Рулевой наконечник

Тяга является частью системы рулевого управления. Работоспособность этого механизма ограничена пробегом в 20–80 тысяч километров, что зависит от условий, в которых эксплуатируется машина. Водителю же желательно научиться диагностировать, когда механизм выходит из строя, чтобы вовремя определить его состояние и устранить неисправность.

Когда менять рулевые тяги

На внедорожниках и пикапах установлена система рулевого управления с рециркуляционным шариковым механизмом. На остальных авто — с реечным. В обоих случаях функция тяги заключается в том, чтобы соединить рулевую рейку или рычаги с поворотными кулаками. Тяги обычно бывают попарными, внутренняя и внешняя. Внутренняя будет ближе к центру автомобиля, а внешняя — ближе к колесу.

Чтобы понять причины и скорость износа, начните с понимания механизма работы устройства. Внешний конец рулевой тяги соединён с поворотным кулаком. Внутренний защищён чехлом рейки, которая крепится к кузову автомобиля, раме или подрамнику. Рулевые кулаки «держат» передние колеса. Когда водитель поворачивает руль, рейка скользит, а тяги поворачивают поворотные кулаки в нужном направлении.

Важно! После замены наконечников обязательно нужно выполнить проверку развала — схождения колёс, чтобы привести углы рулевого управления и подвески в соответствие с техническими характеристиками. Соответственно, стяжка предусматривает наличие двух компонентов: внутреннего и внешнего концов рулевой тяги. Внутренний смазан и защищён чехлом рейки. Внешний также заполнен смазкой, но он защищён небольшим резиновым или пластиковым наконечником. Их исправность позволяет легко управлять автомобилем и не сопровождается различными звуками.

За счёт износа прокладки механизм может ослабевать. Низкая посадка автомобиля и ухабистая трасса могут стать причиной трещины наконечника. Затем ситуация усугубится. Влага будет проникать внутрь, вызывая коррозию, поэтому внешние наконечники выходят из строя чаще. И чем больше машина находится в движении, тем быстрее это происходит.

Видео: Замена рулевых тяг и наконечников

Срок эксплуатации

Диапазон в 20–80 тысяч километров пробега нужно понимать следующим образом. Движение по качественным дорогам обеспечит максимальный пробег без ремонта. Но срок службы механизма на тяжёлых автомобилях и внедорожниках нужно определять, как 40 тысяч километров. Причиной становится большая нагрузка. Кроме того, движение по дорогам с выбоинами — тоже фактор, ускоряющий износ.

Знаете ли вы? Считается что колёса были изобретены шумерами 5500 лет назад. Скорее всего, поначалу это были гончарные круги.

Если один из наконечников отсоединится, автомобиль потеряет управление. Вы наверняка видели такие на трассе — это машины, стоящие на обочине, с колёсами, направленными в разные стороны.

Симптомы неисправности в наконечнике включают в себя:

  1. Грохот или стук в передней части и ослабление рулевого управления. Это признаки наличия небольшого зазора от износа вкладыша внутри узла.
  2. Стук обозначает износ пластика и палец «ходит» при движении, создавая этот звук. Проверить это можно даже визуально.
  3. Ещё один вероятный симптом — тряска; возникает в том случае, если тяга сильно изношена.

Диагностика

Внешний наконечник необходимо регулярно смазывать. Измерить степень износа заранее нельзя. Но проблема заключается в том, что очень часто симптомы износа отсутствуют. И водитель узнаёт о наличии проблемы, только попав на СТО по совершенно другой причине. Поэтому механики рекомендуют осматривать систему рулевого управления, тормоза, подвеску и другие компоненты не реже 1 раза в год.

Единственный способ надлежащим образом проверить тяги и остальные элементы управления — это поднять автомобиль на подъёмнике. Сначала необходимо проверить наконечники, чтобы убедиться в их чрезмерном износе, и при необходимости заменить их.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Поставьте автомобиль в нейтральное положение и включите ручной тормоз.
  2. Поверните ключ.
  3. Приподнимите с помощью гидравлического домкрата и закрепите подставкой и колодками на заднем колесе, чтобы автомобиль не мог двигаться.
  4. Разблокируйте втулку рулевой тяги. Передвиньте колесо рукой и толкните его.
  5. Если наконечники ослаблены, они издают шум, также может обнаружиться движение во внутреннем гнезде пальца. Таким образом вы сможете убедиться, что проблема именно в наконечниках, а не в стойке.
  6. Если не уверены, попросите более опытного человека помочь вам правильно диагностировать проблему.

Ремонт

Снимать рулевые тяги с их креплений лучше всего с помощью инструментов, предназначенных для этой цели. Удар по механизму и использование неправильных инструментов может повредить их. Обратите внимание, что описание всех процессов по обслуживанию, в том числе и замены наконечника, будут описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Знаете ли вы? Первые конструкции автомобилей использовали велосипедные шины для колёс. Настоящие автомобильные шины впервые были установлены на машине братьев Мишлен и испытаны в ходе автогонки Париж — Бордо в 1895 году.

Для ремонта понадобятся:

  • домкрат или другой подъёмный механизм;
  • щётка;
  • гаечные ключи 17 и 19;
  • плоскогубцы;
  • съёмник;
  • отвёртка.

Выбор деталей

В автомобиле хорошо то, что его детали взаимозаменяемы, поэтому у вас есть возможность купить оригинальную деталь от производителя или приобрести аналогичную, которая подойдёт для вашей машины, но от другого производителя. Автосервис, как правило, даёт гарантию на выполненные работы в обоих случаях, но это позволяет автовладельцу определиться в ценовом диапазоне.

Чтобы не ошибиться при заказе детали, посмотрите артикул и другие параметры для наконечников, в руководстве к вашему автомобилю. Сверьте с внешним видом детали на сайте производителя, если есть возможность, и заказывайте. В случае сомнений, обратитесь в автосервис для точного определения модели запчасти.

Можно ли отремонтировать самостоятельно

Опытный автовладелец, конечно же, может заменить наконечники самостоятельно. Это не слишком сложно и выполнимо. Для этого даже не нужны специальные знания. Новичкам желательно перед работой прочитать руководство по эксплуатации машины. И, при неуверенности, заручиться поддержкой более опытного специалиста.

Важно! Перед работой убедитесь, что новые наконечники, которые вы собираетесь поставить, совпадают по модели со старыми и подходят для вашего автомобиля.

Алгоритм замены

После диагностики начните с опускания автомобиля. Затем ослабьте зажимные гайки на передних колёсах. Приподнимите авто домкратом. Завершите снятие зажимных гаек и снимите колёса с колёсной базы.

Замена наконечников:

  1. Сдвиньте рулевое управление вниз.
  2. Перед вами будет вал, который проходит через кулак. На этой конструкции находится замок с круглой головкой сверху. Это внешняя тяга.
  3. Чтобы было удобно работать, очистите щёткой этот узел. Смажьте соединение тормозной жидкостью.
  4. Ослабьте зажимную гайку, которая удерживает наружный наконечник тяги.
  5. Переместите её вверх до внешнего конца.
  6. Снимите шплинт. Используйте для этого плоскогубцы. Шплинт не подлежит повторному использованию, поэтому его выбрасывают.
  7. С помощью храповика снимите контргайку (через неё шёл шплинт).
  8. Теперь снимите наружный конец.
  9. Затем снимите внешний конец с поворотного кулака съёмником. Повторите то же для внутренней стороны. При снятии считайте количество оборотов, чтобы потом можно было затянуть новую деталь на то же количество.
  10. Для замены наконечника удалите зажимную гайку. Затем возьмите плоскогубцы и снимите хомут с чехла на внутреннем конце. На противоположной стороне есть ещё один зажим, который вам придётся выбить молотком и ломом.
  11. Теперь снимите внутренний конец. Вытащите штифт с помощью отвёртки. Поверните конец внутренней тяги против часовой стрелки, пока он не ослабеет. Снимите его.
  12. Теперь установите на место старого наконечника новый. После этого все действия нужно повторить в обратном порядке.
  13. Окончив сборку, монтируйте на место колесо машины.
  14. Тот же алгоритм сборки/разборки выполните для другого колеса. Если меняться будет только один наконечник, его износ наступит быстрее, чем должен по нормативам.

Диагностировать проблему с наконечниками не сложно, также не составляет труда их замена. Для этого просто нужны инструменты и запас терпения, если вы выполняете работу впервые. И не забудьте закончить замену выполнением развала-схождения в автосервисе.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ключевым элементом системы рулевого управления является наконечник рулевой тяги. От исправности этого механизма, который отвечает за повороты колес, зависит не только возможность комфортного управления автомобилем, но и безопасность водителя и пассажиров. Поэтому при первых признаках, указывающих на неполадки наконечника, необходимо делать диагностику и ремонт.

Система рулевого управления считается одним из важнейших элементов любого современного автомобиля. Чтобы обеспечить безопасную и комфортную езду, независимо от того, в каких дорожных условиях автомобиль осуществляет передвижение, все детали системы рулевого управления должны работать слаженно и бесперебойно.

Рулевые тяги, которые оборудуются специальными рулевыми наконечниками, а также поворотные рычаги, являются ключевым элементом всего рулевого механизма. Рулевые тяги предназначены для того, чтобы обеспечивать подвижность элементов привода рулевого управления. Только если эти механизмы будут полностью исправны, можно быть уверенным в бесперебойной работе рулевого управления.

Принцип работы рулевой тяги

Рулевая тяга осуществляет передачу усилий с руля на колеса. Главная функция состоит в том, чтобы осуществлять управление поворотами колес. Именно наконечник рулевой тяги отвечает за способность автомобиля совершать необходимые маневры, обеспечивая соответствующий угол поворота ведущих колес. Таким образом, водитель получает возможность управлять автомобилем комфортно и легко.

Наконечник рулевой тяги включает в себя такие составные элементы, как шаровой палец, корпус, полимерный подшипник, пыльник. Стоит заметить, что существуют универсальные наконечники рулевой тяги, которые одинаковы для любых колес. Но могут быть и отличия, которые зависят от того, подводится наконечник рулевой тяги к левому или к правому колесу.

Из-за чего возникают неисправности наконечника рулевой тяги?

Неисправности наконечника могут быть вызваны сбоями в функционировании системы рулевой тяги в целом. Вышедшие из строя наконечники рулевой тяги вызывают сложные неполадки в работе всей системы рулевого управления. Это, в свою очередь, начнет угрожать безопасности езды на данном автомобиле, так как водителю станет сложно контролировать ситуацию, выбирая необходимую траекторию движения.

Чтобы избежать серьезных проблем, которые могут вылиться не только в дорогостоящий ремонт, но и будут угрожать безопасности водителя и пассажиров, важно своевременно диагностировать наконечники рулевой тяги на наличие неполадок. Если возникает необходимость, наконечники подлежат срочной замене.

Наконечники рулевой тяги имеют определенный срок службы, который зависит от многих факторов. В первую очередь на длительности бесперебойной работы наконечников сказывается качество дорожного покрытия, в условиях которого эксплуатируется машина. Конечно, не стоит недооценивать важность стиля вождения.

Постоянная езда по плохим дорогам губит не только подвеску автомобиля, но и отрицательно сказывается на состоянии рулевого наконечника, который выходит из строя значительно быстрее, чем полагается. Если же брать во внимание средние показатели, то можно сказать, что наконечник рулевой тяги должен поддерживать бесперебойную работу системы рулевого управления на протяжении 40 тысяч километров.

Как выявить неисправности рулевого наконечника?

Любого водителя должен насторожить резкий стук, который возникает при езде по выбоинам, какими бы маленькими они не казались на первый взгляд. Кроме этого, в педали газа начинает чувствоваться отдача. Подобные признаки должны насторожить водителя и стать причиной диагностики системы рулевого управления, которую необходимо произвести немедленно. Если при проверке рулевой тяги обнаруживается люфт, значит, наконечник рулевой тяги неисправен. В таком случае необходимо его отремонтировать, если это возможно, или заменить.

Замена наконечника рулевой тяги

Качественно заменить наконечник рулевой тяги смогут лишь опытные мастера. Конечно, при наличии знаний и набора подходящих инструментов замену наконечника можно осуществить самостоятельно. Для этого нужно произвести следующие действия:

— В первую очередь, необходимо очистить кронгайки, при помощи которых наконечник крепится к поворотному рычагу и к рулевой тяге;
— От поворотного рычага отсоединяется рулевая тяга;
— Чтобы проще было устанавливать схождение колес, при отсоединении наконечника рулевой тяги подсчитывается количество поворотов;
— Новый наконечник рулевой тяги устанавливается в обратном порядке с учетом количества поворотов;
— После замены наконечника рулевой тяги обязательно проверяется и при необходимости регулируется угол установки колес.

Еще в этом разделе

Многие сейчас будут ржать, типа Феня рассказывает нам сколько будет 2х2, но уверяю вас, дохера таких людей, кто думает, что можно поменять один тормозной диск и пару колодок и всё будет зер гут.

Итак начнём. Детали, которые меняются ТОЛЬКО КОМПЛЕКТОМ:

— Тормозные диски (в паре. Никто не кричит что надо менять все 4)
— Тормозные колодки
— Тормозные шланги (за исключением случаев, если шланг порван в ДТП или повреждён кривыми руками)
— Детали рулевого управления (сложный холивар, но практика показывает, что через месяц придётся менять второй наконечник/тягу и снова делать сход-развал)
— Шины. В наших реалиях я допускаю замену резины парами, но в идеале комплектом
— Амортизаторы (пара)
— Пружины (пара)

Детали, которые РЕКОМЕНДУЮ менять комплектом:

— Шаровые опоры
— Стойки стабилизатора
— Сайлентблоки. Тут отдельная тема. На McPherson менять парами, на многорычажках по ситуации, зачастую полным комплектом. Сайлентблоки задней балки естественно парой!
— Рычаги в сборе (если дело в износе, а не в механическом повреждении, то причина та же, что с рулевым управлением)

На что вас разводят автосервисы:
— Ступичные подшипники (меняютс по одному)
— Рулевые наконечники в комлекте с тягами (менять следует только то, что изношено, у наконечников и тяг разный ресурс. Для тех, кто в танке: наебнулся наконечник — меняем парой, тяги не трогаем. Накрылась тяга — меняем парой, наконечники оставляем)
— Лампы ближнего/дальнего света (да, часто бывают случаи, когда вторая лампа перегорает через неделю после первой, но это процентов 30. Да и по работам в этом плане вы сэкономите только если у вас замена ламп идт со снятием фар и бампера — тогда однозначно стоит заменить весь комплект ламп в фарах — габариты, ДХО, ближний, дальний, поворотник)

Вышедшие из строя наконечники рулевых тяг дают о себе знать дробным стуком со стороны колес при проезде неровностей или движении по «гребенке». Аналогичные симптомы так же могут иметь место при неисправности иных элементов подвески и рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (шаровых опор, стоек стабилизатора, опорных подшипников стоек, рулевой рейки и т.п.).

Поэтому для точного определения неисправности именно наконечников рулевых тяг необходимо провести их несложную проверку. Для ее выполнения желательно позвать помощника.

Порядок проведения проверки наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку или смотровую яму, поднимаем ручник, включаем передачу, под колеса устанавливаем упоры.

— Поддомкрачиваем одно из передних колес.

— Помощник, взявшись руками за край колеса, раскачивает его в горизонтальной плоскости (см. фото выше).

При этом он энергично, поочередно, несколько раз резко тянет заднюю часть колеса на себя, переднюю от себя и наоборот. В это время накладываем свою руку на корпус наконечника и бобышку рычага поворотного кулака и оцениваем их взаимное перемещение. Если имеется люфт – наконечник подлежит замене.

Так же стоит добавить, что в отсутствие помощника раскачивать колесо с целью выявления люфта в шарнире наконечника можно самостоятельно без наложения руки на наконечник. При горизонтальном воздействии люфт и стуки в наконечнике будут отдаваться на колесе.

— Проверяем наконечник рулевой тяги на заклинивание шарнира.

Взявшись рукой за наконечник, прикладываем к нему усилие снизу вверх, резко и несколько раз перемещая корпус наконечника вдоль оси его пальца. Перемещение корпуса на 1-2 мм свидетельствует о том, что палец не подклинивает в корпусе и перемещается, сжимая находящуюся внутри пружину. В противном случае наконечник рулевой тяги считается неисправным и так же подлежит замене.

Аналогично проводим проверку для второго наконечника с другой стороны автомобиля.

Неисправный наконечник рулевой тяги заменяем новым.

Примечания и дополнения

— Помимо предложенных выше испытаний особое внимание следует уделить состоянию резинового чехла шарнира наконечника рулевой тяги, так как с поврежденным чехлом (растресканным, порванным и т.п) они долго не живут. В любое время, визуально обнаруженное повреждение чехла всегда должно служить поводом к проведению описанной выше проверки.

Еще статьи по подвеске и рулевому автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка состояния шаровых опор подвески автомобилей

— Проверка рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

07 Февраля 2018• Признаки неисправности наконечников рулевых тяг

Наконечник рулевой тяги обеспечивает надежную фиксацию элементов подвески авто. При износе возникает свободное перемещение наконечника (люфт) и соответственно стуки и нарушение сход-развала.

Наиболее распространенными признаками неисправности наконечника рулевой тяги являются нарушение углов установки колес, вибрация или люфт рулевого колеса, а также неравномерный и повышенный износ шин.

При езде на автомобиле вы ожидаете, что он будет двигаться прямолинейно до тех пор, пока вы не повернете рулевое колесо. Такое состояние обеспечивается несколькими элементами подвески. Вне зависимости от типа вашего автомобиля (легковой, внедорожник или пикап), в нем имеются наконечники рулевых тяг, которые присоединяются к поворотному кулаку, а соответственно к колесам и обеспечивают плавную и эффективную езду. Однако эти автозапчасти подвергаются усиленному износу, поскольку при движении автомобиля постоянно находятся в нагруженном состоянии. Их чрезмерный износ приводит к возникновению ряда явлений, свидетельствующих о необходимости проведения диагностики и, если нужно, замены изношенных деталей.

Как следует из названия, наконечник рулевой тяги присоединяется к концу рулевой тяги и соединяет колесо с элементами подвески и рулевого управления. Таким образом обеспечивается передача усилий от рулевого колеса на управляемые колеса. Повышенный износ наконечников рулевых тяг может происходить вследствие ударных нагрузок, постоянной езды по неровным дорогам или истечения срока службы.

Чаще всего изнашивается втулка наконечника тяги. Однако рекомендуется заменять весь наконечник в сборе, так как усталость металла также может быть причиной неисправности. При замене наконечника рулевой тяги очень важно напомнить механику выполнить регулировку углов установки колес для того, чтобы задать им правильное прямолинейное положение.

Как и любая другая механическая запасная часть, изношенный наконечник рулевой тяги вызывает появление ряда симптомов, сигнализирующих о том, что он вышел из строя и требует замены. Ниже приведены некоторые из таких симптомов. Если вы столкнулись с любым из них, как можно скорее свяжитесь с квалифицированным специалистом для проведения диагностики и корректирующих действий по замене неисправных деталей.

1. Нарушение углов установки колес

Одной из основных функций наконечника рулевой тяги служит надежная фиксация элементов в передней части автомобиля – рулевой тяги, колес, стоек стабилизатора, стоек подвески и других элементов, влияющих на значение углов установки колес. При износе наконечника рулевой тяги в нем появляется люфт. Это вызывает нарушение заданных углов установки колес, которое можно легко определить по смещению автомобиля вправо или влево при прямолинейном движении. Поэтому, если вы отмечаете, что ваш автомобиль начинает смещаться в сторону, причина может крыться в изношенном наконечнике рулевой тяги.

2. Вибрация или люфт рулевого колеса

Как уже отмечалось, наконечник рулевой тяги предназначен для обеспечения надежной фиксации элементов подвески. При износе возникает свободное перемещение наконечника (люфт). При ускорении автомобиля наличие этого люфта вызывает вибрацию, которая передается на рулевое колесо. Обычно она наблюдается уже при скорости 30 км/ч и постепенно нарастает по мере ускорения автомобиля.

Подобная вибрация может также возникать при нарушении балансировки колес, неравномерном износе шин («проплешины») или выходе из строя какого-либо другого элемента подвески. Именно поэтому при появлении подобных симптомов очень важно провести полную диагностику передней подвески для точного определения причины неисправности. Выполнять ее должен квалифицированный специалист.

3. Неравномерный и повышенный износ шин

Диагностика шин зачастую выполняется в шиномонтажных мастерских или на станциях экспресс-обслуживания. Однако вы легко сможете провести визуальную проверку самостоятельно и определить характер износа. Встаньте впереди автомобиля и посмотрите на внешние и внутренние края шин. Если их износ выглядит равномерным, то это признак исправного состояния наконечников рулевых тяг. При наличии неравномерного износа внутренней или внешней части шины необходимо выполнить диагностику передней подвески, так как это один из признаков неисправности наконечников.

Повышенный износ шин, стуки, как и вибрация рулевого колеса, может быть вызвана выходом из строя и других элементов подвески.

Наконечники рулевых тяг обеспечивают стабильность и позволяют автомобилю двигаться плавно и прямолинейно. Изнашиваясь, они могут выйти из строя очень быстро. При наблюдении одного из вышеперечисленных симптомов как можно скорее передайте ваш автомобиль квалифицированному специалисту автосервиса для проведения диагностики.

07 Февраля 2018• Признаки неисправности наконечников рулевых тяг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *