Правила освидетельствования водителей

Справка

В целях реализации пункта 3 части 1 статьи 12, пункта 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке — приказываю:

1. Утвердить согласованную с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.

2. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, начальникам управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал армии
Р. Нургалиев

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г.

Регистрационный № 23298

Приложение

1. Настоящая Инструкция определяет порядок доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.

2. В своей деятельности сотрудники полиции, осуществляющие доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и охраны здоровья лиц, изданными в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

3. Задачей полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, является оказание необходимой помощи, в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4. Основными функциями полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, являются:

4.1. Выявление их на постах и маршрутах патрулирования.

4.2. Осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место их обнаружения.

4.3. Предупреждение совершения противоправных действий в отношении вышеуказанных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4.4. Доставление указанных лиц в медицинские организации при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи.

5. Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.

6. Медицинская эвакуация лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи. При отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи сотрудники полиции доставляют лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации на служебном автотранспорте.

При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лицам, находящимся в состоянии опьянения, сотрудники полиции получают от медицинского работника следующую информацию: наименование станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи, фамилия, имя, отчество медицинского работника выездной бригады скорой помощи, номер карты вызова скорой медицинской помощи с указанием даты и времени обращения.

7. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России.

8. Перед помещением лиц, находящихся в состоянии опьянения, в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

9. При обнаружении у лиц, находящихся в состоянии опьянения, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, или указывающих на их возможную причастность к совершению преступления, а также при наличии информации об их участии в совершении преступлений, нахождении в розыске, сотрудники полиции докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного.

10. В случае доставления сотрудниками полиции в медицинские организации и во время осмотра медицинскими работниками лиц, находящихся в состоянии опьянения, сотрудниками полиции обеспечивается безопасность медицинских работников.

11. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.

12. При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, сотрудник полиции, доставивший лицо, находящееся в состоянии опьянения, получает от медицинского работника медицинской организации документ, составленный в произвольной форме медицинским работником медицинской организации с указанием: наименования медицинской организации, фамилии, имени, отчества лица, находящегося в состоянии опьянения, даты и времени его доставления в медицинскую организацию, заверяется личной подписью медицинского работника.

Согласовано

Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Т. Голикова

22 декабря 2011 г.

* Далее — «лица, находящиеся в состоянии опьянения».

** Далее — «медицинские организации».

*** Справочно: медицинские организации, в которые осуществляется доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, определяются территориальными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Приказ МВД РФ от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г.

Регистрационный № 23298

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 29 февраля 2012 г. N 43

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N° 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2011.

9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // Российская газета. — М., 2010.

10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 680. г. Москва «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. — М., 2009.

11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 марта 2012 г. № 170. г. Москва «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. — М., 2012.

12. Аврутин, Ю. Е., Булавин, С. П. Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин. — М.: Проспект, 2011. — 352 с.

14. Артемьев, А. М. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 5. — С. 26-27.

15. Барсуков, С. И., Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Юрайт, 2011. — 321 с.

17.Нечипоренко, В. С. Теория и организация государственной службы. — М.: РАГС, 2008. — 298 с.

18. Ноздрачев, А. Ф. Служебное право (государственная гражданская служба). — М., 2007. — 298 с.

19. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М. : Юристъ, 2009. — 252 с.

20. Пресняков, М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости. — Саратов: Научная книга, 2007. — 198 с.

УДК 342.951 Ю.А. Королёва*

Правовые и организационные проблемы направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами

В статье исследуется правовая природа направления водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. На основе анализа содержания рассматриваемой меры автор приходит к выводу о её принадлежности к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Делаются предложения по совершенствованию действующего административноделиктного законодательства.

Ключевые слова: меры административного принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является не только одним из наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения, но и способствует другим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий. В этой связи одно из

© Королёва Ю.А., 2016

Королёва Ю.А. Правовые и организационные проблемы направления на медосвидетельствование

приоритетных направлении развития научной мысли и практики связано с совершенствованием правовых и организационных основ освидетельствования водителей, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения, а также некоторых аспектов направления данных субъектов на медицинское освидетельствование. Подчеркнем, что направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, по сути, является процессуальным решением, а непосредственно медицинское освидетельствование на состояние опьянения является специальной медицинской процедурой.

Есть мнение о том, что направление на медицинское освидетельствование является первым этапом процедуры медицинского освидетельствования, поскольку последнее не может быть осуществлено без направления (доставления). С данным утверждением нельзя согласиться. Анализ нормативных документов свидетельствует о том, что речь идет о двух самостоятельных действиях, процедура осуществления каждого из которых регулируется специальными нормами. Принципиально разнится статус субъектов, уполномоченных их осуществлять, различны также цели и основания их применения.

С учетом современной трактовки терминов «транспортное средство» и «водитель» (в разъяснении Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N° 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» четко сказано, что «.. .водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению») можно с уверенностью сказать, что процедура направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицам, управляющим любыми транспортными средствами, т.е. к лицам, управляющим автомототранспортными средствами, судами (воздушными, водными, в т.ч. маломерными), а также к велосипедистам, скутеристам, погонщикам, ведущим по дороге вьючных, верховых животных или стадо, и лицам, обучающим вождению. В данном случае используется широкое понимание транспортного средства, которое корреспондирует с понятием транспортного средства с точки зрения Правил дорожного движения (далее- ПДД) .

Направление на медосвидетельствование (равно как и освидетельствование водителей, управляющих транспортными средствами различного вида, на состояние алкогольного опьянения) осуществляют соответственно должностные лица Ространснадзора, ГИМС МЧС России и т.п. В настоящей статье будут исследованы актуальные проблемы направления на медицинское освидетельствование водителей, управляющих только автомототранспортными средствами, поскольку данные полномочия возложены на должностных лиц ОВД. Направление на медицинское освидетельствование устанавливается и регламентируется довольно большим массивом нормативных актов. Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации . В настоящее время основания и условия направления водителей на медицинское освидетельствование устанавливаются ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (далее — Постановление Правительства РФ № 475) .

Кроме того, следует также обратиться к вышеупомянутым Правилам дорожного движения, в соответствии с п. 2.3.2 которых водитель транспортного средства обязан по требованию сотрудников ДПС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В то же время в ПДД не устанавливается обязанность водителей выполнить требование уполномоченного должностного лица о направлении на медицинское освидетельствование, что, на наш взгляд, является явным упущением.

К иным участникам дорожного движения (пассажирам, пешеходам) направление медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно применяться в порядке, установленном ст. 27.12.1 КоАП РФ, и Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» . Вместе с тем в правоприменительной деятельности ОВД имеется иное мнение по данной проблематике. Так, опрос сотрудников ДПС показывает, что они при осуществлении контрольнонадзорной деятельности за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения всех участников дорожного движения подвергают процедуре освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также направляют на медицинское освидетельствование в порядке, определяемом вышеназванным Постановлением Правительства № 475.

Следует признать, что сложившаяся практика более эффективна. Полагаем, что необходимо на законодательном уровне предоставить возможность направлять, а также и проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения в данном порядке всем лицам, являющимся участниками дорожного движения. Намного усложняется принятие решения по делу об административном правонарушении, когда, например, в дорожнотранспортном происшествии (далее — ДТП) участвуют как водитель, так пассажир и пешеход, и все они направляются на освидетельствование, а также проходят освидетельствование на состояние опьянения, в разном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае, если лицом не осуществляются функции по управлению транспортным средством, и, например, данное лицо находится в припаркованном автомобиле либо в транспортном средстве, управляемом иным лицом, и если при этом он не совершает административных правонарушений, то правовые основания для предъявления к нему требований о прохождении медицинского освидетельствования отсутствуют вообще.

В соответствии с ч. 3-5 ст. 27.12 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол, в котором указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

От правильного и своевременного составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование зависит своевременное проведение процедуры медицинского освидетельствования, поскольку последняя осуществляется только на основании протокола о направлении . В то же время при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в ДТП и пребывающим в тяжелом состоянии, медицинское освидетельствование проводится вне зависимости от наличия или отсутствия протокола о направлении на освидетельствование.

Направлению на медицинское освидетельствование, также медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения лицо подлежит в случаях, прямо установленных ст. 27.12 КоАП РФ, а также некоторыми другими нормативными актами (по сути, они являются основаниями для направления), а именно:

1) отказа от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

2) несогласия лица с результатами освидетельствования;

3) наличия достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

4) при наличии повода к возбуждению в отношении лица дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.24 КАП РФ и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (нарушение ПДД водителем, пешеходом, пассажиром, иными участниками дорожного движения, повлекшее легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего) (ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185 );

5) в случае подозрения лица в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта (ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185, и п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

В результате анализа ст. 27.12 КоАП РФ мы пришли к выводу, что, помимо вышеназванных оснований направления лиц на медицинское освидетельствование, также необходимо учитывать хотя бы одно из следующих условий:

1) лицо, подлежащее направлению, должно управлять транспортным средством соответствующего вида, и в отношении него имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;

2) в отношении лица, управляющего ТС, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

Последнее условие, на наш взгляд, сформулировано не вполне корректно. Во-первых, как указывается в ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185, направлять на медицинское освидетельствование водителей необходимо даже при наличии повода к возбуждению дела, предусмотренного ст. 12.24 КАП РФ. И, во-вторых, законодателем упущен случай, установленный ч. 2 ст. 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». По сложившейся в деятельности ГИБДД практике в последнем случае выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводится административное расследование, в рамках которого водитель обязательно направляется на медосвидетельствование.

Таким образом, ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ следует изменить в части, касающейся условий направления на медицинское освидетельствование с учётом сформулированных выше предложений.

Достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, четко перечислены в Постановлении Правительства № 475. К их числу относятся: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке.

При наличии либо первого, либо второго условия лицо подлежит прежде всего освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ). В этой связи возникает вопрос: вправе ли должностное лицо подразделения ГИБДД направить водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не предложив ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения?

Королёва Ю.А. Правовые и организационные проблемы направления на медосвидетельствование …

С точки зрения судебной практики, данный вопрос решается следующим образом . Ни КоАП РФ, ни Постановление Правительства РФ № 475 не содержат норм, исключающих возможность проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте. Более того, направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование возможно при наличии у него лишь внешних признаков опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что должностные лица органов ГИБДД, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, вправе направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения каждого водителя транспортного средства только при наличии у него достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, т.е. внешних признаков, без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

В настоящее время данные положения прочно вошли в практику Верховного Суда РФ. Кроме того, как следует из практики, отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП, сведений об отказе водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо отсутствие у сотрудника ДПС соответствующего технического средства измерения не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения водителя к административной ответственности по нормам данной статьи за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. В рассмотренной ситуации особое внимание следует обратить на то, что в протоколе об административном правонарушении должен быть указан хотя бы один внешний признак опьянения из числа названных в п. 3 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 475. В противном случае такой протокол не может служить допустимым доказательством и при подготовке дела к рассмотрению подлежит возвращению в орган, его составивший, для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Справедливости ради отметим, что в некоторых решениях Верховного Суда РФ выражена принципиально иная позиция по рассматриваемому вопросу , которая нам кажется более предпочтительной, поскольку п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 475, не предусматривает возможности направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Еще одним подтверждением в пользу нашего мнения является то, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование необходимо указывать основания его применения. Однако эта позиция не находит своего подтверждения в практике Верховного Суда РФ по делам об административных правонарушениях. Аналогичная позиция реализуется и в практике региональных судов.

Таким образом, с точки зрения сложившейся практики, наличие хотя бы одного из внешних признаков опьянения (например, запах алкоголя изо рта) уже является основанием для направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Интересной, с точки зрения правовой оценки, является ситуация, когда водитель в принципе согласен на медицинское освидетельствование, но отказывается от направления на медицинское освидетельствование, например, по причине удаленности медицинской организации. Несмотря на то, что данная мера принуждения устанавливается, как уже было сказано выше, Федеральным законом «О полиции», КоАП РФ, иными подзаконными нормативными актами, ответственность за отказ от её выполнения нигде не предусматривается. Полагаем, что в данной ситуации водителя можно привлечь как по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции . в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей», так и по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния». Таким образом, по сложившейся в подразделениях ГИБДД практике отказ водителя от направления на медицинское освидетельствование расценивается как отказ от процедуры медицинского освидетельствования. Из приведенных суждений следует важный вывод о том, что правовая природа направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами, до сих пор лишена какойлибо законодательной определённости, чего нельзя сказать о медицинском освидетельствовании, которое с точки зрения КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Единственный вывод, который можно сделать в результате исследования правовой основы направления на медицинское освидетельствование, это то, что оно является мерой административного принуждения, существенно затрагивающей конституционные права и свободы лиц, в отношении которых оно применяется. Рассматриваемая мера сопряжена с ограничением права на охрану личного достоинства (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и др.

В то же время, учитывая цели, задачи, порядок его реализации, с уверенностью можно сказать, что направление на медицинское освидетельствование выполняет обеспечительную роль, имеет ярко выраженный процессуальный характер и применяется с целью реализации медицинского освидетельствования на состояние опьянения и, в конечном счете, для получения доказательств по делу об административном правонарушении. В этой связи мы полагаем, что направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения целесообразно включить в перечень мер обеспечения

производства по делу об административном правонарушении, установленный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, в качестве самостоятельной меры.

В пользу возможности применения направления на медицинское освидетельствование как самостоятельной меры свидетельствуют примеры из практики. Бывают случаи, когда после направления и доставления инспектором ДПС ГИБДД водителя в медицинскую организацию он внезапно отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, но мера тем не менее была применена и процессуально оформлена. Таким образом, можно с уверенностью констатировать наличие объективной необходимости комплексной переработки с позиции системного подхода существующей нормативной правовой основы применения такой меры административного принуждения, как направление водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Реализация изложенных в работе предложений будет способствовать совершенствованию правовой и организационной основы ее применения.

Список литературы

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 (в ред. от 9 февраля 2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (в ред. от 30 июля 2015 г.) // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531.

4. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2008 г. № 475 (в ред. от 18 ноября 2013 г.) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 27. — Ст. 3280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 5. — Ст. 817.

6. Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 (в ред. от 5 марта 2014 г.) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Решение Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. по делу № 58АД097.

9. Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2009 г. № ГКПИ09554 по делу об оспаривании п. 2 Правил свидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения, и оформления его результатов направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов.

УДК 342.9

Н.А. Кулаков*

Алгоритм пресечения и документирования административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара

Статья посвящена исследованию административной ответственности как способу защиты прав на товарный знак. В рамках статьи автор анализирует правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на товарный знак, рассматривает особенности применения мер административной ответственности в указанной области органами внутренних дел, а также формулирует ряд предложений по повышению их эффективности. Основным результатом отраженного в статье исследования является описание общего алгоритма действий сотрудников органов внутренних дел по пресечению и документированию административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков и иных средств индивидуализации товаров.

Вождение транспортного средства в пьяном виде является серьезнейшим административным правонарушением. За это автомобилист рискует остаться без прав на полтора-два года. Пьяный участник дорожного движения опасен, как для других водителей, так и для пешеходов. Учитывая этот факт, сотрудники ГИБДД обязаны принимать все меры по недопущению подобных административных нарушений. Поэтому, когда вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники Госавтоинспекции вправе не только отстранить вас от управления транспортным средством, но и провести освидетельствование на алкогольное опьянение или препроводить вас в медицинское учреждение для аналогичной процедуры. Освидетельствование должно проводиться по правилам, установленным российским законодательством. Но в отдельных случаях инспекторы ГИБДД пренебрегают этими правилами и не соблюдают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения 2020 года, нарушая тем самым права водителя. Чтобы избежать подобных ситуаций, автомобилисту нужно узнать порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в 2020 году.

Медицинское освидетельствование не проводится сразу после того, как инспектор остановил автомобиль нарушителя. Этой процедуре предшествует отстранение водителя от транспортного средства и первичное освидетельствование, которое помогает проверить наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения. Исключительно по результатам первичной проверки инспектор ГИБДД сможет отправить автомобилиста в медицинское учреждение для дальнейшего освидетельствования.

Поэтому, когда инспектор предлагает подуть в алкотестер, не составляя перед этим соответствующий протокол, водитель вправе отказаться от такой процедуры.

Порядок проведения медицинского освидетельствования сотрудником ГИБДД

Порядок производства осмотра и освидетельствования выглядит следующим образом. Если полицейский видит, что у водителя имеются все признаки алкогольного опьянения (трясущиеся руки, неловкая походка, покраснение лица, бессвязная речь, неадекватное поведение, запах алкоголя), у него есть все основания для проведения освидетельствования. Тогда инспектору обязан не допустить водителя к дальнейшему управлению транспортным средством.

Отстранение от управления транспортным средством

Если сотрудник ГИБДД обнаружил у водителя все признаки алкогольного опьянения, это является основанием для последующего освидетельствования. Для проведения процедуры полицейский должен найти двух понятых. Без них освидетельствование не проводится. Альтернативным вариантом в таких случаях становится видеозапись, которую делает сам инспектор ГИБДД. Если полицейский выбирает второй вариант, то поиск понятых отпадает. Затем он составляет протокол, в котором фиксируются все обстоятельства. Протокол является письменным подтверждением того, что водитель отстраняется от управления автомобилем.

Освидетельствование водителя

Основанием для поведения процедуры освидетельствования являются те же признаки, что были приведены выше. Перед проведением всех измерений сотрудник ГИБДД должен рассказать водителю все о приборе, который будет использоваться в ходе процедуры. Важно, чтобы у полицейского были все документы на этот прибор. На алкотестере обязательно должна стоять пломба. Если прибор не опломбирован, можно отказываться от прохождения процедуры. Освидетельствование проводится только с использованием сертифицированных приборов.

После того, как инспектор разъяснит правила использования прибора необходимо приступать к исследованию пробы выдыхаемого водителем воздуха. Для этого испытуемый должен выдохнуть в мундштук прибора до того, как раздастся звуковой сигнал. Результаты, который выдает прибор, инспектор обязан продемонстрировать водителю и двум свидетелям. Допустимая норма составляет 0,2 промилле. Инспектор по результатам освидетельствования должен составить специальный акт освидетельствования, в котором фиксируется вся информация. Если водитель не согласен с результатами исследования, то следующим шагом станет освидетельствование в медицинском учреждении.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в медучреждении

Порядок освидетельствования на алкоголь является единым для всех водителей. Направление на медицинское освидетельствование водителям транспортных средств в 2020 году выдается также в присутствии двух понятых. Инспектор должен составить протокол, в котором указывается, что он направлен на медицинское освидетельствование. Протокол обязательно подписывают понятые.

О протоколе направления на освидетельствование Прочитать подробнее об образце направления на медицинское освидетельствование можно в этой статье.

После на процедуру освидетельствования водителей на алкогольное опьянение в медицинское учреждение водителя обязательно сопровождает инспектор ГИБДД. Если в результате процедуры освидетельствования на алкоголь не будет выявлено, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения сотрудники Госавтоинспекции обязаны доставить водителя до автомобиля, от управления которого он был отстранен.

Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. К процедуре допускаются только специально подготовленные медработники. Если водитель отказывается ехать в медицинское учреждение для прохождения освидетельствования, то это расценивается как подтверждение опьянения. Водитель не вправе отказаться от процедуры, если он уже находится в медицинском учреждении. В таких ситуациях он автоматически будет лишен прав на период от полутора до двух лет и получит штраф размером в 30 000 рублей. В медицинском учреждении проверка водителя производится также с использованием алкотестера. Также водителю нужно сдать кровь либо мочу на химико-токсикологические исследования. Полученные результаты указываются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составленного в трех экземплярах (для медучреждения, для ГИБДД и для водителя).

Изменения в порядке проведения медосвидетельствования в 2016 году

В марте 2016 в силу вступил приказ №933Н, в котором указан новый порядок и правила медосвидетельствования. Неприятные новости для тех, кто отказывается от освидетельствования сотрудниками ГИБДД. Теперь при освидетельствовании в медучреждении обязательным является не только использование алкотестера, но и сдача биологического материала (моча, кровь) на анализ. Такой тест укажет и на тот факт, что водитель употреблял марихуану и прочие наркотические вещества.

Новый порядок медосвидетельствования с 26 марта 2016 является единым и для пешеходов, и для сотрудников предприятий, и для водителей. Нововведения коснулись и тех граждан, кто принимает те или иные лекарственные средства. Теперь от лекарств можно опьянеть. Положительный результат указывается в тех случаях, когда водитель принимает лекарственные препараты, которые нарушают физические и психические функции и влекут за собой неблагоприятные последствия при действиях, которые связаны с источником повышенной опасности.

О новом порядке медосвидетельствования — смотрите видео:

Адреса освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Если Вас сегодня задержали в Санкт-Петербурге сотрудники ГИБДД «за пьянку», а Вы точно знаете, что не пили и не курили или делали это очень давно, то Вам просто необходимо пройти повторное (независимое) медицинское освидетельствование на состояние опьянения /алкогольное, наркотическое/ и обратится за юридической консультацией к адвокату или юристу, а если документы из ГИБДД уже направили в Мировой суд для лишения прав или уже лишили прав, необходимо обращаться за юридической помощью к адвокату или юристу.

Медицинское освидетельствование водителей на состояние опьянения в Санкт-Петербурге проводится на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств, наличия состояния опьянения на хозрасчетной основе в кабинетах медицинского освидетельствования Экспертного отдела СПб ГУЗ МНД-1 только при наличии документов удостоверяющих личность (водительское удостоверение, паспорт).

Адреса освидетельствования на состояние алкогольного опьянения:

  • Санкт-Петербург ул. Боровая, 26., ст. метро «Лиговский проспект», «Маяковская».

телефон: 764-37-58

  • Санкт-Петербург, ул. Ивановская, д. 32, лит. А, ст. метро «Ломоносовская»

телефон: 568-03-90

  • Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 58, к. 3, ст. метро «Гражданский проспект»

телефон: 559-10-41

Все медицинские учреждения работают круглосуточно. Желательно пройти медицинское освидетельствование в течение 2 часов после первого освидетельствования ГИБДД.

Медицинское освидетельствование проводится бесплатно (в рамках бюджетного финансирования) только по направлениям и постановлениям правоохранительных органов: ГИБДД, отделов полиции и всех следственных органов Петербурга/. Если обращаетесь сами, то платите. О цене можно узнать, позвонив по телефонам выше.

При проведении освидетельствования применяются высокоточные технические средства измерения: анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе «Lion Intoxilyzer 8000», «Lion alcolmeter SD-400» и «Lion alcolmeter 500».

Для диагностики состояний связанных с употреблением наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, при проведении освидетельствования осуществляется забор биосред /моча, волосы/, которые направляются на исследование в химико-токсикологическую лабораторию СПб ГУЗ МНД-1.

Результаты проведенного освидетельствования оформляются в виде Акта (протокола) медицинского освидетельствования, заверенного печатью организации и подписью врача, проводившего освидетельствование. Акт медицинского освидетельствования является доказательством в суде при рассмотрении административных, гражданских и уголовных дел.

Независимую экспертизу на состояние алкогольного опьянения можно ещё пройти в «Клинике Абиа» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Королева, д.48, корп.7, телефон 676-15-15

Что делать, где проходить медицинское освидетельствование и кого вызывать для оказания юридической помощи решаете только Вы.

Наш юрист по ДТП недорого поможет вернуть права за «пьянку» всем тем, кого ранее лишили прав /до 24 июля 2013г./ при действующем нулевом пороге опьянения, т.к. новый закон отменил нулевой порог промилле и даёт право уже лишённым прав при показаниях прибора до 0.16 мг., включая 0.16, вернуть права.

Наш адвокат по ДТП имеет большой опыт по возврату прав «за пьянку». Примеры судебных решений;

Возврат прав за управление в состоянии опьянения ст.12.8 КоАП РФ ,

Возврат прав за отказ от медицинского освидетельствования ст. 12.26 КоАП РФ ,

Возврат прав за пьянку после отмены нулевого порога опьянения (закон от 24 июля 2013г.) .

Верховный суд РФ не видит оснований для освобождения от ответственности водителей, которые садятся за руль в состоянии опьянения: даже если они раскаиваются в содеянном, признают вину и от их поступка не наступило тяжких последствий — такое правонарушение не считается малозначительным, и прекращать такие дела нельзя, указано в проекте постановления пленума по делам о вопросах рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Высшая инстанция также ещё раз обращает внимание судов на необходимость строгого соблюдения порядка отправки водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: все ошибки при проведении процедуры являются нарушениями и могут трактоваться в пользу водителя, напоминается в проекте постановления.

Без снисхождения

ВС подчеркивает, что человек, который садится пьяным за руль, существенно нарушает общественную безопасность, даже если никаких серьезных происшествий при этом не произошло. Поэтому поступки таких водителей, равно как и отказавшихся от освидетельствования, не могут считаться малозначительными. Пьяных водителей нельзя освобождать от ответственности, даже в случае их раскаяния или признания вины, отмечает ВС.

«При привлечении к ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, следует учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица — освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от поведения правонарушителя (например, наличия раскаяния, признания вины), размера вреда, наступления последствий и их тяжести. Кроме того, повторное совершение указанных административных правонарушений является уголовно наказуемым деянием», — указано в проекте постановления пленума.

Подозрение на опьянение и процедура

Определение факта управления транспортом в состоянии опьянения осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или медицинского освидетельствования, проводимых в установленном порядке, напоминает ВС.

Освидетельствование и оформление его результатов осуществляются уполномоченным должностным лицом. При этом состояние опьянения определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

«Доказательством наличия у водителя состояния опьянения является составленный уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения», — говорится в проекте постановления.

В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования, но при наличии хотя бы одного признака опьянения, или несогласия его с результатами освидетельствования, либо при отрицательном результате освидетельствования — водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

«Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ).

При этом судье следует учитывать, что невыполнение уполномоченным должностным лицом обязанности предложить водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является нарушением установленного порядка направления на медицинское освидетельствование», — отмечает ВС.

В качестве исключения он приводит случаи нахождения водителя в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и другое), когда для вынесения заключения о наличии или об отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей.

Отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ, напоминает ВС.

Отказ от освидетельствования может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить исследование, в частности, предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, поясняет ВС.

«Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении», —указывает высшая инстанция.

В проекте постановления разъясняется, что если у судьи возникают сомнения в результатах освидетельствования, то он может проверить квалификацию врача, проводившего исследование, либо право медицинской организации заниматься такими процедурами.

«Оценивая акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, судья при наличии сомнений в его законности должен проверить сведения о подготовке врача (за исключением врача-психиатра-нарколога) либо фельдшера (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом), осуществлявшего медицинское освидетельствование на состояние опьянения, по вопросам проведения медицинскогоосвидетельствования, а также о том, имеется ли у медицинской организации, в которой проводилось такое освидетельствование, лицензия на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию», — говорится в документе.

При этом необходимо учитывать, что химико-токсикологическое исследование биологического объекта является одним из элементов процедуры медицинского освидетельствования, в связи с чем не может расцениваться как проведение административного расследования, указывает ВС.

Алиса Фокс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *