Скрытое патрулирование

С 18 марта на дорогах Мурманской области сотрудниками ГИБДД, с использованием скрытого контроля, проводится операция «Встречная полоса». Основная цель данного мероприятия — не лишить как можно больше водителей права управления автомобилем, а снизить количество ДТП с тяжкими последствиями. Ведь именно выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, является основной причиной столкновений, в которых погибают наши земляки.

Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».

В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами. К патрульным также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, — разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.

Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».

— В 2012 году во время проведения подобной операции такие меры позволили снизить количество ДТП на дорогах Мурманской области на 22%, количество погибших — на 61%, раненых — на 27%., т.е. 14-ти нашим землякам удалось сохранить жизнь, 44 мурманчанам — сохранить здоровье. Количество правонарушений, связанных с выездом водителей на «встречку» сократилось в прошлом году на — 44%. Это ли не положительный результат ?- говорит Алексей Азовцев, врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области.

Во время проведения скрытого патрулирования в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.

Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.

Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году, в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.

Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!

УГИБДД УМВД России по Мурманской области

Скрытый патруль ГИБДД, который начал работу в Москве, выявил на МКАД первого нарушителя правил дорожного движения, передает РИА Новости. На фуре водителя-дальнобойщика отсутствовал передний номерной знак. В связи с этим его остановили сотрудники ДПС. Нарушитель объяснил, что госномер закреплен на передней панели, которая открылась при движении. При проверке по специальной базе выяснилось, что разрешение для движения фуры в дневное время суток у водителя отсутствует. В результате, он был привлечен к административной ответственности — штрафу в 5 тысяч рублей.

Первые «тайные патрули» ГИБДД начали свою работу на улицах Москвы. Как рассказал официальный представитель столичного главка МВД РФ Андрей Галиакберов, сотрудники, несущие службу в «скрытых» патрулях, будут работать на машинах в гражданском исполнении, без специальных опознавательных знаков и надписей. Вместе с тем, они будут в полицейской форме. При выявлении нарушений, полицейские по рации передадут информацию ближайшим постам ДПС, которые будут задерживать нарушителей.

Начальник УГИБДД Москвы Виктор Коваленко сообщил, у сотрудников госавтоинспекции, работающих на московских дорогах в составе так называемых скрытых патрулей, есть вся необходимая нормативная база, обосновывающая и подтверждающая законность их действий. «Могу сказать, что это никакое не новшество, это вполне законная процедура. Нормативными актами, такими как «Наставление по работе дорожно-патрульной службы», предусмотрена такая форма несения службы в потоке транспорта, как скрытое патрулирование», — сказал он.

Пока скрытый патруль не имеет права самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности, отметил Коваленко. Их машины не оборудованы специальным комплексом автоматической фиксации нарушений. Записи с этих аппаратов нельзя подделать, и они признаются доказательствами в суде. По словам Коваленко, как только все машины скрытого патруля оборудуют соответствующей аппаратурой, их работа будет организована по такому же принципу, как у стационарных дорожных камер: по записи впоследствии оформят протокол и направят в адрес владельца нарушившего ПДД автомобиля.

В октябре глава МВД Юрий Колокольцев на заседании правительства РФ заявил, что применяемая в Европе мера — патрулирование улиц экипажами без специальной раскраски, оборудованными средствами фото- и видеофиксации, могла бы повысить водительскую дисциплину в России и уровень безопасности на дорогах. В крупных европейских городах, по его словам, такой подход хорошо себя зарекомендовал.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев предложил патрулировать улицы с помощью неприметных автомобилей без спецзнаков и спецсигналов. Эти машины будут фиксировать нарушения ПДД на видео. Скрытое патрулирование, по мнению министра, позволит повысить водительскую дисциплину и уровень безопасности на дорогах.
«Возможно, следует рассмотреть его использование и в Российской Федерации», — приводит слова Колокольцева РИА «Новости». Министр сослался на германскую практику. Однако скрытое патрулирование уже применяется на российских дорогах. В 2010 году административный регламент по работе дорожно-патрульной службы дополнили соответствующими пунктами, тем самым прояснив некоторые спорные моменты. Новая редакция обязывала сотрудников ГИБДД ставить патрульный автомобиль на видном месте и запрещала скрывать его спецокраску и спецсигналы. Скрытое наблюдение разрешалось только при наличии сертифицированных средств видеофиксации нарушений. А наряд на патрульном автомобиле без опознавательных знаков мог заниматься только наблюдением и уже не имел права останавливать нарушителя — для этого ему следовало вызвать другой наряд, на машине со спецокраской.

«Агрессивно водят 7-8%, и они никогда не будут себя законопослушно вести».
«Этот способ контроля стар как мир и используется не только у нас, но и во всех патрульных службах мира. Помимо скрытого патрулирования, существует полускрытое, когда инспектор в форменной одежде едет на машине без опознавательных знаков», – рассказал корреспонденту Autonews.ru экс-глава ГИБДД Владимир Федоров. По его словам, скрытое патрулирование применялось российской Госавтоинспекцией только в отдельных случаях и особой нужды в нем не было.
«Наш народ не очень боязливый, он может нарушать и при наличии инспектора на перекрестке», – добавил Федоров.
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что скрытое патрулирование в потоке не прижилось по причинам недостаточного финансирования. «Патрулирование требует большого количества топлива, а мы знаем, что на приколе стоят многие полицейские машины и заправляются из кармана сотрудников», – отметил Лысаков.
Автомобилисты считали скрытое патрулирование незаконной деятельностью инспекторов, ссылаясь на ст.41 Административного регламента МВД России, который запрещает сотрудникам использовать для контроля за дорожным движением транспортные средства, не относящиеся к патрульным автомобилям. ГИБДД Мурманской области, активно применяющая скрытое наблюдение, вынуждена была объяснять, что к патрульным машинам относятся и транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски, а также специальных звуковых и световых сигналов.
Более распространены были случаи скрытого патрулирования, когда автомобиль без опознавательных знаков стоит на обочине, а съемка потока ведется с помощью переносной камеры на треноге, размещенной таким образом, чтобы ее не видели водители. Но и эта практика ГИБДД вызвала массу споров. Водители обращались в суд с требованием отменить незаконные штрафы на основании того, что перед переносными камерами не были установлены предупреждающие знаки. В ГИБДД, в свою очередь, утверждали, что по ГОСТу табличка «Фотовидеофиксация» у передвижных комплексов не требуется – она должна быть установлена только у стационарных камер.

«Если это станет трендом в работе полиции, то здорово дисциплинирует водителей».
Нынешнее предложение министра МВД касается скрытого патрулирования в потоке. Этот способ подходит, чтобы выявлять так называемое «опасное вождение» – новое понятие, которое вводится в правовое поле. Напомним, что МВД под этим термином подразумевает многократные перестроения при интенсивном движении, резкие торможения, несоблюдение дистанции, несоблюдение бокового интервала, а также препятствование обгону. За опасное вождение штрафовали и раньше, однако появление современных средств видеофиксации позволило вернуться к этому вопросу.
«В советское время была ответственность за опасное вождение. Два или три года она продержалась, а потом пришлось ее отменить, потому что все эти нарушения были сложно доказуемы. Раньше ГАИ сама выявляла подобные нарушения и сама наказывала за них. Сейчас для судов и адвокатов нужные более четкие доказательства», — рассказал Федоров.
Депутат Лысаков считает, что нельзя доверять определение опасного вождения инспектору «на глазок», и только видеозапись позволит доказать, что человек агрессивно вел себя за рулем и его можно привлекать к административной ответственности: «Агрессивно водят примерно 7-8% людей, и они никогда не будут себя законопослушно вести. Если вы пару раз газанули, потому что с женой поругались, а потом резко затормозили, потому что увидели разбитую бутылку на дороге, то что, после этого вас должны останавливать и наказывать за агрессивную езду? Глупости», – убежден Лысаков.
Депутат отмечает, что для скрытого патрулирования нет юридических препятствий, и оценивает эффект от повсеместного внедрения этой практики очень положительно. «Если это станет трендом в работе дорожной полиции, то здорово дисциплинирует водителей. Люди поймут, что надо вести себя на дороге правильно не только, когда они видят сотрудника полиции или камеру. Но и потому, что в соседнем автомобиле могут ехать полицейские в гражданском», – отметил он.
«Наш народ не очень боязливый, и может нарушить при наличии инспектора».
Кроме того, скрытое патрулирование позволит выявлять не только нарушителей правил дорожного движения, но и преступников. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже высказался о нем положительно, однако выразил опасение, что такая практика может привести к злоупотреблениям.
В свою очередь депутат Лысаков считает, что скрытым слежением должна заниматься именно ГИБДД, а ни в коем случае не коммерческие структуры: «Иначе получится как в некоторых регионах, когда коммерсанты фиксируют нарушения с помощью камер, передают гаишникам и получают процент от штрафа. Естественно, они заинтересованы в большом количестве штрафов, а не в профилактике нарушений. Я внес закон о создании единого федерального центра фото- и видеофиксации, чтобы отсечь регионы от соблазна любыми способами, вплоть до незаконных, пополнять городской бюджет».
Евгений Багдасаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *