Шаттл автобус

На днях в Москве появились два новых регулярных маршрута. Казалось бы, новость рядовая, но на деле эти маршруты отличаются от привычных… всем!

Автобусы здесь туристического класса, проезд бесплатный по билетам в приложении, отсутствуют остановки в середине маршрута… В общем, различается действительно всё

Ну и раз уж один из этих маршрутов протянулся в Матвеевское, почему бы его не протестировать?

Называются эти автобусы «Сити-шаттл» и предназначены для поездок на работу и с работы сотрудников компаний, работающих в Москва-Сити

Проезд на них бесплатный, но чтобы воспользоваться автобусом, нужно установить приложение Мосгорпасс и получить бесплатный билетик. Выглядит он так:

Билет действителен на обоих маршрутах в обе стороны, время отправления автобуса не учитывается — только дата

Билетик надо получать каждый день, для этого нужно указать имя, номер телефона, e-mail и компанию, в которой работаете (выбирать надо из списка, поэтому, чтобы получить билет, я указал «Правительство Москвы», надеюсь меня не предадут за это анафеме 🙂 )

Интервал движения — 20 минут. Выходя из дома в 7:35, я предполагал, что автобус отправится с конечной в 7:40, так и вышло, а уже в 7:41 я сел в автобус на своей остановке

Фотоаппарата с собой не было снимал на айфон, поэтому с учётом времени дня качество соответствующее

В автобусе помимо водителя сидит контролёр, задача которого не только проверять билеты, но и учитывать сколько пассажиров зашло/вышло на конкретной остановке, а также суммарную заполненность салона

«Вы у нас первый пассажир» — сказала мне контролёр, когда я сел. Ничего удивительного в этом нет, пока маршрут только запущен и многие о нём не знают. Всего до Сити нас ехало двое — я и ещё один парень, севший через 3 остановки

— А вы куда едете?

— В Москва-Сити

— А Кутузовский проезжаете?

— Проезжаю, но не останавливаюсь

— А по тройке можно?

— Нет, только по билетам из приложения «Мосгорпасс»

Такие вопросы задают пассажиры на остановке, впервые видящие такой маршрут. Пока этот сервис в диковинку, таких вопросов будет много, даже с учётом того, что визуалку о запуске маршрута на остановках разместили

Выезжая в 7:40, мы успели проскочить до основных пробок, как на самОм Кутузовском, так и на выезде на проспект

Кутузовский проспект

По Кутузовскому автобус идёт по выделенной полосе (там где она есть), что логично и правильно

Впервые въезжаю в этот тоннель на автобусе, а не на машинеДовольно баянный ракурс на Сити, но из автобуса делаю такой кадр впервые

На съезде с Трёшки в Сити пришлось немного потолкаться, что для этого места вполне привычно…

Неплохо было бы ещё поставить здесь камеру, чтобы дрючить «самых умных», вклинивающихся третьим и четвёртым рядом

Уже на территории Сити встречаем другой маршрут, из Хорошёво-Мнёвников

Автобус прибыл к Москва-сити и метро «Международная» в 8:09, т.е. в пути мы были 28 минут. Это не рекордный результат, но вполне приличный

У вас может возникнуть вопрос — зачем было покупать под эти маршруты такие автобусы? Отвечу — их не покупали, точнее покупали, конечно, но не для этого — они использовались для перевозок на прошедшем Чемпионате мира по футболу

Если бы я действительно работал в Сити, я бы использовал этот маршрут ежедневно. Возможно, сегодня вечером прокачусь ещё разок.

Маршруты ст1 и ст2 работают по будням с 6 до 21, так что кататься на них в гости к маме в Хорошёво-Мнёвники по выходным у меня не выйдет (а жаль 🙂 )

Что же по итогу? Связка получилась довольно интересной, о реальном потоке имеет смысл рассуждать хотя бы через месяц, а т.к. на горизонте новогодние каникулы, то скорее даже в конце января — начале февраля.

Использование такого типа подвижного состава, конечно, выглядит неожиданным. Бесплатные билеты с QR-кодами, вполне возможно, используют как тестирование подобной технологии на транспорте (пока в нём закодирована фраза «Билет действителен!» и ссылка на сайт, но ничего не мешает при необходимости зашифровать что-то ещё).

В любом случае, эксперимент интересный и довольно неожиданный. Интересно будет понаблюдать за его результатами

Ну и, возможно, сам буду периодически ездить если меня не высадят, узнав что я не работаю в Сити

Подробности про «Сити-шаттлы» можно узнать на сайте i.transport.mos.ru/city . Оттуда же я потырил заглавную фоточку

Новости, 2020:

Заявление о том, что пассажирские автобусы без водителя за рулем – это уже настоящее, звучит слишком громко и оптимистично. Пока что эти беспилотники ездят намного медленнее, чем хотелось бы пассажирам, да и маршруты им доверяют элементарные. Однако технологии в этом направлении развиваются бешеными темпами, поэтому вскоре отсутствие в кабине автобуса водителя станет нормой.

Они уже ездят по улицам

Уже как минимум пяти городам посчастливилось войти в историю – по их улицам в рамках испытания пустили первые беспилотные автобусы. Знакомьтесь с пионерами:

  • Швейцарская Лозанна. С лета 2017 здесь в рамках проекта Easy Mile курсируют 6 автобусов-беспилотников EZ10. Им выделили простой маршрут длиной 2,5 километра и доверили максимально лояльных пассажиров – студентов и преподавателей местного университета. Главная задача транспорта – курсировать между корпусами и ближайшей станцией метро. За полгода эксперимента не произошло ни одной аварии, что обнадеживает как разработчиков, так и пользователей технологии.
  • Греческая Трикала. В этом небольшом городке тестируется французская беспилотная система CityMobil2. Автобусы рассчитаны на 10 пассажиров, работают от электроэнергии и совершают поездки по обычным городским улицам в режиме автопилота.
  • Китайский Чжэнчжоу. Китайцы доверяют искусственному интеллекту гораздо охотнее европейцев. Компания Yutong на сегодняшний день проводит успешные испытания своей новейшей разработки – беспилотного автобуса, который будет перевозить пассажиров на расстояние 30 километров. Сейчас за работой техники следит оператор, однако в планах у разработчиков полностью автоматические перевозки.
  • Голландский Вагенинген. Здесь на реальных городских улицах проходит испытания модифицированная версия EZ10 под названием WEpods. Если раньше для тестирования беспилотников создавалась специальная инфраструктура, в которой не было сложных развязок, то в городе Вагенинген все по-другому. Здесь автобус на автопилоте ездит по обычным дорогам и встречается с непредвиденными дорожными ситуациями.
  • Британский Милтон-Кинс. Консервативные англичане пошли еще дальше – они выделили целый город для тестирования 40 беспилотных автомобилей и системы общественного транспорта. Пока в городе ведется активная подготовка к встрече с беспилотным будущем – она запланирована на 2018 год.

Беспилотные автобусы Navya

Модель беспилотного автобуса Navya – это далеко не прототип, она тестируется несколько лет и уже доказала свою безопасность и эффективность в качестве пассажирского транспорта. В конструкции модуля нет руля и стандартных педалей, а максимальная скорость составляет 45 км/ч. Во время испытаний в кабине автобуса все еще находится оператор, который в случае экстренной ситуации сможет управлять машиной. Однако с развитием технологий и законодательной базы от услуг человека можно будет полностью отказаться.

Несколько интересных фактов о беспилотном Navya Arma:

  • Вместительность автобуса 15 пассажиров.
  • За ориентацию в пространстве отвечают GPS, LiDAR и стереокамеры.
  • В зависимости от выбранного режима может работать автономно от 5 до 13 часов.
  • Стоимость стандартной комплектации беспилотного модуля – 160 000 евро.

Сейчас 12 автобусов Arma обслуживают территорию АЭС Сиво в западной части Франции. Они курсируют по круговому маршруту каждые пять минут и значительно экономят время сотрудников станции. Раньше эту территорию обслуживали дизельные автобусы – время ожидания составляло 15 минут. Руководство АЭС подсчитало экономию – замена дизельных автобусов на электро-беспилотники сэкономит 3 млн евро за год, а выбросы углекислого газа уменьшит на 40 тонн.

Компания Navya предлагает эксплуатировать роботизированные автобусы на промышленных объектах, на территории аэропортов и больниц, в парках развлечений и в городских жилых кварталах. В планах компании открытие нового завода в Мичигане, что позволит удовлетворить растущий спрос на рынке. Уже в 2018 году в США будет работать как минимум 50 пригородных автобусов-беспилотников.

Беспилотные «Матрешки» на российских дорогах

Покататься на беспилотном автобусе можно будет и в России. На полигонах уже проходят успешные тестирования беспилотного модуля, рассчитанного на 20 пассажиров. Разработкой технологии занимается компания «Волгабас» совместно с центром инноваций «Сколково». Вывести автобус в первый рейс планируется не раньше 2018 года. Разработчики надеются, что именно к этому времени будут приняты соответствующие законы по сертификации беспилотного транспорта.

Интересные факты о русской беспилотной MatrЁshkе:

  • Модуль адаптируется под пассажирский салон, перевозчика грузов или мобильную технику. Для решения коммунальных задач.
  • На полной зарядке электро-автобус сможет преодолеть расстояние до 130 км.
  • Максимальная скорость — 100 км/ч, но на автопилоте она ограничивается до 20 км/ч.

Стоимость прототипа составила около 8,5 млн рублей, однако в планах снижение цены до 3,5 млн после запуска массового производства. Стоит также отметить, что почти все детали для отечественного беспилотника производятся в России.

Гость из будущего — беспилотный Шаттл (НАМИ)

Самоуправляемый микроавтобус Шаттл является совместным проектом КАМАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Концепт-кар нельзя назвать эксклюзивным, но его также сложно сравнивать с зарубежными аналогами. Автобус развивает максимальную скорость до 40 км/час, но на автопилоте не превышает 15 км/ч. За ориентацию в пространстве и вычисление оптимальной траектории отвечает система Яндекс.

Работает самоходная капсула от литий-ионных аккумуляторов собственной разработки НАМИ. Инженеры пока предлагают доверять новинке стандартные несложные маршруты – в парках развлечений, в научных городках и университетах, в выставочных центрах. В будущем вызывать беспилотник планируется с помощью специального приложения на смартфонах.

Умные автобусы вытеснят с дорог привычные маршрутки через 10-15 лет, когда их стоимость будет доступна для среднего бизнеса, а эффективность уже не будет подвергаться сомнениям. Тотальное господство беспилотников неизбежно, однако именно благодаря ему наше передвижение на дорогах станет еще более комфортным и безопасным.

Российская компания «Бакулин Моторс Групп» представила на автосалоне во Франкфурте беспилотный автобус «MatrЕshka». Транспортное средство рассчитано на 8-12 человек и оснащается электромотором. На борт смартбус может принять до 1300 кг, сообщает пресс-служба компании.

«MatrЕshka» может развить скорость до 30 километров час. Запас хода у автобуса составляет около 130 километров. Длина машины — 4000 мм, ширина — 1700 мм, а высота — 2700 мм. Мощность электромотора, на котором работает беспилотник, 45 кВт. В компании подчеркнули, что «MatrЕshka» способна доставлять грузы, работать в качестве экскурсионного и корпоративного транспорта, служить мобильными офисами.

«MatrЕshka» — это часть инфраструктуры города будущего, часть принципиально новой, интеллектуальной транспортной системы. У нас много идей и конкретных предложений, которые мы готовы обсудить с потенциальными клиентами», — пояснил генеральный директор «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин.

Беспилотный автобус может самостоятельно выбирать оптимальные маршруты в пробках. С помощью установленных на борту датчиков он распознает расстояния до объектов, дорожные знаки и сигналы светофора, а за навигацию отвечает система Глонасс/GPS.

Модель оснащена тремя видами сенсоров, системой навигации и ориентирования. Управление осуществляется при помощи самообучаемого программного обеспечения, способного в режиме реального времени анализировать дорожную обстановку.

Серийное производство беспилотного автобуса начнется в 2018 году. Также в компании пообещали в ближайшее время представить новые пассажирские модификации — среднего и большого класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *