Программа безопасности дорожного движения

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Анализ выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

12 3

Калмыкова О. М. , Мельников А. В. , Мартиросян А. С.

1Калмыкова Ольга Михайловна / Kalmykova Olga Mihajlovna — кандидат философских наук,

доцент;

2Мельников Александр Владимирович /Melnikov Alexandr Vladimirovich — магистрант;

3Мартиросян Анна Самвеловна /Martirosyan Anna Samvelovna — магистрант, кафедра техники и технологии автомобильного транспорта, институт сферы обслуживания и предпринимательства, Донской государственный технический университет (филиал), г. Шахты

Аннотация: в статье представлен анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за первое полугодие 2016 г. Представлен анализ выполнения первого этапа федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия.

По данным «Глобального доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г.» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), несмотря на улучшения в области безопасности дорожного движения, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно погибает около 1,25 миллиона человек .

В докладе ВОЗ отмечается, что пользователи дорог во всем мире защищены неодинаково. Риск смерти в результате ДТП все еще в значительной мере зависит от того, где живут люди, и как они передвигаются. До сих пор наблюдается большой разрыв между странами с высоким уровнем дохода и странами с низким и средним уровнем дохода, где происходит 90% случаев смерти в результате ДТП притом, что на них приходится только 54% транспортных средств в мире . Африка стала регионом с наибольшей смертностью на дорогах. На сто тысяч человек населения на этом континенте происходит больше 26 жертв аварий. Средний показатель по миру составляет 17,5 жертвы на 100 тысяч человек населения. Наименьшее количество фатальных аварий происходит в Европе — чуть больше девяти жертв на 100 тысяч человек. Вторым по этому показателю стал американский регион (почти 16 жертв на 100 тысяч человек), включающий в себя как Южную, так и Северную Америку. На третьей строчке расположилась Юго-Восточная Азия (17 жертв) .

По данным ГИБДД, в России с января по июнь 2016 года произошло 72 886 ДТП, в которых погибли 8149 человек, и 92 321 человек получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП сократилось на 9,2%, число погибших на 17,1% и число раненых на 8,7%.

Более половины всех жертв ДТП относится к работоспособному возрасту. Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) отрицательно сказывается на отдельных людях, на обществе и на бюджете здравоохранения. ДТТ оказывает отрицательное воздействие на население экономически активного возраста: 55 процентов всех погибших в результате ДТП в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) — это лица в возрасте от 15 до 44 лет, причем 80 процентов из них составляют мужчины .

С учётом сказанного безопасность дорожного движения является глобальной социальной, экономической проблемой, а также проблемой развития стран и здравоохранения. И поскольку во многих странах количество автомобилей растет, проблема может обостриться. Существует назревшая необходимость в расширении усилий для сокращения количества этих смертельных случаев и травм, которых

можно избежать. В этом случае работать надо в двух направлениях: на предотвращение ДТП и на снижение тяжести последствий после ДТП, то есть своевременное оказание первой медицинской помощи.

В целях повышения безопасности дорожного движения на уровне стран были сформулированы стратегические инициативы, которые вытекают из шести общих рекомендаций, подготовленных по результатам исторического доклада ВОЗ и Всемирного банка. Они заключаются в:

— определение состава правительства головного ведомства для руководства работой по обеспечению безопасности дорожного движения на уровне страны;

— проведении оценки состояния проблемы, мер экономической политики и институциональных структур, имеющих отношение к вопросам ДТТ, а также потенциала каждой страны в области профилактики ДТТ;

— разработке национальной стратегии и плана действий в области безопасности дорожного движения;

— выделении финансовых и людских ресурсов для решения рассматриваемой проблемы;

— принятие конкретных мер по предупреждению ДТП и его последствий, проведение оценки эффективности этих мер;

— оказание содействия в укреплении национального потенциала и международного сотрудничества .

В октябре 2013 г. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», которая включает в себя 2 этапа:

— 1 -й этап — 2013-2015 годы;

— 2-й этап — 2016-2020 годы.

На федеральном, региональном и местном уровнях определена единая система управления реализацией Программы, координатором которой является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ).

МВД РФ рассматривает государственные программы субъектов РФ и осуществляет подготовку экспертного заключения в отношении каждой государственной программы субъектов РФ.

Органы местного самоуправления муниципальных образований разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1-й этап программы (2013-2015 гг.) предусматривал реализацию следующих мероприятий:

— сокращение ДТП и оказание качественной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

— стимулирование ответственности всех уровней власти за снижение дорожно-транспортной аварийности;

— совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации .

С учетом завершения 1-го этапа 2013-2015 гг. был проведен анализ и обобщены

результаты для подготовки предложений по корректировке показателей, индикаторов (таблица 1) и перечня мероприятий Программы.

Программой первоначально на 2013-2015 гг. были установлены показатель «Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях» и индикаторы «Число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях», «Социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс.

населения)» и «Транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств)».

Таблица 1. Сводный анализ количества погибших в ДТП в РФ за 2012-2015 гг.

Л ч ш н ч о и Установлено Программой на 2013 год д о г 3 Установлено Программой на 2014 год д о г 4 Установлено Программой на 2015 год д о г 5 а Ё * § 3 и 2е в ® о

«5 1 м ® «5 ГО ® т а © ® м т и а © ® м т и а а а с ^ 1 8у ед мо Изменение году, чел

Число лиц,

погибших в

дорожно- 27991 27 580 27 025 27 251 26 963 26814 23114 -17,42% 4877

транспортных

происшествиях

Индикаторы

Число детей

погибших в

дорожно- 940 935 872 901 878 872 737 -21,60% -203

транспортных

происшествиях

Социальный риск

(число лиц,

погибших в

дорожно-транспортных 20 19,70 18,90 19,30 18,40 18,9 15,8 -21,00% -4,2

происшествиях,

на 100 тыс.

населения)

Транспортный

риск (число лиц, погибших в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дорожно-

транспортных 6,1 6,09 5,60 6,08 5,30 5,88 4,3 -29,50% -1,8

происшествиях,

на 10 тыс.

транспортных средств)

По сравнению с первоначально установленными показателями за период 2013-2015 гг. число лиц, погибших в ДТП, было на 4877 меньше, чем в пересчете на базовый уровень 2012 года (рисунок 1). За тот же период число детей, погибших в ДТП, на 203 меньше, чем в пересчете на базовый уровень 2012 года (рисунок 2). Социальный и транспортный риски уменьшились на 21,00% и 29,50% соответственво (рисунок 3 и 4).

2 7991

27 580

27 025

27 251

26 963

0 —1—1—1—1—1—1—

За 2012 год Установлено Факт 2013 год Установлено Факт 2014 год Установлено Факт 2015 год Программой Программой Программой

на 2013 год на 2014 год на 2015 год

Рис. 1. Число лиц, погибших в ДТП за период 2012-2015 гг.

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 2012 год Установлено Факт 2013 год Установлено Факт 2014 год Установлено Факт 2015 год Программой Программой Программой

на 2013 год на 2014 год на 2015 год

Рис. 2. Число детей, погибших в ДТП за период 2012-2015 гг.

19,7

18,9

19,3

18,4

18,9

15,8

За 2012 год Установлено Факт 2013 год Установлено Факт 2014 год Установлено Факт 2015 год Программой Программой Программой

на 2013 год на 2014 год на 2015 год

Рис. 3. Социальный риск за период 2012-2015 гг.

6,1

6,09

6,08

5,3

4,3

За 2012 год Установлено Факт 2013 год Установлено Факт 2014 год Установлено Факт 2015 год Программой Программой Программой

на 2013 год на 2014 год на 2015 год

Рис. 4. Транспортный риск за период 2012-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,6

Установленные Программой показатели и индикаторы достигнуты и

перевыполнены, что свидетельствует об успешности проводимых мероприятий.

Литература

5. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ХОД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Целью Программы является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:

создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

повышение культуры вождения;

развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Задачи Программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в России, а также обеспечить:

условия для грамотного, ответственного и безопасного поведения участников дорожного движения;

переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;

активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и негосударственных организаций;

сотрудничество и партнерство с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей Программы:

число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения);

транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств).

Целевые индикаторы и показатели Программы по годам ее реализации приведены в приложении N 1.

Программа рассчитана на 2013 — 2020 годы и будет осуществляться в 2 этапа:

1-й этап — 2013 — 2015 годы;

2-й этап — 2016 — 2020 годы.

На 1-м этапе Программы планируется реализация следующих мероприятий:

сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

стимулирование ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за снижение дорожно-транспортной аварийности;

совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации.

В 2015 году необходимо проанализировать результаты реализации 1-го этапа Программы и подготовить предложения по корректировке показателей, индикаторов и перечня мероприятий Программы.

В рамках первого этапа (2013 — 2015 годы) Программы общее кассовое освоение средств федерального бюджета составило 4494,8 млн. рублей. Одновременно субъекты Российской Федерации обеспечивали реализацию собственных государственных программ (подпрограмм) по повышению безопасности дорожного движения, что позволило на условиях софинансирования привлечь средства региональных и местных бюджетов на сумму 9008,8 млн. рублей и 73,7 млн. рублей из внебюджетных источников.

За счет средств федерального бюджета приобретены и поставлены в субъекты Российской Федерации свыше 2,3 млн. единиц материально-технических ресурсов на сумму 1345,5 млн. рублей.

Для обучения детей дошкольного и школьного возраста навыкам безопасного поведения на дороге поставлено 17 мобильных автогородков, 1725 единиц оборудования, позволяющего в игровой форме вырабатывать указанные навыки, и свыше 2,8 млн. единиц светоотражающих приспособлений для распространения среди указанной категории несовершеннолетних.

Закуплено и передано 2540 комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.

Осуществлялось обустройство улично-дорожной сети современными техническими средствами организации дорожного движения, повышающими безопасное участие водителей и пешеходов в дорожном движении.

На участках улично-дорожной сети городов и населенных пунктов установлено 348 тыс. пог. метров пешеходных ограждений, модернизировано 2211 нерегулируемых пешеходных переходов и 2281 светофорный объект, обустроено 58 пересечений автомобильных дорог, оборудовано искусственным освещением 65 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Создавались условия для совершенствования деятельности экстренных служб на месте дорожно-транспортного происшествия. Закуплено 35 специализированных автомобилей для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. В пос. Дивногорск Красноярского края построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки сотрудников МЧС России и отработки действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в Сибирском федеральном округе.

Таким образом, результаты первого этапа Программы позволили достичь прогнозных значений целевых показателей и индикаторов Программы:

число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (2013 год — прогнозное значение 27580, фактически достигнуто 27025; 2014 год — прогнозное значение 27251, фактически достигнуто 26963; 2015 год — прогнозное значение 26814, фактически достигнуто 23114);

число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (2013 год — прогнозное значение 935, фактически достигнуто 872; 2014 год — прогнозное значение 901, фактически достигнуто 878; 2015 год — прогнозное значение 872, фактически достигнуто 737);

социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) (2013 год — прогнозное значение 19,7, фактически достигнуто 18,8; 2014 год — прогнозное значение 19,3, фактически достигнуто 18,4; 2015 год — прогнозное значение 18,9, фактически достигнуто 15,8);

транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) (2013 год — прогнозное значение 6,09, фактически достигнуто 5,6; 2014 год — прогнозное значение 6,08, фактически достигнуто 5,3; 2015 год — прогнозное значение 5,88, фактически достигнуто 4,3).

На 2-м этапе Программы предусматривается реализация мероприятий, которые направлены на продолжение поступательного достижения целевого состояния аварийности на российских дорогах и преодоление дисбаланса в ситуации, связанной с аварийностью в регионах, и основаны на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта Российской Федерации и экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 11.10.2016 N 1031.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *