Самая уродливая машина

Реклама

Это были безумные инженерные идеи, которые невероятным образом воплотились в реальность. Их называли шедеврами дизайна со знаком минус или автомобильными чудовищами. Top Gear собрал десятку машин с издевательским дизайном.

Fiat Multipla (1988 год)

Общепризнанная несуразность облика этого Fiat сделала его известным во всем мире. Необычность дизайна и три раздельных кресла в каждом ряду стали изюминкой машины и обеспечили ей неплохие продажи. Правда, только в Италии. Но если бы в 98-м к нам прибыли бы инопланетяне, то встречать их мы бы отправились именно на Multipla.

Реклама

Mohs Ostentatienne Opera Sedan (1967)

Этот образец люксового седана создал американец Брюс Моос – человек с богатой фантазией. Он, наверное, заглядывал слишком далеко вперед или просто любил ЛСД, который был еще законным в 1967-м. Его машина огромна и просторна, но ей решили оставить всего одну дверь, и располагалась она в… правильно – сзади. Но как и сегодняшние тачки раскрученных рэперов и восточных шейхов, его автомобиль ездил на 20-дюймовых колесах, а в отделке интерьера применялись редкое дерево и много позолоты… Правда, движок плохо справлялся с 6-тонным гигантом, а главное, еще не было рэперов, которые скупали бы этот пафос на колесах.

Nissan S-Cargo (1989)

Реклама

80-е подарили нам толпу самых разных японских машин, среди которых круто выделился Nissan. S-Cargo – машина, сделанная из куска пиццы. Или это увеличенная во много раз морская зверюшка с близко-посаженными глазками, которую японцы поедают на завтрак? В грузовой отсек прорезано замечательное круглое окошко. Тем не менее это автомобиль, и нам он нравится.

Martin Model 100 (1928)

Представьте: на дворе 1928 год, на улицах вперемешку с конными экипажами проезжают Ford-T – те же телеги, только с тарахтелкой вместо коня, и вдруг вы видите нечто. Это как встретить сегодня на улице сверкающие тачки из фильма «Трон». Но в этой белой вороне заложены основы аэродинамики, с которыми другие автомобили познакомятся только лет через двадцать. Martin Aircraft Company из штата Нью-Йорк показала Model 100 на автосалоне в Нью-Йорке в 1932 году в разгар экономического кризиса, выпустила три таких экспоната и успокоилась. Навсегда.

AMC Pacer

Реклама

В уже далеком декабре 1979 года с конвейера сошел последний экземпляр одного из самых странных автомобилей в истории – AMC Pacer. Но с окончанием выпуска этого автомобиля-аквариума издевательства дизайнеров над транспортными средствами не закончились.

Panther 6 (1977)

В тренде

Что кроме минималки: как вырастут зарплаты украинцев

Творение британца Боба Янкеля и компании Panther Westwinds тоже не от мира сего. Начнем с того, что двухместный родстер огромен, как и авианосец, и за задними сиденьями установлен 8,2-литровый V8 от Cadillaс с двойным турбонаддувом. Но багажник великана «съели» две запаски разного диаметра для передних и задних колес. Боб хотел разогнать тачку до 320 км/ч и чтобы при этом водитель и пассажир чувствовали себя как в лимузине. Слишком много эпатажа для одной тачки. Денег у энтузиастов хватило только на две машины…

ZPM AirPOD (2009)

Французы из Zero Pollution Motors удивили автомобилем, работающим просто на воздухе. Никакого электричества или, упаси Господи, бензина – только сжатый воздух. Машинку надувают, и потом она катит 150-200 км со скоростью 80 км/ч. Для автомобиля с надувным шариком вместо бензобака совсем неплохо. И нет бы засунуть свой пневмодвижок в обычную малолитражку, но нет – они сделали свою машину похожей на кусок сыра! Столько в нем идеально круглых дырок. Французы… Начало производства: 2015 год.

Davis Divan (1948)

А эта, не то корыто, не то летающая сигара, ворвалась на американский рынок, когда там властвовали гигантские Packard и Buick. Сумасшедшая идея продавать такое пришла в голову чудаку по имени Гленн Гордон «Гэри» Дэвис. Благодаря его усилиям Davis Divan начал мелькать в новостях, на обложках журналов и в газетных рекламах. Причудливый автомобиль, казалось, стоял на пороге успеха. Тем не менее, несмотря на шумиху и заверения Гэри Дэвиса, что в будущем все машины будут выглядеть так же – со спрятанными в алюминиевый кузов фарами и тремя колесами, никто не хотел покупать автомобиль в форме куска мыла. Сотрудники компании Дэвиса согласились работать без зарплаты некоторое время, под обещание будущих благ. Но в мае 1948 года завод закрылся, а самого бизнесмена засадили в тюрьму за мошенничество.

Fuldamobil S-1 (1954)

В 50-х и 60-х автомобильный бум накрыл Европу, где появилось много замечательных авто. Однако побочным продуктом инженерных гениев могли становиться вот такие мутанты, как этот Fuldamobil S-1. Но несмотря на всего три колеса, размеры в два спичечных коробка и один моторчик от газонокосилки, автомобильчик из немецкого городка Фулде был дико популярен и производился по лицензии в нескольких странах Европы, Южной Америки и Африки!

1. Pontiac Aztec

К концу 90-х у некогда славной марки Pontiac дела начали идти все хуже и хуже. Спасти бренд от угасания мог только выстрел в массы знаменательной, необычной, приметной модели, о которой бы все начали говорить.

Поэтому концерн GM, владеющий маркой, решил рискнуть и выпустить кроссовер Aztec эпатажного вида: угловатый, с несоразмерными стеклами и узкими дверцами, с «двухэтажной» оптикой и гипертрофированным пластиковым обвесом.

Надо отдать должное, о машине действительно заговорили. Однако совсем не в том ключе, которого ждали в менеджменте Pontiac. Автомобиль с настолько несимпатичным обликом вполне закономерно не нашел покупательского признания: GM рассчитывал продавать минимум по 75 тысяч машин в год.

Однако за весь 2001 год сумел реализовать втрое меньше – лишь чуть больше 27 тысяч нелепых кроссоверов. Производство Aztec продолжалось пять лет и было свернуто в 2005-м.

2. Lamborghini LM002

Как известно многим, итальянская компания Lamborghini начала свой путь к славе с производства тракторов, которое не прервано и поныне. А в середине 80-х фирма решила построить свой первый (и, как оказалось, последний) серийный вседорожник.

Монструозный угловатый верзила был явлен публике в Брюсселе в 1986 году. Автомобиль оснащался 5,2-литровым двигателем V12 мощностью444 л.с. от Lamborghini Countach и был способен набрать 100 км/ч всего за 7,8 с.

Несмотря на очень спорную внешность, вседорожником престижной породы очень активно заинтересовались арабские шейхи. Для них LM002 оснащался всеми атрибутами комфорта премиум-класса: системой кондиционирования, кожаной отделкой салона, высококлассной стереосистемой, установленной в консоли крыши.

Был и военный вариант со спартанской комплектацией. Брутальный и неказистый с виду, однако комфортабельный и быстрый полноприводник выпускался в незначительных количествах до 1993 года.

3. SsangYong Rodius

Корейская компания SsangYong знаменита своими постоянными экспериментами с дизайном на грани фола. Пожалуй, самый неудачный опыт компании – это минивэн Rodius, который наши острословы, что называется, за глаза быстро окрестили «уродиус».

Может быть, для азиатского вкуса автомобиль вовсе и недурственен – однако в Европе его не спасли ни великолепный просторный салон, ни приличные ходовые качества. Покупатели отвернулись от комфортной семейной машины из-за слишком специфичной внешности.

Хотя мало кто знает, что дизайн этого уродливого минивэна уходит своими корнями к необыкновенному концепту Columbus от легендарного итальянского кузовного ателье Italdesign. Этот концепт появился на свет в 1992 году из под пера самого Джуджаро.

4. FIAT Multipla

В середине 90-х итальянский гигант решил воскресить славную модель шестиместного, но компактного семейного авто, выпускавшегося с 1956 по 1969 годы, – Multipla. Новая машина базировалась на платформе Bravo и тоже затевалась как шестиместная, причем изначально инженеры планировали усадить водителя в середине трехместного переднего сиденья.

К моменту пуска серийного производства в 1996 году место водителя все-таки осталось традиционным, возле левой передней двери. Однако облик микровэна оказался уж очень нетрадиционным: над низеньким капотом возвышалась странная пухлая надстройка с огромными, будто в аквариуме, стеклами.

Нетривиальное место выбрали для дополнительных фар – между капотом и нижней кромкой лобового стекла. В аналогичном фантазийном стиле был оформлен и интерьер.

При всей неоднозначности своей внешности Multipla продержалась на конвейере в неизменном виде до 2004 года – а затем автомобилю был проведен основательный рестайлинг, после которого дизайн микровэна стал гораздо более привычным, но, признаем, менее выразительным.

5. Reliant Robin

Британский автопром всегда старался держаться особняком. Каждый, кто смотрел юмористический сериал про похождения чудаковатого мистера Бина, помнит извечную конфронтацию главного героя и его Austin Mini с нелепым голубым трехколесным фургончиком.

Это детище фирмы Reliant, производившей, в числе прочего, мегабюджетные компактные автомобильчики не то чтобы для бедняков, но для скупердяев, столь характерных для английской нации.

В гамме Reliant были две такие дешевые трехколесные модели, не блиставшие дизайном: Regal (именно он и «засветился» в культовом сериале) и Robin. Обе машины даже для самих британцев стали постоянными предметами насмешек – пожалуй, что-то вроде «горбатого» «Запорожца» у нас.

6. Citroen C4 Pallas

Мир китайского автодизайна тоже еще как своеобразен. И даже не поймешь, что же у них получается хуже — делать что-то свое или переиначивать удачные глобальные разработки.

В числе примеров второго варианта, пожалуй, вне конкуренции китайская переделка Citroen C4 первого поколения. Китайцы ну очень любят седаны и попытались вылепить трехобъемник из гармоничного хэтчбека. Что получилось – смотрите и комментируйте сами.

7. Renault Clio Symbol

Нечто подобное порой вытворяли и европейские дизайнеры. В 1999 году компания Renault озадачилась выпуском бюджетного авто для небогатых рынков – и самым простым решением сочли сотворить седан из недавно дебютировавшего хэтчбека Clio. Багажник к куцей основе хэтчбека прирастили, не мудрствуя лукаво – даже не меняя задних дверей.

Получилось в прямом смысле дешево и сердито: задняя часть машины выглядела на редкость неорганично. Но невзыскательные покупатели третьих стран (включая СНГ) неплохо приняли автомобиль – прежде всего благодаря именно нелепому, но более чем 500-литровому багажнику.

8. Ford Edsel

В недавнем обзоре про самые неудачливые модели авто мы уже рассказывали про злополучный Ford Edsel, на который ополчились феминистки за провокационную решетку фальшрадиатора.

Пожалуй, самое место печально знаменитому седану и в этом рейтинге. Пожалуй, это как раз тот случай, когда всего одна деталь способна испортить не только весь остальной удачный облик, но и рыночную судьбу автомобиля.

9. Tatra T87

Гениальный чешский инженер Ганс Ледвинка с 30-х годов прошлого века начал эксперименты над автомобилем с задним расположением двигателя воздушного охлаждения. С первых же прототипов эти машины получили крайне необычные кузова обтекаемой аэродинамической формы с «жабрами»-воздухозаборниками по бокам и на крыше.

Апофеозом же конструкции стало совместное творение Ледвинки и дизайнера Эриха Уберлакера – автомобиль Tatra T87. Несмотря на очень спорную внешность, нашедшую как своих сторонников, так и яростных противников, машина получилась очень удачной и надежной.

А прославил ее пробег двух неутомимых чехословацких путешественников Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда: в конце 40-х годов они проехали на Т87 всю Африку с севера на юг, причем по таким местам, куда прежде не забиралось ни одно транспортное средство, кроме вьючных животных.

10. Citroen 2CV

Замыкает наш рейтинг автомобиль, для которого неказистая внешность заслужила особое признание, всенародную любовь и долгую конвейерную жизнь. Простенький Citroen 2CV начал выпускаться в небогатые годы сразу после окончания Второй мировой. Крохотный, тесненький, с конструкцией, в которой все, что только можно и нельзя, было максимально удешевлено и упрощено.

За простецкий облик 2CV был тут же прозван «гадким утенком» – однако прозвище это оказалось добрым, проникнутым симпатией к автомобильчику, позволившему перевести средство передвижения из роскоши в разряд доступной повседневной вещи.

Юрий ВЕРХОВЦЕВ

Уродец, чудовище, насекомое, мутант — вот неполный перечень обидных эпитетов, от которых мы старались воздержаться при подготовке этой статьи. Но не смогли! Drom.ru называет 10 самых некрасивых, на наш взгляд, автомобилей.

10. Renault Logan I

Дизайн: Техноцентр Renault под Парижем, один из главных авторов — Бенуа Жакоб
Годы выпуска: 2004–2015
Двигатели: 1,4–1,6 л, L4, 75–103 л.с.

Бенуа Жакобу, работавшему над внешностью Логана, было не впервой идти на рискованные эксперименты с внешностью автомобилей. Он — автор концептов Vel Satis и Initiale, серийных моделей Spyder и Espace. Но в дизайне Logan был, как ни странно, свой маркетинговый резон. Автомобиль был обязан всем своим видом сказать: «Я — невероятно дешевая машина! Даже не сомневайтесь, такой непривлекательный автомобиль вы точно сможете себе позволить». Дизайнерскому центру Renault пришлось вывернуться наизнанку, стараясь максимально упростить и удешевить конструкцию Логана. Обычно в таких делах нужно проявить разнообразие, чтобы оживить машину. Здесь все наоборот: наружные зеркала, молдинги, ручки — одинаковые слева и справа. Зато каждый экземпляр на улицах стал наружной рекламой этого самого подхода к ценообразованию: вы платите только за само транспортное средство и почти ни копейки — за дизайн. Ну, посмотрите, куда еще дешевле. И гениальный ход сработал!

Новое поколение, представленное в 2012 году, перешло на совершенно иной уровень эстетики. Рынок дешевых седанчиков для стран третьего мира потребовал от французов все-таки отказаться от принципов «страшного дизайна». Polo, Solaris, Rio, Aveo доказали, что можно быть не очень дорогими, но при этом популярными и вовсе не «дефективными».

9. ВАЗ-2120 «Надежда»

Дизайнер: н. д.
Годы выпуска: 1998–2006
Двигатель: 1,8 л, L4, 81–85 л.с.

Дизайн компактвэна ВАЗ-2120 создавали по остаточному принципу, поскольку массовый выпуск этой модели изначально был под вопросом. По сути, в 1998 году в мелкосерийное производство пошла еще не готовая машина, а лишь технический прототип, внешность которого слепили впопыхах.

Полноприводный минивэн на агрегатах «Нивы» с более практичным и современным (на тот момент) салоном потенциально мог заинтересовать многих: кроссоверы еще не успели завоевать статус оптимального семейного автомобиля. Но на практике судьба ВАЗ-2120 вполне соответствовала его несимпатичной внешности.

Впрочем, целых 8000 «Надежд» нашли своих покупателей. Основной проблемой стало то, что за восемь лет выпуска модель так и не добралась до основного конвейера «АвтоВАЗа», а выпускалась мелкосерийно на опытно-промышленном производстве завода. Это означало весьма невысокое качество всех деталей, которые не совпадали с «Нивой». Конечно, о качестве запчастей «Нивы» тоже доброго слова не скажешь, но тут все обстояло еще хуже.

В начале 2000-х неказистую переднюю оптику поменяли на «десяточную» и в том же духе переделали решетку радиатора. Стало немного лучше, но этот дизайн уже был устаревшим. При наличии гораздо более гармоничной «Шеви Нивы» и большого распространения импортных кроссоверов «Надежда» оказалась никому не нужной.

8. Tatra 603

Дизайнер: Франтишек Кардаус
Годы выпуска: 1956–1962
Двигатель: 2,5 л, V8, 95 л.с.

Эволюция нас к такому не готовила. Трехглазый мутант просто не может выглядеть естественно и привлекательно для человека. Автодизайнеры нескольких марок в прошлом экспериментировали с такими вариантами. Чешская марка Tatra выбрала самый странный из них, сместив три фары к центру. Однако же у себя на родине эта модель считалась престижной: пятиметровый седан был моделью для партработников и директоров предприятий.

Нестандартный дизайн даже принес Татре 603 «Золотую ленту» на выставке в западногерманском Висбадене — «За стиль, концепцию и элегантность». Но сами чехи быстро отказались от этого стилистического хода. В 1962 году модель прошла рестайлинг, получив два блока сдвоенных фар, впрочем, как и прежде смещенных к центру. А в 1968 году фары, наконец, разнесли в стороны, и модель стала гораздо более привлекательной. Пусть и менее оригинальной.

7. Tata Nano

Трудно ожидать особой красоты от машины, которая призвана была стать самой дешевой моделью в мире. В 2008 году за нее просили $1600, что на тот момент было вчетверо меньше цены вазовской «классики». Тем не менее для дизайнеров это было большим вызовом — уложиться в такие жесткие рамки. И все ради того, чтобы помочь автомобилизации Индии.

Пришлось убирать все лишнее, кое-где переступая грань абсурда. Автомобиль, выглядящий как хэтчбек, на самом деле был даже лишен пятой двери. Чтобы погрузить поклажу в крохотный багажник (около 100 л), нужно было в салоне перебрасывать его через спинку заднего ряда сидений. Пятая дверь появилась в 2015 году вместе с дебютом второго поколения модели — GenX Nano.

Рыночный успех оказался не таким уж значительным: индусы по-прежнему предпочитают мотоциклы либо сильно подержанные машины посолиднее Nano. За девять лет выпуска она нашла около 275 000 покупателей, а надежды были продавать по 250 000 в год и увеличить индийский автопарк на 65%. Но дизайн модели оставил след в мировом автопроме: проектирование всех предельно дешевых малолитражек теперь идет с оглядкой на Tata Nano. Хоть она уже не так доступна: цена базовой версии достигла $3350.

6. SsangYong Rodius I

Дизайнер: Кен Гринли
Годы выпуска: 2004–2013
Двигатели: 3,2 л, L6 бензиновый, 2,0 л, L4 дизель, 2,7 L5 дизель, 155–220 л.с.

Марке SsangYong в прошлом десятилетии удалось печально прославиться сразу несколькими моделями, которые резко критиковались за дизайн. Самый далекий от привычных представлений о красоте — минивэн Rodius. Злые языки называют его «Уродиус». Может показаться, что у корейцев слишком уж странные вкусы, но за стиль отвечал вовсе не кореец, а англичанин! Причем очень авторитетный дизайнер.

Кен Гринли в прошлом был руководителем курса автодизайна в Королевском колледже искусств в Лондоне. SsangYong пригласил его именно как супер-аса, призванного вдохнуть стиль в скучноватый корейский автопром. Когда мир увидел, что получилось, негативным оценкам не было числа. Особенно жестко прошлась по модели британская автопресса.

Три колеса: насекомые и земноводные

Если автомобилю ампутировать одно из колес, это уже страшно. Но целому ряду производителей в разное время казалось, что можно искусственно вывести такое «трехногое» существо, которое не будет выглядеть уродцем. За редким исключением почти ни у кого это не получилось.

Самые страшные трехколесники получались в тех случаях, когда производитель в погоне за дешевизной создавал мотоколяску, приближенную к размеру личинки насекомого. Внешний вид тоже схож. Типичными представителями этой категории можно назвать так называемые Кабиненроллеры — Messerschmitt KR175 и KR200, появившиеся в Германии 50-х годов. Авиационная марка после войны не имела права производить самолеты и переключилась на доступные народные мотоколяски. Кстати, если Кабиненроллеру мысленно приделать крылья и хвост, то он станет выглядеть гармоничнее. Впрочем, и при столь спорной внешности трехколесные Мессершмитты имели спрос: за 11 лет было продано почти 60 000 таких «инвалидок».

В ту же эпоху в Англии появилась другая знаменитая «личинка» — Peel P 50, до сих пор удерживающая титул самого маленького автомобиля из когда-либо созданных. Длина — 134 см, ширина — 99 см, высота — 100 см. Масса — 56 кг, можно носить под мышкой. Вот еще поразительный факт: производство, свернутое в 1965 году, было заново организовано в 2010-м. Помимо бензиновой версии, согласно веяниям времени, появилась электрическая модификация.

Другое дело, когда производители стремятся сделать скоростной трехколесник. Тут уже по стилю получается что-то вроде взрослого насекомого. Британская фирма Morgan создавала такие модели еще в начале XX века и выпускает до сих пор! Самая свежая разработка — Morgan 3 Wheeler, который пошел в серию в 2011 году. Выставленный напоказ 2,0-литровый мотоциклетный мотор разгоняет Моргана до 97 км/ч всего за 4,5 секунды.

Канадская компания Campagna пошла еще дальше. Ее трехколесное детище называется в честь динозавра T-Rex, но это преувеличение. По дизайну это нечто вроде лягушки. Но «прыгает» она быстрее некоторых суперкаров. 200-сильный мотор Kawasaki разгоняет ее до «сотни» за 4 секунды.

5. ГАЗ «Рута»-17, -19, -23, -25, -27 и другие

Дизайнер: н. д.
Годы выпуска: 2003 — н. в.
Двигатели: от машин-доноров «ГАЗель» и «Валдай»

Украинское предприятие Часовоярский ремонтный завод в 2003 году получило от ГАЗа разрешение на удлинение шасси «ГАЗелей», а повышать крышу можно было и раньше. Обе эти операции стали производить без оглядки на здравый смысл и дизайн. Рынку требуются маршрутные такси большой вместимости? Нате вам целый модельный ряд автобусов на шасси «ГАЗелей» и «Валдая». На бóльшую часть из них без слез не взглянешь.

Откровенно отталкивающая внешность не помешала рыночному успеху этих моделей. Возможность впихнуть вместо 15 пассажиров 30–50 привела к тому, что автобусы «Рута» стали вытеснять все прочие маршрутки во многих украинских городах.

Если вы думаете, что на российских дорогах столь страшные автобусы не встретить, то вот тревожная информация: в 2013 году тульское предприятие «ТулаБус» получило сертификат на производство моделей «Рута» под собственным брендом и даже приступила к штучному выпуску. То есть где-то в нашей стране такие машины уже встречаются.

4. «Москвич-2142» «Князь Владимир» и «Иван Калита»

Дизайнер: Святослав Саакян («Иван Калита»)
Годы выпуска: 1998–2002
Двигатели: 2,0 л, L4, 86–147 л.с.

Прототип седана на базе 41-го «Москвича» был показан еще в 1990 году, и тогда еще ничто не предвещало беды. В то же время вазовская «девятка» превратилась в седан 21099, и «москвичовская» версия на ее фоне выглядела даже более пропорциональной. Справедливости ради стоит добавить, что на эскизах Святослава Саакяна автомобиль был гораздо гармоничнее серийного варианта. Но на конвейер встало нечто несуразное. «Москвич» решено было сделать не просто седаном, а большим седаном для крупных госслужащих и армейских чинов.

«Князь Владимир» в длину почти дотянулся до тогдашнего Мерседеса Е-класса, а «Иван Калита» — до S-класса. Только вот в ширину это по-прежнему были «узкие» «Москвичи-2141». И эта неприятная диспропорция — еще самая незначительная проблема с дизайном. Авторы стиля постарались добавить внешности люксового шика. Мало в какой модели все это выглядит столь же нелепо, как у «Ивана Калиты». «Князь Владимир» хотя бы спереди выглядел получше, но лишь за счет того, что сохранил «лицо» от «Святогора».

По отделке салона и технике ни та, ни другая машина не соответствовали статусу престижного транспорта. Максимум, на что можно было рассчитывать — 2,0-литровый мотор Renault и механическая коробка передач.

«Иван Калита» должен был стать представительским транспортом руководителей правительства Москвы, но результат чиновников не удовлетворил. Мэрия заказала всего несколько экземпляров. А вот «Князь Владимир» закупали для руководителей среднего звена. Но никакой рыночной перспективы у обеих моделей не было.

3. Fiat Multipla

Дизайнер: Роберто Джиолито
Годы выпуска: 1998–2004
Двигатель: 1,6 л, L4 бензиновый, 1,9 л, L4 дизельный, 103–120 л.с.

Дизайнер этого автомобиля — Роберто Джиолито — позднее смог исправить свою репутацию, создав в 2007 году новый Fiat 500, ставший бестселлером, но в прежние годы он прославился как автор очень спорной работы. Стандартные элементы съехали со своих мест, чтобы расположиться максимально непривычно. Причем в интерьере это проявилось не в меньшей степени, чем в наружном дизайне. Ничего из этого не прижилось в фирменном стиле Фиата. Все буйство экспериментальных деталей экстерьера уже при рестайлинге полностью стерли ластиком и нарисовали заново в спокойном, почти фольксвагеновском стиле.

Впрочем, надо отдать должное Multipla: прочие компактвэны на его фоне выглядят скучно. Это же — произведение авангардного искусства, прекрасного в своей нелогичности. Увидев раз этот «экипаж» (обратите внимание на заваленные задние стойки), его просто невозможно забыть. Для доступного и практичного автомобильчика это большое достижение. Хотя его мало кто оценил.

Обзывая этот Фиат «психованной мультяшной уткой», пресса все же отмечала конструкторские находки. В маленьком кузове удалось уместить шесть полноценных раздельных кресел с хорошими возможностями трансформации для перевозки грузов. В переднем ряду установили три кресла, но не в одну линию: среднее сдвинули немного назад, чтобы у водителя было достаточно пространства.

2. Pontiac Aztek

Дизайнеры: Том Питерс, Уэйн Черри
Годы выпуска: 2000–2005
Двигатель: 3,4 л, V6, 170–185 л.с.

Словно на складе запчастей перепутались и слиплись между собой детали самых разных моделей. Каждая из них была визуально неприятна сама по себе, а в получившемся автомобиле они еще и не подходят друг к другу. Самое поразительное в этой истории то, что за стиль отвечали не какие-нибудь экстремисты, а вполне заслуженные дизайнеры.

Одним из авторов был Том Питерс, в наши дни ставший директором GM по дизайну спортивных моделей. Именно он создал шестое поколение Chevrolet Corvette и пятое поколение Camaro — культовые машины, в том числе и с точки зрения дизайна. Но на рубеже веков он нанес урон мировому автомобильному дизайну, создав Pontiac Aztek.

Еще одним человеком, приложившим руку к Ацтеку, часто называют тогдашнего вице-президента по дизайну GM Уэйна Черри. Он больше известен тем, что создал Hummer H2. А в 1999 году его даже номинировали на титул «Автомобильный дизайнер века» (награда досталась Джорджетто Джуджаро).

Какой черт дернул этих талантливых профессионалов выпустить Pontiac Aztek, не до конца ясно. Есть мнение, что главной ошибкой стало то, что дизайн создавался полностью на компьютере. Aztek был одной из первых в мире моделей, на которой обкатывали такой подход к проектированию. И блин вышел комом. Автомобиль стал звездой сериала «Во все тяжкие». Главному герою, по ходу сюжета превращающемуся в монстра, эта модель очень идет.

1. Mitsuoka Orochi

Дизайнер: Таканори Аоки
Годы выпуска: 2006–2014
Двигатель: 3,3 л, V6, 233 л.с.

Имя Orochi происходит от названия японского восьмиглавого и восьмихвостого дракона. Автомобиль действительно больше похож на фантастическое живое существо из древних легенд, чем на продукт техники.

У марки Mitsuoka вообще есть очень широкая гамма странных по дизайну моделей, но большинство из них хотя бы похожи на автомобили — в основном на классические ягуаровские модели, подвергшиеся неудачной пластической операции. В случае с Orochi у японских дизайнеров отказали тормоза. Этот автомобиль получил настолько парадоксально «кучерявую» внешность, что это уже не только отталкивает, но и притягивает.

Когда модель представили в качестве концепта на Токийском автосалоне 2001 года, было трудно поверить, что подобный дизайн пойдет на конвейер практически без изменений. Но именно так и произошло. Mitsuoka Orochi выпускалась восемь лет и осталась весьма редкой моделью. Своих покупателей нашли всего несколько сотен экземпляров. Быть может, виной тому дурной пиар: Orochi попадала во многие рейтинги страшных моделей, в том числе в списки Jalopnik и Top Gear.

С другой стороны, мистические существа из японской анимации такими и бывают! Культовый мультипликатор Хаяо Миядзаки (снявший «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо на утесе») мог бы, возможно, одобрить подобный автомобиль.

Особая атмосфера японских гибридов

Toyota Prius и Honda Insight выходили на рынок как первые «чисто гибридные» модели и, по идее, должны были выглядеть самыми передовыми и высокотехнологичными разработками. Однако именно в области дизайна их сложно похвалить.

Особенно отличилась Honda Insight первого поколения, выпускавшаяся с 1999-го по 2006 год. Хэтчбек с усеченной кормой, раздутыми задними крыльями и полуприкрытыми колесами слабо тянет на продвинутого пришельца из будущего. Скорее он похож на неудачный концепт. Из-за специфических пропорций пострадал и салон. Про задние места можно не говорить, это даже не сиденья для детей, второй ряд просто отсутствует.

Toyota Prius первого поколения (1997–2003) не была ни красавицей, ни чудовищем. Это попросту очень скучный автомобиль с точки зрения дизайна. Было бы простительно, будь это самая дешевая модель в классе, но Prius — автомобиль с определенными претензиями.

Prius и Insight жестко высмеяли в одной из серий мультфильма South Park. Мол, были раньше у американцев действительно крутые машины, а теперь все пересаживаются на гибридное не пойми что, да еще и делают это с неподобающим пафосом, всячески подчеркивая, что превратились в прогрессивных, экологически ответственных граждан. В лучших традициях «Саус Парка» серия полна непотребными, но довольно смешными шутками в адрес владельцев Prius и Insight.

Автомобильные рейтинги уже давно стали привычным делом. Звания «самой быстрой», «самой надежной» или «самой комфортабельной» машины присуждаются автомобилям с пугающей частотой. Не удивлюсь, если на страницах какого-нибудь издания мы увидим «лучшую машину недели», а то и «лучшую машину дня».
В Великобритании среди автолюбителей прошел опрос, в ходе которого участников попросили назвать самый уродливый, по их мнению, автомобиль. Первое место, которое вряд ли можно назвать почетным, получил автомобиль «Ссангйонг Родиус» – за небрежность в дизайне.
Получив звание «самого уродливого авто» от 30% опрошенных, это чудо корейского автопрома (недоброжелатели, кстати, называют автомобиль «Мерзкий Родиус») ушло в рейтинге далеко вперед, оставив позади своих «конкурентов». Интересно то, что «Родиус» был представлен британским покупателям всего лишь несколько месяцев назад, и за столь недолгий период уже успел вызвать антипатию у большинства покупателей. Некоторые сравнивали автомобиль с удивленным бегемотом, утверждая, что уродливый внешний вид машины может даже напугать ребенка. Отметим, что цена машины совсем не низкая – порядка 20 тыс. фунтов стерлингов.
«Серебряным призером», заработав 19% голосов, стал «Фиат Мультипла». Даже преданные сторонники концерна Fiat признают, что «Мультипла» состоит из кузовов двух совершенно разных машин, уродливо совмещенных друг с другом.
На третьем месте идет «Мерседес Майбах». Несмотря на сверхвысокую цену (порядка 250 тыс. фунтов стерлингов), и декларируемую производителями «элитарность», внешний облик этого автомобиля вызвал неприязнь у многих опрошенных. Можно, однако, предположить, что здесь не обошлось без зависти к более успешным автовладельцам.
Вот полный список машин-уродин:
1.»Ссангйонг Родиус»
2.»Фиат Мультипла»
3.»Мерседес Майбах»
4.»Крайслер ПТ Круизер»
5.»Судзуки Лиана»
6.»Форд Скорпио»
7.»Ровер 75″
8.»Рено Меган» (новый)
9.»Киа Рио»
10.»Киа Седона»
Отечественным производителям легковых автомобилей остается радоваться тому факту, что российские автомобили не экспортируются в Великобританию. Иначе антиреклама им была бы обеспечена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *