Прототип запорожца

Во времена своей молодости советский «горбатый» Запорожец, восточногерманский Trabant 601 и французский Citroen 2CV никогда не встречались, даром что это автомобили одного класса. Нельзя им было встречаться — как нельзя было посидеть за бокалом вина французу, немцу из ГДР и простому советскому человеку. Но мы, в прошлом простые советские человеки, завели моторы — и откатили машину времени на полвека назад.

Собирали «пенсионеров» на Украине, на родине Запорожца. Понятно, что было непросто отыскать Trabant и Citroen, но мы сбились с ног, пытаясь раздобыть и аутентичный, сохранившийся хотя бы на четверочку Запорожец! Помнится, в Киеве был «прописан» светло-зеленый ЗАЗ-965А, который неоднократно светился на местных автошоу, а в заводском музее числился такой же «жужик» белого цвета. Увы, обоих и след простыл. Белый был в свое время подарен Виктору Ющенко, а другой, как говорят, осел в гараже президента УкрАвто. С клубными экземплярами тоже беда: у одного руль от Москвича, у другого — сиденья от иномарки…

«Полчаса позора — и ты на работе». Разгоняется «кругленький» неспешно, зато тарахтит от души! При полной нагрузке «максималку» в 100 км/ч развивали только машины в очень хорошем состоянии

С горем пополам нашли ЗАЗ-965А — 1967 года выпуска. Владелец признался: в 1981 году при пробеге всего в 13500км бывший хозяин установил на машину 30-сильный двигатель МеМЗ-966А. Ничего страшного: таким мотором модификация 965А штатно комплектовалась в 1968-1969 годах.

Citroen 2CV Club оказался образца 1982 года. Благо, «при жизни» конструкция машин менялась незначительно, так что «свежий» год выпуска нас не смутил: можно сравнивать с Запорожцем!

В спартанском салоне декор отсутствует как класс: есть только самое необходимое. Поскольку двигатель расположен сзади, «протянуть ноги» могут даже рослые люди, — но ступни оказываются зажатыми пухлыми колесными арками

Trabant 601 с пробегом около 77 тысяч км и вовсе свежачок — 1989 года выпуска. К нынешнему владельцу автомобиль попал недавно, а потому еще не избавился от следов былого «улучшайзинга» — главного тормозного цилиндра от Москвича и глухой тонировки задних окон. Зато в салоне — заводская ворсовая обивка и «родные» сиденья.

Двигатели всех машин — воздушного охлаждения. Но у Запорожца он четырехцилиндровый и расположен сзади, а переднеприводные конкуренты довольствуются двухцилиндровыми моторами: у Ситроена — четырехтактный «оппозит», а у Трабанта — рядный двухтактный мотор.

Открывающиеся против хода движения «суицидные» двери появились на «горбатом» во многом потому, что изначально планировалась «инвалидная» модификацияЗа откидывающейся подушкой заднего сиденья —100-литровый отсек для багажа. При необходимости сиденье можно вовсе снятьЗа откидывающейся подушкой заднего сиденья —100-литровый отсек для багажа. При необходимости сиденье можно вовсе снять 0 / 0

Народный автомобиль? Это, скорее, про Citroen. А подавляющее большинство тех, кому пятьдесят лет назад посчастливилось жить в первом государстве рабочих и крестьян, об автомобиле могло только мечтать. В середине 50-х годов средняя зарплата в СССР составляла 600-700 рублей, а Москвич-401 стоил 9000 рублей. Но и его купить было непросто: записавшиеся в середине 50-х в очередь получали заветное приглашение только в 1961 году — но уже на покупку Москвича-407.

Благословляя производство Запорожца, Хрущев от всей души пожелал, чтобы автомобиль стал доступен для народа. В продаже «горбатый» появился в 1961 году по цене 1800 послереформенных рублей — это в полтора раза дороже, чем мотоцикл Урал с коляской (1250рублей), но в полтора раза дешевле, чем Москвич-407 (2511 рублей). Но даже на Запорожец советскому труженику нужно было в течение 22 месяцев откладывать свою зарплату, не тратя из нее ни копейки. И все же это был относительно доступный вариант: «двадцать первая» Волга стоила и вовсе баснословные 5100 рублей.

Двигатель подвешен консольно, а панели пола под ним нет — это упрощает ремонт или замену агрегатаСпереди — размещенные в багажнике бензобак и запасное колесоЭта «ванночка» — не место для установки магнитолы, а некое подобие «бардачка» 0 / 0

Наш «зазик» — единственный в трио автомобиль, в котором не замерзнешь даже при выключенном моторе: для отопления салона предусмотрена автономная бензиновая «печка». Агрегат капризный (случалось, не грел, а горел), но если удавалось его отрегулировать, салон прогревался быстро. Причем от расположенной сзади «печки» горячий воздух шел по напольному металлическому коробу, отчего первыми нагревались сам короб и торчащий из него рычаг коробки передач.

Садясь в Запорожец, вспоминаешь старую байку о том, что «горбатый» — самый тихий автомобиль: в нем сидишь, закрывая коленями уши. Враки! Поскольку мотор расположен сзади, места для ног предостаточно, и даже высоким водителям руль не ложится на колени. И по высоте запас неплох: от пола до потолка — 117 см. Надо лишь следить за локтями, иначе поставишь соседу синяк: ширина салона на уровне окон — всего 113 см. А сзади тесно так, что сидеть нужно вполоборота. И держаться особо не за что: ни одной потолочной ручки, только петли на средних стойках. Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас я уже подписан

Первое поколение хэтчбеков Fiat 600 было запущено в серийное производство в 1955 году. Данная модель пользовалась настолько большой популярностью, что кроме Италии по лицензии выпускалась во многих других странах мира. Например, в Югославии рассматриваемый хэтчбек производился под наименованием Застава 750, а в СССР автомобиль получил название ЗАЗ-965. В 2005 году Fiat 600 пережил второе рождение, он сохранил свое основное назначение – являться недорогим транспортным средством для регулярной эксплуатации в условиях города. Хэтчбек способен продемонстрировать высокую маневренность и экономичность, на нем вы сможете припарковаться там, где для других авто не будет хватать места.

Дизайн кузова

Внешний вид автомобиля сформирован из простых, округлых линий. Кузов обладает габаритами 3337х1508х1420 миллиметров, корпус имеет трехдверную компоновку, бод багажный отсек выделено 170 литровсвободного пространства. Капот в районе фар имеет высокую выштамповку, в которую встроена светотехника. Радиаторная решетка отсутствует, практически все пространство бампера занимает воздухозаборник закрытый вертикальными и горизонтальными жалюзи, которые формируют решетку с большими ячейками. Крыша под небольшим углом спускается к корме, дверь багажного отсека так же установлена под небольшим углом. Компактные стоп-сигналы сориентированы в горизонтальном направлении. Автомобиль в нижней части обеспечен защитным обвесом, выполненным из некрашеного полимера.

Параметры мотора, оформление кабины

Fiat 600 комплектуется бензиновым 54-сильным мотором с рабочим объемом 1108 кубических сантиметров. Максимальный крутящий момент составляет 5000 об/мин, ускорение отнимает 14,5 секунды, автомобиль потребляет в среднем 6,1 литров топлива.

Хэтчбек предоставляет водителю и пассажирам четырехместный салон с тканевой двухцветной обивкой. Кресла обладают привлекательным профилем с небольшой поддержкой тела. Компактная консоль наклонена под углом 30 градусов и используется под компоновку переключателей печки, вентиляции, сервисных клавиш, под консолью размещается блок с панелью автомагнитолы и неглубокая ниша предназначенная для хранения документов, негабаритных предметов. Доска приборов оформлена стандартно, обод колеса поддерживаются двумя широкими спицами. В состав базового оснащения автомобиля входит гидроусилитель руля, передние стеклоподъемники, двери блокируются центральным замком.

Не секрет, что многие советские автомобили во многом базировались на известных западных автомобилях. Кого брали в пример, создавая «Запорожец» ЗАЗ-966, рассказало Авто24.

Читай также: Новую Skoda Octavia 2020 засняли за месяц до премьеры — фото

Есть стереотип, что «Запорожец» скопировали с немецкого NSU Prinz, что вряд ли соответствует действительности, ведь сам Prinz тоже далеко не оригинален.

Сейчас мы говорим только о внешнем виде. В этом плане ЗАЗ похож на многие европейские авто того времени. Отличительная особенность — своего рода горизонтальный «карниз» на кузове авто.

NSU Prinz wikipedia.org

Читай также: Украинский мастер сам собрал себе автомобиль и ездит на нем уже 20 лет

Такой «карниз» был скопирован европейскими производителями у американских авто. Например, посмотрите на этот Chevrolet Corvair. Но даже Corvair не был первопроходцем — такой элемент встречается еще раньше.

Тем не менее, учитывая информацию, что у запорожских инженеров был экземпляр именно Chevrolet Corvair, можно учитывать, что за основу брался именно американец. Хотя, повторим, что дизайн в целом соответствовал духу машин того времени.

Chevrolet Corvair — на который, как ни парадоксально, скорее всего оглядывались, создавая Запорожец wikipedia.org

Ранее сообщалось, что в Украине выпускали свои собственные электроавтомобили еще 68 лет назад.

А вы знали, что созданию легендарного украинского Запорожца предшествовала целая серия совершенно разных прототипов? Причем, некоторые из них были довольно неплохо проработаны — например, прототип НАМИ-А50 «Белка».

А вы знали, что созданию легендарного украинского Запорожца предшествовала целая серия совершенно разных прототипов?

Причем, некоторые из них были довольно неплохо проработаны — например, прототип НАМИ-А50 «Белка».

Необычный НАМИ-А50 был создан в конце 1955 года по проекту известного конструктора Юрия Долматовского. Вскоре ему дали название «Белка» — кому-то авто показалось похожим на зверя.

Автомобиль длиной 3,3 м был заднемоторных и получил 750-кубовый 22-сильный двигатель от мотоцикла М-72. Для своих размеров прототип ЗАЗ оказался довольно-таки просторным, хотя багажника почти не было.

Кузов авто выполнили из стеклопластика. Пожалуй, самая оригинальная черта нами-А50 — откидная передняя дверь в виде колпака. Кстати, подготовили и внедорожный «сельский» вариант без окон и дверей.

Правда, уже первые тесты «Белки» обнаружили недостатки конструкции. Оригинальное передние двери протекали, а мотор грелся. Но самое главное, в 1958 году появился гораздо более совершенный прототип Москвич-444, который впоследствии и эволюционировал в горбатый Запорожец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *