Плавающие машины

Детище команды Эндрю Рейема из Пертского колледжа в Шотландии имеет имя «Феникс», но не относится ни к одному известному типу летательных средств. Причина тому – переменная плавучесть, аппарат способен становится и легче, и тяжелее воздуха, что резко затрудняет его классификацию. Однако это свойство позволяет ему практически не тратить энергию в полете и оставаться в воздухе сутками.

Идею позаимствовали у рыб, большинство из которых имеют плавательный пузырь. Если его наполнить воздухом, рыба получает положительную плавучесть и поднимается в толще воды. Если воздух выпустить – рыба погружается. Схожий принцип взят на вооружение водолазами, которые используют надувные жилеты для контроля над своей плавучестью при работах на разных глубинах. А шотландские инженеры адаптировали идею для полетов в атмосфере.

«Феникс» выглядит как дирижабль длиной 15 м, с широкими крыльями размахом 10,5 м. Внутри корпуса есть два отсека – в первом содержится гелий, второй сконструирован как «воздушная подушка». Гелий обеспечивает подъемную силу, а воздушная подушка может наполняться и опустошаться по команде автоматики. Воздух выходит через специальное сопло, что и создает тягу, толкающую аппарат вперед. «Феникс» движется волнообразно, постоянно набирая и теряя высоту, а рули обеспечивают ему маневрирование.

Скорость полета невелика, но аппарату требуется минимум энергии для движения. Она поступает от солнечных панелей на крыльях и расходуется в основном на работу насосов для воздушной подушки. «Феникс» может зависать в воздухе или парить на высотах до 20 км – по расчетам, это идеальная зона, где машину не потревожат ветры и она сможет получать вдоволь солнечного света. И тогда, в перспективе, подобные аппараты смогут бесконечно долго работать на высоте — для метеорологических целей, как элементы системы связи, наблюдения, и даже платформы для запуска других дирижаблей и зондов.

Житель станицы Каневской утверждает, что использование воды в качестве добавки к бензину сокращает расход последнего на 30-40%.

Вспоминается наша первая встреча с Александром Францевым. У одного из станичных магазинов я обратил внимание на внушительных размеров табличку в салоне «Жигулей»: «Авто на воде – это не шутка». Рядом с автомашиной стоял улыбчивый мужчина, хозяин «десятки».

– Ну, и как реагируют жители, особенно водители, на ваш афоризм? – спросил я автовладельца.

– Да почти никак! Несколько месяцев езжу на бензине с водой, но никто по-настоящему не проявил интереса. Вы – первый.

– Простой журналистский интерес, – ответил я.

– И на том спасибо. Народ у нас, увы, нелюбознательный. Очень жаль. А в Европе уже ездят не только на газе, но и на водороде. Точнее, на воде. Кстати, топливо у них на заправках трех видов: бензин, газ и водород. Слежу по интернету и нашел, что многие из ближнего и дальнего зарубежья тоже переходят на воду. Вот совсем недавно видел ролик одного водителя такси, он уже пару лет использует новый вид топлива. Рекомендую посмотреть, если у вас есть машина.

Тот монолог Александра Евгеньевича сохранился в моем диктофоне. Привожу в сокращении несколько фрагментов.

«Сперва я коротко скажу, как все началось. Но не у меня, а в мире. В 1841 году в Англии был выдан патент на двигатель, работающий на смеси воды и кислорода. Если кратко, то называлось это ДВС.

В 1852 году в Мюнхене был построен двигатель внутреннего сгорания. В СССР в предвоенные годы ученые начали испытывать ДВС, работающие на водороде и с его добавлением в топливо. У нас в стране на водородную энергетику обратили внимание в начале 70-х годов. Тогда топливный кризис заставил многие автомобильные компании по-новому взглянуть на альтернативные виды топлива. Тогда-то и был первый всплеск интереса к водороду, запасы которого на земле огромны, ведь его можно получать из воды.

Однако вскоре кризис прошел, и нефтепроводы заработали на полную мощность, а водородные исследования были приостановлены. Но прошло более 30 лет, и эти исследования вновь стали актуальны, особенно учитывая современные экологические настроения. Действительно, сжигая водород, получаем воду…

А у меня все началось с просмотра занимательной статьи в интернете о водородном двигателе. Вот и решил заняться этим делом. Да и с экологией заодно будет чище. Ведь у водорода нет выхлопа, вернее, есть вода. А еще я заметил, что при ремонте двигателя сталкиваешься с такой проблемой как расточка блока цилиндров. После пробега 50 тысяч километров образуется эллипс. Причину этого явления я узнал позже, когда поставил электролизер на свою тестированную машину ВАЗ-2110.

Все очень просто, бензин не весь сгорает без водорода, и более 40 процентов вылетает в трубу. Что же представляет собой мой электролизер? Это банка с герметичной крышкой и штуцер для выхода водорода. Установил я четыре электрода из нержавейки и подключил выпрямитель. Подал напряжение 12 вольт, 5 ампер и опустил свободный край шланга в емкость с водой. А из нее водород стал выходить в виде пузырьков. Поставил эту установку на автомобиль, подключил к аккумуляторной батарее и установил шланг туда, где выходит водород, на воздушный фильтр. Запустил двигатель. Он запустился легко. Я сразу заметил, как он быстро развивает обороты. В общем, я своим дополнением доволен.

Авто бегает на 4-й передаче от 40 километров в час, а на 5-й передаче – от 60 км/ч. И сразу начинается экономия топлива. И выхлоп из трубы тоже стал чище.

– Александр Евгеньевич, а как отнеслись окружающие к вашей новинке?

– Первую хорошую оценку дала жена: «Машина легче едет. Быстрей бежит. Как будто летит», – сказала она. У меня три сына, и каждый одобрил затею отца. Особенно порадовался Олег. Он – водитель. Ему я рассказал о первых лабораторных опытах, которые я проводил, прежде чем сесть за руль машины, которая стала «питаться» бензином и водой.

Сначала я внимательно следил за бульбометром. Так я называю пол-литровую банку с водой. Воду меняю один раз в месяц.

– А теперь назовите, пожалуйста, аргументы в пользу нового топлива.

– Была у меня поездка в Невинномысск. Туда от Каневской 600 километров. Обычно на дорогу уходило 70 литров. Когда поехал на новом топливе, то расход бензина составил 40 литров. Кстати, все мои расходы сократились примерно на 35 процентов. Как-то ездил на рыбалку в Бриньковскую, экономия составила уже 40 процентов.

– Александр Евгеньевич, какова все-таки реакция друзей, знакомых?

– Многие одобряют, но переходить на воду побаиваются. Некоторые называют меня чудаком, о моей установке говорят резко: «Фигня!», а спецы, пошастав по интернету, соглашаются, что за новым видом топлива – будущее».

…Прошло пять лет. Теперь мы встретились с умельцем в его дворе.

Сейчас каждая моя поездка из Каневской в Краснодар и обратно экономнее, чем лет семь назад, на 30–40%.

– У вас новая машина? – спросил я Францева.

– Новая. Но по возрасту старая, – уточнил Александр Евгеньевич и добавил, – кстати, пятая по счету. Этому «Форду» 20 лет. До этого у меня были «Жигули» восьмой модели, «Мазда», «Лада», «десятка». Получается, что, приобретая старые автомобили, я перевожу их на бензин с водой, и у них появляется второе дыхание. Сын купил «десятку», у которой был двигатель с сильным перегревом – машина «ела» много масла. Пришлось мне вмешаться. После того как «десятка» стала ездить на новом топливе, все проблемы исчезли. И даже друг сына предложил свою «Тойоту» за обновленные «Жигули». Обмен состоялся, и оба водителя им довольны.

– За пять лет к вам кто-нибудь обращался с просьбой помочь в установке так называемого бульбометра?

– Если честно, то всего у четырех земляков-водителей появился интерес. Вопросы касались в первую очередь экономии топлива и затрат на компоненты бульбометра. А они невелики – от 300 до 500 рублей. Некоторые интересовались, сколько будет стоить моя работа. Я всем называл символическую цифру, подчеркивая, что главное для меня – появление последователей. Кстати, установка бульбометра под силу любому автоэлектрику. Мне был приятен разговор с внуком одного ветерана – тракториста, который трудился до войны на тракторе. Так вот, молодой человек рассказал, что дедушкин трактор работал не только на керосине – механизатор параллельно использовал и воду, добавляя ее в форсунку трактора… Я видел по телевизору документальный фильм «Водородный лейтенант». В нем есть рассказ о легендарных машинах-«полуторках». Их водители тоже применяли водородные или, проще говоря, водные компоненты, поскольку в середине войны было трудно с горючим.

Чего же я добиваюсь, пропагандируя езду на бензине и воде? У меня всего две задачи: убедить коллег-водителей в том, что от такого топлива воздух будет чище, а машины не реже будут выходить из строя. Кстати, доказано не только на моем опыте, что машине, работающей на бензиново-водяной смеси, меньше требуется масла. И оно почти не расходуется, как у тех автомобилей, что работают на бензине или даже газе. Ну, и третья задача – экономия топлива и, соответственно, денег владельцев машин. Сейчас каждая моя поездка из Каневской в Краснодар и обратно экономнее, чем лет семь назад, на 30–40 процентов.

От энтузиаста и умельца Францева я узнал, что в «Одноклассниках» он организовал группу «Это вы можете…», собрав свыше пяти тысяч единомышленников. В интернете Александр Евгеньевич постоянно отслеживает новости по любимой теме.

– Особенно популярна сегодня езда на бензине и воде в Болгарии, Германии, Польше, Украине. Есть немало последователей и в США. А я все же надеюсь, что здравый смысл и настоящая борьба за экологию заставят в нашей стране заинтересованные службы повернуться лицом к новому виду топлива.

Источник изображения: https://cdn1.img.ria.ru

Основные особенности модели «Бегалёт HYPE» объяснил генеральный конструктор аппарата Александр Бегак.

Интересно, что это универсальное транспортное средство было спроектировано и построено на спор. И что ещё более удивительно — всего за один месяц! Созданная машина является действительно уникальной, поскольку у неё нет аналогов во всём мире. Скоро «Бегалёт HYPE» будет подвергнуть различным испытаниям и тестам.

Отметим, что это первый опыт Бегака в создании уникальных аппаратах. Прежние его творения была представлены на салонах «Армия» и «МАКС», имеющих авиакосмическую направленность.

Назовём основные технические характеристики аппарата. Максимальная дальность полёта, обеспечивающаяся использованием четырёхлопастного винта, при условии нормальной погоды составляет 450 километров, максимальная скорость полёта — 70 километров в час. При этом воде на воде он идёт чуть медленнее — всего 30 километров в час, а вот по земле двигается быстрее всего — 120 километров в час.

Важно, что для в городе «Бегалёт HYPE» использует электрический двигатель с мощностью в 35 киловатт, а вот для болотистой местности и в целом передвижения по воде существует ещё дополнительная силовая установка двигателя внутреннего сгорания, имеющая мощность в 42 киловатта.

Пустой «Бегалёт HYPE» вести 114 килограммов, но с нагрузкой его вес может достигать 320 килограммов.

Целевое назначение новинки, по мнению автора, это Министерства обороны и чрезвычайных ситуаций, силы специального назначения, спасатели, а также спортивный отдых.

#Бегалет HYPE

В середине пятидесятых созданием таких машин начали заниматься в США. Проект Reid Flying Submarine создал Дональд Рейд. Ему удалось довести его даже до испытаний, но все равно назвать аппарат жизнеспособным нельзя. Летчик находился в негерметичной кабине в акваланге, скорость под водой была очень низкой, быстро летать она тоже не могла, а погрузиться на два метра ее буквально приходилось заставлять. Собственно и эти два метра – настоящее чудо с такими поплавками. В общем, проект никого в результате не заинтересовал.

Последний концепт двухсредного самолета Cormorant («Баклан») появился в компании Skunk Works, которая входит в корпорацию Lockheed Martin. Главное его отличие – это беспилотник, который будет стартовать с субмарины. Использовать его, видимо, хотят для спецопераций. Из технических подробностей известно только, что сделал он будет из титана, а крылья у него складываются.
Автомобиль-амфибия
Создание транспортного средства, которое одновременно могло бы передвигаться по суше и воде, изначально было более перспективным направлением. Довольно быстро появились танки, которые могут преодолевать небольшие водные препятствия, различные вездеходы и другие проекты. Количество проектов уверенно приближается к сотне. При этом это не были, как в случае с самолетами-субмаринами, всего лишь фантазиями на тему, были созданы опытные образцы и даже серийный партии.

Например, автомобиль WaterCar Panther можно спокойно заказать даже в России. Игрушка, сразу скажем, дорогая. Полная комплектация стоит 135 тысяч долларов. Зато это полноценный автомобиль, который может разогнаться до 200 км в час на суше и до 70 км в час на воде. Производят его на заводе в Калифорнии.

В США также работает небольшая компания CAMI (расшифровывается как Cool Amphibious Manufacturers International, LLC), которая специализируется на создании амфибий. В ее «портфолио» самые разные проекты, которые можно даже заказать. Самый известный – это Hydra Spyder.

А вот роскошный трейлер-амфибия Terra Wind – это настоящий дом на колесах, который ко всему еще может и плыть. Еще можно заказать несколько вариантов автобусов и гольф-катер.

Не гнушаются разработкой амфибий и солидные корпорации, но в основном это делается, чтобы продемонстрировать возможности их инженеров и дизайнеров. Большого спроса на такие машины нет, поэтому проекты так и застывают на этапе концептов. Самый красивый вариант предложили дизайнеры Audi. Автомобиль Audi Hydron сохранил фирменный стиль и получил еще возможность путешествовать по воде. По замыслу его разработчика Дэвида Кардосо этот электромобиль в воде будет передвигаться благодаря специальной конструкции колес.

В Центре боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России (город Ейск) 14 июля встретили первый построенный для Минобороны РФ самолет-амфибию Бе-200 «Альтаир». Началась опытная эксплуатация. По контракту 2018 года два других самолета поисково-спасательной модификации ВМФ должен получить от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева в текущем году. В дальнейшем серию «Альтаиров» для ВМФ России планируется продолжить.

© Sputnik / Нина Падалко

Минобороны РФ намерено создать амфибийные отряды морской авиации на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и в составе Каспийской флотилии. Это позволит расширить возможности боевого патрулирования, поисково-спасательных операций в зонах ответственности. Самолеты Бе-200 для ВМФ России конструктивно и функционально отличаются от прочих модификаций.

Ранее выпущено около 20 летных экземпляров самолета-амфибии Бе-200, которые эксплуатируются преимущественно в МЧС России и Азербайджана. Самолет имеет шесть модификаций (поисково-спасательный, патрульный, транспортный, санитарный, пассажирский, противопожарный), специализацию отражает аббревиатура. К примеру, БЕ-200П используется для патрулирования, отличается большим количеством следящего оборудования, позволяющего обнаруживать нарушителей государственной границы (или экономической зоны) на больших расстояниях. БЕ-200ПС применяется в поисково-спасательных операциях. Пожарный БЕ-200ЧС производится на экспорт, один такой самолет приобрел Азербайджан, четыре «летающие лодки» в 2016 году заказал Китай.

Восходящая звезда

Минобороны РФ на сегодня законтрактовало шесть «Альтаиров». Польза для ВМФ очевидна. Самый большой современный самолет-амфибия с реактивными двигателями Бе-200 «Альтаир» способен патрулировать морские границы и экономические зоны, выполнять поисково-спасательные функции, перевозить грузы массой до пяти тонн – в радиусе 1500 километров, на высотах до десяти тысяч метров. Расположенные над крылом мощные двигатели Д-436ТД позволяют развивать скорость до 710 километров в час (крейсерская – 365 километров в час).

Самолет может садиться на море с высотой волны до 1,3 метра, а для взлета ему необходимо всего 1500 метров разбега – по воде или по суше. Это очень важно для оперативной и безопасной доставки грузов на корабли и суда ВМФ в открытом море. Достоинствами Бе-200 являются также возможность автономного базирования, высокая безопасность полетов и возможность посадки на воду в случае отказа одного из двигателей. Самолет способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной прибрежной зоне.

На этапе освоения «Альтаира» Минобороны РФ заявило об использовании его в мирных целях, и все же универсальная воздушная платформа Бе-200 позволяет размещать широкий спектр спецоборудования, решать сложные военные задачи. Так, в патрульной модификации самолета для ВМФ на борту могут устанавливаться оптико-электронная система обнаружения и автоматизированные рабочие места операторов, а также командно-тактическая, радиолокационная, радиогидроакустическая, магнитометрическая системы, комплексы радиотехнической разведки и управления вооружением. «Альтаир» способен вести разведку морских, наземных и воздушных объектов, обеспечивать специальные операции, эффективно решать задачи поиска терпящих бедствие экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок, а также перевозить личный состав и вооружение, эвакуировать раненых и больных из прибрежных районов без аэродромной сети (или зон стихийного бедствия). Возможно, платформу адаптируют и для решения ударных противолодочных задач.

На «летающей лодке» установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе пилотажно-навигационный комплекс нового поколения. Самолет может выполнять полеты в любых физико-географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Многоцелевой Бе-200 «Альтаир» – самолет мирового уровня, и специалисты прочат ему большое будущее. В ближайшей перспективе – участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге 26 июля.

Каспийская среда

Первый авиаотряд Бе-200 планируется сформировать на Каспии. Надо заметить, что до недавнего времени Каспийская флотилия ВМФ России собственной морской авиации не имела. Небольшие авиаотряды входили в состав флотилии только во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятно, Каспийское море станет для «Альтаира» испытательным полигоном. Опыт эксплуатации позволит усовершенствовать «летающие лодки», точнее адаптировать воздушную платформу для решения задач ВМФ.

Попутно это позволит в большей степени заинтересовать российских региональных союзников и партнеров в области военно-технического сотрудничества на Кавказе, в Центральной Азии и других точках планеты. Самолет-амфибия Бе-200 имеет значительный экспортный потенциал, достойные конкуренты отсутствуют.

Канадская компания Bombardier в 1990 году прекратила производство своих «летающих лодок» CL-215, способных брать на борт 5,3 тонны воды (в мире осталось около 120 таких машин). Более грузоподъемный (6 тонн воды) Bombardier CL-415 с двумя турбовинтовыми двигателями PW123AF (образца 1994 года) и созданный на его основе многоцелевой патрульный 415MP – находятся в ценовой категории, отпугивающей покупателей (за 25 лет продано 80 машин 415MP). И все же Bombardier 415 по многим показателям уступает «Альтаиру».

Японские самолеты-амфибии US-1A (образца 1971 года) и US-2 (в серии с 2007 года) – имеют узкую поисково-спасательную специализацию. Еще одна «летающая лодка» страны Восходящего солнца – ShinMaywa – слишком дорогая. КНР в 1985 – 1986 годах построила всего четыре многоцелевых самолета-амфибии SH-5, которые используются только как поисково-спасательные самолеты. Китайский самолет-амфибия AG600 испытывает серьезные технические трудности. Неслучайно китайцы заказали для пожаротушения партию российских Бе-200. То есть, «Альтаир» фактически не имеет конкурентов в мире – по всем параметрам.

Между тем, у предприятия-производителя есть конструкторские наработки на полвека вперед, включая проекты перспективных экранопланов Бе-1000 и Бе-2500.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *