ПОБЕДИТЕЛИ РАЛЛИ ДАКАР

КРОВЬ И ПЕСОК

Три маленькие истории, без которых марафона «Дакар» бы не было

На трассы “Дакара” этого года выйдет пятьсот пятьдесят шесть участников, а посмотреть его вживую собираются около пяти миллионов зрителей.
Но все это было бы невозможно без одного предприимчивого экспортера батата из Африки, заблудившегося в дюнах Сахары мотоциклиста.

и трех коротких, но очень важных историй.

В начале двадцатого века Дакар был одним из центров французской колониальной Западной Африки – отсюда даже пытался избраться депутат в парламент Франции. А когда местные республики стали независимыми, Дакар остался привлекательным кусочком экзотики, где местные жители продолжали говорить на языке Вольтера и Руссо, как на родном.

От берега до берега

Романтика приключений, пустыни, слоны и дюны подтолкнули хорошо знавшего Африку плантатора и экспортера батата и дерева Жана Клода Бертрана организовать в 1969 году в Кот-дИвуаре автомобильную гонку – ралли Бандама! По названию местной речки.

Следующим грандиозным проектом Жана Клода Бертрана была организация ежегодного марафона на каждом из пяти континентов по очереди, но эта затея оказалась слишком масштабной с точки зрения логистики.
Протянуть маршрут от бывшей французской колонии до ее метрополии было несравнимо легче. А главное, сам того не подозревая, Бертран придумал новый формат ралли-рейда – прообраз будущего “Париж – Дакара”. К тому же, на старт второго по счету марафона “Абиджан – Ницца” уже выходил человек, которому предстояло прославить гонки по африканским пескам на весь мир.

Герой-одиночка

Солнце, невыносимая жара и бесконечный желтеющий горизонт, весь мир теперь, казалось, состоял только из песка. Сама природа играла с ним словно кошка с мышкой, выжимая последние жизненные соки. Три дня назад участник марафона “Cote d’Ivoire — Cote d’Azur” Тьерри Сабин заблудился в пустыне, а должен был смириться с тем, что надежды больше нет.

Начав выступать со своим отцом Жильбером в ралли, он сразу стал бороться за победы и удача до сих пор не покидала его. Когда он пробовал силы в гонках на выносливость, то победил в шести часах Спа и финишировал в Ле-Мане. Когда брался организовывать отоциклетную пляжную гонку, чтобы растрясти зимой курортное местечко Ле-Туке, то получилось соревнование, которое сегодня знает каждый французский мотогонщик.

И вот теперь наступила финальная точка этой истории – Сабин заблудился на мотоцикле в гонке “Абиджан — Ницца”.

Ралли Дакар

La Fin. Затемнение экрана. Конец!

Ставший бесполезным мотоцикл валялся где-то между пустыней Тенере и Ливией, в местечке с жутким названием “Черная гора”, а Тьерри Сабин медленно умирал без сил и воды, пока с самих небес к нему не спустился пилот маленького самолета, отправленного Жаном Клодом Бертраном на поиски пропавшего участника.

Щекочущее нервы путешествие по бескрайним дюнам в неизвестность оставили на француза такое впечатление, что когда Бертран вдруг не стал проводить очередной марафон Абиджан — Ницца, Сабин понял, что это его шанс сделать марафон еще лучше и поделиться пережитыми ощущениями со всеми вокруг. Спустя десятилетия весь мир будет знать его гонку под именем “Париж — Дакар”.

Победитель забирает все

Первый Дакар создавался, словно семейная вечеринка: горстка помощников, несколько друзей, жена, модель Диана Тьерри-Мег, и спонсор – производитель фруктовых соков Oasis. Зная толк в том, как составить нужное впечатление, Сабин успел поработать пресс-секретарем курорта Ле-Корбье и музыкальной группы "Il etait une fois", француз перевернул привычный мир автогонок с ног на голову.

Старт нового ралли-рейда проходил не в каком-то знакомом только занудам и учителям географии Абиджане, а с шумом и помпой в центре Парижа на площади Трокадеро, что напротив Эйфелевой башни. Финишировал марафон через 10 000 километров в курортном местечке Дакар – столице Сенегала и самой западной точке африканского континента.

Среди участников – все что угодно, от легковушек до грузовиков и без какого либо разделения на зачеты. Как пели тогда участник группы Abba: "The Winner Takes It All" – победитель забирает все. Причем самыми массовым и быстрым классом сразу стали мотоциклисты, между которыми и развернулась жаркая борьба за победу.

К шестому спецучастку гонки 1978 года лидером стал Патрик Шааль, но он сломал мизинец после неудачного падения. За двести километров до конца гонки отказал двигатель мотоцикла Жана-Клода Морелле и первым, курьезно подскользнувшись на финишном пандусе, стал Сирил Неве, не выигравший по ходу марафона ни одного спецучастка. Спустя всего десять лет “Париж — Дакар” принимал на старте уже 473 участников и меньше всего напоминал семейную авантюру. В воздухе кружили медицинские и телевизионные вертолеты, оборудование между бивуаками перевозили на транспортных самолетах, трансляции покрывали весь мир, а Жан Тодт бросал монету в десять франков, чтобы решить, кто из его подопечных получит приказ сбросить скорость. В борьбе за победу Ватанен и Икс были готовы раскрошить свои сверхдорогие прототипы Peugeot в африканскую пыль.

Единожды ускользнув от неминуемой смерти, главный романтик Дакара увидеть этого, увы, уже не мог. 14 января 1986 года во время очередного марафона его вертолет попал в песчаную бурю и разбился в дюнах Мали. “Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался”, — эти слова Тьерри Сабина до сих пор остаются девизом гонки. Сочетание опасности, борьбы на пределе сил и незабываемого приключения и делает ее такой особенной.

Победители ралли «Париж-Дакар»

«Париж-дакар», наверное, самое престижное ралли, в котором участвуют четыре вида машин: мотоциклы, автомобили, грузовики и квадроциклы. И победы в нем тоже очень престижные, а еще яркие, запоминающиеся, потому что достаются всегда в результате упорной борьбы.

Когда гонка только начиналась, мотоциклы и автомобили не разделяли — шли они в общем зачете. И так получилось, что в 1978 г. весь пьедестал был занят мотоциклистами. Победители:

  • 1-е место — Сирил Неве (мотоцикл Yamaha 500 XT);
  • 2-е место — Жиль Комт (мотоцикл Yamaha);
  • 3-е место — Филипп Вассар (мотоцикл Honda).

Для Сирила Неве эта победа была особенно дорога, потому что стала плодом семейного путешествия: отец оказывал техподдержку, брат тоже участвовал в гонке. На следующий год Неве снова стал победителем, но потерял свои позиции в 1980-м, сменив мотоцикл — Honda не принесла ему удачи, победителем ралли 1981-го года стал Юбер Ориоль. В 1982-м Сирил вернулся на пьедестал, потом лидировал и проигрывал, но расстаться с гонками не мог еще много лет.

Победители ралли «Париж-Дакар» становились известны всему миру, за их успехами и перипетиями борьбы следили с особенным вниманием, радуясь за любимых спортсменов и команды и огорчаясь вместе с ними.

Победители среди грузовиков

Самой, наверное, захватывающей частью знаменитого ралли всегда были гонки на грузовых машинах. Трасса, проложенная фактически по бездорожью, как «Париж-Дакар», дает грузовикам возможность показать свои достоинства в полной мере. Первым победителем среди тяжеловесов «Дакара» в 1980-м году стала алжирская команда на Sonacome.

История легендарного ралли Париж — Дакар

А первый рекорд по количеству побед поставили команды Mercedes-Benz, бывшие на первом месте в течение пяти лет — с 1982 по 1986 год. Одержав первую победу в 1988 году, Tatra потом еще пять раз становилась победителем, являясь до сих пор одним из лидеров. Четыре победы подряд одержала команда Perlini (1990–1993 гг.), но на первое место она больше не выходила.

А с 1996 года начинаются победы «КАМАЗ-Мастер», российской команды, завоевавшей титул чемпиона уже 12 раз. В гонках по пустыне, по бездорожью нашим спортсменам просто нет равных. Во многом их победы объясняются тем, что участники команды сами проектируют и собирают машины, сами их испытывают, знают все особенности каждого грузовика. Победители не только «Париж-Дакар», но и многих других гонок, они стали легендой мирового автоспорта.

Команды-победители «Дакара» (первые места):

  • «КАМАЗ» — 12 побед;
  • Tatra — 6 побед;
  • Mercedes-Benz — 5 побед;
  • Perlini — 4 победы;
  • Sonacome, ALM/ACMAT, DAF, Hino, MAN, Iveco завоевали пока по одной победе.

Ралли-рейд — вид моторных гонок на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящий в течение нескольких дней. Участники гонки обычно преодолевают за день 400—900 километров. Временна́я протяжённость составляет от 3-х до 30 дней, самым долгим является ралли-рейд Нью-Йорк — Париж. Наибольшим зрительским интересом обладает Ралли Дакар. В ралли-рейдах на автомобилях кроме пилота участие в гонке принимает штурман (а в грузовых экипажах — ещё и механик), отвечающие за навигацию. Для этой цели используются дорожная книга и GPS.

В зависимости от длительности соревнований по времени и протяженности маршрута ралли-рейды подразделяются на три вида:

  • Баха (англ. Baja) — протяженностью до 1200 км и не более 5 дней;
  • Ралли-рейд — протяженность до 6500 км и не более 10 дней;
  • Марафон — протяженностью от 6500 км и до 30 дней.

Классы транспортных средств

Участники ралли-рейда классифицируются в разных зачётах в зависимости от типа транспортного средства. Тремя главными классами являются мотоциклетный, а также два автомобильных: легковой (внедорожники) и грузовой.

Ралли Париж — Дакар

Каждый из классов делится на группы.

Мотоциклетный класс делится на 3 группы. 1-я группа Продакшн (Марафон) включает мотоциклы, мало отличающиеся от серийных; делится на подгруппы с двигателем до и более 450 кубических сантиметров. Серьёзно улучшенные для ралли мотоциклы относятся к группе Суперпродакшн; она также делится на подгруппы с двигателем до и более 450 кубических сантиметров. В 3-ю группу входят квадроциклы, граница подгрупп установлена на 500 кубических сантиметрах. Ведущими производителями раллийных мотоциклов являются компании KTM и Yamaha.

Класс внедорожников также делится на 3 группы, все они должны весить менее 3,5 тонн. В Т-2 входят легковые автомобили с малым отличием от серийных моделей. Внедорожники Т-1 являются серьёзно улучшенными серийными автомобилями. Багги и другие созданные специально для гонок автомобили входят в Открытый класс. Яркими представителями внедорожников в ралли-рейдах являются усовершенствованные модели «Volkswagen Touareg», «Mitsubishi Pajero» и «Nissan Navara». Класс внедорожников также делится на группы по типу топлива — бензин или дизельное.

Автомобили весом более 3,5 тонн делятся на категории Т-4 и Т-5. Последняя включает грузовики, путешествующие от бивуака до бивуака для поддержки соревнующихся транспортных средств. Непосредственными участниками соревнований являются машины категории Т-4, они должны быть омологированы. Этот класс делится на Т-4,1 и Т-4,2: автомобили первого класса должны быть минимальноно усовершенствованными серийными моделями, грузовики второго класса усовершенствованы значительно. Лучшие гоночные модели производятся на заводах КАМАЗ, LIAZ, DAF Trucks и Mercedes-Benz.

Ссылки

После финиша «Дакара-2018», ставшего победным для экипажа Эдуарда Николаева из команды «КАМАЗ-мастер», эмоциями делятся участники ралли-марафона.

Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Я очень благодарен своему экипажу и всей нашей команде за эту общую победу. Большое спасибо болельщикам за поддержку, которую мы чувствовали с самого начала гонки. Было очень непросто. В некоторые драматические моменты мы считали, что всё уже закончилось для нашего экипажа. Но, к счастью, и техника терпела, и люди. Для меня лично огромное счастье победить в год 40-го юбилея «Дакара» и в год тридцатилетия команды «КАМАЗ-мастер»».

Руководитель команды "КАМАЗ-мастер" после успеха экипажа Эдуарда Николаева на "Дакаре" пожелал, чтобы победный импульс передался от российских гонщиков российским спортсменам-олимпийцам. "Счастливые мгновения, мы очень рады, что смогли в первом соревновании года, ралли "Дакар", которое открывает спортивный год на планете, принести России победу, — заявил он по телефону корреспонденту РИА Новости. — Счастье безумное!

Ралли Дакар 2019

Впереди Олимпиада, хочу пожелать, чтобы российские спортсмены всегда были только первыми, чтобы победный импульс, победный дух от команды "КАМАЗ-мастер" перешёл всем нашим ребятам".

"Все видели, насколько сложный был "Дакар". Юбилейное издание, и задача была перед организаторами, чтобы он всем запомнился. И "Дакар" получился в тех традициях, как в 80-90-е годы. И рад, что мы смогли выдержать это испытание на надёжность техники и выносливость людей. Наши ребята и наши машины показали, на что способен наш спорт и автопром. То, что произошло на 12-м этапе, когда наступил перелом в гонке! Одна секунда в разнице спустя много тысяч километров. Перед стартом было напряжение сумасшедшее: Вильягра — Николаев, Iveco — КАМАЗ – кто будет первым? Невозможно было, чтобы этот темп, в котором они мчались по бездорожью, выдержали машины, кто-то должен был сломаться. Безгранично рады, что наша машина выдержала, а "КАМАЗ-мастер" стал первым", — подытожил семикратный победитель «Дакара».

Айрат Мардеев, пилот экипажа №507: «Пожалуй, не припомню такого накала спортивных страстей и уровня конкуренции. Это вдобавок к тому, что параллельно шла отчаянная борьба со стихией. Уже с самого начала гонки перуанские жара и пески стали шоком для многих участников. Далее боливийское высокогорье и опять пески и бездорожье, но уже аргентинские. Не было ни одного дня, когда было бы легче, чем в предыдущий. «Дакар-2018» прошёл для всех на пределе сил. Здесь просто добраться до финиша само по себе награда. Бронзовый бедуин имеет для нашего экипажа огромную ценность».

Белорусский гонщик Сергей Вязовичзаявил, что "Дакар-2018" получился самым трудным в его карьере, отметив, что "безмерно счастлив", что его экипажу удалось занять второе место в генеральной классификации ралли-марафона в зачёте грузовиков. "До последнего километра заключительного спецучастка мы очень переживали, чтобы всё прошло гладко и ничего не произошло. Знали случаи, когда и на последних километрах дистанции сходят автомобили, поэтому, пока линию финиша не пересекли, и думать не думали ни о чём другом. Напряжение переполняло. Мы безмерно счастливы! Это самый сложный "Дакар" из тех, которые я помню", — приводит слова Вязовича пресс-служба команды G-Energy. "Особо впечатляет, что он юбилейный, и состав участников очень серьёзный — больше 10 сильнейших экипажей мира бились только за подиум. Но не то чтобы включиться в борьбу, добраться до финиша не всем экипажам удалось, поэтому то, что в такой битве мы устояли и стоим на второй ступени пьедестала, – супер!" — добавил лидер белорусской команды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *