СМЕРТНОСТЬ ДТП РОССИЯ

С ростом количества автолюбителей, растет и количество дорожно-транспортных происшествий. По итогам 2005 года первое место по количеству жертв аварий принадлежит Китаю – 98 470 человек, в Индии погибло за год 94 970 человек, в США – 43 440 погибших, в Бразилии и России – по 34 000 человек. Для сравнения, в Японии эта цифра составила 6 870 человек, В Великобритании – 3 200, в Австралии – 1 640, в Австрии – 770, в Дании – 330 человек (по данным ЕК).

Средний показатель смертности на дорогах России – 103 умерших на 1 000 пострадавших в результате ДТП. Официальная статистика подтверждает, что количество ДТП на российских дорогах продолжает расти, причем 82% из них происходит по вине водителей.

Только за 2006 год в России произошло 229 140 ДТП (на 2,6% больше, чем в 2005-м), в результате погибли 32 724 человека, а общее число пострадавших выросло на 3,8% и составило 285 362 человека.

Статистика дорожно транспортных происшествий в россии

Самое страшное, что в результате многих аварий погибло 1 276 человек детей, а 25 720 детей получили повреждения различной степени тяжести.

Снижение уровня смертности

В результате комплексных мер по снижению уровня смертности в результате ДТП в некоторых странах замечено качественное снижение. Например, по статистике с 1975 года по 1998 год:

— в Канаде уровень смертности снизился на 63,4%

— в Гонконге – на 61,7%

— в Финляндии – на 59,8%

— в Австрии – на 59,1%

— в Швеции – на 58,3%

— в Израиле – на 49,7%

— в Бельгии – на 43,8%

— во Франции – на 42,6%

— в Италии – на 36,7%

— в Новой Зеландии – на 33,2%

— в Тайвань – на 32%

— в США – на 27,2%

— в Японии – на 25,5%

И, напротив, по данным за те же годы:

— в Малайзии количество ДТП выросло на 44,3%

— в Индии – на 79,3%

— на о. Шри-Ланка – на 84,5%

— в Лесото – на 192,8%

— в Колумбии – на 237,1%

— в Китае – на 243%

— в Ботсване – на 383,8%

Российская статистика считает погибшими в ДТП только тех, кто умирает в течение 7 дней после аварии. Все, кто умер позднее в больницах, в официальные данные не попадают.

Данные за 1990-2004 гг. (РФ):

— в 1990 году в результате ДТП погибло 35 366 человек;

— в 1991-м – 37 510 погибших

— в 1992-м – 36 471

— в 1993-м – 37 120

— в 1994-м – 35 599

— в 1995-м – 32 791

— в 1996-м – 29 468

— в 1997-м – 27 665

— в 1998-м – 29 021

— в 1999-м – 29 718

— в 2000-м – 29 594

— в 2001-м – 30 916

— в 2002-м – 33 243

— в 2003-м – 35 602

— в 2004-м – 34 506

Недавно мне попалась интересная инфорграфика на тему аварий на дорогах нашей необъятной родины.

Статистика ДТП: в каких странах опаснее?

И я решил не просто опубликовать ее, а поместить в релевантный контекст: сравнить как дела у других. Примерный результат мог бы предсказать любой мыслящий человек, но не обошлось и без открытий.

Данные по России брались из двух разных источников. Поэтому возможные некоторые незначительные расхождения.

Статистика аварий и пострадавших по России

В 2009 году в результате ДТП на дорогах, в России погибло чуть меньше 28 000 человек. Хорошая новость — количество смертей понемногу уменьшается каждый год, начиная с 2005.

Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения (67.4%). На втором месте — неудовлетворительное состояние дорог (16.3%). Неожиданное большую долю среди виновников ДТП занимают пешеходы (11%). Гораздо реже происшествия случаются по вине пьяных водителей (4.9%). Неисправность транспортных средств почти никак не влияет на аварийность (0.4%).

Выходит, что обязательный техосмотр, которые многие просто покупают, абсолютно бесполезен. А у трезвого пешего в два раза больше шансов спровоцировать аварию, чем у пьяного за рулем!

Пристегните ремни!

Только 6% водителей и 13% пассажиров на переднем сидении намеренно не используют ремни безопасности. Подавляющее большинство россиян — разумные люди. Даже треть задних пассажиров обязательно пристегивается. И как показывает практика, не напрасно.

Плата за беспечность

Отдельно хочется рассмотреть вопрос кто страдает больше всего в результате халатности участников дорожного движения. 53% пострадавших — это водители и пассажиры легковых авто. Сравнивая эту цифру с распределением причин аварий, можно сделать предположение, что сидя за рулем человек создает больше проблем другим, чем себе.

Пешеходы же платят втройне: будучи виновниками в 11% ДТП они составляют 33% от числа пострадавших. Велосипедисты и мотоциклисты страдают в 9% случаев. Не исключено, что подавляющее большинство из этой группы это все же мотоциклисты. Слышал где-то, что больные, ожидающие пересадки органов, очень радуются началу мото-сезона. Ведь байкеры по многим показателям являются отличными донорами — молодые, здоровые, в результате аварии чаще всего ломаю шею или теряют голову; органы не страдают.

Ситуация в других странах

Для получения общей картины я проанализировал статистику в США, Германии, Турции, Китае и России. Выбор по большей части эмпрический, но не лишенный смысла: разные стадии экономического развития, разные культуры и отношение к автомобилям. Для анализа был выбран 2009 год, поскольку на этот период приходится наибольшая плотность доступных данных. Динамика оценивается по 2005-му и 2000-му годам по аналогичной причине.

Статистика пострадавших / смертей в ДТП, количество человек, 2009 год:

  • США: 2 251 000 / 33 800
  • Германия: 401 823 / 4 150
  • Турция: 205 704 / 4 300
  • Китай: 275 125 / 67 800
  • Россия: 283 143 / 27 650

Согласно имеющейся информации, во многих странах мира наблюдается отрицательная динамика числа пострадавших в сравнении с предыдущими годами. В США количество пострадавших в ДТП в сравнении с 2000 годом сократилось примерно на треть, в Германии — на 20%. По Китаю нет точных данных, но оценка оптическим методом дает падение травматичности примерно в 2 раза. Даже безрукие водители не в состоянии сломить тренд.

В Турции же наоборот — количество жертв только растет. За выбранные 10 лет, число пострадавших на дорогах возросло более чем в 1.5 раза. В одной из статей с названием типа «10 курьезных фактов» прочитал, что турки обязаны возить с собой в багажнике пластиковый пакет для трупа. На всякий случай или, что более вероятно, в качестве фактора, мотивирующего к более аккуратному вождению. Но, видимо, такие меры не способны сдержать горячий южный темперамент.

У России как всегда свое особое место. С одной стороны, травматичность в 2009 году в сравнении с 2000 значительно возрасла (+33%). С другой — пик количества пострадавших пришелся на 2005 — 2008 года и сейчас график понемногу идет на спад. Хочется верить, что в нашей стране понемногу повышается безопасность дорожного движения. Но холодная логика подсказывает, что на снижение числа травм, по всей вероятности, больше влияют пробки в крупных городах (меньше скорость = меньше риск) и импорт более защищенных иномарок.

Ранее мной публиковался пост раскрывающий видение российской культуры вождения иностранцами. Почитайте, очень весело! Видеорегистраторы: последняя надежда на выживание и справедливость в России

Что значат цифры?

Обсуждая статистику в разных странах, в первую очередь нужно обращать внимание на тренды, а не на абсолютные цифры. То что в США в 10 раз больше пострадавших чем в России, вовсе не значит, что у нас ситуация на дорогах лучше. Необходимо учитывать количество машин, сценарии их использования, зрелость инфраструктуры и другие факторы.

К примеру, в 2009 году в США на 1000 человек приходилось 439 легковых автомобилей и был заметен 5 летний тренд по сокращению их удельного количества. В России на тот момент было 233 автомобиля на 1000 жителей и график показывает значительный рост в сравнении с 2005 годом (цифр за более раниий период нет). В Китае, Германии и Турции также наблюдается увеличение числа машин.

Если соотнести пострадавших с числом автомобилей, то можно получить примерную картину безопасности движения.

Количество пострадавших, человек в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 16.70
  • Германия: 9.61
  • Турция: 22.80
  • Китай: 5.99
  • Россия: 8.37

Количество смертей, в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 0.25
  • Германия: 0.10
  • Турция: 0.48
  • Китай: 1.48
  • Россия: 0.85

Обратите внимание, что при минимальной плотности пострадавших, Китай и Россия с большим отрывом лидируют по количеству смертей. Причин тут может быть несколько: менее безопасные автомобили, неоперативная работа экстренных служб, плохая медицина, грубое нарушение ПДД.

Относительно высокую плотность пострадавших в США можно проиллюстрировать историей, которая приключилась со мной в 2010 году. Выруливая с парковки, я задел проезжавший мимо микроавтобус с китайской семьей на борту. Оба автомобиля получили незначительные повреждения (царапины на бампере и двери), т. к. двигались с небольшой скоростью. Никто из пассажиров не пострадал. Довольный китаец записал данные моей страховки и мы благополучно разъехались. Через месяц я узнал, что «пострадавший» получил $8000 компенсации от моей страховой компании на основании справки от врача о возникших головных болях.

Интересно, что в Китае пострадавших меньше всего. Тут я вижу две причины. Во первых, низкая плотность автотранспорта (0.034 авто на человека против 0.233 в России) — в малоразвитых городах не с кем сталкиваться, а в крупных мешают пробки. А во-вторых, кто этих китайцев считает? Если в Москве полицейские не регистрируют незначительные происшествия чтобы не портить статистику, то и хитрые глаза китайских чиновников наверняка закрываются на мелкие ссадины и ушибы: «Вы потеряли палец? Это менее 0.1% массы тела. О каком значительном ущербе вы говорите?» Косвенно это предположение подтверждается тем фактом, что в нашей пятерке Китай абсолютный чемпион по смертности на 1000 автомобилей, что несколько конфликтует с плотностью пострадавших.

Прогнозы на будущее

Google обещает, что как только беспилотные автомобили станут частью нашей повседневной жизни, ситуация на дорогах (в тех странах где они есть) резко улучшится. По прогнозам компании, пусть даже чересчур оптимистичным, количество ДТП снизится на 90%.

Источники данных:

интересное   инфографика   Россия

Поделиться

Поделиться

Запинить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *