Сера в бензине

Криминальные врезки в трубопроводы достигли масштабов настоящего бедствия во многих регионах России. Московская область уверенно лидирует в этом списке. Экологи делают все возможное, чтобы привлечь общественное внимание к этой проблеме, ведь криминальные врезки приводят к разливам нефтепродуктов и загрязнению земель. Беспокойство выражают и в объединениях автовладельцев: украденные из трубы нефтепродукты, разбавленные опасными присадками, по поддельным документам поступают на автозаправки, становятся причиной поломок транспорта и куда более серьезных проблем.

Член экспертного Совета Федерации Автовладельцев России, председатель Общества защиты прав автомобилистов, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев рассказывает о том, как бодяжное топливо подрывает техническое «здоровье» автомобилей, жизненное благополучие их владельцев и пешеходов.

— Сергей Владимирович, каковы результаты последнего мониторинга топлива на АЗС Московского региона?

— К сожалению, результаты неутешительны. На рынок хлынуло топливо с повышенным содержанием бензола. По техническому регламенту, в бензине пятого класса содержание этого вещества не должно превышать 1%. Мы проверили 44 образца на 26 АЗС и в 11 пробах обнаружили превышение количества бензола в три — семь раз! Повышенное содержание бензола свидетельствует о плохой переработке нефти и нефтепродуктов — иными словами, это контрафактный бензин, который изготавливают на подпольных производствах из сырья, похищенного путем криминальных врезок в трубопроводы.

Оборудование для слива нефтепродуктов

— Что это означает на практике?

— Для автомобильного двигателя избыток бензола в топливе — это гарантированное уничтожение катализатора. Моторесурс двигателя сокращается минимум в десять раз! Но самое страшное в бензоле то, какой вред он наносит человеческому здоровью. Это самая вредная составляющая бензина, бензол является сильнейшим канцерогеном. Его пары способны проникать даже через неповрежденную кожу и встраиваться в ДНК человека, а исследования показывают связь бензола с такими заболеваниями, как острые лейкозы, апластическая анемия, болезни костного мозга. Добавлю, что криминальные врезки в трубопроводы сами по себе могут стать причиной экологических проблем для людей, чьи дома или земельные участки оказались рядом с разливом нефтепродуктов.

Емкости с топливом, похищенным из трубопровода

— Можно ли избежать проблем, правильно выбрав АЗС?

— В основном проблема превышения содержания бензола в автомобильном топливе касается мелкорозничных заправок. Их владельцы, разумеется, знают о низком качестве контрафактного бензина, который продают, но ими движут экономические причины — элементарное желание «выжить» на рынке. Ситуация вряд ли изменится, пока будет продолжать действовать существующая на данный момент гуманная система наказания за криминальные врезки, а также поставки на рынок суррогатного топлива. Преступниками движет сознание собственной безнаказанности. Их доходы от противозаконного «бизнеса» сейчас в десятки раз превышают убытки, которые они могут понести.

— Что, по Вашему мнению, поможет навести порядок на топливном рынке?

— Федерация Автовладельцев России давно предлагает ввести систему добровольной сертификации АЗС. Согласие владельца заправок на сертификацию означает, что на его объектах будут проводиться контрольные проверки бензина методом тайного покупателя. Компания, которая дорожит своим добрым именем, не позволит себе продавать контрафактную продукцию. Международный опыт показывает, что это самый эффективный способ решения проблемы. Он также будет способствовать борьбе с криминальными врезками, поскольку те, кто их осуществляет, лишаться источника своего нелегального дохода. От последствий использования контрафакта страдают прежде всего простые потребители, поэтому необходимо в ближайшее время наладить эффективный механизм противодействия. Эти меры позволят «выбить» экономическую основу для воровства топлива.

Емкость с топливом, похищенным из трубопровода

Практически каждому автолюбителю известно, что, если на холостом ходу стучит двигатель, плавают обороты или внезапно увеличивается расход топлива, все это – следствие того, что продукт, которым заправили транспортное средство на АЗС, был некачественным. Говоря о качестве бензина на автозаправках, потребители чаще всего высказывают следующие опасения:
– На АЗС могут залить бензин более низкого сорта: например, АИ-80 вместо АИ-92.
– Характеристики бензина доводят до более высоких показателей при помощи добавления запрещенных антидетонационных присадок, повышающих октановое число.
– Бензин разбавляют водой, чтобы получить больший объем продукта для реализации.
– Бензин зачастую бывает грязным, в нем нередко содержатся различные вредные примеси.
Чтобы выяснить, насколько оправданны опасения потребителей, узнать, где вероятность заправиться некачественным топливом выше всего и что в этом случае делать, а также в целом определить долю фальсификата на отечественном рынке, Роскачество осенью 2018 года запустило исследование автомобильного бензина АИ-92 (далее – бензин).
Об испытаниях
Первым регионом для отбора проб Роскачество выбрало Ставропольский край. В ближайшее время аналогичные программы пройдут и в других регионах страны.
Испытания были организованы в рамках соглашения о взаимодействии с Росстандартом, в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению общественного контроля в сфере топливного рынка. Образцы бензина были закуплены сертифицированными экспертами на 26 сетевых и 34 несетевых АЗС Ставропольского края. Исследование проб проводилось в аккредитованной лаборатории на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.
Чтобы ответить на поставленные в начале исследования вопросы, нужно было в первую очередь выяснить, соответствует ли продукция обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 («О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»).
Данный регламент, в частности, устанавливает, какими физико-химическими и эксплуатационными показателями должен обладать бензин, включая значение октанового числа, допустимое содержание в бензине различных химических соединений и элементов, давление насыщенных паров, а также другие параметры, нарушения по которым сказываются на исправной работе автомобиля и впоследствии могут привести к его полной поломке.
Всего бензин был протестирован по 31 показателю.

Что показало исследование

По итогам лабораторных испытаний лишь в семи из 60 образцов обнаружены несоответствия требованиям технического регламента, которые предъявляются к характеристикам топлива. Так, были выявлены следующие нарушения:

  • Несоответствие октанового числа заявленному классу

Обнаружено только в одном образце, закупленном на АЗС ИП Подольного Р. Ю. (г. Георгиевск).
Справочно

Октановое число характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем это число выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Его несоответствие классу бензина может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. В бензине АИ-92 октановое число должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, не менее 83 – по моторному.

  • Превышение допустимой концентрации оксигенатов

Справочно

Оксигенаты – кислородсодержащие соединения, которые применяются в качестве высокооктановых компонентов, чтобы расширить ресурсы топлива. Если в двигателе есть резинотехнические изделия, не рассчитанные на топливо с высоким содержанием спиртов, оксигенаты их просто растворят.

  • Превышение допустимого содержания кислорода

Выявлено в трех образцах, закупленных на АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь) и двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).

Справочно

Высокое содержание кислорода может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5)

  • Превышение допустимого содержания серы

Справочно

Массовая доля серы, в зависимости от экологического класса топлива, может составлять до 500 мг/кг. Ее превышение сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Все остальные требования технического регламента, предъявляемые к характеристикам топлива, были соблюдены.

Важно: Образцы бензина, в которых обнаружились несоответствия установленным требованиям, в большинстве случаев были закуплены на несетевых АЗС.

Необходимо также отметить, что при закупке образцов наиболее низкие цены были зафиксированы как раз на таких заправках: самый дешевый бензин (41,9 руб./литр) реализовывался на АЗС ИП Абазехова Л. А. в Новопавловске. На сетевых же АЗС цены были преимущественно выше, а самый дорогой бензин продавали на автозаправочной станции «Башнефть» в Курском районе – за 45,7 рубля.

В ходе самой закупки бензина были также зафиксированы нарушения регламента Таможенного союза, причем массового характера. Речь идет о той его части, которая устанавливает порядок обращения топлива на рынке (ст. 3 ТР ТС).

Так, на двадцати восьми АЗС по требованию потребителя не были предоставлены копии документа о качестве бензина (паспорта), а на двенадцати – предъявлены устаревшие. Подавляющее большинство таких нарушений – 36 из 40 – были допущены также на несетевых заправках.

Оправданны ли опасения потребителей?

Испытания показали, что на АЗС действительно могут продать бензин с октановым числом, не соответствующим заявленному классу. Однако такое нарушение было выявлено лишь в одном образце.

Также частично подтвердились опасения автовладельцев относительно антидетонационных присадок: оксигенаты, обнаруженные в испытанном бензине, хотя и могут спровоцировать неисправность, не входят в список запрещенных добавок.

Ни воды, ни механических примесей в образцах не обнаружено. При этом повышенное содержание серы, которое было выявлено в семи образцах, не только сказывается на нормальной работе автомобиля, но также негативно влияет на окружающую среду. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал проводить проверки.

Что делать, если на АЗС заправили плохим бензином?

Какой бы низкой ни была доля фальсификата на рынке автомобильного топлива, пока он есть, вероятность заправиться именно им также остается. При этом, как отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член Общественного совета при Росстандарте Сергей Канаев, если в результате в автомобиле возникнет неисправность, доказать, что это произошло из-за некачественного бензина, будет довольно сложно.

Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля, – пояснил Сергей Канаев.
Если же водитель не уехал с АЗС, то ему необходимо попросить у оператора пробник бензина, который понадобится для экспертизы, так как осуществить отбор топлива собственными силами в соответствии с утвержденными Росстандартом правилами практически невозможно.
Потому что для самостоятельного отбора проб нужно, во-первых, иметь при себе все необходимое оборудование – специальные емкости, воронки и так далее – и, во-вторых, соблюдать порядок, указанный в методических рекомендациях, – уточнил глава Федерации автовладельцев России

Порядок отбора проб по методичке:

– Пробу следует отбирать максимально открыто, в присутствии представителей АЗС.

– Пробу необходимо разлить в чистую сухую стеклянную тару в соответствии с ГОСТ 2517-2012, заполнив ее не более чем на 90%.

– Затем проба делится на три равные части и опечатывается одноразовыми пластиковыми пломбами.

– Первую часть передают в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний, вторую – сотруднику АЗС, третью – группе общественного контроля.

– Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте, и опломбированы.

– К бутылкам необходимо приклеить этикетки с указанием марки топлива, номера резервуара (колонки), даты и времени отбора, фамилий и инициалов (вместе с подписями) тех, кто отбирал и опечатывал пробу, включая представителя АЗС. Также должны быть указаны номер пробы по Карте учета, номер пломбы, шифр пробы и срок ее хранения, а также обозначен стандарт или технические условия на нефтепродукт.

Подробнее ознакомиться с порядком приобретения и отбора проб можно .

При этом, как подчеркнул глава Федерации автовладельцев России, все происходящее на АЗС следует фиксировать с помощью фото- и видеосъемки – тогда доказать нарушения будет проще. Запись тем более понадобится, если дело дойдет до суда.

Кроме того, съемка поможет и в том случае, если на АЗС отказываются предоставить по требованию водителя паспорт бензина.

Даже если паспорт предоставят, все равно лучше зафиксировать это на камеру, чтобы потом не произошло никакой подмены, – добавил Сергей Канаев.

Что еще оценивали эксперты во время испытаний

Помимо соответствия октанового числа заявленному классу бензина, а также содержания в нем массовой доли серы, кислорода и оксигенатов, наличия в составе примесей и воды, в ходе исследования изучались и другие параметры бензина, имеющие не меньшее значение.

Фракционный состав

Характеризует степень испаряемости топлива при определенных температурах. Так, для нормальной работы двигателя составляющие фракции должны находиться в пределах температур перегонки. В противном случае ухудшаются его пусковые свойства, уменьшается развиваемая мощность и возрастает расход топлива.

Давление насыщенных паров

Данный показатель определяет испаряемость головных фракций бензина и его пусковые качества. Согласно техрегламенту, в летний период давление насыщенных паров должно составлять от 35 до 80 кПа, а в зимний период и межсезонье – от 35 до 100 кПа. Если показатель превышен, это может привести к затрудненному запуску двигателя и образованию паровых пробок в топливной магистрали.

Химическая стабильность

Способность топлива сохранять свои первоначальные свойства и противостоять различным химическим реакциям (главным образом – окислению), которым оно может быть подвергнуто в процессах хранения, транспортировки и применения. Данный параметр бензина зависит прежде всего от наличия в его составе непредельных углеводородов. Эти соединения имеют высокую реакционную способность и легко взаимодействуют с кислородом воздуха, образуя при этом смолистые вещества, которые в камере сгорания при высокой температуре превращаются в твердые отложения – так называемые нагары.

При превышении концентрации смол на поршнях и клапанах увеличивается нагар, закоксовываются клапаны и поршневые кольца, а также закоксовываются и загрязняются топливные форсунки, – уточнил эксперт, начальник испытательной лаборатории ООО «Лаборатория «Онко-ВНИИ НП» Александр Гордейко.

  • Другие показатели

На образование нагаров влияет в том числе наличие в бензине тетраэтилсвинца (считается, что он отсутствует в составе, если его концентрация составляет менее 2,5 мг/дм). Наличие в бензине марганца и железа также чревато проблемами. Кроме того, содержание в топливе вышеперечисленных элементов периодической таблицы в количестве, превышающем норму, а также несоответствие стандартам объемных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Что касается экологических требований, предъявляемых к топливу, то, согласно ГОСТу, основным средством от его вредных воздействий является использование герметичного оборудования в ходе производственных процессов, а также во время транспортировки бензина и его хранения. Одновременно должен строго соблюдаться технологический режим, а при проведении различных манипуляций с бензином необходимо предусматривать меры, исключающие его попадание в канализацию, водоемы и почву. Допустимое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также контроль за их содержанием устанавливает ГОСТ 17.2.3.02-78. С 1 июля 2016 года Россия в целях охраны окружающей среды перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже «Евро-5», предполагающего пятикратное снижение в топливе сернистых соединений (по сравнению с «Евро-4») и уменьшение токсичности выхлопных газов.

08.06.15. De Facto — Прокуратура Воронежской области с привлечением специалистов проверила деятельность нефтебаз и более 150 автозаправочных станций, связанных с хранением и реализацией автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) на соблюдение законодательства.

Как сообщает ведомство, по итогам проверки было выявлено более 250 нарушений закона, возбуждено 64 дела об административных правонарушениях, внесено 22 представления об устранении нарушений закона, предостережено 10 должностных лиц.

В ходе проверки на 32 автозаправочных станциях специалистами были отобраны пробы автомобильного бензина АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива ДТ-Л. Факты продажи некачественного автомобильного топлива выявлены на 11 АЗС. На каждой третьей станции были выявлены следующие нарушения: превышена массовая доля серы в бензине АИ-92 и в дизельном топливе ДТ-Л, октановое число не соответствовало установленному нормативу.

К примеру, на воронежской автозаправочной станции «Гэлакси» массовая доля серы дизельного топлива превышала норматив в 300 раз. На этой же АЗС автомобильный бензин АИ-92 не соответствовал установленному нормативу по октановому числу.

На АЗС «525» в Новоусманском районе Воронежской области реализовывалось дизельное топливо ДТ-Л-К5 Евро-5 с превышением массовой доли серы в 43 раза.

Дизельное топливо Евро-5 на воронежской станции «Меценат» превышало установленные ограничения по содержанию серы и температуре вспышки – 25 градусов Цельсия, при допустимых значениях не ниже 55.

По фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях. Нарушения предусматривают штраф для индивидуальных предпринимателей в размере 50 тыс. рублей и 400 тыс. рублей для юрлиц.

Кроме этого, в ходе проверок АЗС выявлены многочисленные нарушения правил технической эксплуатации автозаправочных станций, требований к обращению топлива на рынке, установленные техрегламентом Таможенного союза, законодательства о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, защите прав потребителей.

На автомагистрали М-4 «Дон» в направлениях Воронеж-Москва и Воронеж-Ростов прокуратурой в результате выездных проверок выявлены факты нелегальной реализации дизельного топлива ненадлежащего качества.

Так, на заправках осуществлялась продажа топлива без сопроводительных документов — паспортов качества, товарно-транспортных накладных. Результаты исследований показали, что фактически, вместо дизельного на этих объектах реализовывалось печное топливо, предназначенное для котельных.

В настоящее время прокуратура привлекает виновных лиц к ответственности, продолжая проверки качества топлива на АЗС Воронежской области.

036 Номер от Свинец подкрался незаметно

Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий оборот этилированного бензина — горючего, в которое для увеличения октанового числа добавлено крайне токсичное и даже опасное для жизни вещество тетраэтилсвинец. Владельцы нефтеперерабатывающих заводов утверждают, что и без законопроекта этилированный бензин в России не выпускается уже год. Но на смену его промышленным производителям давно пришли кустари-подпольщики.
Запрет под страхом смерти
По данным ВНИИ по переработке нефти, в 1995 году доля этилированного бензина в России составляла около 47% от общего объема его производства. Сейчас, по словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, выпуск ядовитого горючего в стране полностью прекращен. Более того, выпуск тетраэтилсвинца (ТЭС) на ОАО «Синтез» (город Дзержинск Нижегородской области), единственном в России заводе по его производству, остановлен в начале этого года. Однако Алексей Сушкевич, один из разработчиков законопроекта по запрету использования этилированного бензина, утверждает, что ТЭС на заводе все же производится (на «Синтезе» эту информацию опровергли).
Впрочем, по словам координатора российского представительства Greenpeace Алексея Киселева, то, что эту ядовитую присадку в России больше не выпускают, совершенно ничего не значит. На НПЗ годами копились запасы ТЭС, и, что теперь с ними делать, толком никто не знает.
Тетраэтилсвинец — один из самых значительных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Автомобиль, работающий на этилированном бензине, выбрасывает в атмосферу 3-4 г свинца на 100 км пути. При работе с ТЭС можно получить сильное отравление. Обычно оно происходит при попадании ТЭС на кожу или вдыхании его паров. Отравление вызывает резко выраженные психические нарушения: слуховые, зрительные и тактильные галлюцинации устрашающего характера, манию преследования, страх смерти. Больному кажется, что его режут на куски, у него случаются эпилептические припадки. Сильное отравление ТЭС приводит к смерти.
Несмотря на то что федеральный закон еще не принят, запрет на использование этилированного бензина введен в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Самарской, Екатеринбургской, Рязанской, Ивановской и Оренбургской областях. Примечательно, что в Нижегородской области, где «Синтез» и находится, областная прокуратура отменила губернаторское постановление о запрещении использования этилированного бензина, ссылаясь на его противоречие Конституции, в которой говорится о свободном перемещении товаров, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, а также закону о конкуренции.
Поэтому разработчики и настаивают на том, чтобы был принят федеральный закон, запрещающий использование этилированного бензина на всей территории России. По словам депутата от фракции «Яблоко» Игоря Артемьева, принятие закона позволит применять к нарушителям нормы административного, а возможно, и уголовного права.
Возможно, это понадобится в самом ближайшем будущем. Но применяться поправки будут не к директорам НПЗ, а к кустарным производителям поддельного бензина. С 1 января в России увеличивается ставка акциза на автомобильное горючее и изменяется порядок его сбора (об этом см. на стр. 32 и 34), и, скорее всего, многие торговцы бензином будут вынуждены для сохранения нормы прибыли закупать на стороне дешевый прямогонный бензин (используется в нефтехимии) и увеличивать его октановое число при помощи ТЭС.
Заправка за тысячу долларов
Примечательно, что происходящие изменения налогового законодательства провоцируют торговцев заниматься производством паленого бензина из прямогонного, на который с 1 января будущего года установлена нулевая ставка акциза.
Прямогонный бензин — это продукт первичной переработки нефти, имеющий октановое число 50. Однако часто под ним подразумевается букет нефтепродуктов, имеющих более высокое октановое число. Вот за этой смесью и идет охота торговцев суррогатным бензином. Уже сейчас интернет изобилует предложениями вроде такого: «Куплю прямогонный бензин с октаном 62 или газовый конденсат (еще один суррогат для производства поддельного горючего.— ‘Деньги’). Объем — от 100 тонн». С помощью ТЭС октановое число прямогонного бензина можно увеличить на 30 единиц, то есть по этому показателю он будет соответствовать бензину Аи-92. Однако в такой смеси содержание свинца превысит 1 г на литр топлива.
Использование этого бензина имеет дополнительную неприятную особенность: оно приводит к мгновенной порче каталитического нейтрализатора в автомобиле, оснащенном инжекторным двигателем.
Каталитический нейтрализатор предназначен для обезвреживания токсических веществ, содержащихся в автомобильном выхлопе. После того как он выходит из строя, перестает работать и датчик кислорода (так называемый лямбда-зонд), который участвует в управлении работой инжекторных двигателей. В результате автомобильный компьютер, обнаружив, что кислородный датчик испорчен, переводит двигатель на работу в резервном режиме, при котором мощность мотора снижается, а расход топлива увеличивается. Замена катализатора обходится примерно в $1 тыс.
Случаи самосуда владельцев дорогих иномарок над «самоварщиками» пока неизвестны. Скорее всего, обе стороны таких конфликтов стараются обойтись своими силами и не вовлекать в разбирательства правоохранительные органы.
После 1 января объемы производства суррогатного топлива резко вырастут. Уже сейчас, по различным оценкам, на него приходится от 20 до 40% российского рынка горючего (впрочем, далеко не все виды контрафактного топлива так опасны, как смесь прямогонного бензина и ТЭС). Нефтекомпании, которые пролоббировали изменение схемы взимания акцизов, а возможно, и запрет на выпуск этилированного бензина, со временем наведут порядок и в этой сфере. Но пока это не произошло, владельцам современных авто нужно быть предельно осторожными при заправке своих машин на незнакомых АЗС.
СВЕТЛАНА ФАТЕЕВА

Бензин — это самый важный продукт переработки нефти.

Из сырой нефти производится до 50% бензина.

Эта величина включает природный бензин, бензин крекинг-процесса, продукты полимеризации, сжиженные нефтяные газы и все продукты, используемые в качестве промышленных моторных топлив.

Каждому процессу переработки нефти предъявляются требования по количеству и качеству производимого бензина.

Состав бензина

Промышленный бензин представляет собой смесь углеводородов в интервале точки кипения 30-200° C.

Некоторые бутаны, кипящие при температуре ниже 38° С, имеют высокое давление паров.

Углеводороды в бензине включают многие изопарафины, а также ароматические углеводороды и нафтены, а в бензинах, полученных при крекинге, содержится от 15 до 25% олефинов.

Октановое число углеводородов снижается в следующем порядке:

изопарафины > ароматические > олефины > нафтены > н-парафины.

Имеются различия между компонентами каждой из этих групп, зависящие от структуры молекул и точки кипения.

Различные компоненты дают свой вклад в октановое число бензиновых смесей.
Крекинг-бензины содержат значительный процент тех компонентов, при смешении которых образуется моторное топливо.

Однако их прямое использование во многих странах законодательно ограничивается, поскольку они содержат заметное количество олефинов, а именно олефины являются одной из главных причин образования фотохимического смога.

Классификация бензинов

Бензины классифицируются по разным основаниям, включая интервалы температур кипения, октановое число, содержание серы.

Интервалы температур кипения

Большинство бензинов кипит в интервале 30-200° С.

50%-ная точка, т.е. температура, при которой кипит половина компонентов смеси и которая определяет состав смеси во время прогрева двигателя, а частично и при разгоне транспортного средства, располагается в пределах 98-104° С.

Высокое содержание низкокипящих компонентов, таких как бутаны и пентаны, обусловливает исключительно высокое давление паров и в теплое время является причиной образования паровых пробок, когда газовые пузырьки препятствуют течению топлива по узким трубам двигателей и тепловых установок.

В то же время недостаток низкокипящих компонентов служит причиной трудностей запуска двигателя зимой. 90%-ная точка кипения бензина определяет время прогрева двигателя и эффективность использования топлива.

Октановое число

Октановое число — наиболее важная характеристика бензина.

Оно обычно определяется в одноцилиндровой стационарной установке, снабженной различными приборами для регистрации склонности к детонации.

Нормальный гептан (семь атомов углерода в линейной цепи) детонирует очень легко; для него принято нулевое октановое число.

Изооктан (восемь атомов углерода в разветвленной цепи) не детонирует до тех пор, пока не будут достигнуты экстремальные условия давления, температуры и нагрузки; для него произвольно установлено октановое число 100.

При испытании бензина с неизвестными детонационными свойствами его сравнивают со смесью гептана и изооктана, имеющей такую же способность к детонации, как и испытуемый бензин; октановое число бензина — это процентное содержание изооктана в такой смеси.

Октановое число, определенное таким образом, не всегда соответствует характеристике в многоцилиндровом двигателе в дорожных условиях при изменяющихся скоростях, нагрузках и ускорениях.

В нефтяной промышленности используются 2 метода, делающие это сравнение более реальным: моторный метод и исследовательский метод.

Октановое число определяется как среднее из 2 таких определений.

Присадки

Практически все бензины содержат различные присадки, в том числе ингибиторы смолообразования и небольшое количество красителя.

Законодательством многих промышленно развитых стран существенно снижен допустимый уровень соединений свинца в бензине (этилированный бензин, т.е. содержащий добавки тетраэтилсвинца, повышающие октановое число бензина, составляет менее 20% от всего бензина, вырабатываемого в США).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *