Снег уборка

Зиму не отменит, но дороги расчистит Качественную очистку городских магистралей от снега и гололеда можно назвать вопросом жизненно важным в буквальном смысле. Зимой количество автомобильных аварий возрастает примерно на 25% по сравнению с летним временем, и одной из главных причин, по мнению специалистов, является нарушение порядка зимнего содержания дорог.

Технология уборки требует комплексного подхода

Выполнять все нормы зимнего содержания автодорог, требуемые Федеральным дорожным агентством, действительно, совсем не просто. Не секрет, что часто именно по качеству организации и проведения мероприятий по очистке дорог и дворов от снега жители делают заключение о работе местных властей в целом, отражая свое мнение затем в избирательных бюллетенях.

Технологически уборка дорог от снега делится на два этапа. Первый охватывает обработку поверхности проезжей части противогололедными реагентами, а также последующее сгребание снега и подметание покрытия проезжей части с образованием снежных валов в прилотковых зонах. Выполнением первого технологического этапа борьбы с выпавшим снегом занимается большое количество коммунальной техники, несмотря на то, что на этом этапе полноценной уборки не происходит. Эту технику называют «снегоуборочной» условно, поскольку машины лишь сдвигают и сгребают снег с центральной части дороги к обочине или иногда к центру проезжей части, уменьшая тем самым ширину проезжей части и ухудшая видимость. Вместо улучшения ситуации на дороге они тем самым увеличивают вероятность возникновения ДТП.

В коммунальных службах для сгребания снега используют трактора, погрузчики, мини-погрузчики и другую технику, оснащая ее снегоуборочными отвалами и щетками, но наиболее эффективно первый этап снегоочистки выполняют комбинированные дорожные машины (КДМ). Как правило, эти коммунальные машины базируются на отечественных шасси, а их функциональные возможности позволяют охватить весь спектр работ, необходимых для поддержания чистоты в населенных пунктах. Сегодня КДМ выпускает целая группа российских предприятий.

Больше десятка моделей КДМ серии МД отечественным коммунальным службам предлагает предприятие «Кургандормаш», причем большая часть моделей серии имеет по две-три модификации. Машины в варианте эксплуатации «зима-лето» базируются на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ. КамАЗ, «Амур». Модели различаются вместимостью бункера пескоразбрасывающего оборудования, наличием средней щетки, различными типами снегоуборочных отвалов. В пескоразбрасывателях «Кургандормаша» предусмотрена бесступенчатая регулировка ширины рабочей зоны в пределах от 2 до 10 м, а также плотности распределения противогололедных материалов (ПГМ) от 10 до 500 г/м2.

Комбинированные машины серии КО на шасси КамАЗ и МАЗ предлагает «Арзамасский завод коммунального машиностроения». Машины рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию. В зимний период они используются для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега с помощью плужно-щеточного оборудования, а для борьбы с гололедом комплектуются пескоразбрасывающим оборудованием, позволяющим покрывать «проблемные» участки тротуаров и дорог инертными материалами или антигололедными реагентами. В конструкции КДМ есть цистерна для реагентов, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, различные типы щеток с гидравлическим приводом, а также поворотные, боковые, скоростные и другие виды отвалов.

Из наиболее молодых предприятий выпуском КДМ серьезно занимается завод «Регион 45» из Кургана. Предприятие предлагает пять моделей комбинированных машин на базе шасси КамАЗ, оснащенных передним отвалом шириной в 2,6 м с возможностью поворота на ±30° для сгребания свежевыпавшего снега высотой до 0,2 м. А для окончательной очистки проезжей части от снега устанавливаются цилиндрические средние щетки ∅0,55 м с рабочей шириной 2,5 м. Причем щетка может менять угол поворота относительно продольной оси на 60°. Для защиты проезжей части от скользкости на КДМ, предлагаемых «Регионом 45», устанавливают пескоразбрасыватели. Не секрет, что покрытая снежно-ледяным слоем поверхность дороги увеличивает радиус поворота транспортного средства и его тормозной путь в 3–9 раз! Предприятие комплектует разбрасыватели бункерами для песко-соляной смеси (ПС) объемом от 3 до 12 м3, причем материал бункера – стальной лист толщиной 3 мм. Благодаря оригинальному решению конструкторов завода «Регион 45» нагрузка, оказываемая подающейся из бункера ПСС на транспортер, распределяется равномерно, и это предохраняет цепь транспортера от растяжения и преждевременного разрушения, а значит, и увеличивает эксплуатационный ресурс самого пескоразбрасывателя.

Если надо убрать снег на небольшой площади

Действительно, мощные КДМ на базе грузовых шасси эффективны при расчистке городских магистралей, проспектов, площадей. Но для уборки небольших участков применять такие машины нерационально, эту нишу занимают трактора тягового класса до 1,4, а в последние годы их все чаще заменяют погрузчики и мини-погрузчики.

Для использования мини-погрузчика в роли пескоразбрасывателя разработаны навесные установки английской компании Delta, реализацией и обслуживанием которых занимается московская компания «Традиция-К». Пескоразбрасыватель Delta – это возможность оперативно обработать противогололедными материалами (ПГМ) территории дворов, пешеходных зон, аллеи парков и вообще те места, куда крупногабаритной технике типа КДМ добраться сложно, а устранить скользкость необходимо. Английский пескоразбрасыватель совместим с различными видами ПГМ – песком, гранитной крошкой, химреагентами и т. д. Для запаса распределяемого материала в конструкции «навески» имеется бункер вместимостью 0,5 м3, причем объем бункера по желанию заказчика может быть увеличен производителем до 0,8 м3. Пескоразбрасыватель эффективно обрабатывает поверхность шириной от 2 до 8 м при движении погрузчика со скоростью до 15 км/ч, при этом плотность посыпки ПГМ регулируется в пределах от 30 до 250 г/м2.

Отличительной особенностью навесной установки является возможность самостоятельно зачерпывать распределительный материал. Принцип самозагружаемости встречается сегодня только в пескоразбрасывателях Bodcat, но они относятся совсем к другой ценовой категории. Установка же, предлагаемая Компанией «Традиция-К», дороже российских аналогов не более чем на 10–15%. Пескоразбрасыватель Delta экономно распределяет материал, а использование вращающегося ворошителя не оставляет в ПГМ слежавшихся или смерзшихся комков.

Серию из четырех моделей навесных пескоразбрасывателей собственной разработки предлагает московская компания Технопарк «Импульс». Бункеры устройств имеют вместимость от 1 до 4 м3, а ширина обработки достигает 3,2 м за один проход. Инженеры Технопарка снабдили установку дистанционным регулятором управления количеством распределяемых ПГМ, а спиральный ворошитель эффективно разбивает смерзшиеся комки в посыпочном материале.

Кроме пескоразбрасывателей Технопарк «Импульс» предлагает коммунальным организациям широкий выбор навесных инструментов, рассчитанных на эксплуатацию с фронтальными и телескопическими погрузчиками, а с также экскаваторами-погрузчиками. «Навески» Технопарка «Импульс» позволяют использовать базовые машины круглый год. Для зимней деятельности в Технопарке разработаны ковши для снега серии LB вместимостью 0,75–3,5 м3, коммунальные отвалы серии TB шириной 1,8–2,8 м, скоростные отвалы серии SF с рабочей шириной от 2,6 до 3 м. Для перемещения значительных масс снега компания предлагает U-образные отвалы серии US, двухсторонние отвалы серии SL, серию V-образных отвалов, а также 6 моделей роторных снегоуборщиков с рабочей шириной от 1,8 до 3 м и диаметром снегометателя от 0,4 до 1 м. Навесные роторные снегоуборщики Impulse SR рассчитаны в зависимости от модели на сгребание снега высотой от 0,6 до 1 м. Они отбрасывают снег на расстояние от 5 до 30 м, при этом производительность Impulse SR достигает 20 м3/мин.

Второй этап – он трудный самый

Но сгребание снега со всей ширины проезжей части к бордюру дороги или к ее середине мощными КДМ, как уже говорилось, не является завершением процесса очистки городских магистралей, а является лишь подготовкой ко второму технологическому этапу – вывозу снега. Причем понятие вывоза включает в себя и удаление снежно-ледяных образований путем скалывания, если имеются ледяные наросты.

Для выполнения завершающих операций у работников коммунальных служб есть хоть и не очень современные, но проверенные временем, надежные и производительные лаповые погрузчики. Можно, конечно, использовать для погрузки снежных масс фронтальные погрузчики, например, распространенные, неприхотливые и маневренные АМКОДОР 332B-01(ТО-18). Эту машину с ковшом вместимостью в 3 м3 инженеры холдинга «АМКОДОР» оснастили удлиненной стрелой, увеличив высоту разгрузки до 3,25 м. Погрузчик загружает самосвал всего за 7–10 мин, но лаповый погрузчик легко укладывается в 4–8 мин., а это не менее 12–15 дополнительных машин со снегом за 8-часовую смену. Разница, как говорится, очевидна, особенно если учесть, что лаповые погрузчики в периоды сложных погодных условий работают круглосуточно.

Сегодня эту технику, как уже не один год прежде, успешно производит одно из ведущих предприятий страны в области разработки и выпуска коммунальных и дорожно-строительных машин – Завод «Дорожных машин» из г. Рыбинска. Лаповый погрузчик ДМ09 перемещается на объект своим ходом со скоростью до 30 км/ч, надежный двигатель Д245.9E2 приводит в движение ходовую часть машины с колесной формулой 4х4. Увеличенный до 5,2 м вылет транспортера и высота загрузки до 4,4 м обеспечивают преимущество перед аналогичными образцами отечественной техники. Такие параметры позволяют грузить снег на любые типы самосвалов, причем даже при движении загружаемого самосвала передним ходом, с кабиной, обращенной к транспортеру. Лапы питателя совершают по 66 колебательных движений в минуту, за счет этого производительность погрузчика достигает 300 м3/ч.

Для облегчения эксплуатации погрузчиков Завод «Дорожных машин» предлагает заказчикам оснащать машины 2-режимным гидравлическим рулевым управлением. Оператор в таком случае может включать режимы эксплуатации – рабочий или транспортный, не покидая своей кабины. Отдельной опцией заказчикам предлагается установка системы видеонаблюдения, позволяющей оператору видеть загружаемый кузов самосвала и контролировать наполнение.

Два вида погрузчиков «золотые ручки» (так иногда называют лаповые погрузчики в коммунальных службах) предлагает завод «СпецАгрегат». Предприятие на своих производственных мощностях в г. Миассе выпускает лаповый погрузчик CЛП-206МУ и более мощную его модификацию – погрузчик CЛП-206МУ-01. Последняя модель демонстрирует производительность не менее 200 т/ч и полный привод, в отличие от переднеприводной модели CЛП-206МУ, производительность которой не превышает 150 т/ч. Обе машины удаляют за один проход с проезжей части снежные валы высотой до 1,1 м на ширине в 2,6 м. При загрузке самосвалов скребковый транспортер поднимает снежную массу на высоту в 3,8 м.

Проверенные временем модели лаповых погрузчиков КО-206М1 и КО-206М2 предлагает отечественным покупателям компания из Екатеринбурга «РСМ Тракс». Сегодня это единственный серийный производитель широко известных моделей. Инженеры «РСМ Тракс» разработали также 4 модификации погрузчика КО-206М1, различающиеся устройством кабины, типом привода хода и приводом рабочего органа: в одних моделях используются гидрообъемные приводы, позволяющие бесступенчато изменять скорость и управлять рабочим оборудованием с помощью джойстика, а в других устаревший, но еще часто применяемый механический привод. Модификации КО-206М1 отличаются использованием гидроруля и механическим рулевым управлением без усиления, а также применением в моделях тормозных систем различного типа.

Предлагаемый «РСМ Тракс» лаповый снегопогрузчик КО-206 М2 также имеет две модификации. Мод. КО-206М2-01 и КО-206М2-03 различаются кабинами: в одной кабина каркасная, обшитая пластиковыми панелями, а в другой стандартная цельнометаллическая. В остальном же в моделях используются гидрообъемные приводы хода и гидрообъемный привод рабочих органов. Лаповые полноприводные погрузчики «РСМ Тракс» рассчитаны на погрузку до 350 м3/ч снежных и ледяных масс. Транспортер погрузчика имеет вылет 4,2 м, а при установке специального желоба вылет увеличивается до 5,4 м. На максимальном вылете высота погрузки достигает 4,4 м, а скорость движения машины во время отгрузки снега составляет 0,18–8 км/ч.

Более 25 лет НПО «Плавский» (г. Плавск) выпускает качественную коммунальную и дорожную технику, в том числе снегопогрузчики модельного ряда СнП. Покупателям предлагается оригинальный снегопогрузчик СнП-20 с поворотным транспортером, а также часто встречающийся в коммунальной практике лаповый снегоуборщик СнП-17. Завод производит также модификацию СнП-17 с импортозамещением. В этой модели используются только отечественные комплектующие, поэтому стоимость погрузчика удалось заметно снизить по сравнению с ценой базовой модели.

Снегопогрузчик СнП-20 эффективен при погрузке большегрузных самосвалов, в том числе и через кабину, а также при выгрузке убираемого с проезжей части снега на обочину. Вылет поворотного транспортера составляет 4,9 м. Управление рабочим оборудованием производится оператором из кабины с помощью электрогидравлического пульта или электрических тумблеров и джойстика. Для управления ходом машины оператор использует гидроблок с педалью, за счет применения в конструкции объемного гидропривода скорость регулируется очень плавно в двух режимах: рабочем – в диапазоне от 0 до 8 км/ч и транспортном – до 30 км/ч.

Особенностью базовых снегопогрузчиков СнП-17 является использование в конструкции гидравлического привода итальянского производства, регулирующего рабочий ход и движения исполнительных механизмов. Машину также отличает удобная и уютная кабина с эффективной системой отопления, мощной вентиляцией и хорошей обзорностью. Современная эргономика рабочего места снижает утомляемость оператора, повышает производительность работ. Рулевой механизм снабжен гидроусилителем, а управление рабочими механизмами из кабины осуществляется с помощью джойстика. Производительность машины – до 350 м3/ч.

Компания «Тверькоммаш» сегодня поставляет во все уголки нашей страны свою продукцию – лаповые снегопогрузчики мод. ТКМ-237-01 и -02. Принципиальная разница в конструкциях двух машин заключается в том, что в мод. ТКМ-237-01 снег и лед попадают на скребковый транспортер с помощью шнекового питателя, а мод. ТКМ-237-02 – классический лаповый погрузчик. В остальном же характеристики погрузчиков не имеют значительных различий. Обе машины способны убирать снег с производительностью до 300 м3/ч, очищая за проход полосу шириной в 2,8 м, в обеих машинах используется двигатель Д-243.

Универсальная погрузочная машина АМКОДОР 37, а также ее модификация АМКОДОР 37-01 попадают на наш рынок из Белоруссии. Эти погрузчики мало чем отличаются от тех, что собирают в России. Производительность – до 300 м3 снега в час, а число колебаний лап в минуту составляет около 56-ти. Вылет транспортера достигает 4,65 м, а в качестве главного привода задействован двигатель Д-243.

А можно и сгребать, и удалять

Нередкие на современных дорогах роторные снегоуборщики объединяют в себе функции и сгребания, и удаления снега. Удаление заключается в отбрасывании, но тем не менее снег с проезжей части исчезает, и дорога приобретает достойный вид. Одним из производителей подобных машин является предприятие из Белоруссии ООО «Дор­электромаш», которое успешно снабжает наши коммунальные предприятия спецтехникой на базе тракторов «Беларус» и их модификаций.

Машина ФРС-200М, созданная на базе тракторов Беларус 92П или Беларус 80.1, рассчитана на уборку слоя снега толщиной в метр и отбрасывание снега в сторону на расстояние не менее 20 м. Гидроходоуменьшитель, разработанный в «Дор­электромаше», снижает скорость рабочего хода, ограничивая ее диапазоном от 0 до 0,65 км/ч. При загрузке снега в кузов самосвала высота погрузки, обеспечиваемая ФРС-200М, составляет 3,1 м. Производительность маневренной машины – до 200 т снежной массы в час.

Подобный же снегоочиститель мод. АМКОДОР 9211А1 на базе трактора Беларус-92П производит холдинг «АМКОДОР». При сравнении модели с мод. ФРС-.200 М различий почти не обнаруживается, только модель «АМКОДОРА» отбрасывает снег всего на 15 м и высота загрузки самосвалов погрузочным желобом в мод. 9211А1 немного меньше, до 3 м. Зато высота разрабатываемого слоя снега, снимаемого за проход машиной АМКОДОР 9211А1, несколько выше – 3,1 м. Производительность обеих машин одинакова – до 200 т/ч.

А вот для расчистки автомобильных дорог, отбрасывания снежных валов, чистки аэродромных территорий «АМКОДОР» производит шнекороторный снегоочиститель АМКОДОР 9531-03. Модель базируется на шасси Урал-4320, а шнекороторный агрегат приводится в действие благодаря двигателю ЯМЗ-238HД5. В результате машина может за один проход срезать слой снега высотой 1,6 м и отбросить его на расстояние до 55 м. Производительность АМКОДОР 9531-03 составляет 1300 т/ч!

Одним из главных условий, гарантирующих высокий уровень безопасности движения автотранспорта на городских магистралях в зимний период, является степень обеспечения коммунальных служб снегоуборочной техникой. Однако не менее важен правильный выбор такой техники, поскольку, как говорилось выше, выполнение отдельных этапов снегоуборочных технологий, пусть даже проведенных оперативно и качественно, может привести к ухудшению дорожной обстановки. И наоборот, используя комплексный подход к решению проблемы уборки снега, можно меньшим числом единиц техники добиться отличного результата, соединив возможности различных машин.

я хочу отразить свое впечатление о прочитанной комедии н.в. гоголя «ревизор». я выбрал это произведение потому, что оно интересное, автор показывает в смешной форме все события происходящие с героями. противопоставляет никчемность господствующей верхушки общества и рабскую покорность крестьянства. я думаю, это произведение основано на саморазоблачении героев. в ней нет положительных персонажей. все действия мотивированы характерами и психологией её героев. образ городничего сквозника — дмухановского представлен грубым, циничным администратором. образ хлестакова — легкомысленного хвастуна, ничтожного и пошлого человека. несколько примеров. мелкий чиновник, который, едучи из петербурга к отцу в деревню, проиграл на пути все свои деньги и уже две недели живёт в долг в гостинице одного уездного города, без средств продолжать своё путешествие. в этом уездном городе ревизора, который должен приехать инкогнито. городничий, почтмейстер, судья, попечитель богоугодных заведений и прочие чиновники, все крепко нечистые на руку, со страху, а точнее — по глупости принимают хлестакова за этого ревизора. они водят его по городу, потчевают и ему денег взаймы, чтобы увлечь страшного человека в свою пользу и заставить его смотреть сквозь пальцы на упущения и беспорядки по их службе. видя их готовность одолжать деньгами, хлестаков так разлакомился на взятках, что уже не спрашивает приходящих к нему, кто они таковы, и с первого слова требует с них подати. два помещика, два провинциальных оригинала, живущие в уездном городе и неприкосновенные к службе, пётр иванович добчинский и пётр иванович бобчинский, являются к нему с почтением в самую минуту этого грабительского расположения духа, и здесь-то есть сцена высочайшей комедии. автор нигде не называет губернии, в которой лежит его уездный город: поэтому город может находиться всюду. чиновники города слишком легкомысленно уверяются в том, что хлестаков есть тот самый ревизор, которого они . как персонаж хлестаков запомнился мне больше, но не как положительный герой, а как хитрый, сам по сути своей ничем не отличающийся от обманутых чиновников. «ревизор» собрал все плохое в россии, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость и порядочность. административные злоупотребления в местах отдалённых и мало посещаемых существуют в целом мире, и нет никакой достаточной причины приписывать их одной россии. над этими вопросами и заставила задуматься меня эта книга.

В РАЗНЫХ СТРАНАХ ДЕЙСТВУЮТ РАЗНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ КАСАТЕЛЬНО УБОРКИ СНЕГА И НАЛЕДИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. ГДЕ-ТО ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТ ХИМРЕАГЕНТЫ, ГДЕ-ТО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПЕСКОМ, СОЛЬЮ И КАМЕННОЙ КРОШКОЙ — ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗИМНЕЙ УБОРКИ, ТОЖЕ МОГУТ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ РЕГИОНА К РЕГИОНУ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ СОБРАЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЮБОПЫТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ НАС СФЕРЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.

Снег и наледь, которые покрывают дороги зимой, затрудняют движение автотранспорта, являются одной из главных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и часто приводят к транспортному коллапсу, когда на городских улицах и трассах образуются внушительных размеров пробки. По этой причине дорожники тех стран, где снег зимой — норма или, по меньшей мере, вероятность, стараются решить эту проблему в первые же часы после ее возникновения.

Так, в Соединенных Штатах Америки действует «правило трех часов» — именно за такое время снег на дорогах должен быть убран. Прошлая зима с экстремальными морозами и невероятным для США количеством осадков была исключением — но обычно указанного времени американцам вполне хватает для того, чтобы очистить дороги. При этом обязанность очистки трасс и главных улиц в городах лежит на профильных государственных организациях и муниципалитетах, улицы поменьше чистят коммерческие компании, а расчисткой придомовой территории заняты сами граждане: если снег у дома лежит более суток, его владельцу скорее всего выпишут штраф. В расчистке городских улиц в США, как и во многих других странах мира, принимают участие волонтеры — их труд считается очень полезным и почетным. Снег американцы собирают и топят в специальных плавильных установках, которые в этой стране используются в большом количестве.


В северных штатах страны для чистки дорог от снега исполользуются TowPlow — специальные автопоезда с «косым» прицепом. Вслед за базовым автомобилем, чей кузов, как правило, нагружен запасом противоледных материалов, под тупым углом следует прицеп с отвалом во всю его длину. Отвал имеется и впереди машины-тягача. Такая конструкция позволяет очищать сразу две-три, а то и четыре полосы автотрассы, в зависимости от длины прицепа и, соответственно, размера отвала у него на боку.

Было бы несправедливым не упомянуть и новейшую российскую разработку в интересующей нас сфере — мощную снегоуборочную машину на базе полноприводного шасси КАМАЗ-43118. Машина, разработанная совместно специалистами «КАМАЗ» и «Завода СпецАгрегат», имеет просто фантастическую производительность: снегоочиститель фрезерно-роторный СФР-1 модель 103-СА способен убирать до 3500 тонн снега в час. (Для сравнения, производительность представленных на рынке российских аналогов — до 1600 тонн в час.) Кроме того, СФР-1 103-СА характеризуется способностью к максимально возможному отбросу снежной массы на расстояние до 50 метров. В процессе уборки снега машина двигается с помощью гидропривода с бесступенчатым регулированием скорости (управление осуществляется из кабины оператора при помощи джойстика), а в транспортном режиме она перемещается за счет штатного механического привода. Отметим, что первыми заказчиками новинки стали крупная газодобывающая компания и совместное российско-американское предприятие на острове Сахалин — региона, отличающегося особенно обильными снегопадами.

В Канаде, где зимы по своей суровости сопоставимы с российскими, а все дороги принадлежат государству, для очистки проезжей части широко применяют как всем известную техническую соль — хлорид натрия, так и хлорид магния, который в больших объемах добывают в районе Великих озер. Уверяют, что в борьбе со снегом он эффективнее обычной соли — однако металл хлорид магния разъедает еще быстрее, нанося ущерб транспортным средствам и муниципальному хозяйству страны в целом. Впрочем, как только реагент превращает снег в кашу, последнюю оперативно убирают и сгружают в плавильные установки. Именно Канада — родина снегоплавилок: первые машины этого типа, изобретенные здесь, стали работать на улицах Торонто в семидесятых годах прошлого века. Интересно отметить, что в Канаде при строительстве дорог в асфальтобетонную смесь добавляют материал на основе хлористого кальция — верглимит, который, как считают, способствует таянию снега и наледи.

Возвращаясь к разговору о реагентах, используемых для очистки дорог, нельзя пройти мимо новозеландского опыта. Отрицательные температуры в этой стране редкость, а вот снегопады бывают обильные. По этой причине для обработки дорог здесь используют кальциево-магниевый ацетат. Для металлических частей транспортных средств он не вреднее простой воды, однако эффективен в борьбе со снегом и льдом при температурах не ниже минус семи градусов по Цельсию. Кроме него новозеландцы также используют другие средства, безопасные для местной экологии, — хлорид кальция и мочевину. Последняя, имея низкую коррозийную активность, часто применяется для удаления льда с мостовых конструкций. Однако это органическое соединение обходится в семь раз дороже соли, что и ограничивает сферу его применения в борьбе со снегом и льдом.

А вот в Японии применение химических реагентов на дорогах запрещено почти повсеместно — как, кстати, и шипованная резина на автомобилях. При этом обильные снегопады на севере этой страны случаются регулярно. Под некоторыми участками трасс прокладывают специальные тепловые магистрали, которые топят лед и снег, но глобально проблемы очистки дорог не решают. По этой причине в Японии для борьбы со снежной стихией используют мощную спецтехнику. Впереди идет габаритный трактор, который проторяет путь для других машин. За ним — экскаваторы с удлиненной стрелой, которые ссыпают снег на обочины и выравнивают снежные стены. Наконец, за ними следуют грейдеры, которые удаляют остатки снега и очищают кромку дороги. Учитывая, что снежный покров на острове Хоккайдо может достигать пяти метров, за уборку здесь обычно принимаются, не дожидаясь окончания снегопада. Снежные стены вдоль японских дорог очень популярны в Интернете — их приезжают увидеть туристы со всего мира. Средства, вырученные от их визитов, идут все на ту же уборку дорог.

В континентальной Европе, где до недавнего времени снега выпадало сравнительно немного, к использованию реагентов по природоохранным соображениям относятся негативно. Например, в Берлине, где нет ни снегоуборочных машин, ни снегоплавилок, прошлой зимой со снежной стихией боролись несколько тысяч человек, вооруженных лишь оборудованием ручного класса.

Вместо химреагентов в Германии используют соль, к которой на этапе разбрасывания подмешивают немного щелочи. Делается это для того, чтобы соль приняла полужидкую форму и ее не снес с дороги ветер. При этом дозировка «жидкой соли» должна составлять не более 25 граммов на квадратный метр дороги, а разбрасывать ее можно лишь во время снегопада, причем только на тех улицах, по которым ходит общественный транспорт. Такая жесткая регламентация объясняется необходимостью защиты растений и грунтовых вод, к чему в Германии относятся очень щепетильно. Пешеходные дорожки и придомовую территорию чаще посыпают каменной крошкой или песком — делают это, как правило, собственники домов, сами или нанимая частные компании. То же самое касается уборки снега и наледи: домовладельцы знают, что, если прохожий поскользнется и травмируется рядом с принадлежащей им недвижимостью, возмещать ущерб придется им. Выполнившие свою роль противогололедные материалы аккуратно убираются — каменная крошка при этом высушивается в специальных машинах и используется повторно.

Пожалуй, главным поставщиком инноваций для зимней очистки дорог являются скандинавские страны, прежде всего — Швеция и Норвегия. Зимы в этом регионе достаточно суровые и снежные, а местные жители отличаются большой щепетильностью в вопросах сохранения окружающей среды. Пожалуй, только в скандинавских странах можно увидеть, как прямо во время снегопада дорогу расчищают грузовики-снегоуборщики с передним отвалом, движущиеся со скоростью до 90 километров в час! Но это, скорее, местная традиция.

Что же касается инноваций, в них также недостатка нет. В прошлом десятилетии исследовательница Руна Калбом с острова Готланд предложила обрабатывать дороги не чистой технической солью, а ее смесью… с сахаром! Воздействие этого микса на снег и наледь гораздо сильнее, а вреда для автотранспортных средств — много меньше: сахар в значительной мере минимизирует вред от воздействия едких солей. Смесь соли и сахара хороша и как превентивное средство: на обработанном ей дорожном покрытии наледь образуется гораздо медленнее. Интересно, что сам по себе сахар такого эффекта не дает: его применение эффективно только в комбинации с солью. В составе антигололедной смеси содержание сахара составляет от 25 до 50 процентов. Это новшество, к сожалению, прижилось лишь в одном отдельно взятом лене, хоть на него и были выделены средства из бюджета страны. Возможно, все дело тут в диких животных — они с удовольствием слизывают с дорожного покрытия соль, а ее смесь с сахаром может оказаться для них еще привлекательнее, и тут уж недалеко до возникновения ДТП.

В Швеции и Норвегии, с их сравнительно небольшой территорией, число единиц снегоуборочной техники разного типа составляет несколько тысяч единиц — и это при том, что на юге этих стран обильные снегопады редки. Технология уборки здесь довольно специфичная: в отличие от той же Германии, снег тут не счищают до асфальта, оставляя его слой толщиной в несколько сантиметров. Поверх этого слоя наносят «горячий гравий» — так здесь называют смесь очень горячей (90—95 градусов Цельсия) воды с песком или мелкой каменной крошкой. Обработанный таким образом снег подтаивает, а его остаток укатывается вместе с наполнителем. Сцепление колес автомобиля с такой поверхностью не очень отличается от их сцепления с обычным асфальтобетоном. Укатанной таким способом дорогой при суточном трафике в 1500 автомобилей можно пользоваться неделю — если, конечно, снова не начнется снегопад. Этот метод в 2004 году изобрел шведский ученый Торгейр Ваа — с тех пор он получил широкое распространение как в скандинавских странах, так и в Финляндии. Его единственный недостаток в том, что приготовление и нанесение смеси из кипятка и песка требует специальной, довольно дорогой техники. Справедливости ради нужно заметить, что на дорогах Скандинавии с высокой интенсивностью движения реагенты все же используются: одним песком с водой в этом случае не обойдешься.


В Норвегии и ряде других стран Северной Европы распространена технология обработки дорог двухфазными реагентами. Такие материалы на 75% состоят из твердых гранул, на 25% — из вещества, напоминающего по составу морскую воду. Оба компонента смешиваются непосредственно перед нанесением на асфальт в распределительной тарелке комбинированной дорожной машины: таким образом, на дорогу попадают уже увлажненные гранулы.

Двухфазные реагенты отличает высокая точность распределения и экологичность. Еще одно преимущество — экономичность. Увлажненные гранулы тяжелее, поэтому материал равномернее распределяется по дорожному полотну, его не сдувает ветер и не выбрасывает за пределы проезжей части транспортный поток. Кроме того, такая технология позволяет обрабатывать дорожное покрытие превентивно: за несколько часов до образования ледяной корки или снегопада.

В последние годы эту технологию перенимают и в России. Двухфазные реагенты под маркой «Бионорд» уже три года успешно используют в Казани, а предстоящей зимой начнут применять в Самаре, Перми, Екатеринбурге, Калуге и Новосибирске.

А вот в островной скандинавской стране — Исландии — техника для разбрасывания реагентов не нужна. Опыт, который применяется в Японии лишь на отдельных участках дорог, в населенных пунктах Исландии внедрен повсеместно. Тротуары и проезжая часть дорог здесь отапливаются горячей водой из геотермальных источников, которых на острове очень много. Трубы с природным кипятком, идущие в дома жителей, государственные и коммерческие учреждения, проложены прямо под улицами, по причине чего снег, выпадающий на них, сразу же тает. Это очень экологично и не требует отдельных затрат на уборку зимой.


При том, что в разных странах мира для зимнего содержания дорог и улиц используется сравнительно немного типов спецтехники, методы очистки дорог и улиц от снега и гололеда от региона к региону заметно разнятся. Это заставляет исследователей экспериментировать с новыми противогололедными материалами и их комбинациями, включая как природные материалы (соль, песок, мочевина и так далее), так и химреагенты. Экологичные способы очистки дорог, несомненно, важны и интересны, но снежный коллапс на улицах современных мегаполисов и оживленных трассах приносит экономике огромный ущерб, что побуждает исследователей искать разумный компромисс между сохранением окружающей среды и максимально быстрой очисткой дорог и тротуаров от снега и наледи — в том числе и с помощью инновационных реагентов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Глава Салехарда взял лопату и почистил снег на самой большой в городе детской площадке. Фото с сайта администрации города Салехарда

Градоначальник Алексей Титовский принял сегодня, 18 января, участие в субботнике, организованном во дворе домов на улице Павлова. На уборку снега вышли свыше 50 человек. Были задействованы несколько единиц снегоуборочной техники предприятия «Салехарддорстрой».

— В этом микрорайоне есть проблемы с управляющей компанией, поэтому во дворе снег не убирали. Жители домов не раз озвучивали данный вопрос и на личных встречах, и в социальных сетях. Поэтому нами было принято решение помочь и собственными силами почистить детскую площадку, — комментирует Алексей Титовский.

Добавим, что процесс по выбору управляющей организации микрорайона Павлова запущен, уже скоро дома будут переданы в управление и подобного скопления снега больше не повторится.

Добавляйте в контакты редакционный номер «Комсомольской правды» – Ямал»! Присылайте фото и видеоматериалы, рассказывайте о событиях, происшествиях или проблемах. What’sApp, Viber, Telegram +7 919 921 01 07.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *