По бездорожью

Содержание

С какой трансмиссией лучше выбрать внедорожник, если планируете частенько выезжать на бездорожье? Рассмотрим преимущества и недостатки коробок передач разных типов на примере двух Mitsubishi – Pajero Sport с «автоматом» и L200 с «механикой».

С какой трансмиссией лучше выбрать внедорожник, если планируете частенько выезжать на бездорожье? Рассмотрим преимущества и недостатки коробок передач разных типов на примере двух Mitsubishi – Pajero Sport с «автоматом» и L200 с «механикой».

Современные автоматические коробки передач неплохо подготовлены и для серьезного бездорожья. Особенно когда в трансмиссии есть ручной режим, предоставляющий возможность тормозить двигателем. Но все же у старой доброй «механики» имеется целый ряд неоспоримых преимуществ.

Страсти по ресурсу

Если выбор пал на авто, которое покупается специально под офф-роад, то в какой-то момент неизбежно встанет вопрос об установке покрышек большего диаметра, что позволит заметно увеличить дорожный просвет машины. И вот тут «автомат» – слабое звено, ведь на его пакеты фрикционов значительно увеличится нагрузка, что существенно снижает ресурс дорогого узла. «Механика» в этом плане предпочтительней – она не только крепче, долговечнее, но и дешевле в ремонте.

При попытке раскачать авто, когда вы застряли, страдает ресурс трансмиссии. В «механике» значительно снизить нагрузку может точный контроль раскачки, когда водитель четко улавливает моменты зависания автомобиля в крайних точках и в нужное время включает передачу. Для «автомата» такие процедуры опасны, ведь для переключения между первой и задней передачей необходимо выдержать паузу, игнорирование этого приведет к быстрому перегреву трансмиссии, вплоть до полной поломки узла. Кроме того, есть риск случайно перевести рычаг переключения в положение «Паркинг».

АКП

«Автомата» вполне хватит для вылазок на природу, охоту и рыбалку, а также для редких выездов на бездорожье.

Pajero Sport, впрочем, как и его «собрат» L200, доступен как с «автоматом», так и с механической КП.

Сила третьей педали

Беда любой автоматической трансмиссии – невозможность «подтравить» сцепление ввиду его отсутствия. Когда это нужно? На скользкой поверхности (снег, болото, песок) очень часто. Ведь АКП даже при филигранной работе с педалью газа нередко срывает колеса в пробуксовку, что может усугубить ситуацию. Аккуратно работая с педалью сцепления, пробуксовки можно легко избежать. Иногда и кратковременного контакта колеса с поверхностью достаточно, чтобы начать движение в данных условиях.

Другой момент – начало движения в глубоком песке, где, чтобы удачно стартовать, мотор нужно раскрутить в оптимальный диапазон оборотов. Для авто с АКП в этом случае нужен очень мощный двигатель с хорошим крутящим моментом на низких оборотах.
Механическая коробка передач предпочтительней и при необходимости выбраться из глубокой колеи. В этом случае также необходима точная работа с педалями газа и сцепления.

МКП

«Механика» значительно расширяет возможности авто и безболезненно переносит установку больших колес.

Оба авто – с системой полного привода Super Select, понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

Выбор однозначен

Итак, на бездорожье комфорт автоматической трансмиссии не работает, а, наоборот, доставляет лишние хлопоты. Конечно, идеальным вариантом было бы иметь две машины: стандартную с «автоматом» для города и легкого бездорожья и подготовленную на «механике». Если такой возможности нет, но есть непреодолимое желание залезть в самые дебри, подальше от дорог, то мы рекомендуем авто с механической трансмиссией. Кстати, такой автомобиль еще и экономичнее.

Резюме АКП

Комфорт в городе Меньший запас прочности
Ограничивает доработку автомобиля
Гораздо больше шансов застрять

Резюме МКП

Возможность раскачки авто Необходимость ручного переключения
Легче трогаться на скользком покрытии
Проще ездить в глубоком песке
Дмитрий Ковалев Президент «Клуба внедорожных приключений»

Прежде всего необходимо определиться, для чего нужен автомобиль. «Автомат» можно предпочесть, когда вы в основном передвигаетесь по городу. В этом случае на многие недостатки при поездках по тяжелому бездорожью можно закрыть глаза. Но если вы часто выезжаете за переделы города, тогда «механика» однозначно лучше. Только с МКП можно при необходимости раскачать автомобиль, с ней проще в песках, а также при трогании на скользкой поверхности. А это значит, что водителю авто с «механикой» гораздо реже приходится прибегать к помощи подручных средств, таких как лопата, домкрат, сэнд-траки, лебедка и буксир.

Евгений Сокур
Фото автора и Сергея Кузьмича

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Путешествие с приключениями, работа, хобби – это три причины выбрать и купить себе авто для бездорожья. Покупка большой и мощной машины — шаг серьезный и затратный, поэтому мы предлагаем перед выбором ознакомиться с мнениями специалистов и опытных автомобилистов.

Внедорожник или джип — машина с повышенной проходимостью. За счет технических характеристик и специальному оснащению машина способна проходить по бездорожью. Часто внедорожник и кроссовер используют как синонимы. Разберемся с этими понятиями.

Джип = Кроссовер?

Кроссовер и внедорожник – разные типы автомобилей и предназначены для различных целей.

Никита Орлов, генеральный директор Podberi-Auto.Ru, автоэксперт:

«Современные автолюбители предпочитают автомобили повыше. Это может быть как городской кроссовер, так и полноценный внедорожник. Кроссовер — это обычный автомобиль с увеличенным дорожным просветом и подключаемым полным приводом. Машина может быть актуальна в небольшом сугробе или на не очень качественной грунтовке, но не принесет ничего, кроме разочарования в весеннем лесу или в раскисшем после дождя поле. Полноценный внедорожник, рассчитанный на эксплуатацию в суровых условиях, отличается от городского аналога не только своей брутальной внешностью, но и совершенно иными техническими характеристиками».

Как найти универсальный вариант, чтобы ездить по лесу и по городу?

Какой внедорожник выбрать

Для начала стоит разобраться, какие требования предъявляют потребители при выборе машины для леса.

Евгений Логинов, руководитель компании «Мой Эксперт — подбор авто в Екатеринбурге»:

    • Полный привод (переднеприводный кроссовер на механике застрянет в первой луже, поэтому только 4х4!);
    • Наличие рамы (если это не семейный автомобиль, то наличие рамы поможет увеличить проходимость машины за счет подъема кузова над рамой);
    • Вместительный багажник;
    • Цвет, конечно, не столь важен, но лучше нейтральный. На серебристом или бежевом варианте не видно грязи и мелких царапин от веток;
    • Дизельный двигатель: на нем нет электронной системы зажигания, а, значит, вероятность «убить» или обездвижить мотор после прохождения водного препятствия меньше;
    • Механическая коробка передач. Из лужи, брода или снежной колеи выбраться на механике намного проще. Ремонтировать такую коробку придется реже автоматической».

Охотник и опытный автомобилист Эльдар Хамитов выделил 3 главные характеристики для внедорожника:

  • блокировка дифференциалов, хотя бы 1;
  • наличие раздаточной коробки с понижающей передачей;
  • внедорожник должен быть рамный.

Автомобилист предъявляет жесткие требования к внедорожнику и считает, что городского варианта авто для леса не существует. Эльдар выбрал 3 лучших внедорожника: «Jeep Wrangler, Land Rover Defender, Nissan Patrol». А среди претендующих на оптимальное сочетание «лес+город» назвал: Subaru Forester (в комплектации до 2007 года), Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser.

Юрий Тенитилов, опытный автолюбитель:

«Самое главное требование для внедорожника – это надежность. Ведь в момент преодоления препятствий в виде большой лужи, реки, соседского забора, не хочется сломаться на полпути».

Юрий – участник множества экспедиций, в том числе спасательных, когда приходилось вытаскивать друзей из непроходимых мест, с юмором относится к выбору внедорожника. Он считает, что «чем круче у тебя джип, тем дальше придется идти за трактором». На вопрос, какую лучшую машину для леса и для экспедиций выбрать, автомобилист ответил:

  • Toyota известна тем, что практически не ломается. Можно проехать 20 000 км и поменять лампочку в фаре. Toyota – достаточна бюджетная в обслуживании, так как ее часто чинить не нужно.
  • Nissan Patrol. Он чаще ломается, тем самым приучает вас изучать матчасть автомобиля. Существует клуб единомышленников, которые помогут с возникшей проблемой. Но несмотря на все сложности и весьма «нежный кузов», Patrol хорош, поэтому его любят и уважают.
  • Land Rover Defender. Land Rover ломается каждые 5000 миль. Но при этом Defender показывает неплохие результаты вне асфальта. Defender- харизматичный, у него интересное прошлое, он впитал в свой алюминиевый кузов страсть к авантюризму, к путешествию.
  • УАЗ. Машина для храбрых, смелый и уверенных в себе мужиков, которые смогут починить машину в дороге, не боятся трудностей. Один из больших плюсов: недорогой ремонт и доступные детали.

Все эксперты сошлись во мнении, что внедорожник не может быть городским авто, это невыгодно и не комфортно для пилота.

В идеале любителям экстремальной езды за пределами асфальта нужно выбрать и купить как минимум 2 автомобиля, один из которых будет куролесить в лесу, а другой колесить по городу. Но, как правило, такой вариант доступен не всем. И городской кроссовер превращается в сезон охоты во внедорожник, а в рабочие будни – опять переезжает на асфальт.

Подборку компромиссных машин для леса и для города подготовил Никита Орлов:

«Из бюджетных вариантов, это старая добрая «Нива» (ВАЗ 21214, Лада Урбан) или Шевроле Нива. Эти модели обладают отличной проходимостью, а в случае с Шевроле Нивой даже относительным комфортом. Если говорить о более дорогих автомобилях, это Сузуки Джимни из малого класса, Грет Вол Ховер 3, Санг Енг Рекстон и Кайрон, Митсубиси Паджеро Спорт, Тойота Лэнд Крузер 200″.

Выбираем б/у внедорожник

Выбирать и купить бу автомобиль всегда рискованно, а если это внедорожник, то риск удваивается, стоит представить, в каких перипетиях побывал автомобиль.

Прежде чем купить подержанный вариант, обратите внимание на:

  1. Внешний вид

Эксперт Никита Орлов:

«Если на кузове нет серьезных повреждений, то предыдущий хозяин использовал его в городе или для редких выездов на природу. Если на кузове есть серьезные повреждения лакокрасочного покрытия от веток, серьезные вмятины, особенно на нижней части кузова, то автомобиль активно эксплуатировали. Какой из двух выше перечисленных вариантов купить: тот, который видел меньше грязи и меньше подвергался износу.

  1. Стоимость и частота ремонта будущей машины

Эксперт Никита Орлов:

«С бюджетным автомобилем не испытаешь трудности с ремонтом и с запчастями: отремонтируют такую машину в любом селе, а запчасти есть в наличии и по стоимости вполне приятны. Минусы: повышенный износ запчастей и автомобиля, некачественные комплектующие. Для дорогих автомобилей все обстоит по-другому: ремонтировать такой авто придется в профильном сервисе, запчасти идут на заказ, но и проживет этот автомобиль гораздо дольше бюджетных аналогов».

  1. Техническое состояние

Эксперт Никита Орлов:

«В автомобиле с полным приводом больше дорогостоящих частей, нежели в обычном. Поэтому стоит обратить внимание не только на экстерьер машины, но и проверить состояние двигателя, подвески и системы полного привода». Лучше заказать экспертизу, чтобы потом не мучиться дорогостоящими ремонтами.

История авто

  1. Проверьте историю будущего авто с помощью Автокод. Это обезопасит вас от мошенников. А также вы сможете узнать полную историю машины. Выбрать и купить проверенный вариант лучше, чем потом искать виноватого.

Как выбрать внедорожник

Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть:

    1. Бюджет покупки: сколько вы готовы потратить: 500 тысяч или 5 миллионов.
  • Цель: семейные выезды на природу или участие в соревнованиях по бездорожью, длительные путешествия по непроходимой тайге, или поиск нетронутых природой мест для удачного улова.
  • Дальнейшие вложения в авто: даже самый качественный аппарат надо будет ремонтировать после плавания или вытягивания из ямы.
  • Возможность купить городское авто.
  • Наличие времени и целесообразность покупки.

Купить внедорожник – это как составить бизнес-план. Если все сошлось, и вы твердо решились на покупку, то предлагаем ознакомиться с ТОП-5 внедорожников и их плюсами и минусами от автоэксперта Евгения Логинова:

Топ 5. Старая добрая НИВА 4х4

Плюсы: недорогие запчасти, которые есть в магазинах в огромном количестве, недорогое обслуживание. Эту машину можно в поле починить на коленках. Также стоит отметить отличные внедорожные качества! Но на ряду с этими плюсами вырисовываются и несколько неприятных минусов. Ремонтировать машину придется часто. Отсутствие дизельных двигателей, которые предпочтительней для бездорожья.

Топ 4. Представитель Ульяновского автомобильного завода — УАЗик или «Батон», «буханка»

Его основное конкурентное преимущество перед той же Нивой — наличие рамы, возможность «приподнять» кузов автомобиля и увеличить внедорожные возможности. К плюсам отнесем недорогое обслуживание и возможность ремонта «на коленке». Минусы, как и у Нивы – частые поломки.

Топ 3. Представитель японского автопрома Suzuki Jimmy

Обладает почти идеальными характеристиками для движения по бездорожью. Большой дорожный просвет, практически отсутствующие свесы. Минус этой машины: маленький размер. Если вы собираетесь на охоту или рыбалку хотя бы втроем, то места для вещей почти не будет – багажник, как у женской малолитражки. По трассе автомобиль ведет себя не лучшим образом – сказывается короткая база.

Топ 2. Представитель японского автопрома Toyota Land Cruiser 70

Считается почти эталонным внедорожником. У него: короткая и длинная база, бензиновые и дизельные двигатели, надежность именитого бренда. Машина эта настолько популярна, что производится в некоторых странах до сих пор.

Топ 1. Лидер Mitsubishi Pajero Sport

В отличие от Тойоты на Паджеро устанавливалась уникальная система полного привода Super Select, которая позволяет переключать режимы трансмиссии (задний или постоянный полный привод). Если объяснять простым языком – на Паджеро можно ездить на полном приводе везде, а вот на «Крузаке» только по бездорожью. А в остальном – надежен, неприхотлив в ремонте и на удивление не дорогой в обслуживании».

Узнали вариант для себя? Прекрасно! Но какую бы из этих моделей вы не выбрали, не забывайте проверить авто перед покупкой. Будьте уверены, что ваш любимый внедорожник не предоставит в будущем сложных юридических проблем.

Американское тюнинг-ателье East Coast Defender представило два новых «прокаченных» внедорожника Land Rover Defender.

Как и все другие автомобили, реализуемые East Coast Defender, внедорожники отличаются необычным подходом к тюнингу культовой британской модели. Новинки получили названия Project Ironhorse («Проект Железный конь») и Project Punisher («Проект Каратель»). Правда, несмотря на свои грозные имена, речь в проектах идет не столько об агрессии, сколько о «сочетании превосходных внедорожных способностей с роскошью и динамикой».

Project Ironhorse – это автомобиль, впитавший в себя все самое лучшее от классического Land Rover Defender. Внедорожник серого цвета оснащен 6,4-литровым мотором V8, который сочетается с 4-ступенчатым автоматом ZF. Внешне отличить автомобиль можно по багажнику на крыше со светодиодной оптикой, а также другим патрубкам выхлопной системы. Однако по-настоящему тюнеры развернулись в салоне автомобиля. Так на Defender установили новое рулевое колесо и мультимедийную систему с сенсорным экраном, поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, поставили кресла с функцией подогрева, а также обшили салон черной кожей. А вот приборную панель автомобиля было решено не трогать – она здесь аналоговая для создания эффекта старины.

В отличие от предыдущего автомобиля, Project Punisher – внедорожник с совсем другой концепцией. Так, под капотом здесь установлен 5,3-литровый 326-сильный двигатель GM, работающий в паре с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией. Причем мотор идет вместе с гарантией от General Motors, ограниченной двумя годами или 50 000 милями пробега. Также тюнеры заменили выхлопную систему и установили новый радиатор.

Интерьер «Карателя» отличается спортивным трехспицевым рулем, приборной панелью Puma, мультимедийной системой Kenwood, кожаной отделкой, а также спортивными сиденьями с вышитым черепом – символом персонажа «Каратель» из вселенной комиксов Marvel. Кстати, именно в честь этого антигероя и получил название весь проект.

Внешне Land Rover Defender Project Punisher отличается 18-дюймовыми дисками Sawtooth, «обутыми» в шины BFGoodrich All-Terrain T/A K02, дополнительной светодиодной оптикой, «кенгурятником», лебедкой, а также другими улучшениями.

«Каждый Defender, который выходит из нашего «храма «Ленд Роверов» – это совершенный внедорожник с точки зрения индивидуального тюнинга, — заявил совладелец East Coast Defender Том Хамбл. – Что отличает работу нашей команды от других, так это наш неустанный поиск и улучшение качества работ и материалов», — отметил он, добавив, что проекты «Железный Конь» и «Каратель» представляют собой высшую точку эволюции в своем классе. Правда, при этом представитель компании не обмолвился о цене автомобилей. Но, учитывая другие проекты этой компании, вряд ли «прокаченные» Land Rover Defender будут стоить дешевле 100 000 долларов.

Нередко приходится слышать, что настоящий внедорожник должен иметь исключительно рамную конструкцию. Попробуем разобраться, действительно ли это так

Рамные внедорожники вымирают словно мамонты – сейчас их можно по пальцам пересчитать. На смену им приходят SUV с несущим кузовом, что вызывает брюзжание некоторых «знатоков» – дескать, с такой конструкцией о настоящих подвигах вне асфальта следует забыть. Однако не будем спешить с выводами – нужно разобраться, почему от рам отказываются даже такие корифеи офф-роуда, как, скажем, Land Rover.

Принципиальные отличия

Посмотрим, что представляют собой эти две конструкции. Собственно, рама – это остов машины с колесами, подвеской, двигателем и другими агрегатами, и на нее (раму) сверху устанавливается кузов. В прошлом все автомобили были рамными, в том числе легковые. Следовательно, на одно шасси можно устанавливать разные кузова. К тому же отдельный кузов проще проектировать.

Кроме того, апологеты рамной конструкции заявляют о повышенной проходимости за счет наличия мостов, предлагающих лучшую геометрию подвески. Рассказывают и о более эффективной изоляции от шумов и вибраций, а также о лучшей грузоподъемности. Но главным плюсом рамы называют прочность и жесткость. Мол, такие автомобили «неубиваемые» – рама стерпит все.

Несущий кузов, как следует уже из названия, «несет» сам себя. Он составляет единое целое с шасси, и снять его невозможно. Такая конструкция меньше весит. Следовательно, машина быстрее разгоняется и легче замедляется, при этом обладая меньшим расходом топлива. К тому же у несущего кузова ниже центр тяжести, что обеспечивает лучшую управляемость: автомобиль меньше кренится и имеет более высокую устойчивость в поворотах.

Но эти плюсы, по словам адептов рамы, нужны только легковому автомобилю, в то время как настоящему брутальному внедорожнику они без надобности. Кроме того, они ругают несущий кузов за низкую прочность. Рассмот­рим ситуацию на примере того же Land Rover, осмелившегося отказаться от «святая святых».

Танки грязи не боятся?

Итак, некоторые считают, что рамный автомобиль обладает лучшей проходимостью по сравнению с внедорожником, имеющим несущий кузов. Но почему тогда новые модели бренда Land Rover (с несущим кузовом) на бездорожье ведут себя лучше своих рамных предшественников? Пожалуй, тут начинается самое интересное.

Благодаря несущему кузову машина становится легче на 150–200 кг (примерно столько весит рама). Если же говорить о моделях Land Rover, то, к примеру, Range Rover отыгрывает у модели предыдущего поколения до 420 кг, Discovery – до 480 кг! А чем меньше вес, тем лучше проходимость. Внедорожник увереннее справляется с мягким и сыпучим грунтом, без проблем преодолевает подъемы и спуски. Более того, меньшая масса позволила сделать подвеску мягче и увеличить ее ход. Так, у Range Rover последнего поколения ход подвески достиг 597 мм, что стало рекордом в классе. И, конечно, с уменьшением массы улучшается динамика и одновременно снижается расход топлива, что при поездках вдали от цивилизации является дополнительным преимуществом.

А что же с жесткостью кузова? За счет использования новых материалов и современных технологий в моделях новых поколений она тоже выше, чем у предшественников. Наконец, поговорим о наличии мостов у рамного кузова, якобы обеспечивающих лучшую геометрию подвески. В реальности все как раз наоборот – именно мосты ограничивают проходимость, подобно якорю цепляясь за неровности.

Из всего этого следует, что повышенная проходимость рамной конструкции не более чем миф. И если раньше у рамы имелись хоть какие то преимущества на бездорожье, то теперь, по мере развития технологий, они сошли на нет. А вот недостатки никуда не делись, причем некоторые из них могут быть опасны для здоровья и даже жизни.

Безопасность и комфорт

По части защиты водителя и пассажиров в связи с ужесточающимися требованиями к безопасности у рамы вообще нет шансов. Потому что сама-то рама жесткая, а вот прикрепленный к ней кузов – нет. Следовательно, у рамного автомобиля очень сложно спроектировать зоны программируемой деформации. В несущем кузове рассчитать эти зоны гораздо проще. Кроме того, известны случаи, когда при сильном ударе в ДТП кузов просто слетал с рамы, что приводило к непредсказуемым последствиям. Понятно, что несущий кузов при аварии остается единым.

То есть по пассивной безопасности рама проигрывает однозначно. Но и по активной тоже. Поскольку лучшая управляемость несущего кузова обеспечивает более точные и быстрые отклики на команды водителя. К тому же и электронные помощники реагируют гораздо лучше, случись внедорожнику потерять сцепление с покрытием. Потеря сцепления, кстати, у машины с несущим кузовом произойдет на такой скорости, на какой «рамник» просто улетит в кювет.

Еще один немаловажный критерий – комфорт. Кто ездит на рамных автомобилях, замечал, насколько у них высокий пол – обычно на одном уровне с порогом. Из-за этого даже самые солидные рамные внедорожники отличаются небольшим пространством над головой у передних седоков. При этом задний ряд у них располагается практически на полу (чтобы выгадать место по высоте), это вынуждает сидеть с задранными коленками. И наоборот, например, у Land Rover Discovery 5 (с несущим кузовом) задние сиденья расположены так, что бедра седоков целиком опираются на подушку, но и над головой места предостаточно.

Осталось поговорить о таких вещах, как ремонтопригодность. Владельцы рамных внедорожников часто сталкиваются с коррозией рамы, а некоторые ремонтные работы требуют даже ее снятия, что является весьма дорогостоящей операцией. Приходится следить за номером на раме, сохранностью элементов ее крепления и антикоррозионной обработкой. Кроме того, иногда даже легкий удар, приходящийся в определенные точки рамы, приводит к ее замене.

Выводы из всего вышесказанного напрашиваются однозначные. Рама становится анахронизмом, цепляться за который нет никакого смысла. Следовательно, нет и резона жалеть об ее отсутствии у современных внедорожников. На примере Land Rover мы увидели, что бренд при отказе от рамы только выиграл, причем по всем параметрам.

Автор Дмитрий Зайцев, обозреватель журнала «Автопанорама» Издание Автопанорама №1 2020 Фото фирма-производитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *