Посыпка дорог зимой

Приводят ли к заражению почвы нитратами средства, применяемые на дорогах в зимний период?

Самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить об антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие средства можно использовать. Вещества, входящие в состав реагентов, практически в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Антигололедные средства и противолёдные реагенты имеют как плюсы, так и минусы. Реагенты вступают в реакции не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и с побочными продуктами, такими, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, а также технической солью, в большом количестве присутствующих на дорожном покрытии, компонентами почвы. Антигололедные реагенты бывают жидкими и твердыми и имеют различный состав и химические свойства. При попадании твердого антигололедного реагента на ледяную поверхность снега или льда, эти частички растворяются, образуя рассол, который имеет температуру замерзания ниже температуры замерзания воды. Именно раствор антигололедного реагента, пока его концентрация такова, растапливает лед и предотвращает возникновение гололедных образований. Лучше тот антигололедный реагент, который при наиболее низкой температуре расплавит большее количество снега и льда и окажет наименьшее действие на окружающую среду и материалы. На территории Москвы для борьбы со льдом коммунальные службы используют в основном следующие реагенты:

Хлористый кальций — ХККМ твердый противогололедный реагент в гранулах. Используется для посыпки дорог ото льда и снега в зимнее время года.

Айсмелт — ХКНМ — твердый противогололедный реагент хлористый кальций натрий модифицированный. Применяется для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазоне температур до -20 градусов C.

Соль техническая — NaCl. Применяется в котельных, а также используется антигололедный реагент.

Песко-солевая смесь — смесь песка и технической соли. Используют для посыпки дорог ото льда в зимний период.

Мраморная крошка — мелкий мраморный щебень размером с зерно (фракцией) 2.5-5 мм. Используется в качестве антигололедного реагента в зимний период для посыпки дорог и пешеходных зон.

Гранитная крошка — мелкий гранитный щебень размером с зерно 2-5мм. Используется в качестве противогололедного реагента для обработки дорог и пешеходных тротуаров.

К наиболее принятым химическим антигололедным реагентам сейчас относят хлористый натрий, хлористый магний, хлористый кальций и песко-соляную смесь. Эти реагенты рассыпаются в местах потенциального скопления ледяного покрова в соответствующих пропорциях и консистенциях, процентное соотношение растворов которых дозируется в соответствии с руководством использования того или иного противоледного реагента.

В некоторых странах (Финляндия, Нидерланды и др.) подобные антигололедные реагентыдавно уже заменяют экологически чистыми продуктами, такими как гранитная или мраморная крошка, которые препятствуют скольжению. Однако и эти средства имеют свои недостатки: стоимость самого материала (гранитный отсев стоит значительно дороже химических противоледных реагентов), механическое воздействие на транспортные средства, испорченное покрытие которых несет ощутимый урон владельцам автотранспортных средств.

Самым дешевым и эффективным средством для борьбы с гололедом является техническая соль. Правильное применение соли наносит минимальный вред. Поэтому на сегодняшний день соль является одним из главных средств в борьбе с обледенением. В случаях неграмотного применения подобного реагента его большое количество на проезжих частях и тротуарах способно оказать негативное воздействие как на резину автомобилей, так и на обувь пешеходов.

Именно поэтому соль техническая так же, как и прочие антигололедные реагенты, должна использоваться в строгом соответствии с существующими нормами.

Наиболее популярными и эффективными среди них являются твердые химические комбинированные реагенты на основе хлористого кальция. Их можно использовать практически при любых погодных условиях и температурных режимах, а также во время снегопадов. Их распределяют с помощью имеющейся у дорожных служб спецтехники, что позволяет обрабатывать большие территории.

Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.

Опасны противогололёдные компоненты на основе ацетата аммония, в который входит азот.В почве живут нитрифицирующие бактерии, безвредные в «спящем» состоянии. Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, как они начинают размножаться и модифицировать аммоний во вредные нитриты и нитраты.

Все известные нитрифицирующие бактерии являются облигатными аэробами. Весь процесс превращения аммония в нитраты происходит в несколько этапов с образованием промежуточных соединений, где азот имеет разную степень окисленности.

По свидетельству специалистов, после того как Московские улицы начали поливать новыми реагентами, резко увеличилось количество жалоб от астматиков, людей, страдающих атипическим дерматитом, аллергодерматозами, аллергическими заболеваниями кожи. Практически все реагенты, в которые входят соли и эфиры, в первую очередь уксусной кислоты, способны вызывать неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов.

Когда вместо привычной соли с песком стали использовать новые реагенты, участились жалобы на затрудненное дыхание, удушье, бронхоспазмы, зуд и слезотечение у больных, страдающих аллергией.

Для того чтобы дать объективную оценку всем этим сигналам, необходимы широкомасштабные исследования, которые позволили бы ответить на вопрос: насколько серьезно влияют антигололедные реагенты на здоровье человека. Москва и так перегружена различными выбросами: транспортными, промышленных предприятий, поэтому достаточно даже какого-то небольшого дополнительного фактора, чтобы здоровью людей и экологии был нанесен серьезный непоправимый ущерб.

Материал подготовлен Туркиной В.К., методистом ГМЦ ДОгМ

Последние зимы в Минске не были слишком снежными, «Горремавтодору» нечасто приходилось посыпать дороги солью или песком. Как сложится ситуация этой зимой – неизвестно, однако работники предприятия обещают, что справятся с любыми снегопадами. Как и чем будут посыпать дороги в этом году? Куда отвозят смеси песка, соли и снега? Какая техника используется для их уборки? Об этом и многом другом автопорталу РУЛЬ.by рассказал начальник отдела машин и механизмов «Горремавтодор» Михаил Барановский.

Альтернативе соли в Беларуси пока нет

— 80% дорог Минска будут посыпать песчано-соляными смесями, оставшиеся 20% — солью с ингибированными добавками. К этим 20% относятся два центральных проспекта Минска (Независимости и Победителей) и главные улицы, которые определены для каждого района. Из примерно необходимых 65 тыс. куб. метров смеси песка и соли на складах уже находится 87%. Специальной соли для магистральных улиц пока имеется около 2,600 тонн, именно столько позволяют хранить складские помещения. Мы пополним ее запасы, если будет необходимо.

Михаил Михайлович пожаловался, что в адрес «Горремавтодора» часто приходится слышать упреки в том, что улицы посыпают вредными веществами.

— Чем предложат, тем и будем сыпать. Мы понимаем, что соль приносит вред не только подошвам обуви и шинам, но и экологии. К сожалению, ничего другого у нас в наличии не имеется.

Кстати, жидкие хлориды, которыми пользуются в Москве, тоже не безобидны. Конечно, в отличие от соли они не вызывают коррозии кузова автомобиля, не портят резину и не губят деревья. Однако при попадании на кожу они вызывают покраснения и зуд. А поскольку это жидкость маслянистая, то и смывается она плохо. Обувь от нее коробится, кожаные вещи портятся. Если хлорид попал на ткань, она грубеет, и образуется пятно, которое нельзя отстирать.

Снег в столице убирают 650 машин

Из белорусских машин для разбрасывании соли и уборки снега будет использоваться техника МТЗ и «Амкодор». Машины на базе МАЗа изготовлены в России, оттуда же привезены ЗИЛы. Кроме них на белорусские дороги выедет техника литовского и немецкого производства. Всего в уборке улиц будет задействовано свыше 650 различных машин.

Некоторое время назад «Горремавтодор» хотел воспользоваться опытом канадских коллег и приобрести у них снегоплавильную машину. С ее помощью можно переработать 60 т снега час! Правда, когда в Беларуси узнали, что за 8-часовую смену этот полезный агрегат «съедает» около 3 т дизельного топлива, мысль о покупке сразу отпала. Пока что смеси снега, песка и соли собираются зимнеподметальными снегоочистителями и вывозятся бульдозерами на специальные свалки.

— Я не знаю такой техники, которая не ломается. Вот и нас случаются поломки. Немецкие солеразбрасыватели, конечно, работают надежно, но и они порой выходят из строя, — рассказал Михаил Михайлович Барановский. При этом он добавил, что «Горремавтодор» ежегодно закупает порядка 35 комбинированных дорожных машин, а устаревшую технику списывает, что, к примеру, скоро и случится с несколькими машинами литовского производства.

А КАК У НИХ?

Как расправляются со снегом на дорогах в других странах

В странах Северной Европы, Канады и США сочетают механический и химический способы обработки снега и дорожных покрытий. При этом отдается предпочтение предварительной механической уборке снега с последующей обработкой реагентами его остатков и уборкой талого снега, если высота его слоя составляет более 1-2 см. При обработке жидкими реагентами учитываются погодные условия, а реагенты в смесях подбираются так, чтобы обеспечить максимальную эффективность удаления льда при минимальных затратах противогололедных средств.

Скандинавские дорожники, как и белорусские, применяют на улицах и чистую соль, и песчано-соляные смеси. Чтобы избежать «гололедных» заторов, они постоянно следят за изменением погоды. На каждом крупном перекрестке установлены специальные датчики, которые определяют температуру воздуха и асфальта. Если асфальт на нуле, пользуются соляными растворами, препятствующими образованию льда. Причем для правильной дозировки также применяют специальное оборудование.

На крупных магистралях в Швеции специально создают наледь. Снег не вывозят, а укатывают машинами, поливают горячей водой, смешанной со щебнем. Холодный щебень просто вынесет за границу дороги. А горячий щебень вплавляется в лед и образует шершавую поверхность.

В таких канадских городах, как Монреаль, Оттава и Торонто улицы и магистрали классифицируются по уровням обслуживания в зависимости от интенсивности движения. Маршруты уборки планируются в зависимости от погодных условий, наличия необходимого оборудования и материалов, класса магистрали. Для оптимизации маршрутов используется специальное программное обеспечение.

В Германии в настоящее время запатентовано новое противогололедное средство, которое позволяет уменьшить скольжение транспортных средств, вызывает интенсивное таяние льда и снега, не оказывает коррозионного действия, не поражает органы людей и животных, не повреждает растительность, способствует рыхлению почвы и улучшению ее агротехнических свойств, а также стимулирует рост зеленых насаждений и сельскохозяйственных культур. В качестве такого средства предложены смеси из понижающих температуру плавления и удобряющих почвы материалов и соединений. Для приготовления этих смесей используются эйфельская (северо-западная часть Рейнских и Сланцевых гор) лава с крупностью частиц до 3 мм и магнезиальный каннит с той же крупностью частиц.

Каждую зиму граждане ругаются на свою испорченную обувь, автомобилисты хмуро меняют прохудившуюся резину и подкрашивают изъеденный коррозией кузов, дорожные работники усердно латают напоминающее лунный пейзаж асфальтное покрытие. Все это результат применения противогололедных реагентов, в частности, на основе технической соли.

Несмотря на свою неоднократно доказанную эффективность в устранении даже самых сильных обледенений, соль, применяемая в качестве антигололеда, имеет ощутимое количество недостатков. В первую очередь, это крайне негативное воздействие на окружающую среду, а также ряд искусственных изделий из резины, кожи, металла, бетона или железобетона. С излишней химической активностью технической соли борются так же усердно, как и с непосредственно самим гололедом, для ликвидации которого она и применяется.

Посыпка для дорог — из чего она состоит

Все это заставляет коммунальные службы искать альтернативные варианты и переходить на другие противогололедные реагенты. К сожалению, по сочетанию цена-качество с технической солью не может сравниться ни одно другое антигололедное средство. Именно поэтому многие коммунальщики вынуждены обходиться агрессивной смесью соли и песка, так как на более совершенные элементарно не хватает денег.

Специалисты длительное время разрабатывали средства, которые имели бы схожую с солью стоимость, не уступали бы ей в эффективности и характеризовались высочайшей экологической безопасностью и низким коррозионным воздействием. Результатом их труда стало появление современных реагентов с различными добавками.
Состав, учитывая экологичность нового препарата, предсказуемо практически лишен любых химических компонентов. Хлорида натрия, то есть обычной соли, в нем не так много, а значит, автомобилисты и пешеходы могут вздохнуть со спокойствием. Вместо агрессивных веществ будут использоваться более «лояльные» к дорожным покрытиям и различным изделиям ацетаты. Также известно, что компанию им составят абразивные материалы, только не обычная гранитная крошка или песок, а более прочный доломитовый щебень, который при этом еще и дешевле, чем гранит.

Узнать цены на реагенты

Если пескосоль, состоящая из двух компонентов, смешанных в неравномерных пропорциях, все равно остается химически активным веществом, то новая посыпка будет иметь ограниченное влияние на окружающую среду. Суть действия препаратов заключается в быстром, практически моментальном понижении точки плавления льда и не менее скоростном обеспечении надлежащего уровня сцепления с дорожной поверхностью. Другими словами, посыпка начинает действовать сразу же после попадания на обрабатываемую проезжую часть, тротуар, пандус и т.д.
В отличие от гранитной крошки и других абразивных противогололедных средств посыпку можно использовать на дорогах с транспортным движением — размеры отдельных элементов доломитового щебня настолько малы, что их вылет из-под колес автомобилей фактически исключен.

С наступлением холодов наши дороги превращаются в самый настоящий каток. Думаю, не надо напоминать, что как только появляются первые заморозки, возрастает число аварий, а у автомастерских полный аврал в клиентах. Даже в автошколах количество учеников резко снижается, так как мало кто хочет проходить обучение вождению в такой период. Однако, в России уже давно научились бороться с наледью на дороге, используя такое эффективное средство как реагенты.

Виды реагентов

Реагенты, которые используются для дорожного покрытия, делятся на несколько видов:

  • вязкообразные;
  • жидкие;
  • и твердые.

Автоинструкторы отмечают, что сегодня в России применяются два последних варианта. Твердые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причем температура воздуха должна быть не менее минус 5°С. Жидкие составы, как правило, используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать таким реагентом, то вероятность проскальзывания колес машин возрастет, соответственно возрастет и количество аварийных ситуаций.

Еще в начале прошлого столетия для борьбы с гололедом на дороге активно применяли обычный песок, мраморную или гранитную крошку, или поваренную соль.

В настоящее время разрешены реагенты на базе хлористого кальция и на основе соединений формиатов и ацетатов. Данные препараты обладают высокой технологичностью и низкой коррозийной активностью, к тому же они экологичны.

Но, как известно, наука движется вперед, и появляются все новые и все более эффективные составы. Современные реагенты дают возможность обрабатывать дорожное полотно даже при температуре воздуха минус 30 градусов. При этом такие составы буквально расплавляют лед, предотвращая его накопления на асфальте. Так что после обработки дороги весной не «потекут», а все территории, покрытые зимой реагентами, останутся чистыми.

Реагенты нового поколения

Одной из самых уникальных и современных разработок промышленности России являются реагенты нового поколения, состоящие из нескольких компонентов. Уникальность таких многокомпонентных составов заключается в том, что по экологическим и техническим свойствам они не уступают элитным реагентам известных марок с мировым именем, а по некоторым параметрам даже превосходят их.

В этих средствах содержатся биофильные элементы, которые при попадании в почву улучшают ее минеральное питание и удобряют. Воздействие их на меховые изделия и обувь в 15–20 раз меньше по сравнению с зарубежными аналогами.

Реагенты нового поколения оказывают укрепляющее действие на дорожные покрытия благодаря компонентам, используемым для изготовления асфальтобетонных смесей в качестве усилителей твердения и закрепителей. Доступная цена — еще один аргумент в пользу подобных составов.

Нанесение и хранение реагентов

Реагенты наносятся на дорожное покрытие довольно просто, часто даже вручную при помощи приспособлений и хозяйственного инвентаря для разбрасывания песчаных и соляных смесей. Что касается транспортировки, то противогололедные компоненты перевозятся самым обычным транспортом, даже легковым автомобилем при условии, что водитель ознакомлен с правилами перевозки подобных грузов.

Помещение для хранения реагентов должно быть правильно оборудовано. Это может быть склад, куда не попадают прямые солнечные лучи, грунтовые воды и атмосферные осадки.

Еще одно условие для помещения под хранение — это местная или приточно-вытяжная вентиляция. Реагенты способны выдержать температуру до плюс 40 градусов.

Вредны ли реагенты для авто?

Специалисты отмечают, что антигололедные компоненты не совсем полезны для автомобиля, более того это крайне губительная смесь, особенно для кузова.

Зимой, когда машина становится грязной очень быстро, многие проблемы на кузове не заметны. А вот весной они «вылазят» наружу. Поверхности кузова становятся матовыми, на пластмассовых частях появляются трещины, даже электрика авто часто работает некорректно. Все эти проблемы связаны с реагентами, которые, попадая на детали, провоцируют коррозию, нарушают герметичность некоторых элементов и выводят их из строя.

Влияние на асфальт

Интересно, как влияют антигололедные реагенты на дорожное покрытие, точнее на его качество? Производители подобных смесей утверждают, что реагенты не только сохраняют срок эксплуатации асфальта, но и даже увеличивают его. Однако эксперты придерживаются совсем другого мнения.

Да, действительно, долгое время считалось (и подтверждалось тестами), что реагенты от гололедицы не оказывают сильного влияния на свойства и структуру асфальтобетона и вяжущих материалов, используемых для укладки дорожного полотна. Но анализ наблюдений говорит следующее: при интенсивной обработке реагентами у асфальтобетонных покрытий снижаются сроки эксплуатации. Хотя водители уже это наверняка заметили, ведь магистрали и дороги крупных городов в буквальном смысле «размывает». Огромные промоины появляются даже на покрытиях, нанесенных недавно.

К сожалению, на данный момент других средств и препаратов от гололеда нет. Выбирая между чистой дорогой и негативным влиянием на автомобили, дорожные службы выбирают меньшее из зол, то есть первое.

Современные реагенты являются незаменимыми помощниками для избавления дорог от гололеда и грязи, которые нас так раздражают и часто травмируют. Но без них сложно представить, что будет твориться на дорогах наших городов.

Видеоматериал о новом типе реагента, который поможет избавиться от гололеда на дороге:

Будьте аккуратны и внимательны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта susanin.udm.ru

Первый по-настоящему серьезный снегопад вкупе с сотнями аварий на обледеневших дорогах окончательно поставил точку: в Украине зима. Теперь слово за коммунальщиками. После традиционных шуток о том, что зима для них «пришла неожиданно», водители ждут качественной посыпки дорог и уборки снега.

Autonews.ua узнали как украинские дорожники будут бороться со снегом и льдом на дорогах в этом году.

Эксперты-дорожники говорят, что со скользкими дорогами в Украине в этом году будут бороться традиционными средствами, и в наших условиях применять какое-то ноу-хау просто негде.

«Используют песок, соляные смеси или регенты. В зависимости от осадков в данной местности коммунальщики выбирают, что лучше позволяет бороться с гололедом или снегом. Да, покупают современные машины, которые лучше разбрасывают смеси, но в плане материалов ничего не меняется», — сказал autonews.ua советник главы «Укравтодора» Александр Кава.

Украинские автомобилисты часто ставят нашим дорожникам в пример европейские страны, где весной специальная техника собирает с дорог песок. Но в «Укравтодоре» говорят, что применять такую технологию нам не позволяет климат. «Там применяют фрикционный метод, когда дороги посыпают гравием и каменной крошкой. По весне эту смесь собирают с дорог и на следующий год используют повторно. Но нам это не подходит. Во-первых, эту технологию применяют в скандинавских странах, где снег лежит долго. То есть, снег выпал, слой смеси уложили, и он лежит до весны. А в странах с умеренным климатом, как у нас эта технология не применяется из-за ее дороговизны. Потому, что этот покров вначале нужно насыпать, а потом снять. А у нас когда столько переходов через 0, то по краям дорог просто будет разбросана уйма щебня», — объясняет Александр Кава.

Что потом происходит с автомобилем

Специалисты, обслуживающие автомобили на СТО, говорят, что по весне никаких последствий езды по «химии» водители не увидят. Проблемы проявляются спустя какое-то время, когда накопившаяся на днище химия и соли начинает взаимодействовать с водой и разъедать корпус.

«Это процесс медленный и незаметный, но машина в итоге забивается химией. Соль лежит месяцами, а то и годами во всяких полостях и пустотах. В основном страдают резинотехнические изделия, различные прокладки. При наличии влаги возникает коррозия, и она идет довольно агрессивно», — говорит слесарь одного из киевских СТО Илья Негодуйко.

По его словам, у украинских водителей в общей массе пока нет культуры мыть днище машины. Даже на автомойках «базовый пакет» включает только мойку кузова и чистку салона. Помыть днище автомобиля — это уже отдельная услуга. В зависимости от «крутизны» автомойки, по Киеву это стоит порядка 200 грн (хотя, есть такие места, где демпингуют и по 30 грн). На автоматических мойках днище чистится «по умолчанию». «У нас автоматических моек мало и люди не хотят на них идти, переживают, что будут какие-то царапины. Но за то, что машина снизу гниет, никто не переживает», — констатирует Илья Негодуйко.

Чтобы избежать проблем с днищем, специалист советует минимум 2-3 раза за зиму, а перед началом сезона провести комплекс работ по подготовке автомобиля к зиме.

«Периодически нужно наносить антикоррозийные вещества, проверять резинотехнические изделия. Есть специальные смазки, которые защищают резину от разъедания и от мороза, делает ее более пластичной. Это небольшой комплекс, стоит совсем недорого», — говорит слесарь.

Минутка очевидности: кто больше всего боится «химии»

Как быстро проявит себя «химия», зависит от автомобиля.

Европейские машины (производства Германии, Франции) имеют самую лучшую репутацию: они очень хорошо защищены снизу, чаще всего оцинкован кузов.

Автомобили из Азии (Корея, Япония) защищены немного хуже. В этих странах хорошие дороги, поэтому защите там экономят. Следовательно, они ржавеют быстрее.

Еще больше страдают от коррозии китайские автомобили. Отечественный автопром замыкает список. На СТО говорят, что наши автомобили «с салона» без должного ухода начинают ржаветь через 3-5 лет.

А как там у соседей?

В Беларуси и российских городах, как сообщают местные СМИ, дороги и тротуары в этом сезоне будут посыпать традиционной смесью каменной соли и песка. Также дороги поливают реагентами, которые через некоторое время плавят лед.

Шведы борются со скользкими дорогами, разбрасывая песок, в соотношении 7:3 смешанный с очень горячей водой. Горячий песок вплавляется в лед и несколько дней позволяет спокойно ездить по дороге.

В США и Канаде некоторые штаты пользуются хлоридом магния. Эту соль чуть ли не слоем разбрасывают по дорогам. Такой метод лучше справляется со снегом и льдом, но он же приводит к большей коррозии, чем обычная соль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *