СССР такси

Противостояние муниципальных перевозчиков и «бомбил» уже давно не редкость, а своего рода конкуренция — зарплата первых напрямую зависит от количества перевезенных в течение одного рабочего дня пассажиров, другие делают все возможное, чтобы «увести» пассажиров у официального трудоустроенного водителя и заработать на этом. В частном автомобиле пассажир чувствует себя комфортнее, да и скорость передвижения куда выше, зато водитель автобуса перед рабочей сменой гарантированно прошел медосмотр, проходят обучение. Иногда эта борьба доходит до абсурда и начинает напоминать «лихие девяностые» – «бомбилы» просто «прессуют» водителя муниципальных транспортных средств.

Анна Хохрина, жительница Кирова:
— Я езжу из Кирова в Яранск на рейсовом автобусе, он принадлежит муниципальному перевозчику, все официально: покупка билета, транспорт ходит строго по графику, во время движения делает несколько остановок. Одна из них расположена в Советске, автобус стоит в населенном пункте около получаса. И вот во время стоянки к водителю автобуса подошли два амбала, представились таксистами и предложили «отойти поговорить». Я слышала, как они «наехали» на него за то, что водитель заехал на территорию автовокзала! Разговаривали они очень агрессивно, я думала, что вообще до драки дойдет.

Анна также рассказала, что во время следующей стоянки элементы рэкета также имели место — водителю пришлось припарковать транспортное средство неподалеку от автовокзала. «Таксисты» открытым текстом заявили: «Стоишь здесь, на вокзал не суйся». Серьезный настрой частных «перевозчиков» даже вызывает у пассажиров опасения за здоровье водителя.

В Кирове действует «группировка» извозчиков, которые осуществляют транспортировку жителей области между региональным центром и Кирово-Чепецком и Слободским. Если другой водитель попытается покуситься на драгоценный пассажиропоток, то его автомобиль может быть мистическим образом «уценен».

Николай Россохин, житель Кирова:
— На остановке у Областной больницы можно постоянно заметить «бомбил». Лица всегда одни и те же, они между собой знакомы и, очевидно, работают в определенной связке. Как-то раз я ехал из Кирова в Чепецк, помимо меня в салоне находилось еще 3 пассажира. Одна из них — пожилая бабушка. Ее не устроила стоимость поездки, она сказала, что днем ранее некий молодой человек довез ее всего за 80 рублей. Как только водитель это услышал, то очень оживился. Все выспрашивал номер и модель автомобиля. И посетовал на то, что ранее не встречал конкурента, а то у автомобиля бы непременно оказались спущены колеса.

Официальные перевозчики уже давно ищут управу на нелегалов — уж очень негативно их присутствие сказывается на количестве перевозимых пассажиров. Они пытались привлечь к решению данной проблемы прокуратуру, но попытки оказались тщетными, по автовокзалам перемещаются десятки «таксистов», которые настойчиво зазывают народ.

Проблему пытались решить даже депутаты. Кировские законотворцы пытались принять закон, который бы обязал всех нелегалов платить серьезные штрафы за незаконную деятельность. Инициатива привлекла бы дополнительные средства в бюджет. Однако, законопроект был отклонен во время второго чтения.

Беспечные пионеры

Предтечей кабриолета является фаэтон – кузов, у которого боковые стёкла не прячутся в дверях, а пристёгиваются отдельно, либо же отсутствуют как таковые. В самом начале существования СССР таких автомобилей было предостаточно. Прямой наследник автопрома Российской империи – появившийся в 1922 году автомобиль Промбронь С24/40, он же дореволюционный Руссо-Балт с идентичным цифровым индексом – был фаэтоном, причем имевшим четыре двери. Такая схема – съёмный верх и четыре (не две, что более привычно ныне) двери – впоследствии станет традиционной и для советского кабриолета.

Автомобиль НАМИ-1, первые экземпляры которого собрали в 1927-м, был двухдверным, хотя на стадии разработки существовал и трёхдверный вариант – с парой дверей по левой стороне. НАМИ-1 был компактен, совмещая с себе идеи «сайклкара» (автомобиля-мотоцикла) и полноценного авто.

На фото: НАМИ-1

Если не брать в расчёт заимствованную у Tatra идею хребтовой рамы, машина была уже полностью самостоятельной разработкой, включая 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. С серийной сборкой был целый ворох проблем, но НАМИ-1 повезло больше, чем Промброни, которой сделали всего пять штук – с 1927 по 1931 на московском заводе №4 «Спартак» было выпущено, по разным оценкам, от 200 до 500 фаэтонов НАМИ-1.

На фото: НАМИ-1

Опыт НАМИ, несмотря на рекламу авто, довольно бесславно «загнулся» отчасти потому, что, собираясь практически штучно, машина стоила очень дорого – 8 000 рублей. И хотя позже цена была снижена до 5 180 рублей, в это же время существовал ГАЗ-А, который по сути своей был «американцем» Ford-A, а стоил всего около 2 000 рублей. Впрочем, у ГАЗ-А, самой массовой советской модели начала 1930-х (почти 42 000 машин с 1932 по 1936), были свои проблемы.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

С этой моделью пришло понимание, что открытая машина для России – это «не айс». Точнее, как раз он самый, причем непосредственно на лицах сидящих в салоне.

В 1933-м вышло постановление Совнаркома об обеспечении всех моделей машин закрытыми кузовами. Появились такие и у ГАЗ-А – ГАЗ-3 и ГАЗ-6 (Пионер и Фордор). Эпоха беспечной юности в советском автопроме закончилась.

На фото: ГАЗ-А

В попытке «снять шляпу»

Через три года после выхода упомянутого постановления было уже отчётливо заметно, что советский автопром свернул в сторону моделей с жестким стационарным верхом – вышедшие в 1936-м ГАЗ-М-1 и ЗИС-101 были закрытыми. Но вместе с тем оба завода, горьковский и московский, работали над открытыми модификациями – пусть фаэтон более не являлся основным кузовом, с точки зрения дизайна такой «почти запрещённый» кузов был притягателен, пожалуй, как никогда. Увы, получившийся у горьковчан элегантный вариант открытой «эмки» серийным так и не стал.

1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5

На ЗИСе перед самой войной попробовали аж два варианта под общим индексом ЗИС-102 – как с пристяжными боковыми окнами, так и с опускающимися в двери, построив, таким образом, первый советский кабриолет. Увы, открытых машин во всех исполнениях, включая перелицованный одновременно с основной моделью и снабженный форсированным 116-сильным мотором ЗИС-102А, сделали всего 20 или 30 штук.

1 / 2 2 / 2

Последним довоенным всплеском на тему «сорванной шапки» был КИМ, диаметрально противоположный ЗИСу автомобиль. Компактному КИМ-10-50 прочили лавры советского авто для народа, однако даже в закрытом кузове его успели выпустить совсем немного перед самой войной. Открытая же версия КИМ-10-51 и вовсе была построена в нескольких экземплярах. А после войны началась совсем другая история.

На фото: КИМ-10-51

Первыми послевоенными автомобилями, ориентированными на простых граждан, были ГАЗ-М-20 Победа, впервые собранные в июне 1946-го, и стартовавший в декабре того же года Москвич-400.

На фото: ГАЗ М-20Б Победа

Дело в том, что они же являлись также и первыми советскими автомобилями с несущим кузовом, и это обстоятельство в разы затрудняло реализацию открытой модификации. Однако выход нашёлся: у обеих машин существовала версия в кузове кабриолет, сохранившая, однако, рамки дверей и крыши, а вместе с ними – изрядную долю силовой структуры исходного кузова.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Едва ли это можно назвать кабриолетом в полном смысле (собственно, в случае с Победой кузов именовался «седан-кабриолет», и одну такую машину мы даже тестировали не так давно), но ощущение открытого автомобиля эти машины всё же давали. Да и мягкий верх в таком варианте надевался на крышу сравнительно просто и, что особенно важно для нашего климата, надёжно.

На фото: Москвич-400-420А

Таких «частично безбашенных» экземпляров Победы, имевших, по некоторым данным, собственный индекс ГАЗ-М-20Б, с 1949 по 1953 годы изготовили более 14 000 штук. В том же году, что и седан-кабриолет Победа, в производстве стартовал открытый Москвич-400-420А и продержался на конвейере МЗМА до 1954-го – всего было собрано почти 18 000 таких машин… На этих двух машинах, по сути, началась и окончилась история массового отечественного кабриолета.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Не по Сеньке шапка

С тех пор ниша открытых автомобилей в СССР начала неуклонный дрейф в высший класс, недоступный простым смертным. Более того, со временем эти машины и вовсе стали штучными.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

7-местный лимузин ЗИС-110, появившийся в производстве в 1945-м, был рамным, спроектировать его открытую версию было сравнительно просто, особенно учитывая малую серию выпуска. Да-да, эта модель, можно сказать, лишь притворялась серийной: базовых лимузинов с 1945 по 1961 годы выпустили немногим более 2 000 штук, а счёт фаэтонов ЗИС-110Б (1949-1957), скорее всего, идёт на единицы или, в крайнем случае, десятки – впрочем, это выглядит мизером, если не знать, как всё повернулось в дальнейшем. Был и кабриолет ЗИС-110В, но всего в трёх экземплярах – с электрогидравлическим механизмом подъёма крыши и стёклами, которые уезжали в двери вместе с рамками.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

В конце 1940-х на открытых ЗИСах, пребывая на отдыхе в Крыму, перемещались высокие партийные чины, а гораздо позднее некоторые из этих машин попали на службу в такси в городах-курортах. В 1950-х на них принимали парады на Красной площади; Никита Хрущёв, чьим любимым автомобилем был как раз открытый ЗИС (на одной из фотографий видно, что у генсека был как раз ЗИС-110В, с опускными стёклами-рамками), перемещался на этой машине по Москве, катал зарубежных гостей и даже выступал с неё во время визитов в провинцию.

На фото: ЗИС-110В

И ещё у одной машины могла быть открытая версия – у горьковского ЗИМа, стоящего в советской автомобильной иерархии на полступеньки ниже ЗИСов и после 1957 года переименованного в ГАЗ-12. Эта модель в кузове шестиместный седан выпускалась с 1949 по 1959 годы и была сравнительно массовой – выпущено более 21 000 экземпляров. Несмотря на основную функцию в виде «персоналки» правительственной номенклатуры уровня министра или секретаря обкома, ЗИМ пользовался успехом у истеблишмента – работников культуры, искусства и науки.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Он даже фигурировал в открытой продаже, в отличие от «потомков» под маркой Чайка – правда, по цене в 40 000 рублей, что делало его недосягаемым; народ мечтал накопить 9 000 рублей на Москвич-400 или, если сильно повезёт, 16 000 рублей на Победу. Да и открытая версия, несмотря на более-менее стабильную «серию» основной модели, у ЗИМа так и не появилась – экспериментальный кабриолет, уже сфотографированный для рекламы с разместившейся в салоне большой семьёй, так и не получил собственного индекса и остался выпущенным в количестве то ли двух, то ли трёх экземпляров.

Немного больше повезло автомобилю ГАЗ-13 Чайка – открытых ГАЗ-13Б собрали около 20 штук, часть из них работала в союзных республиках – например, кинохроника запечатлела молодую Аллу Пугачёву, которую везут на концерт, предположительно в Ереване, именно на открытой Чайке.

На фото: ГАЗ-13Б

У следующей Чайки, ГАЗ-14, тоже была версия с опускающимся верхом ГАЗ-14-05, однако это были уже исключительно парадные автомобили, и всего несколько штук… И дальше были, по существу, только зиловские «членовозы» – в смысле, кабриолеты на базе ЗИЛов (в 1956 году завод имени Сталина, ЗИС, был переименован в завод имени Лихачёва, ЗИЛ), созданные для перевозки членов Политбюро ЦК КПСС.

1 / 2 2 / 2

Эти машины использовались для парадов и праздничных эскортов. Первым в этой череде был ЗИЛ-111В (1960), перекликавшийся по стилистике с более скромной по размерам «тринадцатой» Чайкой. Дотянуться до открытых ЗИЛов могли только истинные небожители – 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин торжественно прибыл из аэропорта в Кремль как раз на ЗИЛ-111В. Эти машины собирали всего лишь до 1962 года, то есть до «апгрейда» родительской модели, причем вручную, по 12-15 штук в год. Такая штучная сборка стала традиционной для всех правительственных машин.

На фото: ЗИЛ-111В

Когда в 1962 году базовый лимузин пережил рестайлинг и смену индекса с ЗИЛ-111 на ЗИЛ-111Г, встал вопрос и об обновлении фаэтона – несмотря на опускные стёкла, открытые версии правительственных машин всё ещё именовались по старинке. Первый «фаэтон» с новым оформлением экстерьера получил индекс ЗИЛ-111Д и увидел свет в начале 1963 года, а всего было собрано восемь машин. Да что там, и лимузинов-то с 1958 по 1967 год собрали всего 112 штук – сравните это с двухтысячным тиражом ЗИС-110, ещё недавно казавшимся таким маленьким! Как будто кто-то решил, что большие автомобили, и тем паче открытые, в этой стране вообще больше не нужны.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Собственно, особой нужды в открытых машинах больше не было и на самом верху – у преемника «сто одиннадцатого», ЗИЛ-114, появившегося в 1967-м, версии с подъёмным верхом не было вовсе, для парадов использовали всё те же ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Но в 1971-м появился седан сопровождения ЗИЛ-117 – суть укороченный ЗИЛ-114 – и вот на его базе открытые версии и строились, причем впервые в истории московского завода эти машины были двухдверными, а не четырёхдверными. Таких машин, имевших обозначение ЗИЛ-117В, было сделано 11 штук, они использовались на парадах в Москве, а с 1980 года и вплоть до 2008 года – в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Весьма похожие на них, но построенные уже на базе следующего лимузина ЗИЛ-4104, фаэтоны ЗИЛ-41044 принимали парады в Москве и того дольше – до 2009-го. Верх этих машин автоматически складывался за 20 секунд, правое кресло, в силу специфики применения автомобиля, отсутствовало, а по центру салона была установлена тумба с поручнем и блоком микрофонов. Всего было создано три таких машины, первая из которых появилась в 1981 году.

На фото: ЗИЛ-41044

Только для солидных господ

Отмотайте эту статью в начало или хотя бы на середину. Не было версий заводских кабриолетов у ГАЗ-21 и ГАЗ-24, на опытном Москвич-408 Турист прервалась тема открытых кузовов на АЗЛК, не создали свой вариант кабриолета, родстера или кузова тарга на ВАЗе, хотя пытались несколько раз…

На фото: Москвич-408 Турист (Опытный)

Тема открытых машин в СССР постепенно становилась всё более кастовой, обособленной… Со смертью ЗИЛа прервалась родословная и представительских фаэтонов, да и в современном проекте ЕМП (бывший «Кортеж») открытый кузов пока не фигурирует – разобраться бы с тем, что уже есть…

А в мире кузов кабриолет давно является своеобразной фишкой в модельных рядах самых разных производителей – это нишевые модели, но их любят и вслед им обязательно сворачивают головы. Традициям эффективного усиления кузова и проектирования легко трансформируемых крыш уже более полувека. У нас же тема открытых машин замерла где-то в восьмидесятых-девяностых, оставшись перестроечной собственностью «солидных господ».

Серийных «кабриков» отечественного производства в постсоветской России так и не появилось. Хотя попытки делались – и делаются до сих пор. Поэтому к теме кабриолетов, как и родстеров, которым в СССР везло ещё меньше, чем кабриолетам, мы обязательно вернёмся.

Дополнительные Строительство зданий и сооружений (3212) Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений (3363) Производство отделочных работ (1444) Аренда строительных машин и оборудования с оператором (5553) Торговля автотранспортными средствами (2550) Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (1745) Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (1980) Розничная торговля моторным топливом (2674) Оптовая торговля прочими пищевыми продуктами (51.38.2) Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (21271) Оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими товарами (35934) Оптовая торговля топливом (64231) Оптовая торговля металлами и металлическими рудами (32087) Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием (33600) Оптовая торговля скобяными изделиями, ручными инструментами, водопроводным и отопительным оборудованием (14450) Оптовая торговля машинами и оборудованием (1283) Прочая оптовая торговля (1889) Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах (4290) Прочая розничная торговля в специализированных магазинах (14131) Розничная торговля вне магазинов (9879) Деятельность гостиниц (2663) Деятельность прочих мест для временного проживания (1301) Деятельность ресторанов (1892) Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (60.24.1) Транспортная обработка грузов и хранение (2297) Организация перевозок грузов (4170) Деятельность дилеров (65.23.2) Биржевые операции с фондовыми ценностями и управление активами (31188) Подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества (8395) Сдача внаем собственного недвижимого имущества (2869) Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (3691) Обработка данных (3749) Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет (1105) Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (2951) Предоставление прочих услуг (29288) Свернуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *