Стоимость моста в Крым 200 млрд рублей

Крымский мост в цифрах

Нынешний Крымский мост, который изначально назывался Керченским, — крупнейший в России. Его протяженность составляет 19 км. Он состоит из параллельно расположенных автомобильных и железнодорожных трасс (движение по железной дороге обещают открыть в 2019 году). Пропускная способность автомобильной части составит до 40 тыс. автомобилей в сутки, железнодорожной — до 47 пар поездов в сутки. Скорость автомобилей и пассажирских поездов не должна превышать 120 км/ч. Для пропуска судов организован высокий коридор — арки высотой 35 м и длиной 227 м, глубина судоходного канала — 10 м. На стройке моста работают 10 тыс. рабочих.

Заказчиком строительства выступил «Росавтодор», генподрядчиком — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта составила 228,3 млрд руб. Строительство началось в феврале 2016 года, а завершиться должно к середине 2019 года.

Новая транспортная система

Предполагается, что переправа через Керченский пролив впишется в транспортную систему Крыма и Кубани. Крымский мост со стороны полуострова будет соединяться с автомобильной трассой «Таврида», которая пройдет по маршруту Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Эту трассу протяженностью 251 км начали строить в мае 2017 года, а завершить должны в 2020 году. Стоимость дороги — 166 млрд руб.

Генподрядчик строительства «Тавриды» — компания «ВАД» — в январе 2018 года попала под санкции США, так же как и ее учредители — Валерий Абрамов и Виктор Перевалов.

Со стороны Кубани мост также соединится с новой автодорогой протяженностью 40 км.

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Проблемы с безопасностью

Правительство в начале 2017 года назначило управление вневедомственной охраны Минтранса исполнителем работ по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста и подходов к нему. Общая стоимость подрядов, полученных УВО Минтранса, превысила 12 млрд руб. Первоначальная версия документа от 26 января 2017 года предусматривала выполнение работ по обеспечению безопасности автодорожной части моста до 30 апреля 2018 года, по железнодорожной — до 1 декабря 2019 года.

Но структура Минтранса сорвала сроки: она должна была провести инженерные изыскания, проектирование и оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности моста, но к апрелю 2018 года даже не начала работы по автодорожной части. 3 мая стало известно, что премьер Дмитрий Медведев перенес срок завершения всех работ ​по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста (и автодорожной, и железнодорожной части) на 1 декабря 2019 года.

Грузовики потом

20 марта Минтранс сообщил, что на первом этапе ограничит проезд грузовиков по Крымскому мосту. Как пояснял тогда глава «Росавтодора» Роман Старовойт, до сих пор не готовы развязки на подходах к мосту в части примыкания к региональным дорогам, поэтому, чтобы избежать коллапса, принято решение первоначально пустить только легковые автомобили и автобусы по мосту. В конце апреля министр транспорта Максим Соколов пообещал, что движение грузовых автомобилей по Крымскому мосту будет открыто в октябре 2018 года.

Видео: RT на русском Video

Украинский бойкот

Украинские СМИ неоднократно сообщали о проблемах с Крымским мостом и даже называли его «фикцией». Они также регулярно публиковали информацию о нарушениях технологий строительства. Например, в 2017 году издание «Диалог.ua» сообщало, что на первых этапах возведения Крымского моста «появились важные технические проблемы, которые не позволят завершить строительство» конструкции. Портал Кuresh.info писал, что 256-я опора моста «не выдержала нагрузки и треснула». По его данным, рабочие снова собрали каркас вокруг опоры, чтобы препятствовать ее дальнейшему разрушению. Но инфоцентр «Крымский мост» опровергал эти сообщения, называя их «мифами».

Убедившись в реальности моста, украинские националисты сообщали о возможности блокировки моста и проведении акций на нем. Поступали предложения даже забрать мост у России в качестве контрибуции.

Мост под санкциями

Россия с 2014 года находится под европейскими и американскими санкциями, введенными после присоединения Крыма и конфликта на юго-востоке Украины. Компании «СГМ-Мост» («дочка» «Стройгазмонтажа») и «Мостотрест», строящие Крымский мост, также оказались под санкциями, как и их владелец бизнесмен Аркадий Ротенберг.

Европейским и американским компаниям запрещено принимать участие в этом строительстве. В 2018 году стало известно, что прокуратура Нидерландов начала расследование о нарушении семью голландскими компаниями санкционного режима ЕС в отношении России. Эти компании в 2015–2017 годах поставляли тяжелую технику, которая использовалась при строительстве Крымского моста, обеспечивали ее обслуживание и ремонт. В заявлении прокуратуры указано, что строительство моста рассматривается судами Европейского союза как «подрыв территориальной целостности Украины».

Железнодорожный подход со стороны Крыма построит «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, который за 223 млрд руб. строит и сам мост. Очередной контракт он получил после провала трех конкурсов на выбор подрядчика – желающих так и не нашлось. Последний конкурс Росжелдор признал несостоявшимся в январе. Теперь «Стройгазмонтажу» предстоит построить 18 км железной дороги, которая будет примыкать к участку Керчь – Джанкой, 40 зданий, 29 сооружений и тоннель. Назначение «Стройгазмонтажа» исполнителем работ позволит завершить строительство железнодорожных подходов синхронно с сооружением самого моста, пишет правительство. Запустить в эксплуатацию железнодорожную часть оно рассчитывает к 1 декабря 2019 г.

Еще один контракт – на обеспечение безопасности подъездов к мосту – Росжелдор должен заключить с ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса». Предприятие было создано в 2002 г. для охраны объектов Минтранса, поясняет министерство в сообщении. У ФГУПа девять филиалов и более 800 объектов под охраной.

Этот же ФГУП будет отвечать за всю безопасность моста и еще двух автомобильных подходов к нему. Речь идет об установке систем заграждения, досмотра, теленаблюдения и видеорегистрации, комплексных систем связи и оповещения, охранно-пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, об охране акватории вблизи моста, управлении системами безопасности, перечисляет представитель ФКУ «Упрдор «Тамань» (должно заключить этот контракт).

Подрядчики моста

Раньше «Стройгазмонтаж» мосты не строил, это крупнейший подрядчик «Газпрома» по строительству газопроводов. Впрочем, большую часть работ (на 96 млрд руб.) выполнит «Мостотрест» – крупнейший в России подрядчик по строительству мостов. Керченский мост застраховала малоизвестная Крымская первая страховая компания, получив премию в 1 млрд руб.

Стоимость проекта не увеличивается, подчеркивает представитель вице-премьера Дмитрия Козака, все эти суммы были предусмотрены федеральной целевой программой развития Крыма.

19-километровый Керченский мост должен соединить Крым и Таманский полуостров. Он состоит из четырехполосного автомобильного моста и двух железнодорожных путей. С учетом основного контракта со «Стройгазмонтажом» и новых контрактов стоимость проекта, по подсчетам «Ведомостей», превысит 300 млрд руб., включая автомобильные и железнодорожные подходы (см. график).

Большинство контрактов есть на zakupki.gov.ru. Контракт на строительство моста за 223 млрд руб. был подписан в марте 2015 г. – «Стройгазмонтаж» получил его тоже без конкурса по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева. Еще 4,78 млрд руб. составят затраты госзаказчика (строительный контроль, авторский надзор, выкуп и оформление в постоянное пользование земельных участков, а также непредвиденные расходы). Уже потрачено 113 млрд руб. Затраты на сам мост не растут, напротив, после того как проект прошел Главгосэкспертизу, он подешевел на 380 млн руб.

Железнодорожный подход со стороны Тамани строит РЖД, в ноябре 2014 г. правительство назначило компанию единственным исполнителем работ. На сайте госзакупок у госзаказчика ФКУ «Ространсмодернизация» как минимум четыре контракта с РЖД, а также с компаниями, которые отвечают за авторский и строительный контроль проекта и за энергообеспечение (все вместе – более 30 млрд руб.).

Складывать стоимость строительства моста со стоимостью подходов не нужно, это разные контракты, настаивает представитель Козака. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей».

Подрядчиков, способных реализовать такие масштабные проекты, в принципе, немного, даже на ЦКАД их с трудом находят, а Керченский мост – проект политический, сроки сжатые, поэтому торговаться и рисковать правительство не хочет и назначает единственных исполнителей, говорит руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Когда шло первоначальное обсуждение проекта, эксперты «Автодора» говорили и о 380 млрд руб., напоминает он, но это были грубые оценки. Поэтому сумма в 300 млрд руб., вероятно, еще будет расти и хорошо, если общая смета проекта уложится в 400 млрд руб., рассуждает он.

Экспертный совет госкомпании Российские автомобильные дороги рекомендовал правительству в качестве наиболее перспективного варианта создания транспортного перехода через Керченский пролив проект, ориентировочная стоимость которого составляет 283,19 млрд рублей.

Такое заявление 4 июня сделал председатель правления ГК Автодор С.Кельбах.

Проект предполагает строительство двух совмещенных мостов длиной 6,1 км и 1,4 км, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива.

В эту сумму входит создание совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода, а также затраты на строительство автомобильных и железнодорожных подходов к нему 25,8 км и 83 км соответственно, Строительство самих мостовых сооружений обойдется в 149,8 млрд рублей.

Срок реализации — 3,5 года.

С.Кельбах отметил, что базовое предложение финансовой модели проекта строительства мостового перехода через Керченский пролив, представленное экспертным советом, предполагает выделение государственного капитального гранта в размере не более 200 млрд рублей.

По словам замминистра транспорта О.Белозерова, строительство моста может быть профинансировано за счет средств Фонда национального благосостояния.

Изначально проект моста оценивался в 50 млрд рублей, но по поручению президента началась разработка проекта совмещенного авто-и железнодорожного моста, тогда предварительные оценки повысились до 100 млрд рублей.

Позднее в Минэкономразвития сообщили, что на Керченский мост может быть выделено 155 млрд рублей.

А в последнем варианте концепции крымской ФЦП на него предусматривается более 200 млрд рублей.

15 мая 2018 года президент России Владимир Путин открыл автомобильное движение по мосту через Керченский пролив. На следующий день проезд открыли для всех. Железнодорожная часть моста пока не открыта, ее обещают запустить в декабре 2019 года.

Украина, страны Евросоюза и США считают строительство моста незаконным и еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности страны. С точки зрения Киева, все иностранные граждане, пересекающие мост в сторону аннексированного полуострова, являются нарушителями украинской государственной границы.

Российский глава Крыма Сергей Аксенов в годовщину открытия автомобильного движения по Керченскому мосту рассказал о его пользе для полуострова:

«Самый очевидный результат – это резкий, почти на 30%, рост турпотока по итогам прошлого года. За прошедшие майские праздники он вырос на 40% в сравнении с уровнем 2018 года. Мост сам стал одной из главных достопримечательностей, важным туристическим объектом, «визитной карточкой» региона. После ввода моста в эксплуатацию среднемесячная интенсивность грузоперевозок между материковой частью и полуостровом увеличилась почти в 2,5 раза. Число автомобилей, которые проехали в обе стороны, уже достигло пяти миллионов. Причем транспортный поток одинаково интенсивный в обоих направлениях. То есть мост востребован по обе стороны Керченского пролива. Строительство моста придало мощный импульс развитию всей транспортной инфраструктуры полуострова, а это одна из основ новой экономики полуострова… Открытие железнодорожного движения по мосту в конце текущего года позволит поставлять большую часть продукции железнодорожным транспортом, что повлияет на ее конечную стоимость».

Крымский политолог Евгения Горюнова полагает, что мост через Керченский пролив не оказал такого позитивного влияния на уровень жизни в Крыму, как ранее обещали крымчанам российские власти.

То, чего ожидали от моста – снижения цен – не произошло. Более того, сегодня говорят, что и открытие железнодорожной части не снизит цены Евгения Горюнова

– Это вряд ли изменило условия жизни крымчан, потому что то, чего ожидали от моста – снижения цен – не произошло. Более того, сегодня говорят, что и открытие железнодорожной части не снизит цены. По мосту действительно стало ездить немного больше туристов на территорию Крыма, больше он пока позитивных результатов не дал. Россия получила реализацию инфраструктурного проекта, очень высокие дивиденды достались тем, кто занимался строительством – друзьям Владимира Путина. Как говорят специалисты, если сравнивать с другими похожими инфраструктурными проектами, мост очень дорогой. Уже буквально на днях появилась информация, что еще на 3,5 миллиарда рублей подорожают железнодорожные пути, то есть сумма будет расти и расти, поскольку слишком большие аппетиты.

Фотогалерея

Как Путин Керченский мост открывал (фотогалерея)

Автодорожную часть строящегося моста через Керченский пролив открыли для движение легковых автомобилей

По мнению Евгении Горюновой, львиная доля от всего бюджета строительства Керченского моста – а общая сумма за пять лет, по разным оценкам, уже приближается к 300 миллиардам рублей – крымчанам не досталась.

– Подрядчики предпочитали вахтовым методом завозить людей из Сибири, из других регионов России – иногда платили, иногда нет. Словом, экономили на рабочей силе, не нанимая крымчан. Но, во-первых, у моста есть символическое значение, во-вторых, он нужен, чтобы перебрасывать военную технику. Никто особо не думал о ценах – все прекрасно знали, что они не снизятся, что ни автомобильный, ни железнодорожный транспорт там не помогут, пока в Крым не зайдут крупные российские торговые компании. Они в Крым заходить не хотят, потому что опасаются санкций. Для России Крым уже сыграл свою главную роль, и сегодня о нем уже лучше так часто не вспоминать, кроме 9 мая или очередной годовщины аннексии.

Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар убежден, что Россия потратит на поддержание Керченского моста еще много денег из бюджета.

Этого моста, с точки зрения геологического строения пролива, там не должно быть никогда Юрий Медовар

– Весь мост – одна сплошная проблема. Я считаю, что эксплуатационные расходы на содержание вот этого моста вскоре перекроют его стоимость. Будет «распил» бюджета по карманам тех аффилированных компаний товарищу Ротенбергу, главному мостостроителю. Сумму, которую потратили на Керченский мост, можно было в течение 50 лет использовать как бесплатную переправу через пролив – и поезда, и машины могли перебираться на паромах. Сейчас мост где-то проседает, где-то поднимается, это будет беспрерывно. Этого сооружения, с точки зрения геологического строения пролива, там не должно быть никогда. Это нарушение всех строительных норм Советского Союза. Рядом с мостом есть грязевой вулкан, который стреляет примерно раз в 8-10 лет. Если это произойдет, от моста ничего не останется.

По мнению Юрия Медовара, запуск железнодорожной части моста и начало курсирования поездов станет серьезным испытанием для всего сооружения.

– Автомобильный мост – это легкое сооружение. У железнодорожного моста большая арка, порядка 10 тысяч тонн, стоит на двух опорах, а еще представьте, что пойдет состав из 60 вагонов – это еще 6 тысяч тонн. В прошлом году там Путин проехал, но мост никто не принимал. Прошли 10 КАМАЗов – без груза, легких, они по 10-15 тонн, общая нагрузка – 150 тонн. Приемка моста – это когда идет сосредоточенная нагрузка на всю длину моста. В Праге принимали мосты – ставили танки один к одному, смотрели на осадку. Вот это приемка моста в эксплуатацию.

​Справка: президент Украины Петр Порошенко заявил, что незаконное строительство Керченского моста в аннексированном Россией Крыму является очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля.

Европейский союз и США раскритиковали частичное открытие Керченского моста между российской территорией и аннексированным Крымом. Украинская сторона вышла из договора с Россией о строительстве моста в 2014 году – после аннексии Крыма.

С июля 2014 года правительство Украины официально прекратило функционирование всех портов аннексированного Россией полуострова, гавани Крыма закрыты для международного судоходства.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Общая цена государственного контракта на проектирование и строительство моста через Керченский пролив (затраты подрядчика) утверждена в размере 223 142 621 480 рублей в ценах соответствующих лет, в том числе НДС 18%. Соответствующее допсоглашение к контракту подписано между ФКУ Упрдор «Тамань», выступающим заказчиком по проекту от имени Российской Федерации, и ООО «Стройгазмонтаж», определенным единственным исполнителем работ.

Напомним, что в феврале этого года Главгосэкспертиза подтвердила достоверность сметной стоимости проекта в ценах четвертого квартала 2015 года – 211,8 млрд рублей. Далее в рамках контрактных отношений между заказчиком и подрядчиком был произведен пересчет затрат подрядчика по годам реализации проекта с учетом прогнозных индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития России. Итоговые стоимостные показатели строительства согласованы Федеральным дорожным агентством (главный распорядитель бюджетных средств по проекту) и сейчас зафиксированы в допсоглашении к госконтракту от 17 февраля 2015 года.

В рамках реализации контракта на проектные и изыскательские работы будет затрачено в общей сложности около 9 млрд рублей в ценах соответствующих лет. На создание основных конструктивов автодорожного и железнодорожного мостов включая примыкающие к ним участки, – около 170 млрд рублей. Остальные затраты – подготовка территории строительства, временные здания и сооружения (часть этих затрат – возвратные), объекты энергетического обеспечения, подсобного и обслуживающего назначения и тому подобное.

Помимо госконтракта на создание моста, реализация проекта предусматривает затраты заказчика на строительный контроль, авторский надзор, выкуп земельных участков и оформление в постоянное пользование, непредвиденные расходы. Эти затраты составят около 4,78 млрд рублей в ценах соответствующих лет.

Таким образом, общая стоимость реализации проекта строительства моста в Крым составит 227,922 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Это почти на 380 млн рублей меньше, чем предельная стоимость реализации проекта, утвержденная распоряжением правительства России №118-р от 30 января 2015 года.

Объемы и стоимость работ, как подтвердила Главгосэкспертиза в феврале 2016 года, полностью соответствуют нормативам строительства.

Справка

В феврале 2016 года Федеральное дорожное агентство утвердило проектную документацию моста через Керченский пролив, получившую положительное заключение Главгосэкспертизы России, и выдало ФКУ Упрдор «Тамань» разрешение на строительство объекта. Единственным исполнителем работ является ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». Движение автомобилей по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов – 1 декабря 2019 года.

Фотоотчет: Утверждена итоговая стоимость строительства моста в Крым с учетом графика строительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *