ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН

    Рост цен на бензин превысит 10%, это прогнозы Центрального банка России. В абсолютном выражении это порядка двух рублей. Изменения на заправочных табло произойдут уже с первого апреля, после того, как в стране поднимут стоимость акцизов. Между тем, на некоторых заправках топливо уже подорожало.

    «Причем тут цена нефти на западном рынке? Мы же работаем в России. А в России все практически без изменений», — это ответ, пожалуй, на главный вопрос народа — почему нефть на мировых биржах дешевеет, а бензин — нет? Внутри страны СВОЯ цена на сырье.

    «Она зависит от того, какое месторождение, глубина залегания нефти, от инфраструктуры, которая будет на промысле выстроена для добычи. Потому что добыть нефть где-то    в Саудовской Аравии — это легче, чем у нас на дальнем Севере», — прокомментировал доцент кафедры переработки нефти и газа ТюмГНГУ Андрей Савченков.

    Правила игры на рынке, по сути, устанавливают крупные компании. Добытую на своих месторождениях нефть они перерабатывают на своих же заводах и продают на своих же заправках. Хотя мелким операторам тоже перепадает. Сейчас Тюменскую область«заправляют», в основном. Омск, Уфа, Пермь и Сургут. НПЗ уже производят отгрузки по новым ценам, они не стали ждать апрельского повышения акцизов. Запасы«старого» топлива на местных АЗС заканчиваются, табло начинают обновляться.

    Ровно год назад литр 92-го бензина на этой заправке стоил 32 рубля. Сегодня — на 2,20 дороже. Откуда берутся эти цифры?

Почему дорожает бензин, если нефть обесценивается?

10% — это как раз себестоимость нефти, а вот 70% – это акциз и налоги. Так вот — как только давление со стороны государства на переработчиков и поставщиков начинает расти, цены на бензин ползут вверх.

    «Маржу нефтяных компаний отслеживаем. Никаких сверхприбылей за счет потребителей там нет», — отрапортовал глава Тюменской ФАС Игорь Веретенников. По его же данным, в 2015-ом в розницу бензин в регионе подорожал в среднем на 7%. По прогнозам Минэнерго, в ближайшие месяцы рост усилится — 2-2,5 рубля прибавит бензин, рубль — дизель. Тюменские водители, похоже, смирились… Но берут то, что подешевле.«Маленькие разницы между 92-м и 95-м, но где-то    в подсознании откладывается, пусть незначительно, но копеечка к копеечке», — сказал водитель Ильнур Валитов.

    «Нельзя отказаться от поездок никак. Время-то такое, что машина нужна, поэтому просто реже будем ездить. Что теперь делать», — добавил водитель Валерий Шкирмонтов.

    Свой бензин область начнет выпускать через год, когда на Антипинском НПЗ появятся установки глубокой переработки.

    «Мы будем заниматься и выпускать бензин, чтобы закрыть потребности Тюменской области и ближайшего региона — часть Курганской, часть Свердловской. Только и всего», — отметил генеральный директор Антипинского НПЗ Геннадий Лисовиченко.

    Но это не значит, что польются реки дешевого топлива. Слишком большие вложения сделаны в проект. Их предстоит окупить, как и в любом бизнесе, делать это будут за счет покупателей.

Александра Сосновская

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!

В понедельник стало известно, что правительство одобрило повышение акцизов на топливо в 2018 году. Почему от этой инициативы не стоит ждать ничего хорошего, узнавали у экспертов.

Беспроигрышный вариант для привлечения средств

Незапланированное повышение акцизов на топливо принято в конце минувшей недели на бюджетных совещаниях в правительстве. Как сообщили «Ведомости», повышение будет происходить в два этапа — на 50 коп. за 1 литр с 1 января 2018 года и на 50 коп. за 1 литр с 1 июля.

Почему в России бензин дорожает, даже когда дешевеет сырье?

Чиновники ожидают, что дополнительные доходы от данной меры принесут 55–60 млрд руб.

Инициатором повышения акцизов выступило Министерство транспорта, а затем Министерство финансов. Цель повышения — реализация крупных инфраструктурных проектов, преимущественно для строительства дорог в Калининградской области и Крыму.

Ожидается, что обещанное повышение акцизов приведет к подорожанию в рознице 1 литра топлива на 1,5% или на 60 коп. Средняя цена топлива в 2018 году может превысить психологическую отметку в 40 руб.

Средняя цена топлива в 2018 году может превысить психологическую отметку в 40 руб.

Эксперты отмечают, что правительство выбрало беспроигрышный вариант быстрого привлечения средств в российский бюджет.

За счет населения

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заверил, что повышение акцизов не повлияет значительным образом на потребительские цены.

«Если такое решение, 50 копеек, будет вписываться в общие темпы инфляции, то это существенным образом может не повлиять на ценовую ситуацию. Он (рост цен) будет, скорее всего, в общих планируемых параметрах. Бывали изменения акцизов на гораздо большую величину», — цитируют «РИА Новости» главу ФАС.

«На нас перекладывают все проблемы и трудности российской экономики».

Однако накануне глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отметил, что сегодняшние цены на топливо «запредельно высоки», добавив, что в действующих условиях повышать их не стоит. «На нас перекладывают все проблемы и трудности российской экономики», — посетовал Похмелкин.

Солидарны с главой Движения и эксперты. Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade отметил, что рост цен на бензин скажется напрямую как на бюджете автомобилистов, так и на общем росте цен на продукцию, в цены которой будут заложены транспортные расходы по логистическому обеспечению.

«Увеличение акцизов на топливо напрямую отразится на ценообразовании во всех секторах экономики», — соглашается Борис Паньков. Эксперт прогнозирует рост цен на логистические услуги, удорожание сельхозтоваропроизводства. Как следствие — вырастут цены и на продукты питания.

«В 2018 году средняя цена на горючее может перешагнуть психологический барьер в 40 руб. Это в очередной раз усилит тенденцию снижения уровня жизни населения и может подтолкнуть рост инфляции», — подчеркивает эксперт.

Инфляция под угрозой

Если Центробанку и удастся по итогам 2017 года достичь прогнозируемого уровня инфляции в 4%, то в 2018-м сохранение этого уровня остается под угрозой.

Уточняется, что повышение акцизов произойдет на больший размер, нежели предусмотренный Налоговым кодексом. Как отметили участники рынка, если говорить об индексации в соответствии с целевым уровнем инфляции в 4%, то акцизы должны подорожать приблизительно на 30 коп. за 1 литр бензина и на 23 коп. за 1 литр дизеля.

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей.

Почему подорожал бензин в мае 2018

Статистика Росстата отображает динамику цен на топливо только за первый квартал 2018-го. Но и ее достаточно, чтобы сделать вывод о ценовом всплеске. Сначала может показаться, что особого скачка нет. Ведь средние розничные цены на бензин в РФ в первом квартале 2018-го выросли по отношению к тому же периоду 2017-го на 6,2%. А в первом квартале 2017-го рост цен на бензин составлял в стране 5,4% в годовом выражении. То есть рост цен ускоряется, но не катастрофично.

Однако если сравнивать динамику цен на бензин с показателем потребительской инфляции, тогда станет очевидно, что сейчас автомобильное топливо в стране дорожает с существенным опережением.

Бензин дорожает каждый день

По данным Росстата бензин подорожал на один процент, дизельное топливо — на 0,9%, а в целом потребительские цены повысились всего на 0,1%. Опережающий рост цен на бензин наблюдается уже четвертую неделю подряд. Топливо продолжит дорожать до осени, когда наступит сезонное снижение спроса.

Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», — отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие — ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети — порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% — это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ — международная интеграция, передает сайт Therussiantimes. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», — поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть — там зависимость куда сильнее, чем у нас — подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост — у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», — рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос — посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», — поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ключевое слово — спекулянты.

Повышаем финансовую грамотность: почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Торгующие в буквальном смысле воздухом — или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Цены на бензин в Москве

Цены на бензин в Москве

Доллар за литр бензина — россиян напугали повышением цен на топливо. Накануне в соцсетях разошелся прогноз малоизвестной компании «Технологический процессинг и сервис». По данным аналитиков, цена в 60 руб. может стать реальной в начале 2019-го, а в конце года перешагнуть отметку в 90 руб. Все это происходит на фоне подорожания нефти на мировых рынках. Стоимость барреля марки Brent впервые с 2014 года пробила $85. Сколько будет стоить бензин? Выясняли Елена Иванова и Анастасия Парфенова.

Когда весной стоимость литра 95-го бензина достигла 45 руб., команду «стоп» пришлось давать лично Владимиру Путину. Цена в 60 руб. кажется ночным кошмаром автомобилистов. Но даже это не предел, пишет в своем докладе компания «Технологический процессинг и сервис». Широкой публике она неизвестна, но владелец частной автозаправки Денис знаком с ее деятельностью и считает, что прогнозу можно верить: «Такие же цены заложены для закупки бюджетными организациями топлива и ГСМ через АЗС по котировкам, которые утверждены уже приблизительно на 2019 год. В них есть небольшие изменения, может быть процентов на пять-десять».

Более того, шокирующий прогноз компании предназначен не для частников, а для государственных структур, например, станций скорой помощи, чтобы они могли прикинуть затраты и заключить контракты. Правда, в Российском топливном союзе не склонны доверять такому анализу, это похоже на спекуляцию, полагает исполнительный директор организации Григорий Сергиенко: «Повышение цен с Нового года — это очень больная тема. Сейчас чувствуется напряжение на всех уровнях власти. Чиновники дают гарантии, что никакого повышения цен не будет как до конца 2018-го, так и в начале 2019-го, поскольку будет задействован демпирующий механизм, и если ставки и повысятся в связи повышением налога на добавленную стоимость и акцизов, это будет компенсировано».

Демпфирующая надбавка, о которой так часто говорят в последнее время, — это досрочная выплата нефтяникам субсидий. Цель по-прежнему одна — сдержать цены. Можно ли сказать, что если государство платит производителям, значит, реальная цена бензина на внутреннем рынке и правда выше? Да, поэтому компании сейчас работают себе в убыток, подчеркивает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «Самая главная проблема — это то, что у нас убыточная нефтепереработка. Эти возвратные субсидии нефтепереработка начинает получать тогда и только тогда, когда оптовая цена находится внутри коридора 50,4-56 тыс. руб. за тонну по 92-му бензину. А эти значения выше текущих значений. И уже при существующих оптовых ценах маржинальность незначительная, потому что они усиленно сдерживаются».

Правда, в докладе говорится, что 60 руб.

Почему бензин дорожает, когда нефть дешевеет?

за литр — это максимальная цена контракта. По факту на заправке стоимость литра будет на несколько процентов меньше, рассуждает владелец АЗС Денис: «Если взять этот прейскурант, который сейчас везде вылез, и от него вычитать 20%, то это приблизительная цена розницы на заправках. Берем первый квартал, там напротив дизельного топлива стоит цена в 62 руб., значит, получается где-то в районе 50 руб.».

50 руб. за литр, конечно, лучше, чем 60. Но для водителей, которые еще недавно платили 30 руб., это вряд ли можно назвать хорошей новостью. По данным социологов, четверть россиян готова отказаться от личного автомобиля, в том числе из-за цен на бензин. Похоже, в следующем году такие мысли будут посещать россиян все чаще.

Ранее вышел прогноз Центробанка по ценам на бензин и дизельное топливо. По данным аналитиков регулятора, до конца года повышения ждать не стоит. В Минэкономразвития с этим согласились.

Источник — Коммерсантъ

Кризис в России: прогнозырост цен, цены на бензин

Минфин наконец заметил то, на что в последние недели жалуются все автомобилисты, – существенный рост цен на бензин и дизтопливо. Называется и причина происходящего: повышение цен на нефть на мировом рынке, которое так радует российский бюджет. Однако действительно ли причина в этом – и что могло бы сделать правительство для сдерживания роста цен на топливо?

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов заявил, что ведомство продумывает формулу, которая снизит зависимость внутренних цен на топливо от мировых цен на нефть.

Май ознаменовался ростом цен на заправках на бензин и дизтопливо, которые дорожали гораздо быстрее инфляции. С начала года цены выросли на 3,4% и 4,2% соответственно, а инфляция в годовом выражении за четыре месяца составила лишь 2,4%. По данным Росстата на 21 мая, на этой неделе средняя цена на бензин в России превысила 42 рубля за литр. Таким образом, за последние пять недель бензин подорожал почти на два рубля. Если Минфин не примет никаких экстраординарных мер, то цены на нефтепродукты в России могут вырасти и на 20%, и на 30%, заявил Сазанов. 

Чтобы не допустить такой ситуации, правительство решило пойти на беспрецедентный шаг – вместо запланированного повышения акцизов, наоборот, снизить их – на 2000 рублей за тонну на дизтопливо и на 3000 рублей за тонну бензина. Правда, рассчитывать на то, что заправка машины на АЗС станет дешевле, не стоит. Эта превентивная мера позволит лишь избежать дальнейшего повышения цен, говорит Сазанов.

Что же стало причиной удорожания бензина? Факторы, заставившие бензин вырасти в цене, называются разные. Это и увеличение стоимости мировой нефти, и рост акцизов, а также влияние отложенной инфляции (ранее цены на бензин росли медленней). Растут также расходы участников рынка, на ту же электроэнергию, и капитальные затраты. В ФАС в числе причин назвали проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, а также недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Считается, что в России мировые цены на нефть не являются главным фактором удорожания бензина, поэтому, когда они падают, бензин в России и не дешевеет. «В США и странах Европы бензин в основном коррелирует с ценами на нефть. Но в нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала и составляет до 10%», – говорит Дмитрий Баженов из «КИТ Финанс Брокер».

А вот львиная доля – около 65% – в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива, по данным ФАС, приходится на налоги (НДПИ, НДС, налог на прибыль, акциз). «В связи с постоянным повышением акцизов, которые приносят бюджету до нескольких сотен миллиардов рублей дополнительных доходов, и растут цены на бензин независимо от нефтяных котировок», – говорит Баженов.

Но акцизы росли и раньше, последний раз – в январе 2018 года, а резкий рост цен на бензин случился в апреле – мае. Как это объяснить?

Возможно, дело все-таки в отложенной инфляции и искусственном сдерживании цен? «Участники рынка сдерживали цены в 2015 и 2016 годах, когда темпы роста стоимости бензина были ниже уровня инфляции. В 2017 году рост цен лишь чуть-чуть превысил уровень инфляции, которая уже была крайне низкой. В итоге сжимающаяся пружина разжалась и произошел резкий рост цен на бензин», – говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. «Я думаю, было некое джентльменское соглашение с руководством страны, чтобы не увеличивать цены на топливо, но сейчас участники рынка расслабились и вышли на открытые рыночные отношения, и цены быстро разогнались», – полагает собеседник.

Однако ситуацию, по его мнению, сложно назвать картельным сговором, иначе бы ФАС отреагировала на это соответствующим образом. «Реакция правительства в виде решения понизить акцизы, причем временно – на полгода, а также отсутствие реакции со стороны ФАС доказывают, что были объективные обстоятельства для роста цен на топливо», – говорит эксперт ФНЭБ.

Однако не все уверены, что мировые нефтяные цены здесь совсем ни при чем. Мировые цены на нефть влияют на рынок топлива в России иначе, чем в тех же США. Для нас важна не долларовая, а рублевая цена на нефть. Если посмотреть на ситуацию под углом именно рублевых нефтяных цен, то становится понятным, почему бензин в России не подешевел, даже когда нефть упала со 110 до 40 долларов за баррель.

Мировые цены на нефть измеряются в долларах, и при падении долларовых цен на нефть (как это было в предыдущие годы) происходит снижение рубля к доллару (девальвация). Поэтому рублевая стоимость цены на нефть падает в значительно меньшей мере, объясняет Александр Сидоров из ИК «Велес Капитал». В итоге рублевая цена на нефть в последние годы сильно не снижалась, а оставалась в районе 3–3,5 тыс. рублей за баррель (только кратковременно снижалась).

То есть когда нефть в долларах в мире упала, то на американских АЗС литр бензина сразу подешевел. В это же время в России нефть в рублях за счет девальвации подешеветь сильно не смогла, и наши автомобилисты изменений за АЗС не заметили. Параллельно накладываются и другие издержки. «Если добавить сюда постоянное повышение акцизов, инфляцию и олигополистическую структуру рынка нефтепродуктов в РФ, то получаем, что возможностей для падения цен на нефтепродукты практически нет», – говорит Сидоров.

Что же изменилось этой весной? Нефть в долларах серьезно выросла, но рубль после новых санкций США девальвировал и укрепляется совсем не так активно, как растет долларовая цена черного золота.

В итоге с апреля нефть в рублях подорожала и теперь приближается к 5 тыс. рублей за баррель. И это удорожание рублевой стоимости нефти давит на себестоимость литра бензина в России.

«Из-за роста мировых цен на нефть и слабого рубля экспортировать нефтепродукты стало гораздо выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Таким образом, рост цен на нефтепродукты внутри страны – это адаптация к внешней конъюнктуре.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Внутренние цены стремятся к экспортному паритету», – говорит Сидоров.

Что же будет дальше?

Благодаря росту рублевой цены на нефть в бюджет (и резервы страны) текут дополнительные доходы. В такой ситуации Минфин стал добрей и готов сдержать рост цен на АЗС за счет снижения акцизов. Это обрадует, кстати, не только российских автомобилистов, но и российские авиакомпании вкупе с туристами. А в целом это решение важно для всех россиян, потому что топливо – крайне инфляционный продукт, и рост цен на него способен серьезно разогнать инфляцию. Правительству этого тоже не надо: России важно удержать инфляцию на уровне не выше 4%.

Тем временем Минфин планирует завершить в ТЭК налоговый маневр за шесть лет – снижать на 5% в год экспортную пошлину, что в итоге приведет к ее обнулению к 2024 году (соразмерно поднимут НДПИ), писали «Ведомости» со ссылкой на анонимные источники. Это делается для того, чтобы прибавить бюджету 1–1,6 трлн рублей дохода в зависимости от мировых цен на черное золото. Но появляется другая проблема – в этом случае сырье внутри страны подрастет в цене, то есть будет стоить так же, как и на внешних рынках, говорит Юшков. Иными словами,

зависимость литра бензина в России от мировых цен на нефть серьезно увеличится.

Поэтому Минфин и говорит, что надо подумать над некой формулой, чтобы этого избежать.

«Эта формула есть не что иное, как снижение акциза и временный отказ от его дальнейшего повышения – это единственный параметр цены, на который Минфин может напрямую повлиять. Можно попытаться также воздействовать через биржу: обязать продавать на бирже не 10% объема бензина, а 20–25%. Это долгосрочный инструмент с лагом в два–три месяца, но уже к осени рост цен можно было бы остановить», – предлагает Алексей Антонов из «Алор Брокер».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *