутствии управляющего напряжения цепь разомкнута. Есть контакторы с нормально-замкнутыми контактами, на них надо подать напряжение, чтобы они разомкнулись, но они попадаются реже.

Ещё один вариант — импульсные реле, на которые надо подавать не управляющее напряжение, а короткий импульс (ABB E290). Можно использовать моностабильные клавишивы ключателя. Один раз нажали — включилось, ещё раз нажали — выключилось. Это даст нам возможность управления импульсными реле с нескольких мест.

Более интересный вопрос в том, как управлять функцией «выключить всё».

Мастер-выключатель света

Простой вариант — с настенного выключателя. Обычный бистабильный (классический) выключатель. Нажали вниз — всё выключилось, нажали вверх — включилось. При этом свет включится в то состояние, в котором он был в момент выключения. Выключатель просто подаёт 230В на контактор.

Можно с одного выключателя выключать сразу свет и розетки, а можно поставить два разных выключателя для разных целей.

Можно поставить разные выключатели для отключения света разных этажей или разных зон.

Карточный выключатель света

Точно такой же, как в отелях стоит на включение и выключения всего света и розеток.

В него вставляется любая карта подходящего формата. Карта просто нажимает на кнопку внутри устройства. Стоит такое устройство от 500 рублей, уставится в обычный подрозетник. Плюс от предыдущего варианта — его не нажать случайно.

Минусы: во-первых, подойдёт абсолютно любая карта, во-вторых, надо эту карту класть рядом (потеряется) либо носить с собой. Ну и не так красиво, дома всё-таки не отель.

Считыватель бесконтактных ключей

Этот вариант гораздо более удобный и надёжный.

Наверное, у каждого на ключах есть ключ-капля от калитки или домофона:

На стене нам понадобится разместить считыватель ключей со встроенным контроллером, например, Matrix IIK

Снаружи он выглядит как белый прямоугольник с маленьким светодиодом. К нему нужно подвести питание 12В, на плате находится реле. Есть два режима работы: подача короткого импульса по прикладыванию запрограммированного ключа или включение-выключение реле по прикладыванию ключа. Можно запрограммировать все свои ключи. Поддерживаются любые ключи формата EmMarine (ключи-капли), а также бесконтактные карты этого формата. Есть модели с поддержкой более защищённых от копирования, но менее распространённых карт Mifire.

Работает и с контакторами, и с импульсными реле. Самое интересно, что этот считыватель можно спрятать, полностью заклеив обоями, например. Дальность считывания — порядка 1-2 сантиметров. Главное, не закрывать его металлическими элементами.

То есть, во-первых, он может быть незаметным, во-вторых, не нужно носить отдельный ключ или карту, в-третьих, его не активировать случайно.

Этот считыватель предназначен для систем контроля доступа, у него есть разъём для подключения «кнопки выхода», по нажатию которой контроллер также изменит состояние реле или даст импульс. Можно вывести куда-то эту кнопку и использовать как резервный вариант на случай потери ключа.

Управление светом с нескольких мест

Задача простая: выключать свет или от входа в квартиру или, например, из спальни. Тут нам понадобится импульсное реле, которое меняет состояние, получая импульс 230В от любого источника. Вот схема работы:

В этой схеме два импульсных реле, потому что свет квартиры висит на двух разных фазах, их надо подключать через разные реле. Либо можно использовать импульсное реле с двумя группами контактов. На мастер-выключатели подаётся 230В, они подают импульс на реле для изменения состояния. Мастер-выключателей в этой схеме может быть и больше, сколько угодно.

Можно один из мастер-выключателей заменить за карточный выключатель, а другой на считыватель ключей, это как удобнее.

Можно в качестве устройства управления поставить кодонаборную клавиатуру, на которой надо набрать 4- или 5-значный код для включение-выключения света, но это уже менее удобно.

Размещение мастер-выключателя

Тут стоит задуматься о том, как разместить выключатель таким образом, чтобы на него не нажимали случайно. Поставим на видном месте у входа — будут на него нажимать для включения света в прихожей. Так что стоит его ставить в менее заметном и очевидном месте, либо, как я писал выше, вместо него делать считыватель бесконтактных ключей или менее заметную кнопку.

72,550 просмотров всего, 108 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *