Приемы вождения

Хитрости езды по бездорожью

Осень в разгаре, льют дожди, грунтовые дороги раскисают и проехать по ним на обычном, не полноприводном автомобиле, становится всё труднее. Тем более, если автомобиль имеет низкий клиренс*, который в народе ещё зовут «посадкой».

Клиренс – то же, что и «Дорожный просвет». Это расстояние между опорной поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля.

Мне приходится периодически ездить в деревню к родственникам. Беда в том, что последние пять километров проходят по грунтовой дороге без какого-либо покрытия. После сильных дождей дорога раскисает так, что проехать по ней могут только полноприводные грузовики, гусеничные и колёсные трактора. Понятно, что в раскисшем грунте они пробивают глубокие колеи, проехать по которым порой затрудняются даже водители полноприводных внедорожников.

Что уж говорить про обычные, моноприводные легковые автомобили? Попадая в эти, полные грязи, колеи они застревают и «садятся на брюхо». В такой ситуации приходится рассчитывать только на помощь трактора. Так ежегодно мучился и я, пока не придумал для себя две хитрости, которые позволяют мне на обычном легковом седане гораздо легче преодолевать эти коварные километры.

Многие водители имеют загородные дома, дачи, родственников в деревнях, любят ездить на природу, на шашлыки и т.п. Уверен, что они тоже нередко сталкиваются с проблемой недостаточной проходимости своих автомобилей и мои советы могут быть им полезны.

Долой из колеи!

Движение в глубокой колее может быть очень опасно для автомобиля. Даже не важно, что это за колея: грязная в раскисших чернозёме или глине, сухая, или зимняя ледовая. Дело в том, что под днищем находятся множество важных узлов и деталей: картер двигателя, элементы подвески, электропроводка, трубки топливной и тормозной систем.

Движение в колее опасно для картера двигателя и деталей подвески

Попав в колею и задевая «пузом» за грунт или лёд, можно легко повредить важные детали, что чревато поломкой и долгим, дорогим ремонтом. Удивительно, но даже зная это, большинство водителей упорно ползут в колее, рискуя «сесть на брюхо» или повредить автомобиль.

Однажды мне пришла в голову идея, которую я проверил в одной из поездок по раскисшей, грунтовой дороге с глубокими колеями. Что я сделал? Я просто не стал въезжать в колею. Я поехал по «площадкам» между колеями. Эти площадки всегда бывают суше и твёрже чем сами колеи, в которых обычно скапливается много грязи и воды. Кроме того, отсутствует риск повредить всё, что находится под днищем автомобиля.

Движение между колеями безопасно для автомобиля

Однако хочу предупредить сразу. Этот способ требует от водителя уверенного владения автомобилем, чувства габаритов, чёткого понимания где находятся колёса и некоторого самообладания. При движении между колеями не стоит пытаться ехать быстро – можно ошибиться и соскользнуть как в колею, так и в кювет. Всё же стоит помнить, что покрытие является скользким от дождя, а летняя резина плохо цепляется за раскисшую поверхность.

Если вы никогда не ездили таким способом советую в свободное время найти подходящую дорогу и попробовать поездить по ней между колеями. Главное, чтобы это был сухой день и дорога. Не пытайтесь сразу ехать быстро. Начинайте с небольших скоростей. Такая тренировка окажется очень полезной, когда вы попадёте в реальную грязь.

Летом зимняя?

Как-то, в очередной раз собираясь в деревню, я посмотрел прогноз погоды с содроганием подумал, что мне опять придётся нелегко. Как я уже писал чуть выше, летняя резина на раскисшей грунтовке очень сильно скользит, автомобиль плохо управляется и грозит соскользнуть в кювет.

Мне очень не хотелось опять рисковать, и я решил попробовать поступить не стандартно. Я положил в багажник два диска с зимней резиной завёрнутые в полиэтилен. Я решил перед выездом на раскисшую грунтовку поменять резину на ведущей оси на зимнюю надеясь, что развитые грунтозацепы шин помогут мне более уверенно держаться на дороге и проезжать грязные ямы, не застревая в них.

Почему я сразу не переобул автомобиль в зимнюю резину? Потому, что вначале мне предстояло проехать 350 км. по отличным асфальтовым дорогам, а проблемными были только последние пять километров. Так что, не было никакого смысла гонять зимние покрышки по сухому асфальту.

Эффект от использования зимней резины на грязной грунтовке превзошел все мои ожидания. Последний отрезок пути я проехал в сильный дождь без каких-либо проблем с буксованием и боковым скольжением, полностью и уверенно контролируя поведение автомобиля. С тех пор я использую эту хитрость всегда, когда еду в места, где возможно придётся ехать по плохой, раскисшей грунтовке.

Несколько советов тем, кто решит последовать моему примеру:

  • Упаковывайте покрышки в водонепроницаемые чехлы. После грязи вам вряд ли удастся их сразу помыть.
  • Укладывайте покрышки так, чтобы можно было их легко достать, не вытаскивая из багажника другие вещи. Рядом кладите домкрат и «баллонный» ключ.
  • Если у вас в багажнике лежит полноразмерное запасное колесо – уберите его. В дорогу на его место положите одну из зимних покрышек. Этим вы сэкономите место в багажнике, так как там будет лежать только одна покрышка, а вторая будет находиться на месте «запаски».

Эти полезные хитрости при правильном использовании могут существенно облегчить жизнь водителя обыкновенной легковушки на плохой дороге. Если у вас есть свои хитрости и идеи – пишите в комментариях. Я их добавлю к этой статье не забыв упомянуть ваше авторство.

«Узелки» на память:

  • Бездорожье можно обмануть
  • Не будь рабом колеи
  • Зимняя резина и летом полезна

Расскажи друзьям

Что отличает опытного водителя от новичка? Ну, кроме опыта? Конечно же то, как мастер ведёт машину, как он прогнозирует обстановку на дороге. Но есть несколько, так сказать, техничных приёмов вождения, которые позволят быстро наверстать отсутствие опыта вождения.

Различные упражнения очень полезны, это любой знает. Но никто не выполняет! Почти никто из водителей, вышедших из ворот автошколы, дальше не занимается качественным улучшением своих навыков – только получают пассивный опыт. Некоторая часть резвиться зимой на замёрзших озёрах, дрифтуя на своих машинах – это, конечно, ложится в копилку опыта. Но этого мало.

Правильная посадка

Для того чтобы хорошо водить машину – нужно правильно сидеть. Это подтвердит любой автогонщик. Не зря ведь сиденья в гоночных машинах делают на заказ под каждого пилота. Причём настраивается всё – руль по высоте и вылету, педали (очень часто их загибают так, как надо водителю), зеркала и так далее. Пилот как бы врастает в свою машину и начинает чувствовать её на другом уровне. Опытные гонщики буквально спиной чувствуют траекторию задних колёс – а это дорогого стоит.

Обучение вождению в Минске

Чтобы правильно сесть достаточно вытянуть руку и схватить руль в верхней точке. Затем чуть согнуть руку в локте – это и будет оптимальное удаление от руля. Далее, по такой же схеме нужно настроить само расположение сиденья. Левой ногой нужно упереться в уступ на полу, чуть согнув ногу в колене. Если рост водителя не позволяет это сделать, то придётся идти на компромиссы – не все машины правильны с точки зрения эргономики.

При регулировке кресла нужно помнить, что спина должна быть плотно прижата к спинке сиденья, при этом водитель не отрывая спины должен дотянуться до всех основных кнопок на панели приборов. И помните – пристёгиваться нужно всегда – это первое, что Вам должен внушить инструктор по вождению в Минске!

Правильная регулировка зеркал

Зеркала нужно настроить так, чтобы в них не отражалось больше 20% борта машины. В зеркалах нужно не разглядывать грязь на своих дверях, а следить за соседними полосами и минимизировать слепую зону. Вождение автомобиля требует постоянного контроля наличия других автомобилей в соседних полосах.

Смотрим рекомендации от нашего автоинструктора

Развитие чувства габаритов

Какой же опытный водитель не сможет почувствовать габариты своего авто? Если такого дара от природы нет, то его можно заменить трудолюбием. Всё очень просто – регулярно выполняем упражнения на развитие габаритов авто. Все эти упражнения находятся в свободном доступе в Сети, достаточно набрать поисковый запрос и приступить к улучшению своих навыков.

Зимнее вождение

Зима – время дрифтеров (для тех, кто не знает – это такие ребята, которые пускают машину в управляемый занос и максимально долго в нём находятся). Зимой это делать удобнее – сцепление шин с дорогой минимальное, а нагрузка на подвеску и рулевые наконечники небольшая. То есть зимним скольжением убить машину тяжело, при условии, что она изначально исправна.

Что можно делать зимой? Научиться пускать машину в управляемый занос – понадобится всегда и везде. Только нужно помнить, что на сухом асфальте летом события будут разворачиваться быстрее в 5 раз. Придётся и руль быстрее крутить, и быстрее работать педалями и так далее. Но в качестве тренировки зимнее время самое то.

Ещё зимой можно научиться быстро трогаться. Любители погонять зимой часто срываются со светофоров с пробуксовкой, оставляя где-то на асфальте свои шипы. Всё это говорит о низком уровне владения машиной.

Быстро тронуться зимой без пробуксовки можно!

Попробуйте такой метод: нужно наметить себе стартовую линию. Подъехать к ней, затем чуть сдать назад, и снова подъехать. Делать очень плавно, без пробуксовок! И повторить сеанс ещё 3 раза. Этим приёмом водитель укатывает рыхлый снег под колёсами создавая себе более прочное покрытие.

Трогаться следует внатяг, не бросая сцепление. Перед стартом важно немного отпустить сцепление до момента, пока машину не затрясёт немного. Затем стоит плавно нажать на газ и плавно начать отпускать сцепление. Придавайте машине плавное и быстрое ускорение. Сразу, возможно, не получится, но после нескольких тренировок всё пойдёт как по маслу. Это поможет и при проезде перекрёстков или ж\д путей – очень часто аварии происходят из-за того, что водитель хотел проскочить, но от страха побросал педали и «забуксовался» на месте.

К слову, повороты можно проходить не только в заносе, но и ещё двумя способами. Это силовое скольжение и вкатывание. Подробности можно найти в Сети. Главное – пробовать, и пробовать, и пробовать, и всё обязательно получится!

Хотя в этом году состояние дорог довольно сносное, колеса в ямы все же могут провалиться.

В нашей стране весной вместе со снегом традиционно сходит и асфальт: каждый год с марта по июнь ездить по городу опасно, ведь можно и ходовую часть автомобиля повредить, и в аварию попасть. Этой весной благодаря относительно теплой зиме асфальт не очень похож на лунную поверхность с кратерами, как это было год назад, но местами дорога усеяна дырами, в которые запросто может провалиться колесо. Журналисты «Сегодня» проехали по основным столичным дорогам, чтобы оценить их состояние, а также с помощью руководителя школы контраварийного вождения «Корда-Профи» Евгения Середницкого выяснили, как ездить по украинским дорогам, чтобы не пострадали пассажиры, водитель и само авто. Этот вопрос особенно актуален в свете намерений нового руководства ГАИ увеличить разрешенную скорость в черте города на 20 км/час.

Реклама

Зачем замедляться

Преодолевая очередную неровность водители практически всегда задают себе вопрос, на какой скорости это лучше всего делать. С одной стороны, если чуть надавить на газ, авто меньше трясет, а в салон передается не так много неприятных звуков — поэтому водители-новички обычно предпочитают «пролетать» ямки. А вот опытные водители всегда снижают скорость на плохом участке дороги, вплоть до того, что даже внешне небольшую ямку «переползают» на скорости 3—5 км/час. Кто прав?

Работа подвески авто основана на превращении удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески (амортизатора, сайлентблоков). Из школьного курса физики мы знаем, что сила удара зависит от массы, размеров и скорости. То есть чем ниже скорость авто и меньше глубина ямы, тем ниже будет нагрузка на ходовую часть автомобиля и наоборот. Элементы подвески рассчитаны лишь на определенную нагрузку (например, на проезд неровности вроде «лежачего полицейского» на скорости до 30 км/час), и если ее превысить, удар передается на кузов (при этом слышен глухой металлический стук), что приводит к повреждению силовых элементов его конструкции. Чем чаще происходит нагрузка на ходовую часть и чем выше скорость при этом, тем быстрее происходит износ резино-технических деталей. Поэтому спешить на неровных дорогах не стоит.

Реклама

Неровность. Нужно преодолевать на минимальной скорости.

Опасное торможение

Даже если вы считаете себя очень хорошим водителем и рассчитываете, что в случае появления ямы успеете затормозить или объехать ее (уверенности добавляет то, что на авто стоят отличные тормоза и все современные системы безопасности), на плохой дороге лучше не разгоняться быстрее 40 км/час. Дело в том, что на резкий удар по тормозам (например, если вы заметили яму слишком поздно либо просто дорога плохо освещена) может поздно среагировать водитель машины, которая двигается вслед за вашей. И хотя в народе принято считать, что «виноват тот, кто сзади», действия резко затормозившего водителя нарушают п. 12.9 ПДД (сегодня, когда каждый третий автомобиль оснащен видеорегистратором, доказать резкое торможение не так уж и сложно). Правила разрешают резко тормозить лишь в том случае, если без этого нет возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, но дорожная неровность — явно не тот случай. Также важно знать, что если авто оборудовано антиблокировочной системой тормозов (АБС), то резкое торможение на яме может сыграть с водителем злую шутку: колесо блокируется в воздухе, срабатывает АБС (принудительно отключает тормоза), и в итоге автомобиль становится неконтролируемым.

ДТП. Легко спровоцировать в случае резкого удара по тормозам.

Реклама

Увеличение скорости: «за» и «против»

Месяц назад Госавтоинспекция выступила с инициативой повысить разрешенную в городе скорость с 60 до 80 км/ч на определенных участках дорог. В период с 10 по 21 марта прошло открытое обсуждение инициативы (мнения принимали по электронной почте и на сайте ГАИ), в ходе которого высказались почти 54 тыс. человек — среди них и водители, и велосипедисты, и пешеходы. Нововведение полностью поддержали 43% респондентов, частично — 28%, а против высказались 29%. «Сегодня» собрала аргументы, звучавшие от принимавших участие в опросе. Забегая наперед, отметим, что главную озабоченность в свете нововведения вызывает именно состояние дорог: не вызовет ли повышение скоростного лимита всплеска ДТП?
АРГУМЕНТЫ «ЗА». Условия движения на многих столичных дорогах позволяют двигаться достаточно быстро без риска для безопасности дорожного движения. Между тем эти улицы давно превратились в своеобразную «кормушку» для инспекторов ГАИ, которые тормозят водителей, разогнавшихся быстрее положенного, и берут взятки. Поэтому участники дорожного движения не против, чтобы скорость повысили на Набережном, Надднепрянском, Столичном шоссе, а также на ул. Саперно-Слободская, Южном мосте, Оболонском проспекте, выезде в сторону Выш­города, проспекте Ватутина и Окружной — везде, где дорога более-менее нормальная. Эти предложения начальник ГАИ уже отправил председателю Киевгорадминистрации. Но в КГГА рассказали «Сегодня», что решение будет принято не раньше мая.
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ». Более половины участников опроса в своих письмах отметили, что для увеличения скоростного лимита нет необходимых условий. Состояние дорожного покрытия сейчас плохое: если авто попадет в яму на скорости 80—100 км/час, шансов удержать контроль над машиной намного меньше, чем при скорости 60—80 км/час. В частности, водители выступили категорически против повышения скорости на улице О. Телиги, проспекте Победы, Московском и Броварском проспектах, Московском мосту, бульваре Дружбы Народов и улице Академика Заболотного. То есть везде, где дорога после зимы оставляет желать лучшего.

Кроме того, на этих «скоростных» дорогах есть нерегулируемые пешеходные переходы, отсутствуют «карманы» для общественного транспорта, а в правом ряду автомобили паркуются хаотично.

Скорость. На безопасных участках хотят увеличить на 20 км/час.

Реклама

Как пролететь над ямой

Если вы видите, что безопасно объехать яму не получится (слева и справа есть препятствия или едут другие авто), а сзади вас нет других машин, над «кратером» можно попробовать в прямом смысле этого слова пролететь. Для этого бывалые водители используют нехитрый прием. Перед самой ямой нужно резко нажать на педаль тормоза, чтобы авто максимально замедлилось (при этом упругие элементы передней подвески сжимаются), а после этого отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом (упругие элементы ходовой после прекращения торможения разжимаются и как бы «подбрасывают» переднюю часть авто вверх). В результате такого приема колесо проезжает по яме с минимальным давлением и на подвеску не передаются сильные удары. Мало того, что это бережет ходовую часть авто, так еще и снижается риск пробить колесо и повредить диск из-за столк­новения с острыми краями глубокой ямы, а менять грязные колеса посреди дороги — не самое приятное занятие.

В тренде

Что кроме минималки: как вырастут зарплаты украинцев

Добавим, что крайне важно весной не заезжать в глубокие лужи — под любой из них может прятаться очень глубокая яма (вода скапливается ведь не просто так, а в неровностях). То же касается и канализационных люков, крепления которых за зиму прогнивают, и они попросту переворачиваются.

Прием. Непосредственно перед ямой нужно резко нажать на тормоз.

Колея на асфальте

Кроме ям, водителям часто встречается и такой опасный для управляемости авто вид деформации дорожного покрытия, как колейка — след от колес проезжавших перегруженных грузовиков. Главная проблема в том, что при движении по такому участку дороги появляется так называемое рысканье — частые удары боковины колеса о борта неровности меняют траекторию движения машины, что может привести к потере управляемости. Особенно велик риск после дождя, когда в колее скапливается вода и появляется эффект аквапланирования (авто теряет сцепление с дорогой). Кроме того, может появиться продольная раскачка, вызывающая занос и переворачивание автомобиля. Чтобы избежать проблем при движении по колейке, нужно снизить скорость и избегать любых резких движений рулем до тех пор, пока не попадете на ровный участок. Отметим, что риск потери управляемости особенно велик при попытке совершить обгон, когда из колейки нужно выехать на высокой скорости, а затем точно также вернуться в нее (после обгона). От этого маневра лучше отказаться, либо же при его выполнении нужно быть готовым к контраварийным действиям в случае заноса: руль нужно держать двумя руками, в случае заноса вращать его в сторону, противоположную заносу до восстановления траектории, а затем нажать на педаль газа.

Осторожно! На такой дороге риск заноса авто очень высок.

Боковая разгрузка

Иногда на пути появляются ямы с критической глубиной (есть риск, что колесо провалится и будет повреждено днище или бампер), а возможности объехать яму нет, как и «пролететь» над ней. В этом случае для избежания сильного удара по подвеске можно применить прием под условным названием «боковая разгрузка». Используется уже описанный выше эффект нагрузки передней оси (удар по тормозам для того, чтобы сжались элементы передней подвески). Если совместить такое торможение с поворотом, то авто благодаря центробежной силе кренится набок, причем больше нагружается та сторона автомобиля, которая движется по внутренней его части.

На практике перед выбоиной опытные водители имитируют вхождение в поворот, резко поворачивая руль так, чтобы колесо, попадающее в яму, оказалось на внешней (разгруженной) стороне дуги. А затем возвращают руль назад, выравнивая курс. Передний стабилизатор поперечной устойчивости при этом работает как торсион (пружина в виде вала, работающего на кручение) и дополнительно приподнимает переднее колесо, которому угрожает сильный удар. Но отметим, что этот прием нельзя использовать во время преодоления бугров, камней, кочек, иначе удар разгруженного колеса может легко привести к опрокидыванию транспортного средства. Кроме того, есть риск заноса в случае малейшей ошибки.

Маневр. Позволяет в разы снизить силу удара на переднее колесо.

Дороги починят не скоро

В «Киевавтодоре» нам рассказали, что работы по ликвидации дорожных неровностей начались с начала марта. Правда, реальные улучшения киевляне увидят лишь к середине апреля (для качественного ремонта нужно, чтобы средняя температура воздуха составляла не менее +10 градусов). Но денег хватит лишь на ямочный ремонт: в бюджете столицы на дороги выделено 27 млн грн, что составляет лишь 5% от необходимого.

Не лучше ситуация с дорогами и в других регионах страны. Так, по словам главы «Укравтодора» Александра Малина, «в этом году ведомство вообще не имеет средств на капремонт и реконструкцию дорог. Деньги из госбюджета будут направлять исключительно на текущий ремонт, эксплуатационное содержание и проведение неотложных работ на стратегически значимых объектах, состояние которых признано аварийным». То есть хорошие дороги пока остаются лишь водительской мечтой.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *