Подвеска мотоцикл

Исследования сегодняшнего рынка пружин для тюнинга автомобильной подвески выявили ряд интересных моментов, в том числе такой, что никто из многочисленных производителей пружин не даёт потребителям информации об их жёсткости. Кроме того, несмотря на многочисленные запросы со стороны просто продвинутых автолюбителей, а так же профессионалов, любящих и умеющих собрать подвеску практически своими руками, никто не предлагает сегодня выбора в этом существенном для качественной сборки подвески вопросе.

Ну и, наконец, сравнительные испытания пружин различных производителей выявили, в ряде случаев, что с увеличением занижения пружин их жёсткость, вместо того чтобы увеличиваться, наоборот снижается. Так же обнаружились существенные отличия в жёсткости между передними и задними пружинами, что как минимум не всегда правильно.

Мы решили исправить это досадное недоразумение. Выбор жёсткости теперь за потребителем.

Вам не нужно пилить витки, чтобы сделать пружину жёстче, нарушая при этом правильную форму пружины. Просто выберите необходимое вам занижение.

Серия Спорт-Hi-Way — жёсткость 24 — 25 кг/см. Это продолжение ранее выпускаемых нами пружин с занижением от 30 до 90 мм, приведённых к одному стандарту жёсткости. Подойдут для большинства любителей спортивного стиля езды, и тем, кому важен внешний вид его «болида».

Определение и формула жесткости пружины

Определение

Силу, которая возникает в результате деформации тела и пытающаяся вернуть его в исходное состояние, называют силой упругости.

Чаще всего ее обозначают ${\overline{F}}_{upr}$. Сила упругости появляется только при деформации тела и исчезает, если пропадает деформация. Если после снятия внешней нагрузки тело восстанавливает свои размеры и форму полностью, то такая деформация называется упругой.

Современник И. Ньютона Р. Гук установил зависимость силы упругости от величины деформации. Гук долго сомневался в справедливости своих выводов. В одной из своих книг он привел зашифрованную формулировку своего закона. Которая означала: «Ut tensio, sic vis» в переводе с латыни: каково растяжение, такова сила.

Рассмотрим пружину, на которую действует растягивающая сила ($\overline{F}$), которая направлена вертикально вниз (рис.1).

\

где в коэффициент пропорциональности называется жесткостью пружины (коэффициентом упругости) $k$.

Жесткость (как свойство) — это характеристика упругих свойств тела, которое деформируют. Жесткость считают возможностью тела оказать противодействие внешней силе, способность сохранять свои геометрические параметры. Чем больше жесткость пружины, тем меньше она изменяет свою длину под воздействием заданной силы. Коэффициент жесткости — это основная характеристика жесткости (как свойства тела).

Коэффициент жесткости пружины зависит от материала, из которого сделана пружина и ее геометрических характеристик. Например, коэффициент жесткости витой цилиндрической пружины, которая намотана из проволоки круглого сечения, подвергаемая упругой деформации вдоль своей оси может быть вычислена как:

\

Единицей измерения коэффициента жесткости в Международной системе единиц (Си) является ньютон, деленный на метр:

\=\left=\frac{\left}{\left}=\frac{Н}{м}.\]

Коэффициент жесткости равен величине силы, которую следует приложить к пружине для изменения ее длины на единицу расстояния.

Формула жесткости соединений пружин

Пусть $N$ пружин соединены последовательно. Тогда жесткость всего соединения равна:

\

где $k_i$ — жесткость $i-ой$ пружины.

При последовательном соединении пружин жесткость системы определяют как:

\

Примеры задач с решением

Пример 1

Решение. Жесткость пружины при упругих деформациях является постоянной величиной, значит, в нашей задаче:

\

При упругих деформациях выполняется закон Гука:

\

Из (1.2) найдем удлинение пружины:

\

Длина растянутой пружины равна:

\

Вычислим новую длину пружины:

\

Ответ. 1) $k’=10\ \frac{Н}{м}$; 2) $l’=0,21$ м

Пример 2

Решение. Если пружины соединены последовательно, то деформирующая сила ($\overline{F}$), действующая на каждую из пружин одинакова, то есть можно записать для первой пружины:

В основном вам удается удерживать мотоцикл в вертикальном положении, но все же бывают случаи, когда он падает и его приходится поднимать. Чаще всего такое происходит на низких скоростях, или когда он просто стоит. Например, вы останавливаетесь на «красном» светофоре, ставите ногу на асфальт и попадаете в лужу масла — вы, конечно, поскальзываетесь и роняете мотоцикл. Или однажды жарким днем вы останавливаетесь, чтобы сходить купить воды, а по возвращении обнаруживаете, что боковая подставка провалилась в размягченный на
жаре асфальт и мотоцикл упал.

Какого бы размера ни был ваш мотоцикл, поднимая его, используйте принцип рычага и не напрягайте спину. Роняя мотоцикл, мы иногда страшно смущаемся, поэтому сразу начинаем хватать его и поднимать изо всех сил. Но, поднимая мотоцикл даже средней тяжести, можно получить серьезную травму, если делать это неправильно. и обязательно наденьте для этого перчатки. чтобы защитить руки от острых и горячих частей мотоцикла.

Если у упавшей машины имеются дуги защиты двигателя, возьмитесь за руль двумя руками, качните мотоцикл на себя на этой дуге и на инерции поднимите его. При этом сгибайте ноги (не спину) и поднимайте мотоцикл силой ног. Если он упал на склоне, разверните его так, чтобы он смотрел наверх, в горку, и переключите трансмиссию на первую передачу, прежде чем начнете его поднимать.

Если дуг защиты двигателя у вашей машины нет, придется либо звать кого-то на помощью либо поднимать ее по принципу рычага. Если на помощь рассчитывать не приходится, возьмитесь за нижнюю часть руля, разверните переднее колесо на себя, потом возьмитесь за раму, подставьте колени под седло — когда вы станете их выпрямлять, они будут действовать как рычаг. Если машина упала на правый бок, прежде чем ее поднимать, выдвиньте боковую подножку — на случай, если потеряете равновесие и не удержите мотоцикл, когда он начнет падать на другую сторону.

Одна предприимчивая женщина по имени Кэрол Юрски (она же Скёт) прославилась тем, что постоянно ездит на разные мотоциклетные мероприятия и устраивает там шоу с поднятием разных мотоциклов, в том числе больших туреров, используя только принцип рычага и правильную технику. И это притом, что сама она весит никак не больше 55 кг, даже в самом «мокром виде»!

Чтобы поднять относительно легкий мотоцикл, как, например, этот тренировочный, просто присядьте (а не нагнитесь), возьмитесь за нижнюю часть руля и поднимите его. После этого выдвиньте боковую подставку и поставьте на нее мотоцикл.

Поднимая упавшую машину, не забывайте о том, что из бензобака или карбюратора мог вытечь бензин. Это грозит не только пожаром, на нем еще элементарно можно поскользнуться. Никогда не курите рядом с упавшим байком и смотрите, куда ступаете, когда собираетесь его поднять. Есть и другие жидкости, утечка которых может привести к большим неприятностям. Так, когда машина лежит на боку, из вентиляционных отверстий или через крышку аккумулятора может вытекать кислота. А она может вызвать ожоги кожи, продырявить экипировку и разъесть раму. Если такая утечка происходит, залейте батарею и все, что рядом с ней, большим количеством воды. Тормозная жидкость ожогов не вызывает, но сильно портит краску и пластик. Заметив утечку, немедленно вытрите детали, на которые она попала, насухо и при первой же возможности промойте их водой с мылом.

Разумеется, обнаружив утечку, вы, в первую очередь, начнете переживать из-за внешнего вида мотоцикла: не испортились ли из-за этого краска, хромированные детали и пластик на мотоцикл. Имейте в виду еще и то, что повреждения от падения мотоцикла не всегда можно увидеть сразу, а они могут привести к самым серьезным проблемам уже в пути. При падении могут погнуться рычаги переднего тормоза, сцепления и переключения передач — а обнаружите вы эти неполадки уже в самый неподходящий момент. Иногда их можно выпрямить без
особых последствий, но все же любой гнутый рычаг лучше заменить при первой же возможности. После падения неплохо бы проверить и всю ходовую часть, чтобы убедиться, что крыло не задевает колесо, а тормозной трос/шланг не поврежден. Если утечка тормозной жидкости всё же произошла, заполните резервуар, чтобы втормозную систему не заканчивался воздух. Проверьте и уровень электролита в аккумуляторе.

Падение мотоцикла можно предотвратить, если постоянно применять некоторые простые приёмы. Во-первых, садясь на мотоцикл или слезая с него, всегда сжимайте передний тормоз, чтобы машина не укатывалась вперед. Во-вторых, останавливаясь, держите руль прямо, тормозите аккуратно и до конца, применяя передний тормоз. Если, прежде чем вы полностью остановитесь,вам приходится делать еще несколько шагов по земле, у вас очень много шансов уронить мотоцикл.

И, наконец, умейте грамотно парковать мотоцикл. Нос машины всегда должен смотреть вверх, даже если для этого вам придется въезжать на стоянку задом. Если упереть заднее колесо в бордюр нет возможности, оставьте трансмиссию на первой передаче. На боковой подставке мотоцикл должен стоять, слегка наклонившись на бок, — так он не упадет на другую сторону, если его кто-то заденет. В жаркую погоду, когда есть вероятность, что асфальт может размягчиться, подставляйте под боковую подставку что-нибудь твердое и плоское, например, сплющенную алюминиевую банку. Это правило действует и для парковки на траве или грунте.

Удерживать равновесие на низких скоростях бывает не так-то просто, так что падения здесь нередки. Чтобы их избежать. Учитесь маневрировать на тихом ходу. Этому учат на водительских курсах для опытных пилотов — обязательно запишитесь.

Тяжелые мотоциклы поднимают немного по-другому, но главный принцип здесь тот же: используйте только силу ног, не напрягая спину. Встаньте к мотоциклу спиной, присядьте, правой рукой возьмитесь за руль, левой — за рему, потом просто встаньте вместе с мотоциклом.

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *