Старые машины иномарки

Показаться на публике на роскошном «Кадиллаке», как у Мерилин Монро, раздобыть для своего гаража старый «Мерседес-Бенц», как у Штирлица, или переливающуюся хромом «Чайку», как у Брежнева, — такое популярное во всем мире занятие, как коллекционирование старых автомобилей, находит все больше поклонников и в России. Об этом, в частности, говорили на стартовавшем в конце апреля с Красной площади в Москве «Ретро-ралли», в котором приняли участие владельцы шести с лишним десятков раритетов. Толпы посетителей собрала и прошедшая ранее этой весной в столичном «Крокус-экспо» выставка «Олдтаймер-галерея».

«Покупка и продажа старых коллекционных автомобилей в России — уже реальный бизнес. Правда, этот рынок не такой прозрачный и открытый, как на Западе, — рассказывает у своего стенда на выставке «Олдтаймер-галерея” Никита Базаря, заместитель генерального директора компании «Авто Профит”, занимающейся восстановлением и продажей старых российских автомобилей. — На Западе продажи обычно проходят через публичные аукционы, и все знают, по какой цене был приобретен тот или иной автомобиль. У нас же продавцы и покупатели часто не раскрывают сумму сделки. А коллекционеры автомобилей, среди которых много публичных людей, как правило, стараются не афишировать это увлечение».

Никита любовно протирает тряпочкой автомобиль ГАЗ-13 — «Чайку» 1967 года выпуска. «»Чайка” — одна из самых красивых машин советской автомобильной промышленности — создана под влиянием американских автомобилей Packard. Она получила гран-при на Брюссельской выставке 1958 года, — говорит он. — Конкретно этот автомобиль в свое время принадлежал главе компартии Армении. Мы продаем его за 10 миллионов рублей. На выставке машина вызывает большой интерес».

Впрочем, «Чайка» за треть миллиона долларов относится уже к высшему ценовому сегменту коллекционных машин. Цены на старые автомобили в хорошем состоянии начинаются с 600–700 тыс. рублей. За такие деньги можно купить, например, отреставрированную «Победу» (ГАЗ М-20) выпуска середины 1950-х или 21-ю «Волгу» (ГАЗ-21) середины 1960-х. Ну а самые дорогие продажи исчисляются суммами от полумиллиона долларов. Например, не так давно за 700 тыс. долларов в России был продан Mercedes-Benz W100 Pullman 1966 года, за 800 тыс. долларов нашел своего российского покупателя Mercedes-Benz 300SL 1954 года, прозванный Gullwing — «Крыло чайки» — за оригинально открывающиеся вверх двери. Демонстрировавшийся на «Олдтаймер-галерее» бронированный Mercedes-Benz TYP 770 W150 1942 года, который, по неофициальной информации, в свое время находился в гараже у Геббельса, был продан в России анонимному коллекционеру более чем за миллион долларов. За 800 тыс. долларов недавно обрел российского владельца Horch-858 1938 года выпуска.

Коллекционный экземпляр

Основные игроки рынка так называемых коллекционных автомобилей — это специализированные компании, которых в России насчитывается уже несколько десятков (Chromov Collection, «Олдтаймер-сервис», «Лебедев-эксклюзив» и др.). Некоторые из них сами занимаются реставрацией и последующей перепродажей редких машин. Есть и компании, которые выступают исключительно в роли посредников: они находят потенциального покупателя, потом редкую модель для него, организовывают ее реставрацию у авторитетных специалистов. В последнее время появляется все больше компаний и с иностранным участием. «Интересно, что раньше старинные автомобили из России вывозились, их восстанавливали, а потом покупали за рубежом иностранные коллекционеры. Сейчас же активно идет обратный процесс — редкие машины, наоборот, ввозятся в Россию, и их с охотой приобретают российские любители старины», — говорит Даниэль Ам Энде, совладелец российско-германской компании Status Mobil.

Вообще, представители бизнеса по продаже элитных коллекционных машин просят не путать их с собирателями старых машин, которых они при личной встрече называют энтузиастами, а за глаза — старьевщиками. Такие «энтузиасты» получают классическую машину либо от умершего престарелого родственника, либо задешево покупают в плохом состоянии на вторичном рынке. Кое-как залатав дыры, человек получает некое подобие давно выпускавшейся модели.

С коллекционными автомобилями все совсем по-другому. У каждого из них своя родословная. В соответствующих документах зафиксированы имена всех владельцев. Но главное — на коллекционной машине все детали обязаны быть оригинальными. Кропотливым процессом реставрации должны заниматься авторитетные специализированные компании. Они буквально по косточкам разбирают кузов, подвеску, двигатель, восстанавливая каждый винтик. В результате просто старый, на ходу, но не восстановленный по правилам классический автомобиль может стоить 30–40 тыс. долларов, а такая же коллекционная модель — уже 300–400 тыс.

Классики и современники

Что касается типов коллекционных автомобилей, то в целом весь рынок классических машин условно поделен на то, что специалисты называют «тяжелой» и «легкой» классикой. «Тяжелая» классика — это машины, произведенные до Второй мировой войны (называются они так, потому что их тяжелее реставрировать). «Легкая» классика — машины, выпущенные в послевоенные годы.

В последнее время говорят о повышении интереса к «легкой» классике. Например, большим спросом у коллекционеров пользуется упомянутый выше Mercedes-Benz 300SL (W198) «Крыло чайки», выпускавшийся в середине 1950-х. На этой передовой для своего времени машине ездили Софи Лорен, Пабло Пикассо, король Испании Хуан Карлос, певец Элвис Пресли. За всю историю было выпущено около полутора тысяч Mercedes-Benz 300SL, и к настоящему времени их сохранилось чуть более 500. При этом реставраторы утверждают, что сейчас в мире вращается свыше пяти тысяч подделок Gullwing, которые были произведены уже в наше время и являются лишь копиями или репликами. Подделку можно купить за 100 тыс. долларов, в то время как подлинный коллекционный экземпляр обойдется не меньше чем в полмиллиона.

Впрочем, российскому коллекционеру подчас сложно объяснить ценность той или иной старой модели. «Безусловно, например, в Германии легче продавать классические немецкие автомобили. Ведь автомобиль — это часть истории, которая ближе гражданам той страны, где машина выпускалась, — говорит Алексей Беликов, сотрудник компании Chromov Collection. — Немец-коллекционер купит раритетный «Мерседес”, потому что помнит, что на таком же ездил его дед или его семья мечтала купить в свое время такую машину. В России же раритетный «Мерседес” могут купить потому, что, скажем, видели фильм, где на нем ездил кто-то из киногероев. Но этот автомобиль не является частью нашей истории. Поэтому, конечно, на российском коллекционном рынке проще продавать раритетные российские машины».

И рынок редких автомобилей российского производства сейчас активно формируется. Спросом пользуются, например, представительские ЗиМы и «Победы» 1950-х годов, правительственные ЗиЛы 1960-х, «Чайки» 1970-х. Предлагаются даже относительно нестарые машины 1980-х годов. «Мы предлагаем к продаже вот эту «Волгу 3102” 1988 года выпуска, которая восстановлена до состояния новой машины нашей компанией, — говорит Никита Базаря из «Авто Профит”. — Себестоимость этого проекта составляет 600 тысяч рублей, из них за 300 тысяч мы первоначально приобрели этот автомобиль, и в 300 тысяч нам обошлась его реставрация, с полным разбором кузова, его окраской и так далее. Сейчас мы рассчитываем продать эту машину за 800 тысяч рублей».

Впрочем, высокий спрос гарантирован не только на автомобиль советской марки, если доказано, что на нем ездили известные или первые лица государства. Например, на выставке «Олдтаймер-галерея» демонстрировался автомобиль интересной судьбы: американский Cadillac Fleetwood 75, который был выпущен в 1939 году и попал в Германию в качестве автомобиля посла США. В 1941 году, после того как США объявили Германии войну, имущество посольства было национализировано, и автомобиль попал в личный гараж Гитлера. После войны Cadillac Fleetwood 75 оказался на территории СССР в качестве трофея, и его забрал в свой гараж Никита Хрущев. Сейчас этот редкий автомобиль не продается, но в случае продажи его цена может превысить миллион долларов. Не продается, но предлагается к осмотру на выставке и редкая «Волга» 21-й серии, на которой ездил Гагарин.

Эх, прокачу!

Новый тренд среди коллекционеров раритетных автомобилей — не только хранить их в темном гараже, но и время от времени показывать публике. «Российский коллекционер до недавнего времени был очень закрыт и предпочитал, чтобы почти никто не знал о его собрании, — говорит Дмитрий Назаров, управляющий компанией Status Mobil. — Но в последнее время отношение меняется. Как и за границей, российский владелец раритетного автомобиля стал гораздо охотнее куда-нибудь на нем ездить или принимать участие в заездах и других публичных мероприятиях».

Действительно, все чаще в России организуются различные ралли на раритетных машинах, в мероприятиях принимают участие как зарубежные, так и российские коллекционеры. Причем устраивают такие ралли и автопроизводители (Mercedes-Benz, Jaguar, Volkswagen, Ferrari), и нарождающиеся общественные объединения. К примеру, недавнее ралли в Москве проводил Ралли Клуб Классических Автомобилей, который в последнее время обеспечивает участие своих членов и в аналогичных зарубежных мероприятиях. На этом ралли в качестве владельцев редких старинных машин публично показались, например, совладелец группы «Вимм-Билль-Данн» Евгений Ярославский, председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк, один из руководителей компании ДСК-1 Андрей Паньковский.

Участники ралли говорили, что коллекционирование автомобилей — это в том числе удачная форма инвестиций. По их словам, в среднем редкий коллекционный автомобиль может расти в цене на 15–20% в год. Ну и, конечно же, приобретение коллекционного автомобиля определяется не только заботой о его дальнейшей стоимости, но и личными пристрастиями покупателя.

«Коллекционный автомобиль — это предмет, который соответствует состоянию души своего владельца, — продолжает Дмитрий Назаров. — Прежде чем посоветовать человеку приобрести олдтаймер, мы составляем для себя психологический портрет покупателя. Человеку, склонному к экстремальным поступкам, обычно больше подходит спортивная модель, человеку поспокойнее мы рекомендуем что-то более комфортное. Вообще, настоящий классический автомобиль — это произведение искусства, памятник своей эпохе. Можно бесконечно любоваться неповторимыми линями и формами этих машин. Да и удовольствие от вождения совершенно иное. Это вам не современная машина, где все за водителя решает электроника. Классический автомобиль чутко реагирует на любое ваше движение, и иногда кажется, что это вообще живое существо».

Запретить эксплуатацию старых автомобилей предложил комитет Государственной думы по промышленности. Как сообщает газета «Коммерсантъ», инициатива направлена в Министерство транспорта и Минпромторг.

Реклама

Депутаты предлагают запретить использование автомобилей, которые достигли «предельных сроков эксплуатации». Не уточняется, о каких именно машинах идет речь – частных или коммерческих.

Кроме того, неизвестны конкретные санкции в отношении владельцев старых автомобилей.

В Минпромторге заявили, что старые машины необходимо выводить из использования с помощью различных административных, экономических и технических мер контроля.
Также в ведомстве подчеркнули, что граждан нужно стимулировать на покупку нового, экологически чистого автомобиля.

Схожие инициативы в РФ появлялись и ранее, но не становились законами. Еще шесть лет назад Минпромторг предлагал ограничить предельный возраст коммерческого транспорта до 7-15 лет. Тем не менее, существует официальный запрет на перевозки детей на автобусах, возраст которых составляет более 10 лет – эта норма вступит в силу с 2020 года.

В свою очередь Госавтоинспекция сообщает, что из 60,5 млн транспортных средств в России одна треть старше 15 лет, а еще 10 млн автомобилей – старше 10 лет.

Как сообщает ФАН, предложение парламентариев поддержали автопроизводители. В ПАО «Соллерс» заявили, что ключевой проблемой российского авторынка является высокая доля устаревших транспортных средств и низкие темпы его обновления.

Представитель группы ГАЗ в свою очеред заявил, что введение подобных ограничительных мер назрело из-за высокой смертности на дорогах.

Еще в конце февраля президент России Владимир Путин заявил, что уровень смертности на российских дорогах является трагическим.

«Ситуация на дорогах несмотря на определенные улучшения по-прежнему остается сложной. Каждый день в ДТП погибает почти 50 и получает ранения около 600 человек. Это очень много, трагически много», — подчеркнул российский лидер.

По словам Путина, необходимо последовательно развивать технические средства контроля, расширяя возможности систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

В мае 2018 года председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил в разговоре с НСН, что приобретать новые автомобили россиянам не позволяет низкий уровень доходов.

«Это говорит об уровне жизни наших людей. Они не могут себе позволить часто менять автомобили. И то, что отечественные машины эксплуатируются дольше, не случайно. Это как раз показывает, что на них ездят люди невысокого достатка, которые вынуждены выжимать из них все, что можно и нельзя. Ну и на иномарках сейчас ездят довольно долго, потому что цены на автомобили существенно выросли, а доходы россиян, если брать основную массу, не успевают за этим ростом», — подчеркнул эксперт.

По его словам, многие российские семьи не могут купить новую машину такого же или более высокого класса, поэтому и приходится эксплуатировать старый автомобиль.

Кроме того, стоит отметить ряд инициатив, предпринятый правительством в отношении техосмотра транспортных средств —в том числе и старых. В прошлом году МВД России предложило запретить прохождение технического осмотра для транспортных средств, номера компонентов которых не совпадают с указанными в документах. Схожие правила содержались в предыдущей редакции правил техосмотра (ТО), но не были четко прописаны.

«Целью предлагаемого регулирования является исключения допуска к проведению технического осмотра транспортного средства, номера компонентов которого не соответствуют данным, указанным в документах, его идентифицирующих», — говорится в пояснительной записке.

Изменения ожидают 11-й пункт правил ТО. Оператор должен идентифицировать номера кузова, рамы, кабины, шасси и других компонентов автомобиля и сверить их с данными в документах на транспортное средство. Если номера не совпадают, то оператор отказывает заявителю в техосмотре. Кроме того, оператор должен внести запись об обнаруженных несоответствиях в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО).

Стоит напомнить, что диагностические карты ТО будут переведены в электронный вид. Процедура техосмотра будет фиксироваться на видеокамеру, данные будут передаваться в «облачное хранилище» Дорожно-постовой службы. Госконтроль за операторами ТО будет передан в ГИБДД.

В Госдуме считают, что отсутствие контроля со стороны государства приводит к тому, что автомобилисты покупают диагностические карты, а не проходят ТО добросовестно. При этом многие детали могут быть поставлены на старый автомобиль нелегально.

Мир богатых людей разительно отличается от бытия обычных людей. Они имеют самые дорогие игрушки, которые тешат их пресыщенные души: это – яхта, вертолёт, вилла или ретро-автомобиль. И хотя современная авто-индустрия, развивающаяся бешеными темпами, даёт прекрасные результаты, однако умы многих пресытившихся роскошью нуворишей будоражит возможность приобрести один из самых дорогих старинных автомобилей в мире, на котором когда-то ездил, возможно, Чарли Чаплин, Франклин Рузвельт, а то и сам Фрэнк Синатра. Они готовы выложить за такое ретро-авто баснословные суммы, однако, согласитесь, элегантные суперкары прошедшего века того стоят. Предлагаем список из 10 самых дорогостоящих в мире раритетных автомобилей, приводя их технические возможности и преимущества, а также и цены.

10. Rolls-Royce Two-Seater, 1904

Rolls-Royce Two-Seater, выпущенный в 1904 году, на заре автомобилестроения, открывает рейтинг Топ-10 самых дорогих ретро-автомобилей в мире. У него нет такого мощного мотора (всего лишь 10 лошадок), но он всегда вызывал и продолжает вызывать интерес у автолюбителей. Выглядит он немножко необычно, напоминая средневековую карету, да и предельная скорость только 40 километров в час, но это один из немногих подобных автомобилей, вышедший в свет до 1905 года, и прекрасно сохранившийся. Цена, за которую был приобретен экземпляр Rolls-Royce Two-Seater, составляет $7,2 миллиона.

9. Duesenberg Model J Murphy Whittell Coupe

Это единственное раритетное авто американского производства в рейтинге самых дорогих ретро-автомобилей в мире. В 20-30-х гг. ХХ столетия автомобиль Duesenberg J был самым скоростным, выносливым, дорогостоящим и статусным в Америке. Отсюда и их сленговая фраза «It’s a Deusy!», которая выражает лучший уровень чего-либо. Произведено было 500 автомобилей, которые уже тогда были одними из самых дорогих в мире: каждый стоил 17 тысяч долларов. В этих авто ездили аристократы, бизнесмены и кинозвёзды. За их рулём сидели Кларк Гейбл, Аль Капоне, миллионер и большой модник Джордж Виттел-младший. В 2011 году один из экземпляров данного автомобиля приобрели на торгах за $10,5 миллионов.

8. Ford GT40 Gulf/Mirage Lightweight Racing Car, 1968

GT 40 – гоночный ретро автомобиль, произведённый в 1968 году. Он был создан для конкуренции итальянскому гоночному Феррари, и с тех пор приобрёл богатую историю. Гонщики, выступавшие на GT 40, не раз становились победителями в соревнованиях. В 1968 году британское ателье J.W.A. изменило дизайн машины, а в 1970 году ретро автомобиль продали Дэвиду Брауну из Флориды, а тот сдал его в аренду студии кино. Данный автомобиль с яркой расцветкой мы видим в ленте про гонки «Ле-Ман». На аукционе в торговом доме RM Auctions Ford GT40 оценили в $11 миллионов.

7. Ferrari 340 ММ

Автомобиль 1951-1953 гг. изготовления. Концерном создано только три экземпляра таких купе в мире. Одна из машин участвовала в состязаниях «24 часа в Ле-Мане», остальные – в Carrera Panamericana и в соревнованиях в Пескаре. Гоняли на этом дорогостоящем ретро авто знаменитые победители Формулы-1. Машина, приобретенная в 2003 году за 11,2 миллиона долларов, имеет ту же гоночную раскраску, что и на соревнованиях 1953-го в Ле-Мане. Автомобиль снабжён двигателем на 4,5 литра и мощностью 345 лошадиных сил, тремя карбюраторами и механической 4-х скоростной трансмиссией.

6. Mercedes-Benz 540K Von Krieger Special Roadster, 1936

Эта модель, выпущенная в 1936 году, производилась по спецзаказу для высокопоставленных немецких политиков в количестве 32 штуки. Гитлер раздавал их в качестве презента офицерам-нацистам за особые заслуги на войне. Автомобилем, проданным аукционной компанией Гудинг, владели всего два человека, из них широким массам запомнилась прусская баронесса Гизела фон Кригер. В 1942-м она выехала на нём из Германии, и след одного из самых дорогих ретро автомобилей в мире затерялся на много лет где-то на территории США. В 2012 году торговый дом Гудинг & Компани продал его за $11,7 миллионов.

5. Bugatti 41 Royale, 1931

Автомобиль этой марки многие годы ассоциируется с изысканностью и шиком. В далеком 1931 году компания великого Этторе Бугатти изготовила только 6 таких машин. Планировалось создать ещё парочку, но мировой экономический кризис разрушил планы автопроизводителя. Bugatti 41 Royale и в 30-е годы прошлого века считался престижным и одним из самых дорогих авто в мире. Стоил дорого даже в те времена из-за его технических и потребительских свойств: уникальный мотор на 12,7 литров и 300 лошадиных сил, модель которого изначально была придумана для самолёта. Даже для многих состоятельных людей такая машина была не по карману. Автомобиль в начале ХХ века способен был развить скорость до 197 километров в час! Bugatti 41 Royale – самый редкий ретро автомобиль в мире. В Лондоне его купили за $15,7 миллионов.

4. Ferrari 250 Testa RossaPrototype, 1957

На 2017 год – это самая дорогая раритетная машина в мире от компании «Феррари». Первый экземпляр из 34 был куплен за 16,5 миллионов долларов. В 2011-м, когда произошла сделка, эта цена являлась самой большой в мире, заплаченной на каких-либо открытых торгах за раритетный автомобиль. Вокруг машины были споры и шумиха, поскольку это прототип. Сама машина сильно пострадала на гонке в Ле-Мане 1958 года, где она дважды горела. Но автомобиль на сто процентов восстановили, оставив оригинальные технические характеристики, дизайн и номера.

3. Mercedes Benz W196

В тройку самых дорогих ретро-автомобилей в мире попадает гоночная машина фирмы «Мерседес», участвовавшая в 1954-1955 гг. в Формуле-1. На соревновании в Ле-Мане им управлял легендарный Мануэль Фанхио. Автомобиль получил прозвище «Серебряная стрела» за 9 побед из 12 соревнований. В мире на сегодня сохранились только 10 таких машин, 6 красуются в центральном офисе компании, 3 принадлежат музеям и лишь один (тот, что гонял в Ле-Мане) в руках у неофициального лица. Счастливчик заплатил за него в 2013 году $30 миллионов.

2. Bugatti Type 57S, 19372. Bugatti Type 57S, 19372. Bugatti Type 57S, 1937

Второе место рейтинга принадлежит великолепному Bugatti Type 57S, произведённому в 1937 году. Серия этих автомобилей составляла всего 17 экземпляров. Те, которые уцелели до настоящего времени, на протяжении полувека принадлежали богатейшим людям нашей планеты. Мощный восьмицилиндровый двигатель даёт возможность разогнать автомобиль до 200 километров в час, а необычный дизайн машины не оставляет никого равнодушным. При разработке в 1935 году кузов Bugatti Type 57S планировали сделать из сплава магния, заклёпывать его по технологии нужно изнутри, но идея изготовить кузов алюминиевым, со «швами наружу» показалась инженерам более привлекательной. Серия украшенных «гребнем» автомобилей в мире составляла только 4 экземпляра, до нашего времени сохранились лишь 2. Один из этих дорогих ретро автомобилей с 1971 года принадлежал доктору Уильямсу, знаменитому коллекционеру «Бугатти», но после его смерти машину выставили на продажу. В 2010 году её приобрел Питер Малин за баснословную цену в $40 миллионов и отдал калифорнийскому музею Mullin Automotive.

1. Ferrari 250 GTO, 1963

Возглавляет список Ferrari 250 GTO 1963 года выпуска, созданный для гонок. Это самый дорогой ретро-автомобиль в мире. И хотя покупатель неизвестен, и никаких подтверждений продажи не предали гласности, ходят слухи, что за неё выложили рекордные 52 миллиона долларов! В автомобиле установлен мотор на 3 литра и мощностью в 290 лошадиных сил, что позволяет развивать скорость до 280 километров в час. Если проследить историю покупок Ferrari 250 GTO, то видно, что эти автомобили всегда были в числе самых дорогих. Один раритет на торгах RM был отдан почти за 19,5 миллионов долларов. Модель эксклюзивная, их всего выпущено только 36 экземпляров, и все они сохранились до сегодняшнего времени. Ferrari 250 GTO не часто выставляется в мире на открытые торги, в основном, купля-продажа проходит без участия журналистов, и стоимость не оглашается. Достоверно известно о покупке одного экземпляра этого авто радиоведущим из Англии Крисом Эвансом за 18 миллионов долларов. Он продал три других раритетных Феррари из своей коллекции, чтобы обзавестись этой. Также в 2008 году неизвестный купил такой же автомобиль за $28,5 миллионов долларов. Позднее за такую же модель отдали 32 миллиона. А вот теперь кто-то раскошелился и отдал за «игрушку» 52 миллиона долларов.

Лев Рудский (WRN)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *