Silver ghost

В путешествии с Rolls-Royce по Подмосковью я неожиданно выяснил, что «Роллс-Ройс» был своеобразным персонажем одной из первых моих книжек. Ну как-то не приходило мне в голову, что феноменальный образец роскоши и любимый транспорт английских монархов вдруг окажется на страницах детской книжки о Дедушке Ленине, изданной в глубоко советские времена. Эту книжку мне показал Франк Тиман, директор по корпоративным коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе, бережно достав ее из пластикового файла. Столько сразу вспомнилось: от сумрака детской библиотеки имени Гайдара в ДК Азэлектромаш до приемов в пионеры на пятом этаже музея Ленина…
Книжка называлась «Поездка в Кашино» (автор — А.Т.Кононов), состояла из трех рассказов. И заглавный был посвящен поездке В.И.Ленина в деревню Кашино, где запускалась местная электростанция.
На рисунках, созданных блистательным советским художником-иллюстратором Игорем Ильинским, изображен автомобиль вождя мирового пролетариата, и не какой-то абстрактный, а конкретная модель — Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). С непременной статуэткой «Дух экстаза» на передке.
Насколько мне известно, в распоряжении Ленина было три «Роллс-Ройса» и в том числе два Rolls-Royce Silver Ghost.
Первое знакомство Владимира Ильича с этой прекрасной моделью состоялось еще в 1909 (или в 1910) году, когда он верхом на велосипеде попал под ее колеса неподалеку от Парижа. Тогда он отсудил у владельца неплохую компенсацию, как минимум, на новый велосипед хватило.
А возглавив советское государство, Ленин получил в пользование помимо всего прочего совершенно уникальный вариант «Серебряного призрака» — автомобильные сани на базе Rolls-Royce, оснащенные резиновыми гусеницами, созданные в 1921 году на Путиловском заводе.
Но художник Ильинский для рассказа «Поездка в Кашино» рисовал не тюнингованный «Роллс-Ройс», а классический Rolls-Royce Silver Ghost. Почему? Потому что визит Ленина на открытие Кашинской электростанции — исторический факт. А была она открыта 14 ноября 1920 года — когда Rolls-Royce Silver Ghost еще был без гусениц. Может снега тогда еще не выпало?
Технические характеристики ленинских автосаней «Роллс-Ройс»:
Двигатель шестицилиндровый, мощностью 75 л.с. Расход топлива — 35-38 на 10 км. Максимальная скорость — 60 км/ч (до тюнинга — 135 км/ч).
Масса в снаряженном состоянии — 2700 кг. Длина — 6200 см, ширина — 2300 см, высота — 2100 см.
Книжка «Поездка в Кашино» много раз переиздавалась. И рисунки варьировались.
Вот еще такую я нашел иллюстрацию, но, к сожалению, не смог уточнить авторство.
А иллюстратор Николай Жуков в издании 1976 года вообще усадил Ленина в открытую машину. Тут уже и модель не разобрать. Это может быть и «Рено».
Вот такой был у Ленина Renault-40CV. Фото 1918 года.
Но и открытый Rolls-Royce тоже был. Фото 1923 года.
Младший брат Ленина Дмитрий Ильич Ульянов вспоминал, что Владимир Ильич любил быструю езду и часто говорил: «Скажи Гилю, чего он едет так, что перед каждой курицей реверанс делает», — а тот действительно осторожно ездил. Шоферу с хорошей репутацией, довольно квалифицированному, давить кур иногда было грех, а Владимир Ильич говорил: «Чего он каждой курице реверанс делает, скажи, чтобы он ехал скорее». Помню, счетчик показывает 60 километров в час, я говорю: «Владимир Ильич просит поскорее ехать», а шофер отвечает: «Чего же скорее, 60 километров в час, вы видите. Я боюсь за шины, летом они лопаются, от солнца нагреваются, а тут еще нагрев от хода. Полопаются шины» Иногда он из «милости» прибавлял ходу, с 60 километров дойдет до 80-ти. Я не помню у него большей скорости в те времена…»
Главный научный сотрудник ГИМЗ «Горки Ленинские» Тамара Шубина пишет, что «Последнюю «услугу» своему уже бывшему владельцу «Роллс-Ройс» оказал после его смерти. В ночь с 21 на 22 января 1924 г. после вскрытия тела личный шофер Ленина Степан Гиль на автосанях доставил мозг вождя из Горок в Москву в Институт мозга, а на обратном пути – цинковый гроб…»
В качестве бонуса к публикации — текст рассказа Александра Кононова:
Поездка в Кашино
В 1920 году жители деревни Кашино выстроили у себя электрическую станцию. Тогда это было очень трудное дело: не было самых нужных материалов; гвоздь и тот стал в деревне редкостью.
И вот в такое время кашинские крестьяне сами, своими силами, по своему собственному желанию, начали строить электрическую станцию. Достали с большим трудом несколько мотков телефонного провода. Он был очень толстый, крученный из проволоки. Его разостлали по земле и стали раскручивать щипцами, клещами и просто голыми руками. Раскрутили — получилось много проволоки.
Из лесу привезли брёвна, распилили на столбы, гладко остругали. Теперь надо было добывать электрическую машину — динамо.
Если в те времена нелегко было купить гвоздь, то каких же трудов стоило достать динамо-машину!
Поехали кашинские крестьяне в Москву. И куда бы они ни приходили, начинали разговор с того, что вот у Ленина есть план — провести электричество по всей стране; они, значит, по этому ленинскому плану и действуют.
И хоть не сразу, а добились кашинцы своего: получили динамо-машину.
Привезли её в Кашино, поместили в большом сарае.
Поставили по всей улице столбы, натянули проволоку, в каждую избу дали по электрической лампочке.
Когда всё было готово, послали письмо Ленину — пригласили его на открытие электростанции.
Письмо послали, а не верилось: где же Ленину приехать, некогда ему…
Всё-таки стали готовиться. В самой большой избе поставили длинный стол, лавки, а всё лишнее — сундуки, кровати — вынесли вон. Наварили, напекли, сколько могли, угощения.
Наступил день открытия электростанции — 14 ноября.
Крестьяне уже и не знали, ждать ли Ленина.
И вдруг на дороге показалась легковая машина.
Ребятишки первые побежали навстречу. Машина остановилась. В ней сидели Владимир Ильич и Надежда Константиновна.
Владимир Ильич спросил ребят:
— Где у вас тут электростанция? Ребята обрадовались:
— Прокати, тогда покажем.
Посадил Ленин ребят в машину, поехали.
У большой избы встретили его крестьяне.
Начался в избе разговор.
Ленин рассказал о победе Красной Армии над белогвардейцами, поздравил крестьян с этой победой.
Стали крестьяне рассказывать ему о своих делах.
Ленин слушал с интересом. Когда рассказчик замолкал, Владимир Ильич его подбадривал:
— Ну, а дальше?
У Ленина была замечательная память: он сразу запомнил, как кого зовут, и потом называл стариков крестьян по имени-отчеству: Алексей Андреевич, Василиса Павловна. Очень это старикам нравилось.
Разговор получился такой интересный и для Ленина и для крестьян, что никто и не заметил — день-то уже кончается. Беспокоился только один человек — фотограф. Он приехал снять Владимира Ильича вместе с крестьянами и теперь всё думал с тревогой: скоро вечер, снимок, пожалуй, не выйдет — свету мало. Наконец он решился:
— Владимир Ильич, крестьяне хотели бы сняться с вами.
— А… ну хорошо, — ответил Ленин. А сам продолжал вести разговор.
Прошло ещё минут десять. За окном стало темнеть. Фотограф сказал с отчаянием:
— Через несколько минут будет уже поздно снимать!
Владимир Ильич поглядел на него. Сниматься не хотелось, но Ленин уважал чужой труд: фотограф приехал из города, потратил время. И Ленин сказал:
— Ну, идите во двор, готовьтесь. Мы с Надеждой Константиновной сейчас выйдем.
Фотограф побежал с аппаратом на улицу, стал устанавливать его. Горе ему было с ребятами: налетели со всех сторон, норовят усесться перед самым аппаратом.
Вышли из избы и Владимир Ильич с Надеждой Константиновной. Фотограф усадил их в середине, а кругом стал рассаживать крестьян. Но и тут вмешались ребята: вертелись под ногами, жались поближе к Владимиру Ильичу. Фотограф рассердился: надо, чтобы все сидели тихо, а то снимок будет испорчен.
Владимир Ильич тоже начал уговаривать ребят — показал им на аппарат:
— Вы вон в ту чёрненькую дырочку глядите.
Стали ребята глядеть в дырочку аппарата. Фотограф накинул на голову длинный чёрный платок и замер так. Ленин ему сказал:
— Вы мне ребят не заморозьте. Кругом засмеялись:
— Ничего, они у нас здоровые, выдержат.
Ребята опять зашевелились: разговор про них зашёл. Тут фотограф не вытерпел и закричал:
— Смирно!
Ленин улыбнулся и так, улыбающийся, вышел на фотографии…

Потом открылся митинг. Посреди площади стоял высокий столб, на нём висел новый электрический фонарь; его ещё ни разу не зажигали. Столб был обвит еловыми ветками и красными лентами. Под фонарём стоял столик.
А кругом собрались крестьяне не только из деревни Кашино, но и из других сёл и деревень. Многие пришли сюда издалека.
Ленин подошёл к столику и начал речь:
— Ваша деревня Кашино пускает электрическую станцию. Замечательное дело! Но это только начало. Наша задача в том, чтобы вся наша республика была залита электрическим светом…
Когда Ленин кончил речь, струнный оркестр сыграл «Интернационал». И в ту же минуту в сарае, где стояла динамо-машина, монтёр пустил ток.
На площади вспыхнул электрический фонарь, в избах разом загорелись огоньки.
Раньше кашинские крестьяне жгли у себя маленькие лампочки-коптилки; они горели еле-еле, тускло, зеленоватым светом. А теперь кто-то сказал, глядя на яркий электрический свет:
— Вот и загорелась у нас лампочка Ильича… Стал Ленин прощаться с крестьянами. Попрощался, пошёл к машине. Было совсем темно, холодный ноябрьский ветер дул в лицо.
Когда отъехали уже далеко, Владимир Ильич оглянулся. Позади, среди тёмных полей, ярко светились окна кашинских изб.
Благодарю компанию Rolls Royce Motor Car Ltd за организацию поездки!

На портале auto.ru выставили на продажу необычный автомобиль. Это Rolls-Royce Silver Ghost («серебряный призрак»), которому уже больше 100 лет — он был выпущен в 1914 году. Более того, утверждается, что автомобиль принадлежал последнему русскому императору Николаю II.

Продавец просит за ретро-автомобиль 278 миллионов рублей. Отмечается, что он приобрел его в Германии в 2013 году за 5,5 миллионов евро. Автомобиль в кузове ландо фиолетового цвета оснащен двигателем рабочим объемом 7,4 литра и мощностью 82 лошадиных силы. Руль у машины находится справа, коробка передач — механическая.

Фото: auto.ru

По данным, представленным на сайте, автомобиль сейчас находится в Германии. В открытом доступе продавец не предоставил никаких документов о подлинности автомобиля, пообещав ответить серьезным покупателям на все интересующие их вопросы.

Автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost выпускался в Великобритании и США с 1906-го по 1926 год. Всего за эти годы были созданы 7,874 «серебряных призрака». К настоящему моменту сохранилось всего 1,5 тысячи экземпляров, все они находятся в частных коллекциях. Известно, что у Николая II было два таких автомобиля.

Провенанс одного из этих Rolls-Royce (предположительно того, что выставлен сейчас на продажу) интересен и многообразен. Якобы после отречения последнего российского императора машина попала в коллекцию циркового импресарио Джона Ринглинга и выставлялась в казино Лас-Вегаса. Затем автомобиль оказался в собственности у одного немецкого коллекционера, который спрятал его почему-то в бункере. Там он простоял много лет.

У автомобиля интересная история: после смерти Николая II Rolls-Royce Silver Ghost был приобретен коллекционером и выставлялся в его казино в Лас-Вегасе. Затем перешел в руки другого коллекционера и был спрятан в бункере в Германии. После его смерти раритет был утерян, пока бункер не был случайно найден

— продавец.

Дальше информация расходится. По одним данным, в 2013 году этот же Rolls-Royce был выставлен на нидерландском автомобильном онлайн-аукционе. Спустя два года его за 7,22 миллиона долларов продавал немецкий дилер ретро-автомобилей в городе Меттман.​ По другой информации, последний раз автомобиль выставлялся на продажу на аукционе в Германии в 2013 году за 5,5 миллионов евро.

Фото: auto.ru

Стоит отметить, что Николай II очень любил автомобили и не упускал случая приобрести новую машину. Императорский гараж просуществовал около 10 лет, однако за эти годы там собралась внушительная коллекция — 56 автомобилей. Ни европейские монархи, ни президент США не могли похвастаться таким автопарком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *