С 98

Это мы с вами привыкли заправляться 92-м, 96-м, 98-м. Еще и сотый бензин появился. Многие автомобилисты уж и забыли, что был еще не так давно 76-й, пришедший к нам из советских времен. А каким бензином заправлялись наши отцы и деды в СССР?

Для лета или Крайнего Севера

Сразу после войны на АЗС продавались следующие марки топлива — А-56, А-66, А-70 и А-74. Когда промышленность оправилась после Великой отечественной войны и начала бурно развиваться, процветал не только автопром, но и нефтянка. Поэтому уже в 1960-е годы советским автомобилистам стали доступны такие виды бензина, как А-66, А-72, А-76, Аи-93 и Аи-98.

Например, 66-й бензин характерного оранжевого или красного цвета выпускали специально для АЗС Сибири или Крайнего Севера. Благодаря своему особому составу оно могло применяться только при низких и экстремально низких температурах.

А вот 76-й был летним бензином, как и 98-й. Топливо с другой маркировкой можно было заливать хоть круглый год. Более того, при плановой экономике зимой вы и не могли бы купить летнее топливо — его поставляли строго по календарю. Летний бензин приезжал на заправки не раньше апреля и до начала октября.

Цвет опасного топлива

В советские времена топливо, которое выпускали под маркой А-76 и АИ-93, в своем составе содержало специальное вещество — антидетонатор. Вполне логично, исходя из названия, она призвана была повысить антидетонационные свойства бензина. Но в присадке было ядовитое вещество, сильнодействующее и очень опасное. Именно поэтому, чтобы предупредить водителей, 76-й бензин красили в зеленый цвет, а вот АИ-93 окрашивали в синий.

Сколько стоил бензин в СССР?

Кстати, по данным на 1969 год литр 76-го бензина стоил 7.5 копеек, 93-го — 9.5 копеек. Правда, покупать нужно было сразу по 10 литров, так как старые советские колонки не могли отмерять меньшее число литров. Водители заправлялись до полного бака, еще и канистры с собой наполняли. Ведь сети заправок не были так распространены, как сейчас. Вот и представьте, много ли это было, если зарплата была в среднем 120 рублей.

Фото с интернет-ресурсов

В начале июля стало известно, что рэпер Леван Горозия, более известный как L’One подал в суд на лейбл Black Star и его владельцев Тимати, Павла Курьянова и Вальтера Леруссе. Артист, который в этом году разорвал сотрудничество с Black Star после семи лет совместной работы, хочет оставить себе псевдоним и весь творческий актив, но его экс-продюсеры считают, что все это принадлежит им. Переговоры ни к чему не привели, поэтому сторонам пришлось вынужденно решить вопрос через юристов.

Сам Леван объяснял свою принципиальную позицию тем, что при подписании договора никаких произведений в распоряжение лейбла не передавал. «Это агентский договор, по которому они получали деньги с дохода, а все расходы вычитали с меня. Получается, что за каждую студию, каждую музыку, каждого сессионного музыканта, каждые съемки видеоклипа, за все происходящее в творческой жизни проекта LʼOne заплатил я. Со своих денег, которые я зарабатывал на концертах, на продажах, на всем остальном. Если я сам за все заплатил — в договоре отражено, что все расходы идут на меня, — то почему на выходе, когда контракт заканчивается, я не имею никакого права даже петь свои песни?» — подчеркнул Горозия.

L’One и Тимати

При этом Леван не раз говорил, что правда на его стороне, и высоко оценивал шансы на победу в суде. В итоге на сторону Левана встали многие коллеги по цеху: Баста, Кравц, Макс Корж, Рита Дакота, Монатик, Ольга Бузова и другие. Кроме того, рэпер заявил, что до последнего не хотел выносить скандальную историю в публичное пространство, и высоко оценил шансы на победу в суде. Однако, как стало известно сегодня, процесс Горозия все же проиграл.

По данным журналистов, Мещанский районный суд отклонил иск о защите авторских прав рэпера Левана Горозии, известного под псевдонимом L’One, к лейблу Black Star, Тимуру Юнусову (Тимати) и Павлу Курьянову (Пашу). Инстанция оставила право на использование песен музыканта за компанией. Адвокат Тимати Сергей Жорин сослался на слова юристов Левана и указал то, что соглашение предусматривает отчуждение исключительных прав.

L’One

«На протяжении семи лет Леван Горозия получал достаточно большой процент, при этом он не вкладывал никаких средств», – отметил Жорин. Кроме того, Сергей добавил, что на протяжении всего времени действия контракта Леван не предъявлял претензий к бренду, передаёт агентство новостей «Москва».

Добавим, что ранее Леван Горозия говоря о лейбле Тимати, отмечал, что «уже перешагнул эту страницу жизни». Также подчеркнем, что с аналогичными проблемами в связи с уходом из Black Star также столкнулись Егор Крид (настоящее имя Егор Булаткин) и Kristina Si (Кристина Саркисян). Саркисян оспаривала решение лейбла оставить ее псевдоним и композиции в своей собственности в Басманном суде столицы, однако отозвала иск. В случае с Егором Кридом лейбл вначале заявил, что оставил за собой права на псевдоним, но в итоге договорился с артистом, что тот сможет продолжать его использовать.

Тимати и Егор Крид сотрудничали 7 лет

Цена за литр девяностопятого уже преодолела сорокарублевый рубеж, но при этом мы по-прежнему предпочитаем «кормить» свой автомобиль на той заправке, где подают ароматный кофе и горячие сосиски. Другими словами, где самим перекусить, мы знаем, а что там льют в бак – второй вопрос. Потом жалуемся, что машина не едет или топливо недолили. Не лучше ли заранее узнать мнение экспертов и отзывы автомобилистов, которые регулярно посещают заправки и лучше всяких приборов ощущают разницу между конкурентами.

Общая ситуация: рейтинг заправок по качеству бензина и дизельного топлива в центральных регионах России

Мелкие заправочные сети нас не интересуют – многие предпочитают не связываться с региональными ООО. А вот, конкуренция тяжеловесов должна заинтересовать многих. Со стороны ситуация выглядит следующим образом: межрегиональные титаны Газпром, Лукойл и Роснефть со своими НПЗ активно состязаются с трейдерами – Shell и Татнефтью.

Качество массовой марки: где лучший АИ-95

Наш субъективный рейтинг АЗС по качеству бензина во многом зависит от реакции водителей на поведение своего автомобиля после заправки, а не от лабораторных исследований. У автовладельцев Центрального федерального округа особым доверием пользуется горючее АИ-95 от Газпрома. Судя по опросам, список его конкурентов в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Shell.
  • BP.
  • Роснефть.
  • Татнефть.
  • Лукойл.

Как ни странно, но откровенным аутсайдером оказалась частная компания Лукойл. Их марка топлива 95 Евро не всегда соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза по топливу. В итоге автомобиль ездит с переменным успехом, временами сигнализируя «Check Engine».

Если вы еще не узнали, на какой заправке продают самый качественный бензин, то вам будет интересно узнать мнение потребителей по поводу продукции Татнефти. В прошлом зимнем сезоне довольно часто можно было услышать жалобы по поводу затрудненного пуска и троения, что указывает на проблемы с летучестью горючего. Так что имейте это в виду, когда будете изучать причины детонации инжекторного или карбюраторного мотора.

На каких заправках качественный дизель

Основная беда практически всех АЗС заключается в отклонениях характеристик солярки от зимних стандартов. Закоренелых нарушителей нет, но есть заправки, не особо следящие за входным контролем, необоснованно доверяя нефтеперерабатывающим заводам. Зимой этим грешили заправочные сети Роснефти, а также ее акционеры – BP.

Под вывеской арктического дизельного топлива, имеющего по стандартам температуру парафинизации -27°C, в бак заливали летнюю соляру, у которой парафины выпадают уже при -5°C. В принципе, ситуация не критичная, если сделать своими руками проточный подогреватель дизельного топлива.

Ахиллесова пята Shell – дилеры, которые иногда могут халатно отнестись к качеству ГСМ. Официальные представители присутствуют только в Москве и области, а в остальных регионах бренд используют свободные предприниматели. В этом и кроется причина. Одни продавцы не видят отличий между V-Power и стандартным АИ-95, другие предлагают зимнее дизельное топливо класса Евро 5, которое по паспорту качества оказывается летним.

Столичный топ: лучшие АЗС по качеству АИ-95 и дизтоплива в Москве и области

Водители столицы без всяких возражений отдают предпочтение газпромовской «дочке» ПАО «Газпром нефть», видя ней эталон качественного горючего. И это не голословное утверждение – состояние поступающего топлива всегда под жестким контролем, его параметры соответствуют технической документации. По сервисной деятельности нареканий ни у кого нет: в кафе – сытно и аппетитно, в туалете – безукоризненная чистота, в магазине – все необходимое для проезжающих.

Так что по показателю, лучшая заправка по топливу и сервису в Москве и области, все плюшки заслуженно достались ГПН. К остальным реализаторам горючего доверие автовладельцев мало чем отличается от всероссийских показателей. Столичный ТОП-10 выглядит следующим образом:

  • Газпром нефть.
  • Shell.
  • Трасса.
  • ЕКА.
  • Нефтьмагистраль.
  • British Petroleum.
  • Роснефть.
  • Татнефть.
  • Лукойл.
  • Славнефть.

Истина в мелочах

По характеристикам нефтепродукты на бензозаправках Shell и Трасса мало чем уступают Газпромнефти, потому что это собственно одно и то же. Дело в том, что они покупают горючку на Московском НПЗ, а его основной акционер – не кто иной, как ПАО «Газпром нефть». Клиенты с положительной стороны отмечают на Шелл такую приятную мелочь как постоплата – сперва заправился, потом заплатил.

АЗС «Трасса» привлекают своих абонентов за счет меньшей цены, копеек на 30-40. Несколько очков бренд потерял из-за нестабильной добротности топлива – в центре столицы ситуация всегда лучше, чем на окраине.

В сети ЕКА может и не лучшее дизтопливо и сервис в Москве, но компания входит в Московскую Топливную Ассоциацию, а значит, находится под постоянным контролем. Да и поставщики у них статусные – Роснефть и Газпром нефть. Если вы не знаете, чей бензин заливают на заправках «Нефтьмагистраль», то это продукция Ярославского НПЗ. Прежде были жалобы на неудовлетворительное качество АИ-95 на этих заправках, но нынче ситуация вроде бы нормализовалась.

Одноклубники BP и Роснефть имеют свои мощности – Ярославский и Рязанский НПЗ. Продукция у них неплохая, но недостаточный контроль служит причиной того, что иногда на реализацию поступают низкокачественные нефтепродукты.

С Московским НПЗ тесно работает и Татнефть. Досадно, что не все автозаправки в состоянии предоставить полный набор соответствующих сервисных услуг: оснащение для накачивания колес, горячий кофе, туалет.

Лукойл страдает теми же отраслевыми пороками, что и остальные, в какой-то мере больше, в какой-то – меньше. Много отзывов о хорошем качестве как бензина, так и зимнего дизеля, но не меньше и оценок обратного характера. Поставляет горючее Нижегородский НПЗ. Завод имеет оборудование последнего поколения, способное выдавать нефтепродукты стандарта Евро-5. Откуда такие диаметрально противоположные мнения – непонятно.

Славнефть завершает топ автозаправок столицы и области. Предприятие имеет свой НПЗ в Ярославском регионе, физико-химические характеристики горючего на уровне. Однако картину портят франчайзинговые автозаправки – есть риск заправиться горючкой с малым запасом по детонационной стойкости, а это чревато потерей мощности.

Положение дел в северной столице: на каких заправках СПБ разливают качественный бензин и дизель

Здесь тоже немало АЗС в разных частях города, но в рейтинге присутствуют только те, чей бензин по октановому числу максимально соответствует своему классу. Также учитывалось количество присадок и посторонних примесей. Итак, ситуация с рейтингом следующая:

  • Shell.
  • Газпромнефть.
  • Лукойл.
  • Neste.
  • Татнефть.
  • Киришиавтосервис.
  • Роснефть.
  • Фаэтон Aero.
  • ПТК.

Последнее десятилетие в Питере существовала сравнительно стабильная структура розничной торговли автомобильным топливом. Только 50% автозаправок и 60% продаж принадлежали крупным компаниям, таким как Лукойл, Сургутнефтегаз, Газпромнефть, Роснефть, Татнефть. Остальная доля рынка приходилась на независимые компании (Фаэтон, ПТК, Neste, Shell), которые оптом покупали горючее у тех же гигантов.

В 2019 ситуация в регионе заметно изменилась. Почти вся сеть розничной торговли оказалась у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих добычу, переработку и продажу нефтепродуктов. Татнефть купила всю сеть «Несте», правда, внешний бренд у АЗС сохраняется на 5 лет. ПТК теперь в собственности «Роснефти», судьба бренда пока решается.

В итоге ВИНКам в СПб из 480 заправочных станций принадлежит 79%. В какой-то мере изменение структуры рынка должно повлиять на качество бензина на большинстве заправок Санкт-Петербурга, а также всей Ленобласти.

Трасса М4 Дон: какие АЗС пользуются авторитетом

Как-то собрался наш главред Порфирий Покрышкин посетить Черноморское побережье, и спрашивает, а где же ему лучше заправляться в пути. Пришлось в авральном порядке решать поставленный вопрос, исследуя массу информации. Ниже представлен полный отчет, подтвержденный реальной поездкой по трассе.

Чтобы поплескаться в синем море, придется проезжать через четыре региона: Тульскую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край. В Туле и ее окрестностях с топливом ситуация практически повторяет московскую – те же лидеры, тот же спектр услуг. Пробираясь ближе к югу, ориентируйтесь на всероссийские стандарты по АИ-95:

  1. Воронежский регион – Роснефть (рязанский НПЗ) и Газпром (Астраханский НПЗ).
  2. Ростовский регион – Башнефть (Уфимский НПЗ), Газпром (Астраханский НПЗ). Неплохой рейтинг на трассе Дон сложился и у франшизных АЗС Shell, которые закупают продукцию на
  3. Саратовском предприятии по переработке нефти.
  4. Краснодарский край – Роснефть (Саратовский НПЗ) и Газпром (Астраханский завод).

Важно! Отправляясь в путь из Москвы, постарайтесь спланировать место дозаправки примерно через 200-250 км. В дальнейшем это позволит вам избавиться от очередей на заправочных пунктах, потому что обычно за 350-400 км пробега от столицы бак у многих уже опустошается.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы определиться, на каких заправках лучше заправляться в 2019 году на трассе М4, пересекая границы транзитных областей. Это Роснефть и Газпром. Правда, случается иногда приличный недолив, но при этом авто едет без проблем.

Суперкарам и спортверсиям: где найти чистый АИ-100

Лидерами по разработкам в направлении увеличения октанового числа (ОЧ) признана компания Лукойл. Ее исследователи первыми достигли рубежа в 100 единиц. Марка Экто-100 в 2017 году полностью заменила Экто-98.

Спустя год появился первый конкурент – Газпромнефть, со своим брендом G-Drive 100. Не отставали и остальные, создавая достойную альтернативу: горючее V-Power Racing 98 от Shell и Ultimate 98 от BP.

У G-Drive 100 самые высокие показатели ОЧ, но основная часть маркетинга у Экто-100. Такое положение отнюдь не говорит о том, что один нужно лить, а другой – обходить стороной. Здесь рейтинг премиум-топлива АИ-100 на заправках Москвы или другого региона не имеет значения – каждый выбирает свое:

  • Shell V-Pover Racing – подходит для штатных поездок на автомобилях с турбомоторами без какого-либо тюнинга. Антидетонационная и моющая присадка BASF Nemo 6125 выгодно отличает это топливо от конкурентов.
  • Экто-100 – бензин хорош для турбодвигателей после чип-тюнинга в режиме ежедневной эксплуатации.
  • BP Ultimate – характеристики аналогичны Экто-100, но присадочный состав лучше. Оправдано использование горючего на машинах с турбированными двигателями без особых модернизаций.
  • G-Drive 100 – практика показывает, что применение этого премиум-топлива обосновано для форсированных моторов атмосферного типа или спортивных заездов на авто с турбоустановками.

Секрет высокого октанового числа заключается в увеличении соединений бензола и оксигинатов. Дополнительный кислород, который в них содержится, обеспечивает полноту сгорания смеси. Однако при этом снижается ее калорийность, поэтому «сотки» резонны из-за стойкости к детонациям. Одновременно нужно сократить интервал замены моторного масла, потому нагрузки существенно возрастают.

Резюме

Повторять одно и то же вроде бы неприлично, но придется. Рейтинги рейтингами, а выбирая подходящее горючее нужно смотреть не на статистику, а руководствоваться рекомендациями производителя вашего автомобиля. Когда он разрешает разные октановые числа – заливайте в бак, что хотите. Если же нет – никто не предскажет результатов ваших экспериментов.

Ни в коем разе не ищите топливо с позиции «Там будет дешевле». Такой подход неприемлем как в отношении бренда, так и ОЧ бензинов. Почему? Вот смотрите: принципиальных изменений в двигателях за последние 100 лет не было, их в любом случае проектируют под определенный тип горючки.

В редакцию «Континента Сибирь» поступает большое количество жалоб на качество автомобильного топлива в Новосибирске. Его качество ставят под сомнения не только простые автолюбители, но и сотрудники СТО, надзорные органы и общественные активисты. Речь идет не только о бензине, но и о дизельном топливе. «КС» решил разобраться, кто и как контролирует качество топлива в регионе.

Жалобы клиентов

Читатели издания из числа представителей деловых кругов региона охотно поделились с редакцией своим опытом взаимодействия с участниками рынка АЗС.

«Совсем недавно со мной произошел неприятный случай. Я заправляла свой автомобиль марки Volkswagen по акции на «Беркуте» на протяжении четырех месяцев. Перед Новым годом загорелся чек и EPC. Итог: замена свечей, замена топливного фильтра, промывка топливной системы с изъятием так называемого «топлива», замена форсунки и всех прокладок, плохое настроение перед праздником. И это при том, что я заливала 98-й бензин, — сетует в разговоре с «КС» топ-менеджер новосибирской компании сферы перевозок на условиях анонимности. — После официального обращения в компанию «Беркут» в течение двух недель мне возместили стоимость ремонта полностью».

Не менее характерные примеры приводят и другие читатели издания. «У меня тоже была история летом — я заправился на АЗС «Газпромнефть» возле бывшего дилерского центра Ford на Немировича-Данченко, после чего заглох на светофоре, загорелся индикатор check engine (необходимость проверить мотор), и мне пришлось тащить машину на СТО. Там мне слили бензин, поменяли топливный фильтр. После этого я обратился в «Газпромнефть» — специалист связался со мной через три дня и предложил сделать экспертизу топлива на заправке. В суд я не пошел», — рассказывает «КС» бывший управляющий директор дилерского центра KIA компании «Сармат» Денис Абраменко.

Еще в большей степени наслышаны о такого рода проблемах представители сферы СТО. Генеральный директор компании VIP-Service (занимается торговлей и обслуживанием автомобилей премиум- и люкс-класса в Новосибирске) Александр Сердцев регулярно сталкивается с проблемами, которые вызваны некачественным бензином. Так, за 2017 год его компании пришлось ремонтировать большое количество двигателей из-за проблем с блоками цилиндров. Среди них, к примеру, более 10 машин Porsche и два BMW. Но поскольку качество топлива остается на прежнем уровне, автовладельцы, по его словам, возвращаются в СТО с теми же проблемами.

«Пришел к нам автомобиль — ничего не работает. Посмотрели поршень, он перегорел. Слава богу, других повреждений не было. Мы заказали запасные части, доставили, провели ремонт, и человек уехал. Через 6000 км он снова приезжает со скандалом и словами: «Вы плохо все сделали, вы ничего не умеете». Соответственно, мы пригласили эксперта, начали при нем все разбирать, посмотрели, что проблема та же — второй цилиндр прогорел, — рассказывает Александр Сердцев. — Мы провели отбор топлива, сдали в три разные лаборатории в Новосибирске, Томске. И оттуда пришли результаты: несоответствие топлива по октановому числу, плотность ниже на 12–15%». Такая ситуация характерна для новосибирских автовладельцев. По словам собеседника «КС», за последний год в СТО был наплыв клиентов по вопросам, связанным с двигателями.

Редакция «КС» проводила опрос своих читателей на сайте, спрашивая, топливо на каких АЗС Новосибирской области можно считать самым качественным. В опросе первое место заняла «Газпромнефть» (49%), за которой следуют «Роснефть» (12%) и «Лукойл» (12%). В опросе на момент сдачи материала приняло участие 1394 человека.

Кто следит за качеством?

За качеством топлива в Новосибирской области, как и во вснм Сибирском федеральном округе следит Сибирское межрегиональное территориальное управление Росстандарта.

«До позапрошлого года эти вопросы контролировались сибирским межрегиональным территориальным управлением Ростехнодзора. Сейчас это передано в Росстандарт. Но это условный контроль, не такой жесткий, как хотелось бы», — рассказывает общественный активист, координатор общественной организации «Родительский комитет» Владимир Кириллов.

Степень контроля за качеством ГСМ устанавливается законодательно, и Росстандарт не может превышать свои полномочия. Это касается и периодичности проверок, и критериев оценки топлива.

«Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» установлены требования к автомобильному бензину, в том числе такие показатели, как массовая доля серы, объемная доля бензола, массовая доля кислорода, объемная доля углеводорода, октановое число по двум методам контроля, давление насыщенных паров, концентрация железа, концентрация марганца, концентрация свинца, мономитиламилин и оксигенаты. Другие показатели мы не можем проверять: только то, что у нас заложено в техническом регламенте», — подчеркивает руководитель сибирского межрегионального технического управления (СМТУ) Росстандарта Людмила Гаталай. Также существуют не запрещенные законом присадки, которые повышают октановое число, но увеличивают расход топлива. Собеседница «КС» не исключает, что их используют, но контрольный орган не может с этим бороться, так как законом это не запрещено.

Кроме того, сотрудники Росстандарта не могут проводить регулярные проверки и контролировать качество бензина. Здесь владельцев АЗС защищает 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

«Периодичность плановых проверок в отношении одного хозяйствующего субъекта, согласно требованиям Федерального закона № 294–ФЗ, — не чаще одного раза в три года. Кроме того, третий год действуют надзорные каникулы в отношении субъектов малого предпринимательства с целью исключения излишнего давления на малый бизнес, к которому, как правило, относится большинство независимых АЗС», — обращает внимание руководитель СМТУ Росстандарта.

Проверять такие АЗС можно только после жалоб потребителей. Но с 2017 года был введен новый порядок их рассмотрения, теперь Росстандарт не может реагировать на анонимные заявления.

«В случае поступления в СМТУ Росстандарта обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о низком качестве топлива, могут проводиться внеплановые проверки. Однако и здесь не все так просто. Действия надзорного органа связаны положениями того же Федерального закона № 294. Начиная с 1 января 2017 года организация и проведение внеплановой выездной проверки территориальным органом Росстандарта возможны только после согласования такой проверки с органами прокуратуры. Так, в 2017 году в органы прокуратуры в субъектах Сибирского федерального округа было направлено на согласование более 200 заявлений. При этом в половине случаев СМТУ Росстандарта был получен отказ в согласовании. Можно сделать вывод о том, что определенное количество граждан осталось недовольно действиями надзорного органа, несмотря на то, что в случае невозможности проведения внеплановой проверки нашим управлением дается исчерпывающий ответ всем заявителям», — рассказывает Людмила Гаталай.

В Новосибирской области до рассмотрения дошло только девять жалоб, потому что остальные были неправильно оформлены. Из девяти проверенных АЗС на четырех выявлены нарушения, кроме прочих нарушений, везде превышено содержание серы в бензине. По данным Росстандарта, это АЗС «Сибгаз» на проспекте Энергетиков, «Меридиан» в Карасуке, «Логистик» на Ядринцевской и «Надежда» на улице Кропоткина.

Жалоба должна содержать информацию о человеке, который ее подает. Если обращение подано в электронном виде, то оно обязательно должно быть отправлено через специальную систему, которая подтверждает личность отправителя. По словам Людмилы Гаталай, на сайте новосибирского Росстандарта этой системы нет. По закону, если представители надзорных органов сомневаются в достоверности представленных данных, то они должны принять меры для проверки личности заявителя. Если в жалобе указан контактный телефон, то они обязательно звонят для проверки.

Помимо ужесточений в правилах подачи жалоб, изменилась и ответственность за нарушения в сфере топлива. До 2018 года ответственность для недобросовестных владельцев АЗС была минимальной, за нарушение налагался штраф от 100 до 300 тысяч рублей. 29 января 2018 года в силу вступила новая статья КоАП РФ ст. 14.43.1, предусматривающая ответственность за нарушения изготовителем или продавцом в сфере оборота топлива. Новая статья вводит оборотные штрафы за нарушения прав потребителя: 1% от всей годовой выручки за предыдущий год, но не менее 500 000 рублей.

Также Людмила Гаталай ссылается на изменения, внесенные в кодекс РФ об административных правонарушениях (в части ужесточения административного наказания за реализацию топлива автомобильного, не соответствующего требованиям технического регламента по физико-химическим показателям). «Так, частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ предусмотрен административный штраф, размер которого составляет 1% от выручки, полученной от реализации автомобильного топлива на проверяемой АЗС за год, предшествующий году проведения проверки, но не менее 500 тысяч рублей. Например, если размер выручки за год составил 80 миллионов рублей, то размер штрафа составит 800 тысяч рублей. Пример вынесенного СМТУ Росстандарта оборотного штрафа уже имеется», — пояснила Людмила Гаталай, отказавшись пояснять, кому конкретно выписан такой штраф. — В статье 14.43.1 имеется еще и третья часть, согласно которой в случае выявления повторного нарушения требований ТР ТС предусмотрен штраф, размере которого составляет 3% от годовой выручки, но не менее 2 миллионов рублей. Отдельно прописана ответственность за нарушение правил информирования потребителей о продукции. В этом случае штраф составит от 100 до 300 тысяч рублей».

Схемы

Главный вопрос: откуда в АЗС берется некачественное топливо. В СФО есть крупные нефтеперабатывающие заводы, которые регулярно проверяет Росстандарт: Ачинский НПЗ в Красноярском крае, Омский НПЗ компании «Газпром нефть» и Ангарский НПЗ. Качество выпускаемого там бензина подтверждает руководитель СМТУ Росстандарта по СФО Людмила Галатай. Проверки там проходят каждый месяц. «Кроме того, структурными подразделениями СМТУ Росстандарта ежемесячно проводится мониторинг предприятий, осуществляющих изготовление топлива. При этом случаев нарушений требований технического регламента на нефтеперерабатывающих заводах до настоящего времени не установлено», — отмечает собеседница «КС».

В то же время существуют заводы, которые по документам производят топливо, не предназначенное для автомобилей, например, газовый бензин или судовое топливо. Это Яйский НПЗ в Кемеровском крае и Коченевский НПЗ в Новосибирской области. Продукция этих заводов не попадает под технический регламент Росстандарта, но выпускается на абсолютно легальных основаниях.

«У нас очень большое количество НПЗ по всей России и в Сибири, в том числе и те, кто производит вместо дизельного топлива судовое, маловязкое котельное топливо. Через фирмы-однодневки такую продукцию можно реализовать на АЗС как дизельное топливо. Это прибыльный бизнес, потому что производство, как правило, осуществляется без уплаты акцизов, так же как и различные суррогаты, которые затем оказываются 92-м бензином», — рассказывает Владимир Кириллов.

Одна из схем — это смешивание качественного топлива с топливом, не предназначенным для автомобилей. По мнению Александра Сердцева, такого рода махинации происходят на некоторых нефтехранилищах. «Я разговаривал с человеком из топливной сферы, и он мне пояснил, что весь бензин, который выходит с заводов, как правило, нормальный, близкий к стандарту. Там есть небольшие погрешности, но в пределах нормы. Но как только он разгружается на нефтебазе, то там уже может возникать суррогат».

Общественный активист, который занимается темой топлива, ответственный секретарь «Авто-мото ассоциации» (АВАМТ) Алексей Носов отмечает, что в Новосибирской области существует более 120 нефтебаз, на которых происходит такое смешивание. «Соответственно, откуда туда приходит топливо, одному богу известно», — рассказывает Александр Носов. Он считает, что крупные сети, у которых свои НПЗ и нефтехранилища, не занимаются подобными махинациями. «Есть сети различных мелких жуликов, которые пытаются такими аферами зарабатывать. АЗС в курсе, какое топливо они покупают, потому что эти нефтебазы принадлежат этим АЗС. В Новосибирской области нет таких нефтебаз, которые действуют независимо. Все нефтебазы так или иначе принадлежат владельцам АЗС», — подчеркивает Алексей Носов.

Отсутствие махинаций с топливом на крупных нефтехранилищах подтверждает и руководитель Росстандарта. «Мы ежемесячно мониторим качество продукции на нефтебазах. При проверке на крупных нефтебазах крайне редко происходит выявление несоответствия топлива стандартам», — поясняют в Росстандарте.

Махинации с топливом на мелких нефтехранилищах подтверждает и сотрудник одной из новосибирских нефтебаз, который пожелал остаться неизвестным.

В то же время Людмила Гаталай не исключает возможности работы над топливом на крупных нефтебазах. «Даже если предприятие нефтепродуктообеспечения станет применять какие-то разрешенные присадки, оно в состоянии делать это, не позволяя нормируемым техническим регламентом показателям выйти за рамки установленного допуска», — отмечает Людмила Галатай. Таким образом, крупные игроки проходят проверки.

Алексей Носов уверен, что все владельцы АЗС знают, какое топливо они закупают, но они могут легко скрыть от потребителей тот факт, что топливо на заправке некачественное. Документ, который подтверждает качества топлива, — это сертификат, он висит на заправке на видном месте, его выдает поставщик топлива заправщику. Но автозаправщик может вывешивать не все сертификаты.

«Предположим, висит на какой-либо АЗС сертификат соответствия качества партии, но ему уже полгода. Мы понимаем, что у нас бензин с Омского или Ачинского НПЗ, но по факту выясняется, что бензин продается с других НПЗ, и продукция соответствующего качества. Когда-то была закуплена партия топлива, получен сертификат, и под этим сертификатом реализовывается контрафакт», — рассказывает Владимир Кириллов.

В таких ситуациях топливо покупается у известной и проверенной нефтебазы, например, Омского НПЗ. Бензин заливается в резервуар на АЗС, на кассе вешается сертификат. После этого закупается некачественное топливо с другой нефтебазы, которое просто смешивается в цистерне с качественным бензином. Таким образом, сертификат свидетельствует о том, что бензин с завода «Газпром нефть» в Омске, а по факту в цистерне находится некачественный суррогат.

По словам Людмилы Гаталай, небольшие АЗС, которые не входят в крупные сети, чаще всего продают некачественное топливо. Но поймать их на нарушении, как говорилось выше, достаточно сложно, потому что о любой внеплановой проверке владельцы АЗС будут знать заранее.

В настоящее время Росстандарт взял пробы топлива по внеплановым проверкам на восьми заправочных станциях Новосибирской области. Будут ли выписаны первые оборотные штрафы для АЗС НСО, станет известно в конце апреля.

Комментарии в самих сетях АЗС на момент подготовки материала получить не удалось.

«КС» продолжает исследовать тему качества топлива и предлагает читателям делиться с редакцией своим опытом в этой сфере. Свои комментарии присылайте на ящик ks@sibpress.ru.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Из-за чего выросли оптовые цены

Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже, считает глава Приморского топливного союза. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 т АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина. «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, утверждает Чирсков.

В «Роснефти» заявление главы союза опровергают. «Заявления Приморского топливного союза о занижении «Роснефтью» продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности. Заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. Представитель «Роснефти» также уточнил, что заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети «Октант» в июле не поступали.

По данным «Роснефти», ежедневно Комсомольский завод продает на бирже 1,2 тыс. т различных видов бензина и дизеля, «что соответствует производственным возможностям предприятия». Из них компания действительно продает 120 т АИ-95 и АИ-98 в сутки, добавил ее представитель.

Представитель «Роснефти» указал, что в первую очередь топливом обеспечиваются ее собственные АЗС, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.

В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В июле прошлого года Комсомольский НПЗ продавал на оптовом рынке 3,3 тыс. т АИ-95 в месяц, а в этом году — 2,76 тыс. т, объясняет он. С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 руб. за тонну, то есть стала на 26% выше прошлогоднего уровня (50 618 руб. за тонну).

Из-за пандемии заводы сократили производство, но когда спрос начал расти, так и не восстановили его до необходимого уровня, что и привело к росту оптовых и мелкооптовых цен, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

По словам Аркуши, такая ситуация сложилась по всей стране: оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, указывает он. На Дальнем Востоке ситуация еще сложнее, с учетом того что на бирже бензин продает только Комсомольский завод, а везти топливо с других НПЗ в этот регион слишком дорого из-за высоких железнодорожных тарифов, добавляет глава РТС.

Вырастут ли цены на заправках

Независимые АЗС уже продают АИ-95 на 3 руб. дороже, чем «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (49 против 46 руб. за литр). Но если оптовые цены продолжат расти, в сентябре цены на заправках могут увеличиться до 55–57 руб. за литр, предупреждает Чирсков.

Владельцы независимых АЗС построили нефтебазы и АЗС (одна заправка — 70–100 млн руб., нефтебаза — от 300 до 500 млн руб.), купили бензовозы, но периодически вынуждены работать с отрицательной маржой, констатирует собеседник РБК. В результате, по его словам, например, в Хабаровском крае до 2018 года было около 20–25 владельцев заправок, но за последние два года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства, на рынке осталось три-четыре независимых компании.

Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить производство, но ответственности за невыполнение рекомендаций не предусмотрено, говорит Аркуша. Топливные проблемы Дальнего Востока можно решить за счет снижения тарифов на железнодорожный транспорт: еще в начале года вице-премьер Юрий Борисов поручил к маю их значительно сократить, напоминает он. Но, по словам Аркуши, это поручение не выполнено до сих пор.

РБК направил запрос представителю Борисова.

Ситуация на Дальнем Востоке регулярно обсуждается в ФАС и Минэнерго, рассказывает один из участников рынка. «Необходим более детальный контроль со стороны регулирующих инстанций над диспаритетом розничных и оптовых цен крупнейших нефтяных компаний, а также контроль над биржевыми ценами и объемом биржевого ресурса, что позволит независимым участникам устанавливать на АЗС конкурентоспособную цену с оптимальной маржинальностью», — считает Моисеенко из «Бензо». По мнению Турукалова, в решении проблемы могло бы помочь ограничение для «Роснефти» экспорта прямогонного бензина и компонентов бензина, а также увеличение выпуска товарного бензина и его поставок на внутренний рынок. «Компания поставляет на биржу самые большие объемы моторного топлива для развития рыночного индикатива», — парирует представитель «Роснефти».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *