Снегоход, что это?

Поездка на снегоходе не только адреналин, чистый воздух и красивые зимние пейзажи. Это также большая ответственность для водителя и риск для пассажира. Поэтому перед тем, как катиться на снегоходе и тем более пытаться порулить самостоятельно, стоит ознакомиться с правилами.

Автошкола и права не просто слова

Несмотря на то что по трассам и городским улицам ездить на снегоходе нельзя, для управления им требуется удостоверение тракториста или тракториста-машиниста с открытой категорией А1. Чтобы его получить, необходимо отучиться в автошколе и успешно сдать экзамен. Зачем? Техника управления снегоходом отличается от вождения мотоцикла и тем более машины. Здесь маневры часто сопровождаются движениями корпуса. Например, повороты на снегоходе совершаются за счет массы тела. А на склонах профессиональные водители рекомендуют ехать стоя, чтобы спрыгнуть в случае аварии.

Учиться водить снегоход можно с 18 лет, если нет ограничений по медицинским показателям.

Сам сервис получения и замены удостоверения с декабря 2017 года перевели исключительно в электронный вид. В разделе «Услуги» на портале mos.ru нужно выбрать вкладку «Личный транспорт», а затем «Самоходная техника».

В заявке указываются паспортные данные, адрес проживания и место регистрации, а также прикладывается скан-копия оплаты госпошлины. На экзамене необходимо будет предоставить оригиналы документов. Уведомление о времени и дате визита, а также список требуемых оригиналов документов появятся в личном кабинете на следующий день после регистрации заявления.

Идти в инспекцию Гостехнадзора (ГНТ) нужно будет только один раз, чтобы получить новые права, восстановить их после утери или заменить документ по истечении срока действия, смене данных или присвоения квалификации.

Где кататься

В Москве покататься на снегоходах можно только в двух местах — на Поклонной горе и в музее-усадьбе «Коломенское». Больше возможностей — в Подмосковье и других регионах страны. В сети доступны десятки различных туров и экскурсий на снегоходах — как для водителей, так и для пассажиров.

Экипировка

Отправляясь кататься на снегоходе, стоить подобрать подходящую одежду, которая должна защищать от холода, ветра и снега.

Костюмы сноурайдеров обычно состоят из куртки с брюками или комбинезона, изготовленных из водоотталкивающих и ветронепроницаемых материалов. Для недолгих прогулок новичкам может подойти горнолыжный костюм.

Для защиты рук нужны непромокающие перчатки. Еще одну пару лучше взять с собой на непредвиденный случай. Защитить голову и глаза поможет шлем, желательно чтобы он был с двойным визором для лучшего обзора. А при низких температурах стоит также надеть подшлемник.

Обувь нужна на толстой нескользящей резиновой подошве и достаточно высоким голенищем, защищающим от снега.

А вот верхнюю одежду и носки из хлопка опытные водители надевать не рекомендуют, так как они быстро промокают и индевеют на скорости.

Необходимые вещи

В поездки всегда необходимо брать рацию или мобильный телефон. Стоит заранее убедиться, что ваш гаджет не разрядится и не выпадет по дороге. Обязательные вещи «на борту» — аптечка, лопата, компас или GPS, сигнальная свеча или ракетница, спички или зажигалка, а также минимальный набор инструментов, изолента, запасной ремень вариатора и свечи зажигания.

Нехитрые правила

Эксплуатировать снегоход можно только при наличии у него свидетельств о регистрации и прохождении государственного технического осмотра. За нарушение этого правила для физических лиц предусмотрен штраф от 1500 до 2000 рублей, а для юридических — от 5000 до 10 000 рублей.

При движении на снегоходе запрещено спускать ноги с подножек, сидеть на коленях, обгонять впереди идущий снегоход, прыгать, ездить по поверхности без снега, а также находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Кроме того, запрещается прицеплять что-то к снегоходу, в том числе катать детей на санях или «ватрушках».

Опасность могут представлять провисающие провода. Также нужно быть предельно аккуратными в темное время суток и не стрелять с движущегося снегохода. Ездить по замерзшим водоемам рекомендуется только во второй половине зимы, когда лед более крепкий.

Регистрация и ТО снегохода

Прокатиться на собственном снегоходе можно будет исключительно после его регистрации и прохождения ТО. Эти услуги сегодня доступны также только в электронном виде.

Для регистрации самоходной техники, внесения изменений в документы или снятия с учета нужно зайти в раздел «Услуги» на сайте mos.ru, найти вкладку «Личный транспорт», а затем выбрать пункт «Самоходная техника».

Если техника сошла с конвейера менее года назад, то зарегистрировать ее можно без осмотра. Техосмотр для снегоходов старше придется проходить каждый год, а значит и услуга оказывается «с осмотром».

При регистрации новой самоходной машины необходимо заполнить сведения о владельце (фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес прописки и/или временной регистрации). А при подаче документов представителем организации необходимо прикрепить скан-копию доверенности и данные о заявителе.

Далее нужно будет заполнить данные о регистрируемой технике. Для этого необходимо иметь на руках:

— паспорт самоходной машины;

— документ, подтверждающий право собственности на самоходную технику;

— договор лизинга между собственником (лизингодателем) и лизингополучателем (в случае государственной регистрации самоходной машины за лизингополучателем);

— полис ОСАГО;

— сертификат соответствия.

Для иностранных представительств и фирм, граждан иностранных государств и лиц без гражданства необходимы также документы, подтверждающие их регистрацию в Москве.

Если вы не первый владелец снегохода, то еще понадобится свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета в инспекции Гостехнадзора и транзитный государственный регистрационный знак (если он выдавался).

Кроме того, будет доступно два варианта проведения осмотра: на площадке заявителя или на площадке ГТН. В случае выбора последнего необходимо подтвердить согласие на условия указания госуслуги.

На шаге «Сведения об оплате государственной пошлины» необходимо ответить на вопрос о наличии освобождения от уплаты государственной пошлины. Если освобождения нет, оплатить госпошлину можно со скидкой.

Ожидание предоставления услуги займет не более пяти рабочих дней. Время, дату визита и список необходимых документов можно посмотреть в личном кабинете уже на следующий день. После этого достаточно один раз посетить Гостехнадзор, чтобы получить государственный регистрационный знак и документы.

Ни для кого не секрет, что такой популярный транспорт, как мотонарты, малопригоден, когда нужно отправляться з путешествие по свежевыпавшему рыхлому снегу. «Как снизить удельное давление машины ка грунт, сохранив основные тяговые характеристики?» — с таким вопросом обратились в редакцию энтузиасты снегоходной техники из города Златоуста Челябинской области и ряд других читателей журнала.

А ведь один из путей решения проблемы был найден талантливым советским конструктором С. С. Неждановским еще в 10-е годы. К сожалению, в наши дни разработанная им схема снегохода известна очень и очень немногим.

И все же то, что рационально, никогда не исчезает бесследно. Подтверждение тому — созданные самодеятельным конструктором Евгением Мирошиным из Красноярского края мотокарты, опирающиеся сразу ка 12 (!) лыж. Их автор не знал об испытаниях машин подобной схемы и к сваей конструкции пришел самостоятельно. Итак, сегодня небольшой экскурс в историю, к истокам незаслуженно забытой идеи и рассказ об оригинальном современном снегоходе.

«Старт» и «Комета»

Чертежи аэросаней. Первая машина, построенная из дерева, получила название «Старт» (рис. 1). Это были одноместные аэросани трех лыжной схемы. Продольная балка корпуса и поперечная для навески задних лыж, а также подмоторная рама изготовлялись из сосновых брусков сечением 35X40 мм, с креплением на болтах М6 (рис. 1). В стыковочных узлах устанавливались металлические угольники и шайбы большого диаметра, предотвращающие смятие древесины.

В местах установки поворотной стойки передней лыжи, крепления двигателя и подвески задних лыж предусмотрены металлические пластины, угольники и скобы. Лыжи также деревянные. Передняя часть корпуса закапотирована. На боковинах капота размещены металлические скобы-подножки, на верхней его части — велосипедная фара. Сиденье водителя — из фанеры толщиной 8 мм — передней частью опирается на две пружины от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых крепится двигатель, имеют разную длину! задний — длинный, он подкреплен трубчатыми стойками и служит ограждением воздушного винта.

На его концах закреплены выгнутые по радиусу винта пластины, окрашенные в красный цвет. Задние пыжи имеют скобы-кабанчики из полосовой стали размером 5X30 мм. С их помощью лыжи крепятся на болтах М10 к уголкам, соединяющим бруски поперечной балки. Лыжи собираются на казеиновом клее из трех пластин фанеры толщиной 4 мм, а по кроям усиливаются фасонными дубовыми брусками. Подошвы лыж снизу окованы листовым железом и имеют продольные подрезы. Чтобы лыжи не зарывались в снег при зависании, на них ставятся оттягивающие тросы с пружинами. Управление аэросанями осуществляется поворотом передней лыжи.

Передача от рулевой колонки — тросовая. Для управления двигателем имеются рычаги газа и опережения зажигания, а проводка заимствована от мотоцикла — трос или проволока в гибкой оболочке. Двигателем служит тракторный пускач ПД-10, на котором установлен цилиндр воздушного охлаждения от мотоцикла ИЖ-56. Топливный бачок помещается над двигателем. Подача топлива — самотеком. «Комета» (рис. 2), как и «Старт», одноместные аэросани, но выполненная по четырехлыжной схеме.

При создании «Кометы» выдерживался основной принцип конструирования: использование минимума дефицитных и дорогостоящих материалов при максимальной простоте изготовления. Особое внимание» было обращено на снижение веса машины. И несмотря на то, что «Комета» имеет не три, как «Старт», а четыре лыжи, она легче на 21 кг (вес «Кометы» — 84 кг, «Старта» — 105 кг). Корпус «Кометы» изготовлен из брусков и цельных еловых досок толщиной 16 мм. Его конструкция показана на рисунке 2. Лыжи крепятся симметрично к двум поперечным доскам. Передние лыжи управляемые.

Своими кронштейнами они входят в поворотную скобу, которой крепятся болтом М 10, являющимся осью и обеспечивающим свободное покачивание лыжи. Рычаг управления совмещен с вилкой. Способ соединения рычагов управления правой и левой лыжами и троса управления — жесткая поперечная тяга и хомуты. Трос идет через ролики на барабан рулевой колонки, где фиксируется болтом М6. Поперечная тяга имеет с обоих концов резьбовые наконечники для регулировки параллельности лыж.

Ось поворотной скобы на передней доске проходит через бруски сечением 30X30 мм. Задние лыжи с помощью болта M10 крепятся к уголкам, установленным на поперечной доске. Конструкция лыж — коробчатая, как показано на рисунке. Ходовая подошва изготовлена из оцинкованного кровельного железа толщиной 1,2 мм. На подошве установлено два подреза из стального уголка размером 8X20 мм (по краям лыжи). С каркасом лыжи они связаны шурупами с потайными головками. Как и на санях «Старт», лыжи имеют тросовые оттяжки с пружинами. Аэросани «Комета» оборудованы тормозным устройством скребкового типа (рис. 3).

Зубчатый стальной скребок, установленный на деревянном рычаге, соединяется тягой с тормозной педалью. При нажатии на нее рычаг опускается, и зубчатый скребок, врезаясь в снег, осуществляет торможение машины. В исходное положение тормоз возвращается под действием возвратной пружины. Двигатель аналогичен установленному на «Старте», но размещен иначе, для снижения центра тяжести и увеличения устойчивости машины он поставлен цилиндром вниз. Подмоторные стойки изготовлены из полосовой стали размером 8X30 мм; передние опираются на спинку сиденья водителя.

Бензобак расположен над двигателем, подача топлива самотеком. Зажигание от агрегатного магнето КАТЭК, приводимого во вращение непосредственно от хвостовика коленчатого вала через эластичную муфту (рис. 4), изготовленную из набора резиновых пластин. Регулировка опережения зажигания осуществляется поворотом кронштейна магнето. На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодари чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега.

На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодаря чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега. Воздушный винт — деревянный, диаметром 1,2 м. Крепится к маховику четырьмя шпильками (рис. S). Между маховиком и винтом на эти же шпильки ставится шкив от автомобильного вентилятора. Он служит для намотки пускового троса при заводке двигателя.

Сверху на втулке винта установлен фланец из стали толщиной 5 мм, который затягивается гайками. Убедившись, что нет биения лопастей, равномерно затягивают гайки и обязательно контрят их вкруговую мягкой вязальной проволокой. Винтомоторная группа аэросаней имеет ограждение, выполненное в виде трубчатой фермы. Ограждение окрашено красной краской для предупреждения окружающих об опасности.

Рис. 1. Конструкция аэросаней «Старт»: 1 — передняя лыжа, 2 — кабанчик лыжи, 3 — боковина корпуса, 4 — подножка, 5 — рулевое колесо, 6 — продольный брусок корпуса, 7 — пружина сиденья, 8 — сиденье водителя, 9 — подкос моторамы, 10 — магнето, 11 — топливный бак, 12 — цилиндр ИЖ-56, 13 — картер ПД-10, 14 — воздушный винт, 15 — стойки моторамы, 16 —задняя лыжа, 17 — ограничители поворота, 18 — вилка, 19 — поворотная ось, 20 — крепление пластины поворотной оси, 21—передняя крышка, 22 — рулевая колонка, 23 — ограждение воздушного винта, 24 — болты крепления двигателя, 25 — угольник, 26 — бруски, 27 — угольники, 28 — подошва лыжи, 29 — подкладка под рулевую колонку, 30 — скоба.

Рис. 2. Конструкция аэросаней «Комета»: 1 — передняя лыжа, 2 — основание стойки передней лыжи, 3 — поворотный рычаг, 4 — боковина корпуса, 5 — подножка, 6 — стойка ветрового стекла, 7 — руль, 8 — топливный бачок, 9 — двигатель, 10 — воздушный винт, 11 — спинка сиденья водителя, 12 — передняя крышка, 13, 20 — бампер, 14; 49 — балка подвески передних лыж, 15, 17 — поперечная рулевая тяга, 16—хомут троса, 18 — рулевой трос, 21 — бобышки, 22 —угольник, 23 —пол передней части, 24 —болты, 25— стойка средняя , 26 — барабан рулевой, 27 — вал рулевой, 28 — поперечина, 29 — стойки ветрового стекла, 30 — сиденье водителя, 31—спинка сиденья, 32 — пластина крепления подкоса, 33 — стойки моторамы, 34 — подкосы, 35 — тормоз скребковый, 36 —угольники, 37 — балка подвески задних лыж, 38 — угольники крепления задних лыж, 39 — обшивка лыжи, 40 — боковина лыжи, 41—подошва лыжи, 42 — скоба поворотная, 43—рычаг поворотный, 44 — резьбовой наконечник рулевой тяги.

Рис. 3-Тормозное приспособление: 1 — стальной зубчатый скребок, 2 — ограничитель, 3 — ось, 4 — бруски каркаса корпуса, 5 — возвратная пружина, 6 — тяга, 7 — угольники навески педали, 8 — педаль, 9 — шарнир.

Рис. 5. Установка воздушного винта: 1 — хвостовик вала двигателя, 2 — маховик, 3 — шпильки, 4 — шкив, 5 — воздушный винт, 6 — фланец, 7 — гайки, 8 — контровочная проволока.

Рис. 4. Узел установки магнето: 1 — хвостовик коленчатого вала двигателя, 2 — хомут, 3 — эластичная муфта, 4 — гайка крепления муфты, б — кронштейн, 6 — стойка, 7 — магнето, 8— уголок моторной рамы.

Воздушный винт

(Источник журнал Моделист-Конструктор 1.1976 )

На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права на данные материалы принадлежат их авторам и журналу Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в ознакомительных целях

То, что раньше вызывало удивление постепенно входит в нашу жизнь. Те, кто любит активный отдых, предпочитают обзаводиться собственным транспортом, от поездок на котором захватывает дух. По воде можно рассекать на гидроцикле, лесные тропы покоряться широким колесам квадроцикла, а как же быть зимой, когда снежная целина выглядит такой манящей? Конечно же купить себе зимнего коня, а именно снегоход.

Первый снегоход был создан еще до войны и очень сильно отличался от своих потомков. Он не был предназначен для катания с ветерком, а имел сугубо деловое применение. Это была кабина на гусеничном ходу, которая могла перевезти до 7 человек. И лишь в 60-х годах снегоходы приобрели привычный нам облик. Рассмотреть разные модели снегоходов можно нажав на картинку

Кстати первоначально снегоходы были двугусеничными и однолыжными. Другими словами, впереди была только одна лыжа. Такие модели сейчас почти не выпускают, потому что они не устойчивы на поворотах и неровностях. На современных моделях все наоборот. Две лыжи делают конструкцию устойчивее, а поскольку масса техники распределена более равномерно, такие снегоходы более маневренны.

Двигатели используют как бензиновые, так и дизельные, но применение последних ограничено из-за того, что дизель довольно капризно ведет себя на морозе, а также из-за того, что дизельные двигатели существенно тяжелее бензиновых.

Бензиновые двигатели на снегоходах можно поделить на двухтактные и четырехтактные. Первые легко заводятся и практически всеядны. Однако они более шумные и наносят больше вреда природе. Четырехтактные движки более экономичные и долговечные, а также отличаются экологичностью.

Также снегоходы можно поделить на спортивные, которые оснащены мощным мотором, жесткой подвеской и короткой гусеницей. Разумеется, это одноместные модели, которые позволяют проделывать самые разные трюки и разгоняться до 200 км/ч.

Для семейных поездок, а также туризма стоит рассмотреть модели с широкой гусеницей. Такие снегоходы легко пробираются по глубокому снегу, а наличие длинного сиденья позволит прихватить с собой друга или подругу. Также для комфорта на них есть ветровое стекло и багажник, поэтому на таких снегоходах можно смело ехать куда угодно.

Назад к разделу

Не нужно быть опытным физиком, чтобы понять, что машина на гусеничном ходу обладает лучшей проходимостью, чем на колёсах. Мы выяснили, как можно превратить свой автомобиль в снегоход с минимальными потерями

Сергей Яковлев

Какими бывают гусеницы

Сегодня многие компании занимаются продажей и установкой гусеничных траков на автомобили. Но история этого изобретения началась в девяностых, когда сын мистера Браизера по имени Мэтт нарисовал грузовик с гусеницами. Детский рисунок вдохновил отца, и в 1994 он представил свой первый прототип автомобильных гусениц MATTRACKS. Сегодня фирменные гусеницы продаются более, чем в 40 странах. Естественно, что у MATTRACKS появилось немало подражателей, есть среди них и российские компании. Со временем рынок заполонили все мыслимые виды гусениц: для внедорожников и грузовиков, для квадроциклов и мотоциклов, канадская компания Ktrak продаёт велосипеды с гусеницей и лыжей, а американец Бред Соден промышляет изготовлением инвалидных колясок на гусеничном ходу.

Сколько стоят гусеницы

Официального представительства MATTRACKS в России пока нет, так что на заказ оригинальных гусениц с доставкой из-за рубежа придётся неслабо разориться: комплект обойдётся в 50-60 тысяч долларов. Гораздо более привлекательные цены у гусеничных траков, которые продают российские компании. Отечественный вариант MATTRACKS называется ВГД (Внедорожные Гусеничные Движители), комплект стоит от 200 до 300 тысяч рублей (в зависимости от массы автомобиля, на который устанавливаются гусеницы). В комплект входят 4 гусеницы, 4 адаптера и 4 ограничителя, без которых эксплуатация ВГД опасна и запрещена техникой безопасности.

Как устанавливать

Процесс установки гусеничных траков практически ничем не отличается от обычной замены колеса. Устанавливая гусеницы впервые необходимо предусмотреть на кузове или раме дополнительное крепление для штанги, которая удерживает систему в нужном положении и не позволяет ей переворачиваться. Конечно, при покупке траков следует помнить о важных ограничениях. Автомобиль обязательно должен иметь полный привод, иначе гусеницы не будут работать правильно. Под крыльями автомобиля должно быть достаточно места, чтобы гусеницы поместились туда и могли свободно поворачивать. Кроме того, на машине должен стоять мощный усилитель руля. Площадь сцепления с дорогой и, соответственно, трение у гусениц намного больше, чем у колёс, и поворачивать их куда тяжелее. О мощности двигателя беспокоиться, напротив, не стоит: диаметр основного диска конструкции, который присоединяется к ступице, составляет примерно 2/3 размера стандартного колеса. Это ведёт к увеличению крутящего момента и снижению скорости. Разгоняться же более 65 км/ч производители гусеничных траков не рекомендуют.

Технологичная альтернатива — Track N Go

Не хочется возиться с переустановкой колёс и траков? Track N Go – это первое в истории гусеничное устройство, которое приводится в движение и управляется обычными колёсами. Этот проект находится под защитой нескольких патентов и является результатом труда инновационной компании AD Boivin. Гусеничные траки Track N Go устанавливаются прямо поверх обычных колёс за 15 минут. Гусеничная лента Track N Go изготовлена из высококачественной резины с кевларовыми стержнями. Программы тестирования гусеничных комплектов Track N Go закончены в 2013 году, производство и продажи уже начались. Стоимость комплекта траков Track N Go для российских покупателей сопоставима с ценой MATTRACKS и составляет около 60 тысяч долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *