Си би радиостанция

Радиосвязь дальнобойщиков


Рация в кабине дальнобойщика

Радиосвязь дальнобойщиков — это гражданский диапазон частот 27 МГц, если быть точнее — 27,135 МГц или 15 канал сетки «С» (в рациях ALAN, MegaJet — 15 канал сетки «D»). Радиосвязь давно и плотно вошла в жизнь водителя-дальнобойщика. Как правильно сделать выбор, покупая рацию для радиосвязи с дальнобойщиками? Исторически сложилось, что дальнобойщики для связи используют режим АМ (амплитудной модуляции). Вот, собственно, два основных критерия выбора рации для радиосвязи дальнобойщиков.

Остановимся на них подробнее:
Радиостанции гражданского диапазона 27 МГц, так называемые «CB» (Си-Би) могут быть как автомобильными, так и портативными (носимыми). Автомобильные рации, как правило, более мощные и в них реализован полноценный приемный тракт, поэтому для получения наибольшей дальности связи необходимо использовать автомобильную радиостанцию. Портативные радиостанции диапазона 27 МГц, в основном, имеют скромные параметры по дальности радиосвязи, зато их можно использовать вне автомобиля, или держать такую радиостанцию в автомобиле в качестве запасной.
Дальнобойщики используют для радиосвязи 15 канал сетки «C» (в рациях ALAN, MegaJet — 15 канал сетки «D») в режиме АМ (амплитудной модуляции), поэтому при выборе рации для связи с дальнобойщиками необходимо обратить внимание на наличие в радиостанции режима AM. Некоторые рации, например Таис РМ-41 или Таис РМ-43 работают только в режиме FM, что делает эти радиостанции непригодными для работы на трассе — рации для дальнобойщиков должны поддерживать режим АМ.

Наиболее популярные автомобильные рации для дальнобойщиков, рации для связи на трассе:

Track Smart

Компактная бюджетная рация для дальнобойщиков. Несмотря на свои скромные размеры, она имеет «классическую» выходную мощность передатчика — до 8 Вт. Поддерживается работа в многоканальном режиме (10 сеток). Комплектуется несъемной тангентой.

Luiton LT-308

Простая в эксплуатации автомобильная рация с минимальным набором функций. Имеет автоматический и ручной шумоподавитель и многосеточный режим (6 сеток по 40 каналов). Максимальная выходная мощность передатчика — до 10 Вт.

MegaJet MJ-333

Надежная и удобная радиостанция с двумя шумоподавителями — пороговым и автоматическим. Является модернизированным продолжением популярной 300-й серии радиостанций MegaJet и обладает одним из лучших соотношений цена/качество. Максимальная выходная мощность передатчика составляет 8 Вт.

Optim Pilgrim

Автомобильная радиостанция с классическим дизайном, большим информативным дисплеем и возможностью подключения к источнику питания 12-24 В. Рация имеет автоматический шумоподавитель, кнопку быстрого перехода на 15-й канал. Она отлично подходит для общения на канале дальнобойщиков.

Перечисленные выше радиостанции, а также другие радиостанции диапазона 27 МГц с паспортной мощностью не более 10 Ватт, приобретенные и используемые частными лицами не требуют регистрации. Она была официально отменена 01.11.2011.

Выбор портативных радиостанций, которые могут использоваться для радиосвязи с дальнобойщиками в последнее время стал очень ограничен. У нас часто спрашивают портативную рацию, способную работать на частоте дальнобойщиков — мы предлагаем купить ALAN 42 — портативную CB радиостанцию, имеющую приемлемые характеристики и хорошую комплектацию. Следует обратить внимание, что для использования любой портативной CB рации внутри зданий, помещений или в салоне автомобиля — обязательно потребуется внешняя антенна, такая же как и для автомобильных раций.

Также необходимо помнить, что качество радиосвязи зависит не только от используемой радиостанции, но и от антенны. Выбор антенны для рации водителя-дальнобойщика во многом ограничен высотой грузового автомобиля. Антенны высотой более 1,5м, а также магнитные автоантенны не рекомендуются для установки на высокие грузовые автомобили — они часто будут задевать за различные препятствия, магнитные автоантенны при этом могут упасть. Зато на легковые или невысокие грузовые автомобили успешно можно устанавливать практические любые автомобильные антенны исходя из необходимой дальности связи. Чем выше антенна и чем «мощнее» у нее катушка — тем связь будет дальше.

Наиболее популярные врезные автомобильные антенны, используемые дальнобойщиками:

  • Optim CB-1200 — бюджетная врезная автоантенна высотой 13 см.
  • Optim CB-1000 — популярная антенна высотой 160 см.
  • Optim CB-95 — качественная, короткая автоантенна спирального типа.

Наиболее популярные автомобильные антенны на магнитном основании, рекомендуемые для установки на невысокий автомобиль:

  • Optim 1C-100 — бюджетная антенна высотой 133 см.
  • MegaJet ML-145 MAG — недорогая и качественная антенна с мощным магнитом.
  • Optim CB-82 MAG — компактная спиральная антенна на магнитном основании увеличенного диаметра (120 мм).

Качество работы любой антенны зависит от правильности ее установки и настройки. Технические специалисты компании РеалРадио всегда проконсультируют, как правильно установить антенну, при необходимости произведут настройку антенны на Вашем автомобиле. Если Вы остановили свой выбор на врезной автоантенне, то нужно будет позаботиться о ее надежном креплении.

Перечень городов, в которые производится доставка раций и радиооборудования 27 МГц, постоянно пополняется.

Также мы осуществляем доставку раций и радиооборудования 27 МГц транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань — компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск — компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск — компанией ЖелДорЭкспедиция.

Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!

Радиостанции рации ALAN MIDLAND

Радиостанции рации ALBRECHT

Радиостанции рации ALINCO

Радиостанции рации ANYTONE

Радиостанции рации MEGAJET

Радиостанции рации YOSAN

Радиостанции рации DRAGON

Сняты с производства

Радиостанции рации INTEK

Сняты с производства

Радиостанции рации MAYCOM

Сняты с производства

Радиостанции рации OPTIM TTI Радиостанции рации VECTOR

Аксессуары к радиостанциям рациям

Речевой информатор АИР-1.0-4

Радиостанции СВ (Си Би рации) диапазона 27 МГц. наиболее популярны, как недорогие и доступные средства радиосвязи: Alan 42, Alan 100 Plus, Alan 78 Plus, Alan 48 Plus, Alan 48 Exel, Midland 278, Midland 77/120; Megajet 3031 серии, Megajet 300, Megajet 600 серии , Megajet 700, Megajet 500 серии Yosan Stealth 5; Vector Vt-27 серии; Alinco DR-135CB При невысокой стоимости эти радиостанции Си Би (рации) позволяют получить дальность связи до 50 км.
CB (Си Би) – это сокращение от Citizen’s Band (англ: гражданский диапазон). Это значит, что любой человек может использовать радиосвязь в диапазоне 27 МГц. Средства радиосвязи этого диапазона, представляют собой СВ рации носимые, мобильные (автомобильные) или стационарные радиостанции.
Вы можете связываться с аналогичными радиостанциями Си Би в пределах их радиуса действия. Если установить одну радиостанцию в квартире, а вторую в автомобиле, то можно иметь постоянную связь «дом – автомобиль». Установив стационарные радиостанции в городской квартире и на загородной даче, можно иметь постоянную связь между ними.
Возможности применения Си Би раций (радиостанций) связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т.д. Можно использовать СВ рации и на маломерном флоте – на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает.
Но наиболее массовое применение Си Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Рации в машинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию (пробки, засады, аварии), помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадок в пути. При покупке раций 27 МГц., необходимо настроить КСВ (согласовать антенну и радиостанцию), поэтому лучше приехать к нам на машине купить и настроить рацию на месте. На антенный кабель есть возможность напаять разъем, даже если он уже проложен в машине. Рации тестируются в момент покупки (проверяется мощность, прием-передача) и наклеивается гарантийный стикер. На радиостанции Alan Midland (Алан Мидланд) выдается гарантийный талон.

Си-Би (CB, Citizens Band) называют КВ-диапазон в окрестностях 27 МГц (11 метров), выделенный для безлицензионного использования всеми желающими. Более точный диапазон частот для России: 26.960-27.410 МГц. В отличие от безлицензионных диапазонов LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц), здесь разрешается работать с большими мощностями, до 4 Вт в AM или FM и до 12 Вт в SSB. Кроме того, так как речь идет о коротких волнах, здесь бывают дальние прохождения. Давайте же выясним, есть ли жизнь на Си-Би, и как начать работать в этом диапазоне.

Теория

Примечание: В России правила использования CB-диапазона определены Решением ГКРЧ, принятом на заседании от 3 сентября 2013 года . Основные сведения содержатся в «Приложении № 2 к решению ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-08», в конце документа.

В целом, движуха с Си-Би напоминает движуху с любительским радио, с несколькими отличиями:

  • Порог вхождения существенно ниже. Не требуется сдавать экзамены, получать позывной, регистрировать РЭС. Кроме того, Си-Би трансиверы существенно дешевле радиолюбительских трансиверов. Цены начинаются где-то от 45$. На Avito можно найти еще дешевле. Наконец, на Си-Би не требуется вести журнал проведенных радиосвязей;
  • Разрешенная мощность существенно ниже, чем в случае с любительским радио. Кроме того, на Си-Би запрещено использовать направленные антенны, с усилением больше 1.73 dBi. Это касается только работы на передачу, принимать вы можете что угодно на любые антенны;
  • Так как позывной не требуется нигде получать, на Си-Би люди сами придумывают себе позывные. Обычно это одно простое и общеизвестное слово. Например, первые корреспонденты, с которыми мне удалось связаться на Си-Би, имели позывные «Гвоздика» и «Валет». Позывной не несет никакого глубокого смысла, и нужен только для того, чтобы отличить одного Петю от другого;
  • В любительском радио для работы голосом на КВ используют SSB. В Си-Би же основные виды модуляции — это FM и иногда AM. SSB (USB) также используется для проведения дальних связей, но он поддерживается далеко не в каждом трансивере. В качестве Си-Би трансивера с поддержкой SSB, который сейчас доступен на рынке, можно привести в пример Alinco DR-135CBA. Вызывная частота, на которой работают в SSB — 27.190 МГц;
  • Телеграф, BPSK, FT8, SSTV — ничего этого на Си-Би нет;
  • На Си-Би вместо непрерывного интервала частот используют так называемые «сетки» и «каналы». Подробнее об этом ниже;
  • Есть только один диапазон. Операторам любительского радио выделено восемь диапазонов только на КВ (3-30 МГц), а еще есть 160 метров (1.8-2 МГц, средние волны) и УКВ диапазоны (> 30 МГц);
  • На Си-Би не бывает соревнований;

В остальном же все очень похоже. Те же «всем-всем», рапорты 59 и прощальные 73. Точно так же можно экспериментировать с самодельными антеннами, тюнерами, фильтрами, блоками питания и даже трансиверами. А можно просто общаться за жизнь.

Так что же на счет каналов и сеток?

Существует несколько сеток, обозначаемых буквами A, B, C, и так далее. Сетка — это просто некий интервал частот. Стандартной считается сетка C, которой соответствует интервал 26.965-27.405 МГц. Именно она сейчас используется в России. До 2013-го года также можно было работать в сетке D, интервал 27.415-27.855 МГц. Сейчас эти частоты выходят за диапазон, выделенный под Си-Би.

Но если оставить все в таком виде, будет слишком просто, не так ли? Есть еще так называемые «пятерки» и «нули». Пятерки — это когда используются каналы с частотами xy.zw5 МГц, а нули — когда xy.zw0 МГц. Например, в Европе используют пятерки. То есть, 20-ый канал сетки C имеет частоту 27.205 МГц. В России можно использовать как нули, так и пятерки. Радиолюбители обычно используют нули. Поэтому 20-ый канал сетки C приходится на 27.200 МГц.

Дабы постоянно не писать «20-ый канал сетки C в нулях, модуляция FM» используют сокращение в стиле C20RF. Здесь С — название сетки, 20 — номер канала, R — Россия или нули, F — модуляция FM. Для обозначения Европы или пятерок используют букву E. Модуляция AM обозначается буквой A. Название сетки можно опускать, если это сетка C. Например, C15EA и 15EA обозначают один и тот же канал. Этот канал является международным каналом дальнобойщиков. Другой специальный канал, про который стоит знать, 9EF, является международным вызывным каналом службы спасения. Канал 20RF является вызывным каналом радиолюбителей.

Ну и чтобы окончательно всех запутать, разные производители трансиверов имеют разные представления о том, как правильно нумеровать сетки и каналы. Заметьте также, что не все трансиверы могут переключаться между нулями и пятерками. Перед покупкой обязательно уточняйте у продавца, позволяет ли трансивер использовать сетку C в нулях, и как на нее переключиться.

Fun fact! Жители Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран также называют Си-Би УКВ частоты в окрестностях 477 МГц (UHF CB). В Северной и Южной Америке аналогичная служба называется FRS, частоты 462 МГц и 467 МГц. В России и Европе им соответствует PMR, 446 МГц.

Выбор трансивера

Для экспериментов на Си-Би я решил обзавестись трансивером Midland M-Zero Plus. Это один из самых дешевых трансиверов на рынке, при этом он имеет неплохие отзывы. Но что намного важнее — вы посмотрите какая милота:

Габариты устройства — всего лишь 110x120x45 мм! Его вес составляет 665 г.

Трансивер имеет заявленную мощность 4 Вт. Приемник представляет собой супергетеродин с двумя преобразованиями ПЧ. Чувствительность — 0.5 мкВ. Питается трансивер напряжением 12.6 В±10%. То есть, его можно питать обычным среди радиолюбителей напряжением 13.8 В. Трансивер идет с кабелем для запитки от прикуривателя. Его я перепаял на разъем XT60.

Измеренная мощность при питании напряжением 13.8 В оказалась даже чуть выше заявленной, ближе к 5 Вт:

Измеренное потребление тока составило 0.11 А при работе на прием, 1.0 А при передаче в FM и 1.0-1.3 А при передаче в AM. Если верить инструкции, устройство может потреблять до 2 А тока.

Для переключения в нули устройство нужно выключить, зажать кнопки вверх и вниз, и затем включить питание. В появившимся меню выбираем режим «Po», то есть, Польша. Подтверждаем выбор нажатием PTT. После этого каналы 01-40 будут соответствовать каналам 1-40 сетки C в нулях, которые нам и интересны. Также в трансивере есть каналы 41-80 и 0.1-4.0 с точкой между цифрами. Они соответствуют другим сеткам, и работать на них в России незаконно.

Важно! Как уже отмечалось выше, производители трансиверов сами себе придумывают названия сеток. Так документация на Midland M-Zero Plus называет сетку C сеткой D. Именно поэтому следует уточнять у продавца, как на самом деле переключить сетку на требуемую. А потом еще неплохо бы проверить с помощью SDR-приемника, что трансивер действительно использует требуемые частоты.

А так Midland M-Zero Plus выглядит внутри:

Устройство выполнено на одной плате, все компоненты находятся с одной стороны. Выглядит как что-то пригодное как для ремонта, так и для модификаций.

Что я не учел при выборе трансивера, это то, что он предназначен для установки в фуру, над головой водителя. Соответственно, колонка расположена внизу корпуса. К счастью, к трансиверу можно подключить внешнюю колонку. Если колонки нет, то трансивер вполне исправно работает и на боку.

Не проще ли раскрыть трансивер на передачу?

Иногда для работы на Си-Би раскрывают на передачу КВ-трансиверы, предназначенные для диапазонов любительского радио. На мой субъективный взгляд, в этом мало смысла.

Во-первых, такие трансиверы неудобны для работы на Си-Би. В них нет каналов и сеток, а поддержка FM и AM нередко ограничена. Так в Yaesu FT-891 для режимов AM и FM не работает компрессия. Кроме того, для режима FM не работает функция записи и воспроизведения сообщений.

Во-вторых, нередко трансиверы раскрывают с целью поработать на Си-Би с высокой мощностью. Даже если на секундочку забыть, что это не очень законно, это довольно бессмысленно. Разница между 5 Вт и 100 Вт составляет чуть больше двух делений на шкале S-метра. Ну будут вас принимать с рапортом 59+ вместо 57. И толку? При типичном уровне шума 2 балла и работе в прямом канале это не имеет ни малейшего смысла. Лучше поднимите антенну повыше, это даст куда лучший эффект.

В общем, моя жизненная философия — на Си-Би нужно использовать Си-Би трансиверы и максимальную мощность, разрешенную для этого диапазона. Если же вам хочется больше мощности и больше радиосвязей, не проще ли получть радиолюбительский позывной? В диапазоне 40 метров прохождение чуть ли не круглые сутки, народу не в пример больше, разрешенная мощность — до 1000 Вт, а еще направленные антенны, много разных видов связи, и вообще весело.

Выбор антенны

На Си-Би принято использовать вертикальную поляризацию. Соответственно, было решено сделать самую простую антенну — проволочную ground plane:

Изначальная длина полотна антенны и двух противовесов была 2.75 метров. Затем провода подрезались по минимуму КСВ. Итоговая длина у меня получилась 2.3 метра. График КСВ при этом выглядит так:

Наверное, можно было настроить и поточнее. Однако разница между КСВ 1.0 и 1.5 составляет лишь 4% потери мощности. Я решил не заморачиваться.

Антенна была установлена на 10-иметровой удочке с противовесами, идущими к земле примерно под 45°. Если настраивать антенну у земли и затем поднимать ее, то резонанс уходит вниз по частоте. Соответственно, при настройке следует целиться в верхнюю часть диапазона. У Игоря Викторовича в разделе 3.4.5.1 показано, что при высоте нижней точки противовесов от земли выше 0.15λ (1.65 м в нашем случае) использовать больше двух противовесов бессмысленно. В том же разделе приводится история возникновения заблуждения о том, что якобы нужно не менее четырех противовесов.

Зачем было так высоко поднимать антенну? Сейчас у нас минимум солнечной активности, а значит прохождение на 11 метрах бывает весьма редко. То есть, радиосвязи скорее всего предстоит проводить в прямой видимости. Мне точно не известно, как много людей работают на Си-Би поблизости от меня, но подозреваю, что не много. Чем чище горизонт с перспективы антенны, тем больше шансов на успешное проведение радиосвязей.

Что же до балуна, то я использовал свой обычный балун, на базе ферритового кольца FT240-31. Это, безусловно, оверкил для такой мощности. Но балун у меня уже был и лежал без дела. Не делать же новый?

Заключение

Активность на Си-Би оказалась несколько ниже по сравнению с КВ-диапазонами любительского радио. Даже на УКВ-диапазоне 2 метра в прямом канале (то есть, без репитеров) активность субъективно повыше. Тем не менее, мне удалось провести радиосвязи с несколькими корреспондентами, проживающими в радиусе около 30 км от меня. Насколько я смог выяснить, в окрестностях Москвы на момент написания этих строк не было ни одного Си-Би репитера, поэтому попробовать работать через них, к сожалению, не вышло.

Если вам хочется поработать на Си-Би, вот несколько ссылок, которые могут вам пригодиться:

В целом, на Си-Би есть жизнь. Если вам всегда было интересно поработать в эфире, а также поэкспериментировать с антеннами и так далее, но вы почему-то еще не созрели до получения позывного, попробуйте начать с Си-Би. Если же вы опытный коротковолновик, вам стоит попробовать Си-Би чисто для разнообразия. А может, вам просто требуется обеспечить радиосвязь в походе? Тогда Си-Би решит вашу проблему.

На этом у меня все. Удачи вам в радиолюбительском деле и до встречи в эфире!

Дополнение: Си-Би рация Alan 42 и ее доработка

Метки: Антенны, Беспроводная связь, Девайсы.

Для кого подойдет портативная рация 27 МГц Си Би?

Из-за хорошей дальности связи и относительно высокой мощности радиостанции Citizen Band распространены у наших сограждан. Радиостанции с силой передатчика до 10 Вт не требуют лицензирования в нашей стране. Рации используются дальнобойщиками (модуляция АМ, 15 канал, С сетка), службами такси, грузоперевозчиками, хорошо работают на пересеченной местности, в лесах, поэтому могут использоваться в качестве альтернативной связи между туристами, охотниками и рыбаками. В случае экстренной ситуации на 9 канале сетки С можно вызвать спасателей. Единственный минус носимых раций Си Би диапазона 27 МГц – большой аккумулятор и слишком длинная антенна.

Выбор рации Си Би: портативная или автомобильная

Выделяют автомобильные и портативные рации Си Би диапазона. Первые, как правило, имеют большую мощность, в них реализован полноценный тракт приема. Вторые распространены меньше. Ведь для СВ диапазона нужна антенна большой длины, что для носимого прибора – большой минус. Бесконечно укорачивать антенну невозможно, в результате чего такие модели имеют длинные «хвосты». К тому же укороченная антенна ухудшает качество связи. Поэтому портативная Cb рация, имеет небольшую дальность радиосвязи.

Портативная Си Би рация в машину обладает следующими характеристиками:

  • иметь большую мощность (желательно 6–10 Вт);
  • работать в широком диапазоне рабочих температур, иметь крепкий герметичный корпус с надежной защитой от попадания влаги и твердых частиц;
  • иметь ёмкий аккумулятор, обеспечивающий продолжительную автономную работу;
  • обладать хорошим шумоподавителем;
  • иметь переключатель частотной и амплитудной модуляции (приборы водителей-дальнобойщиков настроены на режим АМ).

Большим спросом у наших покупателей пользуется портативная Сиби рация Алан. Производитель предлагает широкий выбор устройств с различными техническими характеристиками. На выбор потребителей предлагаются качественные изделия с мощностью от 4 до 10 Вт и количеством каналов в пределах 80–400 единиц. Все изделия этого производителя имеют модуляцию AM / FM и работают при температурах от минус 30 °C до плюс 60 °C. Желаете приобрести модель с повышенной дальностью действия? Присмотритесь к модели 3031M Turbo от MegaJet. Эта профессиональная модель обладает поистине впечатляющими характеристиками и наверняка порадует вас своей функциональностью. Наряду с профессиональными моделями, MegaJet предлагает и гражданские радиостанции в широком ассортименте.

Чтобы купить портативную рацию Си Би или взять понравившуюся модель в прокат (например, для проведения выездных спортивных соревнований на открытой местности), звоните по телефонам, указанным на сайте или просто добавьте товар в корзину! Имея собственную курьерскую службу, мы обеспечиваем быструю доставку по Москве, а также отправляем товар в любой регион РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *