Рынок агрегаторов такси

Выручка компаний, управляющих сервисами «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобил», в прошлом году выросла в разы. Вместе с тем они генерировали миллиардные убытки, исключение — представитель Uber в России Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Согласно данным финансовой отчетности по РСБУ, опубликованным в СПАРК, выручка ООО «Яндекс.Такси» в 2018 году выросла почти в три раза, до 26,74 млрд руб. Аналогичный показатель у ООО «Геттакси Рус» (работает под брендом Gett) увеличился на 32%, до 4,75 млрд руб. Выручка ООО «Сити-Мобил» (бренд «Ситимобил») выросла в 3,4 раза, до 1,068 млрд руб.

Указанные компании показали чистый убыток в прошлом году:

  • у «Яндекс.Такси» он снизился более чем в три раза и составил 1,685 млрд руб.;
  • у «Геттакси Рус» — на 8%, до 2,27 млрд руб.;
  • у «Сити-Мобил» — вырос более чем в сто раз, до 3,63 млрд руб.

Лишь показатели ООО «Убер Текнолоджи» (Uber) продемонстрировали другую динамику. Выручка этой компании в прошлом году снизилась более чем в три раза, до 571 млн руб. Все годы существования компания была прибыльной, и этот показатель стабильно рос. Однако в прошлом году чистая прибыль «Убер Текнолоджи» снизилась в 5,5 раза, до 14,65 млн руб.

Из всех перечисленных компаний финансовые показатели частично раскрывало лишь ООО «Яндекс.Такси». Его материнская компания «Яндекс» сообщала, что выручка сегмента такси в 2018-м выросла на 293%, до 19,2 млрд руб. Чистый убыток не назывался, но по итогам второго квартала этого года компания стала прибыльной, заявляли в «Яндексе».

Несоответствие показателей, опубликованных в СПАРК и ранее объявленных компанией, отчасти связано с разными стандартами отчетности («Яндекс» раскрывает данные по стандарту US GAAP). Кроме того, в феврале прошлого года компания «Яндекс.Такси» закрыла сделку по объединению с бизнесом Uber в России и нескольких странах СНГ. Была создана новая структура в Нидерландах — MLU B.V. «Яндекс» получил в ней 59,3%, Uber — 36,6%, оставшиеся 4,1% были распределены между сотрудниками компании. Однако в ближайшее время в результате сделки по приобретению активов ГК «Везет» (управляет сервисами заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi) распределение долей в MLU может поменяться. Нынешние акционеры «Везет» могут получить до 3,6% MLU, доля «Яндекса» в СП снизится до 56,2%, а Uber — до 35% (оставшиеся 5,3% будут у сотрудников). Финансовые показатели «Везет» оценить невозможно, поскольку в группу входит множество юрлиц.

При этом глобальная Uber Technologies Inc. убыточна. По итогам 2018 года ее чистый убыток составил $1,8 млрд, что на 15% меньше, чем в 2017-м. Выручка компании выросла на 43%, до $11,3 млрд.

Агрегаторы такси начали образовываться примерно 15 лет назад, они росли медленно и незаметно, постепенно распространяясь по городам России. Но в последние 5 лет произошел настоящий бум, вызвавший их стремительный рост. Это связано, в первую очередь, с развитием информационных технологий, в том числе с доступностью смартфонов и высокоскоростного Интернета. Дополнительным, но также немаловажным фактором стал приход на рынок крупных амбициозных игроков.
На текущий момент известно, что агрегаторы занимают уже более трети (!) всего рынка такси в России. По данным аналитического центра при правительстве РФ на 2017 год (данные за 2018 еще не обнародованы) лидирует компания Fasten с долей чуть более 12%. Лидером она стала после слияния весной 2017 с другим крупным агрегатором — RuTaxi. Известно, что в объединенную компанию были внесены крупные инвестиции (порядка 100 миллионов долларов) со стороны фонда UFG Private Equity, который стал ее крупнейшим акционером. Таким образом, сейчас Fasten, известная брендами «Сатурн» и «RedTaxi», а также RuTaxi с брендами «Везёт» и «Лидер» — это одна и та же компания. Интересно, что основатель Fasten Евгений Львов совместно с зарубежными партнерами также запустил одноименное приложение для заказа такси в США. Запуск произошел еще в 2015 году в Бостоне, сейчас сервис функционирует в Бостоне и Остине.

На втором месте идут так называемые «столичные агрегаторы». Яндекс.Такси и Uber, также совершившие сделку по слиянию в начале 2018 года, сейчас присутствуют на рынке таксомоторных перевозок с долей, превышающей 10%. При этом, создав обширную базу в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, «Яндекс» активно пошел по регионам и, очевидно, что его доля в провинции будет стремительно расти. Кроме того, данная компания активно привлекает водителей такси

к сотрудничеству, используя масштабную рекламу в СМИ и предоставляя им различные финансовые бонусы.

Третье место занимает «Максим», представленный в очень большом количестве российских городов. Интересно, что история этого агрегатора началась с небольшой таксомоторной службы в Курганской области, а сейчас он занимает около 7,5% всероссийского рынка такси.

Доля достаточно известной в Москве и Санкт-Петербурге израильской компании Gett составляет 2,5%. По этому показателю фирма занимает лишь четвертое место в списке лидеров. Компания пришла в Россию в 2012 году и достаточно успешно стала работать в крупных городах (еще в 8, помимо Москвы и Санкт-Петербурга), но в последние годы потеряла часть своей доли из-за активности Яндекс.Такси и Uber.

Еще одним интересным игроком на рынке агрегаторов недавно стал «Ситимобил». Компания была основана еще в 2007 году в Москве в качестве таксопарка, в 2008 превратилась в агрегатора. С этого момента она стала постепенно занимать не самую большую, но стабильную долю московских перевозок. И вероятно, так продолжалось бы и дальше, если бы в начале 2018 года Mail.ru Group и «Мегафон» не вложили бы серьезные инвестиции в «Ситимобил», став его крупнейшими акционерами. На текущий момент прошло немного времени с момента инвестирования, но число пользователей уже увеличилось в 10 раз. И очевидно, что агрегатор не остановится на этом: он ставит амбициозные цели и готов затратить на это огромные средства, в том числе на обширную рекламу и ценовой демпинг.

В целом следует отметить следующие тенденции на рынке агрегаторов такси. Во-первых, крупные затраты продолжат быть нормой. Некоторые компании будут производить их из собственных средств, а некоторые — за счет привлечения инвесторов. Причиной затрат являются сложившиеся принципы завоевания клиентов посредством ценового демпинга и масштабной рекламы.

Во-вторых, скорее всего слияния агрегаторов продолжатся, поскольку они позволяют оптимизировать расходы и организационные моменты, а также укрепиться в войне с конкурентами.

Что касается используемых технологий, то, как показал опыт, предсказания экспертов о том, что такси будут заказывать только через приложения, пока не подтверждаются. И многие агрегаторы (к примеру, Яндекс.Такси) развивают телефонию. При этом компании,

К такому выводу пришли в «Транспортной ассоциации московской агломерации» (Ассоциация ТАМА, один из учредителей — «Мосгортранс») по итогам исследования работы онлайн-сервисов заказа такси. Оно проведено в рамках мониторинга таксомоторных перевозок, о котором Московская торгово-промышленная палата (МТПП) и агрегаторы такси договорились летом 2019 года.

Исследование основано на «контрольных закупках» услуг 8 крупнейших участников рынка. Заказы размещались через мобильные приложения сервисов. Проверка наличия или отсутствия разрешения проводилась на основании сведений из официального реестра на сайте правительства Москвы. В выборку попали 250 автомобилей такси, работающих в столице.

Напротив, лучше всего дела обстоят у автомобилей Uber (9,4%), «Яндекс.Такси» и «Таксовичкоф».

«Российская газета» попросила компании прокомментировать результаты исследования.

В пресс-службе сервиса «Максим» заявили, что они некорректны. Выборка в 250 машин не репрезентативна, к тому же авторы не указали количество автомобилей, заказанных в каждом сервисе, сказал представитель компании. Чтобы увидеть действительно объективную картину, нужно смотреть данные в целом по стране, а не только в Москве, подчеркнул он.

«В каждом городе, где мы представлены, в том числе и в Москве, абсолютно у каждого водителя такси есть разрешение», — заявил «РГ» Илья Байко, операционный директор «Таксовичкоф». То, что в ходе исследования все-таки были обнаружены автомобили, перевозящие пассажиров без разрешения, по его словам, объясняется недобросовестностью партнеров сервиса, которые принимают заказ под брендом «Таксовичкоф» и отдают водителям, у которых нет лицензий. «Мы проводим проверки наших партнеров и будем еще тщательней их проверять на наличие разрешений», — пообещал Байко.

Машина металлическая инерционная — Уаз Патриот – Такси, Технопарк, X600-H09027-R.

Коллекционная модель от компании «Технопарк» станет замечательным экспонатом в коллекции точных масштабных копий автомобилей. Миниатюрная копия Уаз Патриот жёлтого цвета с надписью «Такси» выполнена из металла а декоративные элементы из качественного пластика. Машина снабжена инерционным механизмом, благодаря чему после лёгкого толчка может ускоряться вперёд и передние открывающиеся двери.

Особенности:

— Игрушка выполнена точной масштабной копией автомобиля Уаз Патриот – Такси.

— Модель машинки выполнена из металла с добавлением некоторых элементов из качественного пластика.

— Масштаб исполнения копии 1/50.

— Игрушка выполнена с высоким уровнем детализации

— Кузов автомобиля имеет жёлтый цвет и украшен надписью «Такси» и чёрными шашечками.

-На кузове установлены сигнальные маячки.

— Автомобиль имеет функциональные открывающиеся передние двери, что добавляет ей реалистичности.

— Сквозь прозрачные стёкла можно рассмотреть подробно исполненный салон авто.

— Колёса автомобиля с резиновыми шинами, крутящиеся, благодаря чему игрушку можно катать по поверхности.

— Автомобиль снабжён инерционным механизмом, благодаря чему способен проехать большое расстояние после лёгкого толчка вперед.

— Машинка от торговой марки «Технопарк» понравится коллекционерам миниатюрных моделей техники.

— Мальчишки с удовольствием поиграют с моделью машины, совершенствуя мелкую моторику рук и развивая фантазию и воображение.

— Игрушка выполнена из качественного и прочного пластика и металла, прошедшего сертификацию для производства детских товаров.

— Используемые красители яркие, стойкие к истиранию, нетоксичные и гипоаллергенные.

Характеристики:

Модель: Уаз Патриот.

Возраст: от 3-х лет.

Состав: металл, пластик, резина.

Цвет: бело-синий.

Масштаб: 1:50.

Длина машины: 8,5 см.

Размер упаковки: 14,5 x 5,5 x 12,5 см.

Упаковка: картонная коробка блистерного типа.

Производитель: Технопарк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *