ШИНЫ ЛИПУЧКИ

Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.

Рисунок протектора

Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.

В то время универсальный рисунок протектора выступал в роли, так называемого, компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначение которых – длительная езда по шоссе на высоких скоростях.

Универсальный рисунок протектора, как правило, не обладал ярко выраженными продольными ребрами (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубокими продольными канавками, которые сегодня используются для сведения к минимуму аквапланирования.

В большинстве случаев представлял набор ориентированных продолговатых шашечек. Эти шашечки, в свою очередь, применялись в качестве грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. Что касается движения по шоссе, то канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.

В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.

В то время, как сеть шоссейных дорог стремительно увеличивалась вместе с улучшением качества дорожного покрытия, всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Данная разновидность шин обладает выраженным продольным рисунком, обеспечивающим необходимую степень управляемости и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. При этом шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.

Шоссейная резина, по сути, является летней резиной, которая устанавливается на большинство автомобилей. Что касается покрышек повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами, то они в данной статье не рассматриваются.

При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (шоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.

При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.

При всесезонной эксплуатации автомобиля возникла необходимость в изготовлении шин, способных обеспечить оптимальную безопасность управления в зимнее время. Соответственно, данную разновидность назвали зимней резиной.

Зимние шины, в свою очередь, могут быть, как фрикционными, так и снабжаться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.

Протектор фрикционной зимней шины снабжен грунтозацепами, аналогично любому другому самоочищающемуся протектору. Однако эти грунтозацепы обладают более высокой плотностью расположения, что положительно сказывается на ходимости, а также позволяет увеличить число используемых ламелей.

Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.

Что касается сферы применения так называемых липучек (зимних шин) – это расчищенные улицы городов, скоростные трассы и автобаны. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.

Конструирование протектора фрикционной шины выполняется таким образом, чтобы эффект отталкивания воды из пятна контакта был максимальным, во избежание возникновения аквапланирования.

Свойства резины

Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.

Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.

С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины.

ЧТО ВЫБРАТЬ ШИПОВАННЫЕ ИЛИ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности. Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.

За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна. По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.

Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.

Разновидности ламелей

Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вполне удовлетворительную управляемость на зимней дороге. Посредством изучения данного феномена ученым удалось выяснить, что на сцепление с зимней дорогой влияют шашечки протектора. Более того, была установлена прямая взаимосвязь между количеством шашечек в пятне контакта и сцеплением колеса с зимней дорогой. Более глубокий анализ полученных свойств резины позволил обнаружить так называемый “кромочный эффект”.

Основывается кромочный эффект на том, что сцеплению шины с зимней дорогой способствует не собственно шашечка протектора, а её кромка. Кроме того, если при разгоне автомобиля задействуется задняя (по ходу движения) кромка шашечки протектора, при торможении – передняя кромка шашечки.

Из сказанного следует вывод, что сцепление фрикционной шины с дорожным покрытием зависит от количества кромок и их суммарной длины в пятне контакта шины с дорогой.

Способы увеличения сцепления фрикционной шины с дорогой

Решение по увеличению сцепления показалось простым – надо разделить шашечки протектора на отдельные части, тогда количество кромок в пятне контакта фрикционной зимней шины возрастёт. Однако выполнение данной задачи с технической точки зрения оказалось достаточно сложным по той причине, что увеличение числа ламелей приводило к сокращению их ширины, в результате чего они становились попросту неустойчивыми, в особенности, если речь шла о слишком мягкой резине. Естественно, у водителей появилось мнение о том, что фрикционные шины можно использовать только при низких температурах, иначе ламели подламываются, и шина быстро приходит в негодность.

По истечению определенного количества времени в ходе экспериментов в сочетании с полученным опытом были созданы современные конструкции фрикционных покрышек, которым были не присущи недостатки первых моделей.

Изменённый состав резины позволяет современной фрикционной шине сохранять свои свойства в широком диапазоне температур, поддерживать долгосрочную эффективность шины при длительной эксплуатации, а также обеспечивает высокую ходимость фрикционных шин.

Кроме того, значительным изменениям были подвержены конструкции ламелей. Применение компьютерного 3D моделирования позволило значительно повысить устойчивость ламелей уже на этапе разработки конструкции. Благодаря отказу от чересчур мягкой резины, эффект подламывания ламелей в процессе резкого разгона, либо торможения был практически исключен.

Конфигурация ламелей, используемая при создании фрикционных шин, призвана обеспечить самоочищение протектора. В конструкции фрикционной шины предусмотрено эффективное отведение воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Фрикционные шины последнего поколения обеспечивают автомобилю высокую курсовую устойчивость и отличную управляемость.

Выпуская фрикционные шины последнего поколения, производители лишили свою продукцию практически всех недостатков, которые присутствовали у первых моделей. Они способны сохранять свои первоначальные качества под воздействием широкого диапазона температур, ламели обладают высокой устойчивостью, а длительная эксплуатация не оказывает столь пагубного влияния на длительность эффективного функционирования шины.

Что лучше шипы или липучка зимой

Совсем скоро наступит зима, значит пришло самое время начинать подготавливать к ней свой автомобиль.

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Самая главная подготовка по мнению большинства автомобилистов – выбор зимней резины. Какую выбрать? Резина с шипами на относительно чистом и сухом асфальте никак себя не показывает, зато она изнашивается на таком покрытии быстрее. Зато прекрасно подходит для дорог, покрытых наледью и снегом.

Что такое липучки?

В последние несколько лет на слуху появилось новое понятие – шины-липучки. Конечно они не настолько популярны как шипованная резина, тем не менее с каждым годом продажи фрикционной резины растут. Ее производители утверждают, что она прекрасно подходит для передвижения по городу, как раз когда асфальт практически сухой и чистый.

От обыкновенной не шипованной резины липучки отличаются особым составом, благодаря которому покрышки гораздо быстрее и лучше адаптируются к различным погодным и дорожным условиям. Шины-липучки более мягкие, имеют особый рисунок протектора. Благодаря специальному составу вода с дорожного покрытия впитывается гораздо лучше, то есть покрышка просто прилипает к дороге, а значит увеличивается сцепление с ней. Благодаря такой "липучести" автолюбители и дали такое название данным видам шин.

Еще десяток лет назад считалось, что для зимней дороги нет и ничего не может быть лучше, чем шипованная резина. Однако климат со временем меняется, сейчас уже нет настолько снежных зим, какими они были ранее. Производство тоже не стоит на месте, появляются новые технологии, чтобы улучшить и обезопасить жизнь любого водителя и его пассажиров.

С каждым годом улучшаются показатели фрикционных шин, сейчас они прекрасно ведут себя как на мокром асфальте, так и на сухом, в результате автомобиль едет гораздо увереннее. В случае с использованием фрикционных шин уменьшается тормозной путь на мокрой дороге, шум при движении практически не слышен. Конечно на ледяном и заснеженном покрытии немного лучше себя показывает именно шипованная резина.

Виды липучек

Сейчас на рынке можно встретить европейские и арктические модели, последние часто называют скандинавскими. Для регионов с мягким климатом лучше подойдут именно европейские модели, часто их сравнивают с всесезонной резиной. А вот для северных районов с холодными и снежными зимами, наиболее оптимальным вариантом станут скандинавские модели.

Как выбрать скандинавские шины

Ассортимент в магазинах шин очень широк, причем их можно купить как на рынке, в магазине, так и через Интернет. Начинающим автомобилистам при таком изобилии очень сложно сделать выбор, порой оказывающийся не легким делом даже для водителей с большим стажем. Итак, на что же надо обратить внимание, чтобы сделать самый правильный выбор?

В первую очередь обратите внимание на состав резины, скандинавская будет более мягкой на ощупь в отличие от европейской. Такая шина будет иметь некоторую угловатость, в то время как европейские модели более округлые и твердые.

На асфальте

Для российских зим более актуальны именно скандинавские шины. Если сравнивать поведение шин с шипами и липучками на асфальте, то чаще всего шипованные немного проигрывают. Однако как утверждают эксперты из заснеженной и холодной Финляндии, шипам можно смело доверять, причем неважно какая будет скорость движения (бытует мнение, что на скорости до 80 км/ч они тормозят плохо).

При испытаниях шин от разных производителей с шипами и липучкой, было установлено, что тормозной путь шипов составляет 35-38 метров, в то время как у липучек – 33-41 метр. Причем шипованные покрышки от Бриджстоун показали себя даже несколько хуже более дешевых аналогов от Кама.

Итог испытаний на асфальте: абсолютных победителей не было, то есть сделать однозначные выводы какая резина лучше – не получилось.

Снег и лед

На снежном покрытии испытывали автомобили на скорость разгона с разными видами шин. В итоге оказалось, что до 50 км/ч транспортное средство с липучками разгонялось за 7-9,5 секунд. В то время как с шипами время разгона составило 8-10,5 секунд. В принципе – разница вполне очевидна, то есть можно сказать, что фрикционная резина на заснеженном покрытии ведет себя довольно достойно.

Однако не стоит делать сразу выводы. Наверняка даже не каждый вспомнит такие случаи, когда зимняя дорога просто покрыта тонким слоем снега. Гораздо чаще на дорогах можно увидеть кашу из талого снега. Но в случае с влажной дорогой и талым снегом липучки ведут себя неплохо, дело в том, что если скорость движения составляет более 20 км/ч, то шипованные модели просто теряют сцепление с дорожным покрытием. Потому если вам часто приходится ездить в таких условиях – выбирайте липучку.

А вот на льду все совсем иначе. Безоговорочным лидером движения на дороге, покрытой льдом являются шипы. При скорости 25 км/ч тормозной путь составляет 13 метров, в то время как для липучек он будет около 15 метров.

Если вы любитель тишины в салоне – то липучка издает гораздо меньше шума.

На деле следует отметить, что в сильные морозы резина становится словно каменная, дорожное покрытие тоже промерзает очень сильно. В результате шипы просто вдавливаются в протектор, через какое-то время шины выглядят как будто они просто голые. При температуре воздуха около -40 градусов, шипы просто не могут пробить ледяное покрытие. С липучкой такого не случается, ей пробивать ничего не надо, только давать сцепление с покрытием.

Если температура воздуха ниже чем -15 градусов, то гораздо лучше себя ведут шипы.

Самые лучшие шины-липучки:

  • Мишлен, X-Ice
  • Нокиан Хаккапелита R2
  • Бриджстоун Blizzak WS
  • Пирелли Ice Control
  • Континенталь ContiViking Contack

В заключение

Даже опытные водители, когда изучает огромное количество литературы и мнений по поводу выбора зимней резины, все равно не могут сделать окончательный выбор в пользу того или иного вида. Но если сказать вкратце, то обязательно перед тем как сделать окончательный выбор, вам следует учесть ваш регион проживания, климат, а также дорогу, по которой вам надо ежедневно ездить.

Если ваш ежедневный путь это дом-работа-дом, и вы ездите только по городу, то смело выбирайте фрикционные шины. Если же вам приходится часто выезжать за город, то есть передвигаться не только по трассе, но еще и по пересеченной местности, где возможны заносы – то лучшим вариантом станут шипы. Также отправляясь за город в зимние снежные дни, не забудьте взять с собой лопату, трос, зарядное устройство для телефона. Если вы застрянете, то можно попробовать откопать колеса самостоятельно, либо звать кого-то на помощь. Колеса с шипами позволят вам выбраться из снежного плена гораздо быстрее, особенно если снег рыхлый. Шипы обеспечивают идеальное сцепление и более уверенное движение.

Если у вас в регионе более мягкий и теплый климат даже зимой, и вы выбрали шипованную резину, но несколько дней в месяц очень сильные морозы, которые приближаются к показателю в -40 градусов, в эти дни лучше отправиться на работу на общественном транспорте. То же самое касается и липучек, если вам надо отправиться куда-то за город, но вы знаете что там возможны снежные заносы, то лучше не стоит отправляться в поездку на своем автомобиле.

Видео

Поделитесь с друзьями!

Маркировка зимних шин

Все необходимые данные автомобильных шин содержатся в их маркировке. Она находится на боковой части и состоит из ряда цифр и чисел. К примеру, она может выглядеть так: 185/65 R 14 86 T. Используя приведённый пример, давайте разберёмся, что означают эти числа и буквы.

Значение первых цифр с дробью, в данном случае это «185/65», является размером шины. Давайте рассмотрим подробнее: первая величина указывает размер поперечного сечения; вторая величина – профиль, или по-простому – величина в процентах, которая определяется соотношением высоты и поперечного сечения.

Сегодня всё чаще встречается маркировка зимних шин “XL”. Это означает, что эти шины имеют большой запас прочности, т.е. они могут использоваться на более тяжёлых скоростных автомобилях. Индекс их грузоподъёмности больше обычных на 4 единицы.

Символы маркировки зимней резины

Зимняя резина отличается от летней не только по внешнему виду, но и по маркировке (M+S). Так же промышленный стандарт предусматривает нанесение символа «Снежинка и гора». Это означает высокие показатели безопасности и контроля на снежных и ледяных дорогах, а также то, что данные шины не теряют своих свойств во время сильных морозов. Залогом безопасной езды является резина, имеющая маркировку «Снежинка и гора» на боковине и глубину протектора не меньше 4 мм.

Буквы M+S гарантируют прекрасную езду по снегу, которую обеспечивает специальный рисунок протектора, состав резины и её конструкция.

Маркировка M+S на внедорожных шинах 4×4.

Согласно директиве Европейского Союза данный вид маркировки характеризуется как шина, которая имеет протектор и конструкцию, обеспечивающие лучшее передвижение по снегу. Исходя из этого, параметры символов M+S не имеют чётких значений и измерений. В Северной Америке зимние колёса обозначаются символом «Снежинка и гора».

Факты о зимних покрышках

Этот означает, что они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к зимнему ассортименту, либо их превосходят. Несмотря на то, что в странах Европы маркировку M+S принято считать зимней, в условиях сильных морозов лучше использовать шины с обозначением «Снежинка и гора».

Обратившись в наш магазин вы получите грамотную консультацию от наших профессиональных специалистов по зимней шипованной и нешипованной резине. После чего сможете принять правильное решение в покупке резины на Ваш автомобиль.

Зимняя шина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *