Проезд перекрестков с круговым

В быстрорастущем Киеве с каждым годом всё больше и больше появляется перекрестков с круговым движением. Оно и не удивительно, т.к. беспорным преимуществом такого перекрёстка перед обычным (в условиях интенсивного и многорядного автомобильного потока) являются два основных момента:

1. Повышенная пропускная способность
2. Повышенная безопасность

Хоть я, как инструктор по вождению, и считаю что в актуальных на сегодня (2019 год) Правилах Дорожного Движения Украины (ПДД) перекрёсткам с круговым движением уделено недостаточно внимания, но попробуем разобраться хотя бы в том что есть)

Итак, рассмотрим типичный перекрёсток с круговым движением (3-х полосный, 4-е съезда) с точки зрения правильного и безопасного вождения:

1) На каждой из дорог непосредственно перед таким перекрёстком обязательно должен стоять знак 4.10 «Круговое движение».

2) Дополнительно, в случае нерегулируемого перекрёстка, могут стоять знаки приоритета 2.1, 2.2 или 2.3, а также табличка 7.8 под ними с указанием главного направления (направления главной дороги) проезда перекрёстка.

На самом круге перед съездами также могут стоять соответствующие знаки приоритета. Нужно быть внимательным! По умолчанию (т.е. при отсутствии знаков приоритета) в отличии от обычного перекрёстка (который в таком случае является равнозначным), главным направлением является круг (согласно п.16.12 ПДД). При наличии знаков приоритета, направление главной дороги определяется этими знаками. К слову, чаще всего знаками также определяется круг как главное направление (главная дорога).

Следует добавить, что в случае регулируемого перекрёстка с круговым движением правила проезда определяются светофорами (регулировщиком).

Очень часто мои ученики задают вопрос о правилах проезда перекрестков с круговым движением с точки зрения полос движения и включения/выключения поворотов.

Согласно п.10.4 ПДД въезд на перекрёсток разрешен с любой полосы. Съезд с такого перекрёстка согласно п.10.5 ПДД разрешён также в любую полосу.

Рассмотрим обычный перекрёсток (две дороги — 4 съезда). На практике, перед въездом на перекрёсток с круговым движением целесообразно заранее занимать тот ряд, с которого потом удобнее будет съезжать с круга, т.е. если вам в первый же съезд, т.е. направо, то целесообразнее въезд на перекрёсток осуществлять с крайнего правого ряда, если во второй съезд, т.е. прямо — средний ряд, третий съезд, т.е. налево, или разворот — крайний внутренний ряд. Это не исключает того, например, что вы можете повернуть налево или развернуться двигаясь по кругу в крайнем правом ряду. При этом также никто не запрещает вам перед съездом сделать столько кругов на перекрёстке сколько захотите). Обычно я так и советую начинающим водителем двигаться по кругу (т.е. по внешнему крайнему ряду), т.к. чем ближе ваш ряд находиться к центру перекрёстка, тем быстрее вам необходимо двигаться, чтобы вновь заехавшие на круг не помешали вам беспрепятственно съехать на нужном съезде (другими словами, чтоб не догнали и не создали вам препятствие справа при съезде).
Перекрёсток с круговым движением может иметь и не стандартный вид, т.е. 3 съезда, или, например 5 и более. Тогда понятия «направо», «прямо» и «налево» уже не так очевидны. Поэтому, в традиционных навигаторах используют термины не «направо», «прямо» и «налево», а «1-ый съезд», «2-ый съезд», «3-ый съезд» и т.д.

По поводу включения поворотов.
Согласно п.9.2 ПДД сигнал поворота подаётся при осуществлении манёвров («Маневривание» п.1.10), т.е. «Начало движения», «Остановка», «Перестроение», «Поворот» и «Разворот».
При въезде на круг целесообразно включать левый поворот, т.к. заранее определить кто куда едет невозможно (возможно исключение у того, кто едет в первый съезд, т.е. направо). Выключать сигнал поворота необходимо сразу после завершения манёвра, т.е. тогда, когда вы заняли соответствующую полосу на круге. Пока вы двигаетесь в своей полосе по кругу, поворот должен быть выключен. Снова включить (теперь уже правый) поворот необходимо перед самим съездом с перекрёстка, причем если вы находитесь не в правой крайней полосе (внешняя крайняя полоса по кругу), вам нужно ещё осуществить перестроение, т.е. пропустить с правых от вас полос тех кто движется по кругу далее, а уж после съезжать с перекрёстка на соответствующий съезд. Выключение правого поворота осуществляется после полного съезда с перекрёстка и въезде на новую дорогу.

На наших практических занятиях по вождению и в автошколе мы уделяем особое внимание практике проезда перекрёстков с круговым движением, как одной из самых значимых частей безопасного вождения как в частности, так и в целом.

————————————————————————————

Приветствую тебя мой дорогой читатель и мимо проходящий зритель. Сегодня мне хотелось рассказать о некотором изменении… И так, 08 ноября 2017 года вступают в силу изменения в ПДД, согласно которым при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение И КОТОРЫЙ ОБОЗНАЧЕН ЗНАКОМ 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. Простыми словами — вот теперь, ПОСЛЕ 8 ноября 2017, круг, ОБОЗНАЧЕННЫЙ ЗНАКОМ 4.3 (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ) всегда будет главным.

Хотелось бы напомнить, что сейчас, ДО 8 ноября 2017, «круг главный» ТОЛЬКО если при въездах на него установлены знаки 4.3 (круговое движение) СОВМЕСТНО со знаком 2.4 (уступите дорогу) или со знаком 2.5 (движение без остановки запрещено).
Интересен один факт, что нововведения в ПДД никак не оговаривают ситуации, когда при въезде на круговое движение после 8 ноября 2017 будут иметься знаки приоритета и знаки с направлением главной дороги, которых довольно много по стране.
В такой ситуации будут иметься противоречия между требованием нового пункта правил, согласно которому главная дорога у тех, кто едет по кругу и требованием знаков, установленных на таком перекрестке с круговым движением. При этом в ПДД не закреплено ни приоритета знаков над положениями самих правил, ни правил над знаками. Как действовать в такой ситуации Правительство не разъяснило.

официального опубликования:

Перекрестки с организованным на них круговым движением являются самыми загадочными, самыми интересными и самыми сложными для проезда, особенно для начинающих водителей. Не успели утихнуть страсти по поводу приоритета на перекрестках с круговым движением (https://yakimovmihail.livejournal.com/179251.html), как у организаторов движения возникли новые идеи.

Эти идеи связаны с организацией на уже действующих перекрестках с круговым движением так называемых турбоколец. Что это такое «турбокольца»? Это перекресток с организованным на нем круговым движением, въезд на который разрешен не только с любой полосы, но и заранее определен соответствующими знаками «движение по полосам» и распространяются эти знаки и разметка не на ближайшее пересечение проезжих частей, а на весь перекресток с круговым движением. Бытует разное мнение, где и когда появились первые такие перекрестки. Кто-то утверждает, что это было в Соединенных Штатах, кто-то утверждает, что первые такие перекрестки стали появляться в Европе, а именно в Нидерландах. Почему же они так называются: «турбоперекрестки» или «турбокольца»? Все дело в скорости движения по кругу. Классический перекресток с организованным на нем круговым движением имеет несколько зон: зоны въезда на перекресток, зоны перестроения и зоны выезда с перекрестка.

Принципиальная схема кругового движения:

А – Г – «входы» на перекресток; 1 и 2 – соответственно точки въезда и съезда; 3 – зоны перестроения (переплетения); 4 – центральный островок

Именно зоны перестроения вынуждают водителей снижать скорость движения по кругу, перестраиваясь из правой полосы в левую, и наоборот для того, чтобы продолжить движение дальше по кругу или осуществить съезд с перекрестка, заняв заблаговременно крайнюю правую полосу движения. На турбокольцах все несколько иначе. Водитель должен при въезде на перекресток с многополосной проезжей части заблаговременно выбрать соответствующую полосу движения, заранее понимая, каким из съездов с перекрестка он собирается воспользоваться. Заблаговременный выбор полосы позволяет водителям сократить число конфликтных точек при перестроении и, тем самым, увеличить скорость движения по кругу.

Собственно, это и является основными преимуществами такой организации движения на перекрестках с круговым движением. Это более высокая скорость движения на круге и уменьшение количества конфликтных точек при перестроении. Однако, есть и ряд существенных недостатков. Остановлюсь на них подробнее…


Турбокольцо. Нидерланды, пригород Амстердама.

Во-первых, в отличии от классического перекрестка, турбокольцо нельзя назвать саморегулируемым перекрестком в обычном понимании этого термина. Классический перекресток с организованным на нем круговым движением довольно хорошо подстраивается под изменение интенсивности входящих и выходящих транспортных потоков с него, которые могут меняться в различное время суток. Процесс организации движения на турбокольце заранее предполагает знания о том, какое количество полос будет задействовано на тот или иной въезд и какое количество полос будет использоваться для осуществления того или иного съезда с перекрестка. Это в последствии реализуется при помощи соответствующих знаков и разметки. И если данные пересечения будут работать при существенной суточной неравномерности движения транспортных потоков, то от организации кругового движения по типу турбокольца следует отказаться.

Во-вторых, такой перекресток очень требователен и чувствителен к качеству дорожной разметки. В полной мере информировать водителей о порядке организации дорожного движения на турбокольце можно только при помощи дорожной разметки. В данном случае никак не обойтись обычными знаками 5.15 «движение по полосам». Кроме того, разметка должна быть не только на въезде на данный перекресток, но и на самом круге и на съездах с него. А при отсутствии разметки, велика вероятность нарушений правил дорожного движения, в частности пункта 8.5 ПДД «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение». Данное положение Правил обязывает водителя совершать правый поворот, т.е. съезд заблаговременно перестроившись в крайнюю правую полосу движения. Это же касается проезда и перекрестков с круговым движением.

В-третьих, к движению на таких перекрестках чрезвычайно сложно привыкнуть. Водители, которые никогда в жизни не видели таких перекрестков, не участвовали в движении на них, гарантированно будут испытывать трудности и, скорее всего, выходить из этих трудностей с нарушением правил дорожного движения, что сведет на нет все преимущества организации таких турбоколец.

В-четвертых, турбокольца хорошо работают на пересечениях проезжих частей, на которых организовано движение по двум полосам в каждом направлении. При организации турбоколец на более широких проезжих частях, насчитывающих три и более полосы, применяют светофорное регулирование. Так как в противном случае, бессветофорное движение представляется очень затруднительным в плане ориентации водителей и требует высокой концентрации и собранности участников дорожного движения. Поэтому на сегодняшний момент я не знаю в Европе городов, где организованы турбоперекрестки на проезжих частях с тремя и более полосами без организации светофорного регулирования.


Турбокольцо с делиниаторами. Нидерланды, пригород Амстердама.

Надо сказать, что к сегодняшнему дню и в Соединенных штатах, и в Европе накоплен богатый опыт организации движения на перекрестках с круговым движением, а также зафиксированы все сильные и слабые стороны классического перекрестка с круговым движением и, так называемых, турбоколец. В каждом конкретном случае собственник автомобильной дороги находит те или иные способы нивелирования отрицательных аспектов работы таких перекрестков. О дополнении таких перекрестков светофорной сигнализацией я уже сказал. Кроме этого существенные усилия тратятся организаторами дорожного движения на первых этапах функционирования таких перекрестков. Во-первых, дорожная разметка на самих кольцах дублируется разного рода делиниаторами, представляющими собой как вертикальные конструкции, так и различного рода технические средства умной разметки, которые позволяют информировать водителей о наезде на такую разметку, а также небольшими бордюрными камнями, разделяющими полосы движения на самом кольце. Такие меры призваны приучить участников дорожного движения правильному движению на подобных перекрестках. В последующем от делиниаторов, бордюров и умной разметки можно отказываться. И опять же в связи с этим такие перекрестки никогда не обустраиваются в крупных городах, тем более в столицах и тем более в туристических городах, где большой процент иногороднего транспорта, водители которого не всегда способны к правильной оценке дорожной ситуации при проезде таких сложных перекрестков. В частности, в Голландии такие перекрестки устанавливаются в маленьких деревнях, а также на периферии крупных городов на участках с низкой интенсивностью дорожного движения, вблизи жилых районов, с прицелом на то, участники движения на таких перекрестках будут состоять из местных жителей.


Перекресток с классическим круговым движением. Нидерланды, пригород Амстердама.

В заключении хочу обратить внимание еще на один факт. На моей памяти существует уже несколько случаев, когда в западном и юго-западном пригороде Амстердама перекрестки с организованным ранее на них турбодвижением были в последующем в плане организации на них движения изменены на классические с организацией на них классического кругового движения. Связано было это, в первую очередь, с тем, что появились новые дороги, в частности автомобильные дороги, ведущие к аэропорту Schiphol и в объезд города Амстердама, которые изменили баланс движения по отдельным направлениям на этих перекрестках. Вместо того, чтобы изменять направление движения по полосам, организаторы дорожного движения решили просто отказаться от использования турбоколец на некоторых таких участках. Наверное, это следует иметь в виду и организаторам дорожного движения в городе Москве.

Ответ от автоэксперта Александра Коноплицкого

Границы перекрестка в соответствии с пп. 2.45 ПДД Беларуси определяются следующим образом: «перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими, соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог».

Определив границы перекрестка на основании данного пункта, можно сделать вывод, что на рисунке изображен один перекресток, на котором организовано круговое движение.

Согласно п. 102 ПДД перекресток, на котором очередность движения определяется сигналами регулировщика или светофора, является регулируемым: «102. Перекресток, на котором очередность движения определяется сигналами регулировщика или светофора, является регулируемым. При желтом мигающем сигнале светофора, неработающих светофорах и отсутствии регулировщика перекресток является нерегулируемым и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета. Светофоры считаются неработающими, если отсутствуют сигналы одновременно во всех светофорах данного направления либо сигналы противоречат друг другу».

Таким образом светофор, установленный перед перекрестком, определяет порядок движения на этом перекрестке. В данной ситуации на рисунке изображен светофор, на котором включен красный основной сигнал с дополнительной секцией «направо». При таком сигнале светофора направления движения автомобиля определяются в соответствии с п. 40 ПДД: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета. Движение осуществляется при включении разрешающего сигнала светофора только по направлениям, указываемым стрелками. Вместо красных, желтых и зеленых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные, желтые и зеленые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией».

Таким образом, при включении дополнительной секции светофора движение разрешено только в направлении, указанном стрелкой, то есть только направо автомобилю № 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *