Проблемы с парковкой во дворе

Парковки во дворах – пожалуй, одна из наиболее острых тем городского благоустройства. Для одних возможность оставлять автомобиль во дворе многоквартирного дома – это комфорт и безопасность. Другие (зачастую, те, кто не имеет автомобиля) к наличию, а, тем более, расширению внутридворовых парковок относятся негативно, мотивируя это повышенной загазованностью дворов и сокращением мест для игр детей и отдыха жильцов.

Споры о необходимости внутридворовых парковок не утихают, а, тем временем, в Братске ежегодно тратятся миллионы рублей на создание всё новых и новых стояночных мест во дворах – за такого рода благоустройство голосуют сами жильцы. Нередко это приводит к конфликтам среди жителей домов. В скором времени ситуацию с внутридворовыми парковками и вопрос соблюдения при их устройстве баланса интересов жителей будут обсуждать на Общественном совете при местном управлении МВД – настолько острой остаётся тема внутридворовых парковок.

«Город» решил поинтересоваться у депутатов Думы Братска, соблюдается ли, по их мнению, баланс интересов жителей при создании во дворах новых парковочных мест, нужно ли вообще расширять такие парковки, и какая может быть альтернатива хранению автомобилей во дворах.

***

АНДРЕЙ АНТОНЕНКОВ

«В первую очередь, нужно понимать, что земельный участок многоквартирного дома – это собственность всех жильцов. И абсолютно все жильцы, во-первых, платят за него налог, а, во-вторых, платят за содержание этого земельного участка. Поэтому только жильцы и только большинством голосов имеют право решать, что делать с земельным участком, на котором стоит их дом. Захотят сделать из двора автостоянку – их право, но за это решение должны проголосовать, повторюсь, большинство собственников квартир. Захотят сделать зелёный, благоустроенный двор и запретить хранить автомобили во дворах – это тоже их право.

Но есть очень важный нюанс. Зелёным, благоустроенным двором могут и будут пользоваться абсолютно все жители дома, а вот автомобили во дворе ставят не все. Кто-то оставляет машину на специальной стоянке, кто-то — в гараже, заботясь о её сохранности, а кто-то вовсе не имеет автомобиля. Но при этом за содержание земельного участка многоквартирного дома, который переоборудуют в стоянку автомобилей, будут продолжать платить все жильцы. Справедливо ли это? Очевидно, что нет.

Кто-то будет хранить свой автомобиль во дворе, ежедневно оставляя его на ночь или даже на несколько дней или месяцев (постоянное зимнее хранение автомобилей во дворах – не редкость), а платить за место под этим автомобилем будут все жильцы дома, у которых даже автомобиля нет. Ведь если кто-то из жильцов решит поставить ларёк или что-либо ещё на земельном участке даже своего дома – ему придётся заручиться поддержкой большинства своих соседей и вносить какую-то плату за использование земли. А чем постоянное хранение автомобиля во дворе отличается от размещения ларька? Ничем.

Типичное благоустройство двора с устройством парковки

В нашем государстве пока законодательно не определено, чем отличается «парковка» от «стоянки». Какой период нахождения автомобиля во дворе считается парковкой, а с какого часа это уже стоянка – пока что не регламентировано. Но при этом уже есть решение Верховного суда РФ, который запретил стоянку автомобилей во дворах. К тому же, нет определения, какие автомобили вообще можно парковать во дворах, а какие — нет. В последние годы я стал замечать, что во дворах начали хранить не только легковые автомобили, но и автобусы, и грузовики.

Я считаю, что увеличение числа парковочных (а, по сути, стояночных) мест для автомобилей во дворах – это обесценивание жилья в этих дворах. В крупных городах России и в Европе, так называемые, дворы без машин – это признак более дорогого жилья, более престижного жилого комплекса. Там парковки вынесены либо в подвал дома, либо за пределы двора, а сам двор стараются сделать похожим на сад, на благоустроенную общественную территорию. Дома, дворы которых превращены в автомобильные стоянки, считаются жильём эконом-класса и они ценятся гораздо меньше домов, где во дворах ограничено нахождение автомобилей. Мне кажется, это должны знать и понимать те люди, которые хотят расширить стоянки у себя дворах».

НАТАЛЬЯ СКАЧКОВА

— Я поддерживаю тех жителей, которые считают, что парковки во дворах — это дополнительный объем выхлопных газов, это загромождение подхода к подъезду, это невозможность подъезда специализированного транспорта к домам. Это проблема. Я считаю, что нельзя превращать придомовую территорию в место постоянной стоянки автомобилей.

Выдерживается ли баланс интересов жителей домов? Нет. И его невозможно будет выдержать, так как за парковку будет большинство. Заметьте, что даже в тех дворах, где расширили парковочные места, жители продолжают свои автомобили размещать на зеленой зоне.

Альтернатива была и есть: стационарные стоянки.

АРКАДИЙ НЕСТЕРЕНКО

— Активное расширение парковок во дворах — к сожалению, сейчас одно из главных направлений благоустройства. В такой ситуации деньги налогоплательщиков не работают на интересы всех жителей домов. Больше должно уделяться внимания местам отдыха во дворах, досугу детей, а не только бесконечному расширению парковок. Создание парковок нужно рассматривать с практично-научной точки зрения. Нужно совместно с градостроительным комитетом, комитетом ЖКХ и управляющими компаниями разработать норматив: на определённое число жителей дома должно быть определённое число стояночных мест во дворе.

Кроме этого, мы должны поработать над тем, чтобы оставлять машины на специализированных стоянках было выгодно. Этому, в том числе, посвящена моя инициатива по снижению налога на землю для стоянок и гаражей. Владельцам автостоянок это поможет удерживать приемлемую цену на свои услуги для населения. И конечно, необходимо отучать водителей от привычки устраивать парковки машин возле домов. Это долгая и трудная работа, но и её нужно начинать делать — предупреждать, ограничивать нахождение машин во дворах, применять административные меры, штрафы.

АЛЕКСЕЙ РЕВЕНКО

— Наши дворы спланированы только под гостевые парковки, если следовать нормам, то тогда не останется места под детские площадки. Нужно найти золотую середину. Устроить парковку или установить детский комплекс — это одно, а вот за чей счет это будет содержаться? Я считаю, это основной вопрос.

АНДРЕЙ КОРЯКИН

— Сложный вопрос. Нужно найти золотую середину, чтобы было хорошо всем. Пока альтернативу не вижу. Но можно посмотреть практику других регионов или заграничный опыт.

ЭДУАРД МАЛИНОВСКИЙ

«На территории моего избирательного округа, где сделано благоустройство по программе «Комфортная среда» и по наказам избирателей, баланс соблюдён. Есть в нужном количестве и места для автомобилей, и детские площадки. Но в городе так не везде. Недавно я в вечернее время заезжал за один из торговых центров во двор. Честно говоря, был шокирован, что там почти вся территория в парковках. Всё забито машинами, будто это одна большая автостоянка. Беспокоит, почему жильцы домов не думают о своём здоровье, когда дают согласие на такое благоустройство. Рядом играют дети, которые дышат выхлопами от работающих автомобилей — от выхлопов в принципе страдают все жители домов! Я считаю, такие инициативы жильцов по расширению парковок нужно ограничивать. И так в городе экология плохая, так ещё мы, жители, её ухудшаем в собственных дворах. При этом люди, у которых нет машин, становятся заложниками ситуации, и им тоже приходится дышать выхлопными газами.

Я бы в принципе запретил ставить машины во дворах в ночное время, чтобы не создавать стоянок. Ночные стоянки во дворах удобны только владельцам автомобилей — это и бесплатно, и машина под боком. Стоянки выгодны только автолюбителям, они экономят деньги, время, но за счёт ущемления интересов окружающих. Когда по утрам одновременно начинается прогрев машин, это становится адом для всех жителей домов. При большом количестве автомобилей во дворах, подчас, невозможно пройти к подъезду, приходится лавировать между движущимися машинами.

Иногда автомобилисты ингорируют правила и ставят машины вне парковочных мест

Опять же, вопрос безопасности: выбегающий на дорогу из подъезда или догоняющий мяч ребёнок может запросто попасть под колёса. Мама с коляской порой не может пройти по пешеходной дорожке, потому что половину дорожки занимает припаркованный автомобиль соседа. Безусловно, подъехать и поставить ненадолго машину — пожалуйста, но в ночное время во дворах машин не должно быть.

Альтернатива — гаражи, стоянки. Есть стоянки возле торговых центров, некоторые довольно большие — почему бы там не ставить машины? Эти стоянки по ночам простаивают. Но людей к этому приучить сложно. Нужен какой-то жёсткий запрет, чтобы машины не ставили во дворах. Пока мы, депутаты, не примем соответствующие законы, на основании которых начнут штрафовать автомобилистов за парковки во дворах, ничего не изменится. Без конкретных запретительных мер отношение большей части автомобилистов к этой проблеме не поменять. И тема так и останется только для разговоров. Дворы надо делать зоной для игр детей, занятий спортом, озеленять, а не закатывать в асфальт».

АНДРЕЙ АКСЮТИН

— Более-менее баланс интересов сторонников и противников парковок соблюдён лишь в тех дворах, которые стали участниками федеральной программы «Формирование комфортной городской среды», и увеличенные парковки во дворах на Комсомольской, 30, 32/2 могут стать тому примером. Безусловно, увеличение числа парковок необходимо, особенно в микрорайонах-первенцах, спроектированных во времена небольшого количества личных автомобилей, но необходимо при обсуждении охватывать максимальное количество жильцов, проживающих во дворе. Соблюсти баланс интересов сложно, но вполне реально.

Парковка на улице Комсомольской, в районе дома №30

Есть машина, привык парковаться во дворе — сторонник, продал машину — стал противником парковок. Выход из ситуации считаю таким: расширение парковок, там, где это ещё не сделали; установка ограждений тротуаров, газонов и других придомовых зелёных зон и насаждений. Возможной альтернативой могла бы стать организация централизованных мини-парковочных стоянок в местах сноса аварийного жилья, с круглосуточным видео веб-наблюдением — и от дома недалеко, и машина под присмотром».

ЭДУАРД ДЁМИН

— Проведя десятки встреч в коллективах и дворах, могу сказать, что подавляющее большинство жителей за увеличение парковочных мест во дворах. При этом все — за соблюдение баланса между благоустройством и парковками. На мой взгляд, проблему необходимо решать по нескольким направлениям.

Первое: в рамках программы «Комфортная среда» использовать грамотно всю имеющуюся территорию, с соблюдением баланса оставшейся площади после создания детских площадок и пешеходных зон. Второе: при необходимости использовать имеющиеся пустыри для парковок. И третье: там, где есть возможность, предусмотреть строительство подземных паркингов.

Я снова взял фотоаппарат и отправился гулять по городу Белгороду.
В наши дни парковка автомобилей во дворе у дома становится проблемой не меньшей, чем городские пробки. Вы подъезжаете домой после рабочего дня и долгой дороги, а свободных мест просто-напросто нет. Вы кружите возле дома, в соседнем дворе в поиске незанятого места, а мест нет. Вот об этом я хочу поговорить и вместе с вами понять, как и кто должен решать эту проблему.
Но сначала я хочу поговорить о незаконной парковке на газонах и тротуарах!
Конечно не секрет, что в Белгороде очень сложная ситуация с незаконной парковкой на газонах и тротуарах, но масштаб настолько серьёзен, что об этом нельзя молчать. Нужно что-то кардинально делать и менять. Настанет время, когда вы просто не сможете выйти с подъезда своего дома, потому что хозяин своего «железного коня» подопрёт входную дверь! В спальных районах практически любой участок газона, который не защищён столбиком, обречён превратиться в стихийную парковку. В итоге, на месте газонов остаётся земляное месиво из говна, по дорогам и тротуарам размазаны грязные лужи, это беда.
Поиски свободного места отнимают время и нервы. Ситуация приобрела критические масштабы в высокоэтажных спальных районах с большой плотностью заселения, и она ухудшается с ростом автомобилизации. Парковка на газонах, детских площадках, дорожной сети в несколько рядов стала обычным явлением.

Я всё прекрасно понимаю, что нет свободных парковочных мест, это беда всего города, но никто вам и мне не даёт право захватывать и уничтожать газоны! В итоге у нас получается коллективная безответственность. Безусловно, виновники в данной ситуации не только автомобилисты, но и городские власти, не принимающие меры и не решающие проблему организации парковочного пространства в масштабе города! У власти ответ один — денег нет.
Я специально выбрал два района: старый район: Садовая-Железнякова, новый: Спортивная-Есенина.
За три часа я сфотографировал 285 нарушителей! Выложу только часть, самых дерзких, которых нужно исключить из списка «солидарное общество». Фотографий будет много, я хочу показать и донести до вас, общества, и до власти, что проблема серьёзная и ей нужно заниматься.
Конечно, трудно назвать российские газоны газонами, но в нашей стране они такие какие есть, нашим газонам даже европейские газоны завидуют. Во всём мире по газонам можно ходить, лежать, играть, но российские газоны этого позволить не могут.
В конце статьи я напишу своё мнение, как решить эту проблему.
Давайте я вам покажу, что происходит в реальности.
1. Как вам? У меня всегда возникал один вопрос: неужели им самим нравится месить говно своей обувью? Парадокс, но водители автомобилей и их пассажиры сами вынуждены идти по грязи.

2. Дорогие мои, вы просто походите по городу своему и посмотрите, откуда грязь берётся. Простой наблюдательности будет достаточно, чтобы увидеть и понять, почему всё так плохо. И проблема не в климатических условиях нашей страны, а проблема в головах людей. Грязь не падает с неба. На этой фотографии пока виден тротуар, пройдет полгода и он исчезнет под землю.

3. Парковка на газоне? Какой газон? это автостоянка.

4. Потом он уедет с газона и всю землю, которую насобирал колёсами, оставит на тротуаре. Сложилось ощущение, что парковка на газонах это уже болезнь. Вокруг полно мест, но до него ведь нужно идти 5 минут, так чего ходить — лучше бросить на газоне.

5. Я долго пытался понять, как этот автомобиль сюда попал. Девид Коперфильд нервно курит.
Вообще, я заметил, что ЖЖ творит чудеса. Вдруг, до этих самых людей дойдёт этот пост. Они увидят реакцию общественности на их поступки и одумаются?


7. Главное — удобно

8. И всем комфортно, особенно молодым мамам с колясками. Тут принцип один «мне срать на всех». Свинство.
9. Красиво же.
10. «В Европе можно неделю спокойно ходить в дождливую погоду и обувь всё время будет оставаться чистой» — это наши с вами слова. А что в Европе другой дождь? Или это американцы гадят нам под окнами? Ответ вы и сами знаете.

12. Тут как говорится надо или крест снять или трусы надеть. Ну или газон восстановить и огородить его от машин или признать, что это парковка и заасфальтировать её.
13. Вот характерная картина — пустырь между домами. Это не двор. Места там довольно много. Половину можно запросто пустить под стоянку. Ничего сложного.
14. Ну как так можно? Как мы будем строить «солидарное общество», с такими людьми? Как им объяснить, что так нельзя делать? Как ему объяснить, что двор с газоном, самое дорогое, что есть у дома? Это то же самое, что возле своего частного дома парковать свою машину на лужайке перед домом…
15. Вообще-то здесь находится аллея. Каким образом сюда попали автомобили, я не знаю! Оборзели вообще.
16. Пока он один
17. А ближе к вечеру тут всё будет занято. Когда на газоне нет мест…
18. …то можно поставить так. Что? Какие мамы с колясками? Пусть обходят по дороге или по газону.
19. Пешеходам они не мешают, но вся пешеходная дорожка в земле, которую они притащили на колёсах с газона.
20. Видите, в каком состоянии пешеходная дорожка, это нужно сказать спасибо тем, кто думает что здесь парковка и проезжая часть.
21. Тротуарная плитка не выдерживает вес автомобиля и в итоге вот такое говно! Плитка просела, образовались лужи и грязь.
22. Тут весь двор такой.

24. Нет комментариев. Тут только безысходность и грусть.
25. И тут тоже.
26. Особо умные заезжают на газон подальше — зачем пачкать ноги при выходе из машины, когда лучше выйти на пока зелёную траву.

28. Хм, а почему прямо в подъезд не заехал? Чего уж там, давай давай.
29. На этом месте могла быть парковка, современная и удобная. А пока здесь грязь и бардак.
30. Это тоже не выход. Это тоже плохо. Никакого тут коллективного решения нет, а возможно это вообще самозахват. Об этом мы поговорим в конце статьи.
31. Белгородские автомобилисты заботятся о комфорте своего автомобиля. Это хорошо, только нужно это делать всем, коллективно.
32. У него есть волшебный ключик.
33. Можно тут сделать отличную парковку, места достаточно.
34. Куда влезла — там и поставил (с).

38. Газон и тротуар — не место для парковки культурного человека.
39. Я не зря выложил эту фотографию. Здесь наглядный пример того, что есть места, где можно сделать парковки.

41. Наглядный пример того, что хозяева своими телегами уничтожили бордюр. После дождя вся грязь будет течь по дороге и прямо к подъездам своих домов!
42. Какой молодец, взял даже камни под колёса подложил. Сразу видно, любит свой автомобиль, только на других он чхал. Он здесь царь!
43. Обратите внимание на задний фон, полно земли для стоянки, бери и строй!

45. Вот тут можно спокойно картошку начинать сажать. Место подготовлено.
46. В то же время во многих дворах практически всегда можно найти пустыри, на которых могут разместиться парковочные места для автомобилей. Некоторые горожане решаются присвоить их себе, привязывая цепи или верёвки, ограждая себе местечко для стоянки, в общем придумывают массу способов. Господа, это не правильно, более того, незаконно! Вот пример.
47. Вот ещё пример.
48. Детская площадка, да кому она нужна? мне тут машину некуда поставить.
Спрашивается, почему если вы купили автомобиль и не обеспокоились местом для его хранения, то неудобства должны испытывать ваши соседи?

Что делать? Для начала чётко выделить места, где можно ставить машины, а где нет. В местах, где часто и массово паркуются автомобили на газонах, непросто держать ситуацию под контролем исключительно путём выписывания штрафов. Даже если нарушителя ждёт протокол, испорченное благоустройство всё равно придётся восстанавливать после каждого инцидента, за счёт бюджета, а это дорогое удовольствие.
В таких случаях и следует применять газонные ограждения. Это могут быть столбики и низкие заборчики, главное не покрышки.
Что же делать автомобилистам, если мест для парковки во дворе 20, а владельцев машин стало в доме — 50? Ждать когда власть придёт и построит им парковочное место? Этого можно ждать годами.
А разве власть обязана каждому автомобилисту предоставить парковочное место? Нет конечно. Есть СНиП, есть градостроительный кодекс, есть постановление правительства Белгородской области от 9 декабря 2008 года №293-пп «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования смешанной жилой застройки в Белгородской области», но логично предложить, что парковок на всех не хватит. Бывают моменты, когда на одну семью приходится два автомобиля, а иногда и три.
Как решить проблему? Подземный гараж не построить к панельной многоэтажке. Можно строить отдельностоящие паркинги. Но у них есть недостатки. Во-первых, это дорого. Во-вторых, не всегда есть место вблизи жилых домов, а долго идти от парковки до дома люди не хотят.
Выход один. Брать и строить самим. А власть должна помочь. Чем помочь? Убрать максимально все «бумажные вопросы», минимизировать бюрократию, сделать принцип — одно окно. Создать принцип «одно окно» и через ТСЖ донести до людей всё информацию. Я со многими общался и большинство людей готовы за свой счёт построить парковочные места, но их пугает бюрократия. Все понимают, что ставить машину на выделенное место куда приятней, чем в грязь или на тротуары. Чтобы те, кто вложил свои средства, имели гарантированные места, стоянку нужно оградить и установить шлагбаум. Тут есть ещё один плюс: это безопасность автомобиля!!! Сколько стоит КАСКО? Думаю мысль вы мою поймали. Люди готовы заплатить, но люди не готовы тратить свои нервы и время. И я их тут понимаю, проходил «круги ада», когда хотели установить шлагбаум.
Выход.
Мэрия города должна разработать принцип «одно окно» и передать все полномочия в округа. Насколько мне известно, мэрия это сделала (или делает). Я не хочу никого обвинять, но общаясь с людьми, я могу сказать с уверенностью — никто о принципе «одно окно» не знает. Создать создали, но что-то пошло не так… Нужно этот вопрос дорабатывать и доводить до жителей. Для этого использовать СМИ города и интернет-сообщества. Всё должно быть просто и без бумажной волокиты. Всё должно быть коллективно, иначе будет бардак, как на фотографиях 30, 31, 32 — это не правильно.
Обязательно: провести длительную разъяснительную работу и убедить жильцов не парковать машины на газонах, на детских площадках и других местах. Если убеждения не помогают, тогда плётка штрафы!
Как я это вижу:
— обсудить проблему с парковками на общедомовом собрании и проголосовать «за» или «против». Чтобы всё было оформлено официально, жители подписывают протокол. Обычно этот документ заполняется в произвольной форме. Главное, чтобы в нём были отражены дата, время собрания, рассмотренные вопросы и итоги голосования. А приложением к протоколу будет лист регистрации участников собрания, в котором указаны их имена и подписи.
— подать коллективное обращение в округ. Округ должен согласовать схему парковки и дать добро.
— нанять компанию и построить парковочные места.
Я написал свою точку зрения. Я буду рад услышать вашу точку зрения как решить эту проблему.

Почему Москва решает «проблему пробок» с помощью платной парковки?

Шесть лет в Москве действуют платные парковки. Пилотный проект стартовал в ноябре 2012 года и сначала коснулся территории между 2-мя улицами в самом центре города — Петровка и Каретный ряд. Сегодня платные парковки расположены в наиболее загруженных точках Москвы — в центре города и на отдельных улицах за пределами Третьего транспортного кольца. В этом материале мы решили рассказать, почему в Москве организовано платное парковочное пространство и какие проблемы с его помощью решает город.

Почему появилась необходимость в платной парковке?

Бесконтрольное использование улично-дорожной сети — очень пагубная для любого города привычка. К сожалению, раньше жители Москвы считали, что на знаки, связанные со стоянкой и остановкой, можно не смотреть. За нарушение скоростного режима оштрафовать могут, а за стоянку — нет. Это привело к тому, что правила практически не соблюдались. В результате из-за брошенных где попало авто постоянно возникали пробки, а по городским тротуарам элементарно было тяжело передвигаться пешком даже самим водителям, выходящим из припаркованной на тротуаре машины. В порядке вещей было припарковаться на пешеходном переходе, полностью занять под стоянку остановку общественного транспорта или встать вторым или даже третьим рядом, заставляя других участников дорожного движения объезжать брошенный автомобиль.

Центр встал…

Сложнее всего ситуация была в центре: там расположено огромное количество точек притяжения горожан — бутики, рестораны, театры, торговые центры, в которые автомобилисты предпочитали ездить исключительно на машинах. Доходило до того, что рядом с кафе и торговыми центрами автомобили простаивали сутками, а водители, которые приезжали в центр действительно по неотложным делам, не могли найти ни одного свободного места и вынуждены были долго «нарезать» круги по всем соседним улицам, создавая еще больший поток автомобилей и пробки.

Может, наоборот, сделать больше дорог и бесплатных парковок?

Платное парковочное пространство — это лишь одна из строгих мер, помогающих урегулировать дорожный трафик. Их около десятка, и в разное время к ним так или иначе приходили все крупные города мира. При этом платная парковка — самая мягкая из подобных мер, призывающая, прежде всего, горожан рациональнее пользоваться личным автомобилем. В Сингапуре, например, покупка любого автомобиля обойдется в 6 раз дороже его стоимости из-за обязательного налога.

Парковочных мест всем не хватило бы в любом случае, поскольку любой построенный в центре многоуровневый паркинг притягивает еще большее число автомобилей, которые вынуждены проезжать по тем же узким улочкам. Так сложилось исторически, что в Москве при ее огромных размерах низкая плотность дорог. При этом каждый четвертый житель столицы ездит за рулем. Ежегодно парк машин увеличивается на 100 тыс. единиц, около половины проезжающих по городу автомобилей — из других регионов. На дороги столицы ежедневно выезжает около 3,5 миллионов автомобилистов, 40-60 тысяч из них — грузовой автотранспорт, 9 тысяч — общественный транспорт, 40-55 тысяч — такси, 60-100 тысяч — велосипедов (если позволяют погодные условия), а также 10-15 миллионов пешеходов.

Из-за большого количества личного транспорта в городе и ввели платную парковку. Платные зоны упорядочили парковочные места в городе, разгрузили стоянки, которые стали освобождаться в 4 раза быстрее.

Разве парковки улучшают движение в Москве?

Внедрение платных парковок позволило существенно улучшить ситуацию на столичных дорогах: исчезли хаотично брошенные машины, в три раза выросла оборачиваемость мест, а время прибытия экстренных служб сократилось вдвое. Также в 2017 году были достигнуты значительные положительные изменения по основным транспортным показателям, в том числе на 16 % увеличилась средняя скорость движения личного транспорта в течение дня и на 59 % уменьшилось количество ДТП по сравнению с 2010 годом.

Проект платных парковок получил и признание международных экспертов. В 2017 году нидерландская компания TomTom отметила высокие результаты Москвы, которая всего за три года переместилась с первого места в мире по загруженности дорог на 13-е. По оценкам специалистов, улучшению позиций способствовали меры, принимаемые с 2012 года: внедрение интеллектуальной транспортной системы, комплексной схемы организации дорожного движения, а также организация парковочного пространства.

Как к парковочной реформе отнеслись автомобилисты?

Инициатива вызвала недовольство. В первую очередь, среди тех, кто пользуется машиной каждый день. Человек много лет ездил по городу на своем автомобиле, ни за что не платил и парковался, где ему было удобно. Кроме того, водителям пришлось пересматривать бюджет и сокращать число поездок на личном транспорте. Приезжать в центр по делам и ненадолго — недорого. Оставлять авто на время рабочего дня — это уже 300-700 рублей в день.

По мнению водителей, они начали платить «за воздух». При этом воздух в Москве за последние 5 лет стал чище — объём выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспорта снизился примерно на 100 тысяч тонн

Но уже через некоторое время позитивный эффект от введения платных парковок заметили автомобилисты. Так, например, пропускная способность улиц увеличилась, уменьшились пробки, стало проще находить свободное место для стоянки.

На что идут деньги от платных парковок?

Все средства отправляются в бюджеты районов города и тратятся на благоустройство. В частности, на текущий ремонт дворов и общественных зон, на создание или оборудование спортивных и детских площадок. Жители сами принимают решение о том, что хотят видеть на своей придомовой территории. Некоторые хотят увеличить количество парковочных мест в ущерб газонам. Другие, наоборот, попросили их уменьшить и построить детскую площадку.

Отчеты о проделанных работах управы публикуют на своих сайтах в разделах «Благоустройство на средства от платных парковок».

Почему зона платной парковки вышла за центр города?

Самая проблемная для передвижения на автомобиле часть Москвы — это центр. Внутри Садового кольца расположено почти 30% всех рабочих мест в городе и примерно 7-8% жилья. Это большой дисбаланс, и огромные потоки автомобилей каждое утро приезжают и каждый вечер выезжают внутри Садового кольца.

Так, платные парковки внутри Бульварного и Садового колец доказали свою эффективность. За первые три года работы проекта пропускная способность улиц увеличилась на 10%.

Расширение платной парковки за центр города носило исключительно точечный характер. Это наиболее аварийные участки, точки притяжения большого количества автомобилей. Это либо станции метро, торговые и офисные центры, промышленные зоны, то есть точки, куда приезжают машины из других мест, пересекая, порой, утром и вечером весь город — от одной окраины до другой.

Это позволило отрегулировать трафик: там, где раньше было не протолкнуться, теперь всегда есть свободные парковочные места. Улучшилась ситуация и для местных жителей: если раньше приезжие автомобилисты заставляли машинами все окрестные улицы, а заодно и дворы, то после введения платных парковок количество стороннего автотранспорта существенно снизилось. А возможность установки шлагбаумов вновь вернула порядок во дворы.

Получается, некоторым даже автомобиль рядом с домом теперь не поставить?

Нет, жители прилегающего к уличной дорожной сети дома обладают серьезным преимуществом. Они имеют возможность получить резидентное разрешение — бесплатное с 8 часов вечера до 8 часов утра, либо всего за 3 тысячи рублей в год получить круглосуточное разрешение стоять во всем районе, где они проживают.

В итоге количество автомобилей, которые из других районов паркуются около чужих домов, серьезно уменьшается — от 20 до 40 процентов.

Как же тогда передвигаться по городу?

Комфортный, доступный и быстрый общественный транспорт становится альтернативной личному автомобилю. Если в 2010 году его доля в среднесуточном объеме пассажирских перевозок составляла 58%, то в 2015 — уже 64% .

В Москве введется строительство новых станций метро. Введено 23 станции и 42 км пути, а также закуплено более 1,6 тысяч новых вагонов. Вагонный парк метро за это время обновлен более, чем на треть.

С 2010 года в Москве появилось более 8 тыс. современных автобусов, троллейбусов и трамваев. В городе теперь 245,6 км выделенных полос для наземного транспорта. В итоге количество пассажиров наземного транспорта по итогам 2015 года увеличилось на 200 миллионов по сравнению с 2010 годом. Причем активнее всего растёт число экономически активных пассажиров, не относящихся к льготным категориям.

В сентябре 2016 года в городе заработало Московское центральное кольцо. Это один из крупнейших инфраструктурных проектов последних лет и абсолютно новая транспортная система города, которая, по сути, стала второй кольцевой линией метрополитена и соединила районы, в которых не было метро.

Другой альтернативой личному автомобилю стали такси и каршеринг. В 2016 году согласно статистике ежедневное количество поездок на легальном городском такси составляло около 600 тысяч.

В столице работают несколько операторов сервиса поминутной аренды автомобилей «Московский каршеринг». Минута пользования обойдется приблизительно в 7 рублей — в 2 раза дешевле, чем самое дешевое городское такси — при этом парковка для автомобилей бесплатна. В системе зарегистрировано более 200 тысяч пользователей, ежедневно совершается в среднем 8 поездок на одной машине.

Таким образом, после проведенных реформ главный аргумент автомобилистов — «в городе нет никакого другого нормального транспорта, кроме метро» — оказывается полностью несостоятельным.

Благодаря созданным альтернативным способам передвижения по городу сегодня каждый может выбрать «свой транспорт», и при этом продолжить использовать личный автомобиль, но уже разумнее.

Почему никто не спросил жителей?

Это не так, прежде чем вводить платные парковки, городские власти проводили многочисленные консультации как с транспортными экспертами, так и с жителями города. Предложения обсуждаются с муниципальными депутатами и жителями районов, а по итогам дискуссий формируется список улиц, где планируется ввести новые стоянки, или где они, наоборот, не требуются.

Часто жители сами просят о внесении своей улицы в список — имея резидентное разрешение жителю гарантировано машиноместо в его районе.

С пробками в мире борются такими же радикальными методами?

По сравнению с практикой крупнейших мировых городов принимаемые в Москве меры очень мягкие. Например, в Америке платные парковки появились еще в 30-х годах прошлого века. В Европе их впервые ввели в 60-х. Тарифы с тех пор выросли, но главное правило во многих городах Старого света осталось неизменным — не превышать максимально разрешенное время стоянки. В Брюсселе, к примеру, оно ограничивается тремя часами. После придется заплатить круглую сумму — вплоть до 50 евро. В Лондоне платный даже въезд в центр: 12 фунтов в день (это примерно 900 руб.). А власти Осло вообще планируют ввести к 2019 году постоянный запрет на въезд автомобилей в центр города. Если это произойдет, Осло станет первой из европейских столиц, центр которой станет полностью свободным от машин.

Планируются ли дальнейшие расширения?

Платные парковки — это всего лишь один из наиболее действенных способов улучшения транспортной ситуации в мегаполисе, где не регулировать трафик с помощью искусственных и зачастую непопулярных мер попросту нельзя — иначе Москва давно бы задохнулась в пробках. Поэтому дальнейшее расширение платных парковок возможно, но в любом случае оно будет точечным. И делаться это будет только там, где искусственное регулирование спроса на парковочные места действительно необходимо. Кроме того, согласно мировому опыту, как минимум 15% мест на парковках всегда должны оставаться свободными, чтобы у автомобилистов всегда была возможность припарковаться или спокойно высадить пассажиров. Сегодня в Москве наблюдается нарушение этого принципа — парковочное пространство перегружено. Поэтому возможен пересмотр тарифов на парковку, что поможет настроить трафик в крупном городе.

В Москве сегодня появилось собственное пространство для всех жителей. Тротуары теперь принадлежат пешеходам, которых в городе в тысячи раз больше, чем личных автомобилей, тем более что автомобилисты, когда выходят из машины, также становятся пешеходами. Выделенные полосы принадлежат миллионам пассажиров городского транспорта. И такой компромисс возможен и в дальнейшем, если все будут уважать мнение и пространство друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *